Взаимоотношения веры и науки всегда были сложными. Чем интенсивнее развивалась научная мысль, воплощаемая на практике, тем неоднозначнее они становились. Как же относится церковь к ЭКО? Церковь, являясь защитницей и оплотом нравственных канонов, резко осуждает любое вмешательство в жизнь человека, если оно нарушает моральные устои, прописанные в Святом писании. К числу такой «неправедной» научной помощи относят некоторые этапы искусственного оплодотворения. Поэтому верующие женщины опасаются использовать такую возможность обрести материнское счастье.

Насколько приемлем способ «зачатия в пробирке» для настоящего христианина? Давайте разбираться.

Нарастающая популярность ЭКО связана не только с масштабными возможностями новых технологий. С каждым годом количество семейных пар, которые не могут зачать ребенка, увеличивается. Поэтому спрос на возможности экстракорпорального оплодотворения постоянно растет. Так почему церковь против ЭКО? Ведь рождение ребенка делает семью крепкой и полноценной, приносит многим парам жизненный смысл?

Учитывая глобальность и важность проблемы, русская православная церковь (РПЦ) издала документ «Основы социальной концепции РПЦ». Его 12 глава посвящена проблемам искусственного зачатия. Однако в нем есть ряд неточностей, из-за которых возникает путаница в принципиально важных вопросах.

Так, концепция выделяет два метода «научного» зачатия:

  • Искусственное;
  • Экстракорпоральное.

При этом первая «методика» одобряется церковью, а вторая попадает под строгий запрет.

Такое разделение является главной ошибкой, так как искусственным называют любое оплодотворение, выполненное с помощью вмешательства медиков. Экстракорпоральное оплодотворение – отдельно взятый метод, с помощью которого на свет появляются малыши «из пробирки». Неправильная трактовка определений и вызывает путаницу у верующих. Рассмотрим, что же представляют собой с точки зрения Концепции эти «методики», а также в чем их различие, по мнению представителей церкви.

Зачатие в пробирке: мнение церкви

Во всех религиях мира наступление беременности трактуется как благодать, сошедшая на женщину. Бездетность – наказание за грехи. Поэтому святые отцы настаивают на том, что зачатие должно оставаться естественным процессом, таинством, в котором участвуют двое: муж и жена. Вмешательство других лиц в данном случае недопустимо.

Однако в христианской православной церкви допускаются многие методы лечения бесплодия. К их числу относятся такие средства:

  • Прием лекарств;
  • Проведение медицинских манипуляций;
  • Хирургическое вмешательство.

Если говорить о беременности, «полученной» искусственным путем, то единственная возможность для верующей женщины зачать – метод искусственной инсеминации.

Суть процедуры заключается в «подсадке» семенной жидкости в полость матки. Искусственная инсеминация очень похожа на естественные процессы, которые происходят в организме женщины после интимной близости. Однако по многим причинам патологического характера сперматозоиды не могут «добраться» до цели самостоятельно и гибнут. Если процедура пройдет успешно, то введенная семенная жидкость оплодотворит яйцеклетку. Затем начнется их совместное движение по маточным трубам, они благополучно дойдут до матки и внедрятся в ее стенку.

К такой методике искусственного зачатия церковь относится положительно. Но только в том случае, если соблюдены два условия:

  • Сперма, с помощью которой происходит оплодотворение, принадлежит супругу женщины;
  • Семенная жидкость получена с помощью пункции половых органов или собрана естественным путем во время полового акта.

Почему эти аспекты важны для верующего человека? Таинство семейной жизни не предусматривает вмешательство третьих лиц. Поэтому введение донорской спермы исключено.

Метод получения мужских половых клеток также важен. Ведь онанизм трактуется церковью как рукоблудие, которое по сути своей является порочным. Поэтому при сборе биологического материала этим методом пользоваться нельзя.

А вот отношение церкви к ЭКО крайне негативное. Говоря об ЭКО, подразумевается искусственное оплодотворение, в котором используют женские или мужские половые клетки для зачатия вне тела женщины. В данном случае положение пациентов приравнивают к суррогатному материнству.

Еще одна важная негативная сторона технологии ЭКО – «добыча», отбор и утилизация нежизнеспособных эмбрионов. Перечисленные аспекты воспринимаются служителями церкви как нарушение главных нравственно-моральных устоев христианства.

«Лишние» эмбрионы

Главная причина «противоборства» ЭКО и церкви – эмбрионы, выращенные искусственным путем. При таком способе получения половых клеток оплодотворение считается противоестественным. А дальнейшая «работа» с генетическим «материалом» является греховной. Ведь после того, как эмбрионы «вырастают» в пробирке, генетик делает их отбор. Сильные и жизнеспособные зиготы готовят к «подсадке». Если их много, то оставшуюся часть замораживают, чтобы использовать для повторного курса или как донорский материал. Слабые эмбрионы уничтожаются.

Христиане считают, что в момент слияния половых клеток мужчины и женщины на свет появляется новая жизнь. У маленького, еще не рожденного человека уже есть душа, поэтому отбор эмбрионов и их уничтожение должно считаться грехом. В этой главной причине, почему церковь не приемлет ЭКО, заключен глубокий нравственный смысл. Уничтожение «слабых» зигот приравнивается к аборту: намеренному уничтожению живого существа.

Есть еще один аспект, который православные считают греховным. Те эмбрионы, которые подсадили к женщине в матку, выживают не всегда. Причин этому много. Однако всегда, по мнению служителей церкви, ответственность за их смерть несут родители, которые согласились участвовать в «эксперименте».

Суррогатное материнство

Негативно относится к ЭКО церковь и в том случае, если для жизни и развития оплодотворенной яйцеклетки используется чужое женское тело. Доноры в виде суррогатных матерей считаются нравственно недопустимыми с православной точки зрения.

Православие против того, чтобы женщина вынашивала чужого ребенка. Ведь между ними возникает тесная связь в течение 9 месяцев, которую прервут «настоящие» биологические родители. Путаница между эмоциональными привязанностями и генными особенностями недопустима, поэтому церковь не приветствует использование женского тела в качестве «инкубатора» для генетических родителей.

Донорство

Не менее щепетильно относится православная церковь к использованию донорских клеток для искусственного оплодотворения. В семенной жидкости мужчины и в женской яйцеклетке содержится особый генотип, который определяет особенности внешности и характера эмбрионов – будущих детей. Поэтому такое оплодотворение церковь считает грешным.

К тому же использование чужого биоматериала является вмешательством в союз супругов. Ребенок, рожденный не от плоти двух любящих супругов, не будет знать своих настоящих биологических родителей. Лишение малыша права знать своих настоящих родителей – это грех.

Церковные служители утверждают, что возможность иметь детей напрямую зависит от воли Бога. С проблемой бесплодия связан греховный образ жизни родителей, нежелание меняться и надеяться на Всевышнего. Важно помнить о поклонении не храму, а Богу!

Чтобы не использовать медицинские методики, а забеременеть естественным путем, Святые отцы рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • Молитвы и иконы обладают целительной силой, которая лечит душу и тело, поэтому использовать их при бесплодии нужно обязательно;
  • Регулярное исповедование и причастие важны для христианина, с их помощью достигается душевный покой и уверенность в своих действиях;
  • Если пара еще не оформила свой союз официально, это нужно сделать как можно быстрее;
  • Помимо оформления государственного брака, его заключают «на небесах» – венчаются;
  • При отсутствии естественного зачатия церковь рекомендует использовать все методы лечения бесплодия: народные и медицинские.

Беременность и роды – особые таинства, к которым нужно подготовиться. Церковь разрешает использовать лечение тела некоторыми способами, однако она считает, что в первую очередь внимание нужно уделить исцелению души. А сделать это можно только с помощью искренней молитвы. Молиться можно в храме или дома. Священнослужители рекомендуют произносить слова молитвы об успешном зачатии перед такими иконами Божьей Матери:

  • Грузинской;
  • Моденской;
  • Федоровской;
  • Милостивой;
  • Взыгрании младенца;
  • Млекопитательницы.

Также церковь одобряет обращение за помощью к Святым:

  • Анне Пророчице;
  • Иоанну Киево-Печерскому;
  • Ксении Петербуржской.

Материнство является наградой за благодетельную жизнь супругов. Если же ничего не помогает, священнослужители рекомендуют обратиться к усыновлению.

Крещение детей-экошек

Имеют право на вхождение в церковь независимо от того, с помощью какой методики искусственного оплодотворения они появились на свет. Если священник не крестит детей, отказывая малышам во входе в церковное лоно, он сам совершает тяжкий грех.

Согласно учению православной церкви, дети не несут ответственность за действия своих родителей. Отказ в крещении малышей – лишение естественных и очень важных прав малышей. Поэтому если вам пришлось столкнуться с подобной ситуацией, то не стоит расстраиваться. Обратитесь в другой храм, где вашему малышу обязательно проведут таинство крещения.

Можно ли мусульманам делать ЭКО

Предписания Ислама не запрещают использовать экстракорпоральное оплодотворение бездетным парам. Однако и в этой религии есть ряд ограничений, нарушать которые – тяжкий грех.

Перечислим запрещенные методики ЭКО для мусульман:

  • Применение донорских клеток;
  • Использование искусственного оплодотворения в парах с неузаконенными отношениями;
  • Уничтожение эмбрионов, достигших трехмесячного возраста.

Позиция других конфессий

Отношение других конфессий к проблеме искусственного оплодотворения разное. Одни полностью отвергают такую возможность зачатия ребенка, другие – поощряют.

Католичество

Католическая церковь не приемлет компромиссов в вопросах искусственного оплодотворения. Она считает, что такой способ зачатия греховен изначально, так как нарушает тайну «интимности» супружеской близости. Даже использование искусственной инсеминации с применением половых клеток супругов считается греховной.

Буддизм

В отличие от католичества буддизм приветствует любые новые технологии, которые помогают женщине обрести радость материнства. ЭКО, донорство, суррогатное материнство – любой способ хорош, если он поможет продлить человеческий род.

По мнению буддистов, женщина, прилагающая все усилия, чтобы забеременеть, получает благословение свыше.

Иудаизм

Одна из заповедей иудеев гласит: «Плодись и размножайся». Какой способ выберет для этого семейная пара, не имеет никакого значения. Позволительно также пользоваться услугами суррогатной матери. Более того, государство возвращает все затраты семьи на искусственное оплодотворение.

Однако есть некоторые условия, которые будущие родители должны выполнить перед использованием ЭКО:

  • Получить благословение раввина;
  • Приглашать на роль суррогатной матери незамужнюю женщину, которая не имеет родственных связей с супругами.

Следовать предписаниям своей конфессии в отношении искусственного оплодотворения или нет, решать семейной паре. Если же верующие супруги не хотят идти против законов церкви, можно усыновить малыша. Известно много случаев, когда после усыновления ребенка бездетная женщина беременела и рожала своего здорового ребенка.

Шагнувшая далеко вперед медицина изобрела способ, как помочь бесплодной паре. Появилась возможность решить эту непростую ситуацию – экстракорпоральное оплодотворение. Многих, решившихся на этот шаг, волнует отношение церкви к ЭКО – зачатию в пробирке.

Оплодотворение искусственным путем

В древние времена многие религии считали, что бесплодие женщины это наказание либо ей, либо ее семье за греховные деяния. В современном мире продолжают существовать культуры, в которых позором семьи является женщина, не способная стать матерью. Сейчас, конечно же почти никто не обращает внимание на эти предрассудки. Но невозможность зачать малыша, делает несчастными многие семейные пары, иногда даже разрушает брак.

Испробовав все возможные методы лечения от бесплодия, муж и жена решаются на оплодотворение вне женского тела. Невозможность зачать ребенка естественным путем вызывает отчаяние, а ЭКО дает надежду стать матерью и отцом.

Конечно, никто не гарантирует на сто процентов успех данного предприятия с первого раза. Нередко пары делают попытки до пяти раз, дожидаясь долгожданной беременности. Для многих процедура ЭКО – слишком дорогое удовольствие, да и ее не назовешь безобидной для женского здоровья.

Но, не обращая внимания на отрицательные моменты, мужчины и женщины готовы изыскивать средства, преодолевать разочарования, подвергать определенным рискам свое здоровье, лишь бы достичь желаемого результата.

Показания к проведению

Кому же показано оплодотворение в пробирке в первую очередь?

  • Женщинам с непроходимостью маточных труб. Яйцеклетка при такой патологии никак не сможет попасть в трубы и встретиться там с мужской гаметой.
  • Полное отсутствие труб матки.
  • Пациенткам с диагнозом эндометриоз.
  • При гормональных нарушениях, которые вызывают самопроизвольное прерывание беременности или не дают нормально созревать яйцеклетке.

Помимо женского, очень часто встречается мужское бесплодие. С мизерным процентом полноценных сперматозоидов — нереально зачать детей. К сожалению, стоит отметить, что количество мужчин потерявших репродуктивные способности, с каждым годом увеличивается. И в этом случае экстракорпоральное оплодотворение является единственным шансом стать родителями.

Что думает церковь об искусственном оплодотворении?

Популярность оплодотворения искусственным способом набирает обороты. Причиной этого является репродуктивная патология с невозможностью иметь детей, распространяющаяся невероятно быстро. Статистические данные указывают следующее, что из семи супружеских пар одна сталкивается с данной ситуацией.

Разрешает ли церковь православным христианам обращаться за помощью к медикам, чтобы зачать малыша таким образом? Если зачатие вне женского тела делает счастливыми огромное количество пар, тогда почему церковь, мягко говоря, не приветствует такой способ рождения детей? В Основах социальной концепции православной церкви прописаны два метода воспроизводства потомства:

  • Искусственное оплодотворение.
  • Экстракорпоральное оплодотворение.

С нравственной стороны первый способ, как считает церковь, допустим. Второй – нет. Заминка состоит в следующем. Термин «искусственное» не конкретизирован. Здесь имеется в виду любая возможность зачатия неестественным путем. А ЭКО обозначает конкретно обозначенную методику оплодотворения не естественным способом. Такая некорректная терминология вызывает массу споров и мнений.

Пастыри истолковывают написанное в концепции субъективно, чем ставят под угрозу человеческие судьбы. Церковь допускает оплодотворение яйцеклетки искусственным путем, когда половые гаметы мужчины подсаживаются катетером непосредственно в матку. Это так называемая искусственная инсеминация. Она, по мнению церкви, не кардинально отличается от природного зачатия, не ломает целостность брака и происходит в рамках семейных взаимоотношений.

Причины протеста церкви против ЭКО

Об ЭКО в Концепции говорится следующее: недопустимым с нравственной стороны являются любые разновидности оплодотворения вне женского тела, при которых происходит заготовка, консервирование, и преднамеренное удаление «лишних» эмбрионов. Церковью осуждаются аборты именно из-за признания за эмбрионом человеческого достоинства. Все перечисленные манипуляции с «материалом» это тяжкий грех.

Некоторые члены церкви полагают, что человек, решившийся на экстракорпоральное зачатие, несет моральную ответственность как за «лишние», так и за подсаженные в матку зародыши в случае несостоявшейся беременности или их гибели внутри женского организма. Внедрение зиготы в маточную полость снаружи выглядит как научный эксперимент: получится – не получится.

Но врачи и потенциальные родители не берут во внимание тот факт, что эти эксперименты проводятся с живыми эмбрионами, являющимися крошечными людьми. Цена таких мероприятий – жизнь человека, поэтому церковь против ЭКО.

Судьба человеческих эмбрионов

Постоянной величиной, не зависящей от времени, социального происхождения, расовой и религиозной принадлежности, является цена жизни человека. Человеческое начало идет с момента его зачатия. Со стороны моральных норм положение эмбриона стоит на другой ступеньке, чем любая другая ткань, орган или часть человеческого тела.

Зародыш не может быть составляющим элементом женского тела. Это отдельный, целостный организм в самом начале своего человеческого развития. Судьба эмбрионов один из главных вопросов, поднимаемых в процессе ЭКО. Вот два из них:

  • Проблема ликвидации «ненужных, лишних» эмбрионов (в случаях, когда супруги не хотят иметь сразу нескольких детей).
  • Криоконсервация зародышей (оставшиеся, неиспользованные эмбрионы сохраняются в жидком азоте).

О присутствии нравственных сложностей у докторов и тех, кто обратился к ЭКО, свидетельствует ряд вопросов, возникающих между сторонами: хранить ли далее «материал», когда будет возобновлено внедрение замороженных зигот, не возражает ли пара против пожертвования зародышей для исследовательских мероприятий и на усыновление другим людям, может быть нужно утилизировать эмбрион? Весь этот перечень вопросов далеко небезупречен с точки зрения нравственности.

Получается, что человек на самой первой стадии развития становится экспериментальным объектом. А Православная Церковь неразделима в утверждении, что душа человека появляется в момент его зачатия. Отсюда и негативное отношение религии к экстракорпоральному оплодотворению.

Что еще отрицает церковь?

Недопустимым, с точки зрения церкви, является донорство гамет. Такие манипуляции, допуская вмешательство других лиц, попирают единство личности и неповторимость брачного союза. Помимо этого, донорская практика, заведомо предрасполагает мужчину и женщину к безответственному отношению к чаду, родившемуся не «плоть от плоти».

Казалось бы, то, что должно было объединить мужа жену, наоборот ставит под угрозу их взаимоотношения. Это связано с тем, что у родившегося ребенка существуют биологические родители. Что касается ребенка, то его рождение от донора, лишает права расти с настоящими, биологическими отцом и матерью. Вынашивание другой женщиной оплодотворенной яйцеклетки, так называемое «суррогатное материнство», является по церковным законам антиморальным и не естественным.

Данная методика ломает духовную и эмоциональную связь младенца с матерью в период его вынашивания. Происходит психологическое травмирование и женщины, и малыша. Малышу передаются душевные волнения чужой женщины — «суррогатной матери». Поэтому, в момент его передачи истинным родителям, ребенок переживает колоссальный стресс.

Эти методики рождения детей нравственно неприемлемы в православии. Если один из супругов не способен к воспроизводству потомства, а методы медицины для лечения бесплодие не дают положительных результатов, им необходимо смириться и принять данный факт как определенное жизненное дарование. Так говорят пастыри. К их рекомендациям относится возможность семьи усыновить ребенка по их обоюдной договоренности.

Дети ЭКО

Священнослужители, рассуждающие категорично и нежелающие признавать прогрессивные медицинские методики, иногда принимают доходящие до абсурда решения. Имеется в виду отказ крестить детей, родившихся при помощи ЭКО. Во внимание не берутся даже обстоятельства, из-за которых мужчина и женщина решились на этот шаг.

Родителям таких деток не стоит паниковать и отчаиваться. Выход очень прост, нужно обратиться в другой храм. Дело в том, что святой отец не имеет права отказывать в таинстве крещения по причине его осуждения поступков взрослых людей. Как говорится в Библии, каждый человек лично несет ответственность за свои деяния. Дети не могут отвечать за поступки родителей, а родители не могут быть наказаны за детей. Церковь правомочна требовать от отца и матери покаяния до того, как состоится крещение ребенка ЭКО.

Малыши, рожденные таким способом, в обязательном порядке принимаются в церковное лоно. Их не только крестят, но и соборуют, разрешают причащаться и исповедоваться. По-большому счету, ребенок ЭКО точно такой же, как и его сверстники. По мнению священнослужителей, эти дети вместе с родителями должны посещать храм как можно чаще.

Каждый человек должен понимать, что бесплодие имеет свою первопричину, как и любое другое заболевание. Жизненный уклад и мышление являются определяющими этой проблемы. Вполне логично, что для того, чтобы пройти этот «экзамен» нужно ввести в свою жизнь неотемлемые составляющие.

  • Исцелить не только душу, но и тело помогает исповедь и причастие христовых таинств.
  • При любых недугах помогает церковное таинство соборование.
  • Парам, состоящим в гражданском союзе, рекомендуется заключить брак на небесах, то есть повенчаться.
  • «Бесчадие», советует церковь, нужно лечить и традиционными и народными способами.
  • Также чудодейственной силой обладают молитвы. Достичь желаемого результата помогают молитвы, идущие от души, чистосердечные, с определенными эмоциями и страстностью. Особенно ценится молитва от бесплодия, читаемая в храме с коленопреклонением.

Хорошо, когда дома есть образ от бесчадия: Икона Моденская, Милостливая, Федоровская и Грузинская икона Божьей Матери. Женщинам, пришедшим в храм нужно знать где расположена икона, помогающая от бесплодия, ставить перед ней свечи и читать молитвы. К таким иконам относят: «Взыграние младенца», Богородица «Млекопитательница», «Нечаянная радость», «Целительница», икона Серафимо-Дивеевская.

Нужно обращаться к своему ангелу-хранителю, который есть у каждого человека. Просить у него помощи и поддержки. Помочь в попытках зачать малыша должны и святые. Это праведные Анна Пророчица, Матрона Московская, Ксения Перербуржская, святой мученик Ипатий, отрок Иоанн Киево-Печерский. Но, в самую первую очередь, церковь советует обращаться к Богу. Именно Бог дает человеку жизнь.

Отношение других религий к ЭКО

В Исламе отношение к экстракорпоральному оплодотворению, в целом, положительное, при условии соблюдения некоторых условий:

  • Нельзя использовать донорские клетки.
  • ЭКО должно проводиться исключительно в семьях с официально узаконенными отношениями.
  • Запрещено уничтожать эмбрионы, которым больше трех месяцев.

Согласно Шариату, продление рода - это благословенье свыше, поэтому приветствуется лечение бесплодия. Грехом считается нежелание иметь детей парами, способными решить проблему с деторождением.

Буддизм является одним из самых демократичных в вопросе экстракорпорального зачатия. Здесь приветствуется рождение детей. Зачатых любым способом. Пары, родившие или усыновившие ребенка, получают свыше благословение. По будистским законам нужно любыми путями спасать эмбрионы, тем самым продлевая род человеческий.

Иудеи, согласно семейным заповедям, обязаны рожать сыновей и дочерей. Каким способом произошло зачатие для них не имеет никакого значения. Также не принципиально и то, кто выносил малыша.

Однако существуют определенные ограничения при выборе суррогатной матери. Женщина перед проведением процедуры должна побеседовать с раввином и получить божье благословение. Помимо этого государство Израиль возмещает все расходы по оплодотворению искусственным способом.

Подводим итоги

Проанализировав разные аспекты экстракорпорального оплодотворения, можно подвести следующие итоги. Православная Церковь допускает использование данного способа для зачатия ребенка. Исключением являются несколько абсолютно неприемлемых моментов:

  • Выращивание и умерщвление «лишних» зародышей.
  • Вынашивание младенца суррогатной матерью.
  • Донорство гамет (третье лицо в браке).

Но процедура ЭКО возможна и без вышеперечисленных действий. Таким образом не возникает нравственных противоречий. Если муж и жена решили прибегнуть к искусственному оплодотворению, они должны не отступить от следующих правил:

  1. Использовать только свои половые клетки (никакие другие лица не должны принимать в этом участие).
  2. Имплантировать все полученные эмбрионы исключительно биологической матери.
  3. Не замораживать и не утилизировать зародыши. Все они должны имплантироваться. Для этого нужно создавать не более трех зигот.

Стоит отметить, что в случае с эмбрионами, криоконсервация не допустимав. А замораживание половых клеток считается абсолютно нормальной процедурой. А как же быть с «лишними» зародышами, которых родители оставили на заморозку и в последствие их не имплантировали? По мнению священников, эти эмбрионы можно отдать для усыновления парам, у которых не может быть собственных детей.

Имеется в виду не суррогатное материнство, а усыновление будущего малыша выносившей его матерью. Зародыш приобретает статус усыновленного. В то же время мать, вынашивающая плод, и ее муж могут насладиться всеми радостями, которые несут беременность и роды.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод: если дополнительные репродуктивные методики способны оказать помощь бездетной семье, обоснованным и уместным будет использовать такую возможность. Высокий уровень проводимых процедур вполне способен предотвратить развитие «лишних» эмбрионов, а также их усыновление. Поэтому обратиться к этим процедурам, при условии соблюдения критериев этики и нравственности, не будет считаться грехом и может быть вполне оправдано.

Многих кто думает о том, чтобы воспользоваться ЭКО интересует вопрос, как церковь относится к этому. Отношение к ЭКО как у церкви неоднозначное. Верующие родители перед тем, как решиться на искусственное оплодотворение хотят получить одобрение у священнослужителей. Разобраться в этом вопросе поможет эта статья.

Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.

По мнению церкви, если пара не может иметь детей, а излечиться от бесплодия супруги не могут нужно смириться и воспринять это как волю Господа и жизненное предназначение.

Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.

Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.

Видео по теме:

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Еще одним условием безгрешного ЭКО является количество перенесенных эмбрионов. Все эмбрионы, которые были перенесены должны развиваться. То-есть нельзя удалять уже прижившиеся зародыши.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы, должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Причины негативного отношения

Рождение ребенка это не единственное предназначение брака. При бесплодии супруги могут взять ребенка из детского дома. Возможно, Бог послал это испытание не случайно.

Отношение церкви к ЭКО будет более негативным если:

  1. ЭКО будет делать одинокая женщина.
  2. Будет применена донорская сперма.
  3. Будет применена редукция (удаление зародышей).
  4. При криоконсервации.

Если при ЭКО будет использована сперма донора — это будет расценено, как вмешательство третьей стороны. Такое вмешательство в брачный союз нарушает целостность семьи. Это является поощрением безответственного отцовства. Будущий биологический отец не узнает, что у него появился ребенок. Донор не получит возможность участвовать в жизни своего ребенка.

Также при использовании донорского биоматериала будут нарушены и права будущего ребенка. Малыш имеет право на единственных родителей. В случае донорства родители у малыша будут и социальные и биологические.

У ребенка должно быть двое родителей. Это священное право ребенка в православии. При использовании биоматериала донора ребенка лишают одного из родителей – это грех.

Криококонсервация не допускается также как и удаление (убийство) непригодных эмбрионов. В христианстве считается, что в момент оплодотворения уже происходит зарождение души. То-есть при отборе наиболее жизнеспособных эмбрионов происходит детоубийство.

При редукции происходит удаление лишних зародышей, что предотвратить многоплодную беременность. Такое действие расценивается церковью, как аборт и детоубийство. Это считается одним из самых тяжких грехов.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами. Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами. Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

«Дети загробного мира»

Служители церкви считают криконсервированные эмбрионы «детьми из загробного мира». Такими детьми священники считают зародышей, перенесенных после заморозки, когда их биологические родители уже умерли (отец или оба родителя в случае с донорством). Говорится, что дети осиротели еще до подсадки в полость матки будущей матери. Тоже самое говорится и в случае если жена после смерти мужа решает родить от его семени взятой еще до смерти.

Суррогатное материнство также не принимается РПЦ. Такой способ считается аморальным, ведь в период вынашивания образуется связь у мамы и малыша, как телесная, так и духовная. После родов ребенок передается социальным родителям. Ребенок, в этом случае, является объектом купли-продажи. Это тяжкий грех.

Искусственное оплодотворение негативно воспринимается церковью из-за того, что человек берет на себя функцию Бога. Человек пытается все контролировать и подчинять своим желаниям.

Крещение «детей из пробирки»

Часто служители церкви отказывают в крещении ребенка после ЭКО. Причина отказа это грех родителей. Прошедшие ЭКО родители совершили грех, согласившись с убийством пусть и не родившихся детей. Крещение в этом случае не имеет смысла, ведь ребенка не смогут правильно воспитать в христианском духе.

Экстракорпоральное оплодотворение — это технология, которая была изобретена во второй половине прошлого столетия. С ее помощью за это время огромное количество женщин, которые по тем или иным причинам не могли самостоятельно забеременеть, сделали это и познали радость материнства.

Вконтакте

В большинстве случаев женщины прибегают к этому способу оплодотворения, если у них имеются те или иные проблемы, и самим не получается зачать или родить ребенка. Также проблема может быть в партнере, кто должен стать отцом будущего ребенка. Либо партнера у женщины нет, и она использует для ЭКО донорский материал.

Ситуации могут быть разные. Не все женщины решаются на такую процедуру, даже если у них есть финансовые возможности.

В большинстве случаев камнем преткновения является религия, которую проповедует женщина.

Многие религиозные конфессии негативно относятся к ЭКО, некоторые допускают эту процедуру, но с определенными условиями. В каждой религии свои условия. Почему же церковь против ЭКО, и как быть в этой ситуации?

Изначально отношение к данной технологии было негативным, потому что зачатие происходило не по воле Божьей. Но, со временем православная церковь все-таки сменила свое мнение по поводу ЭКО. Но, есть определенные условия и нюансы. ЭКО не запрещено в том случае, если женщина и мужчина, которые являются законными венчанными супругами, не могут зачать ребенка естественным путем , если хирургическое и терапевтическое лечение не помогает. Мужчина и женщина обязательно должны быть законными супругами. Это главное условие.

Русская православная церковь негативно относится к ЭКО, , потому что беременность негативно сказывается на ее физическом и моральном состоянии, а родители, которые получат ребенка, не смогут испытывать к нему тех же чувств, если бы он был рожден самой матерью. Кстати, негативное отношение православная церковь проявляет не только к ЭКО, суррогатное материнство также не одобряется. Причина тому — женщина рожает не сама, и у нее может не развиваться природный материнский инстинкт. От этого, в первую очередь, будет страдать ребенок.

Также православная церковь негативно относится к искусственному оплодотворению, если ребенок вынашивается одинокими женщинами с донорским материалом, для пар нетрадиционной сексуальной ориентацией. В обоих случаях у рожденного ребенка не будет классической традиционной семьи.

Католическая церковь отрицательно относится к этой технологии. Причем, использование , суррогатное материнство ею даже не рассматривается, потому что, по ее мнению, это неправильно и нарушает все правила. Католическая церковь против ЭКО, даже если используются яйцеклетки и сперматозоиды двух законных супругов.

По мнению представителей церкви это нарушает естественное таинство, потому что ребенок должен быть плодом любви своих родителей, а не выращенным в пробирке «продуктом». Уничтожение лишних эмбрионов сродни аборту в католической церкви, а использование донорского материала нарушает целостность семьи.

Иудаизм об ЭКО

В целом данная религия не против такого способа оплодотворения, но, разумеется, и здесь есть свои нюансы. Все зависит от конкретной ситуации. Заповедь гласит: плодитесь и размножайтесь. Поэтому, если у супружеской пары не получается самостоятельно естественным путем родить ребенка, они могут прибегнуть к ЭКО, а также к суррогатному материнству. В качестве суррогатной матери может выступить женщина, которая не является родственницей одного из супругов, и не состоит в браке. Если супруги приняли решение использовать суррогатную мать или ЭКО, им обязательно нужно обсудить это с раввином, который поможет им, поддержит.

Буддизм можно назвать самой демократичной религией, если речь идет об ЭКО. Эта религия приветствует и поддерживает все новое, современные технологии и т. д. Поэтому и к ЭКО в буддизме относятся положительно . По их мнению, женщина, если хочет стать матерью, может сделать это любыми доступными способами. Если естественным путем у супругов не получается завести детей, они могут прибегнуть к ЭКО.

Также в данной религии не против суррогатного материнства . Если женщина сама обрела радость материнства, счастлива, она может осчастливить и других, родив им ребенку, выступив в качестве суррогатной матери.

Как Ислам относится к ЭКО

По законам шариата, если есть проблемы со здоровьем, мужчина или женщина не могут иметь ребенка, у них есть возможность лечиться. Так как по Исламу каждый человек имеет право на продолжение рода, если у него не получается, он может прибегнуть к ЭКО. То есть, Ислам не запрещает искусственное оплодотворение, но с определенными условиями:

  • прибегать к процедуре могут только законные супруги;
  • не допускается использование донорского материала, потому что в Исламе это приравнивается к измене;
  • нельзя уничтожать эмбрионы, возраст которых больше 120 дней, потому что у них уже есть душа;
  • супружеским парам запрещается использовать эмбрионы других супругов.

Как поступить: решиться на ЭКО или не нарушать правила своей конфессии?

Вопрос очень сложный. Многое зависит от того, насколько религиозны сами будущие родители. Некоторые настолько набожные, чтят все, поэтому не могут решиться на ЭКО, несмотря на то, что очень сильно хотят ребенка. Другие настолько сильно хотят стать родителями, что не обращают внимания на мнение церкви. Поэтому, все индивидуально в каждом случае.

И тут все зависит от уровня набожности будущей матери или обоих родителей. Можно до конца жизни строго соблюдать религиозные правила, либо закрыть на все это глаза, пройти процедуру и стать счастливым родителем. Если же будущие родители очень набожные и ни за что не нарушат законов своей религии, а она против ЭКО, они могут усыновить ребенка. Усыновление редко в каких религиозных конфессиях вызывает негатив. Если же все-таки планируется ЭКО, обязательно нужно проходить процедуру в проверенной, надежной клинике.

Мнение православного священника об эко на видео:

Демченко Алина Геннадьевна

Время на чтение: 2 минуты

Ухудшение экологии, условий жизни и возникновение новых вирусных инфекций сделали свое дело. Если еще 50-60 лет назад практически не было бесплодных семей, то теперь это массовое явление не только у нас, но и за рубежом. Все бы ничего, ведь ученые создали вспомогательные репродуктивные технологии, способствующие зачатию, но тут возник другой вопрос: Как церковь относится к эко?

Отношение различных конфессий

Отношение церкви к ЭКО странное, ведь любое вмешательство в дела Господа под запретом, но, с другой стороны, если это укрепляет семью и веру в Бога, то почему бы и нет? Спорное отношение к “ребенку из пробирки” побудило многих в религиозном мире столкнуться с этическими проблемами, поднятыми новыми репродуктивными технологиями
Стандартному пониманию отношений между сексом и рождением бросили вызов прежде не предполагаемые методы зачатия. Многие конфессии считают, что такие способы разрушают брак, ведь ребенка можно просто «купить». Особенно страшно это стало теперь, когда многие страны разрешили однополые браки и хотят разрешить таким парам усыновлять детей или, в случае лесбийской пары, воспользоваться донорской программой для зачатия.
Эмоциональные потребности людей, которые стремятся иметь детей и не имеют никакой надежды на это, кроме как с использованием этих процедур, также вынудили богословов вновь исследовать традиционные доктрины. Тем более их поддерживают многие специалисты по этике, считая, что применение репродуктивных технологий безнравственно, ведь внимание людей должно быть направлено на предотвращение нежелательных рождений, на усыновление детей и на улучшение здоровья всех младенцев.

Православие

Православная церковь считает что технология экстракорпорального оплодотворения- это грубое вмешательство в тайну рождения ребенка. Если Господь не посылает нам детей, то это значит, что мы должны обратиться к нему с молитвами, благотворительностью и т.д. Господь проверяет родителей относительно того, готовы ли они принять ребенка как подарок Бога, а не как «продукт» медицинских технологических инноваций. Почему церковь против эко? Основной причиной негативного отношения к ЭКО является гибель эмбрионов во время процедуры. Экстракорпоральное оплодотворение противоречит основам церковной жизни: «При использовании технологии ЭКО эмбрионы проходят лечение как объекты, в частности, могут быть сохранены или уничтожены, что недопустимо». Церковь всегда считала эмбрион человеческим существом, имеющим душу, и его убийство является неприемлемым. Лечение бесплодия способом ЭКО между супругами Русская православная церковь условно «разрешает», полагая, что это вариант естественного зачатия. Однако РПЦ выступает против ЭКО для суррогатного материнства, донорских яйцеклеток и спермы. Особенно настораживает церковь тот факт, что многие знаменитые люди не хотят рисковать своим здоровьем и фигурами, а просто приобретают детей путём суррогатного материнства (Пугачева и Галкин, Филипп Киркоров и т.д.). Настоятели волнуются и надеются, что этот способ не войдёт в обычную практику.
Кроме этого не стоит забывать, что церковь считает тело человека «сосудом», а такие процедуры его разрушают и неизвестно какими последствиями в будущем обернется попытка стать матерью.
Как относится к запрету обычный народ? Практически никак ведь если женщина искренне поблагодарит за это Бога, он услышит ее молитвы и простит. Дети, рожденные в результате процедуры ЭКО, допускаются к крещению только после того, как женщина (мать) исповедуется и причастится. В православной церкви к детям допускаются поблажки, ведь они не несут ответственность за грехи родителей.