Необычна, как и сама страна. Мы не собираемся пересказывать всю хронологию становления Ирландии, но отметить вехи, которые сильно повлияли на страну, необходимо. Ведь в историческом «сегодня» любой страны, обязательно прослеживается её взаимосвязь с прошлым.

В Ирландии, её историческое лицо появилось уже за несколько тысяч лет до Рождества Христова, которое было представлено каменными сооружениями (мегалитами или дольменами) эпохи неолита.

Особенностью этого периода является необычно большое количество таких сооружений на территории Ирландии. Всего здесь обнаружено свыше 1,000 мегалитических сооружений. Самыми известными из них являются Поулнаброн (Poulnabrone dolmen) в Национальном Парке Бурен, Глэнтейн (Glantane East) в графстве Корк (Cork), и Ноут в графстве Мит. Кстати, в сооружении , найдена одна из старейших карт луны, выполненная на камне.



Первое весомое описание Ирландии дано уже во II веке нашей эры в трудах историков Рима (Тацит) и Древней Греции (Птолемей), где они упоминают несколько племён кельтов, которые появились здесь в I-м тыс. до нашей эры.

С V-го века, начинает переходить в Христианство. И это не только заслуга Святого Патрика, которого считают крестителем Ирландии, но и других, не менее известных Святых, таких как Святой Колумба, и другие.

Ирландия к этому времени была разделена на многочисленные мелкие королевства. Но вот, что удивительно, в 697 году, в местечке Бир (Birr), графства Офали (Co.Offaly), между этими правителями было принято соглашение «О невиновных» (Low of the innocents). В этом договоре указывалось о запрещении насилия над мирным населением во время между усобных войн. Учитывая год создания этого договора, его намерения должным образом характеризуют ирландцев.



Ирландия в этот период становится очень важным центром монастырской жизни и учёности во всей Европе, с главным монастырём на острове Ионна (Iona). Сейчас этот остров принадлежит Шотландии, а описываемое нами время считается «Золотым Веком» Ирландии и характеризуется небывалым расцветом культуры раннего христианства, включая работы по металлу, камню и написанию рукописных книг.

Наиболее известной и хорошо сохранившейся такой книгой считается «Книга Келлов» или «Книга Колумба», которая была написана в Келлском монастыре, графства Мит, основанном самим Святым Колумба (St.Columba of Iona).

Скорее всего, эта книга была начата в монастыре острова Ионна, но из-за набегов викингов, монахи, во главе со Святым Колумба, перебрались в Келлское Аббатство (Kells Abbey), где книга и была закончена (800 год н.э.). Это одна их пяти версий определения места написания книги.



Сейчас, этот удивительный манускрипт хранится в Библиотеке и его можно посмотреть на специальной выставке.

Примерно, к этому времени относятся массовые набеги викингов, в результате которых, были разграблены многие монастырские поселения, как например, . Для расширения своих захватов, викинги основывают свои поселения – города. Так, например, был основан и город , ориентировочно в 988 году. И лишь в 1014 году, объединённые силы ирландцев, под предводительством короля Бриана Бору (Brian Boru), победили викингов под Клонтарфом.



Немного позднее, в этом районе был построен Замок Клонтарф, который сейчас находится уже в черте города и превращён в 4-х звёздочную гостиницу.

В связи с гибелью самого короля Бриана во время битвы, ирландцы не смогли решить вопрос об объединении страны после победы. Более того, один из мелких королей, попросил помощи у англо – норманнов, которые «помогли» установить их собственное господство. Как оплот своей власти, англо – норманны строили на захваченной территории замки, некоторые из которых, как например, или Замок короля Джона в Лимерик, сохранились и до настоящего времени.



К XVI му веку, англо – норманны, по сути дела, уже растворились в кельтской культуре. Но на Ирландию пришла новая беда в лице англичан, которые укрепив власть в Англии, смогли установить господство над островом Ирландия. Сделать это смог английский король Генрих VIII (King Henry VIII).

В следующем посте

Альтернативные названия страны - иногда Ирландию называют Галией или Эйре.

История

Занимает пять шестых ирландского острова, второго по величине острова Британских островов. В то время как ирландская национальная культура является относительно однородной по сравнению с многонациональными культурами других стран, ирландские люди признают некоторые незначительные и значительные культурные различия, которые являются исключительно традиционными именно для Ирландии, хотя она культура очень близка к британской.

В 1922 году , которая до некоторых пор частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, отделилась от Великобритании и стала называться Ирландским свободным государством (позже Ирландией), а кусочек Северной Ирландии так и остался в составе Соединенного Королевства Великобритании.

Северная Ирландия занимает одну шестую часть острова. Почти девяноста пять лет прошло с момента разделения Ирландии и Северной Ирландии, но этого времени хватило, чтобы культуры стран начали отличаться друг от друга. Несмотря на то, что они являются ближайшими соседями и имеют одинаковые корни, появились существенные различия в языке и в диалекте, в религии, в структуре правительства и в ведении политики, в спорте, музыке и деловой культуре.

42 процента населения Северной Ирландии по-прежнему считают себя ирландцами по национальности и этносу. Очень часто северные ирландцы указывают на сходство между своей национальной культуры и культурой Ирландии, это является одной из причин, почему Ирландия и Северная должны объединиться и представлять собой единое островное государство.

Большинство населения в Северной Ирландии, считающее себя коренными англичанами, они отождествляют себя с политическими сообществами и профсоюзными движениями Великобритании, поэтому не стремятся объединиться с Ирландией, а хотят сохранить свои традиционные связи с Великобританией.

В Ирландской независимой республике культурные различия признаются между городскими и сельскими районами (особенно между столицей Дублином и остальной частью страны), а также между региональными культурами, которые наиболее часто обсуждаются с точек зрения Запада, Юга, Мидлендса и Севера, которые традиционными ирландскими провинциями и называются Коннахт, Лейнстер и Ольстер.

В то время как подавляющее большинство ирландцев считают себя этническими ирландцами, некоторые ирландские граждане считают себя ирландцами британского происхождения, эту группу иногда называют «англо-ирландцами» или «Западными британцами». Другое важное культурное меньшинство ирландского происхождения – это своеобразные путешественники, которые исторически были странствующей этнической группой, известной своими ролями в неформальной экономике.

Представители этой группы были ремесленниками, торговцами и артистами. Есть также небольшие религиозные меньшинства (например, ирландские евреи) и просто этнические меньшинства (например, китайцы, индийцы и пакистанцы), которые сохранили многие аспекты культурной жизни со своими самобытными национальными культурами.

Становление нации

Нация, которая превратилась в ирландцев, была сформирована в течение двух тысячелетий в результате разнородных сил, как внутренних, так и внешних по отношению к острову. Хотя были несколько групп людей, живущих на острове в доисторические времена, но кельтские миграции первого тысячелетия до нашей эры принесли язык и многие аспекты гэльского общества, именно к этим моментам обращаются историки и политики, когда говорят о национальном возрождении. Христианство было введено в пятом веке нашей эры, и с самого начала ирландское христианство было связано с монашеством.

Ирландские монахи сделали многое для сохранения европейского христианского наследия до и во время Средневековья, и они проповедовали свою веру по всему континенту, прилагали усилия по созданию духовных санов, призывали людей служить их Богу и церкви.

С начала девятого века норвежцы провели исследования монастырей и поселений Ирландии, и к следующему столетию они создали свои собственные прибрежные сообщества и торговые центры. Традиционная ирландская политическая система, основанная на пяти провинциях (Мит, Коннахт, Лейнстер и Ольстера), включает в себя многих представителей норвежского происхождения, а также многие из нормандских захватчиков осели в Англии после 1169 года и укоренились там в течение следующих четырех столетий.

Англо-нормандские завоеватели забрали в свои владения большую часть острова, создали на этой земле феодализм и своеобразную структуру парламента. Появилось правительство и права людей, новая система приняла ирландский язык и обычаи, кроме того между нормандцами и ирландской элитой стали заключаться браки. К концу пятнадцатого века нормандские потомки полностью укоренились в Ирландии, свои поселения они предпочитали строить вокруг Дублина под контролем английских лордов.

В шестнадцатом веке Тюдоры стремились установить английский контроль над большей частью острова. Усилия Генриха VIII адаптировать католическую церковь в Ирландии положили начало многолетнему сотрудничество между ирландскими католиками и ирландскими националистами. Его дочь, Елизавета I, совершила английское завоевание острова.

В начале семнадцатого века английское правительство начало проводить политику колонизации, импортируя английских и шотландских иммигрантов, политику, что часто влекло за собой насильственное устранение родных ирландских традиций. Сегодняшний националистический конфликт в Северной Ирландией имеет свои исторические корни, когда новые английские протестанты и шотландские пресвитериане переехал в Ольстере.

Победа над Стюартами в конце семнадцатого века а к периоду протестантской активации, в котором гражданские права и права человека провозглашались на родном ирландском языке, подавляющее большинство населения в Ирландии были католиками, поэтому они были репрессированы. К концу восемнадцатого века культурные корни нации стали сильными. Но кроме всего прочего Ирландия впитала в себя некоторые традиции норвежцев и англичан. Однако, все новое, что пришло в страну, было неотделимо от католицизма.

Национальное единство Ирландии

Долгая история современных ирландских революций началась в 1798 году, когда католические и пресвитерианские лидеры под влиянием американской и французской революций, решили ввести на территории Ирландии национальное самоуправление. Они объединились, чтобы использовать силу, чтобы попытаться разорвать связь между Ирландией и Англией.

Это повлекло последующие восстания в 1803 году, 1848 году и 1867 году, однако разорвать связь с Англией так и не удалось. Ирландия вошла в состав Соединенного Королевства на основе Союза в 1801 году и находилась там до конца Первой мировой войны (1914-1918), когда ирландская война за независимость привела к компромиссному соглашению между ирландскими воюющими сторонами и британским правительством.

Протестанты Северной Ирландии хотели оставить Ольстер в составе Соединенного Королевства. Этот компромисс создал Ирландское Свободное Государство, в состав которого вошли двадцать шесть из тридцати двух районов в Ирландии. Остальные стали Северной Ирландией, но только часть Ирландии осталась в составе Соединенного Королевства, где большинство населения были протестантами и членами профсоюза.

Культурный национализм получил свой расцвет, когда за независимость Ирландии встало католическое освободительное движение в начале девятнадцатого века. Лидеры этого движения стремились достичь оживления ирландского языка, спорта, литературы, драматургии и поэзии, чтобы продемонстрировать культурные и исторические основы ирландской нации.

Это возрождение гэльской культуры стимулировало большую поддержку населения в создании идеи ирландской нации. Также в это время существовали группы, которые стремились различными способами выразить современный национализм.

Интеллектуальная жизнь Ирландии начала иметь большое влияние на Британских островах и за ее пределами, а в первую очередь среди ирландской диаспоры, которая была вынуждены бежать болезни, голода и смерти в период 1846-1849 годов, когда случился сильный неурожай картофеля, от которого очень зависело ирландское крестьянство. По разным оценкам в этот период голод привел к смерти примерно одного миллиона коренных жителей и двух миллионов эмигрантов.

К концу девятнадцатого века многие ирландские жители пришли к мирному соглашению с жителями Великобритании, но не все. Многие другие были преданы насильственному разрыву ирландских и британских связей. Тайные общества были предшественниками Ирландской республиканской армии (ИРА), вместе с общественными группами, такими как профсоюзные организации планировали еще одно восстание, которое состоялось на Пасху в Понедельник, 24 апрель 1916 года.

Оно отличалось беспощадностью, с которой Британское правительство пыталось его подавить. Это восстание привело к широкомасштабному разочарованию ирландского народа в перемирии с Англией. Ирландская война за независимость длилась в период с 1919-1921 года, а затем произошла ирландская гражданская война (1921-1923), которая закончилась созданием независимого государства.

Этнические отношения

Многие страны мира имеют в своем составе значительное количество ирландских этнических меньшинств, в том числе , и . В то время как многие из этих людей эмигрировали с середины до конца девятнадцатого века, многие другие являются потомками более поздних ирландских эмигрантов, а третьи родились в Ирландии и все равно отсюда уехали по каким-либо причинам.

Эти этнические общины определить в той или иной степени с ирландскую культуру, их отличают религия, танцы, музыка, одежда, пища и светские и религиозные праздники (наиболее известным из которых является день Святого Патрика, который празднуется в ирландских общинах по всему миру 17 марта).

В то время как ирландские иммигранты часто страдали от религиозной, этнической и расовой нетерпимости в девятнадцатом веке, их общины сегодня характеризуются устойчивостью их этнической самобытности и степени, в которой они укоренились и стали принимать отголоски других национальных культур.

Связи с родиной остаются сильными. Многие люди ирландского происхождения во всем мире принимают активное участие в поиске решения национального конфликта с Северной Ирландией.

Межнациональные отношения в Республике Ирландии относительно мирные, учитывая однородность национальной культуры, но ирландские путешественники часто становятся жертвами предрассудков.

В Северной Ирландии уровень этнического конфликта, который неразрывно связан с религией, национализмом и этническим единством, является высоким, он был причиной начала политического насилия в 1969 году. С 1994 года мир был шатким и прерывистым. Страстная пятница, в которую было заключено соглашение 1998 года, является самым последним аккордом в этой политической ситуации.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. История Ирландии

Отрывок, характеризующий История Ирландии

Скорбящая Магдалина в пещерах...

– Покажи мне её, Север!.. – не выдержав, попросила я. – Покажи мне, пожалуйста, Магдалину...
К моему величайшему удивлению, вместо суровых каменных пещер, я увидела ласковое, голубое море, на песчаном берегу которого стояла женщина. Я тут же узнала её – это была Мария Магдалина... Единственная любовь Радомира, его жена, мать его чудесных детей... и его вдова.
Она стояла прямая и гордая, несгибаемая и сильная... И только на её чистом тонком лице жила жгучая затаённая боль... Она была всё ещё очень похожа на ту дивную, светлую девочку, которую когда-то показал мне Север... только теперь её смешливое, милое лицо уже омрачала настоящая, «взрослая» печаль... Магдалина была красива той тёплой и нежной женственной красотой, которая одинаково поражала и молодых, и старых, заставляя почитать её, оставаться с ней, служить ей, и любить её, как можно любить только лишь мечту, вдруг воплотившуюся в человека.... Она стояла очень спокойно, сосредоточенно всматриваясь куда-то вдаль, будто чего-то ожидая. А рядом с ней, цепко обняв её колени, жалась крохотная девчушка – вторая маленькая Магдалина!.. Она была потрясающе похожа на свою мать – такие же длинные золотые волосы... такие же лучистые голубые глаза... и такие же забавные, весёлые ямочки на нежных улыбающихся щеках. Девочка была удивительно хороша и смешлива. Вот только мама казалась настолько грустной, что малышка не решалась её беспокоить, а лишь тихо стояла, тесно прижавшись, будто ждала, когда же уже пройдёт эта странная, непонятная мамина печаль... Ласковый ветерок лениво играл в золотых прядях длинных волос Магдалины, временами пробегая по её нежным щекам, осторожно касаясь их тёплым морским дуновением... Она стояла застывшая, точно статуя, и лишь в её грустных глазах явно читалось напряжённое ожидание... Вдруг очень далеко на горизонте показалась белая, пушистая точка, медленно превращавшаяся в далёкие паруса. Магдалина тут же преобразилась и ожила, крепко прижимая к себе дочурку, и как можно веселее сказала:
– Ну, вот мы и дождались, моё сокровище! Ты ведь хотела увидеть, откуда мама пришла в эту страну? Хотела ведь?.. Вот и поплывём мы с тобой далеко-далеко, пока не достигнем самого дальнего берега, где есть наш ДОМ... Ты полюбишь его так же сильно, как любила я. Обещаю тебе.
Наклонившись, Магдалина обвила руками свою крохотную дочурку, как бы желая защитить её от тех бед, которые зрела в их будущем её утончённая, ласковая душа.
– Мамочка, скажи, папа ведь тоже поплывёт с нами? Мы ведь не можем его здесь оставить? Правда? – и вдруг спохватившись, удивлённо спросила, – А почему его так долго нет?.. Уже почти два месяца мы его не видели... Мама, а где папа?
Глаза Магдалины стали суровыми и отрешёнными... И я тут же поняла – её малышка дочь ещё не знала, что папа уже никогда больше никуда с ними не поплывёт, так как те же самые два месяца назад он закончил свою короткую жизнь на кресте... Ну, а несчастная Магдалина, видимо, никак не могла отважиться сказать этому маленькому, чистому человечку о такой страшной, бесчеловечной беде. Да и как она могла сказать об этом ей, такой крошечной и беззащитной? Как объяснить ей, что были люди, которые ненавидели её доброго, светлого папу?.. Что они жаждали его смерти. И что никто из рыцарей Храма – его друзей – не смог его спасти?..
И она отвечала всё так же ласково и уверенно, стараясь успокоить свою встревоженную малышку.
– Папа не поплывёт с нами, ангел мой. Так же, как и твой любимый братик, Светодар.... У них есть долг, который они должны исполнить. Ты ведь помнишь, я рассказывала тебе, что такое – долг? Помнишь ведь?.. Мы поплывём вместе с друзьями – ты и я... Я знаю, ты их любишь. Тебе с ними будет хорошо, моя милая. И я буду всегда с тобой. Обещаю тебе.
Девчушка успокоилась, и уже веселее спросила:
– Мама, скажи, а в твоей стране много маленьких девочек? У меня там будет подруга? А то я всё с большими и с большими... А с ними не интересно. И играть они не умеют.
– Ну что ты, милая, а как же твой дядя, Радан? – улыбнувшись, спросила Магдалина. – Тебе ведь всегда бывает с ним интересно? И сказки он тебе рассказывает забавные, правда ведь?
Малышка с минуту подумала, а потом очень серьёзно заявила:
– Ну, может не так уж с ними и плохо, с взрослыми. Только я всё равно скучаю по друзьям... Я ведь маленькая, правда? Ну вот и друзья мои должны быть маленькими. А взрослые должны быть только иногда.
Магдалина удивлённо на неё посмотрела, и неожиданно схватив дочку на руки, звонко расцеловала в обе щеки.
– Ты права, золотце! Взрослые должны играть с тобой только иногда. Я обещаю – мы найдём тебе там самую хорошую подругу! Тебе придётся только чуточку подождать. Но ты ведь умеешь это? Ты у нас самая терпеливая девочка на свете, правда ведь?...
Этот простой, тёплый диалог двух одиноких любящих существ, запал мне в самую душу!.. И так хотелось верить, что всё у них будет хорошо! Что злая судьба обойдёт их стороной и что жизнь их будет светлой и доброй!.. Но, к сожалению, так же, как и у меня, у них, я знала, не будет... За что платили мы такую цену?!.. За что наши судьбы были столь безжалостны и жестоки?
Не успела я обернуться к Северу, чтобы задать следующий вопрос, как тут же появилось новое видение, от которого у меня просто захватило дух...
В прохладной тени огромного старого платана на смешных низких скамеечках сидели четверо человек. Двое из них были совсем ещё молодыми и очень похожими друг на друга. Третий же был седовласый старец, высокий и сильный, как защитная скала. На коленях он держал мальчика, которому от силы было 8-9 лет. И конечно же, Северу не понадобилось объяснять мне, кто были эти люди...

Радомира я узнала сразу, так как в нём оставалось слишком много от того чудесного, светлого юноши, виданного мною в первое посещения Мэтэоры. Он лишь сильно возмужал, стал суровее и взрослее. Его синие, пронизывающие глаза теперь смотрели на мир внимательно и жёстко, как бы говоря: «Если не веришь мне – послушай меня ещё раз, ну а если и тогда не поверишь – уходи. Жизнь слишком ценна, чтобы отдавать её не стоящим».
Он уже не был тем «любвеобильным», наивным мальчиком, которому казалось, что он в силах изменить любого человека... что в силах изменить весь мир... Теперь Радомир был Воином. Об этом говорил весь его облик – внутренняя собранность, аскетически тонкое, но очень сильное тело, упорная складка в уголках ярких, сжатых губ, пронизывающий взгляд его синих, вспыхивающих стальным оттенком, глаз... Да и вся бушующая в нём, невероятная сила, заставлявшая друзей уважать его (а врагов считаться с ним!) явно показывала в нём настоящего Воина, и уж ни в коем случае не беспомощного и мягкосердечного Бога, коим так упорно пыталась показать его ненавидимая им христианская церковь. И ещё... У него была изумительная улыбка, которая, видимо, стала всё реже и реже появляться на усталом, измождённом тяжкими думами лице. Но когда она появлялась – весь окружающий мир становился добрее, согреваемый его чудесным, безграничным теплом. Это тепло заполняло счастьем все одинокие, обделённые души!.. И именно в нём раскрывалась настоящая суть Радомира! В нём открывалась его истинная, любящая Душа.

Ирландские племена.

Поскольку Ирландия лежит на окраине европейского мира, некоторые из волн, проходивших по континенту, не достигали его отдаленных границ. На ирландской земле не найдено никаких ископаемых остатков видов, которые бы предшествовали человеку разумному. С другой стороны, средиземноморский тип Homo sapiens не только породил высокоразвитую неолитическую культуру, но и оставался господствующим на острове в течение всего бронзового века (ок. 1800 до н.э. – ок. 350 до н.э.). Какие бы дополнительные влияния на состав этого населения ни происходили на протяжении этого долгого периода, вряд ли завоевания кельтоязычных племен имели место ранее 4 в. до н.э. Неясно, имело ли место до начала христианской эры сколько-нибудь широкое нашествие кельто-германских племен, с которыми столкнулся на континенте Юлий Цезарь. В любом случае именно кельты (гаэлы) вторглись в Ирландию как завоеватели, принесли гаэльский язык и культуру железного века. Прежнее население все еще существовало практически во всех частях острова и сохраняло свой строй и обычаи еще долгое время после того, как начинается писаная история Ирландии. Живучесть древних ирландцев периода до вторжения объясняет больший удельный вес докельтского населения в общем составе современной Ирландии, чем где-либо еще в Великобритании, за исключением Уэльса.

Брегонские законы.

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Ирландские королевства.

Прослеживаются и более широкие, чем кланы, политические объединения. Первым союзом в рамках всего острова была, по-видимому, Пентархия, или пять королевств (туатов) (традиционных «пяти пятых Ирландии»), скорее всего уже существовавших на заре христианской эры. В результате постоянной борьбы различных династий к 400 н.э. возникло семь независимых королевств, которые существовали, с небольшими изменениями, вплоть до конца гаэльского периода в начале 17 в. Важнейшей на юге была территория, которой владела династия Кашелов, а на севере – территория династии Тара. С последней были тесно связаны три других государства, короли (риаги) которых происходили из этой династии; все вместе они образовывали конфедерацию, главенство в которой давало главному королю четырех государств титул верховного короля (ард-риага) всей Ирландии. Именно объединенные силы этих королей нападали на римлян в Британии и на континенте в 4 в.; в ходе одного из таких разбойничьих нападений был взят в плен св. Патрик, которому суждено было обратить Ирландию в христианскую веру. Тем не менее в каждом из ирландских королевств непосредственная власть короля распространялась только на членов его собственного клана; власть над подчиненными кланами выражалась только в уплате ими дани.

Возникновение Ирландской церкви.

В начале 5 в.

большая часть населения продолжала поклоняться богам друидов. В стране находились и немногочисленные христиане, и в заботе о них папа Целестин I послал в 431 в Ирландию римлянина Палладия в качестве епископа. После смерти последнего в следующем году аналогичная миссия была поручена св. Патрику, который в течение следующих 30 лет обратил почти весь ирландский народ в христианство и основал Ирландскую церковь с архиепископским престолом в Арма. Национальная церковь, хотя и служила дальнейшему объединению страны, развивалась прежде всего в рамках кланов и монастырей. Каждый клан имел свой клир, который жил в монастыре во главе с аббатом. Часто прямой наследник клана становился аббатом, а многие аббаты посвящались в епископы, что снижало влияние внемонастырских епископов. Хотя Ирландская церковь отличалась в течение какого-то периода от Римской в вопросе о дне празднования пасхи и тонзуре, в 7 в. она все же приняла латинскую форму в 7 в.; в вопросах же вероучения между церквями никогда не существовало разногласий. Самым замечательным результатом обращения Ирландии в христианство было широкое распространение религии и образованности по всей стране благодаря деятельности монастырей. Интеллектуально Ирландская церковь пополнялась теологами с континента, спасавшимися от варварских вторжений, однако ключевые фигуры христианского просвещения были ирландцами. Вплоть до конца 8 в. Ирландия была одним из главных центров христианской образованности. Монастырские школы не только способствовали развитию культуры в стране и обучали студентов из других стран, но и посылали монахов с миссиями в Шотландию, Англию и на континент. Выдающимися в этом отношении монахами были святые Колумба и Колумбан. В 563 св. Колумба основал близ побережья Шотландии монастырь Ионы, ставший центром христианства на севере Британии. Еще более важными были деяния св. Колумбана, основателя монастыря Люксей (Luxeuil) в Бургундии (590) и монастыря Боббио в северной Италии (613). От монастыря Люксей произошло не менее 60 других монастырей. В эти центры приходили будущие священники из Ирландии, отсюда в теченеие последующих 500 лет расходились миссионеры в страны Западной Европы.

Викинги.

В сравнении с остальной Европой южная Ирландия жила в мире в течение периода от прихода св. Патрика до конца 8 в.; однако на севере шла постоянная борьба между королевствами и внутри самих королевств. Хотя существовала практически нерушимая линия наследования верховных королей, никто не был способен установить единую власть на всем острове. Начиная с 795 появился еще один фактор разлада – викинги, от которых Ирландия страдала в течение более чем двух столетий. К 850 датчане, как называли викингов ирландцы, захватили Дублин, Уотерфорд и Лимерик, которые превратили в центры торговли и опорные пункты для набегов на другие районы страны. Столетие спустя, когда некоторые из потомков завоевателей приняли христианство и были ассимилированы ирландцами, на страну обрушилось самое страшное нашествие «датчан». Вызов принял Бриан Бороиме, который возвысился на юге и в 1002 стал ард-риагом. Армия юга напала на армию севера в Дублине и разбила ее в сражении при Клонтарфе 1014. Сам Бриан был убит, однако эта победа ознаменовала конец эпохи разбойничьих рейдов викингов на всей территории Британских островов.

Национальная консолидация.

Кроме того, Бриану удалось зажечь в ирландцах, уже обладавших чувством национального культурного единства, стремление к политическому объединению. В течение полутораста лет между его смертью и вторжением англо-нормандских завоевателей (1169) шел процесс освобождения подчиненных кланов от власти старых «местных» королей (исключение составлял Коннахт); появился подлинно национальный король – Рори О"Коннор, который обосновался в Дублине. В Ирландской церкви проходили аналогичные процессы. Период завоеваний викингов привел к деморализации в ирландской церкви в результате опустошений, чинившихся как завоевателями, так и местными королями. Кроме того, епископы в занятых датчанами Дублине, Уотерфорде и Лимерике считали церковным начальством не архиепископа в Арма, а архиепископа Кентерберийского. После основания обителей новыми орденами с континента, особенно цистерцианцами, началось настоящее возрождение религиозной жизни. Замена старых клановых епископов священниками местных епархий, признававших верховенство престола в Арма, и образование четырех церковных митрополий (1152) привели к возникновению по-настоящему сильной национальной церкви, включившей гаэльское и нормандское население и независимой от любой внешней власти, за исключением папской. Параллельно событиям в политической области происходило развитие торговли с другими странами; церковная реформа привела также к возрождению наук и образованности.

Ирландцы.

Каждая нация уникальна по-своему. Однако некоторые из них окружены многочисленными мифами. Классический пример — это ирландцы. Трудно их охарактеризовать какими-то стереотипами. Есть даже легендарное выражение, приписываемое Зигмунду Фрейду: «Это раса людей, по отношению к которым психоанализ не имеет смысла». Образ ирландца окружен мифами, их стоит развенчать. Национальность эта весьма интересная, но отнюдь не такая яркая, как принято считать.

Ирландцы — доброжелательные люди. Считается, что ирландцы с радостью отдадут вам последнюю рубашку. Вот только зачастую они предпочтут не делиться ею, а судиться из-за нее. Особенно часто тяжбы случаются в семьях из-за наследства. В общем, ирландцы дружелюбны, но многое зависит от того, кто вы, где вы и чем занимаетесь. Ирландию зовут «землей тысяч приветствий», но стоит только заслужить дурную репутацию и картина коренным образом изменится.

Все ирландцы религиозные. Когда наступает пора кризиса, или грозит опасность, любой ирландец, даже атеист, призовет на помощь всех святых. Но это не говорит о глубокой религиозности, скорее, это рефлекс, заложенный с рождения. Считается, что 90% граждан Ирландии — католики. Фактически же только 30% из них вообще когда-либо бывало в церкви. Они упоминают имя Господа, когда падают или получают вывих, как и многие из нас.

Ирландцы не умеют петь. Ирландия может гордиться своими певцами. Достаточно вспомнить имена Ронана Китинга, Криса де Бурга и Даниэля О’Доннела. А главный музыкальный экспортный продукт — группа U2. Однако не стоит считать, что любой ирландец сможет в любой момент запеть мятежную национальную песню. Тем не менее стоит отметить, что местные баллады могут отлично скрасить вечера. Ирландцы поют о любви, о снегопаде и нежном свете, заставляя плакать слушателей. Такая любовь к музыке — часть национального духа.

Ирландцы — непримиримые. В 1981 году в результате голодовки умер Бобби Сэндс, лидер ИРА. Это привлекло к проблеме взаимоотношений Англии и Северной Ирландии внимание всей мировой общественности. Чтобы позлить Лондон, ирландское правительство даже решило изменить название улицы, где находилось английское посольство. Бульвар Черчилля решено было переименовать в улицу Бобби Сэндса. Тогда британское посольство вынуждено было сменить свой адрес. Теперь все печатные материалы отправлялись на боковую улицу и дом. Так посольство сумело отказаться использовать имя повстанца. Да и термин «бойкот» имеет ирландское происхождение, происходя от фамилии капитана Джеймса Бойкотта. У жителей этой страны действительно присутствуют принципиальность и дух борьбы за справедливость.

Все ирландцы — рыжие с веснушками. Это распространенный стереотип, согласно которому все люди этой национальности имеют рыжие волосы. Но тут есть много природных блондинок, как и черноволосых мужчин. У ирландцев нередко можно увидеть карие или голубые глаза. В наше время страна стала многокультурной, рыжих от природы тут осталось всего 9%.

Все ирландцы драчливые. Считается, что ирландцы настолько страстные, что так и ищут повод для драки. Вот только тех, кто буйствует в общественных местах, не одобряют, а просто считают дураком. А получив подобное признание, есть риск сохранить «клеймо» на всю жизнь.

Все ирландцы — пьяницы. Крылатая фраза гласит: «Бог придумал виски, чтобы оградить весь мир от власти ирландцев».

Читать онлайн «Ирландия. История страны» автора Невилл Питер — RuLit — Страница 1

Согласно статистике, тут пьют алкоголя не больше, чем в любой другой европейской стране. Миф появился благодаря тому, что ирландцы не скрывают, какое удовольствие они получают от выпивки. В Дублине один паб приходится на сто жителей. А появляться пьяным на публике тут даже считается преступлением. Местным жителям вообще не обязательно напиваться, чтобы стать веселыми. Компания может шуметь больше из-за общения, а не из-за алкоголя.

Ирландцы — великие рассказчики и сказочники. Есть те, кто будет радовать слушателей интересными историями, а другим это не дано. Интересно, что в Ирландии родилась Аманда МакКиттрик (1869-1939). Ее английские литературные эксперты назвали худшим писателем в истории. Она издала собственную серию романов, завоевав внимание многих поклонников. Женщина верила в свой талант, несмотря на нападки критиков. Их она называла клещами с ослиной головой и крабами-коррупционерами, людьми с талантами дворника. И сегодня мы вспоминаем ее, а не ее критиков.

Все ирландцы туповаты. Англичане столетиями дразнят своих соседей-островитян, считая их туповатыми. Особенно прославился Эдмунд Спенсер, который уделял нападкам на ирландцев немало места в своих стихах. Он утверждал, что соседям далеко до куда более образованных англичан. Не стоит забывать, что именно Ирландия подарила миру Джеймса Джойса (его считают настоящим наследником Шекспира), как и других видных поэтов и писателей.

Ирландцы — злопамятные. Местные жители легко могут вспылить, но они так же быстро и отходят. Ваши былые ошибки ирландцы если и вспомнят, то в шутку. Тут принято относиться к жизни с юмором и иронизировать над собой, поэтому обижаться не стоит. Есть даже шуточный термин «Ирландский Альцгеймер». Он относится к тому, что ирландцы порой «забывают» о днях рождений своих родных, не желая их поздравлять. Но это всего лишь шутка.

Все ирландцы обожают зеленый цвет. Следуя этому утверждению, можно сказать, что испанцы — фанаты красного, а голландцы обожают оранжевый. Если ирландцы на свой главный праздник надевают все зеленое, это не говорит о всеобщем помешательстве на цвете в другое время. Есть традиции, согласно которым и на массовые мероприятия люди выбирают зеленые шарфы и шапки. На этом любовь к «национальному» цвету заканчивается. Да и с теми, на ком нет ничего зеленого, общаться все равно будут.

Ирландцы говорят на ирландском языке.

Национальным языком действительно является ирландский, но он употребляется лишь в нескольких уединенных местах на западе острова. Чаще всего ирландцы говорят на английском.

Ирландцы живут в Ирландии. В самой Ирландии проживает около 4 миллионов людей этой национальности. Но по всему миру разбросаны люди с ирландскими корнями. Считается, что больше всего их в США — до 36 миллионов. Есть они в Канаде, Австралии, Аргентине и Мексике. И все эти люди весело отмечают свой национальный праздник — День Святого Патрика. А причиной великого переселения стал «Великий голод», когда люди на острове массово гибли из-за неурожая картофеля. Тогда многие бедняки решили эмигрировать в США. В настоящее время ирландцев «по крови» в мире около 80 миллионов человек.

Граф Дракула имеет ирландские корни. Удивительно, но это так. Писатель Брэм Стокер, создавший культовую книгу, в Восточной Европе вообще никогда не был. Он родился в Дублине и рос в Ирландии. Именно тут он и наслушался местных легенд о таинственных существах, упивавшихся человеческой кровью. И есть вполне конкретная история про вождя Abhartach, который, по мнению историков, и был тем самым королем вампиров.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Ирландия — Общая информация о стране

Ирландия , Республика Ирландия (ирл. Éire, Poblacht na hÉireann; англ. Ireland, Republic of Ireland) — государство в Западной Европе, занимающее большую часть острова Ирландия. Площадь — 70,2 тыс. км². Название страны происходит от ирл. Éire. Столица — город Дублин, в котором проживает ок. 1,4 млн.чел. Член организаций: ООН (с 1955), Совета Европы (с 1949), ОЭСР (с 1960), ЕС (с 1973), Евратома (с 1973), Европейской валютной системы (с 1979).


Этимология

Конституция Ирландии, принятая в 1937 году, гласит, что «название государства — Éire, или, по-английски, Ireland». В 1949 году было принято название Republic of Ireland как описание государства (Description of the State); названием его по-прежнему осталось просто Ireland. Это связано с заявленными в Конституции претензиями на весь остров: «Принадлежащая народу территория состоит из всего острова Ирландия, прилегающих к нему островов и территориального моря» (ст. 2; с 1998 года в результате Белфастского соглашения текст заменён на более нейтральный). Однако в разных сферах, официальных и неофициальных, для отличия государства от британской Северной Ирландии и острова в целом широко используется наименование Republic of Ireland.

Физико-географическая характеристика


Географическое положение

Ирландия расположена на одноимённом острове (3-й по величине в Европе) в северной части Атлантического океана. Это западный из двух крупнейших Британских островов. Расположен между 6° 20-10° 20 з. д. и 51° 25-55° 23 с. ш. (крайняя северная точка — мыс Малин-Хед). С востока омывается Ирландским морем, а также проливами Св. Георгия и Северным, с запада, севера и юга — Атлантическим океаном. Протяжённость с запада на восток — около 300 км, с севера на юг — около 450 км. Высшая точка — гора Карантуилл (1041 м).

Общая площадь территории — около 70,2 тыс. км². Протяжённость границы с Великобританией — 360 км.

Климат

Климат Ирландии — умеренный морской. Близ западного побережья острова проходит тёплое Северо-Атлантическое течение, которое, вместе с юго-западными ветрами с Атлантического океана, приносит тёплые и влажные воздушные массы.

Зимы достаточно мягкие, а лето — прохладное.

Республика Ирландия

Самый тёплый месяц года — июль со средней температурой воздуха 18-20 градусов. Самый холодный месяц — январь, температуры которого опускаются до 7-9 градусов.

В среднем за год выпадает до 1200 мм осадков, однако, их распределение по территории не равномерно.

Максимальные значения характерны для западной части острова, благодаря влиянию моря их количество может достигать 1600 мм. В то время как на востоке и в центральной части страны отмечается около 80-100 мм.

Рельеф и ландшафты

Берега Ирландии (особенно на севере, юге и западе) скалистые, сильно расчленённые заливами, крупнейшие из которых — Голуэй, Шаннон, Дингл и Донегол на западе, Лох-Фойл на севере. Близ берегов Ирландии — множество скалистых островов.

Ландшафты, в основном, равнинные: внутренние районы занимает обширная Центральная низменность, на западе и востоке выходящая к берегам острова. На окраинах острова — невысокие горы (высшая точка — гора Карантуилл, 1041 м) и плато (крупнейшее — Антрим на северо-востоке).

Растительность

В соответствии с классификацией Всемирного фонда дикой природы Ирландия разделяется на два экорегиона: кельтские широколиственные леса и Североатлантические смешанные леса, хотя фактически лес занимает не более 10 % территории острова. Большую долю поверхности острова занимают луга, верещатники. Имеются как северные, альпийские растения, так и виды, характерные для Южной Европы (как правило, на западе острова).

История

Древнее время

Первые люди заселили Ирландию в период мезолита, около 8000 г. до н.э, когда её климат улучшился после отступления ледников. Постепенно докельтское население было ассимилировано, а её жители уже с середины 1 тыс. до н. э. стали частью кельтской популяции и культуры. Название острова на ирландском языке — «Эрин» (др.-ирл. Ériu, ирл. Éire). Древние ирландцы жили отдельными племенами-кланами под управлением наследственных вождей, сообща владели землей и занимались почти исключительно скотоводством. Ирландия не была частью Римской империи, но о ней упоминают римские историки (Птолемей, Тацит, Ювенал).

Принятие христианства

Считается, что с 432 году Святой Патрик, уроженец Римской Британии, начал распространять среди ирландцев христианство. Ирландия не была затронута гражданскими войнами и нашествиями германцев, сопровождавшими распад Римской империи, что способствовало развитию в раннее средневековье письменной культуры и образования. Вскоре после крещения страны появляются первые сочинения на латинском языке, с начала VII в. возникает литература на древнеирландском. Уже в VI веке Ирландия сделалась центром западной учености, из её монастырских школ выходили проповедники христианства на материке. Одним из главных культурных центров стал монастырь на острове Ионе. Ирландские монахи внесли значительный вклад в сохранение латинской культуры во время раннего средневековья. Ирландия этого периода славилась своими искусствами — иллюстрациями к рукописным книгам (см. Келлская книга), работой по металлу и скульптурой (см.

Кельтский крест).

Значительный ущерб ирландской культуре и экономической и политической стабильности острова в целом нанесли набеги викингов. Вскоре они стали основывать поселения на берегах острова (в частности, Дублин, Лимерик, Уотерфорд). Только в начале XI века ирландцы под предводительством мунстерского короля Брайана Бору победили викингов. Брайан Бору погиб в решающей битве при Клонтарфе в 1014 году.

Под властью Англии

В конце XII века часть территории Ирландии покорена англичанами при короле Генрихе II. Английские бароны завладели землями ирландских кланов и ввели английские законы и систему управления. Покоренная область называлась окраиной (англ. the Pale) и как по управлению, так и по дальнейшему своему развитию резко отличалась от ещё не покоренной, так называемой Дикой Ирландией, в которой англичане постоянно стремились делать новые завоевания.

Когда Роберт Брюс овладел шотландской короной и удачно повел войну с Англией, ирландские вожди обратились к нему за помощью против общего врага. Брат его Эдуард прибыл с войском в 1315 г. и провозглашен был ирландцами королем, но после трехлетней войны, страшно опустошившей остров, он погиб в бою с англичанами. Однако в 1348 г. в Ирландию пришла «Чёрная смерть», истребившая почти всех англичан, которые жили в городах, где смертность была особенно высокой. После чумы власть англичан простиралась не дальше Дублина.

Во время английской Реформации ирландцы остались католиками, что создало доживший до наших дней раскол между двумя островами. В 1536 г. Генрих VIII подавил мятеж Шелкового Томаса Фитцджеральда, английского ставленника в Ирландии, и решил заново завоевать остров. В 1541 году Генрих провозгласил Ирландию королевством, а себя — её королем. В течение следующих ста лет, при Елизавете и Якове I, англичане упрочнили контроль над Ирландией, хотя и не смогли сделать ирландцев протестантами. Однако вся английская администрация состояла только из протестантов-англикан.

Во время гражданской войны в Англии английский контроль над островом сильно ослабел, и ирландцы-католики восстали против протестантов, временно создав Конфедеративную Ирландию, но уже в 1649 г. в Ирландию прибыл Оливер Кромвель с многочисленным и опытным войском, взял приступом города Дроэду около Дублина и Уэксфорд. В Дроэде Кромвель приказал перебить весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила резню уже самовольно. В течение девяти месяцев Кромвель покорил почти весь остров, а затем передал начальство своему зятю Айртону, который и продолжал начатое дело. Целью Кромвеля было положить конец беспорядкам на острове путем вытеснения ирландских католиков, которые принуждены были или покинуть страну, или перебраться на запад, в Коннахт, между тем как земли их раздавались английским колонистам, большей частью — солдатам Кромвеля. В 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами.

В 1689 г., во время Славной Революции, ирландцы поддержали английского короля Якова II, смещенного Вильгельмом Оранским, за что снова поплатились.

В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Ирландский язык стал вытесняться английским.

В начале XIX в.

около 86 % населения Ирландии было занято в сельском хозяйстве, в котором господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия служила одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

«Великий голод»

С середины 40-х гг. XIX в. начался аграрный переворот. Падение цен на хлеб (после отмены в 1846 в Англии «хлебных законов») побудило землевладельцев начать интенсивный переход от системы мелкой крестьянской аренды к крупному пастбищному хозяйству. Усилился процесс сгона мелких арендаторов с земли (так называемая очистка имений).

Отмена «хлебных законов» и болезни картофеля, который был основной культурой у малоземельных ирландских крестьян, привели к страшному голоду 1845-1849 гг. В результате голода погибло около 1 млн человек.

Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн чел.), ставшая постоянной чертой исторического развития Ирландии.

В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30 %.

И в дальнейшем Ирландия стремительно теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн 178 тыс. человек, то в 1901 г. — всего 4 млн 459 тыс..

Независимость Ирландии

В 1919 г. Ирландская республиканская армия (ИРА) развернула активные боевые действия против английских войск и полиции. 15-27 апреля 1919 г. на территории одноименного графства существует республика Лимерикский совет. В декабре 1921 был подписан мирный договор между Великобританией и Ирландией. Ирландия получила статус доминиона (так называемое Ирландское Свободное государство), за исключением 6 наиболее развитых в промышленном отношении северо-восточных графств (Северная Ирландия) с преобладанием протестантов, которые оставались в составе Соединённого Королевства. Однако Великобритания сохраняла на территории Ирландии военные базы, право на получение «выкупных» платежей за бывшие владения английских лендлордов. В 1937 страна приняла официальное название «Эйре» (Éire).

В 1949 Ирландия провозглашена независимой республикой. Было объявлено о выходе республики из британского Содружества. Лишь в 60-х годах прекратилась эмиграция из Ирландии и был отмечен прирост населения. В 1973 г. Ирландия стала членом Европейского союза. В 90-х гг. XX века Ирландия вступила в период быстрого экономического роста.

Политическая структура

Ирландия — парламентская республика.

Действующая конституция принята в результате плебисцита 1 июля 1937 г., вступила в силу 29 декабря 1937 г.

Президент Ирландии (ирл. Uachtarán; в основном церемониальный пост) избирается населением на 7 лет. Президент имеет право созыва и роспуска нижней палаты парламента по инициативе правительства, он обнародует законы, назначает судей и других высших должностных лиц, возглавляет вооруженные силы.

Фактическим главой исполнительной власти является премьер-министр (Taoiseach), выдвигаемый палатой представителей и утверждаемый президентом.

Высший орган законодательной власти — парламент (ирл. Tithe An Oireachtais), в состав которого входят президент и 2 палаты: палата представителей и сенат.

В палате представителей от 160 до 170 членов, избираемых населением на основе всеобщего, прямого и тайного голосования по системе пропорционального представительства.

Сенат состоит из 60 членов, из которых 11 назначаются премьер-министром, 6 избираются Национальным и Дублинским университетами, 43 избираются путем косвенных выборов по особым спискам (кандидатуры в эти списки выдвигаются различными организациями и объединениями). Избирательная коллегия по выборам в сенат состоит приблизительно из 900 человек, в том числе из членов палаты представителей, членов советов графств и муниципалитетов. Срок полномочий обеих палат — до 7 лет.

Политические партии Ирландии: Лейбористская партия (ЛП, основана в 1912 году), «Фианна Файл» (ФФ, «Солдаты удачи», основана в 1926 году), «Финэ Гэл» (ФГ, «Объединённая Ирландия», создана в 1933 году), «Шинн Фейн» (ШФ, «Мы сами», образована в 1905 году), Зеленая партия (основана в 1981 году), Социалистическая партия (СП, основана в 1996 году), Рабочая партия Ирландии (РПИ, основана в 1982 году), Социалистическая рабочая партия (СРП, основана в 1971 году).

Лейбористская партия, «Фианна Файл», «Финэ Гэл», «Шинн Фейн» и Зеленая партия представлены в Дойл Эрэн и Сенат Эрен.

Лейбористская партия, «Фианна Файл», «Финэ Гэл», «Шинн Фейн» и Социалистическая партия представлены в Европейском парламенте.

Административное деление

Административно Ирландская Республика разделена на четыре провинции с 26 графствами (англ. county) в них.

Графство Типперэри разделено и управляется как два под-субъекта: Типперэри Северный Ридинг и Типперэри Южный Ридинг.

Население

Население Ирландии — в основном кельтского происхождения. По данным всеобщей переписи 2006 года оно составляет 4,24 миллиона человек. Национальные меньшинства составляют 420 тысяч, то есть 10 процентов. 275,8 тысяч — иммигранты из стран Евросоюза (Польша, Латвия, Литва, Румыния), остальные из России, Китая, Украины, Пакистана, Филиппин, Нигерии.

С 1840-х годов, когда население регионов, входящих сейчас в Республику Ирландию, составляло около 6,5 млн, и до 1970-х происходило постоянное сокращение численности населения — в основном из-за высокого уровня эмиграции. Ежегодный прирост населения в 1980-х составлял только 0,5 %, а к 2000 г. прирост замедлился до 0,41 %.

Приблизительно 58 % населения живёт в городах.

Экономика

Преимущества: среднегодовой прирост реального ВВП «кельтского тигра» за 1996-2000 гг. составил 9 % — один из самых больших в Европе (однако в последние годы рост не превышал 3 %). Торговый профицит. Эффективное сельское хозяйство и пищевая промышленность. Расширения высокотехнологичного сектора; 25 % экспорта приходится на электронику. ЕС финансирует инфраструктурные проекты. Высококвалифицированная рабочая сила.

Слабые стороны: многие важные отрасли контролируются западными ТНК. Опасность конъюнктурного перегрева. Дефицит жилплощади. Быстрый рост перегружает инфраструктуру. Огромнейший внешний долг (940 % ВВП).

Экономическая система Республики Ирландии представляет собой современную, относительно небольшую, зависимую от торговли экономику, рост которой за 1995-2000 гг. составил в среднем 10 %. Сельскохозяйственный сектор, некогда игравший доминирующую роль в системе, в настоящее время замещается промышленным; на промышленный сектор приходится 46 % ВВП, около 80 % экспорта, и 29 % рабочей силы. Хотя основным двигателем экономического роста Ирландии остается экспорт, развитию также способствует повышение потребительских расходов и восстановление как строительства, так и деловых инвестиций. Ежегодный уровень инфляции на 2005 год составил 2,3 %, снизившись с недавних отметок 4-5 %. Одной из проблем экономики является инфляция цен на недвижимость (средняя цена жилого дома в феврале 2005 года составила около 251 тыс. евро). Уровень безработицы очень низкий и для доходов населения характерен быстрый рост, вместе с ценами на услуги (коммунальных служб, страхования, здравоохранения, юристов и т. д.).

Дублин, столица Ирландии, получил 16-е место в всемирном рейтинге по показателям стоимости жизни в 2006 году (поднявшись с 22-го места в 2004 году и 24 места в 2003 году). Были сообщения, что Ирландия имеет второй по величине после Люксембурга средний доход на душу населения среди всех стран ЕС, а в мире занимает 4-е место по этому показателю.

Государство и языки

Государственные языки Республики Ирландия — ирландский и английский.

Правительство Ирландии предпринимает меры по замене английского языка возрождённым ирландским. Его изучают в школах, он используется на национальном телевидении и радио (RTÉ, TG 4, Lá). В апреле 2005 года принят закон, по которому все англоязычные вывески на западном побережье страны заменены на ирландские. В соответствии с новым законом должны быть переведены на ирландский и не могут быть дублированы английскими названиями топонимические обозначения в западном районе Гэлтахт, в округе Мит, расположенном к северо-западу от Дублина, и округе Уотерфорд на юго-востоке Ирландии.

По результату опроса в 2002 году, более 1,57 миллиона жителей в возрасте от 3 лет и старше могли говорить на ирландском языке, в сравнении с 1,43 миллиона в 1996 году. Однако, есть существенный сдвиг в обратную сторону с 43,5 % в 1996 до 42,8 % в 2002. Среди женщин оказалось больше ирландоговорящих (45,9 %), чем среди мужчин (39,7 %).

Культура и искусство

Живопись и скульптура

Ирландское искусство в течение периода английского доминирования рассматривалось обычно в рамках английской школы живописи. После XVII века многие ирландские живописцы и скульпторы достигли известности, в результате чего можно говорить о формировании ирландской школы живописи. Ирландские живописцы Джордж Баррет, Джеймс Барри, и Натаниэл Хоун старший, вместе с сэром Джошуа Рейнолдсом, были соучредителями Королевской Академии в 1768 году. Джеймс Артур О’Коннор являлся видным художником-пейзажистом того периода, а Дэниел Маклис создал великолепные фрески в Королевской Галерее Палаты Лордов. Среди ирландских живописцев XIX века европейскую известность получили Натаниэл Хоун младший и Уолтер Ф. Осборн, а также импрессионист Родрик О’Конор. Одним из ведущих мастеров экспрессионизма ныне признан Джек Батлер Йеитс, брат поэта Уильяма Батлера Йейтса. В недавнее время получили признание работы живописца Манни Джеллетта и мастера росписи цветного стекла Еви Хон.

Музыка

Ирландские музыканты были известны повсюду в Европе уже к XII веку. Наиболее знаменитым из них был слепой арфист Турлаф O’Каролан, который сочинил около 200 композиций, в основном, для своих покровителей. Многие его сочинения были опубликованы в Дублине в 1720. Его музыку для арфы до сих пор исполняют во всем мире. Примерно в это же время был основан ежегодный народный фестиваль под названием Фейш, посвященный сохранению и поддержке искусства игры на флейте.

Ирландская народная музыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, великий ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Классические формы музыки не были широко известны в Ирландии до XVIII века. Пианист Джон Филд, учитель русского композитора Михаила Глинки, был первым ирландским композитором, который добился международной славы со своими ноктюрнами; он считается предшественником Шопена. Майкл Уильям Балф получил известность благодаря своей опере «Богемная Девушка». Среди наиболее известных ирландских солистов был концертный и оперный тенор Джон Маккормак.

В XX веке в Ирландии широко развилась рок-музыка. Наиболее известными рок-группами Ирландии стали My Bloody Valentine, U2, Thin Lizzy и The Cranberries. Также возродился интерес к народной музыке и танцу. Появилось большое количество фолк-музыкальных коллективов: Cruachan, Clannad, The Chieftains, The Dubliners, Planxty. Большой успех имеют танцевальные представления Майкла Флэтли Lord of the Dance и Feet of Flames. Обычаям и культуре уделяют внимание и ирландские представители популярной и альтернативной музыки: The Corrs, Шинейд О’Коннор, Эния (Этна Бреннан), её сестра Мойя Бреннан, Ронан Китинг, Брендан Перри.

Королевство Ирландия

Во время английской Реформации ирландцы остались католиками, что создало доживший до наших дней раскол между двумя островами. В 1536 г. Генрих VIII подавил мятеж Шёлкового Томаса Фицджеральда, английского ставленника в Ирландии, и решил заново завоевать остров. В 1541 году Генрих провозгласил Ирландию королевством, а себя - её королём. В течение следующих ста лет, при Елизавете и Якове I, англичане упрочнили контроль над Ирландией, хотя и не смогли сделать ирландцев протестантами. Однако вся английская администрация состояла только из протестантов-англикан.

Во время гражданской войны в Англии английский контроль над островом сильно ослабел, и ирландцы-католики восстали против протестантов, временно создав Конфедеративную Ирландию, но уже в 1649 г. в Ирландию прибыл Оливер Кромвель с многочисленным и опытным войском, взял приступом города Дроэду около Дублина и Уэксфорд. В Дроэде Кромвель приказал перебить весь гарнизон и католических священников, а в Уэксфорде армия учинила резню уже самовольно. В течение девяти месяцев Кромвель покорил почти весь остров, а затем передал начальство своему зятю Айртону, который и продолжал начатое дело. Целью Кромвеля было положить конец беспорядкам на острове путём вытеснения ирландских католиков, которые принуждены были или покинуть страну, или перебраться на запад, в Коннахт, между тем как земли их раздавались английским колонистам, большей частью - солдатам Кромвеля. В 1641 г. в Ирландии проживало более 1,5 млн человек, а в 1652 г. осталось лишь 850 тыс., из которых 150 тыс. были английскими и шотландскими новопоселенцами.

В 1689 г., во время Славной Революции, ирландцы поддержали английского короля Якова II, смещённого Вильгельмом Оранским, за что снова поплатились.

В результате английской колонизации коренные ирландцы практически полностью потеряли свои земельные владения; сформировался новый правящий слой, состоящий из протестантов, выходцев из Англии и Шотландии.

В составе Соединённого королевства Великобритании и Ирландии

В 1801 Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.

Описание Ирландия

Ирландский язык стал вытесняться английским.

В начале XIX в. около 86 % населения Ирландии было занято в сельском хозяйстве, в котором господствовали кабальные формы эксплуатации. Ирландия служила одним из источников накопления английских капиталов и развития промышленности в Англии.

Население

Национальный состав

По данным Центрального статистического управления в Ирландии проживают представители более 40 национальностей, однако, почти 88,6 % - это сами ирландцы. Оставшиеся национальные меньшинства представляют собой мигрантов из Европы, Азии, Африки: поляки (1,5 %), литовцы (0,6 %), нигерийцы (0,4 %), латыши (0,3 %), американцы (0,29 %), китайцы (0,27 %), немцы (0,24 %). Особняком стоит относительно крупная диаспора британцев (2,74 %).

Общая информация

Население Ирландии - в основном кельтского происхождения. По данным всеобщей переписи 2006 года оно составляет 4,24 миллиона человек. Национальные меньшинства составляют 420 тысяч, то есть 10 процентов. 275,8 тысяч - иммигранты из стран Евросоюза (Польша, Латвия, Литва, Румыния), остальные из России, Китая, Украины, Белоруссии, Пакистана, Филиппин, Нигерии.

Островное положение и соседство с Британией в значительной мере определили историю Ирландии. Остров обитаем приблизительно 7 тыс. лет.

Мезолитическую культуру принесли с собой охотники из Британии, которые и были первыми поселенцами на острове. За ними, в 3м тыс. до н.э., пришли земледельцы и скотоводы эпохи неолита. Волна кельтских вторжений захлестнула остров в 6 в. до н.э. Страна оказалась раздробленной на более чем 150 королевств, и, хотя кельтам не удалось объединить политически, они заложили основы языкового и культурного единства.

Привнесение христианства в 5 в. связано с именем Св. Патрика. Ирландия не знала варварских вторжений раннего средневековья, и отчасти поэтому 6 и 7 вв. ознаменовались расцветом учёности, искусства и культуры, центры которых сосредоточивались в монастырях.

В 9-10 вв. страна подвергалась регулярным набегам викингов, которым в силу своей раздробленности противостоять не могла. Викинги обложили данью всю Ирландию, но вместе с тем, занимаясь торговлей, способствовали развитию городской жизни в Дублине, Корке и Уотерфорде. Конец господству викингов положила победа верховного короля («ардриага») Брайана Бору при Клонтарфе в 1014, однако наметившаяся тенденция к созданию единого государства была остановлена в 1168 нашествием «норманнов» - английских баронов, потомков северо-французских рыцарей. Именно они поставили под политический контроль английской короны почти 3/4 Ирландии и в течение 400 лет насаждали свою культуру, привнеся свои законы и институты власти (в т.ч. парламент). 1297 ознаменовался открытием в Дублине сессии первого ирландского парламента. В 1315 Ирландию оккупировали шотландцы и Эдвард Брюс провозгласил себя королём, но вскоре погиб. В 1348 от чумы умерло около 1/3 населения острова. В 1541 английский король Генрих VIII провозгласил себя королём Ирландии. С этого времени резко ускорилось размывание кланового строя ирландцев. Происходившие в Англии религиозные изменения отразились и на Ирландии, и, хотя потомки норманнов, именовавшиеся «старыми англичанами», не приняли протестантскую реформацию, в стране сформировалась Ирландская англиканская церковь.

В стране не раз вспыхивали восстания, имевшие национально-религиозную подоплёку, но все они заканчивались поражением, а в 1603 гэльское сопротивление было окончательно сломлено, и английской короне впервые удалось политически объединить всю Ирландию.

Очередное восстание 1649 завершилось полным разгромом ирландцев войсками Оливера Кромвеля и массовыми земельными конфискациями. В 1688 большинство ирландцев-католиков выступили в поддержку свергнутого английского короля католика Якова II, но в битве при Бойне (1690) они потерпели поражение. Протестанты, принадлежавшие к англиканской церкви, монополизировали власть и земельную собственность в стране.

В 1798 под влиянием Французской революции в Ирландии вспыхнуло новое восстание под предводительством Уолфа Тона, направленное на создание независимой республики. Оно было подавлено и Ирландия лишилась остатков политической автономии.

В кон. 1840х гг. на Ирландию в результате неурожая картофеля обрушился голод: в 1846-56 население страны сократилось с 8 до 6 млн чел. (1 млн чел. умерли и 1 млн чел. эмигрировали). «Великий голод» имел значительные политические последствия.

В 1921 был подписан англоирландский договор, согласно которому 6 графств северовосточного Ольстера конструировались как Северная Ирландия, а остальные 26 графств образовывали Ирландское свободное государство со столицей в Дублине, входившее в состав Британской империи на правах доминиона. Первое правительство нового государства возглавил Уильям Косгрейв. В 1937 была принята новая Конституция.

В ходе 2-й мировой войны Ирландия соблюдала нейтралитет.

В 1948 была провозглашена полностью независимая Ирландская Республика.