Приношу глубочайшую благодарность всем тем в Италии, кто оказал мне помощь по сбору материалов для этого романа. С особой признательностью вспоминаю любезность и благожелательность служащих библиотеки Маручеллиана во Флоренции, а также Государственного архива и Гражданского музея в Болонье.

– «Об исцелении прокаженного» – вот она!

Артур подошел к Монтанелли мягкими, неслышными шагами, которые всегда так раздражали его домашних. Небольшого роста, хрупкий, он скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи. Слишком уж все в нем было изящно, словно выточено, длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал прирученную пантеру, – правда, без когтей.

– Неужели нашел? Что бы я без тебя делал, Артур? Вечно все терял бы… Нет, довольно писать. Идем в сад, я помогу тебе разобраться в твоей работе. Чего ты там не понял?

Они вышли в тихий тенистый монастырский сад. Семинария занимала здание старинного доминиканского монастыря, и двести лет назад его квадратный двор содержался в безупречном порядке. Ровные бордюры из букса окаймляли аккуратно подстриженный розмарин и лаванду. Монахи в белой одежде, которые когда-то ухаживали за этими растениями, были давно похоронены и забыты, но душистые травы все еще благоухали здесь в мягкие летние вечера, хотя уже никто не собирал их для лекарственных целей. Теперь между каменными плитами дорожек пробивались усики дикой петрушки и водосбора. Колодец среди двора зарос папоротником. Запущенные розы одичали; их длинные спутанные ветки тянулись по всем дорожкам. Среди букса алели большие красные маки. Высокие побеги наперстянки склонялись над травой, а бесплодные виноградные лозы, покачиваясь, свисали с ветвей боярышника, уныло кивавшего своей покрытой листьями верхушкой.

В одном углу сада поднималась ветвистая магнолия с темной листвой, окропленной там и сям брызгами молочно-белых цветов. У ствола магнолии стояла грубая деревянная скамья. Монтанелли опустился на нее.

Артур изучал философию в университете. В тот день ему встретилось трудное место в книге, и он обратился за разъяснением к padre. Он не учился в семинарии, но Монтанелли был для него подлинной энциклопедией.

– Ну, пожалуй, я пойду, – сказал Артур, когда непонятные строки были разъяснены. – Впрочем, может быть, я вам нужен?

– Нет, на сегодня я работу закончил, но мне бы хотелось, чтобы ты немного побыл со мной, если у тебя есть время.

– Конечно, есть!

Артур прислонился к стволу дерева и посмотрел сквозь темную листву на первые звезды, слабо мерцающие в глубине спокойного неба. Свои мечтательные, полные тайны синие глаза, окаймленные черными ресницами, он унаследовал от матери, уроженки Корнуэлла. Монтанелли отвернулся, чтобы не видеть их.

– Какой у тебя утомленный вид, carino, – проговорил он.

– Напрасно ты спешил приступить к занятиям. Болезнь матери, бессонные ночи – все это изнурило тебя. Мне следовало настоять, чтобы ты хорошенько отдохнул перед отъездом из Ливорно .

– Что вы, padre, зачем? Я все равно не мог бы остаться в этом доме после смерти матери. Джули довела бы меня до сумасшествия.

Джули была жена старшего сводного брата Артура, давний его недруг.

– Я и не хотел, чтобы ты оставался у родственников, – мягко сказал Монтанелли. – Это было бы самое худшее, что можно придумать. Но ты мог принять приглашение своего друга, английского врача. Провел бы у него месяц, а потом снова вернулся к занятиям.

– Нет, padre! Уоррены – хорошие, сердечные люди, но они многого не понимают и жалеют меня – я вижу это по их лицам. Стали бы утешать, говорить о матери… Джемма, конечно, не такая. Она всегда чувствовала, чего не следует касаться, – даже когда мы были еще детьми. Другие не так чутки. Да и не только это…

– Что же еще, сын мой?

Артур сорвал цветок с поникшего стебля наперстянки и нервно сжал его в руке.

– Я не могу жить в этом городе, – начал он после минутной паузы. – Не могу видеть магазины, где она когда-то покупала мне игрушки; набережную, где я гулял с нею, пока она не слегла в постель. Куда бы я ни пошел – все то же. Каждая цветочница на рынке по-прежнему подходит ко мне и предлагает цветы. Как будто они нужны мне теперь! И потом… кладбище… Нет, я не мог не уехать! Мне тяжело видеть все это.

Артур замолчал, разрывая колокольчики наперстянки. Молчание было таким долгим и глубоким, что он взглянул на padre, недоумевая, почему тот не отвечает ему. Под ветвями магнолии уже сгущались сумерки. Все расплывалось в них, принимая неясные очертания, однако света было достаточно, чтобы разглядеть мертвенную бледность, разлившуюся по лицу Монтанелли. Он сидел, низко опустив голову и ухватившись правой рукой за край скамьи. Артур отвернулся с чувством благоговейного изумления, словно нечаянно коснувшись святыни.

«О боже, – подумал он, – как я мелок и себялюбив по сравнению с ним! Будь мое горе его горем, он не мог бы почувствовать его глубже».

Монтанелли поднял голову и огляделся по сторонам.

– Хорошо, я не буду настаивать, чтобы ты вернулся туда, во всяком случае теперь, – ласково проговорил он. – Но обещай мне, что ты отдохнешь по-настоящему за летние каникулы. Пожалуй, тебе лучше провести их где-нибудь подальше от Ливорно. Я не могу допустить, чтобы ты совсем расхворался.

– Padre, а куда поедете вы сами, когда семинария закроется?

– Как всегда, повезу воспитанников в горы, устрою их там. В середине августа из отпуска вернется мой помощник. Тогда отправлюсь бродить в Альпах. Может быть, ты поедешь со мной? Будем совершать в горах длинные прогулки, и ты ознакомишься на месте с альпийскими мхами и лишайниками. Только боюсь, тебе будет скучно со мной.

– Padre! – Артур сжал руки. Этот привычный ему жест Джули приписывала «манерности, свойственной только иностранцам». – Я готов отдать все на свете, чтобы поехать с вами! Только… я не уверен…

Италия, 19 век. Главного героя романа зовут Артур Бертон. Он является студентом и входит в состав тайной революционной организации «Молодая Италия». Данный секрет выдает властям его исповедник, что влечет за этим арест его и товарища. Организация связывает этот факт с предательством Бертона, который очень сильно переживает такую несправедливость. Он ссорится со своей девушкой и случайно узнает от родственников о том, что его отец является ректором семинарии Монтанелли. Молодой человек в отчаянии инсценирует самоубийство и отправляется в Буэнос-Айрес.

По истечению 13 лет Бертон возвращается на родину, именуя себя Риваресом. Он занимается публикацией сатирических памфлетов, которые подписывает псевдонимом «Овод». Через некоторое время происходит вооруженное столкновение, что приводит к его аресту и смертному приговору. Кардинал Монтанелли уговаривает Артура совершить побег. Однако тот ставит условие, согласно которому священнослужитель должен отказаться от религиозных убеждений и сложить с себя духовный сан. Развязка романа приводит к расстрелу Овода и смерти Монтанелли после проповеди.

Историческое наследие известного романа

Первая публикация романа Э.Л. Войнич происходит в США в 1897 году, а его перевод в России был осуществлен уже через год.

Сначала это было приложение к литературному журналу, но уже в 1900 году вышла отдельная книга. Роман стал распространяться в нашей стране посредством активного участия популярных революционных деятелей. Советские люди признавали, что «Овод» стал их самым любимым художественным произведением. В СССР этот роман был трижды экранизирован, а на его сюжетной основе поставили балет и рок-мюзикл.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бертон очень тесно контактирует с Лоренцо Монтанелли - ректором семинарии, который является и его духовником. Молодой человек безмерно уважает католического священника (падре). После смерти матери, которая произошла год назад, он живет со своими сводными братьями в Пизе.

Внешность юноши заставляет многих останавливать на нем взгляд. «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру - правда, без когтей».

Бертон, общаясь с падре, рассказывает ему о том, что вступил в состав «Молодой Италии» и собирается посвятить борьбе за свободу всю свою жизнь. Священник безуспешно пытается отговорить юношу от безрассудного на свой взгляд поступка. Он предчувствует, что скоро случится беда.

В этой же революционной организации состоит и подруга детства Джим (Джемма Уоррен). Вскоре Монтанелли перебирается в Рим, где вступает в должность епископа. Новый ректор ставится исповедником Артура. Ему молодой человек доверяет информацию о том, что любит девушку, которую в свою очередь ревнует его товарищ по партии Болле.

Через короткое время Артур оказывается под арестом. На допросах он сохраняет верность своей революционной организации, не выдав никого из друзей. Жандармы вынуждены его отпустить. Однако товарищи считают его предателем, виновным в задержании Боллы. Юноша понимает, что духовник нарушил тайну исповеди, но неосознанно ведет себя так, что Джим делает вывод о его предательстве. Она бурно негодует, и они расстаются врагами.

В семейном кругу происходит скандал, во время которого сестра брата говорит Артуру о том, что Монтанелли приходится ему родным отцом. Юноша инсценирует собственную смерть, бросив в реку свою шляпу и предварительно разбив распятие и написав предсмертную записку. Он нелегально перебирается в Буэнос-Айрес.

Часть вторая

В 1846 году во Флоренции происходит обсуждение членами партии Мадзини собственных действий по борьбе с политической властью в стране. Доктор Риккардо предлагает своим товарищам обратиться к Феличе Риваресу, пишущему политические памфлеты под псевдонимом Овод.

На вечерней встрече у Грассини Джемма Болла вдова Джованни Боллы встречается с Оводом, который приходит туда с цыганкой-танцовщицей Зитой Рени, являющейся его любовницей. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом - по-видимому, от удара саблей... когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Поведение Овода ей импонирует, ведь он не считается с правилами приличия и ведет себя достаточно дерзко.

Во Флоренцию приезжает Мотанелли, который уже служит в сане кардинала. На встречу с ним идет синьора Болла, не видевшая его с того времени, когда погиб Артур. Тогда священнослужитель признался ей, что обманывал юношу, о чем он и узнал. В тот злополучный день падре упал в припадке прямо на улице, узнав о смерти своего чада. На совместной прогулке Джеммы и Мартини им встречается Овод, в котором женщина видит погибшего Артура.

Риварес тяжело болеет. Партийные товарищи по очереди дежурят возле его постели, а Зиту по указанию больного не подпускают к нему. Танцовщица сильно и вслух негодует, чем выдает Мартини свою любовь к Оводу. Вскоре тот начинает выздоравливать и на одном из дежурств у своей постели Джеммы откровенничает с ней о жизненных приключениях. Она в свою очередь признается, что по ее вине погиб любимый человек.

Вскоре Джема начинает догадываться, что Овод и есть Артур. Ведь налицо присутствует столько внешних совпадений. Она даже пытается разобраться с сомнениями путем наблюдения за поведением Овода, когда показывает ему фотографию десятилетнего Артура. Но опытный революционер ничем не выдает себя. Вскоре он просит синьору Болла помочь переправить военное снаряжение в Папскую область, на что та соглашается.

Зита обвиняет Феличе, что тот любит только кардинала Монтанелли, а на ее чувства не обращает должного внимания. Она произносит: «Думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?». Риварес соглашается с ее доводами.

В Бризигелле Овод посредством сообщников встречается с Монтанелли. Он видит, что падре продолжает страдать из-за гибели Артура. Риварес едва не раскрывается кардиналу, его останавливает лишь собственная боль от воспоминаний прошлого. Вернувшись назад, мужчина узнает, что Зита ушла с цыганским табором, собираясь выйти замуж за соплеменника.

Часть третья

Овод должен ехать на выручку революционного товарища, которого арестовали при перевозке оружия. Перед отъездом Джемма опять хочет выяснить для себя вопрос о личности Овода, однако этому мешает появившийся в не совсем вовремя Мартини.

В Бризигелле Риварес в перестрелке потерял самообладание, когда встретил Монтанелли, и его арестовали. Полковник обращается к кардиналу с просьбой о начале военного суда. Но Монтанелли желает видеть перед этим арестанта. Встреча сопровождается всяческими оскорблениями духовного лица со стороны Овода.

Организованный друзьями побег Овода проваливается из-за очередного приступа его болезни, во время которого он теряет сознание. Закованный в кандалы узник просит встречи с кардиналом. Монтанелли посещает арестанта. Он негодует от жестокого обращения с заключенным. А Овод в свою очередь раскрывается падре. Причем он ставит духовному сановнику условие: либо бог, либо он. Кардинал в угнетенном состоянии покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!».

Монтанелли соглашается на производство в исполнение военного суда. Однако солдаты симпатизируют Оводу и стреляют мимо него. В конце концов, Риварес сражен пулями и падает. Его последние слова относятся к кардиналу: «Рadre... ваш бог... удовлетворён?». Друзья узнают печальную новость.

Во время торжественной литургии кардинал, видя в лучах солнца, убранстве и цветах кровавые следы, обвиняет прихожан в гибели своего сына, которая была осуществлена им подобно принесению Отцом своего Сына во искупление грехов всего мира. Джеме адресовано предсмертное письмо Овода, в котором тот подтверждает справедливость ее подозрений. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини сообщает о сердечном приступе кардинала, ставшем причиной его смерти.

«Овод» (Войнич Э. Л.) был очень известным произведением в СССР. Хрущев даже выписал специальную премию автору за многократное переиздание книги. Что же притягивает читателей? Тем, кто не читал «Овод», краткое содержание по частям поможет составить представление о произведении.

История романа в России и СССР

Впервые «Овод» (Войнич Э. Л.) вышел в США в 1897 г. Перевод в России был опубликован немного позже - в 1898 г. в виде приложения к журналу, а еще через 2 года - отдельной книгой. Произведение распространяли известные революционные деятели, многие люди в СССР говорили, что роман «Овод» - это их любимое произведение. В Союзе были сняты 3 экранизации романа, поставлен балет и рок-мюзикл по мотивам произведения.

«Овод». Краткое содержание романа

Главный герой книги - Артур Бертон, он студент и участник тайной организации «Молодая Италия». Его секрет раскрывает исповедник, и юношу арестовывают, а вместе с ним и его товарища. В организации Бертона считают предателем. Артуру кажется, что все от него отвернулись, в довершение всего он ссорится с любимой девушкой, а из скандала с родственниками узнает, что его отец - ректор семинарии Монтанелли. Юноша инсценирует самоубийство и уезжает в Буэнос-Айрес.

Через 13 лет Артур возвращается в Италию и называет себя Риваресом. Он пишет сатирические памфлеты под псевдонимом «Овод». В результате вооруженного столкновения Бертон попадает в тюрьму, после суда его приговаривают к смертной казни. Монтанелли предлагает помощь в побеге, но Артур не соглашается и ставит условие: кардинал должен отказаться от сана и религии. В результате Овода расстреливают, а священник умирает после проповеди.

Артуру Бертону 19 лет, год назад умерла его мать, и теперь он живет в Пизе с братьями. Молодой человек много времени проводит с наставником - ректором семинарии и своим духовником Лоренцо Монтанелли. На одной из исповедей юноша поверяет свою тайну: он стал участником революционной группы «Молодая Италия». Артур хочет бороться за свободу родной страны. Наставник, предчувствуя беду, противится этой затее, но у него не получается отговорить Бертона. К тому же в организации состоит и Джемма Уоррен, в которую влюблен юноша.

Через некоторое время Монтанелли уезжает в Рим, т. к. ему там предлагают епископство. Вместо Лоренцо назначают нового ректора. На исповеди Артур рассказывает о том, что ревнует Джемму к Болле-однопартийцу. В скором времени юношу забирают в полицию, однако на допросах он ни в чем не сознается и не называет имен товарищей. Несмотря на это, арестовывают и Боллу, в «Молодой Италии» думают, что это Артур выдал его.

Бертон догадывается, что священник нарушил тайну исповеди. Впоследствии он ссорится с Джеммой, объясниться не получается. Дома во время скандала жена брата рассказывает Артуру, что его настоящий отец - Монтанелли. Тогда юноша решает инсценировать самоубийство, он пишет и выбрасывает шляпу в реку. Сам же отправляется в Буэнос-Айрес.

Часть вторая

Действие романа «Овод», краткое содержание которого рассматривается, продолжается через 13 лет.

Во Флоренции Овод встречает Джемму Уоррен, ныне вдову Болла. Той кажется, что Риварес - это Артур Бертон. В это же время во Флоренции оказывается Монтанелли, который стал кардиналом.

Риварес заболевает, однопартийцы ухаживают за ним. Зиту он к себе не подпускает. Во время одного из дежурств Джеммы ей удается разговорить Овода, тот рассказывает о многих трудностях своей жизни. Она также делится своими печалями и говорит, что из-за нее погиб любимый человек. Чтобы проверить свою догадку, Джемма показывает Риваресу медальон с фотографией Артура. Но Овод не показывает, что он - это Бертон. Риварес весьма презрительно отзывается о мальчике, изображенном на фото.

После выздоровления Овод возвращается к революционной деятельности. Однажды он встречается с Монтанелли, при разговоре он хотел ему раскрыться, но так и не решился.

Зита, обидевшись, уходит с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

«Овод», краткое содержание которого приведено здесь, заканчивается трагически.

Оказывается задержанным поставщик оружия, Овод едет к нему на помощь. В одной из перестрелок его арестовывают и помещают в тюрьму. К заключенному приходит священник - Монтанелли. Однако Овод оскорбляет его.

Друзья помогают организовать побег, но он не удается. Овода опять заковывают в цепи. Он просит, чтобы его навестил Монтанелли. Священник приходит и Риварес сознается, что Артур - это он. Кардинал понимает, что его сын жив, и предлагает помощь. Но Овод соглашается только при том условии, если Монтанелли откажется от сана и религии вообще, чего тот не может сделать.

Кардинал соглашается на военный суд, Артура расстреливают.

На проповеди кардиналу мерещится, что везде кровь.

Джемме приходит посмертное письмо от Ривареса, где он сообщает, что он и есть Артур. Женщина сокрушается, что вновь потеряла любимого.

Монтанелли умирает от сердечного приступа.

Роман «Овод» Войнич был написан в 1897 году. В произведении описывается деятельность участников подпольной революционной организации в первой половине XIX века. Особенно острой критике в книге подвергается христианство.

Главные герои

Овод (Артур Бертон, Феличе Риваерс) – принципиальный, решительный молодой мужчина, революционер, переживший на своем веку немало горя.

Лоренцо Монтанелли – священник, кардинал, духовник Артура, его настоящий отец.

Джемма – возлюбленная Артура, участница революционного движения.

Другие персонажи

Джованни Болла – товарищ Артура, его любовный соперник, в дальнейшем муж Джеммы.

Риккардо – профессор, врач.

Зита Рени – любовница Овода, цыганка, танцовщица.

Часть первая

Невысокий, хрупкий девятнадцатилетний Артур Бертон « скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи ». Он много времени проводил со своим духовником Лоренцо Монтанелли, которого боготворил, и почтительно называл padre. После смерти матери юноша переехал в Пизу, где жил со сводными братьями.

Юноша был необычайно хорош собой. Когда он спокойно сидел, то его можно было легко принять « за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье ». Однако в движении Артур больше напоминал сильную грациозную пантеру, « правда, без когтей ».

Артур доверил духовнику свою тайну – студент стал участником тайной организации «Молодая Италия», чтобы бороться за свободу родной страны. Это было « политическое общество, которое издает газету в Марселе и распространяет ее в Италии с целью подготовить народ к восстанию и изгнать австрийскую армию из пределов страны ». Наставник пытался отговорить Артура от опасной затеи, но безрезультатно. К тому же, в организации состояла и подруга детства Артура, Джемма Уоррен, в которую он был влюблен.

Тем временем Монтанелли предложили епископство, и он на несколько месяцев уехал в Рим. На исповеди Артур поведал новому священнику о своей любви к Джемме, которую он ревновал к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовали, но на допросах он не выдал своих товарищей. Ему уже было известно о многочисленных арестах, и эти сведения вызвали в юноше « лихорадочную тревогу за участь Джеммы и остальных друзей ». Вскоре Артура отпустили, и он узнал, что члены «Молодой Италии» обвинили его в аресте Боллы.

Артур догадался, что его сдал священник, нарушивший тайну исповеди. Он поссорился с Джеммой, и так и не успел с ней объясниться. Брат Артура был взбешен тем, что юноша оказался связан с « нарушителями закона, с бунтовщиками, с людьми сомнительной репутации ». Во время разыгравшегося скандала жена брата рассказала юноше, что его настоящим отцом является священник Монтанелли. Артур написал прощальную записку, инсценировал самоубийство, и отправился в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждали способы борьбы с действующей властью. Доктор Риккардо предложил воспользоваться услугами Овода – остроумного политического сатирика Феличе Ривареса. Его памфлеты могли бы наносить точные и весьма болезненные удары. У Овода были особые приметы: « прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается ».

На вечере у партийца Джемма, вдова Джованни Боллы, впервые увидела Овода. Молодой мужчина вел себя весьма дерзко и вызывающе. К тому же, он явился в салон со своей любовницей-цыганкой, танцовщицей Зитой Рени, чем глубоко оскорбил всех присутствующих здесь дам.

Во Флоренцию пожаловал Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемма решила взглянуть на священника, которого в последний раз видела после самоубийства Артура. До сих она была уверена, что стала причиной смерти « своего лучшего друга », и эта мысль не давала ей покоя. Когда Джемма на мосту увидела Овода, она смертельно побледнела. Ей почудилось, будто Артур вернулся к ней из иного мира.

Риварес серьезно заболел, и партийцы принялись ухаживать за ним. Как сказал доктор, у него были « не в порядке нервы, но главная причина болезни – старая, запущенная рана ». Во время одного из дежурств Джемме удалось разговорить Овода. Он поделился с ней злоключениями, выпавшими на его долю. В ответ Джемма рассказала о своем горе: много лет назад она стала причиной гибели человека, « которого любила больше всех на свете ». Ее не покидала навязчивая мысль, будто Овод и есть Артур. Чтобы проверить свою догадку, она показала ему портрет десятилетнего Артура Бертона. Однако Овод ничем не выдал себя.

После выздоровления Овод вернулся к революционной деятельности. Однажды, встретив кардинала Монтанелли, он хотел ему раскрыться, но так и не решился на этот шаг. Зита, которую Овод жестоко игнорировал во время болезни, обиделась на него. Она ушла с табором, и собиралась стать женой цыгана.

Часть третья

Овод отправился на помощь поставщику оружия, который был арестован. Во время перестрелки он потерял самообладание, и его арестовали. Поскольку Овод – « очень влиятельный член одного из самых зловредных тайных обществ », ему грозил военный суд. Благодаря влиянию Монтанелли этого удалось избежать. Кардинал навестил заключенного, который жестоко оскорбил его.

Друзья Овода попытались организовать его побег, однако он не удался. Вмешалось само провидение – обострилась старая болезнь, « припадок начался внезапно, когда Риварес был уже близок к цели ». Арестанта заковали в кандалы и пристегнули ремнями – они « были затянуты так туго, что при каждом движении врезались в тело ». Подобная предосторожность тюремного руководства еще более усиливала страдания Овода « от приступов мучительной болезни ». Несмотря на уговоры врача, больному отказали в спасительном опиуме.

Овод попросил о свидании с Монтанелли, на котором признался, что является Артуром. Кардинал никак не мог поверить, что не признал в Оводе родного сына. Артур же обвинил отца в безразличии, и в том, что ему « гораздо важнее снискать расположение » бога, чем спасти собственного сына. Он поставил кардинала перед непростым выбором – либо он, либо бог. В расстроенных чувствах Монтанелли покинул тюрьму. Он дал разрешение на военный суд.

В день казни первая попытка расстрелять Овода оказалась неудачной – « каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной ». Узник был лишь ранен, и казнь превратилась « в ненужную пытку ». Овод подбодрил растерявшихся солдат – он « сам командовал своим расстрелом ». Когда он упал, истекая кровью, появился кардинал. Свои последние слова Овод обратил к отцу: « Padre… ваш бог… удовлетворен?».

Во время праздничной службы Монтанелли стало плохо. Кардиналу везде мерещилась кровь. В своей проповеди он обвинил прихожан в гибели единственного сына, которого он был вынужден принести в жертву, как Господь в свое время пожертвовал Христом ради человечества.

Джемма получила письмо от Овода, в котором он подтвердил ее догадку. Женщина с горечью поняла, что дважды потеряла любимого человека. В этот момент послышался звук колокола – « его преосвященство кардинал монсеньер Лоренцо Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца ».

Заключение

В рассказе Войнич описывается тяжелая судьба молодого, наивного юноши, которому пришлось многое пережить на своем пути. Он отчаянно борется за правду и свободу, однако вынужден принять смерть.

После ознакомления с кратким пересказом «Овод» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 100.

Главные действующие лица

Персонажи "Овода" вызывали много споров среди исследователей. Особенно это касалось главного героя. Польские литературоведы считали, что его прототипом является деятель социально-революционной польской партии. Русские читатели и литературные деятели сразу в нем усмотрели черты русских революционеров.

Сама писательница Э.Л. Войнич позднее сказала, что только у одного персонажа из романа был прототип. Это Джемма, чей образ был списан с близкой подруги писательницы.

Овод или Артур - главное действующее лицо, революционер.

Лоренцо Монтанелли - священник, настоящий отец Артура.

Джемма - возлюбленная главного героя.

Джованни Болла - друг Артура, его соперник. Умерший муж Джеммы.

Зита Рени - любовница Овода, цыганка.

Семейная тайна Артура

Юноша признается Лоренцо Монтанелли в том, что он является членом общества "Молодая Италия". Артур говорит ему, что будет бороться за справедливость, свободу. Лоренцо пытается отговорить его от участия в революционных замыслах, но напрасно.

Вместе с юношей в "Молодой Италии" состоит и его подруга с детских лет, Джемма Уоррен. Монтанелли отправляется в Рим на некоторое время. Пока его не было, юноша на исповеди признается новому духовному лицу в любви к Джем и тому, что ревнует ее к своему товарищу Болле.

Артура арестовывают, в тюрьме юноша горячо молится. На допросах юноша не раскрывает имена однопартийцев. Его отпускают, Джем ему рассказывает, что его считают виноватым в том, что Боллу арестовали. Артур догадывается, что новый священник нарушил тайну исповеди. Тем самым он случайно подтверждает предположения однопартийцев. Девушка дает ему пощечину, Артур не успевает с ней объясниться.

Жена брата возмущена произошедшим. И в порыве гнева раскрывает Артуру тайну его рождения. Его настоящий отец - Лоренцо Монтанелли. Юноша в ужасе от этого признания. Он пишет предсмертную записку, бросает шляпу на реку и тайно покидает Италию.

Спустя 13 лет

Впервые происходит встреча с Оводом на вечере, устроенном у Грассини, Джеммы Боллы, вдовы Джованни Боллы. Риварес производит впечатление дерзкого человека, не привыкшего считаться с приличиями. Его лицо обезображено шрамом на левой щеке, когда он говорил, начинал немного заикаться. Овод шокировал всех тем, что появился на этом вечере в обществе своей любовницы Зиты Рени.

Тем временем во Флоренции появляется Монтанелли. Джемма видела его только один раз после гибели Артура. В тот день Лоренцо был раздавлен горем. Он сказал девушке, что это из-за него погиб юноша, потому что он скрывал от него правду. Джемма захотела еще раз встретиться с ним. Поэтому она вместе с Мартини отправляется туда, где будет проезжать кардинал.

Овод - это Артур?

Овод начинает выздоравливать. Он рассказывает Джемме о себе. В свою очередь, она рассказывает Риваресу о своем горе: она считает, что из-за нее погиб человек, которого она любила, и который был ей дороже всех на свете. Синьору Боллу терзают сомнения: она думает, что Овод - это Артур. Но Риварес ничем не выдает себя.

Он просит Джемму помочь ему с доставкой оружия в Папскую область. Она дает ему свое согласие. Зита говорит, что знает, кого он любит больше всех - кардинала Монтанелли. Риварес не отрицает этого. Ему удается в образе нищего переговорить с Лоренцо. Он понимает, что кардинал все еще страдает. Овод хотел было все рассказать ему, но потом вспоминает все, что пришлось ему пережить. Вернувшись домой, Риварес узнает, что его любовница ушла вместе с табором и собирается замуж за цыгана.

Трагедия Ривареса

В "Оводе" Войнич в третьей части происходит раскрытие личности главного персонажа и кульминация основной сюжетной линии. Берут под арест человека, занимающегося перевозкой оружия. Риварес отправляется в Бризигеллу, чтобы ему помочь. Джемме снова не удается доказать, что Овод - это Артур.

Овода арестовывают: мужчина потерял над собой контроль, когда во время перестрелки видит кардинала. Нужно разрешение кардинала на проведение военного суда. Во время встречи с Риваресом он оскорбляет Монтанелли.

Революционеры помогают сбежать ему, но во время побега Овод теряет сознание. Его заковывают в кандалы, несмотря на его состояние. Он просит встречи с кардиналом. Во время их встречи Овод говорит Монтанелли, что он - Артур. Мужчина ставит своего отца перед выбором: либо он, либо религия. Кардинал оставляет его.

Лоренцо дает согласие на военный суд. Ривареса приговаривают к расстрелу. Солдаты прониклись теплыми чувствами к нему и стреляли мимо. Но Артур все-таки погибает. Его последние слова были обращены к кардиналу, который пришел на расстрел.

Друзья узнали о гибели Овода. Джемме приносят записку, в которой Риварес сообщает ей, что она не ошибалась, и он - Артур. Мартини сообщает ей, что кардинал Монтанелли скончался от сердечного приступа.

"Овод" Войнич затрагивает не только тему революции, но и трудности во взаимоотношениях людей. Поэтому его следует рассматривать шире, чем просто революционное произведение.

Популярность романа

Произведение пользовалось большой популярностью в Англии. В России он был впервые издан в 1896 году, когда был первый съезд демократической партии. Позже "Овод" получил широкую известность в СССР и США. Борьба за демократию импонировала революционерам этих стран.

Экранизации "Овода"

Было снято три фильма по мотивам произведения. В 1985 году был поставлен рок-мюзикл. Также на основе романа были сделаны балетные постановки в 1982 и 1987 годах, которые подтверждают популярность книги.

Это был краткий анализ произведения "Овод". Это роман не только об идеалах революции, но и о том, как непросто человеку сделать выбор. Это произведение и о том, как на протяжении жизни может измениться приоритет ценностей человека.