Свою миланскую карьеру талантливый юноша начал с работы на известные итальянские Дома моды Genny, Callaghan и Complice. Ему уже исполнилось 25 лет и он был полон амбициозных планов на будущее. В 1994 году эти ранние работы известного модельера попадут на ретроспективную экспозицию в Берлинском музее художественных промыслов, посвященную 47-летнему законодателю мод. Никто и не предполагал тогда, что Джанни Версаче осталось жить всего три года...


Джанни Версаче родился 2 декабря 1946 года в Реджио ди Калабрии, в Италии. Его мать Франческа была профессиональной портнихой и постоянно брала маленького Джанни с собой на работу. Видимо, эти первые детские впечатления от костюмерной и бесчисленных платьев и определили в дальнейшем путь великого мэтра моды. Сам Джанни, вспоминая о своих первых годах, говорил: "Думаю, что своим мастерством и профессионализмом обязан маме".

Свою миланскую карьеру талантливый юноша начал с работы на известные итальянские Дома моды Genny, Callaghan и Complice. Ему уже исполнилось 25 лет и он был полон амбициозных планов на будущее. В 1994 году эти ранние работы известного модельера попадут на ретроспективную экспозицию в Берлинском музее художественных промыслов, посвященную 47-летнему законодателю мод. Никто и не предполагал тогда, что Джанни Версаче осталось жить всего три года...

Но вернемся в 70-е. Вдохновленный своими первыми коллекциями, Джанни в 1978 году создает собственный Дом моды Gianni Versace, пригласив на посты президентов своих ближайших родственников - брата Санчо и сестру Донателлу. Спустя год, он представил первую коллекцию под собственной маркой в Милане, заслужив восторженные аплодисменты искушенной итальянской публики, сразу влюбившейся в стиль Версаче.

Как ни пародоксально это звучит, но воспевая вечную женственность и ангельскую красоту Прекрасной Женщины, Джанни никогда не обладал ей. Он никогда не скрывал, что был гомосексуалистом и жил с мужчиной. Возможно, все созданные им изысканные наряды были посвящены его матери, образ которой остался в его памяти возвышенным и чистом идеалом, столь же недосягаемым, сколь и прекрасным. Многие женщины признавались, что в платьях кутюрье ощущали себя Королевами. Кто знает, сколько еще великолепных и сказочных платьев для своего воображаемого ангела чистоты создал бы гениальный художник, если бы не злополучное стечение обстоятельств...

В то роковое утро 15 июля 1997 года Джанни Версаче находился на своей вилле в Майами-Бич и вышел на улицу, чтобы купить свежих журналов. Только здесь он позволял себе эту непозволительную роскошь - ходить по улицам одному, без охраны. Он уже возвращался обратно, когда неожиданно раздался выстрел, безвременно оборвавший жизнь 50-летнего модельера. Агенты ФБР без особого труда установили личность убийцы и его местонахождение. Но они опоздали. Эндрю Кьюненен застрелился из того же пистолета, из которого убил Джанни. По иронии судьбы, на Эндрю было нижнее белье фирмы Версаче...

«15 июля около 9 утра я шла по Оушн Драйв. Впереди, со стороны 10-й улицы, появился господин Версаче. Он направлялся к своему дому. Когда поравнялся с воротами, сзади его догнал человек — белый, шедший очень быстро. Я не обратила на него внимания: он выглядел как турист. Миновав виллу, обернулась, чтобы еще раз взглянуть на нее. И тут я увидела, что шедший за Версаче поднялся по ступенькам прямо за ним и приставил к его голове пистолет. И выстрелил — два раза точно, а может быть, три — ему в голову. Затем он спустился, положил оружие в черный рюкзак и очень спокойно пошел по бульвару в противоположном направлении. Я была в шоке и не в силах пошевельнуться, пока из дома не выбежали люди и не закричали: „Кто это сделал?“ Я указала на фигуру стрелявшего. Тот шел по бульвару на север. Они устремились вслед», — это свидетельские показания миссис Де Фео , жительницы Майами, на чьих глазах в одно мгновение всемогущий император мировой моды, владелец фешенебельных особняков и мультимиллионного состояния Версаче закончил свой жизненный путь...

Дом Джанни Версаче на Оушн Драйв. Фото: www.globallookpress.com

Джанни родился в далеком 1946 году в... костюмерной в маленьком провинциальном итальянском городке Реджо-ди-Калабрия. «Вокруг меня были платья, платья, платья, — говорил он, вспоминая о первых детских годах, проведенных рядом с матерью, профессиональной портнихой. — Думаю, что своим мастерством и профессионализмом я обязан матери». Отношения, однако, между ними складывались не самым лучшим образом. «Франческа вообще была к нему безразлична, отдавая предпочтение Санто , второму сыну», — вспоминают соседи семьи Версаче. Джанни досталась незавидная роль маленького изгоя: среди множества людей он рос абсолютно одиноким, дико страдая от отчужденности единственной близкой ему женщины. Но именно поэтому, обделенный материнской нежностью, маленький Джанни не отходил от нее ни на шаг (приходя из школы, мальчик все свободное время проводил в ателье), следил за каждым ее шагом и мечтал оказаться на месте любой из закройщиц...

«На них она хотя бы смотрела, — вспоминал он, — я не был ее любимчиком. Скорее подушечкой, в которую она частенько втыкала иголки-упреки». Версаче выбирал самое, на его взгляд, лучшее место в семейном ателье и часами мог оставаться недвижим, наблюдая за работой, которая кипела вокруг него. Однажды вернувшись в магазин после уроков, он увидел, как мать снимала мерки с клиентки — прекрасной молодой женщины в кружевном нижнем белье. Франческа уже второй час оборачивала ее тело в черный бархат, подкалывала булавками складки, тщательнейшим образом учитывая каждую мелочь... Ребенок стоял чуть поодаль, перед его восхищенным взором полуобнаженное тело незнакомки облачалось в изумительный наряд, умело подчеркивающий природные достоинства и сглаживающий недостатки. Этот момент он запомнил на всю жизнь: «Эскизы были для меня как шпаргалка — так, для памяти. Благодаря матери я понял, насколько важно работать непосредственно с телом, чтобы видеть и чувствовать, как ложится ткань, как она взаимодействует с линиями женского тела».

Джанни Версаче. Фото: Commons.wikimedia.org

Каждый божий день Франческа и Джанни просыпались около семи тридцати утра, завтракали и отправлялись на работу. Утренняя дорога пролегала мимо небольшого борделя, который находился по соседству с их ателье. Зрелище для восприимчивой детской психики, надо сказать, малоприятное! А потому, подходя к вертепу разврата, мать внушительным для женщины кулаком прямо давала понять — не смотреть в сторону дома «взрослых наслаждений». И мальчик покорно отворачивался. «Может, поэтому в дальнейшем я всегда боялся и избегал пошлости, — размышлял великий модельер, — может, поэтому всегда считал идеалом женщину, невинную как ангел?»

Когда Джанни исполнилось 9 лет, директор школы большим росчерком пера в дневнике вызвал Франческу по поводу возмутительнейшего поведения Джанни: «Вам стоит больше времени уделять воспитанию своего сына. У вас растет настоящий сексуальный маньяк!» И в качестве «вещественных доказательств» предъявил отобранные у Джанни рисунки. Это были эскизы. Нарисованные еще робкой, совсем неумелой рукой — пышнотелые силуэты Джины Лоллобриджиды и Софи Лорен в милейших вечерних нарядах, сотворенных мальчиком специально для их соблазнительных форм. Но вопреки беспокойству директора школы Джанни вовсе не интересовался сексуальными тайнами взрослого мира. Он воспринимал женские силуэты как моделей, которых ему хотелось «обнять» сказочными нарядами.

Шло время. Джанни продолжал рисовать... Поступил на факультет архитектуры. Скорее всего, он закончил бы свою жизнь в какой-нибудь уютной каморке, проектируя очередную итальянскую забегаловку. Но вмешалась Франческа. Впервые и столь кардинально! Она заставила сына стать ее полноправным помощником в ателье. Сын не сказал ни слова. В 18 лет бросил учебу и с головой окунулся в создание одежды.

Джанни Версаче и Наоми Кемпбелл. Фото: www.globallookpress.com

Проба пера

Активно работая «в четыре руки» с матерью, он не забывал быть в курсе модных веяний, посещая показы в Париже, Лондоне, Флоренции, Риме... Вкалывал «по-черному»... Что в скором времени и принесло плоды: о виртуозном таланте молодого Версаче (теперь его можно было называть именно так!) прослышал некий состоятельный миланский бизнесмен. Погожим днем 1970 года он появился в ателье, с порога предложив Джанни поработать. Портной, ни минуты не колеблясь, купил билет и в тот же вечер вылетел в Милан. «Невероятно, как один телефонный звонок, один визит, — вспоминал годы спустя господин Версаче, — могут изменить жизнь. Едва оказавшись в Милане, я понял, что мне представился шанс проявить себя. И я стал работать».

Он спешил жить. Версаче отчетливо понимал, что выход у него один-единственный: брать себя за шиворот и вкалывать. Вкалывать в Милане, где возможностей проявить себя было, скажем так, немало: он представлял себе картину собственной будущей империи — неограниченная власть и авторитет, деньги и влиятельность.

Энцо Никозиа, владелец Florentine Flowers из Лукки, вызвал Джанни как «скорую помощь» для создания своей новой коллекции. Покупатель становился все более требовательным. Его отныне интересовало громкое имя, мощный бренд создателя — как гарантия качества. Этаким своеобразным знаком качества и стал молодой итальянец. О его «пробе пера» ходили слухи! Одна из первых коллекций была сметена за считаные дни. Версаче превратился в «странствующего кутюрье». Фабрики буквально разрывали его на части, заваливая выгодными предложениями. Проводя бессонные ночи перед эскизами, Джанни все чаще и чаще приходилось бороться с мечтами о собственной независимости. О собственном успешном бизнесе. Однако финансовая сторона дел обстояла не столь безукоризненно, как творческая.

Джанни Версаче. Фото: www.globallookpress.com

Однажды с дружественным визитом от Франчески на пороге его скромного жилища появился брат. Они сидели в небольшой гостиной и, попивая легкие напитки, сплетничали об удачных и не очень делах друг друга. Санто делился своими впечатляющими успехами финансиста, Джанни — мыслями о возможной и столь желаемой профессиональной независимости. Прикончив очередной бокал мартини с соком, Санто достал из внутреннего кармана спортивного пиджака блокнот для записей и принялся что-то воодушевленно писать. Не отрываясь от бумаги, он что-то подсчитывал и пересчитывал с дотошностью, унаследованной от матери. Утром брат уехал. Но прошло около трех месяцев, и Санто вернулся. С деньгами. В 1976 году он окончательно переехал в Милан, и братья создали марку Gianni Versace, подключив к делу и сестру Донателлу.

Джанни Версаче с сестрой в 1990 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Эра Versace

«GV в Милане. Здесь и сейчас. Абсолютная экстравагантность» — реклама в популярнейшем «Harper’s Bazaar» в июле 1977 года открыла эру Версаче. Модельер прекрасно умел улавливать настроение времени — его роскошный стиль как нельзя лучше соответствовал звездным восьмидесятым. Мастер провоцировал публику, у него все было «слишком» — платья слишком смелые или слишком яркие. Он предлагал одежду, филигранно подчеркивающую естественные формы красивого тела. Балансируя на грани кича, Джанни Версаче сумел адаптировать экстремальный молодежный стиль для любящей роскошь состоятельной и капризной клиентуры.

Сдержанные лондонцы долгое время не принимали дизайнера, считая его вульгарным — чересчур короткие и узкие юбки, чересчур глубокие вырезы, чересчур высокие каблуки. Армани, обвинивший Джанни в стремлении превратить высокую моду в порнографическое шоу, был, к слову, не так уж и далек от истины — Версаче сам не раз признавал, что источником вдохновения ему зачастую служили детские воспоминания о проститутках родного городка!

Дебют женской коллекции состоялся в марте 1978 года. «Сидящие в первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия. Какой наряд лучше? Невозможно было решить», — говорит Вики Вудс из английского «Harpers & Queens» о первых шоу Версаче. А за кулисами между богинями-манекенщицами метался сам кутюрье — поправлял «оперение», нежно обнимал, прижимал к груди, благословляя воплями исступленного восторга: «Bella! Bellissima! Piu bella». Так все начиналось...

Версаче выводил на подиум 16 лучших манекенщиц, платил им по 10 тысяч долларов в день. Роскошь его моделей действовала магически. Узнаваемый символ — голова Медузы — говорил о принадлежности к звездам рок-н-ролла или о больших капиталах и амбициях владельца. Он одевал принцессу Диану , эксцентричную Мадонну , сексуального единомышленника Элтона Джона , Стинга , Элизабет Херли , Джона Бон Джови . Создавал костюмы к балетам Мориса Бежара . Пресса осаждала показы великого Версаче:

— Вы не можете не пропустить меня! Вот мое приглашение! Я из австралийского «Vogue»! — возмущенно кричала редактор рубрики моды.

— Из австралийского? Но это зимняя коллекция. А в Австралии нет зимы! — невозмутимо отвечала Мануэла Шмейдлер , прекрасно понимавшая, как надо заведовать отделом public relations в доме Versace.

А когда за дело брался сам Джанни, устоять было вообще невозможно! Особенно в том деле с китайским фарфором. Запуская линию посуды, Версаче отослал несколько ящиков, заполненных фарфором, самому Сильвестру Сталлоне . Набил его комнаты подушками и мебельными тканями, сундуками разнообразной одежды на тысячи и тысячи долларов. То же самое повторил и с Клаудией Шиффер . «За столь щедрое внимание к собственным персонам первый и вторая с удовольствием и абсолютно бесплатно согласились позировать обнаженными для журналов, прикрывшись исключительно квадратными блюдами от Versace», — вспоминала бывшая подруга Сталлоне Джанис Дикинсон .

Отныне повзрослевший мальчик-изгой, ставший великим диктатором мировой моды, мог позволить себе все! Он скупал многоэтажные дома и огромные виллы. Издавал книги, заполненные снимками лучших фотографов и многозначительными текстами. Путешествовал, опустошая антикварные магазины с императорской расточительностью. А еще он мог позволить себе любить. Искренне и много...

Истинное лицо любви

21 октября 1990 года в опере Сан-Франциско состоялась премьера «Каприччио» Рихарда Штрауса . И костюмов от вечно шокирующего достопочтенную публику Versace. Некоему Эндрю Кунанану , двадцатиоднолетнему американцу из Сан-Диего, случилось в ту ночь оказаться в VIP-гей-клубе «Colossus». Немногочисленные посетители заметно нервничали... В какой-то момент открылась дверь, и вошел Версаче. Он сам обратил на Эндрю свой взгляд. Подошел к своему будущему убийце и, заглянув в его маленькие глаза, спросил: «Lago di Como, no?» («Озеро Комо, не так ли?»). На этом небольшом озере на севере Италии у дизайнера был замечательный дом. Бывал ли там Эндрю — загадка. Известно другое — Эндрю не раз принимал участие в сексуальных оргиях прославленного модельера. Версаче предавался любовным утехам в компании Антонио Д’Амико.

Последние четырнадцать лет своей жизни модельер почти не расставался с этим человеком. Он сделал Антонио Д’Амико своим помощником и управляющим сетью магазинов «Istane». Часто они вдвоем развлекались с каким-нибудь шоколадным красавцем, «арендованным» из модельного агентства. Или подбирали какого-нибудь смазливого объекта с вечеринки в одном из многочисленных тематических клубов Майами. Занимались сексом, щедро расплачивались и, удовлетворенные жизнью, ложились спать. Так продолжалось дни, недели, годы. Принципиально давно уже ничего не менялось... И год 1997-й не внес сколько-нибудь видимых изменений.

Шел июль. После очередной вечеринки где-то в районе 8.30 Д’Амико разбудил Томас (администратор дизайнера): в это раннее утро у него была назначена партия в теннис. Господин Версаче отсутствовал: он ушел за утренней прессой...

Около 8.45 утра Д’Амико спустился к завтраку. В это время и раздались выстрелы. Д’Амико выглянул в огромное витражное окно и увидел лежащего на ступенях Версаче...

Он закричал и выбежал из дома. Рядом с распростертым телом дизайнера растекалась лужица крови. В просвете ворот Д’Амико успел разглядеть две удаляющиеся фигуры — женщины и чуть поодаль мужчины. Это и был Эндрю Кунанан, в голове которого крутились мысли о том, что Версаче как никто другой в этом мире заслуживал смерти. Июльский номер «Vanity Fair» описывал на зависть всем и каждому языческую роскошь жизни дизайнера в «Casa Casuarina», майамском дворце «императора моды», и пестрел фотографиями роскошного семейного пикника с Версаче и Д’Амико на центральном плане. Это стало последней каплей для так официально и не признанного любовника великого дизайнера. И теперь он, запихнув пистолет в пакет, удалялся от особняка.

Имя всемирно известного модельера Джанни Версаче ассоциируется с прогрессивным взглядом на образ современной женщины, сочетающей в себе не только элегантность, но и динамику, и даже эксцентричность. Его называли «королем барокко», среди его поклонников – звезды Голливуда, эстрады, спорта, американские астронавты, королевские особы, миллионы простых людей. Стиль Джанни Версаче охватывает не только одежду, под этой маркой выпускают аксессуары, очки, парфюмерию, посуду, телефоны, мебель и автомобили. 2 декабря этому гениальному мастеру, изменившему представления о модном стиле, исполнилось бы 67 лет. К этой дате предлагаю познакомиться с 15 занимательными фактами из его биографии.

1. Мать будущего модельера работала портнихой в своем собственном ателье, где и родился Джанни. С детства его окружали ткани, превращавшиеся потом в красивые платья. Отец занимался продажей бытовой техники. Кроме Джанни, в семье подрастало еще двое детей.

Родители хотели видеть своего младшего сына архитектором, поэтому по окончании школы он поступил в университет, однако долго учиться ему там не пришлось – матери потребовался помощник.

А так как Джанни был ее правой рукой в выполнении различных поручений, то он вернулся в родной городок Реджо ди Калабрия. В 18 лет он стал работать в семейном магазине. Он не только помогал матери оформлять заказы и завозить ткани, но и посещал показы мод, интересовался тенденциями дизайна одежды.

2. В 1972-м он переезжает в Милан и начинает работать дизайнером в нескольких компаниях, на него сразу обратили внимание известные итальянские кутюрье. А в 1978-м 32-летний Джанни Версаче открывает собственный Дом моделей, куда устроил и старшего брата, и младшую сестру. Первый показ женской одежды произвел фурор. «В первом ряду надевали солнечные очки, чтобы защитить глаза от этого яркого великолепия», – писали в газетах.

3. Эмблемой Дома моделей стала голова Горгоны. По словам мастера, древнегреческая медуза – символ роковых чар, парализующих и гипнотизирующих человека своей красотой и простотой.


4. 80-е гг. ХХ века – расцвет творчества Джанни Версаче. Женщина, одетая в новое платье, стала более сексуальной, изящной, элегантной. Модельер отдавал предпочтение облегающим тканям, подчеркивающим фигуру, экспериментировал, соединяя шелк с мехом, кожей и металлом. Он возродил узкие брюки, мини-юбки, использовал корсеты, открыл спину и грудь, делая облик более чувственным. Одежда Джанни Версаче стала популярной. Доходы его империи приближались к миллиарду долларов, а общее число фирменных магазинов Версаче по всему миру превышало сотню.


5. В 1982 году дизайнер впервые показал вечерние платья из тонкой мягкой и подвижной алюминиевой сетки, подобно рыбьей чешуе сверкающей и обволакивающей тело. Осенне-зимняя женская коллекция Версаче в том же году получила награды от Golden Eye и Cutty Sark.
6. Именно Джанни Версаче принадлежит термин «топ-модель». Его одежду популяризировали Кристи Тарлингтон, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Карла Бруни, Эва Херцигова, Наоми Кемпбелл и Клаудия Шиффер.

Для своих показов кутюрье тщательно отбирал и музыку. Несколько композиций специально для Версаче написал Элтон Джон. Модельер изготовил костюмы для 25 оперных и балетных постановок таких мастеров, как М. Бежар и В. Форсайт. Он одевал Мадонну для «Четырех комнат», совместно с Элтоном Джоном сделал современную версию «Аиды» Дж. Верди. За вклад в моду и музыку Джанни Версаче был удостоен ордена.
7. Большой поклонник Античности, в одежде он сочетал аристократизм и кич, и каждая его коллекция сочетала классику и модерн: то панк-культура, то барокко, то поп-арт, то откровенный садо-мазо и стиль гей-клубов. Версаче ввел в моду сочетание черной кожи и золотой фурнитуры, совмещение вечерних платьев и нижнего белья, яркие принты на рубашках, кожаные облегающие брюки на мужчинах, высокие каблуки. Впервые на подиум вышел парень без галстука и в джинсах.

8. Одежда от Версаче признается самой модной и становится атрибутом богатства и статусности. Именно поэтому его стиль часто подделывают. Однако Версаче изготавливал не только одежду, но и украшения. «В то время как признанные мастера пытались сказать только "А", Версаче уже проделывал весь маршрут от "А" до "Я". Скорость мышления, расчёт и быстрота исполнения – гигантские», – восторгался французский хореограф Морис Бежар.

Талантливый мастер выпустил диадему и ожерелье «Тщеславие Леонардо да Винчи». В 1981 году выходит первый женский парфюм «Gianni Versace», а в 1986 – мужской аромат «L"Homme». В это же время начинается выпуск фарфоровой и стеклянной посуды (совместно с Rosenthal) и мебели (Versace Home) от Джанни Версаче.

9. Он становится одним из самых богатых людей мира. В его собственности несколько квартир, домов, вилл в Риме, Милане, на озере Комо, в Нью-Йорке, на Майами… Вкладывает средства в антиквариат и предметы искусства. В его коллекции полотна Кандинского, Шагала, Пикассо, французских импрессионистов. «Простое накопление денег – удел бедных людей. Картины собирают подлинно богатые и дальновидные люди», – любил повторять модельер.

10. За 25 лет творчества Джанни Версаче провел более 60 представлений, тщательно отрепетированных и продуманных до мелочей. 24 июня 1997 года во Флоренции состоялся самый громкий показ «Барокко бельканто» в сотрудничестве с композитором Морисом Бежаром.
11. В середине 90-х гг. врачи диагностировали у Версаче онкологию, но модельер захватил болезнь вовремя. На людях он всегда был бодр и весел, давал интервью, присутствовал лично на всех показах.
12. Джанни Версаче был нетрадиционной ориентации и никогда не скрывал своих взглядов. На протяжении 11 лет его постоянным партнером и любовником был Антонио Д’Амико. В Доме мод Versace он занимался разработкой спортивной линии.

13. Первая вышедшая в свет книга Версаче незамысловато называлась «Дизайн». Он разработал костюмы для таких фильмов как «Showgirls», «Балет ради жизни» и «Судья Дредд».
14. На публике Джанни Версаче никогда не появлялся без телохранителей. Свободно гулять он себе позволял только в окрестностях виллы Майами-Бич. Именно здесь и подкараулил его киллер, гомосексуалист Эндрю Кьюненен, убивший своего кумира 15 июля 1997 года.

15. 22 июля в миланском кафедральном соборе состоялась гражданская панихида, на которую съехались тысячи друзей и поклонников таланта Версаче со всей Италии и многих стран мира. Почтить память великого модельера приехали Элтон Джон, Стинг, Наоми Кэмпбелл, Кэролайн Биссетт-Кеннеди, а также коллеги дизайнера Джорджо Армани и Карл Лагерфельд. Только письменных соболезнований собралось на пятитомное произведение.

Д. Версаче

«В работе необходимо сохранять терпение, проявлять равное уважение ко всем, с кем вы сталкиваетесь. Независимо от того, на какой ступени социальной лестницы находится тот или иной человек».

Гениальность не имеет предела и люди, наделённые природным талантом, не ограничивают полёт своей творческой фантазии рамками установленных стандартов. Но талант – это только отправная точка. Истинное мастерство – не что иное, как плод длительного и самоотверженного труда.


Гений Джанни Версаче сделал его легендой ещё при жизни, а трагическая гибель великого модельера стала потрясением для всего мира. Но звезда выдающегося кутюрье не угасла после его смерти. Она продолжает освещать путь мастерам, избравшим своей стезёй создание новых направлений высокой моды, а душа Версаче по-прежнему продолжает жить в работах мастера и творениях его последователей.

Отрочество гения

Джанни (02.12.1946 – 15.07.1997 гг.) родился в небольшом итальянском городе Реджо ди Калабрия и был средним ребёнком в семье Антонио и Франчески Версаче. Его отец был экономистом, а мать владела маленьким ателье. Во многом именно благодаря её труду семья смогла пережить непростые послевоенные годы и достичь впоследствии материального благополучия.

В своих интервью модельер неоднократно говорил, что в детстве он не был избалован материнской любовью, поскольку всё внимание доставалось старшему брату Санто. Однако львиную долю своего успеха Версаче приписывал именно ей, ведь большую часть своего детства и юности Джанни провёл в мастерской матери: сначала наблюдая за её работой, затем помогая совершать закупки материалов, а после принимая непосредственное участие в создании моделей платьев.

Круг интересов юного Версаче не ограничивался пошивом одежды. Он увлекался музыкой, историей, различными видами искусства, архитектурой. Однако стезя архитектора, избранная после окончания школы, быстро ему наскучила и Джанни, бросив учёбу, вернулся в ателье матери. Стремясь узнать как можно больше о мире высокой моды, начинающий кутюрье присутствовал на всех дефиле, проводимых во Флоренции, Париже и других городах.

А между тем спрос на продукцию донны Версаче неизменно рос, клиентура расширялась, среди заказчиков стали превалировать представители высшего общества. И причиной возрастающей популярности ателье Francesca Versace Elle было именно активное участие Джанни в создании моделей его матери.



Вперёд к успеху семимильными шагами

Перспективный модельер обратил на себя внимание владельца престижного миланского ателье Энцо Никозия, который в 1972 году предложил Джанни создать для него новую коллекцию трикотажной одежды. Повышенный интерес к его творениям и благосклонные отзывы критиков открыли для Версаче заветные двери в мир итальянской модельной индустрии. Некоторое время он работал с известными домами моды Милана, однако сотрудничество продолжалось недолго – мастер стремился к обособленности.

Головокружительный взлёт карьеры молодого кутюрье пришёлся на вторую половину 70-х годов прошедшего столетия. Версаче создаёт свои первые коллекции: сначала женскую, затем мужскую. В 1978 году открывает Дом моды Gianni Versace, чьим знаком становится голова Горгоны Медузы. Далее карьера кутюрье развивалась в геометрической прогрессии: совместная работа с известными фотографами, хореографами, балетмейстерами, художниками, моделями и представителями шоу-бизнеса, выпуск новых линий продукции бренда Versace, расширение сферы деятельности.

За короткое время Джанни Версаче не только прибрёл статус законодателя моды, но и образовал свою собственную империю. Сочетать несочетаемое, экспериментировать с контрастами, делать смелые акценты на природной сексуальности, управлять цветом – всё это было подвластно королю моды. Его неукротимая деятельность и неиссякаемая творческая фантазия возвели Версаче на вершину олимпа модельного бизнеса. Коммерческий успех любого его предприятия был гарантирован.






Трагедия на Оушен-Драйв

Под брендом с мировым именем помимо одежды выпускались парфюмерия, аксессуары, посуда, мебель, постельное бельё, предметы интерьера, ювелирные изделия и проч. Состояние знаменитого модельера исчислялось миллионами. Спутником Версаче на протяжении 11 лет был его близкий друг и любовник Антонио де Амико. Блеск и роскошь везде сопутствовали харизматичному кутюрье, хотя не обошлось и без эксцессов.

Известный английский еженедельник опубликовал статью, в которой Версаче приписывали связь с итальянской мафией. Стерпеть подобного оскорбления мастер не мог и подал иск о возмещении морального ущерба за клевету, который и выиграл. Сплетни на время утихли, однако трагедия, случившаяся с модельером после, всколыхнула новую волну домыслов.


РВ июле 1997 года великий кутюрье был убит на пороге своей виллы в Майами-Бич двумя выстрелами в голову. Его тело нашёл де Амико. Следствие установило, что убийцей был некто Эндрю Кьюненен по кличке де Сильва, на счету которого уже было несколько жертв. Мотивы к убийству модельера отсутствовали, поэтому его списали на прихоть серийного маньяка, коим и являлся Кьюненен.

Версия частного детектива, расследовавшего это дело, сводилась к тому, что великий кутюрье перешёл дорогу влиятельным представителям преступного мира Италии, за что и был безжалостно устранён. Его же придерживались многие близкие друзья кутюрье.

Тело Джанни Версаче было погребено в итальянской коммуне Мольтразио близ озера Комо. Дело всей жизни выдающегося дизайнера после смерти перешло в ведение его младшей сестры Донателлы, а большая часть баснословного состояния мастера, согласно завещанию, досталась его обожаемой племяннице, дочери Донателлы – Аллегре. По сей день легендарный Дом моды Versace продолжает радовать ценителей дизайнерского искусства новыми коллекциями, а имя Версаче по-прежнему остаётся синоним безупречного вкуса, изящества и роскоши.

Джанни Версаче (Gianni Versace), Донателла Версаче (Donatella Versace)

2 декабря знаменитому итальянскому кутюрье, основателю Модного дома Gianni Versace исполнилось бы 70 лет.

Джанни Версаче появился на свет на юге Италии – в небольшом городке Реджо-ди-Калабрия в маленьком ателье Francesca Versace Elle, которое принадлежало его матери Франческе. Она засиделась за срочным заказом и, когда начались схватки, просто не успела доехать до роддома.

Все свободное от уроков и домашних заданий время будущий кутюрье проводил в мастерской матери. Джанни, как зачарованный, наблюдал за работой мастериц и не уходил даже тогда, когда его выгоняли: делал вид, что идет домой, а потом потихоньку возвращался и, спрятавшись за занавеской, следил за тем, что происходит в зале. Больше всего мальчику нравился волшебный момент, когда кусок ткани у него на глазах превращался в красивое платье: мать укутывала очередную клиентку в отрез, закалывала, где нужно, булавками, и ничем не примечательная женщина становилась королевой.

Getty Images
Джанни Версаче

Поначалу Джанни помогал матери – убирал со стола лоскутки, из которых шил замечательных пальчиковых кукол, и держал подушечку с булавками, когда Франческа примеряла одежду на клиентах или манекенах. Потом начал сам придумывать фасоны платьев, которые предстояло сшить его матери – и пока его ровесники бегали по развалинам, оставшимся после землетрясения 1908 года, он играл в свою любимую игру – "Придумай платье раньше мамы". В двенадцать лет Джанни начал работать в ателье у матери – покупал ткани и фурнитуру, выполнял мелкие портняжные работы.

Версаче чуть было не выгнали из школы, когда учитель живописи увидел, что на уроке он рисует обнаженных женщин. Разразился грандиозный скандал, во время которого директор школы назвал Джанни "сексуальным маньяком", а на самом деле мальчик делал "заготовки" – моделей, который потом можно было бы одевать.


Getty Images
Джанни Версаче

Окончив школу, Версаче, мечтавший шить, к своему великому огорчению отправился в Рим учиться на архитектора – его мать решила, что профессия портного не подходит мужчине. Однако Франческа очень быстро поняла, что не справляется в ателье без его помощи, и вернула сына обратно. С тех пор задачей Джанни стала закупка тканей для семейного ателье, в поисках которых он часто бывал в столицах мировой моды, где не пропускал ни одного модного показа. Приезжая домой, Версаче применял полученные знания на практике, придумывая наряды для местных модниц.

Первой моделью Версаче стала его – именно для нее он в свое время придумал платья с глубоким декольте и высокими разрезами по бокам, лаковые мини-юбки и сапоги-ботфорты. Взамен он попросил об одном – на вопрос, кто сшил ей такие наряды, отвечать: знаменитый кутюрье Версаче.

Показ первой дебютной коллекции Версаче прошел в марте 1978 года. Она была настолько блестящей – как в переносном, так и в прямом смысле (количество переливающихся тканей, блесток и стразов просто зашкаливало), что сидящим в первом ряду зрителям приходилось надевать солнцезащитные очки.


Credits

Эмблема с изображением Медузы Горгоны, украшавшая все изделия Версаче, по мнению самого дизайнера, обладала магическим свойством – как один взгляд этой мифической героини обращал в камень все живое, так и перед продукцией Версаче не мог устоять ни один покупатель, который успевал бросить на нее хотя бы мимолетный взгляд.

Желая привлечь в ряды своих поклонников звезд первой величины, Версаче делал им дорогие подарки, как это было с Элизабет Херли, получившей от дизайнера дорогое , которое она не могла себе позволить купить, и с Сильвестром Сталлоне и Клаудией Шиффер – им Джанни отправил ящики, набитые текстилем и посудой собственного производства – после этого они без долгих уговоров согласились обнаженными рекламировать его новую коллекцию Versace Home"95.

Ни для кого не секрет нетрадиционная сексуальная ориентация Версаче. Его первой взрослой любовью стал манекенщик Пол Бек. Джанни был готов ради молодого человека на все, но спустя несколько лет тот женился на его сестре Донателле. Версаче не общался с ней целый год и помирился только после того, как Донателла родила дочь Аллегру. Самые продолжительные отношения связывали Джанни со стилистом Антонио Д"Амико. Они прожили вместе пятнадцать лет, при жизни Версаче сделал Антонио управляющим сетью своих магазинов Istane и не забыл его в своем завещании, согласно которому из доходов Модного дома Д"Амико до самой его смерти будут выплачивать по двадцать шесть тысяч долларов ежемесячно.


Credits
Вилла Джанни Версаче в Майами-Бич

Джанни Версаче погиб 15 июля 1997 года – он был застрелен своим любовником Эндрю Кьюаненом на ступеньках своей виллы в Майами-Бич. На похоронах дизайнера присутствовали такие знаменитости, как принцесса Диана, Элтон Джон, Николь Кидман и Элтон Джон. Версаче похоронили в Северной Италии, на берегу озера Комо, неподалеку от его дома, в котором он любил отдыхать в свободное от работы время.

До сих пор доподлинно неизвестно, почему убили знаменитого кутюрье – существует несколько версий на этот счет. Согласно одной из них, Кьюанен застрелил Версаче за то, что тот заразил его СПИДом, но доподлинно неизвестно, страдал ли дизайнер этим заболеванием. Самой распространенной является мафиозная версия, по которой с ним расправилась коза ностра, на деньги которой Версаче якобы сделал свою головокружительную карьеру, а потом отказался отдавать долги. Возможно, дизайнера убили те, кто фальсифицировал его изделия – в последние годы жизни Джанни таких фирм появилось очень много, и он даже нанял частных детективов, которые собирали на них компромат по всему миру. Существует версия о том, что дизайнера "заказал" кто-то из его семьи – например, его старший брат Санто, который отвечал за бухгалтерию империи Версаче: ему не нравилось, что Джанни тратил общие деньги направо и налево – за вечер он мог проиграть за карточным столом несколько миллионов долларов. Есть мнение, что дизайнер сам организовал свое убийство: узнав о смертельном диагнозе – рак среднего уха – он решил не дожидаться связанных с этой болезнью болей и устроил из своей смерти яркий, красочный спектакль. Ну, а самая оптимистичная версия состоит в том, что Версаче просто инсценировал свою смерть, а сам, устав от публичной жизни, поселился где-то на берегу океана, где счастливо живет и здравствует до сих пор.