Собрались как-то на полянке динозавры. Стали спорить – кто среди всех самый главный.
Диплодок говорит:
— Всем известно – я большой и сильный. Кто со мной в росте сравнится? Один только мой след после дождя заполнится водой, и все виды придут к нему на водопой. Значит, я главный.

Усмехнулись галлимимы:
— Так-то оно так. Только вот больно уж ты неповоротлив. Чуть какая опасность – так тебя и с места не сдвинуть. Да и спрятаться у тебя уж точно не получится. Толи дело мы, галлимимы – кто с нами в скорости сравнится? Наши ноги – длинные и выносливые, а хвост – словно руль, помогает выполнять сложнейшие маневры. Посему очевидно – мы главней всех.

Лежавший под деревом стегозавр зевнул и медленно произнес:
— Вы можете спорить сколько угодно. Но только я главней вас. А еще красивей. Посмотрите на мою пеструю окраску. А какие у меня пластины на спине, словно ажурные оборки. Нет среди наших собратьев такого же завидного красавца, как я.

В это время, чинно переступая с ноги на ногу, на поляну вышел трицератопс. Он медленно обвел взглядом всех динозавров, а затем заговорит:
— Не важно, кто быстрей, или красивей. Важно, что хотел сказать Создатель, когда творил нас. Посмотрите на три моих рога. Не два, не четыре, а ТРИ! Это же магическое число. Сама природа на моей стороне: небо, земля и вода – три части единого целого; рождение, жизнь и смерь – три части; начало, середина и конец – тоже три; настоящее, прошлое и будущее – снова три. Могу до бесконечности убеждать вас, но, пожалуй, три моих рога будут гораздо красноречивей всех слов.

Зачарованные философией трицератопса, динозавры не осмелились спорить.

Внезапно кусты, окружавшие поляну, зашелестели и все увидели, как могучий ящер-тиран – тиранозавр, разевая огромную зубастую пасть, несется на них.
— Раз ты самый главный, так и спасай нас! – закричали динозавры трицератопсу. Но он только беспомощно пятился, выставляя вперед свои рога. Разве мог он один вступить в схватку с таким мощным противником?

Пришлось остальным динозаврам идти на подмогу. Диплодок, размахивая своим мощным хвостом, сбивал с ног тиранозавра. Галлимимы – топтали его сильными лапами. Стегозавры – кололи острыми пластинами на спине, когда тираннозавр пытался подняться на ноги. А трицератопс, подгоняя хищника остро заточенными рогами, заставил его развернуться и отступить.

Бой окончился. И все динозавры вздохнули с облегчением. Теперь-то каждый понял, что нет среди них главных и второстепенных. Каждый по-своему важен. Потому, что в случае опасности – один в поле не воин.

Коронованная особа

Много дней и ночей скитались стада динозавров в поисках зеленой долины. Ледяной ветер следовал за ними по пятам, и каждый день промедления мог обернуться настоящей трагедией.

Все чаще слова ропота раздавались в рядах путешествующих. Все чаще сомнения закрадывались в их сердца. Что если не стоило уходить с насиженного места? Не лучше ли было переждать эту тяжелую зиму в знакомой обстановке?

Одни только трицератопсы ни разу не позволили себе усомниться в правильности принятого решения. Они с покорностью принимали все, что готовила им судьба.

Когда изможденные, голодные динозавры почти преодолели еще одну горную цепь, взору их открылась удивительная картина – внизу, окруженная заснеженными вечными вершинами, расположилась цветущая долина, полная сочной зелени и сверкающих рек.

Тогда все динозавры стали говорить:
— Как же хорошо, что мы покинули свою старую, бесплодную долину и пришли сюда! Мы так и знали, что это самое правильное решение.
А трицератопсы снова не болтали понапрасну. Они молча шли и слушали, радостное ликование других.

Но как только лапы динозавров коснулись мягкого травяного ковра долины, все увидели, что над головами трицератопсов появилось ослепительное сияние. А когда сияние ушло, на его месте осталась корона – символ терпения и покорности судьбе.

Хочу летать

Дело было так… Собрались все звери на раздачу талантов. Одним достались острые, как ножи зубы. Другим когти, третьим – рога, четвертым – прыгучие ноги, пятым – плавники. А птицы получили крылья. И очень этим гордились.
— Посмотрите, — говорили они, — мы можем летать в далекие-дали, с вышины смотреть на землю и никакая опасность нам теперь не страшна.

Слушали их трицератопсы, завидовали немножко. И решили они схитрить.

Стали меж собой ходить и восхвалять птиц:
— Какие же они красивые! Какие грациозные! Все в них ладно. Вот бы и нам иметь от них хоть половину такой же красоты. Мы бы тогда стали самыми счастливыми созданиями на планете. Всем бы помогали – защищали бы слабых, наказывали неправых.

Дошел этот разговор до Создателя. Сжалился он над трицератопсами и дал им немного от птиц. Только не крылья… А, клювы. Такого-то они уж точно не ожидали. Но, как говорится, слово не воробей – раз пообещали защищать слабых и наказывать неправых, так что ж, приходится выполнять. И без крыльев.

Слово «динозавр», которое переводится как «ужасный ящер», появилось в 1842 году, когда человечество только пыталось разобраться, что же это за кости такие обнаруживаются при проведении раскопок. Именно тогда зародилась наука палеонтология. История динозавров с тех пор неоднократно переписывалась, и на данный момент существует очень много версий об их происхождении, становлении и вымирании. Рассмотрим самый распространенный и сравнительно официальный вариант.

Зарождение динозавров

Попытки объяснить простым языком историю динозавров в фильме или мультфильме совершались неоднократно, однако события, предшествовавшие их появлению на нашей планете, практически нигде не освещались. Как известно, предками этих существ являются рептилии и птицы. В частности, крокодилы, существующие на данный момент, имеют больше всего схожих с древними монстрами черт. Примерно 300 миллионов лет назад, когда ящерицы в привычном нам виде уже существовали, произошло серьезное изменение климата. Тропические леса были в значительной мере уничтожены, и остатки жизни ютились в оставшихся небольших анклавах. Это дало первый толчок к огромному разнообразию видов, так как каждая популяция развивалась независимо друг от друга и старалась приспособиться к тем условиям, в которых она существовала. А они сильно отличались в разных регионах. Так появились предки динозавров, названные учеными архозаврами.

Первые виды

История динозавров, по крайней мере в том виде, в котором их представляет современный человек, началась примерно 200-245 миллионов лет назад. Точных данных об особенностях и отличиях этих существ сравнительно с более поздними образцами практически нет, но кое-что можно утверждать наверняка:

  • Они были двуногими (динозавры с четырьмя ногами появились чуть позже, хотя логично выглядела бы обратная ситуация).
  • Существа были достаточно большими, в основном их рост достигал 2-4 метров.
  • Все они были хладнокровными. Из-за этого потребность в пище, несмотря на внушительные размеры, была не слишком большой.
  • На начальных этапах развития, скорее всего, не существовало летающих видов этих ящеров.

Вообще, человечество крайне мало знает об этом периоде. Большая часть информации - это догадки и теории, основанные на различных находках и косвенных данных. Так что все могло быть совершенно иначе.

Последние динозавры

Размеры «ужасных ящеров» постепенно увеличивались, и так продолжалось примерно до конца юрского периода (это было около 145 миллионов лет назад). В середине своего цикла существования динозавры достигали огромных размеров (до 12 метров в высоту и 1 тонны чистого веса). Во время «правления» этих монстров ни один другой вид просто не мог даже условно претендовать на господство на планете. Еще позже, в меловом периоде (65 миллионов лет назад), существа начали мельчать. По некоторым данным, у них появились зачатки перьев, и даже возникли теплокровные виды. Судя по имеющейся информации, значительно сократилось количество хищников, и, соответственно, увеличилось число травоядных. В результате редкие охотники стали действительно настоящими «машинами для убийства». Они быстро передвигались, могли справиться с большинством противников, не имели недостатка в пище и справедливо считались на тот момент вершиной эволюции.

Массовое вымирание

Ситуация с исчезновением этого типа живых существ неплохо показана в мультфильме «История динозавров». Конечно, там информация больше ориентирована на детей, но активно действующие вулканы, засуха, отсутствие пищи и другие подобные проблемы действительно могли стать причиной полного вымирания доисторических властелинов планеты. По официальной версии, началось все с огромного метеорита, упавшего где-то в районе нынешней Мексики. При ударе в атмосферу поднялось большое количество пыли, резко снизившей температуру на поверхности (аналогичная ситуация называется «ядерной зимой» и может стать реальностью, если страны попытаются решить свои проблемы при помощи ядерного оружия). Попутно удар по Земле активировал дремлющие вулканы. В результате одновременное воздействие сразу нескольких факторов привело к тому, что динозавры просто не успели приспособиться и в течение короткого периода практически полностью вымерли. Скорее всего, остались отдельные особи, но выжить в новом мире, в котором появились другие доминирующие виды, они не смогли. Многие считают, что именно эта история динозавров - для детей. Якобы на самом деле все было совершенно иначе. К сожалению, в дальнейшем ученые расходятся в своих мнениях, и выдать четкую теорию о том, как всё действительно произошло, никто пока не может.

Много всего интригующего и загадочного показано в документальных фильмах «История динозавров» от научно-популярных каналов. Правда, именно документальными их назвать нельзя, так как никаких документов нет, но реконструировано все там весьма грамотно. Тем не менее с каждым годом совершается все больше открытий, радикально меняющих представление о динозаврах как таковых. Посмотрим, какие интересные факты нам открывает современная история динозавров.

  • Несмотря на то что, как считалось, динозавры были чуть ли не ошибкой природы (слишком маленький мозг, большой вес, строго ограниченный рацион и так далее), они умудрились доминировать на планете на протяжении более 130 миллионов лет. История же человека как такового, если брать более или менее разумных наших предков, в лучшем случае насчитывает 100 тысяч лет. Так что не факт, что в далеком будущем какие-то новые виды не будут считать ошибкой уже современного человека.
  • Тиранозавр, известный по многим фильмам и литературе как самый ужасный и огромный динозавр, на самом деле таковым не был. Были существа еще больше, правда, в отличие от этого хищника, они все же были не охотниками.
  • История динозавров до сих пор умалчивает, зачем вообще тиранозавру его небольшие ручки. Судя по строению скелета, дотянуться ими куда-либо он просто не мог. Еще большей загадочности придает тот факт, что у этих рук была очень хорошо развита мускулатура.
  • Пластины стегозавра применялись в первую очередь не для защиты от хищников, а для отвода тепла. То есть они играли роль природного радиатора, в одном случае остужая огромного динозавра, а в другом помогая ему более эффективно накапливать тепло, крайне важное для любого холоднокровного существа.

Итоги

История динозавров постепенно обрастает все новыми данными, часть которых противоречит друг другу или никак не вписывается в существующие теории. Например, считается, что динозавры и люди никак не могли существовать в один период истории. Хотя есть весьма интересные находки-камни, на которых древние люди достаточно достоверно изобразили взаимодействие человека и «ужасного ящера». Как все было на самом деле, пока никто сказать не может. Мы не в состоянии полностью разобраться даже в собственной истории, что уж говорить о том, что происходило задолго до появления человека как такового.

Конспект занятия для младших школьников "Путь к динозаврам"



Миллионы лет назад, задолго до появления человека на Земле, динозавры властвовали на планете.
Думаю, что Вы согласитесь, динозавры - самые удивительные из всех существ живших на нашей планете, они дo сих пoр вoлнуют вooбрaжение людей, вызывaют их oстрый интерес, особенно у детей. Предложенный материал можно использовать во внеурочной деятельности, как внеклассное занятие по окружающему миру в начальной школе, в виде классного часа. Дети, через разнообразные виды деятельности знакомятся и лучше узнают о времени появления динозавров, об их видах, разнообразии. Через практическую деятельность узнают о людях, которые занимаются изучением этих животных, палеонтологах.
Материал будет полезен учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.
Цель: сформировать представления о далёком прошлом Земли и исчезнувшем мире динозавров.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с далеким прошлым нашей планеты
-показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети, раскрыть понятие слова " палеонтология"
Развивающие:
развивать логическое мышление;
развивать воображение, память и речь.
развивать интерес к познанию природы;
поощрять самостоятельность «открытия»;
развивать умения детей видеть отличительные особенности динозавров.
Воспитательные:
- воспитать гуманного, социально активного человека, бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человека.

Ход занятия

1.Орг.момент
Мой юный друг!
Я приглашу тебя в чудесную страну,
Страны такой ты не встречал на свете.
Как интересно там поверь,
Давай, откроем эту дверь!


2.Введение в тему
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в очень далекое прошлое нашей Земли. Но, чтобы узнать для чего мы туда отправляемся, предлагаю выполнить одно интересное дело. Мы займемся раскопками. Но сначала обратимся к словарю: раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?


У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т.е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т.п.
Они ведут раскопки
В поле и на сопке.
И в пустыне южной
И в Сибире вьюжной.
И во всех частях Земли,
Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.
Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами,кирками,ножами.Но нам предстоит работа полегче,мы будем работать кисточкой. Только надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что зарыто


(Прим . в коробочках с любым заменителем земли-манка, соль, мелкая крупа, мелкие опилки(по возможности и желанию учителя), спрятаны кости скелета динозавра или отдельные части из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, фабричного изготовления и т.п.)
-Что вы откопали? Соберите их в единое целое? Что получилось? Значит, кем мы стали на время?
3. Сообщение темы и целей.
В начале занятия я сказала, что нас ждет путешествие. Мы с вами проследим весь «Путь к динозаврам». Узнаем, какой была жизнь до появления этих древних животных, попытаемся больше и лучше познакомиться с ними.
4.Основная часть
1.Рассказ учителя
(Прим . рассказ может сопровождаться показом презентации или учитель по ходу своего сообщения дополняет картину нужными изображениями).
Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400млн лет.То тут,то там грохотали могучие вулканы,а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.


Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь.У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков.Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.


На суше все еще пустынно.скалы,песок.тишина.только прибой выбрасывает на берег водоросли,червяков,улиток – всех,кого заставала врасплох океанская волна.Они гибнут без воды под жарким солнцем.Но какие-то водоросли выжили,укоренились.И уже копошатся,прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки.А океан создает первых гигантов.
Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди.Водоемы то растекались,то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот,кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.
Прошло 200 млн лет с тех пор,как первые морские водоросли зацепились за сушу и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи.В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.


Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов,без цветов,без голосов птиц,без жужжания пчел,без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.
Прошло еще 150 млн лет и на арену жизни вступили ящеры. Ящеры эти пока не динозавры.Они еще не слишком громадны,ужасны и удивительны по сравнению с идущими следом динозаврами. Недоброй была Земля.Опасной!


На Земле,после продолжительного периода влажного тепла,начались суровае времена.Климат становился все холоднее и на суше..На Земле возникают как бы две крайности: Великое оледенение и Великое осушение.Первые пустыни покрыли Землю.Погибли папоротниковые леса и древняя тайга.
И вот наступила пора динозавров.


Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.
Наверное очень хорошо,что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.
Трудно поверить, что потребовались миллионы лет до появление этих животных, а мы прошли этот путь развития за несколько минут.
Физминутка
Динозавр устал сидеть,
Нужно ноженьки погреть.
Лапы вверх, лапы вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать динозавр горазд,
Он подпрыгнул десять раз.

2. Динозавры.
Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos) - «страшный, ужасный» и (sauros) - «ящер».
Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.
Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.
Давайте попробуем выполнить такую же работу, подберем каждому изображенному динозавру его «имя». Игра «Найди хозяина». (Прим. на доске плакат с изображением некоторых динозавров, на учительском столе карточки с названием. Дети по желанию выбирают карточку, находят его хозяина и прикрепляют под изображением. При выборе опираются на внешний вид или строение динозавра).
«яйцекрад» -овираптор, "ужасный коготь" – дейноних, "ящер - попугай" - пситтакозавр - "трехрогая морда"-трицератопс, «крышеящер» - стегозавр, «самая большая ящерица» - ультразавр, «ящер с гребнем»-зауролоф.

"ЯЙЦЕКРАД"

"КРЫШЕЯЩЕР"

3.Исчезновение.
Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, лишь потому,
Что это их большой секрет!

В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»
Почему исчезли динозавры?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили: - Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали. Совершенно. Сметанин А.

Как вы поняли, стихотворение шуточное, но по одной из научных версий погибли динозавры из-за того, что попросту не могли найти себе достаточно пропитания, либо появились растения, которые убили ящеров. Считается, что на Земле распространились цветковые растения, которыми и отравились динозавры.
По другой версии, после падения космического тела по планете прошла мощная ударная волна, в атмосферу поднялись тучи пыли, планету окутали плотные облака, которые практически не пропускали солнечный свет. Соответственно в разы поубавилось количество растительности, которая была источником пищи для травоядных динозавров, а они в свою очередь позволяли выживать хищным ящерам.
4. Музей
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги
мы собрались не гулять
А Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
Нет его среди песков,
Нет среди холодных льдов,
Нет на дальних островах,
Нет его и в горах.
Встретив рыжую лису
В нашем лесу
Мы о нем спросили…
- Нет, - ответила лиса, -
-Динозавра ищите вы зря.
-Вымер, бедный, он давно.
Что нам делать, как тут быть
-Надо Вам в музей сходить!
Динозавра мы нашли
Лишь, когда в музей пришли.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.


Приглашаю вас на виртуальную прогулку по музею динозавров. (Прим .можно организовать просмотр видео или презентации любого палеонтологического музея с экспозицией динозавров).
5. Детеныши
В любой семье на свете
Есть взрослые и дети:
У людей – ребята,
А динозаврики - у динозавра.
Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.


Динозаврики были маленькими копиями своих родителей. Они вылуплялись из яиц.


Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.
У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки-динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего... с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след вослед,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик... где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!.. Монт А.

Чтобы узнать, как выглядели майазавры, мы займемся восстановлением его облика. Ученые это делают с изучения его костей, а мы с вами сделаем следующее. Обведем рисунок по точкам, и получим полное изображение этого динозавра. (Прим . листочки с заданием подготавливаются заранее и раздаются по ходу занятия).


Игра «Детский сад».
Детский сад, детский сад!
Динозаврики шумят.
1,2,3,4,5-
Жаль, что всех не сосчитать.
Мамы за детьми пришли,
Но своих динозавриков не нашли.

Вам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. (Прим. карточки с изображением детёнышей и игровое поле с изображением силуэта взрослого на доске).


Физминутка
Динозаврику каждый день,
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Оглядится он вокруг
И на стульчик тихо плюх.

6.Летающий динозавр
Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.


Но от времени он практически исчез, чтобы его увидеть, отпечаток надо прокрасить краской.(Прим . рисунок выполнен в технике «фотокопии»-рисование свечой или восковыми мелками).
Перед вами отпечаток скелета Птерозавра- «летающий ящер»,но не называйте его птицей. Летающие динозавры не были покрыты перьми,а так называемое крыло-это кожные перепонки,натянутые между конечностями.
Широко раскинув крылья
Над равниною морской.
Рассекая воздух встречный
Ловит рыбу ящер этот.
В небе он один летает,
И на землю взор бросает.
Гордый, сильный и большой
С доброю он был душой.


Предлагаю собрать бумажного птерозавра. (Прим .учитель может предложить оригами или детальный сбор,в зависимости от возраста учащихся. Для моих это был самый удобный вид сборки).


5.Заключительная часть.
Итак, динозавры –вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.
Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед! Вайнер Б.



-Какие животные вдруг стали динозаврами?
До сих пор ученые находят и продолжают изучать останки этих загадочных животных. В будущем мы получим новые знания о жизни и исчезновении динозавров.
Когда – то динозавры были,
Но это было так давно.
Теперь скелеты стоят в музее
Или увидеть можно их в кино.

Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен» Герой этого мультика, очаровательный бронтозаврик Крошки-Ножки и его друзья-динозаврики.


6.Итог. Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

Как много загадок таит в себе древняя всемирная история. Динозавры - это одна из них. Они царствовали на Земле более 160 миллионов лет, начиная с триасового периода (приблизительно 225 млн. лет назад) и до конца мелового (около 65 млн. лет назад). Сегодня ученые могут воссоздать внешний облик этих животных, их образ жизни и повадки, но на множество вопросов пока так и не даны ответы. Как появились динозавры? Почему они исчезли? Хотя эти ящеры пропали с лица нашей планеты почти 65 миллионов лет назад, история динозавров, их возникновение, жизнь и внезапная гибель представляет несомненный интерес для исследователей. Давайте рассмотрим основные этапы развития рептилий.

Происхождение названия

Динозаврами принято именовать единственную группу пресмыкающихся. Это название относится лишь к тем из них, которые жили в мезозойскую эру. Если переводить с греческого языка, термин «динозавр» означает "ужасающий" или "страшный ящер". Это название ввел британский исследователь Ричард Оуэн в 1842 году. Так он предложил называть первые обнаруженные окаменелые останки древних ящеров, чтобы подчеркнуть их небывалый размер и величие.

Начало эпохи динозавров

Как известно, вся история планеты традиционно подразделяется на сменяющие друг друга эры. Время, в котором жили динозавры, принято относить к мезозойской. В нее, в свою очередь, входят три периода: триасовый, юрский и меловой. началась примерно 225 млн. лет назад, а завершилась она около 70 млн. лет назад. История динозавров начинается еще в ходе первого периода - триасового. Однако наибольшее распространение они получили в меловом.

Еще задолго до возникновения динозавров на планете жили рептилии. Они походили на привычных современному человеку ящериц тем, что лапы у них находились по бокам тела. Но когда началось глобальное потепление (300 млн. лет назад), среди них произошел эволюционный взрыв. Все группы рептилий начали активно развиваться. Так появился архозавр - он отличался от своих предшественников тем, что его лапы располагались уже под корпусом. Предположительно, именно к этому хронологическому отрезку и относится возникновение динозавров.

Динозавры триасового периода

Уже в самом начале триасового периода появилось много новых видов ящеров. Считается, что они уже двигались на двух ногах, потому что их передние лапы были более короткими и гораздо менее развитыми, чем задние. Этим они отличались от своих предшественников. История возникновения динозавров говорит, что одним из первых видов был ставрикозавр. Он проживал примерно 230 млн. лет назад там, где сейчас располагается Бразилия.

На ранних эволюционных этапах существовало других рептилий: этозавры, цинодонты, орнитозухиды и прочие. Поэтому динозаврам пришлось выдержать длительное соперничество, прежде чем занять свою нишу и добиться расцвета. Принято полагать, что они приобрели господствующее положение над всеми прочими обитателями планеты под конец триасового периода. Это связывается с масштабным вымиранием животных, населявших тогда Землю.

Динозавры юрского периода

К началу стали полновластными хозяевами планеты. Они расселились по всей поверхности Земли: в горах и равнинах, болотах и озерах. История динозавров этого периода отмечена появлением и распространением новых многочисленных видов. В качестве примера можно привести аллозавра, диплодока, стегозавра.

Причем эти ящеры самым кардинальным образом отличались друг от друга. Так, они могли быть совершенно разного размера, иметь различный образ жизни. Одни из динозавров были хищниками, другие - совершенно безобидными травоядными. Интересно, что именно на юрский период пришелся расцвет крылатых ящеров - птерозавров. Величественные рептилии царствовали не только на суше и в небе, но и в морских глубинах.

Динозавры мелового периода

Во время мелового периода количество и разнообразие динозавров достигло максимального уровня. С другой стороны, некоторые ученые не разделяют точку зрения о внезапном и значительном росте количества рептилий. По их мнению, представители триасового и юрского периода являются значительно менее изученными, чем обитатели мелового.

В это время было очень много травоядных рептилий. Это связано с появлением на планете большого количества новых видов растений. Однако и хищников было предостаточно. Именно к меловому периоду относится возникновение такого известного вида, как тираннозавр. К слову, он оказался, пожалуй, одним из самых прославленных динозавров. Наиболее массивный из всех плотоядных рептилий, он весил до восьми тонн, а рост его мог достигать 12 метров. Также к меловому периоду относится появление таких известных видов, как игуанодон и трицератопс.

Таинственная гибель динозавров

Динозавры исчезли приблизительно 65 млн. лет назад. Это событие произошло в самом конце Сегодня есть много различных теорий о том, как и почему это случилось. Вместе с тем, ученые и теперь не могут прийти к единому мнению.

В частности, вызывают вопросы причины их гибели, а также была ли она медленной или быстрой. Доподлинно известно то, что она стала одной из частей «великого вымирания» того времени. Тогда с лица Земли исчезли не только динозавры, но и другие рептилии, а также моллюски и некоторые водоросли. По одной из точек зрения, «великое вымирание» было спровоцировано

После этого в воздух поднялись гигантские тучи пыли, закрывшие солнце на месяцы, что и стало причиной гибели всего живого. Некоторые ученые придерживаются мнения, что неподалеку от Земли взорвалась звезда, в результате чего вся планета покрылась смертельной для ее обитателей радиацией. Также распространенной точкой зрения является то, что динозавры вымерли в результате похолодания, начавшегося в конце мелового периода. Так или иначе, эпоха рептилий завершилась. А как это случилось, науке еще предстоит узнать.

История изучения динозавров

История динозавров начала интересовать людей сравнительно недавно. Их изучение началось всего лишь в начале 19 века. Во многом это связано с тем, что люди не воспринимали кости, находимые в Земле, в качестве следов динозавров. Интересно, что в античности считали, что это останки героев времен Троянской войны.

В Средневековье и до 19 столетия - исполинов, погибших во Только в 1824 году их впервые идентифицировали как останки гигантских ящеров. В 1842 г. британский ученый Ричард Оуэн, обратив внимание на основные отличительные признаки этих рептилий, вывел их в отдельный подотряд и дал им название «динозавры». С тех пор происходило постоянное накопление знаний о них, открывались новые виды. История жизни динозавров приобретала все более полный вид. Сейчас изучение этих рептилий продолжается с еще большим усердием. Современные исследователи насчитывают почти тысячу разновидностей динозавров.

Динозавры в массовой культуре

Мировое искусство подарило людям огромное число книг и фильмов, посвященных этим ящерам. Например, они появляются в произведении Артура Конан Дойля «Затерянный мир», которое было впоследствии неоднократно экранизировано. На основе творчества сняли знаменитую картину «Парк юрского периода». История динозавров для детей представлена с помощью многочисленных мультипликационных фильмов и красочных иллюстрированных книг. Из них ребенок может познакомиться с этими удивительными и величественными животными.

Несмотря на то что так много времени прошло с той поры, как с поверхности Земли пропали последние динозавры, история происхождения этих величественных ящеров, их жизнь и тайна их исчезновения и сейчас волнуют сердца и умы людей. Однако большинство их загадок, скорее всего, так и останется без ответов.

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

В дождливую погоду предлагаю сделать панно с динозавром, используя бросовый материал. В данном случае мы возьмём компакт – диск. Такое панно украсит детскую комнату, может послужить подарком, разовьёт творческие способности Вашего ребёнка и станет занимательным досугом не только для ребёнка, но и для взрослых.

Итак, мастер – класс «Такие забавные динозавры».

Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия.

1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно.

2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра.

3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок.

4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм.

5. Обведите на листе картона диск, расчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы.

6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска.