Муций Сцевола, Квинт; Mucius Scaevola, Quintus , прозванный Понтифекс (то есть Жрец), ок. 140-82 гг. до н. э., римский юрист. Происходил из знаменитой династии юристов. Знатоками права были его прадед Квинт Муций Сцевола (претор в 215 г. до н. э.), дед Публий (консул в 175 г. до н. э.) и отец, тоже Публий (консул в 133 г. до н. э.). М.С. сам был консулом в 95 г. до н. э. Он является единственным республиканским юристом, произведения которого (в небольших фрагментах) были включены в компиляцию Юстиниана. Правоведческое творчество М.С. подверглось значительному влиянию стоической диалектики. Он написал О гражданском праве (Ius civile) в 18 книгах и Дефиниции (Horoi) в 1 книге. О гражданском праве - первое систематическое изложение римского частного права, важнейшее юридическое произведение республиканского периода, которое оказало большое влияние на систематику позднейших трактатов о частном праве (Массирия Сабина и Гая). В первой половине II в. к нему было написано три комментария: два юридических (Гая и Помпония) и антикварный комментарий Лелия Феликса. Дефиниции М.С. были гораздо менее значительным произведением. Некоторые ученные считают его анонимным переложением труда О гражданском праве, составленным в более поздний период.

  • - Гай Муций - по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь неприятеля, чтобы убить этрусского царя Порсену. Был схвачен и, демонстрируя презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...

    Исторический словарь

  • - Легендарный предок семьи Муциев, прозвищем которого называли себя все члены этого клана...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Scaevŏla, см. Mucii, Муции, 3-8. 10...

    Реальный словарь классических древностей

  • - 1. Гай Муций - легенд. герой периода борьбы римлян против этрусков. Согл. преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравш. в лагерь этруссков, убить этрусск. царя Порсену...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Сивилла - левая: Вдали от славы. Быть неким Сцеволой Довольно - правой...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Муций. Римский герой, проникший в лагерь царя Порсены во время осады Рима с целью убить его. Но по ошибке он убил секретаря Порсены...

    Энциклопедия мифологии

  • - Гай - см. Сцевола, Гай Муций...
  • - Гай Муций - легендарный герой периода борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить этрусского царя Порсену...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Гай, в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...
  • - в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Древнем Риме легендарный герой времени борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить царя Порсену...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римский юрист республиканской эпохи. Занимал высокие государственные посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца...

    Энциклопедия Кольера

  • - СЦЕВОЛА Гай Муций, по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь этрусков, чтобы убить царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...
  • - римский юрист и государственный деятель республиканской эпохи. Сочинения по частному праву положили начало научной разработке гражданского права...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Сце́вола, Квинт Цервидий Сцевола, римский юрист конца II — начала III вв. Имел право давать консультации, обязательные для судей. Сочинения Сцеволы в 60—70 книгах —...

    Большой энциклопедический словарь

"Муций Сцевола" в книгах

М. Сцевола - Н. Мацина

Из книги Правда фронтового разведчика [Выпало - жить!] автора Алексеева-Бескина Татьяна

М. Сцевола - Н. Мацина Пару недель Игорь совмещал в одном лице начальника разведки полка, командира взвода разведки и полкового переводчика, причем не в самый спокойный период жизни полка.К концу января - началу февраля, когда полк освоился на новом месте, осмотрелись и

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация «Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского (1813 г.) – одно из самых крупных станковых произведений русской скульптуры первой половины XIX в.

Гай Муций и царь этрусков

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Гай Муций и царь этрусков Этрусский царь Ларт Порсена осадил Рим. Долго длилась эта осада, и вот постепенно у защитников города стало подходить к концу продовольствие. Порсена уже предвкушал, как возьмет город измором, когда объявился среди римлян некий знатный юноша по

XII Гай Муций Сцевола

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XII Гай Муций Сцевола Когда этрусский царь Порсенна осаждал Рим, Муций Корд, муж по-римски стойкий, обратился в сенат с просьбой, чтобы ему разрешили перебежать в лагерь врагов, обещая убить царя. (2) Получив такое разрешение, он прибыл в лагерь Порсенны и там по ошибке вместо

Сцевола

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А. автора БСЭ

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола? В римской мифологии Гай Муций Сцевола – легендарный юноша, который во время осады Рима этрусками решил убить их царя Ларса Порсенну. Для этого Гай Муций переоделся этруском и проник во вражеский лагерь.Случилось так,

Муций Сцевола

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Муций Сцевола Муций Сцевола (Mucii) родоначальник плебейского рода Муциев, легендарный Гай Myций Сцевола (G. Mucius Scaevola), составивший, с согласия сената, замысел убить этрусского царя Порсенну, осаждавшего Рим (около 507 г. до Р. Х.). Замысел не удался; Муций был схвачен и, в

Происхождение рода

Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену , царя этрусского города Клузия , который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola - «левша»). .

Вторая версия несколько иная: после того как Сцевола убил человека,одетого в пурпур, будучи схвачен и приведен к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. Когда царь, сжалившись над юношей, отвел его от огня, тот, в благодарность за такую милость, сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. Царь, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну. Муцию были даны луга за Тибром, названные в связи с этим Муциевыми. Кроме того, ему была поставлена почетная статуя.

Личные имена представителей рода

Среди Муциев (лат. Mucii ) главным образом использовались такие имена как Публий (лат. Publius ), Квинт (лат. Quintius ) и Гай (лат. Gaius ), каждое из которых было типичным для римлянина.

Ветви рода и его когномены

Главной фамилией Муциев был когномен Сцевола , который изначально представлял собой прозвище, полученное Гаем Муцием за его героический поступок, вследствие которого Муций потерял правую руку (лат. Scaevola - «левша» ). Весьма вероятно, что слово «Scaevola» возникло как уменьшительное от слова «Scaeva» .

Единственной другой фамилией Муциев принято считать когномен Корд , который носили некоторые представители рода «Сцевола» . Согласно некоторым данным, фамилия Корд (лат. Cordus ) принадлежала Гаю Муцию до того как он совершил подвиг и обрел прозвище «Scaeva» .

Дальнейшая история рода

Патрицианский род Муциев рано вымер. Под именем Муция Сцеволы в эпоху поздней Республики и Империи известны знаменитые юристы. Но все они принадлежали плебейской ветви вымершего патрицианского рода .

См. также

  • Терманестезия

Примечания

Ссылки

  • Гай Муций Сцевола (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т. 1. // Серия "Литературные памятники". М.: Издательство "Наука", 1994.
  • ВАЛЕРИЙ МАКСИМ, «О достопамятных деяниях и изречениях», книга III

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гай Муций Сцевола" в других словарях:

    Ганс Бальдунг. «Муций Сцевола». 1531. Картинная галерея. Дрезден Гай Муций Сцевола (лат. Gaius Mucius Scaevola) легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола… … Википедия

    Сцевола Гай Муций - СЦÉВОЛА, Гай Муций Сцевола (Gaius Mucius Scaevola; букв. – левша), по антич. преданию, рим. герой – юноша, пробравшийся в лагерь неприятеля, чтобы убить этрусского царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти,… … Биографический словарь

    - (Gaius Mucius Scaevola), в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций … Большая советская энциклопедия - Гай см. Сцевола, Гай Муций … Советская историческая энциклопедия

    Сцевола, Гай Муций - СЦЕВОЛА (Scaevola, буквально левша) Гай Муций, по античному преданию, римский герой юноша, пробравшийся в лагерь неприятеля, чтобы убить этрусского царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Scaevola, буквально левша), по античному преданию, римский герой юноша, пробравшийся в лагерь этрусков, чтобы убить царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь. * * * СЦЕВОЛА Гай Муций … Энциклопедический словарь

    - (Gaius Mucius Scaevola), легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца. Сцеволу схватили, и тогда он… … Энциклопедия Кольера

Сцевола, лат. («левша») - почетное имя Гая Муция, героя войны римлян с Порсенной (ударение на первый слог – Сце́вола).

Когда римляне изгнали царя Тарквиния Гордого (см. статью о ) и провозгласили Республику, этрусский царь Порсенна двинулся на Рим с большим войском и окружил город, требуя восстановления власти Тарквиния (который был по происхождению этруском). Вскоре в осажденном городе воцарился уолод. Тогда римский юноша Гай Муций решил проникнуть в этрусский лагерь и убить Порсенну. Получив согласие от сената, Гай Муций переоделся этруском, спрятал под плащом меч и отправился во вражеский лагерь. В тот день там никто не думал о бдительности - воины спешили к царскому шатру, где им выдавали жалованье, и Муций смешался с толпой. Рядом с царем сидел богато одетый писец и выдавал воинам деньги. Муций боялся спросить, кто из этих двоих Порсенна, чтобы не выдать себя; решив, что такими огромными деньгами, скорее всего, должен распоряжаться царь, он извлек свой меч и убил писца. Схваченный Муций бесстрашно заявил в лицо Порсенне: «Я хотел убить врага, а теперь так же готов умереть, как готов был убить тебя. Римляне умеют действовать и умеют терпеть. И не только я поставил перед собой цель избавить родину от врага, многие мечтают о такой чести и славе. Поэтому приготовься, если хочешь, к этой опасности - римская молодежь объявила тебе войну! Но не бойся войска, не бойся сражения. Ты всегда будешь иметь дело только с одним человеком!»

Этих слов, не менее отважных, чем поступок, который лишь случайно не увенчался успехом, уже было бы достаточно, чтобы навеки причислить Муция к древним римским героям. Но это было еще не все. Охваченный гневом и страхом, Порсенна велел принести огонь и пытать Муция, чтобы узнать от него все подробности о заговоре против царя. «Не утруждай себя, - возразил Муций, - сейчас ты увидишь, что значат твои угрозы для того, кто посвятил свою жизнь родине». С этими словами он положил свою правую руку на жаровню и спокойно держал ее в огне, словно не чувствуя ни малейшей боли. Потрясенный царь поднялся с трона и даровал Муцию жизнь и свободу. Муций поблагодарил его: «3а то, что ты знаешь цену мужеству, я добровольно открою тебе тайну: триста благородных римских юношей поклялись лишить тебя жизни. По воле жребия я отправился к тебе первым. В назначенное время вслед за мной придут остальные, не думая о своей судьбе, и так будет продолжаться, пока они не достигнут цели».

Гай Муций Сцевола В присутствии Ларса Порсены, полотно, масло. Автор Матиас Стом, ранние 1640е, Галерея Искусств. Новый Южный Уэльс

Муций вернулся в Рим, и благодарные сограждане дали ему почетное прозвище Сцевола, т. е. «Левша». Вскоре в Рим пришли послы Порсенны. Перспектива жить в постоянном страхе за свою жизнь так напугала его, что он сам предложил римлянам условия приемлемого мира.

Рассказ о Гае Муций Сцеволе содержится в трудах римских историков, в частности в «Истории Рима от основания города» Тита Ливия, из которой мы его и позаимствовали. Род, выводивший свое происхождение от Сцеволы, дал Риму немало выдающихся мужей, в том числе Публия Муция Сцевола, автора восьмидесяти книг «Великих летописей», опубликованных около 130 г. до н. э., и его сына Квинта Муция Сцевола, выдающегося государственного деятеля и юриста 2 - 1 вв. до н. э. - восемнадцать книг его труда «0 гражданском праве» положили начало научной разработке гражданского права.

Возможно, в этом рассказе содержится некое историческое ядро; возможно даже, что он целиком соответствует действительности. Однако относится он к временам столь давним, и римские авторы сообщают его с такой степенью свободы (и без указания первоисточника), что мы можем смело включить его героя в число персонажей преданий и легенд.

Комнатные и садовые цветы Сцевола

Удалился к Ларсу Порсене, царю этрусского города Клузия, и просил его помощи. Порсена пошел на Рим с таким большим войском, что римляне не могли выйти в поле на битву с ним, и он занял Яникул, холм на правом берегу Тибра. Римский отряд, стоявший в укреплении на этом холме, бежал в город через мост; враги гнались за ним и проникли бы в город вместе с бегущими, если бы не остановил их Гораций Коклес, которому было вверено охранение моста. Он был сильный воин и с двумя товарищами отражал рвавшихся на мост врагов, а за ним, по его приказание, ломали мост. Когда уже едва было можно пройти, он отослал своих товарищей и один продолжал оборонять доступ к мосту, пока по треску упавшей настилки и радостному крику воинов, разломавших мост, узнал, что работа кончена. Тогда он воззвал к отцу Тиберину (богу реки Тибра), чтоб он принял его и его оружие в свою священную воду и защитил его; совершив молитву, он спрыгнул в волны и переплыл на римский берег под стрелами врагов. После, когда в городе стал свирепствовать голод, каждый гражданин в благодарность отдавал Горацию часть пищи, в которой так сильно нуждался сам; а республика, по окончании войны, поставила ему статую и подарила ему столько земли, сколько он мог вспахать плугом в один день.

Муций Сцевола

Такую же награду получил и Муций Сцевола. В осажденном Риме начался сильный голод; Рим не мог долго сопротивляться; Муций Сцевола, с разрешения сената, пошел убить этрусского царя, чтобы спасти родину. Он тайно проник в стан и, зная по‑этрусски, вошел в царский шатер, но по ошибке заколол вместо царя богато одетого сановника. Порсена хотел узнать, нет ли у него сообщников и, чтобы вынудить его к сознанию, грозил ему пыткой; он положил правую руку на огонь жертвенника в доказательство, что не боится ни мучений, ни смерти. Лишившись от огня правой руки, он получил за этот подвиг прозвание Сцеволы (левша). Удивленный таким геройством, Порсена отпустил Муция безнаказанно, и как будто в благодарность за это он посоветовал царю поспешить заключением мира, сказав ему, что триста знатных юношей поклялись спасти родину от этрусского царя и что ему, Муцию, досталось по жребию идти первым. Эта угроза так испугала Порсену, что он заключил мир. Не требуя восстановления власти Тарквиния, он ушел с Яникула, удовольствовавшись обещанием римлян возвратить Веям семь округов и взяв у римлян десять юношей и десять девушек в залог верности условиям мира. Когда он пошел обратно, то Клелия, отважная девушка, обманула стража и, вместе с другими девушками‑заложницами переплыв Тибр, благополучно возвратилась в Рим. По требование Порсены римляне возвратили ему Клелию, но великодушный царь почтил её смелость, возвратил ей свободу, позволил ей взять с собою на родину и юношей, бывших заложниками. Республика поставила Клелии на верхнем конце священного пути статую, изображавшую ее сидящей на коне. Сын Порсены Арунс пошел с отрядом войска на латинский город Арицию; но другие латины и тиран города Кум, Аристодем, пришли на помощь Ариции, разбили Арунса, и сам он был убит в сражении. Бежавшие этруски были гостеприимно приняты в Риме. Многие из них не захотели возвратиться домой и поселились в той местности города Рима, которая после этого стала называться этрусской частью.

Муций Сцевола и Порсена. Картина М. Стома, 1640-е

Около этого времени в Рим пришли еще другие переселенцы. Сабинянин Атт Клавс, живниий в городе Регилле, был вынужден политическими противниками покинуть родину и пришел в Рим с своими клиентами; их было так много, что число вооруженных людей простиралось до 5000 человек. Ему была дана земля за рекою Анионом. Он принял в Риме имя Аппия Клавдия; род Клавдиев произошел от него.

Война Рима с латинами и битва при Регилльском озере

Покинутый Порсеною, Тарквиний приехал к своему зятю Октавию Мамилию, и Мамилий убедил латинский союз начать войну с Римом для восстановления власти Тарквиния. Когда латины пошли на Рим, римляне назначили диктатора – то был первый случай назначения этого сановника. Диктатор одержал над латинами славную победу при озере Регилле , на севере от латинских гор, между Римом и Пренестом. По рассказу легенды об этой битве, она была ряд поединков подобно битвам гомеровских героев под Троею. В переднем ряду бился храбрый полководец Постумий; с ним сразился старик Тарквиний, но раненый должен был покинуть поле битвы. С Октавием Мамилием вступил в бой начальник римской конницы Тит Эбуций; они ранили друг друга, но рана Эбуция была тяжела и он должен был покинуть битву, а Мамилий, превозмогая боль раны, повел в бой римских изгнанников, которыми начальствовал Тит Тарквиний. Марк Валерий, брат Попликолы, был убит; два племянника хотели отнять его тело у врагов, но и сами были убиты; римлянами овладел страх, но пришел с своею когортою Постумий и римляне стали побеждать. Мамилий ободрял свое отступающее войско; Герминий, один из тех двух воинов, которые помогали Горацию Коклесу не пускать этрусков на мост, убил Мамилия, но, снимая с него доспехи, сам был убит. Римские всадники сошли с лошадей, двинулись в бой пешие и довершили победу. Враги обратились в бегство; римские всадники снова сели на коней, преследовали их и взяли их стан. Диктатор возвратился с победоносным войском в Рим и у родника Ютурны построил храм. Диоскурам, чья помощь дала римлянам победу.

Поражение латин при Регилле уничтожило последнюю надежду старика Тарквиния. Он уехал к тирану Аристодему в Кумы и умер там . Ушедшие с ним приверженцы его жили и умерли на чужбине.

Легенда о войне Рима с Порсеной и исторические факты

Так рассказывает легенда о войнах, бывших последствием изгнания Тарквиния. Все подробности её свидетельствуют, что история этих лет еще остается на зыбкой почве народного предания, в котором неразрывно переплетены истина и вымысел. Герои, участвующие в великом деле освобождения, – полумифические образы легенды, превышающие размер действительности. Все они находят славную смерть в битвах. Быть может, в основе предания лежать и исторические факты; изгнанная династия, быть может, делала попытки возвратить себе при помощи иноземцев утраченную власть, как делали это изгнанные греческие тираны; но если это и было так, то история основания республики все‑таки остается облечена туманом вымысла, и чем ближе всматриваться в эту легенду, тем сомнительнее становится она. В особенности прикрашена предатель воина с Порсеною; истина в ней опутана поэтическим вымыслом. Римляне хотели думать, что их предки всегда поступали геройски, всегда побеждали врагов. Но как ни прославляет легенда эпоху основания республики, как ни прикрашивает войну с Порсеной, мы имеем известия, свидетельствующие, что этрусский царь овладел Римом и наложил на побежденных тяжкие условия мира. Римляне должны были уступить ему часть своей земли (по предположению Нибура, десять триб, т. е. третью часть римской области); обязались не иметь никаких железных орудий, кроме земледельческих; сенат послал этрусскому царю эмблемы царской власти над Римом – курульный стул, скипетр, золотую корону и шитую золотом тогу; дал ему, когда он уходил, заложников верности. Понятно, что, покорив Рим себе,Порсена не восстановил над ним власть Тарквиния; он отступился от покровительства Тарквинию тем легче, что поссорился с ним, как, говорят некоторые известия; а очень может быть, что поход Порсены и не имел никакого отношения к изгнанию Тарквиния, что только позднейшее предание поставило это нашествие этрусков в связь с делом Тарквиния. Вообще этрусская война представляет много темного. Не подлежит сомнению, что если римляне действительно были вынуждены признать над собою власть этрусского царя, то очень скоро свергли с себя это иго; но как было дело, мы не знаем. Нибур полагает, что победа при Ариции освободила Рим и Лациум от владычества этрусков, которое было мимолетно. Есть мнение, что поход Порсены был результатом реакции национального этрусского чувства против греческого элемента, получившего преобладание в царстве Тарквиниев; есть другое мнение, что этруски, теснимые галлами, пошли на юг поселиться в Кампании и что поход Порсены был лишь передвижением переселенцев из северной Этрурии чрез римскую область. Мы не имеем достаточных материалов, чтобы решить, какое из этих мнений справедливо. Достоверно только то, что Рим при царях приобрел владычество над частью Этрурии и что при республике это владычество пало. Порсена в легенде является владыкою всей Этрурии; быть может, «Порсена» не личное имя, а этрусское название царя.

Другой типаж римской истории — легендарный Муций Сцевола. Муций – это собственно имя, а Сцевола – это значит левша, прозвище его. Почему левша, сейчас скажу. Итак, в самом начале римской истории, когда римляне свергли царей, к ним подошло (к Риму), войско этрусков во главе с царём Порсенной, который хотел посадить царя Тарквиния Гордого на его трон. И этот враг был страшен. Казалось, Риму не устоять. Но среди римлян нашёлся смельчак, он был как раз юноша из знатного рода Муций, который вызвался пробраться в лагерь противника и убить царя этрусков Порсенну. Но ему не повезло: он вышел из Рима, пошёл по лагерю этрусков, и его схватили.

Его схватили и привели к Порсенне, царю этрусков. Порсенна его спрашивает: кто ты? Муций назвал только своё имя, сказал, что я Муций, и, несмотря на никакие вопросы, отказывался отвечать, проявлял презрение к врагу, к смерти. А когда Порсенна стал ему угрожать, Муций правой рукой влез в огонь и сжёг её в огне, показав этим свою неустрашимость, что ему ничего не страшно: берёт и сжигает руку. После этого он и стал левшой, то есть Сцеволой. И Порсенна был напуган. И Муций сказал: «Царь, я скажу тебе: таких как я – сотня в Риме юношей, и каждый вызвался убить тебя. Ничто тебя не спасёт». Порсенна, восхищенный и устрашённый, приказал отпустить этого смельчака Муция Сцеволу, а сам тут же отступил от Рима, поскольку он хотел жить и понимал, что если там сто таких юношей, то ему точно ничего хорошего не светит.

Муций Сцевола стал героем. На таких образцах, как Гораций, как Муций Сцевола, ещё один римский герой, консул (то есть предводитель), который, командуя армией, приказал не сражаться с противником, не вступать в единоличные схватки с врагом. Но так получилось, что сын этого консула не удержался, вступил в сражение с самым сильным воином врага и убил его. Таким образом, такая ситуация, что он, с одной стороны, нарушил распоряжение своего отца, но, с другой стороны, убил самого сильного противника. Отец приказал казнить своего сына, поскольку он нарушил приказ. Всё войско плакало, но его казнили. Вот вам, пожалуйста, ещё один образец: отец, который отдаёт сына на казнь ради дисциплины, и сын это с пониманием воспринял. Причём сын-то был не какой-то трус, предатель, а герой. Убил врага, но всё равно нарушил дисциплину – иди на смерть. Вот такие типажи.

А потом (и ближе к нашему времени) появляются люди подобные славной династии Катонов. Марк Порций Катон Старший – такой крепкий хозяйственник, как бы сейчас сказали, хозяин, глава семьи, цензор, блюститель нравов в Риме, мастер короткого афоризма. Именно ему принадлежит фраза: «Карфаген должен быть разрушен». Враг греческого влияния как разлагающего влияния. Вот такой типаж: классический римлянин, добродетельный, патриархальный, хозяйственный, патриотичный, высоконравственный. А его потомок, которого тоже будут звать Марк Порций Катон, только уже Младший или Утический, покончит с собой, чтобы не достаться врагу, и до конца будет отстаивать Римскую республику.

Вся римская история полна подобными героями: людьми, которые во имя Рима шли на любые жертвы, которые готовы были на всё ради дисциплины, ради Рима. Вот это римский миф, вот это виртус романус. Помните, как в стихотворении Некрасова «Памяти Добролюбова»:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку чувства подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вы спросите, к чему я цитирую Некрасова да ещё о Добролюбове? Неспроста. Потому что в этих строчках выражен идеал гражданина, который навеки остался после Рима. И как ни странно, эта характеристика, приводимая Некрасовым, полностью годится к выражению «виртус романус» (римских добродетелей): суровость, гражданственность, отвага, несгибаемость. Вот она, гражданская мифология Рима, идея служения Римской республике, общему делу. Это объясняет римскую историю, её как бы однобокость такую политическую, и целеустремлённость, и успехи, и эффективность Рима, и длительность римского господства. А потом, когда всё это начнёт разрушаться, разлагаться, распадаться, тогда и Рим рухнет, и разрушится регламентация, и придёт неравенство, индивидуализм, но это всё будет потом.