Эдит Пиаф (фр. Edith Piaf, настоящее имя Эдит Джованна Гассион, Edith Giovanna Gassion; 19 декабря 1915, Париж - 10 октября 1963, Грасс) - французская певица и актриса.

Распространённая легенда гласит, что Эдит Пиаф родилась под уличным фонарём в Бельвиле, но это вряд ли соответствует действительности.

Когда любовь остывает, её нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте.

Пиаф Эдит

Матерью Эдит была неудачливая актриса Анита Майяр, выступавшая под псевдонимом Лина Марса. Отцом был уличный акробат Луи Гассион. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Первый раз он получил двухдневный отпуск только в конце 1915 года, чтобы повидать свою новорожденную дочь Эдит.

Через два года Луи Гассион узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила Эдит, были совершенно ужасающими, и Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.

Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Как оказалось, в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила.

Если у мужчины красивые руки, по-настоящему красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут, как лица. Я пою не для всех - я пою для каждого.

Пиаф Эдит

Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась.

Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!

Пиаф Эдит

В 1932 году познакомилась с Луи Дюпоном (фр. Louis Dupont), через год у неё родилась дочь Марсель (фр. Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её.

Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. В это время в Европе свирепствовала «испанка», и дочь Эдит заболела и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит.

В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

Я умираю от любви пятьсот раз за вечер.

Пиаф Эдит

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplee), владелец кабаре «Жернис» (фр. le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе.

Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба. Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму.

Артисты и публика не должны встречаться. После того, как занавес падает, актер должен исчезнуть, как по мановению волшебной палочки.

Пиаф Эдит

Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Вскоре Эдит познакомилась с Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Реймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».

Я всегда отличала друзей от наперстников. С друзьями мне приятно поговорить, от наперсников я ничего не скрываю.

Пиаф Эдит

Именно он добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом на «большую воду», посвящением в профессию.

Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто.

От любовного пожара не застрахуешься.

Пиаф Эдит

Он предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т. е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда. Во время войны Эдит Пиаф выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу.

Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память. В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности.

Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро.
(Во время лечения от наркомании)

Пиаф Эдит

Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь. Что произошло дальше?

Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае.

Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями… Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе… (из воспоминаний кинорежиссера Марселя Блистена)

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю «Компаньон-де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим.

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале «Плейель», пресса писала «песни улиц в храме классической музыки». Это был очередной триумф.

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит попала в наркотическую зависимость.

В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале» вместе с Жаном Маре.

В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия»; успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком печени (гепатоцеллюлярная карцинома).

25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.

Последнее её выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слез, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

Фильмография
* 1936 - / La garconne
* 1941 - Монмартр на Сене / Montmartre-sur-Seine
* 1945 - Звезда без света / Etoile sans lumiere
* 1947 - Девять парней, одно сердце / Neuf garcons, un coeur
* 1950 - Париж всегда поет /Paris chante toujours
* 1954 - Если мне расскажут о Версале / Si Versailles m’etait conte
* 1954 - Французский канкан French cancan
* 1959 - Любовники завтрашнего дня / Les amants de demain

Песни
1. A l’enseigne de la fille sans cur (1951)
2. A quoi ca sert l’amour? (1962)
3. Adieu mon cur (1946)
4. Au bal de la chance (1952)
5. Avant l’heure (1951)
6. Avant nous (1956)
7. Avec ce soleil (1954)
8. Bal dans ma rue
9. Boulevard du crime
10. Bravo pour le clown (1953)
11. Browning
12. C’est a Hambourg
13. C’est d’la faute a tes yeux
14. C’est l’amour
15. C’est lui que mon cur a choisi
16. C’est merveilleux
17. C’est peut-etre ca
18. C’est pour ca
19. C’est toi le plus fort
20. C’est un gars
21. C’est un homme terrible
22. C’est un monsieur tres distingue
23. C’etait pas moi
24. C’etait un jour de fete
25. C’etait une histoire d’amour
26. Ca fait drole
27. Carmen’s story
28. Celine
29. Celui qui ne savait pas pleurer
30. `Chand d’habits
31. Chanson bleue
32. Chanson de Catherine
33. Comme moi
34. Comme un moineau
35. Correque et reguyer
36. Coup de grisou
37. Cri du cur
38. Dans leur baiser
39. Dans ma rue
40. Dans un bouge du vieux port
41. De l’autre cote de la rue
42. Demain (il fera jour)
43. Des histoires
44. Ding din dong
45. Du matin jusqu’au soir
46. Eden blues
47. Elle a dit
48. Elle frequentait la rue Pigalle
49. Embrasse-moi
50. Emporte-moi
51. Enfin le printemps
52. Entre Saint-Ouen et Clignancourt
53. Escale
54. Et ca gueule ca madame
55. Et moi
56. Et pourtant
57. Exodus
58. Fais comme si
59. Fais-moi valser…
60. Fallait-il
61. Faut pas qu’il se figure
62. Heureuse
63. Hymne a l’amour (1949)
64. Il a chante
65. Il fait bon t’aimer
66. Il n’est pas distingue
67. Il pleut
68. Il y avait
69. Inconnu, excepte de Dieu
70. J’m’en fous pas mal
71. J’ai danse avec l’amour
72. J’ai qu’a l’regarder…
73. J’en ai tant vu
74. J’entends la sirene
75. J’suis mordue
76. Je m’imagine
77. Je me souviens d’une chanson
78. Je n’en connais pas la fin
79. Je sais comment
80. Je suis a toi
81. Je t’ai dans la peau
82. Jean et Martine
83. Jerusalem
84. Jezabel
85. Jimmy c’est lui
86. Johnny, tu n’es pas un ange
87. Kiosque a journaux
88. L’accordeoniste (1940)
89. L’effet qu` tu m` fais
90. L’escale
91. L’etranger
92. L’homme a la moto
93. L’homme au piano
94. L’homme de Berlin
95. L’homme des bars
96. L’homme que j’aimerai
97. L’orgue des amoureux
98. La belle histoire d’amour
99. La demoiselle du cinquieme
100. La fete continue
101. La foule (1957)
102. La goualante du pauvre Jean
103. La java de Cezigue
104. La Julie jolie
105. La p’tite marie
106. La petite boutique
107. La rue aux chansons
108. La serenade du pave
109. La valse de l’amour
110. La vie en rose (1946)
111. La vie, l’amour
112. La ville inconnue
113. Le ballet des curs
114. Le billard electrique
115. Le bleu de tes yeux
116. Le bruit des villes
117. Le brun et le blond
118. Le chacal
119. Le chant d’amour
120. Le chant du pirate
121. Le chasseur de l’hotel
122. Le chemin des forains
123. Le chevalier de Paris
124. Le ciel est ferme
125. Le contrebandier
126. Le diable de la Bastille
127. Le disque use
128. Le droit d’aimer
129. Le Fanion de la Legion
130. Le gitan et la fille
131. Le grand voyage du pauvre negre
132. Le mauvais matelot
133. Le metro de Paris
134. Le petit brouillard
135. Le petit homme
136. Le petit monsieur triste
137. Le prisonnier de la tour
138. Le rendez-vous
139. Le roi a fait battre tambour
140. Le vagabond
141. Le vieux piano
142. Legende
143. Les amants
144. Les amants d’un jour (1956)
145. Les amants de demain
146. Les amants de Paris
147. Les amants de Teruel
148. Les amants de Venise
149. Les amants merveilleux
150. Les bleuets d’azur
151. Les blouses blanches
152. Les deux copains
153. Les deux menetriers (galop macabre)
154. Les deux rengaines
155. Les flon-flons du bal
156. Les gars qui marchaient
157. Les gens
158. Les grognards
159. Les hiboux
160. Les marins, ca fait des voyages
161. Les momes de la cloche (1936)
162. Les mots d’amour
163. Les neiges de Finlande
164. Les prisons du roy
165. Les trois cloches (1946)
166. Madeleine qui avait du cur
167. Margot cur gros
168. Mariage
169. Marie la francaise
170. Marie-trottoir
171. Mea culpa
172. Milord (1959)
173. Misericorde
174. Mon amant de la coloniale
175. Mon ami m’a donne
176. Mon apero
177. Mon Dieu
178. Mon homme
179. Mon legionnaire (1937)
180. Mon manege a moi
181. Mon vieux Lucien
182. Monsieur Ernest a reussi
183. Monsieur et madame
184. Monsieur Incognito
185. Monsieur Lenoble
186. Monsieur Saint-Pierre
187. Musique a tout va
188. N’y vas pas, Manuel
189. Non, je ne regrette rien (1960)
190. Non, la vie n’est pas triste
191. Notre-Dame de Paris
192. On cherche un Auguste
193. On danse sur ma chanson
194. Opinion publique
195. Ou sont-ils, tous mes copains?
196. Ouragan
197. Padam… Padam… (1951)
198. Paris
199. Paris-Mediterranee
200. Pleure pas
201. Plus bleu que tes yeux
202. Polichinelle
203. Pour moi tout` seule
204. Pour qu’elle soit jolie, ma chanson
205. Qu’as-tu fait, John?
206. Qu’il etait triste, cet anglais
207. Quand meme
208. Quand tu dors
209. Quatorze juillet
210. Regarde-moi toujours comme ca
211. Reste
212. Retour
213. Rien de rien
214. Roulez tambours
215. Salle d’attente
216. Si si
217. Si tu partais
218. Simple comme bonjour
219. Soeur Anne
220. Soudain une vallee
221. Sous le ciel de Paris (1954)
222. Sur une colline
223. T’es beau, tu sais
224. T’es l’homme qu’il me faut
225. Tant qu’il y aura des jours
226. Tatave
227. Telegramme
228. Tiens v’la un marin!
229. Toi qui sais
230. Toi, tu l’entends pas
231. Toujours aimer
232. Tous les amoureux chantent
233. Tout fout l’camp
234. Traque
235. Tu es partout
236. Un coin tout bleu
237. Un etranger
238. Un grand amour qui s’acheve
239. Un homme comme les autres
240. Un jeune homme chantait (1937)
241. Un monsieur me suit dans la rue
242. Un refrain courait dans la rue
243. Une chanson a trois temps (1947)
244. Une dame
245. Une enfant
246. Une valse
247. Va danser
248. Y a pas d’printemps
249. Y avait du soleil
250. Y en a un d’trop

Пиаф Эдит

Настоящее имя - Эдит Джованна Гассион (род. в 1915 г. - ум. в 1963 г.)

Великая французская эстрадная певица, гордость Франции, символ ее культуры, явление мирового музыкального искусства .

Главной темой песен Пиаф была любовь. Трагическая, изломанная, несчастная, дерзкая, всем своим порывом противоположная мелкому благополучию и мещанской благопристойности. Любовь - рок, любовь - испытание, любовь - проклятие, ниспосланное судьбой. Такой была и ее жизнь.

Личная жизнь Эдит Пиаф не пример для подражания. В ней было все: и дружеские отношения, и мимолетные увлечения, и конечно любовь. Едва кончалась одна большая любовь, начиналась другая. В этом у нее было свое правило: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, - круглая дура. Мужиков пруд пруди, вон сколько их по улицам ходит. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до - то ты! Большая разница».

Этот принцип Эдит всегда применяла с сознанием исполняемого долга. Ни один мужчина не мог ее переделать. И если находился такой, кто пытался ее бросить, он попадал впросак - она уже давно была на несколько корпусов впереди. Пока новый любовник еще не мог жить с нею под одной крышей, она молчала, держала при себе старого, считая, что в доме всегда должен быть мужчина: «Дом, где не валяется мужская рубашка, где не натыкаешься на носки, галстук, висящий на спинке стула еще теплый пиджак, - это дом вдовы, в нем тоска и мрак».

Эдит появилась на свет 19 декабря 1915 г. в три часа ночи под фонарем около дома номер 72 на улице Бельвиль в Париже. Роды принимали двое полицейских - «скорую помощь» вызывать было уже поздно. Будущая эстрадная звезда родилась в цирковой семье акробата Луи Гассиона и певицы Аниты Майар в не очень подходящее время. Шла Первая мировая война, и отец, выбравшийся по случаю в отпуск, сразу же после рождения дочери вернулся в окопы кормить вшей. Мать через два месяца отдала девочку своим родителям-алкоголикам и забыла и о муже и о ребенке: она была «настоящая актриса, но у нее не было сердца».

Когда Луи Гассион в 1917 г. смог приехать в очередной отпуск, он увидел свою дочь в таком состоянии, что пришел в ужас: «головка, как надувной шар, руки-ноги, как спички, цыплячья грудь». Недолго думая, отец забрал ребенка и отвез его к своей матери в Нормандию - у него даже мысли не было отдать ее в приют. Здесь в городке Бернейе бабушка Луиза служила кухаркой у своей сестры Мари, которая содержала публичный дом.

«Мадам» Мари и ее девицы были в восторге от маленькой Эдит. «Ребенок в доме - это к счастью!» - считали они. Им с трудом удалось отмыть ее от грязи, и тут выяснилось, что у девочки катаракта - она ничего не видит. Малышка оставалась слепой в течение трех лет, и все это время ее новая большая семья не теряла надежды на ее выздоровление. Сначала Эдит возили по врачам, а потом одной из девиц пришла в голову мысль съездить на богомолье к Святой Терезе в Лизье.

Праздник Успения Богородицы 15 августа 1921 г. все девицы во главе с «мадам» провели в соборе, где они молились о здоровье их любимицы. И чудо произошло. Через неделю после посещения Святой Терезы ребенок прозрел. Потрясение было настолько велико, что «заведение» во второй раз закрыли на целый день и закатили пир без мужчин, но с шампанским.

Так Эдит обрела зрение, но вскоре лишилась уютного дома, где ее все очень любили. Не дав девочке проучиться в школе и года, под давлением кюре и «приличной» общественности Луи Гассион был вынужден забрать ее из «неприличного дома». С восьми до четырнадцати лет он таскал за собой Эдит по кабачкам и бистро, по городским улицам и деревенским площадям - война окончилась, и он снова стал уличным акробатом. Позже Эдит говорила: «Я столько исходила с папой дорог, что у меня ноги должны были бы стереться до самых колен».

Ее работа заключалась в сборе денег. «Улыбайся, - учил отец, - тогда больше дадут». Уже тогда Эдит пробовала петь перед завсегдатаями кафе, что гарантировало Луи ежедневную выпивку. Он давно отказался от мысли сделать из нее гимнастку: «У этой девочки все в горле и ничего в руках!» - говаривал он. Первый раз Эдит спела на улице, когда ей было девять лет. Песенка, с которой она дебютировала, называлась «Я потаскушка».

В пятнадцатилетием возрасте Эдит надоело бесплатно работать на отца и терпеть его подружек, постоянно сменяющих друг друга. Она пробовала разносить молоко, мыла полы и понимала, что это все не для нее - она мечтала петь на улице. Но для того, чтобы не выглядеть в глазах прохожих обыкновенной попрошайкой, нужно было найти аккомпаниатора. Как-то раз Эдит встретила музыканта-самоучку по имени Раймон, с которым она некоторое время выступала в солдатских казармах и на площадях.

Скоро она стала петь самостоятельно, а потом уговорила свою сводную сестру Симону Берто уйти от пропойцы-матери и работать вместе. Ко времени их встречи Эдит уже знала множество мужчин. Первого она не помнила, о втором могла сказать только то, что он научил ее играть на банджо и мандолине. Вокруг нее всегда крутились мужчины, но больше всего уличной певице нравились солдаты Иностранного легиона, колониальных войск и моряки: «Если на тебя смотрит парень, ты уже не пустое место, ты существуешь. С ними можно и похохотать и побеситься, солдаты - легкий народ».

Однажды вечером в 1932 г. в бистро возле форта Роменвиль Эдит встретила своего Малыша - светловолосого паренька Луи Дюпона, который был на год ее старше. Несмотря на то что у Эдит было множество поклонников в близлежащей казарме, Луи стал ее первой настоящей любовью. С того вечера она начала жить вместе с Малышом под одной крышей, потому что он был первым, кто ей это предложил. О женитьбе вопрос не стоял, но уже через два месяца Эдит забеременела.

Будущий папаша ревновал свою подружку и частенько поколачивал. Их взгляды на жизнь были диаметрально противоположны - Эдит рвалась на улицу, а он хотел, чтобы она сидела дома. Даже рождение их дочери Сесель не смогло изменить ситуацию: Эдит снова стала петь на улицах, поздно возвращалась домой, что приводило к частым ссорам и дракам, которые заканчивались в полицейском участке. Долго так не могло продолжаться. Окончательно они расстались после того, как Эдит устроилась на работу в кабаре «Жуан-ле-Пэн» на улице Пигаль - в самом центре парижского «дна».

Ее новыми друзьями стали проститутки, грабители, сутенеры, торговцы краденым, шулера. Постоянного дома у нее теперь не было - она кочевала из отеля в отель, снимая комнату на ночь, где Сесель могла спокойно спать. Утром Эдит укладывала ее в коляску и целый день возила с собой по городу. Несмотря на такой беспорядочный образ жизни, девочка росла здоровой и веселой. Однажды Малыш выкрал дочку из отеля, надеясь, что Эдит вернется к нему. Но такие номера с ней не проходили - она вычеркнула его из своей жизни.

У Малыша Сесель пробыла недолго: в два с половиной года она заболела менингитом и умерла. Эдит в это время было девятнадцать лет. На похороны не хватало десяти франков, и Эдит в первый раз пошла на бульвар: «Тем хуже… я это сделаю». В номере отеля клиент поинтересовался, зачем она этим занимается. Услышав, что стоявшая перед ним малолетка только что потеряла дочь, он выругался, положил на стол крупную купюру и ушел.

Через несколько дней Эдит уже не вспоминала об умершей дочери - улицы днем, кабаре ночью - жизнь продолжалась как прежде. Однажды в октябре 1935 г. она выступала на Елисейских полях, и здесь на улице Труайон в ее судьбу вмешался случай - ее заметил владелец фешенебельного кабаре «Жернис» Луи Лепле. Исполнение песни Жана Ленуара «Как воробышек» так поразило его, что он тут же предложил уличной певице работу.

Молодой артистке нужно было подобрать звучное сценическое имя. Папашу Лепле осенило: «Ты настоящий парижский воробышек, и лучше всего к тебе подошло бы имя Муано. К сожалению, имя малышки Муано уже занято. Надо найти другое. На парижском жаргоне „муано“ - это „пиаф“. Почему бы тебе не стать Мом Пиаф?» Так с его легкой руки Эдит Гассион стала именоваться Малюткой Пиаф.

Через неделю в кабаре «Жернис», которое посещали аристократы, деятели литературы и искусства, состоялся дебют Пиаф. После первой же песенки раздался шквал аплодисментов. Успех Пиаф превысил все ожидания Лепле: «Порядок. Она их покорила…» Это был самый трудный момент за всю ее карьеру, но до самой смерти она считала его самым прекрасным. Она опьянела от счастья.

С работой все было в порядке, но в личной жизни в это время Эдит просто «сошла с рельс». Это был период бурного увлечения моряками, легионерами и разными проходимцами, которые поджидали ее после концерта у дверей кабаре.

Каждый день, в течение семи месяцев Эдит не жалела на своих дружков заработанных с таким трудом денег - они пропивали все до последнего су. Она была по-своему счастлива: «Любовь - это не вопрос времени, а вопрос количества. Для меня в один день умещается больше любви, чем в десять лет. Мещане растягивают свои чувства. Они расчетливы, скупы, поэтому и становятся богатыми. Они не разводят костра из всех своих дров. Может быть, их система хороша для денег, но для любви не годится».

Ночью 6 апреля 1936 г. все рухнуло - папаша Лепле был убит в своем доме людьми, которые составляли в последнее время окружение Эдит. Некоторые из них были даже ее любовниками. Газеты взвыли - такая сенсация - певица причастна к убийству своего хозяина. Однако полиции не удалось ничего доказать, и Пиаф выпустили на свободу. Но от нее уже все отвернулись: «Как жаль, что ты потеряла своего покровителя. Только он один и мог поверить в тебя. Теперь тебе один путь - обратно на мостовую».

В Париже Эдит объявили бойкот, и она уехала в Брест петь в антрактах между фильмами в местном кинотеатре. Здесь она осталась верна себе - в первый же вечер завела знакомых среди моряков. «Славные ребята, они не задавали никаких вопросов», но вели себя так, что распугали всех штатских зрителей в кинотеатре. В итоге дирекция осталась недовольна работой Пиаф и не продлила ей контракт. В провинции тоже ничего не получилось…

Казалось, что второй раз подняться с самого дна Эдит уже не сможет. Но ее выручил старый приятель Реймон Ассо - «длинный, худой, нервный, с очень черными волосами и загорелым лицом» - он стал для нее другом, учителем, импресарио и, конечно, любовником. Именно Реймон сделал из «Малютки Пиаф» «Эдит Пиаф», что было очень нелегко. Он буквально учил ее читать и писать - Пиаф не понимала некоторых слов в собственных песнях и не могла без ошибок дать автограф, кроме того, она не разбиралась в нотной грамоте. Реймон учил ее хорошим манерам и терпеливо объяснял, как следует вести себя в жизни, за столом, с людьми.

В их отношениях взлеты сменялись падениями, но все же Эдит повторяла: «Как я его люблю! Он заставляет меня делать все, что хочет». Реймон Ассо отшлифовал ее биографию и создал «стиль Эдит», написав для нее несколько шлягеров. Ассо был первым мужчиной из тех, кого знала Эдит, интересы которого простирались дальше желания выпить, погулять или заняться любовью. Он был ей необходим, и она не могла без него обойтись, чтобы вырваться из мира прошлой уличной жизни.

Реймон любил Эдит как свою жену, как свое творение и как своего ребенка, но понимал, что ничто не может ее удержать. Они расстались через полтора года после ее триумфального дебюта в самом знаменитом парижском мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах. «Вчера во Франции родилась великая певица…» - писали газеты. Блестящей победой она во всем, исключая разве что свои вокальные данные, была обязана Реймону Ассо, и Пиаф всегда помнила об этом. Каждый раз, когда он в ней нуждался, она оказывалась рядом. Но любовь прошла, и в этом Эдит никогда не шла на компромисс. Ей нужно было новое, свежее чувство: «Любить по-настоящему можно, только когда чувствуешь это как в первый раз. Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте!»

Следующей любовью Эдит Пиаф стал певец Поль Мерисс. Он поразил ее воображение, его поступки были непредсказуемы: «Если за завтраком он вдруг стал бы есть орхидеи, она восприняла бы это нормально». Отношения между ними были непростыми - слишком разным был темперамент, но, несмотря на постоянные ссоры, они не расставались.

В 1940 г. Эдит познакомилась с драматургом Жаном Кокто, который стал ее добрым другом. Он искренне хотел помочь Эдит наладить нормальные отношения с Полем. Для этого он написал одноактную пьесу «Равнодушный красавец», сюжет которой был взят из рассказа Пиаф об их с Мериссом жизни, и предложил им сыграть это в театре. «Все очень просто, - уговаривал он Эдит, - Поль ничего не говорит, а ты играешь сцену, которую устраиваешь ему каждый день». Некоторые друзья Пиаф сомневались в успехе и даже в день премьеры предрекали провал. Выйдя на подмостки, начинающая актриса от волнения вдруг забыла все слова, но, взяв себя в руки, она отыграла спектакль на одном дыхании, покорив зрителей своим талантом.

«Равнодушный красавец» продлил пребывание Поля в жизни Эдит, но ее чувство умерло. В августе 1941 г. на съемках фильма «Монмартр-на-Сене» она встретила высокого, элегантного мужчину - журналиста Анри Конте. Он был полной противоположностью Полю, но вошел в жизнь Пиаф не столько как ее очередной любовник, сколько как автор ее бессмертных песен, в которых она так нуждалась. К большому сожалению певицы, он не хотел жить в ее доме - был разгар немецкой оккупации, и каждый вечер он уходил к другой, обманывая Эдит, что у него нет ночного пропуска. Пиаф еще какое-то время боролась за него, но удержать не смогла.

К этому времени относится ее участие в антифашистском движении Сопротивления. Во время войны Эдит Пиаф почти не появлялась на сцене, но, к удивлению многих, приняла предложение спеть в Германии. За это ее обвинили в сотрудничестве с немцами. Не все знали, что певица выступала в лагерях военнопленных и отдавала им полученные гонорары. Однажды она попросила руководство лагеря разрешить ей сфотографироваться на память с соотечественниками. В Париже из большой фотографии подпольщики сделали 120 маленьких и изготовили фальшивые документы для «французов, добровольно приехавших в Германию». Вернувшись в лагерь через несколько месяцев, Пиаф привезла эти документы в коробке с гримом и передала их военнопленным. Тому, кто сумел бежать, эти бумаги спасли жизнь.

За месяц до освобождения Франции от фашистов в жизни Эдит начался период, который она называла «фабрикой по производству певцов», продолжавшийся до самой ее смерти. Начала она с Ива Монтана и сразу же влюбилась в него по уши. Ив отвечал ей взаимностью и неоднократно предлагал ей стать его женой. Однако этот разговор он заводил всегда не вовремя - либо за едой, либо когда Эдит пила и ей хотелось подурачиться. Ив упорно продолжал называть ее своей невестой и то носил на руках, то ни с того ни с сего закатывал ей сцены ревности, и они часами орали друг на друга.

После первого удачного выступления Монтана в «Альгамбре» в отношениях между ними повеяло холодом, а после совместных съемок в кинофильме Марселя Блистэна «Безымянная звезда» они расстались. Уходя с триумфом после двухчасового сольного концерта на сцене «Этуаль», где до этого мог выступать только великий Морис Шевалье, Монтан обнял Пиаф в последний раз и сказал: «Спасибо. Я тебе обязан всем».

В начале 1946 г. Эдит решила заняться малоизвестным ансамблем «Друзья песни» и вывести его на большую эстраду. Когда ее спросили, как она собирается справиться с девятью молодыми людьми сразу, она ответила: «Нужно уметь меняться, в этом секрет вечной молодости». Одного воспитанника ей уже было мало. Вместе с ансамблем Эдит Пиаф в ноябре 1947 г. отправилась в турне по Америке.

Здесь, в Нью-Йорке она познакомилась со своей самой большой Любовью, которая сразу стерла все ее прошлое. Боксер Марсель Сердан готовился к своему первому матчу, а Эдит - к выступлению на сцене театра-кабаре «Версаль» - они оба собирались покорить Америку. «Это была моя настоящая и единственная любовь. Я любила. Я боготворила… Чего бы я ни сделала, чтобы он жил, чтобы весь мир узнал, как он был щедр, как он был безупречен».

Марсель Сердан заставил Эдит переродиться и избавил от горечи, которой было отравлено ее сердце. Он открыл в ней нежность, доброту и зажег яркий свет в ее душе. Ее спрашивали: «Как вы могли полюбить боксера? Это же сама грубость!» «Грубость, у которой стоило поучиться деликатности!» - парировала Эдит. Их нежные отношения ни для кого не были секретом, в том числе и для жены Сердана - Маринетты, живущей с сыновьями в Касабланке. Казалось бы, этим двум женщинам следовало ненавидеть друг друга.

Но когда Марсель погиб вместе со всей командой в авиационной катастрофе под Нью-Йорком, жаждущая утешения Маринетта позвала к себе Эдит, и та первым же самолетом вылетела в Касабланку. Затем осиротевшее семейство было доставлено в Париж, где Пиаф нянчилась с недавней соперницей и ее детьми с такой сердечностью, какой не удостаивала даже родственников.

А в тот вечер 27 октября 1949 г., когда стало известно о трагедии, Эдит должна была выступать в «Версале». Певица находилась в состоянии, близком к сумасшествию или самоубийству, но отказаться от концерта она не могла. «Свое выступление я посвящаю светлой памяти Марселя Сердана», - сказала она, когда увидела зал, и запела «Гимн любви» на свои собственные слова, положенные на музыку ее любимым композитором Маргерит Монно.

Она пела так, как никогда еще до этого не пела. И это была та одухотворенность исполнения, та торжественность и мощность подлинных чувств, которая заставляет тысячу человек превратиться в одного. Ее маленькое, невзрачное тело, одержимое величайшим духом, сообщало бессмертие ее погибшей во цвете лет любви. Со сцены Пиаф унесли в глубоком обмороке.

Странно, но в биографии Эдит Пиаф заметны некоторые печальные совпадения: двое ее любовников погибли в авиакатастрофах, а сама она четырежды попадала в автомобильные аварии. И ладно, если бы последствием были только сломанные ребра, изуродованная губа, рубцы на лице. В больнице, куда она попала после первой автокатастрофы, Пиаф спасали от боли морфием, к которому она в конце концов пристрастилась, как до этого привыкла к алкоголю.

Знаменитая певица прятала бутылки со спиртным в самых неожиданных местах квартиры, и наступил день, когда содержание алкоголя в крови достигло опасной концентрации - теперь она пьянела от нескольких стаканов пива. Иногда, уже основательно набравшись, она вдруг удирала на ночную прогулку по питейным заведениям, щедро угощала засидевшихся там завсегдатаев и, не отставая от них, опрокидывала рюмку за рюмкой.

В какой-то момент, еще не потеряв над собой контроля, она принималась петь, и невольные слушатели поощрительно хохотали: «Во дает! Не отличишь от Эдит Пиаф!» А на рассвете в квартире Пиаф раздавался телефонный звонок, и неизвестный хозяин бара требовал от прислуги: «Немедленно приезжайте за своей мадам. Уже шесть часов, мы закрываемся, а она не хочет уходить и орет: „Я твоя!“ Нам пора спать. Захватите, кстати, чековую книжку, за мадам порядочно записано».

В ночь, когда ее окружило полчище скользких сороконожек, стало очевидно: у Пиаф - белая горячка. Ее увезли в лечебницу, откуда она тут же сбежала. Помещенная туда вновь, снова вырвалась домой. Она клялась, что с морфием покончено, и тем не менее кололась тайно. Поставщики зелья преследовали Эдит, навязывая свой «товар», а стоило ей отказаться - угрожали разоблачением. Чтобы откупиться от них, она заключала новые контракты на выступления, однако пристрастие к наркотикам давало себя знать. Однажды она не смогла выбраться из-за кулис на сцену, ей почудилось, что выход наглухо закрыт, в другой раз - запела, но, как оказалось, произносила бессмысленные слова, в третий раз - ухватилась руками за микрофон, чтобы не упасть. Она не слышала ни музыкантов, ни собственного голоса - он пропал.

Пение для Эдит превратилось в пытку, ее тело было покрыто синяками и струпьями, она не воспринимала окружающих. Одна клиника сменялась другой, в периоды же просветления Пиаф возвращалась к работе над новыми песнями, становясь, как и прежде, весьма придирчивой. «Для публики я воплощаю любовь. У меня все должно разрываться внутри и кричать - таков мой образ… Моя публика не думает, она как под дых получает то, о чем я пою».

В это время певица первый раз вышла замуж. Ее мужем в 1952 г. стал поэт и певец Жак Пиль, с которым они давно были знакомы по совместным выступлениям. Пиаф снова была счастлива, но жизнь все время складывалась так, что супруги постоянно были в разлуке, выступая с концертами в разных театрах, городах и странах. Может быть, это было и к лучшему - с характером Эдит трудно было ужиться. По существу, они не были связаны ничем: ни дома, ни семьи так и не получилось, и в 1956 г. они развелись.

Пиаф опять выступала с сольными концертами, хотя недоброжелатели, проведавшие о ее наркотической зависимости, предвещали не просто провал, а скандальное отлучение ее от сцены. Она опять купалась в лучах славы - зрители, случалось, не отпускали ее по часу, несмотря на то, что программа была исполнена полностью. И опять в жизнь певицы вторгались ласковые и неутомимые мужчины, как правило, молодые, порою вдвое моложе ее. Они делили с ней постель, поскольку мужчин, которые говорили ей «Спокойной ночи!» и уходили, она попросту не признавала.

Как не признавала и тех, кто вместо того, чтобы заниматься любовью, пускался в рассуждения о работе, искусстве или собственном успехе. Однажды Пиаф сказала сестре: «Никогда не говори, что ты хорошо знаешь мужчину, пока не испытала его в постели. За одну бессонную ночь ты узнаешь о нем больше, чем за несколько месяцев самых задушевных бесед. Уж в постели-то они не врут!» Наверное, ее критерии были чрезвычайно высоки, так как при постоянном обилии поклонников она лишь дважды была замужем.

Симона Берто как-то подсчитала, сколько несчастий обрушилось на Эдит Пиаф в последние двенадцать лет жизни. Помимо четырех автокатастроф, в этом списке - попытка самоубийства, четыре курса дезинтоксикации, один курс лечения сном, три гепатических комы, приступ безумия, два приступа белой горячки, семь операций, две бронхопневмонии, внезапно обнаруженный рак.

В начале 1962 г. в больничную палату к Пиаф пришел с визитом обычный поклонник - двадцатисемилетний парикмахер Теофанис Ламбукас, который вышел оттуда ее любовником, молодым певцом Тео Сарапо. Они полюбили друг друга с первого взгляда и 29 октября того же года официально стали мужем и женой. Злые языки утверждали, будто Тео позарился на ее богатства и ради них принес себя в жертву. В действительности он получил в наследство только долги Эдит - 45 миллионов франков, которые добросовестно выплачивал кредиторам всю свою жизнь. Тео Сарапо стал довольно известным исполнителем - и его, как раньше Шарля Азнавура, Ива Монтана и других своих обожателей, Пиаф вывела в люди, превратив обыкновенного любителя в популярного певца. Псевдоним своему мужу она придумала сама, вспомнив, что «сарапо» по-гречески означает «я люблю тебя».

«Они любили друг друга необыкновенной любовью, - вспоминала Симона Берто, - той, о которой пишут в романах, о которой говорят: такого не бывает, это слишком прекрасно, чтобы могло быть на самом деле. Он не замечал, что руки Эдит скрючены, что она выглядит столетней старухой. Он никогда не оставлял ее…»

Она сама оставила своего Тео 11 октября 1963 г., скончавшись у него на руках от отека легкого в их доме на Лазурном берегу. Хоронили Эдит Пиаф через три дня. Десятки тысяч парижан пришли на кладбище Пер-Лашез к большому гробу, в котором затерялось маленькое тело великой певицы. Проститься с давней любовью пришли и все «мальчики Пиаф», как называл их Шарль Азнавур. Но на сей раз они надели не голубые, а черные костюмы.

В тот вечер Тео хотел остаться в одиночестве. Он вернулся в перевернутую вверх дном квартиру, где пахло кладбищем от забытых цветов, и увидел лежащий на комоде деревянный лист с девизом Эдит: «Любовь все побеждает!»

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Зачем нужна любовь? Две любви Эдит Пиаф «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее, жизнь. Мне бы хотелось, чтобы сказали обо мне, как о Марии Магдалине: ей многое простится, ибо она много

Из книги Разговоры с Раневской автора

Поет Эдит Пиаф - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Всегда готов! - салютовал я.- Она не только пионерские вирши пишет.- Рад стараться, ваше высокородие!- Ну и глупо! Не понимаю, что вызывает в вас такой приступ слабоумия?- Самое короткое в мире

Из книги «Воробышек» на балу удачи (сборник) автора Берто Симона

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

ЭДИТ ПИАФ - Наталью Кончаловскую знаете? - спросила Ф. Г.- Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей. Муха села на

Из книги Божественные женщины [Елена Прекрасная, Анна Павлова, Фаина Раневская, Коко Шанель, Софи Лорен, Катрин Денев и другие] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Множество связейЭди?т Пиа?ф (Эди?т Джова?нна Гассио?н) (1915–1963) – французская певица и актриса.Она родилась под светом уличного фонаря на парижской улице, где жандарм помогал во время родов ее матери. Ее родители были алкоголиками, развелись и оставили ее на

Из книги Сильные женщины [От княгини Ольги до Маргарет Тэтчер] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф. Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги 50 величайших женщин [Коллекционное издание] автора Вульф Виталий Яковлевич

Эдит Пиаф Любовь парижских улиц В октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер-Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Мои королевы: Раневская, Зелёная, Пельтцер автора Скороходов Глеб Анатольевич

Эдит Пиаф ЛЮБОВЬ ПАРИЖСКИХ УЛИЦВ октябре 1935 года посетители, среди которых были известные журналисты, директор Радио-Сите Марсель Блештейн-Бланше и Морис Шевалье, собрались в бывшем ресторане «Жернис» на улице Пьер Шаррон на открытие кабаре. Директор нового заведения

Из книги Женщины, изменившие мир автора Великовская Яна

Поет Эдит Пиаф – Наталью Кончаловскую знаете? – спросила Ф. Г.– Которая написала самое короткое в мире стихотворение в соавторстве с мужем? С самим Сергеем Михалковым! Решила потягаться с Чуковским и написать новую, антибактериальную поэму-сказку для детей.– Муха села

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Эдит Пиаф Эди?т Пиа?ф, настоящее имя которой Эдит Джованна Гасион, родилась девятнадцатого декабря 1915 года в Париже, а умерла в Грасе десятого октября 1963 года. Эдит Пиаф являлась французской певицей и актрисой, получившей всемирное признание и популярность, благодаря

Из книги Эдит Пиаф автора Надеждин Николай Яковлевич

Эдит Пиаф и Марсель Сердан Эта маленькая женщина, чье прозвище-псевдоним переводится с парижского арго как «воробей», имела такое большое сердце и такой потрясающий голос, что непонятно было, как и то, и другое помещались в ее худеньком теле!Жажда жизни Пиаф просто

Из книги Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто автора Брийяр Жан-Доминик

30. Великая Эдит Пиаф Не имея, по сути, никакого образования и не владея музыкальной грамотой, Пиаф пела и чужие песни, и сочиняла сама. Одним из поэтов, которых она полюбила сразу и безоговорочно, стал Раймон Ассо. Его стихи отлично укладывались на музыку, которую так любила

Из книги автора

32. Состоятельная Эдит Пиаф Во время того концерта на Больших бульварах Эдит пела песни, которые специально для нее написал Раймон Ассо – «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона». И на следующий же день по Франции пронеслось: «Вчера на сцене „АВС“

Из книги автора

Жан-Доминик Брийяр Эдит Пиаф. Без любви мы – ничто Выражаем особую благодарность литературному агенту Анастасии Лестер за помощь в приобретении прав на публикацию этой книгиВпервые было опубликовано на французском языке издательством «Hors Collection», подразделение «Place

Ее гений, похоже, был вознесен из преисподней. С первого мгновения своего рождения она, словно искалеченный зверек, сражалась за элементарное право выжить. Ее затмевающая иных звезд слава — награда за мученическое детство. Ее мученическая смерть — расплата за яркий и безграничный талант.

Шла Первая мировая война, когда на мокром тротуаре бедной окраины Парижа женщина-алкоголичка родила девочку. Мать принесла ее домой и впоследствии, бросив семью, отдала дочурку на воспитание своим родителям, тоже алкоголикам. Чтобы ребенок не мешал голодным плачем, перманентно пьяная бабушка подмешивала в молоко вино.

В 1917 году за 2-летней Эдит вернулся с фронта ее отец Луи Гассион. Распухшая от дистрофии и ослепшая от конъюнктивита девочка вызвала жалость в его огрубевшем сердце. Гассион отправил дочь на воспитание своей матери, которая содержала дом терпимости. Три года Эдит была окружена искренней любовью и заботой проституток. Три года счастливого детства… Молитвами ли девиц или благодаря квалифицированному лечению девочка прозрела в день Святой Терезы. Образок Святой Терезы Эдит Пиаф будет носить с собой всю жизнь…

Порхание «воробышка» . Когда Эдит было шесть лет, Луи Гассион забрал ее с собой. Он был бродячим акробатом, а в обязанности малышки входил сбор денежных вознаграждений. Вырученные от уличных выступлений гроши отец пропивал. Именно в то время и состоялся первый вокальный дебют Эдит. Однажды девочка спела Марсельезу. Толпа была растрогана, и в шапку посыпался град монет.

Опыт артистического бродяжничества, как и время, проведенное в доме терпимости, не прошли для Эдит даром. Она научилась, по крайней мере, двум способам зарабатывать деньги, и в 15 лет, сбежав от отца, начала самостоятельную жизнь. Эдит пела в самых злачных кабаках Парижа, но ее основной сценой по-прежнему оставался тротуар. Некрасивая, в засаленных одежонках, она делала грим и прическу а-ля Марлен Дитрих и самой себе казалась неотразимой кинозвездой. Матросам и портовым рабочим после совместного распития энного количества дешевого вина очень нравилась веселая певичка… В результате одного из таких «романов» у Эдит родилась девочка, которая вскоре умерла…

Как ни странно, но Эдит была очень самоуверенной и жизнерадостной. Она твердо решила покорить мир. В хмурый октябрьский полдень 1935 года ее увидел владелец крупного кабаре Луи Лепле. Он просто был заворожен ее голосом. Он дал ей постоянную работу в своем заведении и придумал псевдоним — Пиаф («воробышек»).

Рождение Галатеи . Луи Лепле был убит. Желтая пресса безжалостно добивала Эдит версиями о ее причастности к этому загадочному убийству. Все вокруг были уверены, что вульгарную певичку ждет панель и бесславие. Но Эдит не умела долго предаваться отчаянию, тем более не умела бездействовать, а в силу веселого нрава никогда не оставалась одна. Следующий покровитель нашелся довольно скоро. С
известным поэтом-песенником Раймоном Ассо Пиаф познакомилась еще в бытность Лепле. Ассо слыл человеком из высшего общества. Интеллектуал и педант, он стал для Пиаф по-настоящему близким другом и возлюбленным. Раймон занялся образованием Эдит. В 21 год она едва умела писать и читать.

Но самой «кровопролитной» оказалась борьба с ее дурными манерами и грубым вкусом. «Не чавкай. Не разговаривай с полным ртом. Держи правильно вилку», — то и дело раздавался громовой голос Раймона, словно он имел дело с ватагой непокорных дошколят. Случалось, что отчаявшийся воспитатель пускал в ход крепкое словцо и тумаки.

Ассо подолгу репетировал с Эдит каждую интонацию. В любящих и требовательных руках Ассо талант Пиаф получил наилучшую огранку. Она же работала сутками, одержимая музыкой, требуя одеревеневших от усталости пианиста и автора повторять все сначала. Ассо организовал ее выступление в самом знаменитом мюзик-холле Парижа — «АВС». То был первый ошеломляющий успех. Назавтра все газеты писали, что во Франции родилась великая певица. «Я умру в тот день, когда не смогу больше петь», — повторяла Пиаф. Она выживала в авариях, поднимаясь после многочисленных ран и переломов. Боролась с болезнями, выдерживая бесчисленные операции и переливания крови. Иногда от обилия принятых лекарств у нее случались провалы в памяти, прямо на сцене Пиаф не раз теряла сознание. Но что такое физические страдания в сравнении с наслаждением от пения!

Пиаф никогда не устраивала шоу из своих выступлений, просто выходила к роялю в закрытом черном платье и пела, но этого оказалось достаточно, чтобы положить к своим больным ногам ироничный в отношении европейских звезд Голливуд…

Спасенные и погубленные . Только в творчестве Пиаф была постоянна. Мужчины не задерживались долго на ее жизненном пути. Она влюблялась искренне. Страсть была тем «перцем», которого ей не хватало для ощущения остроты жизни. Любовь питала и наполняла ее голос
чувственным надрывом. Но как только отношения с мужчиной переставали быть похожи на бурю и утрачивали романтику, Пиаф уходила первой, не сожалея и не оглядываясь. Только двум ее возлюбленным удалось избежать этой участи: знаменитому в боксе Марселю Сердану и последнему мужу певицы Тео Серапо. Сердану «повезло» — он погиб до того, как Пиаф его разлюбила. Бросить юного Тео помешала смерть самой Эдит.

Эдит Пиаф имела дар находить таланты. Так она открыла «унылого парня» Шарля Азнавура и помогла ему сделать карьеру. Потом Пиаф влюбилась в только что приехавшего в Париж Ива Монтана.
Она сама писала для него песни. Придумала ему образ, научила одеваться и двигаться по сцене, составила протекцию в кино. Но страсть к Монтану угасла, и Пиаф без особых объяснений выставила его за дверь.

Эдит дружила с кумиром своей юности Марлен Дитрих . Дитрих была свидетельницей на свадьбе Пиаф и ее партнера по сцене Жака Пиллса. Но попытка обрести семейное счастье после трагического романа с Серданом потерпела фиаско. Брак с Пиллсом распался через пять лет.

Марсель Сердан не мог стать мужем Пиаф, так как был женат, имел троих сыновей. Они познакомились во время гастролей Эдит по Америке. Сердан проводил там финальные бои за титул чемпиона мира. Пиаф приходила на все его матчи, а он, в ущерб спортивной карьере, не пропускал ни одного ее концерта. В отличие от последующей череды молодых любовников Пиаф Марсель Сердан был ее ровесником. По первому зову Эдит он бросал и семью, и тренировки. Так было и в день, когда Марсель взял билет на тот Богом проклятый рейс. На месте крушения самолета тело Сердана опознали по часам, подаренным ему Эдит Пиаф. У певицы началась тяжелая депрессия, обострившая залеченный артрит. Чтобы избавиться от выворачивающей суставы боли Пиаф принимала наркотики. Преодолев наркотическую зависимость, перешла на алкоголь…

Имя Пиаф имело магическую власть в самых высоких кругах общества. Зная это, певица всегда находила силы, время и способ помочь нуждающимся. Так во время Второй мировой войны оккупационные войска выдали Пиаф пропуск в лагерь для военнопленных. Выступив с концертом, Эдит выразила желание сфотографироваться с узниками. Фашистские власти не смогли отказать великой певице. В Париже Пиаф увеличила лица каждого из ста двадцати пленников и приклеила фотографии на фальшивые удостоверения. В чемодане с двойным дном она провезла документы в лагерь. Сто двадцать человек, благодаря Пиаф, обрели свободу.

Последнее «люблю» . Единственное, что было не дано Пиаф, это создать семейный уют. В ее гостиной стоял рояль, а вокруг в хаотическом порядке кресла для толпы посетителей. Однажды кто-то привел к ней в дом 20-летнего парикмахера Теофаниса Ламбукиса. Жгучий красавиц Тео, сын греческих эмигрантов, с
детства был околдован талантом Эдит Пиаф. Он поклонялся ей, как богине. Пиаф было 46 лет. Она уже знала, что больна раком. Медленно умирая, она уже с трудом удерживала вилку в скрюченных пальцах. Но глаза юного Тео горели такой любовью, что после горестных размышлений Пиаф согласилась выйти за него замуж, и стала называть Теофаниса — Тео Сарапо. «Сарапо» по-гречески — «Я тебя люблю». Молодой грек словно не замечал, как плохо выглядит любимая женщина. Он разрезал для нее еду на кусочки и дрожал от восхищения при виде, как она подносит пищу ко рту. Общественное мнение поливало их союз грязью злословия. Тео обзывали альфонсом, с еще большим раздражением воспринимали его артистические опыты. В защиту мужа едва державшаяся на ногах Пиаф исполнила с одного из этажей Эйфелевой башни песню «Моя жизнь начинается сегодня с тобой…»

Эдит Пиаф умерла на руках Тео Сарапо через год после свадьбы. Последнее, что ей дал Господь видеть при жизни, страстно влюбленный взгляд преданного и безутешного в горе юного мужа.

История жизни Эдит Пиаф – счастливая и трагическая одновременно. На бульваре Шапнель к чумазой девятнадцатилетней девчонке подошел мужчина, и парочка направилась в отель. Вид у девушки был такой жалкий, что он спросил: «Зачем ты это делаешь?» «Мне нужно похоронить дочку, не хватает десяти франков», – ответила она. Мужчина дал ей деньги и ушел. Единственная дочь Эдит Джованны Гасьон умерла.

Она переживет четыре автомобильные катастрофы, попытку самоубийства, два приступа белой горячки, первую и вторую мировые войны, сведет с ума толпы мужчин и умрет, не дожив до пятидесяти. Ее будет хоронить вся Франция, а оплакивать – весь мир. На ее могиле напишут: «Эдит Пиаф».

На той же могиле есть еще две даты: смерти – 1963 – и рождения. Холодной декабрьской ночью полицейский услышал крики. Когда прибежал, увидел рожавшую женщину. Новорожденную девочку она завернула в плащ полицейского и назвала Эдит 19 декабря 1915 года. Вот, пожалуй, и все, что циркачка Анетт Майар сделала для дочки, прежде чем отдать ее на воспитание своим родителям и благоразумно скрыться. Отец малышки Луи Гасьон сразу после ее рождения уехал на фронт. Так появилась на свет великая Эдит Пиаф.

Через какое-то время ее согласилась забрать бабушка по отцовской линии Луиза – кухарка в публичном доме. певица Эдит Пиаф В заведении девочку отмыли (наверное, впервые после рождения) и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывалось чудесное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые же месяцы жизни у Эдит начала развиваться катаракта. Бабушка Луиза не жалела денег на лечение, но ничто не помогало. Когда надежды не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и Эдит прозрела.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учеба для девочки очень быстро закончилась. Тогда Луи Гасьон забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях – отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела.

Юность Эдит Пиаф

В четырнадцать лет Эдит решила, что уже вполне самостоятельна. Она работала со сводной сестрой Симоной. В день они зарабатывали около 300 франков. певица Эдит Пиаф Денег им вполне хватало, чтобы оплачивать комнату в ужасной гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах (сестры даже и не думали, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду – мыть).

Мужчины в жизни Эдит появились рано – практически сразу после ее ухода от отца. Влюблялась она регулярно и так же регулярно бросала любовников. Так было всю ее жизнь. Не был исключением и отец ее единственного ребенка – Луи Дюпон. Он зарабатывал на жизнь, развозя продукты на стареньком велосипеде. Переехал к сестрам в тот же день, когда с ними познакомился. А через год появилась дочка Эдит и Луи – Марсель. Молодая мама не бросила певица Эдит Пиаф свое ремесло, а когда Луи не мог оставаться с ребенком, тащила его с собой.

Когда же Эдит предложили петь в дешевеньком кабаре, терпению Дюпона пришел конец. Через несколько дней девочку забрал Луи. Для отца она была лишь инструментом, способным вернуть и приручить возлюбленную. В это время в Европе свирепствовала «испанка», Марсель заболела. После посещений дочери заболела и сама Эдит. В результате Пиаф выздоровела, а Марсель скончалась. Вместе с дочкой из жизни Эдит окончательно ушел и Луи.

«Малышка Пиаф»

Эдит снова вернулась на улицы. Пела со своей сестрой и просила подаяние. Однажды она увидела на улице холеного господина лет сорока, который закричал ей вдогонку: певица Эдит Пиаф «Хочешь выступать в кабаре? Меня зовут Луи Лепле, я владелец кабаре “Жернис”. Если хочешь, приходи завтра». За день до своего дебюта Эдит сообразила, что ей не в чем выйти на сцену. Она побежала в лавку и купила три мотка черной шерсти. Всю ночь напролет вязала платье. К вечеру следующего дня оставался еще один рукав. Лепле, застав ее в гримерке со спицами в руках, пришел в неописуемую ярость. Эдит второпях натянула на себя платье, у которого по-прежнему не хватало одного рукава. А через минуту Лепле принес белый шарф.

Именно Лепле нашел для Эдит имя – Пиаф (на парижском арго это значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах ее имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным. Однако успешный взлет был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых. Ей припомнили сомнительное прошлое и подозрительных дружков, но позже отпустили.

Новый взлет Эдит Пиаф

Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная в кармане: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть: «Кажется, поэт. Мы познакомились с ним в “Жернисе”». Реймон прямо сказал ей: «Я помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я скажу». певица Эдит Пиаф Никто и никогда не говорил так с Эдит. И хотя внутри у нее все клокотало от гнева, она промолчала.

Каждый день они усердно репетировали. Их совместное упорство сделало свое дело. Директор «АВС» (крупнейшего концертного зала Парижа) согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит. Огромный зал ревел от восторга, публика не желала отпускать ее. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене “АВС” родилась великая певица Франции»…

Вторая мировая

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время скончались родители Эдит. Земляки ценили и личное мужество Пиаф, выступавшей во время войны в Германии перед французскими военнопленными, чтобы после концерта вместе с автографами передать им все необходимое для побега. Эдит Пиаф выступала в лагерях для военнопленных, фотографировалась с немецкими офицерами и с французскими военнопленными «на память», а потом в Париже по этим фотографиям изготавливали поддельные документы для солдат, бежавших из лагеря. Затем Эдит отправлялась в тот же лагерь и тайно раздавала фальшивые документы военнопленным.

После фурора на родине Эдит предложили выступать в Америке. Она уехала, не подозревая, что именно там встретит… его. У нее было много мужчин, но все они рано или поздно получали отставку. Лишь один оставил Эдит сам. Его звали Марсель Сердан. В конце 1946 года Пиаф представили боксера, которого называли «марокканским бомбардиром», но певица не придала значения этой мимолетной встрече. Через некоторое время в ее нью-йоркской квартире зазвонил телефон. Приятно было встретить француза в Америке, и примадонна согласилась поужинать с ним. Он привел ее в забегаловку и заказал, как и себе, вываренное мясо с горчицей. Эдит готова была взорваться. К счастью, Марсель вовремя сообразил, что боксерская диета вряд ли подходит для певицы, и предложил закончить ужин в «Павильоне» – самом шикарном ресторане Нью-Йорка.

С тех пор эта пара стала неразлучна, а вещи Марселя перекочевали в квартиру Эдит, несмотря на то, что у него была жена и трое сыновей. Журналисты, разумеется, не оставили без внимания «love story» двух знаменитостей, и, чтобы отделаться от их назойливости, Марсель согласился на пресс-конференцию. Пожалуй, она была самой короткой за всю историю журналистики. Марсель, не дожидаясь вопросов, заявил, что Эдит – его любовница, и любовница только потому, что он женат. На следующий день о Пиаф и Сердане не будет ни слова ни в одной газете.певица Эдит Пиаф

Эдит давала концерты в Америке, а Марсель тем временем объезжал Францию с благотворительными матчами. Вернувшись в Париж, Сердан первым делом заказал билет на пароход до Нью-Йорка, но Эдит не хотела ждать. «Марокканский бомбардир» отказался от путешествия морем и поехал в аэропорт. На следующий день во всех газетах появилось сообщение о крушении самолета. У Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить. Выходила на улицы, одевшись в старье, пела и радовалась как ребенок, что ее никто не узнает. Со временем рана, нанесенная смертью Марселя, затянулась. Но она оказалась не последней.

Последние годы Эдит Пиаф

Через несколько лет после гибели Сердана Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу. Травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. И чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но теперь ее мучил артрит. Наркотики остались ее верными спутниками. Довершил список бед рак. И все же вопреки всем несчастьям она не переставала петь и любить. Пиаф выходила на сцену, даже когда не могла разжать скованных артритом рук, иногда падала в обморок. А в сорок семь лет, перед самым концом, влюбилась в двадцатисемилетнего парикмахера Теофаниса Ламбукаса, вышла за него замуж и вывела возлюбленного на сцену.

Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» в 1962 году. Ее слушал весь Париж. Последнее ее выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. В тот же день ушел из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует легенда, что он скончался, узнав о смерти Эдит. Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

«Non, je ne regrette rien» – французская песня, написанная в 1960 году, которая обрела наибольшую популярность в исполнении Эдит Пиаф. Название песни дословно переводится как «Нет, я ни о чем не сожалею», но чаще всего ее переводят просто как «Никаких сожалений». В автомобильном радиоприемнике Штирлица из фильма «Семнадцать мгновений весны» эта песня в хронологии фильма звучит за 15 лет до ее реального создания.

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям – Иву Монтану, ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру.

Актриса Марион Котийяр, сыгравшая Эдит Пиаф в картине «Жизнь в розовом цвете», получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Это вторая статуэтка, доставшаяся картине режиссера Оливье Дайяна на 80-й церемонии вручения премии «Оскар».

Цитаты Эдит Пиаф из книги «Моя жизнь»

«Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте», – Эдит Пиаф

«Я пою не для всех – я пою для каждого!» – Эдит Пиаф

851 дней назад

Эдит Пиаф (Édith Piaf), настоящее имя Эдит Джованна Гассион (Édith Giovanna Gassion), родилась 19 декабря 1915 года в Париже (Франция). Ее матерью была певица Анита Майяр, носившая сценический псевдоним Лина Марса. Отец, Луи Гассион, был уличным акробатом, участником Первой мировой войны.

Вскоре после рождения малышка была отдана на воспитание бабушке по линии матери, которая плохо обращалась с ребенком.

Прибывший в отпуск отец отправил дочь к собственной матери в Нормандию, в Берней. Вскоре выяснилось, что девочка ослепла.

Когда надежд на выздоровление не осталось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции, и девочка прозрела.

До восьми лет Эдит ходила в школу, но потом отец забрал ее в Париж, где они начали вместе работать на площадях — отец показывал акробатические трюки, а дочь пела.

В 11 районе Парижа открыт частный музей, посвященный Пиаф, созданный Бернаром Маршуа — автором двух биографий певицы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников