я центральной улице Тулы я заприметил на одном из домов памятную доску, установленную в честь «видного советского конструктора, Героя Социалистического Труда Александра Никитовича Ганичева». Не удержался, спросил у прохожего - чем прославился Ганичев? Тот недоуменно пожал плечами. Другой предположил, что он скорее всего трудился на знаменитом Оружейном заводе. А вот третий загадочно улыбнулся...

После Великой Отечественной войны конструкторы некоторое время разрабатывали РСЗО, развивая схему установки залпового огня с открытыми направляющими. Если из прославленной «Катюши» БМ-13 («ТМ» № 5 за 1985 г.) выпускались неуправляемые 132-мм снаряды, то из появившихся в начале 50-х годов БМ-14 и БМ-24 - турбореактивные. После того, как такой снаряд сходил с направляющей, часть пороховых газов устремлялась не только назад, но и в сторону, заставляя его вращаться подобно пуле, что придавало ему устойчивость в полете. А вот дальнобойность была ограничена - для ее увеличения требовалось нарастить массу твердого топлива двигателя, то есть удлинить снаряд, но тогда он становился неустойчивым.

К середине 50-х годов понадобились РСЗО именно с большей дальнобойностью, чтобы заменить устаревающие «катюши». Поскольку занимавшиеся ими специалисты Реактивного НИИ уже переключились на создание космической техники, в 1957 году объявили конкурс на проект системы, которая могла бы вести огонь на расстоянии 20 км. Победу в нем и одержало тульское предприятие, возглавляемое А.Н.Ганичевым.

К тому времени Ганичев создал принципиально иную технологию изготовления гильз для артиллерийских снарядов методом глубокого вытягивания, - вспоминает конструктор Н.С.Чуков - Они выходили особо прочными, со стенками одинаковой толщины. Вот Ганичев - после войны он работал в наркомате боеприпасов - и предложил применить этот метод для производства корпусов реактивных снарядов и трубчатых направляющих.

После 1958 года новая боевая машина успешно прошла испытания и в 1963 году была принята на вооружение под обозначением БМ-21 «Град». Ее артиллерийская часть - пакет с 40 трубчатыми направляющими, смонтирован на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости «Урал-375» на поворотном и подъемном устройствах. Последнее служит для придания направляющим наклона, соответствующего заданной дальности стрельбы.

Главной же особенностью «Града», помимо трубчатой пусковой, стал 122 мм снаряд. В отличие от турбореактивных он в полете не вращался - устойчивость ему обеспечивало раскрывающееся при выходе из направляющей хвостовое оперение. Поэтому снаряд смогли выполнить удлиненным, увеличив дальность стрельбы и усилив осколочно-фугасную боевую часть с контактным взрывателем. В 1971 году боекомплект пополнили зажигательным снарядом. .

Боевое крещение «Град» прошел при известных событиях у острова Даманский. Тогда же к тулякам обратилось командование Воздушно-десантных войск, заказав подобную РСЗО, только полегче и компактнее, подходящую для перевозки на транспортных самолетах или сбрасывания под парашютом на платформе, оборудованной системой мягкой посадки. «Град-В» сделали 12-ствольным на шасси грузовика ГАЗ-66, а потом и на базе гусеничной машины. Осколочно-фугасный снаряд был тот же.

«Град» относится к дивизионным артсистемам. Однако военным понадобилась полковая установка, более маневренная, с несколько меньшей (до 15 км) дальностью стрельбы. И в 1976 году из стен Государственного научно-производственного предприятия «Сплав» (так стала именоваться гильзовая «фирма») вышла боевая машина «Град-1». Ее выполнили с 36 направляющими на базе серийного грузовика ЗИЛ-131, а позже опять-таки на гусеничном шасси. Аналогичные 122-мм снаряды несколько модернизировали. В осколочно-фугасном предусмотрели гак называемые готовые осколки - при сборке на заводе оболочка его разрывающейся части заранее надрезалась на дольки. А в зажигательный ввели 180 элементов (естественно, зажигательных), которые при взрыве рассеивались на местности.

Спустя 11 лет на основе хорошо зарекомендовавшего себя и проверенного а деле «Града» выпустили 50-ствольную «Приму», смонтированную на трехосном «Урале-4320». Расчет из трех человек может выпустить 122-мм снаряды поодиночке, очередью или залпом (не сразу, иначе машина опрокинется, а за полминуты), накрыв на дистанции от 5 до 20 км любые цели на площади 190 тыс.кв.м. Есть и новинка - когда осколочно-фугасный применяется по первому, указанному в его имени назначению, его отделяющаяся боевая часть разбрасывает 36 боевых элементов. Те опускаются на парашютах и взрываются при ударе о землю. Так было сначала, теперь же - на некоторой высоте, отчего действие всех 2450 осколков стало куда эффективнее. И еще - если на «Градах» вид срабатывания (осколочный или фугасный) каждого снаряда приходилось устанавливать вручную, то на «Приме» эту операцию (а также регулировку времени отделения боевой части) оператор выполняет с пульта, размещенного в кабине машины.

Однако мы несколько забежали вперед. Помимо полковой, военным требовалась и более мощная, армейская РСЗО. На «Сплаве» работу над ней завершили в 1975 году. Речь идет об «Урагане». На шасси четырехосного ЗИЛ-135ЛМ разместили пакет с 16 направляющими для 220-мм осколочно-фугасных снарядов (со 100-килограммовой боевой частью), осколочно-фугасных кассетных (с 30 поражающими элементами) и зажигательных. Залп, произведенный всего за 20 с на дистанцию от 10 до 20 км, поражает все, что находится на территории в 426 тыс.кв.м.

А в 1980 году специалисты «Сплава» нашли «Урагану» новое применение - они впервые предложили минировать вражескую территорию из ракетных установок (что позже подхватили за рубежом). Были созданы снаряды, начиненные 24 противотанковыми или 312 противопехотными минами, которые рассеиваются на местности подобно осколочным или зажигательным боевым элементам. Операция проводится издалека, не подвергая опасности саперов, да, возможно, еще и внезапно, чтобы, скажем, упредить изготовившиеся к атаке части противника.

В РСЗО «Ураган» входит транспортно-заряжающая машина ЗИЛ-135ЛМ, на которой перевозят один боекомплект; перегружают же увесистые 5-метровые «сигары» в направляющие не вручную, как на «Граде», а с помощью бортового 300-килограммового крана.

Таким образом, к началу 80-х годов ГНПП «Сплав» оснастило Вооруженные Силы комплексом РСЗО - полковым «Град-1», дивизионным «Град» и армейским «Ураган». Настала пора взяться за самые мощные установки - Резерва Главного командования.





Их проектирование закончили в начале перестройки - под руководством генерального конструктора Г.А.Денежкина (А.Н.Ганичев скончался двумя годами раньше). 12-ствольный «Смерч» устроен на восьмиколесном МАЗ-543А, ведет огонь 300-мм снарядами с кассетной или осколочной боевой частью на 20 - 70 км, поражая площадь в 672 тыс.кв.м. В отличие от предыдущих за боевой частью снаряда размещен дополнительный двигатель, с помощью которого его недолгий полет до цели успевают подкорректировать по высоте и курсу.

Транспортно-заряжающая машина - такой же МАЗ, оснащенный краном для перегрузки 7,6-метровых снарядов из контейнеров в направляющие. Я попросил конструктора В.И.Медведева сравнить «Смерч» с новейшими иностранными РСЗО. Он ответил, что вообще-то у него аналогов пока нет. Достоинством американской МЛРС можно посчитать применение готовых пакетов, что в несколько раз ускоряет перезаряжание, однако во время недавней войны в зоне Персидского залива батареи МЛРС действовали по прежнему принципу «прикатил, выстрелил и удрал», пока иракцы не засекли их и не нанесли ответный удар. Удобно и то, что аппаратура топографической привязки пусковой к местности и управления огнем есть в каждой кабине (у нас - только в штабной машине). Впрочем, сейчас «лучшую в мире систему» спешно улучшают, в частности, хотят сделать ее дальнобойнее. А что касается способа перезаряжания, так наши специалисты его прорабатывали и в этом отношении ничуть не отстают.

К 1985 году у «Сплава» сложилось отменно налаженное сотрудничество с другими предприятиями и заводами. Поясняя его деятельность, конструктор С.В.Колесников сказал, что на ГНПП создают снаряды и общую концепцию установки залпового огня. Остальное - забота смежников. Так, при работе над «Градом» специалисты Миасского автозавода во главе с А.И.Яскиным и И.И.Ворониным компоновали на «Урале-375» пакет направляющих, опоры и домкраты, обеспечивающие устойчивость машины при стрельбе. Топливом для двигателя 122-мм снаряда занимались химики НИИ под руководством Б.П.Фомина и Н.А.Пихуновой, устройство взрывателя проектировали сотрудники другого НИИ во главе с И.Ф.Корнаевым и Е.Л.Минкиной. А это было не простым делом. Сергей Владимирович напомнил, что обычный артиллерийский взрыватель взводится в момент выстрела под воздействием 5-кратной перегрузки. Начальная скорость снаряда РСЗО гораздо меньше, а потому его взрыватель гораздо чувствительнее и может среагировать на незначительный толчок или удар (скажем, ненароком уронили). Короче, требовалось получить механизм, отвечающий назначению и в то же время безопасный в обращении. Разработчики блестяще справились с задачей. Задание же на взрыватели для «Урагана» и «Смерча» поручили другой организации, где коллективом инженеров руководил Л.С.Симонян.

Итак, главная роль в создании новых РСЗО принадлежит «Сплаву». Туляки трудились отменно - по словам В.И.Медведева, «чуть ли не каждый год делали по новому виду снаряда!».

При этом создавались и новые технологии. Например, корпусы 220- и 300-мм снарядов и Направляющие к ним делали иным способом - раскатывая изнутри трубы до нужного калибра. И с самого начала старались максимально унифицировать изделия. Мы уже знаем: 122-мм снаряд подходит к 4 разным установкам, а это намного облегчает выпуск боеприпасов и снабжение ими войск. Боевые и транспортно-заряжающие машины выполнены на одинаковых шасси, уже освоенных промышленностью, что позволило обойтись без налаживания специального производства. Кстати, если после жестких испытаний, с ездой по бездорожью и стрельбами, в шасси вносили улучшения, то автостроители охотно внедряли их и в продукцию для народного хозяйства.

Именно хорошо налаженное сотрудничество помогло «Сплаву» задолго до провозглашения в 1988 году «перестройки оборонки» заняться изделиями в мирных целях. Когда Госкомгидромет попросил найти оружие против градовых облаков, регулярно выбивавших кавказские виноградники, в Туле создали 12-ствольную установку «Облако». После подрыва заряда, инициирующего безобидный дождь, корпус 125-мм снаряда аккуратно опускался на парашюте. Потом появилась аналогичная 82-мм установка «Небо», да как только дело дошло до серийного производства, заводы заломили за нее несусветную цену (по тем временам!). Гидрометовцы обратились на другую «фирму» и получили реактивную систему «Алазань», снаряд которой при взрыве в облаке разлетался вдребезги. Его-то и приняли на вооружение градобойцы, а за ними, уже в наш смутный период, и разного рода «вооруженные формирования», произведя тем самым конверсию наоборот.

Сегодня специалисты «Сплава» подготовили программу модернизации отечественных PC3О, которая наверняка заинтересует и иностранных заказчиков.

Есть ли родственники за границей?

После войны в иностранных армиях появилось несколько новых систем залпового огня... Однако в 50-е годы там пришли к выводу, что следует все же совершенствовать ствольные орудия. Ведь из них можно поражать точечные цели, расход снарядов у них меньше, а 150- и 203-миллиметровые с ядерной начинкой позволяли «накрывать» значительные территории.

Об РСЗО вспомнили лишь после того, как появились сведения о советских системах залпового огня нового поколения. Но только к 1969 году в ФРГ разработали 36-ствольную «Ларс», стрелявшую 110-мм снарядами на 18 км. Позже бундесвер обзавелся улучшенной «Ларс-2» с новым колесным шасси и боеприпасами с кассетными, осколочно-фугасными и дымовыми боевыми частями, дальность стрельбы которой составляет до 25 км. Сейчас же немцы, объединившись, готовят для «ларсов» высокоточный боезапас, чья разделяющаяся боевая часть будет оснащена аппаратурой самонаведения.

В 70-е годы на Западе появились артиллерийские снаряды с кассетными осколочно-фугасными боевыми элементами. Они оказались наиболее эффективными при залповой стрельбе - тогда их действие подобно тому, что происходит при использовании тактического ядерного оружия. Учтя это обстоятельство, специалисты из ФРГ, Англии и Франции взялись за разработку многоствольной пусковой установки РС-80, которую предполагали сделать единой для своих армий, а также продавать. Однако в 1978 году их подключили к созданию МЛРС, над которой уже вовсю трудились американцы. В 1983 году первые серийные образцы поступили на вооружение США.

МЛРС смонтирована на шасси американского бронетранспортера М2 «Бредли». Впереди, в герметичной бронированной кабине находится экипаж из трех человек и электронная, автоматизированная аппаратура управления огнем. За кабиной расположена артиллерийская часть - 12 направляющих в двух пакетах, причем снаряды упакованы (еще на заводе) в стеклопластиковые, герметичные контейнеры с гарантированным сроком хранения 10 лет. После залпа экипаж при помощи расчета транспортно-заряжающей машины заменяет порожние контейнеры новыми. Пока в боекомплект МЛРС входят: 227-мм, 3,9-метровые снаряды, содержащие 664 кумулятивно-осколочных элемента и рассчитанные на дальность в 32 км, и кассетные, с тремя самонаводящимися высокоточными боеголовками, которые после отделения от ракеты планируют к целям, поражая их на расстоянии 45 км от огневой позиции. Немцы готовят для МЛРС снаряд, нашпигованный 28 минами, - его будут запускать на 40 км.

На этой схеме показано, какие части реактивных снарядов для МЛРС разрабатывали специалисты США, Англии, ФРГ и Франции.

РСЗО «Ларc» (ФРГ). Калибр - 110 мм, масса снаряда - 36,7 кг, число направляющих - 36, дальность стрельбы - 15 км.

РСЗО МЛРС (США. страны Западной Европы). Калибр - 227 и 236.6мм, масса снарядов - 307 и 259 кг, длина снаряда - 3937 мм, число направляющих - 12, дальность стрельбы - от 10 до 40 км. Шасси - бронетранспортер М2 «Бредли», расчет - 3 человека.

РСЗО МАР-290 (Израиль). Калибр - 290 мм. масса снаряда - 600 кг, длина снаряда - 5450 мм, число направляющих - 4, дальность стрельбы - 25 км, расчет - 4 человека. Шасси - танк «Центурион» английского производства.

РСЗО «Астрос-2» (Бразилия). Калибр - 127, ISO и 300 мм. масса снарядов - 68, 152 и 595 кг, длина снарядов - 3900, 4200 и 5600 мм. число направляющих - 32, 16 и 4. дальность стрельбы - 9-30. 15-35 и 20-60 км. Шасси - 10-тонный автомобиль «Тектран».


В 80-е годы РСЗО начали создавать и в других странах. Так, бельгийцы разработали 40-ствольную ЛАУ-97 на самоходном или буксируемом шасси. С нее на дистанцию до 9 км выпускают стандартные 70-мм авиационные ракеты класса «воздух - земля».

Бразильцы к 1983 году изготовили «Астрос-2», которая оснащается снарядами калибром 127,180 и 300 мм с кассетными осколочно-фугасными боевыми частями. Соответственно их заряжают в 32-, 16- и 4-ствольные пакеты направляющих, а дальность стрельбы составляет 9 - 30, 15 - 35 и 20 - 60 км.

В Израиле есть три РСЗО. Это прежде всего МАР-350 (цифра обозначает калибр), снаряды которой обладают пятью видами боеголовок и летят на расстояние до 75 км. Четыре трубчатых направляющих МАР-290 устанавливаются на шасси танка «Центурион», дальность стрельбы ракетами с осколочно-фугасными боевыми частями не превышает 25 км. Экспортная же ЛАР-160 по желанию заказчиков изготавливается на базе танка, бронетранспортера, автомобиля или на прицепе, а в пакет входит 13, 18 или 25 направляющих.

140-мм снаряды 40-ствольной испанской «Теруэль» производят с кассетным, осколочно-фугасным или дымовым зарядами, причем предусмотрены две разновидности ракет - обычная, рассчитанная для стрельбы на 18 км, и удлиненная, с дальностью полета на 10 км больше.

Итальянцы спроектировали две РСЗО. Легкая «Фирос-6» с 48 направляющими калибра 51 мм в одном пакете размещается на армейском автомобиле класса «джип» и способна поражать цели на дистанции 6,5 км. В боекомплект входят снаряды с осколочными, осколочно-зажигательными, бронебойно-зажигательными, кумулятивными и осветительными боевыми частями. «Фирос-25/30» рассчитана на ведение огня на 8-34 км ракетами калибром 122 мм. Перезаряжание 40-ствольного пакета направляющих осуществляется так, как на МЛРС. Добавим, что если «Фирос-30» в 1987 году начали выпускать для итальянской армии, то модификация «Фирос-25» идет только на экспорт.

В 1982 году в ЮАР появилась 127-мм, 24-ствольная «Валькирия-22». Пакет ее направляющих ставят на поворотной раме в кузове грузовика, с которого и ведут огонь на расстояние от 8 до 22 км. Спустя 6 лет был изготовлен ее облегченный, 12-ствольный вариант «Валькирия-5» с дальностью стрельбы не более 5,5 км.

Собственную РСЗО заполучили и военные Южной Кореи. Речь идет об автомобильной 36-ствольной установке МРР, из которой запускают осколочные 130-мм ракеты по целям, находящимся в 10-32 км от огневой позиции.

Упомянем еще и японскую РСЗО «75». Ее пакет с 30 направляющими для 131,5-мм ракет монтируется на бронетранспортере, дальность стрельбы не превышает 15 км.

Ну а в заключение отметим, что в странах, входивших в организацию Варшавского Договора, и союзных им государствах на вооружении состояли РСЗО «Град» советского производства и выпускавшиеся там по лицензии.

Вступление

Реактивная система залпового огня УРАГАН очень старое изделие. Вспомнить про неё пришлось только потому, что Украина активно применяет РСЗО УРАГАН в войне против Донецкой и Луганской республик.




Устройство и история разработки РСЗО УРАГАН

Как обычно всё началось с желания создать реактивную систему, которая могла бы обстреливать противника с расстояния исключающего ответный удар. В пятьдесят первом году прошлого века на вооружение была принята реактивная установка БМД-20. Она имела ракету калибром двести миллиметров и длиной около трёх метров. Боевая часть содержала тридцать килограммов взрывчатого вещества. Основным недостатком была не большая дальность стрельбы - всего восемнадцать километров. Много проблем доставлял не складывающийся стабилизатор ракеты. Из за него пусковые направляющие получались весьма громоздкими.
Поэтому начались разработки различных вариантов ракеты со складывающимся стабилизатором и увеличенной дальностью. Калибр ракеты постепенно увеличивался и достиг двухсот двадцати миллиметров. Не знаю почему но мне этот калибр органически не приятен. Я бы сделал ракету калибра двести сорок миллиметров, благо ракеты такого калибра стояли на вооружении советской армии.
Сама пусковая направляющая представляет трубу с двумя пазами. Ракета входит своими выступами в эти пазы и при пуске получает небольшое вращательное движение. Сначала пытались разместить двадцать пусковых труб, но получилось слегка громоздко. Поэтому на вооружение приняли РСЗО УРАГАН с шестнадцатью пусковыми трубами. Самое смешное что ураган во время урагана стрелять не может. При ветре более двадцати метров в секунду стрелять запрещается, видимо боятся что ветер погнёт ракету при выходе с направляющих.
Сами направляющие установлены на машине повышенной проходимости ЗИЛ-135ЛМ, которая имеет четыре ведущих оси и колёса большого диаметра.





На нижней фотографии видно два домкрата, которые перед залпом опускаются на землю. Эти домкраты уменьшают раскачивание машины во время залпа и улучшают кучность стрельбы.
Машина имеет два двигателя мощностью сто восемьдесят лошадиных сил, которые расположены сразу за кабиной. Запас топлива составляет пятьсот литров. Топливо находится в основном баке ёмкостью триста литров и двух запасных по сто литров. Запаса топлива хватает на пятьсот семьдесят километров. Максимальная скорость по шоссе шестьдесят пять километров в час.
Углы наведения пусковой установки в вертикальной плоскости составляют то плюс пяти до пятидесяти пяти градусов. В горизонтальной плоскости направляющие могут наводиться на тридцать градусов в обе стороны.
Для заряжания предназначена специальная машина, которая перевозит шестнадцать ракет и имеет приспособления для заряжания РСЗО УРАГАН. Сделана она на том же шасси что и пусковая установка.




На носу у ракет надеты смешные тазики. Это такое специальное приспособление для уменьшения дальности стрельбы. Просто РСЗО УРАГАН физически не может стрелять близко. Поэтому на ракету надеваются приспособления увеличивающие её сопротивление в полёте и уменьшающее дальность стрельбы. По моему мнению про кучность стрельбы в этом случае можно забыть.

Если увеличить фотографию то можно рассмотреть тазик на носу летящей ракеты.

Ракеты РСЗО УРАГАН

Ракеты самые обыкновенные, по сравнению с даже немного примитивные. Но именно эти ракеты первые получили кассетные боевые части.

Ракета 9М27Ф

Самая простая - имеет фугасную боевую часть. Дальность стрельбы максимальная тридцать пять километров. Дальность стрельбы минимальная десять километров. Если надеть на нос ракеты тазик то минимальная дальность стрельбы уменьшится до восьми километров.

1. длина ракеты - 4833 миллиметра
2. вес ракеты - 280 килограммов
3. вес боевой части - 99 килограммов
4. вес взрывчатого вещества - 49 килограммов

Ракета РСЗО УРАГАН 9М27К

Это первая ракета с кассетной боевой частью. В ней находилось тридцать осколочных боевых элементов. Располагались они пятью секциями по шесть штук вокруг центральной трубы.




Боевой осколочный элемент весит 1,85 килограмма, содержит триста грамм взрывчатого вещества и имеет триста пятьдесят готовых поражающих элементов. Поражающие элементы представляют цилиндры из твёрдой стали запрессованные в полиэтиленовую втулку. Тол­щи­на про­би­вае­мо­го сталь­но­го лис­та готовым поражающим элементом:
1. на рас­стоя­нии 10 метров - 6 миллиметров
2. на рас­стоя­нии 50 метров - 3,5 миллиметра
3. на рас­стоя­нии 100 метров - 2 миллиметра

Ракеты РСЗО УРАГАН для минирования местности.

Есть три вида таких ракет. Две предназначены для постановки танковых мин и одна несёт противопехотные мины.
Боевая часть ракеты 9М27К2 содержит двадцать четыре противотанковые мины ПТМ-1. Это очень древняя мина, всё что она может это перебить гусеницу танка.

По фотографии не очень понятно, поэтому придётся объяснять на пальцах. Мина имеет форму призмы с тремя гранями. Мины располагаются вокруг центральной трубы боевой части по восемь штук в три ряда. Недостаток мины в том что для её подрыва надо на неё наехать. Корпус танка она не повреждает. То есть она выводит танк из строя но не уничтожает.

Что бы каждый раз не повторятся расскажу на примере этой боевой части как работает кассетная боевая часть с любыми минами. Перед залпом задаётся время раскрытия боевой части. По истечению заданного времени полёта ракеты поджигается пороховой заряд. Из за повышения давления взводятся взрыватели боевых элементов и одновременно активизируются системы замедления. Дальнейшее повышение давления разрывает корпус ракеты и мины рассеиваются на определённой площади. Система замедления блокирует взрыватель на некоторое время, что бы он не сработал в момент падения мины. После определённого промежутка времени система блокировки взрывателя мины отключается и мина становится в боевое положение.

Боевая часть ракеты 9М59 содержит всего девять мин ПТМ-3.




Правда эта мина намного эффективнее предыдущей. Она выполнена в форме призмы с четырьмя плоскостями. Все плоскости мины и один её торец имеют кумулятивные выемки. Взрыватель реагирует на изменение магнитного поля и срабатывает под любой точкой танка. Если наехать на мину гусеницей то танк получит только повреждение ходовой части. А вот если мина взорвётся под днищем танка, то танк будет безусловно уничтожен. Так же мина взрывается при попытке перемещения.
Боевая часть ракеты 9М27К3 содержит триста двенадцать противопехотных мин ПФМ-1С.

РСЗО (реактивная система залпового огня) «Ураган» предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10–35 км.

Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 км.

В Министерство машиностроения в июне 1964 г. на рассмотрение направили Проект полевой реактивной системы залпового огня «Ураган», имеющей дальность стрельбы 35 км. Проектом предлагалась система, имеющая высокую маневренность, скорость передвижения до 70 км/ч, высокую проходимость и возможность открытия залпового огня в короткий промежуток времени. Данная система может быть использована для уничтожения открыто расположенной или укрытой в полевых сооружениях живой силы, огневых средств, танков, ядерного и химического оружия и других целей и объектов противника на дальностях до 40 км.

На основании приказа Миноборонпрома в 1967 году начали научно-исследовательскую работу «Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня «Ураган». Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).

На основании приказа Министерства машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня «Ураган». В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ.

В состав системы «Ураган» должны были войти : боевая машина, командирская машина, транспортная машина и арсенальное оборудование. Предлагались использовать следующие типы головных частей снарядов: кассетные осколочного действия, фугасная (имеет заданное дробление корпуса), кассетная, предназначенные для дистанционного минирования. Решение о разработке других типов боевых частей (зажигательной, кумулятивной, агитационной, в спец. наполнении) должны были приниматься Минобороны и Министерством машиностроения во втором квартале 1970 г. по результатам аванпроекта.

В конструкции снарядов предполагалось использовать один для всех боевых частей твердотопливный реактивный двигатель с нерегулируемым соплом во всем интервале температур эксплуатации. Сменных сопл не было. В качестве базы РСЗО предлагалось использовать шасси ЗИЛ-135ЛМ. Во время эскизного проектирования должны были прорабатываться варианты боевой машины и транспортной машины на гусеничном шасси транспортера-тягача МТ-С.

Количество направляющих должно было равняться 20 шт. при использовании шасси от ЗИЛ-135ЛМ и 24 шт. на шасси МТ-С. Но точное количество направляющих должно было уточняться после рассмотрения эскизного проекта. Для транспортной машины в качестве базы также рассматривалось колесное шасси Краз-253.

С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО «Ураган» из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:
— ножевого типа, толщина пера 7 мм, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;
— по схеме снарядов «Град»;
— комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и «Град»).

В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:
— неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;
— боевая машина 9П140, установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
— транспортно-заряжающая машина 9Т452, установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;
— арсенальное оборудование.

Во время заводской отработки получили характеристики системы, которые удовлетворяли основным заявленным тактико-техническим требованиям. В настоящее время РСЗО «Ураган» состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинской, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии .

Реактивную систему залпового огня «Ураган» широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.

В состав реактивной системы залпового огня «Ураган» входят :
— боевая машина 9П140;
— транспортно-заряжающая машина 9Т452;
— реактивные снаряды;
— КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 «Капустник-Б»;
— учебно-тренировочные средства;
— автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;
— радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;
— комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381.

Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8 . Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано 16 трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры.

Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).

Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом , по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом.

Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га . Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 — 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.

Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается :
— безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;
— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 м от боевой машины;
— ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.

Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию «рваного» темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.

Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут . Грузоподъемность 300 кг.

Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки.

Колеса первой и четвертой оси - управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. По топливу запас хода составляет 500 км.

Боекомплект РСЗО «Ураган» состоит из следующих реактивных снарядов :

— 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;
— 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;
— 9М27С имеющий зажигательную головную часть;
— 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;
— 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 км, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете . Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8–21 км. В случае использования большого тормозного кольца дальность полета кассетного снаряда составляет 9–15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8–16 км.





Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях. РСЗО «Ураган» может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

Тактико-технические характеристики РСЗО «Ураган» :
Масса боевой машины в боевом положении – 20 т;
Масса боевой машины без расчета и снарядов – 15,1 т;
Габариты в походном положении:
Длина – 9,63 м;
Ширина – 2,8 м;
Высота – 3,225 м;
Колёсная формула — 8×8
Количество направляющих – 16 шт;
Вращение направляющих – 240 градусов;
Время перезарядки – 15 минут;
Запас хода по шоссе – 500 км;
Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более – 3 мин.;
Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее – 1,5 мин.;
Диапазон температур боевого применения – от -40 до +50 °С;
Приземный ветер – до 20 м/с;
Высота применения над уровнем моря – до 3000 м;
Общие характеристики реактивных снарядов :
Калибр – 220 мм
Вес твёрдотопливного порохового заряда – 104,1 кг
Максимальная дальность стрельбы – 35 км;
Минимальная дальность стрельбы – 8 км;
Температурный диапазон боевого использования – от -50 до +50 °С.


РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ «УРАГАН-1М»

MULTIPLE ROCKET LAUNCHERS «URAGAN-1M»

11.02.2016


На вооружение одного из артиллерийских соединений Западного военного округа (ЗВО), дислоцирующегося в Московской области, в рамках программы перевооружения поступили 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган» и 16 транспортно-заряжающих машин. Об этом сообщил ТАСС начальник пресс-службы ЗВО полковник Игорь Мугинов.
«Эти комплексы значительно повысят боевые возможности артиллеристов при проведении оборонительных и наступательных операций. РСЗО предназначены для поражения любых групповых целей, открытой и укрытой живой силы, легкобронированной и бронированной боевой техники, подразделений артиллерии, тактических ракет, командных пунктов, узлов связи и другой инфраструктуры условного противника», — уточнил офицер.

24.04.2016


Новейшие реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-С» (калибр 300 мм) и «Ураган-1М» (220 мм) уже поступают на вооружение российской армии.
Об этом сообщил в субботу начальник управления по обеспечению гособоронзаказа (ГОЗ) ВВТ сил общего назначения и средств межвидового обеспечения департамента Минобороны РФ по обеспечению ГОЗ полковник Михаил Осыко в эфире радиостанции «Русская служба новостей».
«На сегодняшний день взамен РСЗО «Град», «Ураган» и «Смерч» у нас сейчас поступают на вооружение новые комплексы: вместо «Града» - «Торнадо-Г», вместо «Урагана» - «Ураган-1М», вместо «Смерча» - «Торнадо-С». Они работают на более высокие дальности, у них более мощные ракеты», - сказал Осыко.
Эффективность поражения у них, по его словам, значительно выше.
РИА Новости

Дальнейшее развитие технологий, заложенных в РСЗО БМ-21 «Град», привело к созданию более мощной 220-мм системы 9К57 «Ураган», предназначенной для поражения живой силы и небронированной техники противника, а также для дистанционного минирования местности в тактической глубине. Система «Ураган» была разработана ГНПП «Сплав» в начале 1970-х гг. и в 1975 г. принята на вооружение Советской армии. Система использовалась в боевых действиях в Афганистане и на территории бывшего СССР. В настоящее время она состоит на вооружении армий России, Украины и Беларуси. Некоторое количество РСЗО этого типа имеют Вооруженные Силы Сирии.

В состав РСЗО «Ураган» входят пусковая установка (боевая машина), 220-мм неуправляемые реактивные снаряды, система управления огнем, транспортно-заряжающая машина и учебно-тренировочные средства.

Конструкция трубчатых направляющих РСЗО «Ураган» по сути повторяет конструкцию направляющих РСЗО БМ-21. Они представляют собой гладкостенные трубы с винтовым П-образным пазом, по которому скользит штифт выстреливаемого неуправляемого снаряда. Таким образом обеспечивается первоначальная раскрутка снаряда для придания ему необходимой устойчивости в полете. На траектории полета вращение снаряда поддерживается с помощью лопастей раскрывающегося стабилизатора, установленных под определенным углом к продольной оси снаряда.

Используются следующие 220-мм неуправляемые реактивные снаряды:

Осколочно-фугасный снаряд 9М27Ф с моноблочной головной частью массой 99 кг (масса снаряда 280,4 кг, длина 4843 мм);
снаряд 9М27К с кассетной головной частью массой 89,5 кг, снаряженной 30 осколочно-фугасными боевыми элементами массой 1,85 кг каждый (масса снаряда 271 кг, длина 5178 мм);
снаряд 9М27К2 с кассетной головной частью, снаряженной 24 противотанковыми минами;
снаряд 9М27КЗ с кассетной головной частью, снаряженной 312 противопехотными минами.

Кроме того, головные части реактивных снарядов могут содержать химические вещества, зажигательные боевые элементы и объемно-детонирующую смесь.

Снаряды всех типов имеют твердотопливный реактивный двигатель (на баллистном топливе).

Стрельба ведется одиночными выстрелами и залпом. Длительность залпа составляет 20 с. Одним залпом может быть поражена живая сила противника на площади 430 тыс. м2. Максимальная дальность стрельбы 34 км, минимальная - 8,5 км.

Заряжание пусковой установки производится с помощью транспортно-заряжающей машины, разработанной на таком же колесном шасси, что и пусковая установка. Каждая такая машина перевозит 16 реактивных снарядов. Процесс перезаряжания механизирован, его длительность - 15 мин.

Особенностью четырехосного колесного шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП является расположение силовой установки позади четырехместной кабины экипажа. Силовая установка состоит из двух V-образных восьмицилиндровых карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. Каждый из этих двигателей при 3200 об./мин развивает максимальную мощность 180 л.с.