Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Республика Калмыкия имеет много соседей, на юге – это Ставропольский край и республика Дагестан, на востоке – Астраханская область, на западе – Ростовская, а на севере – Волгоградская область. Часть юго-восточной территории омывается Каспийским морем. Равнинная территория региона в основном покрыта бескрайними степями, полупустынями и пустынями. Каспийское море – не единственный водный ресурс республики. В одном из мест Калмыкия узким выступом выходит к Волге – там находится город Цаган Аман, помимо этого на территории республики текут реки Кума и Маныч. Есть на территории Калмыкии и озера: озеро Маныч-Гудило, Сарпинские озера, Яшалтинское Соленое озеро и Состинские озера.

3 слайд

Описание слайда:

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители. В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник "Черные земли". Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

4 слайд

Описание слайда:

В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

5 слайд

Описание слайда:

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников, посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

8 слайд

Описание слайда:

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ. История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины. В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч

9 слайд

Описание слайда:

Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований. Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

10 слайд

Описание слайда:

Кочевые калмыки в основном проживали в кибитках (монгольских юртах). Кибитка стояла на деревянном остове из 6-12 складных решёток, которые соединялись с кругом под потолком при помощи длинных изогнутых реек. Двери были двустворчатыми, как в тавернах из фильмов про Дикий Запад

11 слайд

Описание слайда:

Всё, что находилось слева от входа, считалось мужской территорией: там хранились конская упряжь, обработанные шкуры забитых зверей, хозяйская кровать, постельные принадлежности. На женской половине держали посуду и прочую кухонную утварь. В центре кибитки располагался очаг, над которым на треножнике устанавливали котёл. Очаг крайне почитался: за ним усаживали гостей в знак уважения и расположения к ним. Пол был застелен войлочными покрывалами

12 слайд

Описание слайда:

Помимо кибиток, селились также в переносных юртах, которые можно было установить на повозку. Оседлые калмыки предпочитали землянки и полуземлянки из сырцовых или дёрновых кирпичей. В девятнадцатом веке приобрели популярность русские дома, бревенчатые или каменные

13 слайд

Описание слайда:

Традиционная одежда Мужчины-калмыки носили белые рубахи с длинными вшивными рукавами и круглыми воротами, синие или полосатые штаны. Сверху надевался бешмет, подпоясанный кожаным ремнём с серебряными бляхами, и верхние штаны, предпочтительно суконные. По ремню можно было понять уровень дохода владельца. К поясу с левой стороны был подвешен нож в ножнах. На голову надевали меховую шапку, похожую на папаху, или барашковую ушанку

14 слайд

Описание слайда:

На праздничных головных уборах зачастую была красная шелковая кисть. Из-за этого соседствующие с калмыками народы называли их "краснокисточные". Традиционная мужская обувь - красные или чёрные сапоги с загнутыми носами, под которые зимой надевались войлочные чулки, а летом – холщовые портянки

15 слайд

Описание слайда:

Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей). Женская одежда Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан. Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).

16 слайд

Описание слайда:

Калмыцкий женский праздничный костюм Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя.

17 слайд

Описание слайда:

Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки. В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди. Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата.

18 слайд

Описание слайда:

Новый год. Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года. В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.

19 слайд

Описание слайда:

Наступление весны Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают. И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

20 слайд

Описание слайда:

Главный праздник лета Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

21 слайд

Описание слайда:

Праздник тюльпанов Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

22 слайд

Описание слайда:

У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая. Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.

23 слайд

Слайд 2

Этнонимы

Обещепринятым этнонимом является название калмыки. Автоэтнонимами являются названия хальмыги и хальмгуды, они восходит, видимо, к тюркскому "остаток" (имелись в виду часть ойратов, не принявших ислам).

Слайд 3

Титул

Титул – республика Калмыкия. Большинство калмыков проживает в Республике Калмыкия - 146,3 тыс.чел. (45,2% населенияКалмыкии) по переписи населения СССР 1989 г. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии и на Кавказе, из стран так называемого "дальнего зарубежья" – в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.).

Слайд 4

Динамика численности населения (1897 – 2010 гг)

  • Слайд 5

    Язык

    Калмыцкий язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи.

    • Диалекты:
    • Торгутский диалект;
    • Дербетский диалект;
    • Бузавский диалект (донских калмыков);

    Оригинальная калмыцкая письменность была создана в XVII веке. Эта письменность была создана на основе уйгуро-монгольского письма, которым ойраты пользовались с XI века. В 1924 году в СССР ойратская письменность была заменена на кириллицу, на смену которой в 1930 году была введена латиница, которую ещё раз сменила кириллица в 1938 году. Эти реформы разрушили преемственность литературной традиции калмыцкого народа в России.

    Слайд 6

    Рассовый состав

    В расовом отношении калмыки – монголоиды, но в отличие от классических моноголоидов благодаря смешению с тюркскими и северокавказскими народами.

    Слайд 7

    Конфессиональный состав

    Верующие калмыки исповедуют ламаизм, который является ответвлением буддизма, часть калмыков – православные.

    Слайд 8

    Владение родным языком

    По данным Всероссийской переписи населения 2010 года о владении калмыцким языком заявило всего 80 546 человек, что составляет менее 44 % от численности калмыков (183 372 (2010)).

    Слайд 9

    Этногенез

    Как отдельный этнос калмыки сформировались в результате прихода к нач. 17 в. на Нижнюю Волгу из Западной Монголии части ойратских племен - дербетов, торгутов и др. Здесь они приняли российское подданство. С 1667 в составе России существовало относительно автономное Калмыцкое ханство. Оно было ликвидировано в 1771 г., когда часть калмыков, недовольных притеснениями со стороны российской администрации, ушла на историческую родину. В 1920 г. была создана Калмыцкая АО, преобразованная в 1935 г. АССР. В 1943 г. калмыки по обвинению в массовом предательстве были депортированы в районы Сибири, Средней Азии и Казахстана, во время депортации погибло более трети народа. В 1957-1958 гг. калмыки вернулись на место прежнего проживания, была восстановлена национальная государственность. С 1992 г. ее название - Калмыцкая Республика–Хальмг Тангч.

    Слайд 10

    Традиционные виды хозяйства

    • Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, лошади, коровы, козы и верблюды. С переходом на оседлость стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство.
    • Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.
    • Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стала расти его роль.
    • Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные – тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.
  • Слайд 11

    Список использованной литературы

    • Калмыки // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. - С. 178-181.
    • Культура и быт калмыков (этнографические исследования). Элиста, 1977.
    • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964.- С. 742-770.
    • Эрдниев У.Э. Калмыки: историко-этнографические очерки. (2-е изд.). Элиста, 1980.
    • Калмыцкие язык и литература // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
    • Тодаева Б. X. Калмыцкий язык // Языки народов СССР: В 5-ти томах. Т. 5. - Л., 1968.
    • Убушаев Н. Н. Диалектная система калмыцкого языка. - Элиста, 2006.
  • Слайд 12

    Спасибо за внимание.

    Посмотреть все слайды

    Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается их родиной, предки - западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.

    История народа ведет отсчет с конца XVI - начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки - прирожденные наездники и успешные воины.

    В настоящее время численность их составляет порядка 200 тысяч.

    Культура и быт народа Калмыкии

    Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.

    К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа, и песнь о том, как монгольский Убаши-хун тайджи бился с племенами ойратов в 1587 году. По замыслу она стоит рядом с песней «О подвигах богатыря Саналы» и представляет один из стихов «Джангары».

    (Калмыки в традиционной одежде )

    По признанию российского востоковеда и монголоведа Б. Я. Владимирцова, в ней выражается народный дух, стремления, надежды и ожидания народа. Показан реальный мир, повседневность, но представленная как идеал. Именно поэтому она - народная поэма.

    «Джангар» содержит несколько тысяч стихов, объединенных в независимые песни. Они воспевают битву героев с чужеземными врагами за свободу и независимость народа. Подвигом героев этого эпоса является защита страны Бумба - иллюзорного места, где всегда мирное небо, море счастья и покоя.

    Еще один памятник народного эпоса - «Сказание о Гесере». В нем так же воспевается борьба за справедливость.

    (Юрта )

    Народ всегда в своем устном эпосе славил обычного человека, как необычайно смелого, находчивого и бесконечно доброго. С другой стороны, высмеивается жадность светских правителей, феодалов и представителей духовенства, которые воруют у своего же народа. Они представлены в нелепом, комическом виде. А обладающий житейской мудростью простой человек всегда готов выступить против произвола угнетателей, защищая тех, кто беден и обездолен. И победа всегда будет за ним.

    Обычаи и праздники калмыков

    Новый год

    Зул - (изначально 25-ый день месяца Коровы) в современном виде, ставший Новым годом - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зул» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде - в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах - на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

    Наступление весны

    В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

    Главный праздник лета

    Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

    Праздник тюльпанов

    Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.

    Калмыки - это жители европейской части нашей необъятной родины. Они говорят на монгольском языке. Данная статья посвящена тому, какие яркие традиции присущи народу.


    Новый год в Калмыкии

    Новый год в Калмыкии зовется Зула. Отмечать его было принято в последних числах декабря (22 декабря в день солнцеворота). Праздник этот народный, древнейший. Но учитывая тот факт, что калмыки буддисты, то празднество проходило в буддийских храмах. На калмыцком языке, зула означает лампадка, огонь. В Новый год было принято разжигать костер. При этом огонь должен был быть максимально большим. Считалось, что этот огонь возвращает солнцу всю его силу, а значит, солнце будет греть еще теплее. Что касается храмов, то в этот день тут было принято разжигать лампады. По манере огня люди читали свое будущее. После этого необходимо было обойти храм по солнцу, в руках должен находится священный предмет - икона с буддийскими божествами, книги и другие. А также надо было не забыть оставить дары (сладкие продукты, молочные изделия) на жертвенном столе.


    Цаган cap


    Цаган сар в Калмыкии

    Цаган сар означает первый месяц весны. Если переводить это словосочетание с калмыцкого, то оно означает "белый месяц". В это время принято поздравлять всех с окончанием холодов и зимы, а также с тем, что пришла весна. Также это время известно тем, что готовятся к перекочевке по окончании приплода у скота. Отмечается праздник в первое полнолуние весны. Этот праздник отмечался в каждом доме. Все ходили друг к другу в гости, угощали яствами. Человек, который пришел поздравлять с праздником, должен был встать на одно колено и ладонями прижимался ко лбу. Самое большое ожидание этого праздника - рассвет. Несколько столетий назад было принято собираться во дворе храма, а по появлению первых солнечных лучей, проходила общая молитва. После всех действий храм обходили по часовой стрелке.


    Есть ли приношение даров этот праздник?

    Да, как и в предыдущем случае, тут не обошлось без даров (жертвоприношения). В дар приносили молочные продукты, мясо. Кстати, храм обходили уже после приношения жертвы.

    Праздник единства земли и воды (Урюс)

    Урюс - главный праздник лета. Отмечался он в первое летнее полнолуние. В этот день было принято приносить жертву духам, чтобы они даровали годную траву на пастбищах для отменного кормления скота, а также чтобы скот хорошо плодился и размножался. Если скот будет здоров, будет размножаться, то и скотоводы будут жить богато с обилием еды, их дети будут здоровы и не будет ни в чем нужды. Чтобы все это было у калмыцкого народа, в этот праздник было принято собрать весь имеющийся скот возле дома, обрызгать головы скота молочком, кумысом.


    Джангар и Джангариада


    Эпос Джангар

    В 1990 году было 550-летие создания эпопеи Джангар. Герой олицетворяет настоящего борца за свободу и независимость, который дарует эти блага народу вместе со своими друзьями. В честь юбилея эпоса решили приурочить праздник.


    Совет

    Если вы хотите посетить какое-нибудь народное калмыцкое празднество, то рекомендуем вам ехать сюда во второе воскресенье сентября. В этот день проходит празднование Джангаириада - спартакиада, созданная в честь эпоса Джангар. В этот день проходят яркие гулянья, спортивные состязания, а также театрализованные постановки.


    Фестиваль тюльпанов

    Калмыкия славится своими тюльпановыми полями. В апреле вся Калмыкия озаряется яркой красотой тюльпанов всевозможных цветов. А праздник тюльпанов приходится на второе воскресенье апреля. В Калмыкии в этот день гуляет и стар, и млад.


    Вывод:

    Калмыкия - это самобытная страна, которая не оставит равнодушным никого. Традиции и обычаи Калмыкии - это яркие празднества, гулянья, удивительные истории.


    Традиции и обычаи народов Калмыкии

    Слово «калмыки» происходит из
    тюркского языка. Буквально оно
    означает: «остаток». Центральная
    Азия считается их родиной,
    предки – западные монголы,
    которые занимались разведением
    скота и кочевали по степи в
    поисках лучших пастбищ.
    История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII
    века, когда отделившаяся часть племени ойратов
    переселилась на земли нижнего течения Волги, на
    территорию современной Республики Калмыкия, где
    они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки –
    прирожденные наездники и успешные воины.
    В настоящее время численность их составляет порядка
    200 тысяч.

    Традиционные занятия
    Основу традиционной экономики
    составляло кочевое скотоводство
    (преобладали овцы, лошади,
    крупный рогатый скот, козы,
    верблюды). В середине 19 века с
    возникновением стационарных
    посёлков начали разводить свиней.
    Поселившиеся в прибрежных районах Волги и Каспия калмыки
    занимались ловлей рыбы. На землях Калмыкии сеяли рожь,
    пшеницу, просо, гречиху, овёс, технические культуры (горчицу,
    табак, лён). В середине 19 века возникает садоводство, с начала 20
    века - бахчеводство и огородничество, затем заливное рисосеяние.
    Основа
    современного
    хозяйства
    пастбищно-отгонное
    скотоводство, сочетающееся с промысловым рыболовством,
    земледелием
    и
    промышленностью
    по
    обработке
    сельскохозяйственной продукции.

    Традиционное поселение имело круговую планировку - наиболее
    удобную с точки зрения обороны при кочевом образе жизни. В центр
    круга загоняли на ночь скот, там же хранили имущество, проводили
    общественные сходки.
    К моменту прихода в Россию калмыки сохранили организацию,
    объединявшую несколько семей. Селились хотонами - семейнородственными поселениями. Женатые дети ставили свои кибитки
    недалеко от кибитки отца.
    С начала 19 века появились стационарные посёлки с линейной
    планировкой.

    Традиционное жилище

    Известны
    три
    типа
    традиционного
    жилища:
    кибитка,
    землянка
    и
    полуземлянка.
    Кибитка
    это
    юрта
    монгольского
    образца.
    Первоначально
    она
    устанавливалась
    на
    4колёсной повозке и так
    передвигалась
    во
    время
    кочёвки.
    Со
    временем
    повозка исчезла, но термин
    "кибитка" сохранился.
    Землянки и полуземлянки жилища бедноты, со стенами
    из сырцовых или нарезанных
    из дёрна кирпичей, глиняной
    или дерновой крышей.

    Жилище

    В
    конце 19 века у
    зажиточных и знатных
    Калмыков
    появились
    строения русского типа:
    деревянные
    в
    прикаспийских районах,
    кирпичные - в западных.
    В
    современных
    селах
    Калмыкии
    преобладают
    типовые
    двухтрёхквартирные дома. Для
    рабочих посёлков более
    типичны 2- и 3-этажные
    дома на 4 - 12 квартир. В
    городах
    типовые
    многоэтажные дома.

    Религия

    В 13 веке калмыки познакомились с буддизмом. В 16
    веке его северная ветвь – ламаизм стал национальной
    религией калмыков. Калмыки-ламаисты
    поддерживали прямую связь с Тибетом, где находился
    верхний иерарх школы - далай-лама. Калмыки,
    которые с конца 17 века стали селиться на Дону, Урале,
    Украине, принимали православие.
    По отношению к ламаистскому духовенству царское
    правительство проводило политику ограничения его
    численности, а также организовывало репрессии
    против сохранявшихся различных народных
    верований: шаманства, фетишизма, культа огня и
    домашнего очага.

    Религия

    К 1917 в Калмыкии
    действовали 92 хурула
    (монастырь, храм) . К
    1943, когда началась
    депортация калмыков,
    не было ни одного. С
    конца 80-х годов 20 века
    началось возрождение
    буддистской общины.
    Постепенно исчезает из
    обращения термин
    "ламаизм", заменяемый
    "буддизмом».
    Одновременно
    возрождаются
    национальные
    праздники Цагалган,
    Урюс Сар

    Религия

    Ремесла
    Развиты художественные ремёсла - вышивка
    (особые многоцветные швы на женской одежде),
    обработка металла (чеканка и гравировка
    металлических частей седла, уздечки, футляров и
    рукояток ножей, курительных трубок, прикладов
    ружей, браслетов, серёг), тиснение по коже, резьба
    по дереву (мебель, архитектурные детали домов
    знатных Калмыков).

    Традиционная еда

    Основа питания - мясо и
    молоко.
    Мясные блюда: бульон с
    мясом, приправленный
    сырым репчатым луком;
    мясо, запечённое в
    закрытой посуде (в
    прошлом - туша,
    запекавшаяся в течение
    суток без доступа воздуха в
    яме, присыпанной землёй,
    на которой разводили
    огонь); лапша с мясом и
    луком; пельмени; мелко
    нарезанные внутренности
    барана.
    Молочные продукты - сыр,
    творог, сметана, масло,
    пенки, кумыс из кобыльего
    молока, молочный квас и
    кислый напиток из
    коровьего молока.
    Повседневный напиток - чай (джомба) с
    молоком, маслом, солью и специями, из
    которых особенно ценился мускатный
    орех.

    Народная кухня

    Мучные изделия - пресные лепёшки,
    сваренные в бараньем жиру кусочки
    теста (борцоги), позднее заимствованные от русских и
    украинцев оладьи и баранки.
    Борцоки – это, пожалуй, самое
    любимое лакомство калмыков. Это
    символ торжества, веселья и надежды
    на благополучное будущее. В старину
    борцоки готовили лишь на большие
    праздники, их в качестве подарка
    преподносили гостям. В обычные же
    дни побаловаться борцоками могли
    позволить себе разве что богачи. Все
    потому, что пшеничная мука главный ингредиент теста для
    борцоков - в те времена стоила очень
    дорого и являлась одним из самых
    недоступных товаров.

    Традиционная кухня

    Калмыки делают водку - араку

    Мужская одежда - приталенный кафтан, рубаха, штаны,
    мягкие кожаные сапоги с войлочным чулком-вкладышем
    для зимы и холщовыми портянками для лета.
    Женская одежда - длинное до пят платье с безрукавкой, под
    ними длинная рубаха и штаны, сапожки.
    Особое значение придавалось женским вышитым и
    мужским наборным металлическим поясам, служившим
    показателем знатности и благосостояния их владельцев.

    Народный костюм

    Разнообразны головные уборы
    мужчин и женщин в зависимости от
    сезона, состоятельности семьи и т.д.
    Парадный головной убор с красной
    шёлковой кистью (отсюда прозвище
    Калмыков среди соседних народов
    "краснокисточные").
    Женские украшения - серьги,
    заколки, шпильки, кольца из золота,
    серебра, кости, драгоценных и
    полудрагоценных камней; у мужчин серьга в левом ухе, кольцо на
    безымянном пальце, браслет,
    игравший роль амулета.
    Традиционная причёска мужчин и
    женщин - косы: у мужчин и девушек одна, у женщин - две.

    Праздники: Новый год

    Зула – Новый год
    - это
    древнейший
    праздник, ему
    насчитывается
    более 6 столетий.
    Отмечают его в
    день зимнего
    солнцеворота (22
    декабря), когда
    протяженность
    дня
    увеличивается.
    На калмыцком
    «зулу» - лампада
    или светильник.
    Огни зажигаются в этот день везде – в храмах,
    домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее
    будет пламя, тем больше энергии отойдет
    солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В
    храмах гадали на зажженных факелах – на
    удачный год. На жертвенных камнях оставляли
    дары буддийским божествам.

    Праздники: Цаган сар

    В начале марта
    отмечается Цаган сар
    (белый месяц). Кругом
    слышатся
    поздравления с
    окончанием холодного
    и голодного времени.
    Идет подготовка к
    переселению на новые
    пастбища, ждут
    приплода скота.
    Старшие принимают
    еду от младших. В
    древности народ
    собирался около храма
    и ждал зарю. Общая
    молитва совершалась,
    как только первые лучи
    солнца пробьют
    небесную гладь.
    Делались приношения.
    Общая молитва совершалась, как только
    первые лучи солнца пробьют небесную гладь.
    Делались приношения.

    Праздник лета

    Единство земли и воды отмечается народом в июне
    в полнолуние. Божества задабривались обильными
    подношениями, чтобы трава на новых пастбищах
    была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а
    значит, и народ был доволен и обеспечен.
    Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин
    на их головы брызгал молоком и кумысом.

    Праздник тюльпанов

    Этот праздник можно
    назвать самым молодым.
    Ввел его вначале 90-х годов
    президент молодой
    республики. Отмечается
    праздник во второе
    воскресенье апреля, когда
    вся территория Калмыкии
    укрыта разноцветным
    покрывалом из тюльпанов. А ансамбль «Тюльпан», который
    В этот день вся молодежь познакомил весь мир с красотами
    гуляет, идет выступление и многообразием народного
    танцевальных
    калмыцкого танца, дает
    коллективов.
    представление на открытых
    площадках города.

    Эпос

    К началу XVIII века,
    появляются первые
    упоминания об
    эпическом народном
    творчестве
    калмыков. Главными
    памятниками этого
    творчества
    явились эпос
    «Джангар»,
    отразивший в себе
    исторические
    события из жизни
    народа, и песнь о
    том, как
    монгольский Убашихун тайджи бился с
    племенами ойратов в
    1587 году.
    Народная поэма«Джангар» содержит
    несколько тысяч стихов, объединенных в
    независимые песни. Они воспевают битву героев с
    чужеземными врагами за свободу и независимость
    народа. Подвигом героев этого эпоса является
    защита страны Бумба – иллюзорного места, где
    всегда мирное небо, море счастья и покоя.

    Эпос

    Еще один памятник народного эпоса – «Сказание о Гесере». В нем
    так же воспевается борьба за справедливость.

    Символы калмыков: лотос

    Те счастливцы, кто хотя бы
    раз в жизни видели
    цветение лотоса (бадм,
    бадм цецг) едва ли забудут
    это непередаваемое
    зрелище. Красивые нежные
    цветы этого растения как
    будто парят над гладью
    воды. Лепестки и листья
    покрыты тончайшим
    восковым налетом,
    который переливается
    перламутром, а капли воды
    на них сверкают, словно
    драгоценные камни.