Предлоги делятся на непроизводные, сложные как разновидность первых и производные.

1. Предлоги без(безо), в(во), за, из(изо), к(ко) на, над(надо), о(об, обо), по, под(подо), про, с(со), у, через(чрез), которые не образованы от других частей речи, называются непроизводными, или первообразными, первичными : без разрешения, за домом, надо мной, под столом, у калитки и т.п.

Запомните! Предлог по при глаголах чувства употребляется с существительным в дательном падеже, например: скучать по сыну ; личные местоимения в этом случае употребляются в предложном падеже, например: плакать по вас (но: по ним ).

Предлоги , как известно, пишутся раздельно с теми словами, к которым они относятся. Их часто путают с приставками и пишут слитно. Как же избежать этой ошибки? Как отличить предлоги от приставок?

Отличие предлога от приставки

Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов в предложении: расположиться на берегу реки, встретиться с ним, ровно в шесть и т.п.

Приставка - составная часть, стоящая перед корнем и придающая слову новое значение: стол - пре стол; у езжать - при езжать - под ъезжать - пере езжать; стал - в стал; мудрый - пре мудрый.

Чтобы не спутать друг с другом приставку и предлог, надо знать, что:

1) предлоги никогда не употребляются при глаголах - приставки же при глаголах употребляются часто: подучить, записать, отредактировать ;

2) после предлога можно поставить вопрос : на чем ? - на столе; с кем? - с братом; из чего? - из лейки;

3) между предлогом и существительным (местоимением, числительным) можно вставить еще какое-нибудь слово : на утренней заре, под яркими звездами, в огромном доме, над трудной задачей, со многими нашими, у всех шестерых.

2. Из сочетания двух первичных предлогов образуются сложные : из-за, из-под, по-за, по-над. Они пишутся через дефис . Например: Солнце выглянуло из-за туч. Из-под шапки выбился локон волос. По-за лесом поле. По-над Доном сад цветет (Кольц.).

3. Наиболее трудными для понимания и написания являются так называемые производные предлоги, то есть предлоги, образованные от других частей речи ( согласно, благодаря, спустя, исключая и др.) и путем соединения двух частей речи ( ввиду, вроде, невзирая, наподобие и др.). И если первые вызывают трудность только в определении падежной формы следующего за предлогом слова (согласно (чему?) графику, благодаря (чему?) счастливой случайности) , то вторые заставляют задуматься о том, слитно или раздельно нужно писать эти предлоги и как их отличить от предложно-именных сочетаний.

Запомните!

1. Производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вследствие, наперекор, вслед, напротив, навстречу, наподобие, невзирая (на), несмотря (на), насчет пишутся слитно.

2. Производные предлоги в виде, в связи, в продолжение, в течение, в заключение, в завершение, во избежание, в отличие пишутся раздельно . (Предлог в отношении пишется с и на конце).

Правило, кажется, простое. Но на письме реализуется зачастую очень неграмотно. Особенно трудности возникают в написании предлогов типа в течение, в продолжение, вследствие и др. Вот несколько советов.

Отличие производных предлогов от сочетаний первичных предлогов с существительными

1. Если перед вами производный предлог, то вопрос задается ко всему сочетанию.

Например: ( когда?) в течение долгих лет; находился ( где?) вблизи школы; шел ( куда?) вслед за ним.

2. Если же вы имеете дело с сочетанием первичного предлога с существительным , то:

1) от этого предлога к существительному можно задать вопрос : (в чем?) в течении (реки); (в чем?) в следствии (по делу о краже); надеюсь (на что?) на встречу (с другом);

2) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять : течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;

3) между предлогом и существительным можно вставить слово : в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже; на скорую встречу с другом.

В заключение предлагаем вам таблицу слитно-дефисно-раздельного написания наиболее часто употребляющихся предлогов.

Несмотря на (погоду)

Невзирая на (лица)

Вместо (друга)

Вроде (тебя)

Вследствие (аварии)

Навстречу (гостям)

Наподобие (шара)

Насчет (изложения)

Сверх (ожидания)

Ввиду (отъезда)

( но: иметь в виду )

В течение (года)

В заключение (доклада)

В продолжение (часа)

В отличие (от других)

В виде (полукруга)

В связи (с трудностями)

За счет (своего времени)

В целях (получения прибыли)

В силу (сложностей)

В отношении (отъезда)

Под видом (услуги)

В соответствии (с законом)

Из-за (дождей)

Из-под (земли)

По-над (речкой)

Инструкционная карта

Практическое занятие № 19

Тема: Особенности написания производных предлогов.

Цели занятия: закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;

совершенствовать умения и навыки:

Находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и самостоятельные части речи;

Грамотно писать существительные с предлогами;

Правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речи.

Задания

    Рассмотрите раздаточный материал по данной теме и ответьте на вопросы:

    Что такое предлоги?

    Какие предлоги называются производными?

    Расскажите о правописании производных предлогов.

    Как отличить предлоги от других частей речи?

    Почитайте текст. Определите его тему. Отразите тему в заголовке. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    (В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав

Эйфель придумал башню (в) виде грандиозной ажурной конструкции. (Не) взирая на

возмущения некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать

достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она

выглядит (на) подоби… « длиннющей и худющей пирамиды ». Но при этом интересно

отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течении… сорока с

лишним веков держала пирамида Хеопса. Следует заметить, что Эйфелева башня из

экспоната Всемирной выставки быстро превратилась в уникальный научный центр (в)

виду того, что на её вершине были установлены многочисленные исследовательские

приборы и передающие устройства. Кроме того, (в) следстви... своей необычности,

башня стала одним из посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят её

макеты с собой (в) виде маленьких сувениров.

    Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки, узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей,сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления.

4. Замените предлоги синонимичными. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(В) нутри кв…ртиры –

(не) вз…рая на трудности -

проб…рались сквозь туман -

разв…вался над п…латкой –

ра…пол…жились у ручья –

договорились о поездке –

г…мнастика для здоровья –

пропустили из-за болезни -

5.Вставьте между словами подходящий по смыслу предлог. Используйте правильную падежную форму существительных.

Предлоги для справки: от, без, для, согласно, при, благодаря, из

Вытащить _________ комод

адъютант _________ генерал

действовать _________ приказ

лекарство _________ кашель

бежать _________ память

победить ________ смелость

аппарат _________ полет

очнуться ________ сон

находиться _______ больной

достать учебник из-под подушки, выпрыгнуть из-за угла.

Не в предлогах несмотря на, невзирая на пишется слитно.
Различайте!
Несмотря на (предлог) порядочный возраст (вопреки возрасту),
он сохранил удивительную свежесть лица.

Не смотря (дееприч. с отрицательной частицей не (не глядя)) вниз,
он осторожно прошёл по краю обрыва.




Пишутся слитно предлоги:
ввиду, вместо, вроде, вследствие, навстречу,
наподобие, насчёт, вслед, внутри, поверх, сверх.

Их следует отличать от одинаково звучащих существительных с предлогами.
Обычно предлог легко можно заменить без изменения смысла
синонимичным ему непроизводным предлогом:

вследствие – из-за; навстречу – к; ввиду – из-за;
наподобие – вроде; насчёт – о, об; вслед – за и т.д.

Выйти из строя вследствие (предлог (по причине, из-за)) перегрева.
Не вмешиваться в следствие (сущ. с предлогом (в ход следствия)).

Отменить поездку ввиду (предлог (по причине, из-за)) надвигающейся грозы.
Иметь в виду (сущ. с предл.);

держаться в виду (сущ. (близко от берега)) берега.


Пишутся раздельно предлоги:
в виде, в течение, в продолжение, в заключение,
в завершение, в отличие от, в сравнении с,
в связи с, по окончании, по прибытии.

Предлоги вследствие, наподобие, в течение, в продолжение,
в отличие от, в заключение, в завершение имеют на конце -е.

Предлоги в сравнении с, на протяжении, по прибытии,
по окончании – -и.

Сочетания с предлогами по прибытии, по окончании всегда имеют значение после чего-либо.
Сочетания с предлогами в течение, в продолжение, в заключение всегда имеют значение времени.

Не спать в течение суток.
(пишем на конце е, если предлог отвечает на вопрос как долго?)

Поворот в течении (сущ.) реки,
вмешаться в спокойное течение (сущ.) событий.

Лекция ПРЕДЛОГ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.

План

1.Классификация предлогов

2. Правописание производных предлогов

3. Решить упражнения

Предлог - служебная часть речи, выражающая отношения между словами в словосочетании.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ

По с труктуре предлоги бывают:

Простые (состоят из одного слова - от, к, для) ;

Сложные (состоят из двух и более слов - в зависимости от, исходя из и др.).

По своему происхождению предлоги делятся на

Непроизводные: в, на, об, без, до и др.

Производные, образованные путем перехода в разряд предлогов слов различных частей речи: в течение, ввиду и др. (от существительных); вблизи, вдоль, навстречу и др. (от наречий) и т. д.

По своему значению предлоги бывают:

Пространственные: до, вокруг, между, из, от, за, к, над, у и др.

Пример: дойти до дома; облететь вокруг Земли;

Временные: с, до, к, в, за, через и др.

Пример: выехать с утра, встретиться через месяц;

Причинные: от, вследствие, благодаря, ввиду и др.

Пример: прыгать от радости, отсутствовать из-за болезни;

Цели: на, за, для и др.

Пример: деньги на билет, поехать за покупками.

2. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ

Следует различать производные предлоги и существительные в косвенных падежах, употреблённые с непроизводными предлогами.

Производный предлог В ТЕЧЕНИЕ пишется в два слова с окончанием Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним сущ. имеет значение времени :

(КАК ДОЛГО?) В течение всего года усердно занимался.

(КОГДА?) В течение лета прочитал много книг.

В ТЕЧЕНИИ Между непроизводным предлогом В и существительным ТЕЧЕНИИ можно вставить имя прилагательное.

В (нижнем) ТЕЧЕНИИ РЕКИ много поворотов .

Производный предлог

В ПРОДОЛЖЕНИЕ пишется в два слова с конечным Е, имеет значение временной протяжённости, отвечает на вопросы КАК ДОЛГО? КОГДА? Идущее за ним сущ. имеет значение времени :

(КАК ДОЛГО?)В продолжение месяца ремонтировали дом.

(КОГДА?)В продолжение нескольких дней стояла невыносимая жара.

В ПРОДОЛЖЕНИИ Между непроизводным предлогом В и сущ. в предложном падеже ПРОДОЛЖЕНИИ можно вставить имя прилагательное:

Новые персонажи проявились в (долгожданном) продолжении романа.

НАВСТРЕЧУ (=К, =В МОЮ СТОРОНУ)

Производный предлог НАВСТРЕЧУ пишется в одно слово, можно заменить предлогом К или В МОЮ СТОРОНУ:

Навстречу мне (= ко мне, в мою сторону) шёл директор школы. Я решил выйти навстречу гостям (= к гостям).

НА ВСТРЕЧУ С

Между непроизводным предлогом НА и сущ. ВСТРЕЧУ можно вставить имя прилагательное, при этом при сущ. ВСТРЕЧА обязательно должен стоять предлог С

: И всё-таки я решил пойти на (неожиданную) встречу с друзьями.

НАСЧЁТ (=О;ОБ)

Производный предлог НАСЧЁТ пишется слитно и = О, ОБ:

Мы говорили насчёт (= о) поездки в лес.

НА СЧЁТ

Между непроизводным предлогом НА и сущ. СЧЁТ можно вставить имя прилагательное:

Деньги поступили на (известный) счёт.

ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА)

Производный предлог ВСЛЕДСТВИЕ пишется в одно слово с конечным Е, и =ИЗ-ЗА, указывает причину , отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?: (ПОЧЕМУ?) Вследствие(из-за) болезни, он остался дома.

ПРИМЕЧАНИЕ: Нельзя путать написание производного предлога ВСЛЕДСТВИЕ(=ИЗ-ЗА) и наречия ВПОСЛЕДСТВИИ(=ПОТОМ): Впоследствии он не раз вспоминал о школе. Вследствие поломанной руки он не мог посещать школу.

В СЛЕДСТВИИ

Между непроизводным предлогом В и сущ. СЛЕДСТВИИ, употреблённом в одном из падежей, можно вставить имя прилагательное:

В (нашумевшем) следствии по делу о хищение выяснилось много фактов.

ВВИДУ (=ИЗ-ЗА; ПО ПРИЧИНЕ) Производный предлог ВВИДУ пишется в одно слово, и =ИЗ-ЗА, =ПО ПРИЧИНЕ:

Ввиду (из-за) дождя экскурсия не состоялась.

ИМЕТЬ В ВИДУ Устойчивое сочетание пишется с три слова.

НАПОДОБИЕ(=ВРОДЕ)

Производный предлог НАПОДОБИЕ пишется в одно слово и = ВРОДЕ:

Мы соорудили что-то наподобие(= вроде) шалаша.

НА ПОДОБИЕ

На уроке геометрии мы решали задачи на подобие треугольника (= на подобные треугольники).

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Производный предлог В СВЯЗИ С пишется раздельно, в три слова : в связи с отъездом .

2. Производный предлог В ЗАКЛЮЧЕНИЕ пишется в два слова с буквой Е на конце и имеет значение “ЗАВЕРШАЯ”, ”В ИТОГЕ”, ”ПОД КОНЕЦ”: в заключение своего доклада хочется подытожить сказанное.

3. Производный предлог В ОТЛИЧИЕ от кого-то, чего-то пишется в два слова с буквой Е на конце : в отличие от меня, моя сестра учится на одни пятёрки.

4. ЗАПОМНИ правописание следующих предлогов, которые пишутся слитно: ПОСЕРЕДИНЕ (комнаты); ВБЛИЗИ (памятника); ВМЕСТО (брата).

РАЗЛИЧАЙТЕ:

НЕСМОТРЯ НА

Производный предлог НЕСМОТРЯ НА пишется с НЕ слитно и состоит из двух слов, и = ХОТЯ, ВОПРЕКИ: Пошли в город,несмотря на(= хотя был) дождь.

НЕ СМОТРЯ НА (= Не глядя на) Деепричастие НЕ СМОТРЯ относится к глаголу и отвечает на вопросы КАК? ЧТО ДЕЛАЯ?: Шёл (как?) не смотря (=не глядя) на прохожих

3. РЕШИТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.

Объясните различие в написании выделенных слов в приводимых попарно предложениях.

1. В течение ближайших суток погода не изменится. В течении болезни наступило улучшение. 2. В продолжение всей лекции слушатели были весьма внимательны. О дальнейшей судьбе героев автор собирается рассказать в продолжении повести. 3. В заключение собрания была принята резолюция. В заключении врачей указан метод дальнейшего лечения. 4. Вследствие плохой погоды экскурсия не состоялась. В следствии по уголовному делу использованы данные медицинской экспертизы. 5. Ввиду предстоящего скорого отъезда нужно поторопиться со сборами. Следует иметь в виду возможные изменения условий работы. 6. Получилось что-то вроде самодельного велосипеда. В роде Толстых было немало одаренных людей.

Упражнение 2.

С какими падежами употребляются производные предлоги? Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Вариант 1.

Согласно (расчёт), вопреки (мнение) специалистов, наперекор (предсказание), вследствие (невнимательность), благодаря (знания), несмотря на (метелица), ввиду (наступление) холодов, навстречу (ветер), по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).

Вариант 2.

Согласно (правило), вопреки (запрет) докторов, наперекор (общественное мнение), вследствие (болезнь), благодаря (поддержка) друзей, несмотря на (неудача), ввиду (предстоящие события), навстречу (приключения), по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Упражнение 3.

Предлог? Наречие или существительное с предлогом? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать слова со скобками. Определите части речи.

    (На) встречу с выпускниками;

    (В) виду предстоящего отъезда;

    Расположиться (в) виду города;

    Поинтересоваться (на) счёт путёвки;

    Перевести деньги (на) счёт предприятия;

    (В)виду недостатка времени;

    Прибыть (в)место назначения;

    Разместить (в)место предисловия;

    Торопиться (на)встречу с писателем;

    Выйти (на) встречу гостям;

    Надеть (в) место шляпы;

    Спросить (на)счёт здоровья;

    Находиться (в)виду неприятеля;

    Иметь (в) виду;

    (В)виду отсутствия транспорта;

    Брошка (в)роде бабочки;

    Распорядиться (на)счёт раненых;

    Держаться (в) виду берега;

    Согласовать слова (в) роде и числе;

    Предмет (в) роде шара.

Упражнение 4.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать букву В со словами. Объясните выбор конечной гласной Е или И.

  1. 1 (В) течени… вечера звучала музыка.

  2. Об этом я узнал (в)последстви...

  3. (В)следстви… по делу выяснились подробности.

  4. (В) течени… реки много порогов.

  5. Демобилизация (в)следстви… ранения.

    (В)следстви… непогоды вылет задерживается.

    (В) течени… реки был резкий поворот.

    О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма.

    (В)следстви…, начатом прокурором, много неясного.

    Пётр (в)последстви… хвалил себя за предусмотрительность.

    Ехать (в)продолжени .. всего дня;

    Участвовать (в)следстви..;

    Пораниться (в)следстви... неосторожности;

    Ждать (в)течени.. полутора суток.

    Пожалел (в)последстви… о сказанных словах.

    Бездельничал (в) течени… урока,

    Всмотреться (в)течени… ручейка.

    Уволился (в)следстви… контузии.

    Проиграть (в)следстви.. невнимательности.

    Настаивать (в) продолжени… переговоров на своей точке зрения.

    (В) заключени… эксперта.

    Раскланяться (в) заключени… концерта.

    (В) заключени… речи остановиться на чем-либо.

    Участвовать (в) заключени.. перемирия.

    (В) следстви… задержки сеанса связи

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

Характеристика производных предлогов

Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

Особенности этой части речи

1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

Виды производных предлогов

Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

Какие значения они имеют

Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

Как научиться правильно писать предлоги

Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

Способы поиска предлогов в тексте

1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

Какие производные предлоги пишутся слитно

Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

Составные производные предлоги

Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.