АРТИКУЛЯЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Будем считать, что вы уже научились правильно дышать. Теперь следите за тем, чтобы выдох сопровождался правильной артикуляцией губ, верным положением языка, правильным направлением потока воздуха во время выдоха. Упражнения делайте перед зеркалом. Выдох должен быть бесшумным и почти беззвучным - только намек на звук.

Начнем со звука [А] . Рот раскрыт в форме большого кольца. Между зубами можно поставить два положенных друг на друга пальца. Верхние зубы приоткрыты, нижние закрыты губой. Вдох, задержка, выдох на очень тихий звук. [А]-Продолжительность выдоха по одной из схем предыдущих упражнений.

[У] - Рот принимает форму хоботка, трубочки, вытянутой вперед.

[О] - Рот в форме кольца, "полухобота". Воздух должен беспрепятственно проходить через этот полухоботок.

[Э] - Губы растянуты, расстояние между зубами - поставленный между ними большой палец. Следите за тем, чтобы воздух выходил в ЩЕЛЬ между зубами, а не упирался в нёбо или в верхние зубы.

[Ы] - Расстояние между зубами - мизинец, губы раскрыты, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед. Воздух выходит МЕЖДУ ЗУБАМИ, не плутая в полости рта.

[И] - Нижняя челюсть в нормальном положении. Между зубами -кончик мизинца. Выдох только в щель между зубами, и не иначе. В противном случае вы будете присвистывать.

Эта стадия упражнений должна приучить вас к правильной артикуляции. Проблема развития голоса, а это особый раздел занятий, впереди. А пока переходите к очередной серии упражнений. Займитесь освоением правильной артикуляции согласных звуков.

АРТИКУЛЯЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Так же как и гласные, согласные звуки надо произносить на правильном выдохе. При этом следует помнить, что у каждого человека могут быть какие-то отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, величина языка и т.д.). Иногда очень важно самому суметь приспособить свой аппарат для произнесения того или иного звука. Но если у вас нет заметных отклонений такого рода, то можно пробовать классические способы произношения согласных звуков.

[П] - Губы плотно сжаты. При произнесении звука [П] происходит взрыв. Губы резко размыкаются. Нижняя челюсть слегка опускается. Расстояние между зубами - в зависимости от предыдущего гласного звука. Повторяю: звук образуется резким размыканием сомкнутых губ без участия связок.

[Б] - Так же, как [П], но при более сомкнутых губах (верхняя губа слегка обнимает нижнюю), и выдох более активный, чем при образовании звука [П] Если положить ладонь на горло, то чувствуется вибрация связок.

[Т] - Кончик языка приподнимается к верхним резцам с внутренней стороны. Под напором выдыхаемого воздуха язык резко отталкивается от зубов. ОСОБЕННО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЕ за тем, чтобы воздух был направлен именно на кончик языка, а не просачивался между языком и нёбом (иначе будет шепелявое [Т]) и не задевал связок (что может дать сдавленный, сиплый звук).

[Д] - Язык прижимается с большей силой к верхним резцам, чем при образовании звука [Т], и отрывается напором воздуха вниз. Работа языка при создании звуков [Д] и [Т] помогает устранить вялость языка.

[Х] - 0бразуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Звук надо произносить на мягком, "теплом" выдохе, так как сильный выдох придаст звуку гортанный оттенок.

[К] - Образуется схоже со звуком [X], но выдох более сильный. Мгновенный выброс воздуха - звук должен быть чистым и коротким. Кончик языка упирается в корни нижних зубов, спинка языка сильно выгнута и касается границы твердого и мягкого нёба. Звук должен быть звонким, без примеси [X] .

[М] - 0бразуется размыканием плотно сомкнутых губ. Пробуйте "мычать" с сомкнутыми губами, а затем разорвите их при помощи слабой воздушной струи. Не направляйте звук в нос, иначе будете гнусавить. Звук направляйте в губы.

[Ф] и [В] - Верхняя губа приподнята, нижняя слегка подтянута к верхним резцам, верхние зубы обнажены. При звуке [Ф] струя воздуха выталкивается в отверстие между нижней губой и верхними зубами, попадая в верхнюю губу и нос. При звуке [В] нижняя губа слегка прижимается к верхним зубам. Выдыхаемый воздух словно просачивается между нижней губой и верхними зубами, образуя звук, напоминающий дребезжание натянутой струны виолончели. Струя воздуха должна быть не очень сильной, чтобы звук [В] не потерял звучность и не напоминал звук [Ф].

[Л] - Кончик языка поднят к верхним резцам. При твердом [Л] кончик языка не напряжен, корневая часть языка поднята. При мягком [ЛЬ] кончик языка сильно напряжен, корневая часть языка опущена. Сильная струя воздуха, попадая на переднюю часть языка, прижимает ее к верхним зубам. Пробуйте сначала образовывать звук без отрыва языка, а затем с отрывом.

[Р] - При твердом звуке кончик языка поднят и вибрирует у корней зубов, при мягком [РЬ] вибрация происходит непосредственно у верхних резцов.

[Ч] - Губы мягко раскрыты. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка прижата к корням нижних зубов. Быстрый и сильный выдох выбрасывает звук вместе с воздушной струей. Звук должен быть коротким, без примеси гласного.

[Ц] - Язык приподнят к верхним зубам. Зубы обнажены. Сильный и короткий выдох направлен в щель между зубами на нижнюю губу и в подбородок.

[С] - Губы раскрыты, между зубами расстояние 1 мм, язык поднят к верхним зубам, вогнут, посередине языка продольный желобок. Выдох очень сильный и протяжный, струя воздуха падает на подбородок. Если звук шепелявый или сюсюкающий, значит, язык либо появляется между зубами, либо опущен вниз и вялый, либо очень "жесткая" верхняя губа. Если звук свистящий, то язык следует немного опустить вниз или обратить внимание на дефекты строения зубов (один зуб короче другого, или велика щель между передними зубами, или неправилен прикус).

Артикуляция звука С.

Артикуляция звука С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты (С – глухой звук).

О постановке звука С здесь.

Артикуляция звука З

Артикуляция звука З

Точно такая же, как при произношении звука С. Отличие лишь в том, что голосовые

складки сомкнуты (З – звонкий звук).

Артикуляция звука СЬ

Артикуляция звука СЬ

Средняя часть спинки языка больше приподнята вверх, желобок разрушается, передняячасть спинки языка более выгнута.

Артикуляция звука ЗЬ

Артикуляция звука ЗЬ

Точно такая же, как при произношении звука СЬ. Отличие лишь в том, что голосовые складки смыкаются (ЗЬ – звонкий звук).

Артикуляция звука Ц

Губы слегка напряжены и растянуты. Между резцами небольшая щель, кончик языка

Артикуляция звука Ц

прижат к нижним резцам. В первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба. Во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

О постановке свистящих звуков . Дефекты произношения свистящих звуков называются сигматизмом.

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

О постановке свистящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.


Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло
ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц , если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц,
Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.


ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

Гласные

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].