ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Православие считает сороковой день после похорон крайне важной датой, такой же, как и девятый. Принятые каноны христианской веры говорят, что именно в этот день душа, упокоившегося получает ответ о том, где она проведет вечность. Считается, что 40 дней душа еще находиться на земле, но после этого дня навсегда ее покидает и перемещается в отведенное ей место.

Поминки на 40 дней после смерти - это обязательное мероприятие, которое следует провести правильно.

Как относиться верующему к смерти

В Древнем мире не было такого понятие как День Рождения, и люди не отмечали эту дату. Существует теория, согласно которой именно по этой причине время рождения Иисуса Христа не было точно обозначена. Но гораздо важнее была другая дата - момент смерти, когда дух встречался с Творцом.

Древние люди верили в загробный мир, поэтому вся их жизнь была приготовлением к этому переходу. Сегодняшние христиане точно также верят в переход в иную жизнь, через Жертву Иисуса Христа, поэтому верующие не должны бояться смерти, ведь это лишь момент встречи с Богом.

Поминки на 40 день после смерти - это празднование этого перехода, после сорокадневной подготовки души к этому.

Важные статьи:

Большинство христианских конфессий считают, что после покидание душой тела, уже нельзя ничего сделать, чтобы повлиять на вечную жизнь, а тем более принести Творцу покаяние. Однако, после этого сохраняются эмоции и воспоминания, так что человек все осознает.

Совет! Таким образом, смерть - это переход духа из тела в иной мир, где он пожинает плоды своих земных поступков. Именно поэтому ее не стоит бояться и верующие тем более не должны испытывать ужас, но каждый должен приготовиться, совершая добрые поступки и творя милостыню.

Панихида

Почему 40 дней и что за это время происходит

Почему эта дата так важна и почему именно такое количество суток?

Этого точно никто не знает. Но именно православная вера имеет уникальный взгляд на загробную жизнь и верит в то, что молитва на сороковые сутки может повлиять на приговор, который Бог наш вынесет душе.

Отсчет ведется со дня смерти, т.е. он считается первым днем, независимо от времени, которое зафиксировано врачами или близкими, даже если человек умер вечером. Так же определяется и Обе даты, вместе с днем упокоения, считаются поминальными, т.е. в эти даты принято вспоминать умершего. Христианина вспоминают молитвой, церковной и домашней, а также обедом и милостыней.

Статьи по теме:

Предание говорят, что 40 дней - это то время, которое необходимо для приготовления души к принятию Божественного дара от Отца Небесного. Именно это число неоднократно встречается в Библии:

  • сорок дней постился Моисей перед беседой с Яхве на Синае, во время которой ему были дарованы 10 заповедей;
  • через 40 дней после смерти Христос вознесся (что особенно важно);
  • 40 лет длился поход евреев в землю обетованную.

Богословы учли все эти факты и приняли решение, что 40 суток необходимо душе, чтобы получить решение от Отца Небесного о том, где она будет проводить вечность. А в это время за нее молится церковь и близкие, пытаясь упросить Творца о милости и об очищении умершего от грехов.

Что происходит в это время? Душа странствует: в первые девять дней она поклоняется Богу, на девятые сутки ангелы показывают ей ад, а на 40 день Отец Небесный озвучивает ей приговор. За это время упокоившемуся духу предстоит выдержать самое страшное испытание - побывать в аду и посмотреть, как мучаются грешники. Именно это испытание помогают выдержать молитвы церкви и Ангел-Хранитель.

Важно просить церковь молится за усопшего, поэтому стоит в храме заказать службы:

  • панихиды.

Но намного важнее родственникам и близким искренне и горячо просить у Господа милости для покойного. Кроме того, можно читать молебен Святому Уару за упокой души.

Молебен Святому Уару

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

Икона мученика Уара

Порядок проведения: правила поминок

На сороковые сутки дух умершего возвращается домой на сутки и после этого навсегда покидает землю. Предания говорят, что если дух не застанет поминок по себе, то будет всю вечность мучиться, поэтому обязательно в этот день стоит накрыть стол и собраться, чтобы вспомнить умершего, но сделать это надо правильно.

  1. Молиться: в этот день, все 40 суток и в дальнейшем вспоминать усопшего;
  2. Привезти священника на могилу для совершения службы или заказать молебен в храме;
  3. Заказывая панихиду, необходимо отказаться от какого-либо своего греха, для собственной пользы и для утешения души покойного;
  4. Совершить пожертвование в храм;
  5. Собрать за общим столом всех, кто является близкими покойному и православными христианами;
  6. Приготовить специальные блюда;
  7. Не петь песни.

Поминки - это не гуляние и не праздник, это момент скорби и прошения. Крайне неуместно пить алкогольные напитки в это время, петь песни или слушать музыку. Они проходят в течение 1-2 часов, когда верующие вспоминают ушедшего и молятся о нем.

Поэтому важно, чтобы на обеде были только христиане, которые смогут разделить это время скорби с семьей и поддержать их духовно.

Что готовить

Трапеза простая, тем более, если идет общецерковный пост. Даже если поста нет, то следует избегать мясной пищи и ни в коем случае не жертвовать ее в храм.

Обед можно устраивать как дома, так и в кафе. Если же умерший был постоянным прихожанином, священник может разрешить провести поминовение в церковном доме после окончания панихиды. Обед является продолжением обряда богослужения, поэтому проходить он должен достойно.

Существует ряд блюд, которые с давних времен готовились на подобные обеды. Они отличаются простой и сытностью.

Обязательным блюдом считается , которую готовят в большой кастрюле, и рыба, которую можно подавать в любом виде. Не приветствуется на столах мясо в печеном виде или жареном. Делать трапезу надо максимально постной, чтобы принести пользу не только духу, но и телу.

Кроме кутьи и рыбы, на стол можно поставить:

  • блины сдобные;
  • рыбные бутерброды (со шпротами или селедкой);
  • овощные салаты: из свеклы с чесноком, винегрет, селедку под шубой, оливье;
  • котлеты: обычные мясные или с начинкой из грибов и сыра;
  • фаршированный рисом и мясо перец;
  • заливное из рыбы;
  • постные голубцы (начинка из овощей и грибов с рисом);
  • печеная рыба;
  • пироги: рыбные, капустные, рисовые, грибные, картофельные или сладкие (шарлотка).

Также есть ряд напитков, которые должны быть на поминальном столе:

  • квас;
  • лимонады;
  • сбитень;
  • морс и сок;
  • кисель: можно варить как из ягод, так и из овсяной крупы.
Важно! Обязательно надо помнить о том, что церковь запрещает распивать алкогольные напитки на подобных мероприятиях, как и оставлять водку на могиле покойного. Во время обеда вспоминают умершего, а вместе с ним и прочих усопших родственников и близких.

Поминальная трапеза

Поминальная речь

На подобных трапезах обязательно надо произнести речь, по окончании которой усопшего все должны почтить минутой молчания.

Лучше всего, если будет распорядитель, кто-то приближенный к семье, но контролирующий свои эмоции и сохраняющий трезвость рассудка. В его обязанности будет входить не только контроль за приготовлением к встрече (контроль за персоналом, если мероприятие будет в кафе), но и предоставление слова родным.

Обычно каждый из семьи старается сказать что-либо об усопшем. И распорядитель контролирует время слова и очередность (первыми должны быть близкие родственники - супруг, родители или дети и т.д.

Скорбь вполне ожидаема на таком мероприятии, поэтому распорядитель должен подготовиться и вовремя отвлекать внимание от заплакавшего человека на себя. Стоит помнить, что человек не умер навсегда, но перешел в лучшую жизнь и этот факт можно напоминать в особенно скорбные моменты.

Важно! Если на трапезу позвали батюшку, то он обязательно должен отслужить молебен и сказать проповедь. Если же воспоминание проходит в малом кругу, то все собравшиеся должны помолиться о умершем и, по возможности, прочитать самостоятельно панихиду или молебен. В это время рекомендуется зажечь церковные свечи.

О чем говорить в такой речи? Человека вдруг не стало и будет уместно вспомнить каким он был, его добрые дела и отличительные качества. Не стоит вспоминать обиды и распри, если они оставили обиду в сердце, это лучшее время, чтобы сказать о прощении. Вспоминать человека необходимо только с хорошей стороны, описать какие-то совместные дела, вспомнить веселый случай или особенно трогательный.

Поминальная речь - это речь грустная, но не тоскливая. Человек не перестал существовать, просто теперь он в другом виде и мире.

Кого не поминают

  • самоубийц;
  • умерших в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Важно! Если человек самостоятельно принял решение пренебречь главным Божьим даром - жизнью, то Церковь не вправе его поминать как верующего. За таких людей можно молиться в личном порядке и творить милостыню в память о них, но молебны по ним не служат.

Обычно возникают вопросы, служит ли церковь молебны об умерших младенцах, и на него отвечает правящий архиерей: молиться за малыша обязательно следует, независимо от возраста или причины смерти. Считается, что Господь, забирая детей, оберегает их от тяжелой судьбы во взрослом возрасте.

Родителям крайне важно со смирением принять Его волю и молиться за свое чадо.

Милостыни

Традиция Православной церкви говорит, что христианам на 40 день следует разобрать вещи покойного и раздать их нуждающимся.

При этом прося, чтобы люди молились за него и просила Господа даровать ему вечную жизнь в раю. Это доброе деяние, которое также может повлиять на конечное решение Господа Бога о духе умершего.

Оставлять семье можно личные вещи и те, которые ценны как память о ушедшем. Если нет рядом нуждающегося человека, то вещи можно отнести в храм и оставить священник, который найдет им нового хозяина.

Важно! Милостыня - это доброе деяние, которое, как и молитва, отражается на вечной жизни усопшего.

Посмотрите видео о поминках

В христианских традициях сороковой день после кончины считается намного важнее, чем день смерти. Именно в этот день новопреставленной душе на небесах выносится вердикт о ее дальнейшей участи. Поэтому родные и близкие, организуя поминки на 40 дней, могут оказать помощь в этот день, что-то исправить, изменить в лучшую сторону путь души ушедшего человека. Поминать человека в этот день принято молитвами, церковной службой, обедом и раздачей милостыни.

Что происходит с душой за это время

По традициям православия, когда дух покидает тело, с ним остаются все последствия, хорошие или плохие, которые он вольно или невольно причинил при жизни. Все привязанности, привычки и черты характера не забываются после смерти физического тела. 40 дней после кончины душа знакомится с прелестями Рая и ужасами Ада, чтобы осознать все свои поступки, грехи, и раскаяться. В этот период душа страдает, она может мучиться от сожалений и угрызений совести.

Искренне верующие люди всю сознательную жизнь готовятся к переходу в загробный мир и осознают, что за свои поступки придется отвечать. Они воспринимают смерть как момент встречи с Богом и отчета за свои деяния. Очень важно при этом, на каком духовном уровне душа находилась в момент перехода.

В православии считается, что поминовение усопшего на 40-й день может смягчить окончательное решение Творца и повлиять на то, где будет пребывать душа в вечности. Близкие и церковь молятся в этот день за ушедшую из жизни душу, просят Бога о милости к ней, желают ей очищения от грехов, и вымаливают для нее лучшей участи.

Церковное поминовение

Чтобы достойно провести умершего родственника, облегчить его переход в иную жизнь и вымолить ему прощение и упокоение, поминки на 40 дней включают специальную церковную службу. По желанию родственников можно выбрать один из следующих вариантов или же все вместе:

  • сорокоуст - ежедневная церковная молитва в течение 40 дней;
  • псалтырь по усопшему, или молитва «неусыпаемая» - особая молитва, которая читается в основном монахами в монастыре круглосуточно;
  • панихида - заупокойная служба с поминальными молитвами.

Заказывать панихиду можно в поминальные дни, а также в любой день, когда одолевает тоска по ушедшему близкому человеку. Так же и молиться за него дома или в церкви можно в любое время. В церкви ставят свечи за упокой души. Это считается одним из видов пожертвования. После зажигания свечи можно искренне помолиться своими словами или готовой молитвой, попросить прощения у Господа за грехи умершего.

Посещение могилы

Поминальные традиции включают обязательное посещение кладбища в определенные дни и выполнение ритуалов на могиле. Можно пригласить туда батюшку для проведения службы или съездить самим и просто помолиться. На кладбище обычно берут цветы и церковную свечку. Цветов в букете должно быть четное количество. Цветы возлагают на могилу, отдавая дань уважения ушедшему человеку.

Затем зажигают свечу и устанавливают на могиле. При зажженной свече произносят молитву, вслух или про себя, прося Господа об упокоении души. Можно побыть немного у могилы в тишине, вспоминая все хорошее, что было связано с усопшим человеком. Можно также мысленно пообщаться с ним, поблагодарить, пожелать добра.

На кладбище нельзя вести себя, как в обычной жизни, заводить посторонние разговоры, шутить, смеяться. Нельзя обсуждать похороны, могилу, присутствующих, поминки, правильность или неправильность их проведения. Сколько бы людей не присутствовало у могилы, здесь всегда уместна атмосфера умиротворения и спокойствия.

Организация стола

В день поминовения принято угощать всех окружающих поминальными кушаньями и раздавать милостыню. Поминальный стол готовится дома или в другом удобном месте. Считается, что в 40-й день дух умершего человека возвращается домой, именно на поминки, и после этого покидает земной мир навсегда.

Вот почему так важно собраться в этот день в кругу близких и родных и пережить вместе этот важный и скорбный момент прощания. Поминальный обед не является праздником и не устраивается для праздного времяпровождения с музыкой и песнями. Это продолжение церковного обряда, поэтому обед должен проходить чинно и достойно.

Первым и обязательным кушаньем готовится кутья на поминки. Это обычная каша, чаще всего рисовая, которую готовят в большой посуде с добавлением изюма, меда, орехов. Блюдо символизирует сладость вечной жизни.

Рекомендуют составлять меню на поминки из максимально постных блюд. Простая еда приносит пользу и телу, и духу. В этот день главная задача не наслаждение едой, а единение и утешение скорбящих. Люди собираются за поминальным обедом, чтобы вместе помолиться за упокой, а также поблагодарить всех присутствующих за помощь и сочувствие.

Если не получается устроить поминальный обед именно в 40-день, очень важно выдержать главную процедуру - церковное поминовение и молитвы об усопшем. Стол же можно перенести на любой другой день. Главное при этом сосредоточиться на простоте, не допускать неоправданных трат и обязательно отдать часть вещей или денег на благотворительность в память об умершем.

Поминальная речь

На обеде принято поминать усопшего и минутой молчания после нее. На поминках каждый желающий может выступить, но произнести главную речь должен человек, сохраняющий самообладание и умеющий сдерживать эмоции. Он же может затем давать слово желающим высказаться и сглаживать неловкие моменты, отвлекая внимание присутствующих, если кто-то не сможет сдержать плач.

Эту роль может выполнять как распорядитель, так и наиболее выдержанный и рассудительный член семьи. Сначала слово дают самым близким родственникам, затем друзьям и знакомым. К выступлению следует подготовиться заранее, так как импровизация может оказаться неудачной из-за нахлынувших эмоций.

Вещи умершего

Поминальные ритуалы могут соответствовать церковным правилам, а могут быть просто сложившейся традицией. Так в поминальные дни принято раздавать сладости и выпечку окружающим со словами «за царство небесное», чтобы те помянули покойного. Также, по прошествии 40 дней , перебирают вещи покойного и раздают нуждающимся или отдают в церковь.

Все поминальные ритуалы направлены на то, чтобы сохранить добрые воспоминания об ушедшем человеке и помочь его душе обрести успокоение и вечную райскую жизнь.

Смерть близкого человека – это горе и душевная боль для родственников. По христианской религии, сороковой день является самым важным. В это время душа покидает окончательно землю и попадает на суд Божий, где решается ее дальнейшая участь. Помогите душе близкого человека обрести покой на том свете поминками и искренними молитвами.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение могилы

На сороковой день сходите на могилку к умершему человеку, чтобы проститься с ним. Это обязательная часть поминального ритуала. Правила посещения кладбища:

  • уберите венки, возложенные на могилу после похорон. Сожгите или отнесите в мусорный контейнер;
  • положите на могилу парное количество цветов;
  • зажгите свечу или лампадку;
  • помолитесь о душе усопшего, потом помолчите и вспомните все хорошие моменты из его жизни.

Нельзя устраивать в 40-й день на кладбище трапезу со спиртным и шумными разговорами. Поминальный обед организуйте дома или в кафе. Не ставьте на могилу рюмку с водкой и не выливайте туда алкоголь. На могилку часто кладут конфеты с печеньем. Это дело добровольное, но лучше всего заменить сладости тарелочкой кутьи, которую оставляете возле могилы. Печенье с конфетами раздайте присутствующим на кладбище и нищим. Не устраивайте шумных разговоров, все должно пройти спокойно и умиротворенно.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение храма

На сороковой день обязательно пойдите в церковь и закажите панихиду. Это самая лучшая помощь душе усопшего родственника. Учтите, что панихида заказывается только по умершему человеку, который был крещен. Правила поминовения в церкви:

  • приготовьте дома продукты, которые вы положите в храме на поминальный столик. Это милостыня в честь умершего. Из продуктов можете понести печенье, конфеты, муку, сахар и разные крупы, фрукты, растительное масло и красное вино. Не вздумайте нести колбасу и прочие мясные продукты;
  • напишите имя усопшего в записке «Об упокоении». Записки выдают в церковной лавке. Под его именем напишите имена других усопших крещеных родственников и знакомых;
  • отдайте записку в церковную лавку;
  • поставьте свечу за покойного. В момент ее установки помолитесь за него и попросите Господа простить все его грехи;
  • не уходите из храма, когда батюшка служит панихиду. Стойте со свечой, пока она не закончится, и от души молитесь за умершего родственника.

Можете заказать панихиду на кладбище. Заранее обговорите в храме со священником, когда она будет проводиться. Хорошо, если после похорон вы сразу закажете в церкви сорокоуст. За усопшего будут молиться со дня его смерти и до сорокового дня.


Как поминать 40 дней после смерти – поминальный обед

Цель поминального обеда на 40-й день – память об умершем человеке и молитвы за его упокой. Позовите всех людей, которым усопший был дорог. Не стремитесь приготовить множество деликатесов. Отдайте предпочтение простым блюдам. На поминальном обеде запрещается петь песни, веселиться и употреблять много алкоголя. Водка тут неуместна, поставьте на стол легкое вино. Правила организации поминального обеда:

  • организуйте поминки на 40-й день дома или в кафе;
  • обязательно поставьте на стол кутью из риса или пшена, сдобные блинчики и канун – маленькое печенье, сверху намазанное медом;
  • приготовьте пирожки с разной начинкой;
  • включите в меню поминального обеда рыбные блюда, суп с лапшой, фаршированный перец, котлеты, гуляш, салат «Оливье» или селедка «под шубой», а также разные салаты из овощей. В кафе вам предложат поминальное меню;
  • перед началом обеда прочитайте молитву «Отче наш».

Главное в поминках – не обсуждение усопшего и других людей за столом, а объединение тех людей, которые могут вспомнить умершего человека хорошим словом.


Как поминать 40 дней после смерти – что раздать людям

На 40-й день раздайте людям конфеты, печенье и пирожки, чтобы они помянули усопшего. Переберите вещи умершего и раздайте нуждающимся людям. Попросите, чтобы они помолились за душу усопшего. Это ваше личное дело, можете оставить вещи, которые вам дороги. Если остались никому не нужные вещи – отнесите в храм, там их отдадут нищим. Но, ни в коем случае ничего не выбрасывайте.


Не забывайте об умерших и потом, молитесь за них, ставьте в храме свечки за упокой, проявляйте милосердие к ближним, убирайте могилку. Добрая память об ушедшем в иной мир человеке останется в вашем сердце навсегда.

Смерть человека всегда является тяжелым событием для тех, кто был с ним знаком. Для родных и близких же это особенно болезненная утрата. Поминки происходят на третий, девятый и сороковой день после смерти. Для того, чтобы провести их правильно, нужно знать, что значит 40 дней после смерти и то, как надо поминать усопших. Как правило, существует множество традиций, связанных с этим днем, которые необходимы для помощи умершему человеку.

Это так называемая «грань», которая находится между земной и вечной жизнью. Эта дата – своеобразное напоминание человечеству о том, что после смерти душа предстает перед своим Отцом Небесным, и она даже более трагична, чем физическая кончина.

Где все это время находится душа умершего? Часто в первое время люди ощущают присутствие умершего, запахи, вздохи, шаги. Это можно объяснить тем, что до сорокового дня дух не покидает своего места обитания.

40 дней после смерти — что это значит

Сначала душа свободна и обычно находится в важных для нее местах. На третьи сутки проводится панихида.

Потом она встречается с Богом, святыми и посещает рай, вход в который может оказаться закрытым. Именно поэтому дух начинает испытывать волнение и страх за содеянные при земной жизни ошибки. На девятый день проводятся поминки и панихида.

После девятого дня душа проходит предначертанные испытания и препятствия. Сравниваются все хорошие и плохие поступки. На сороковой день наступает Страшный Суд, во время которого решается, будет вечная жизнь в Раю или в Аду.

Как молиться и поминать усопших?

Поминать умерших обязан каждый верующий человек. Особенно усердными должны быть молитвы в самом начале, потому что они помогают легче справиться с невосполнимой потерей. А на 40 дней день молитва произносится дома или в церкви. В доме женская часть семьи повязывает на голову платок, перед образом Господа зажигаются свечи.

Будучи на кладбище, литургии или панихиде, строго запрещается перенос поминовения. В остальных же случаях, если нет возможности помянуть усопшего на сороковой день, это можно сделать ранее.

На 40 день устраивается поминальный обед, во время которого вспоминают умершего и молятся за его упокой. В поминальном обеде должны быть следующие блюда:

  • кутья из риса или пшена;
  • сдобные блины;
  • пироги с различными начинками;
  • мясные блюда;
  • блюда из рыбы;
  • салаты из постных продуктов;
  • любимое блюдо покойного;
  • десерт (печенье, конфеты, ватрушки, пирожки).

Чтобы провести обряд прощания с близким, принято в дни поминок приходить на кладбище с четным количеством цветов и свечой. На могиле запрещено шуметь, принимать пищу и алкоголь. В виде угощения для умершего, можно у могилы оставить взятую из дома тарелочку кутьи.

На сорок дней принято раздавать людям печенье, конфеты или выпечку, чтобы они могли помянуть усопшего.

Когда нужно заказывать панихиду на 40 дней?

В это время посещение храма является обязательным. Там молятся, заказывают панихиду и сорокоуст. Самая главная молитва – та, которая произносится на литургии. Господу приносится обязательная бескровная жертва.

Панихида служится перед кануном – специальным столиком, на котором оставляются дары для нужд храма и в память усопшим. Лития проводится в случае, если в назначенный день панихида не положена.

Сорокоуст проводится со дня смерти и до сорокового дня, а когда это время заканчивается, сорокоуст разрешено повторить еще раз. Сроки поминовения можно увеличить.

Традиции и ритуалы

С древних времен сформировалось множество различных обычаев по поводу 40 дней, однако церковь подтверждает лишь малую часть. Известные же традиции представлены ниже:

  1. В течение сорока дней желательно не уделять особого внимания одежде, не стричься.
  2. При сервировке стола на поминальный обед столовые приборы в виде ножей и вилок строго запрещены, ложки кладутся выемкой вниз.
  3. Оставшиеся на столе крошки нужно собрать и отнести на могилу – таким способом покойному сообщают, что были поминки.
  4. С собой на поминки можно взять и еду из своего дома, к примеру, немного блинов или пирожков.
  5. Двери и окна в ночное время суток должны быть крепко закрыты. Запрещается плакать – из-за этого может притянуться душа покойного.
  6. На тумбочке или столе нужно оставить рюмку, которая наполнена водкой и прикрыта кусочком хлеба. Если душа пьет оттуда, то количество жидкости будет убывать.
  7. До сорока дней нельзя щелкать семечки. Имеется несколько объяснений подобного запрета. Во-первых, из-за этого душа усопшего может оказаться заплеванной. Во-вторых, у нарушивших запрет могут потом долгое время болеть зубы. В третьих, таким образом можно навлечь нечистую силу.
  8. На сорок дней принято раздавать ложки. В древние времена раздавали деревянные ложки с поминального обеда, сейчас можно раздавать обыкновенные ложки. Таким образом, во время пользования этим столовым прибором, человек будет невольно вспоминать умершего. С другой стороны, имеется суеверие о том, что различную посуду с поминок на сорок дней раздавать нельзя – она выступает как участник прощального ритуала и может навлечь на человека плохие события или вовсе смерть.

Важные приметы на сорок дней после смерти

Существует большое количество суеверий, которые связаны с этой датой. Однако стоит упомянуть и знать самые известные из них:

  1. В доме нельзя убираться в течение сорока дней.
  2. Всегда должен работать ночник или гореть свеча.
  3. В различных отражающих поверхностях может появиться умерший, который забирает с собой живого, поэтому вплоть до сорокового дня все, что имеет зеркальные поверхности, например, телевизоры, зеркала и прочее закрываются тканью.
  4. Во время проведения поминок на сорок дней после смерти выделяется место для усопшего, куда ставят тарелку и стакан, накрытый кусочком хлеба.
  5. Голова вдовы все время до сорока дней должна быть покрыта черным платком, иначе женщина может навлечь на себя порчу.
  6. Каждый день на подоконник ставят полотенце и стакан, наполненный водой, чтобы душа имела возможность умыться.

Важно помнить, что поминки на 40 дней не являются гулянием или праздником. Это время скорби, прощения. В это время строго запрещено петь какие-либо песни, слушать музыку, пить спиртные напитки.

Во время 1-2 часов, в течение которых проходят поминки, верующие молятся об усопшем и вспоминают его. На поминальном обеде должны присутствовать исключительно христиане – они помогут семье разделить это тяжелое время, оказать ей духовную поддержку.