Орфограммы и правила правописания предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов….
Орфограмма №7 с другими словами пишутся отдельно: на реке (пр., сущ.); на тебе (пр., мест.); к пяти(пр. числ.).
Между и словом можно вставить вопрос или слово: на (чем?) небе или на (голубом) небе .
Орфограмма №65
Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: идти навстречу
(из наречия) судьбе
.
Некоторые предлоги и наречия являются функциональными омонимами.
Необходимо различать предлоги и наречия:
Используются без существительного – наречие, с существительным (или местоимением) – предлог.
Посмотреть вокруг
(наречие) — посмотреть вокруг
себя (предлог);
идти навстречу
(наречие) — идти навстречу
друзьям(предлог)
Орфограмма №66
Пишутся слитно следующие производные предлоги:
- ввиду (= по причине, = из-за),
- вроде (= подобно),
- насчет (= о, об).
- вместо, наподобие, вследствие (= по причине), сверх
Чтобы убедиться, что перед нами производный предлог, а не другая часть речи, надо попробовать заменить этот предлог синонимичным ему предлогом, смысловое значение при этом не изменится:
По причине дождя мы не пошли в поход. = Из-за дождя мы не пошли в поход.
Болеть в течение недели (= в продолжении ).
Орфограмма №67 В предлогах в течение, в продолжение, вследствие на конце пишется е (так как они образовались из формы винительного падежа) : в течение урока, в продолжение занятий, вследствие болезни . Сочетания с в течение, в продолжение всегда имеют значение времени и отвечают на вопрос как долго? . Эти предлоги могут заменять друг друга. Их следует отличать от сочетаний существительных в предложном падеже, с предлогом в . В сочетаниях между существительным и предлогом возможна подстановка определения: в кратком заключении , в верхнем течении реки, в этом продолжении ; кроме того существительное требует после себя зависимого слова в родительном падеже: в заключении статьи, в продолжении романа . Парные предлоги сращения из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, для-ради, за-ради пишутся через дефис. Из-за туч выглянуло солнце. Из-под крыльца выскочила собака.
О некоторых предлогах.
- с квозь имеет на конце Ь : Мы пробирались сквозь густые заросли.
- близ пишется без Ь : Близ дома была стройка. Прим. написание близь — только у существительного: не разберешь где даль, где близь .
- благодаря, согласно управляют формой дательного падежа существительного или местоимения: благодаря заботе, согласно расписанию . Форма родительного падежа существительных после этих предлогов не употребляется.
Слитное написание производных предлогов
- Ввиду — пишется слитно, если имеет причинное или следственное значение: Ввиду морозов занятия отменили — предлог ввиду можно заменить предлогом синонимом из-за (Из-за морозов занятия отменили ); в виду пишется раздельно, если выражает пространственные отношения (= вблизи, поблизости): Корабль долго плыл в виду (вблизи) берега . Запомнить: Иметь в виду .
- вроде — слитно, синоним наподобие, следует отличать от предложно-падежного сочетания в роде ; ср.: Я начал писать что-то вроде (= наподобие) воспоминаний — В роде нашем трусов не было ;
- вслед — слитно, синоним вслед за , следует отличать от сочетания существительного с предлогом в след ; ср.: Вслед убегающему зверю неслось улюлюканье (вслед за убегающим зверем). — Охотники всматривались в след зверя ;
- вследствие
— слитно, выражает причинные или следственные отношения, синоним из-за
, отличается от существительного с предлогом не только слитным написанием, но и постоянной конечной е;
Вследствие
(= из-за) плохой погоды поход не состоялся.- В следствие
по обвинению была внесена поправка.
Не путать с наречием впоследствии
, которое не бывает предлогом и всегда оканчивается на и.
- навстречу — слитно, следует отличать от существительного с предлогом на встречу ; ср.: Навстречу ему шел человек. — На эту встречу (с молодежью) пришел писатель — в последнем примере между предлогом и существительным возможна подстановка определения, кроме того, существительное может иметь зависимое слово в творительном падеже.
- насчет — слитно, синоним о (об) на счет ; ср.: распорядиться насчет уборки- положить деньги на счет ;
- наподобие — слитно, синоним вроде , не путать с существительным с предлогом на подобие: серая птица наподобие (=вроде) перепелки. — обратить внимание на подобие (на что?) этих фигур .
- невзирая на — несмотря на — слитно с не , имеют уступительное значение, отличаются сочетаний деепричастий с отрицанием не, которые пишутся раздельно: ср.: Несмотря (невзирая ) на усталость, мы поднялись на вершину горы (Мы поднялись на вершину горы, хотя и устали). — Не смотря ни на кого, она выбежала из комнаты;
- посередине (посредине) — слитно, выражает пространственные отношения, следует отличать от сочетания существительного с предлогом; ср.:
- Cмотрите по этой теме:
- См.
В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.
Характеристика производных предлогов
Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.
Особенности этой части речи
1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.
2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".
3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".
4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.
Виды производных предлогов
Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.
1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.
2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.
3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".
Какие значения они имеют
Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:
Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;
Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";
Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.
Как научиться правильно писать предлоги
Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.
Способы поиска предлогов в тексте
1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".
2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".
3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".
4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.
Какие производные предлоги пишутся слитно
Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".
Составные производные предлоги
Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:
Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";
Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";
Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.
Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.
ПЕРВЫЙ УРОК
Правописание производных предлогов
Цели:
– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;
– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;
– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.
Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.
ХОД УРОКА
1. Актуализация имеющихся знаний.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прочитайте вслух только верные утверждения.
Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.
1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.
2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.
3. Все предлоги пишутся в одно слово.
4. Правописание производных предлогов надо запомнить.
5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.
6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?
– Какие цели мы можем перед собой поставить?
3. Изучение нового материала.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Прием «Инсерт»
А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:
«V» – эту информацию знаю;
«+» – это новая для меня информация;
«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.
Правописание предлогов
1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .
2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.
3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .
4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.
5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.
Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.
6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:
Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.
Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.
Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.
Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.
Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.
В течение урока. – В течении реки.
В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.
В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .
7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.
Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Б. Работа с учебным текстом.
– Какая информация из текста вам была известна?
– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.
– Что нового вы узнали из текста?
– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.
– Как называются эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.
– Чем можно заменить эти предлоги?
– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.
– Какое значение имеют эти предлоги?
В. Отработка навыка написания производных предлогов.
Пишем диктант
В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.
Работа с тестами
I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.
1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.
2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.
3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.
4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.
II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.
1. (В)начале урока мы читали текст.
2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.
3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.
4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.
Взаимопроверка.
4. Итог урока.
– Еще раз назовите верные утверждения.
– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?
– Какие производные предлоги пишутся в два слова?
– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?
5. Разноуровневое домашнее задание.
1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...
2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».
3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.
ВТОРОЙ УРОК
Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи
Цели:
– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;
– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.
Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.
ХОД УРОКА
1. Начало урока.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Прием «Отсроченная отгадка»
(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)
– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?
– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.
(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)
Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...
Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?
Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.
Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?
Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.
2. Совместное определение темы и целей урока.
Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?
– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.
3. Актуализация имеющихся знаний.
Прием «Кластер»
Что такое омоформы, омографы и омофоны?
(Слушаем подготовленного ученика.)
– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)
4. Основная часть урока.
– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?
(По контексту.) Вернемся к тексту.
Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.
Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.
– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.
– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?
Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)
Работа по разноуровневым карточкам
1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.
В_течени_ времени.
В_следстиви_ дождей.
На_счет похода.
Не_смотря на трудности.
Изменения в_течени_ реки.
В_следстви_ по делу Иванова.
Положить деньги на_счет в банке.
Шел, не_смотря под ноги.
2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .
В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.
3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.
Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).
Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.
Предупредительный диктант
Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.
Итог урока
– Что такое омонимы?
– Почему омофоны представляют трудность для написания?
– Как определить часть речи внешне сходных слов?
– Как пишутся предлоги?
– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?
6. Домашнее задание.
Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.
Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.
Если останется время
Поиграем?
Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.
Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.
Е.Л. КОЗЫРЬ
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Класс: 8.
Место урока в теме : урок обобщения и систематизации изученного материала.
Тема урока : «Слитное и раздельное написание производных предлогов».
Цели урока:
- Обучающие : повторить и обобщить сведений по правописанию производных предлогов.
- Развивающие : развивать умение писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
- Воспитательные : создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
Оборудование : компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point.
Ход урока
Слайд 1 . Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Слайд 2 . Цели урока: формирование умения писать производные предлоги, имеющие омонимичные формы.
Знать: условия слитного и раздельного написания производных предлогов.
Уметь: разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.
Повторить: омонимы, синонимы.
Слайд 3 .
I. Создание мотивации обучения:
1. Работа с текстом по вопросам:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы?
Задание: Помогите героям этой лингвистической сказки «поставить все на место».
Слайд 4.
2. Актуализация знаний учащихся
«Вопросы на засыпку» (с целью помочь вам):
- Смогли ли вы ли сразу, без подготовки, выполнить предложенное задание?
- Требуется ли консультация учителя по данной теме?
- Необходима ли работа с примерами для более успешного выполнения работы?
Слайд 5.
II. Изучение нового материала.
Задание 1 :
1) Какова роль предлогов в данных словосочетаниях, почему они называются непроизводными?
Стоять у стола.
Прийти за другого.
Отказаться из-за болезни.
Договориться о походе.
Слайд 6.
2) Замените непроизводные предлоги производными, если можно, подберите к ним синонимичные производные предлоги:
Стоять у стола
Прийти за другого
Отказаться из-за болезни
Договориться о походе
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Слайд 7. Проверьте себя:
Стоять у стола (у=около=возле)
Прийти за другого (за=вместо)
Отказаться из-за болезни (из-за=вследствие=по причине)
Договориться о походе (о=насчет)
Шел, несмотря на жару (несмотря на = вопреки)
Слайд 8. Вывод 1: Производный предлог можно заменить другим, непроизводным или близким ему по значению производным предлогом.
Слайд 9.
Задание 2 : Проанализируйте словосочетания или предложения, в которых каждому из производных предлогов соответствует омонимичная часть речи.
Определите, какая это часть речи, каким членом предложения является
Стоять около стола – крутиться вокруг да около.
Прийти вместо другого – прийти в место, о котором знали заранее.
Отказаться вследствие болезни – в следствие введены новые факты.
Справка: Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению .
Слайд 10 . Проверьте себя:
стоять (около чего?) около стола – крутиться (где?) около – наречие
Прийти (вместо кого?) вместо другого – прийти (куда?) в место, о котором знали заранее. (в) место – сущ.
Отказаться (вследствие чего?) вследствие болезни – (во что?) в следствие введены новые факты. (в) следствие – сущ.
Отличить предлог от омонимичной части речи можно с помощью вопроса: предлог входит в состав вопроса, самостоятельная часть речи на вопрос отвечает.
Слайд 11 . Вывод 2: производные предлоги омонимичны с существительным, наречием, деепричастием, различить их помогут вопросы, с помощью которых можно определить синтаксическую роль этих слов.
Слайд 12 .
3. Консультация учителя: Справочные материалы!
Различайте
Производные предлоги и существительные
- Насчет (=о, об) экскурсии
- (насчет чего?)
- В течениЕ часа.
- (В течение чего?)
- В продолжениЕ пяти дней.
- (В продолжение чего?)
- В заключениЕ хочется сказать.
- В отличиЕ от него.
- (В отличие от кого?)
- Но вследствиЕ ошибки.
- (Вследствие чего?)
Слайд 13. Подсказка для уверенности
Запомните:
- К существительному задаем вопрос.
- Оно имеет начальную форму.
- Оно имеет окончание
Выделенные слова – существительные, а не предлоги.
- (в чем?)В заключении врачей (заключение врачей)
- (в чем?) В этом отличии нет ничего плохого (это отличие)
- (в чем?) В следствии по делу (следствие по делу)
- (в чем? Где?) В продолжении книги (продолжение книги)
- (в чем?) В течении реки (течение реки)
Слайд 14. Справочные материалы: Различайте
Несмотря на неудачу= Невзирая на трудности (несмотря на что?, невзирая на что?) |
Предлоги И деепричастия |
(Что делая? Как?) Не смотря по сторонам, благодаря всех, кто оказал помощь. |
Запомните:
Предлоги входят в состав вопроса. |
Запомните:
1. К деепричастию можно задать вопрос. 2. Не пишем раздельно. |
|
Запомните –
Благодаря Согласно + Д.П. Вопреки (Благодаря совету, согласно желанию, вопреки ожиданиям) |
Запомните:
Вблизи, сверх, посреди, навстречу, наподобие, насчет, вместо – слитно. |
Запомните:
В силу, в связи, в целях, по причине, по поводу, за счет, в виде, по мере и др. – раздельно |
Слайд 15.
4. Тренировочные упражнения
1) Дидактическая игра «Найди соответствия».
Задание: соедините линиями синонимичные конструкции.
Слайд 16 . Проверьте себя:
Справка: Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Слайд 17. 2) Игра «Корректор»
Задание: замените конструкции, взятые в скобки, синонимичными – с производными предлогами.
(К открытию) Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню в виде грандиозной ажурной конструкции. (Хотя некоторые деятели культуры возмущались), он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну. Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, потому что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и устройства. (Из-за своей необычности) башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из самых разных стран увозят с собой ее макеты в виде маленьких сувениров.
Слайд 18. Проверьте себя:
- К открытию выставки – в связи с открытием выставки.
- Хотя некоторые деятели культуры возмущались – несмотря на возмущение некоторых деятелей культуры.
- Из-за своей необычности – благодаря своей необычности.
Слайд 19.
III. Подведем итоги:
1). Тестовая диагностика
Тест А: В этих предложениях выделенные слова – предлоги:
- Идем навстречу своей судьбе.
- Уличен в связи с бандитами.
- Он шел навстречу.
- В следствие вмешался прокурор.
- Вследствие проливных дождей урожай не убран вовремя.
- Он долго смотрел вслед уходящим.
- В связи с болезнью прошу продлить срок отпуска.
- Внутри большой истории Земли есть малые истории земные.
- Посреди равнины поднимаются две сопки.
- Благодаря почтенную публику, Чичерин склонил голову
Слайд 20 Тест В: Строчки, в которой все слова пишутся слитно
- (Не) смотря на слухи, (в)виду затруднений, (за)счет прибыли.
- (В) след за ним, (в) следствие морозов, (по) середине площади.
- (В) виде круга, (в) заключение отметим, (во) избежание недоразумений.
- (На) счет квартиры, (в) нутри избы, (в) течение месяца.
- (в) место себя, (в)роде ссоры, (в) течение года.
Слайд 21 . Проверьте себя:
Правильные ответы:
- Тест А: 1, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Тест В: 2.
Слайд 22. 2). Если вы справились успешно, вполне можете приступать к выполнению творческого задания.
Слайд 23. Вернитесь к тексту «Что произошло с предлогом», ответьте на вопросы:
- Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?
- Объясните, как помогает текст отличить производный предлог от омонимичной формы.
Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.
Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.
Используйте выводы и справочные материалы.
Слайд 24.
3) Творческое задание: Составьте проект наглядного пособия по теме «Производные предлоги».
Это может быть схема, рисунок, таблица, главное условие – представить учебный материал так, чтобы в нем все было понятно мальчикам. Проведите представление работы по типу презентации.
Слайд 25. Примерный образец выполнения работы:
Наглядное пособие по теме «Производные предлоги»
Цель:
Для кого:
Вид наглядного пособия:
Автор проекта: