Мы уже много говорили о том, как наши слова влияют не только на нашу жизнь, но и на жизни окружающих нас людей. Сегодня хочется затронуть тему и поговорить о силе благословения и силе проклятия.

Иак.3:10 «Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть».

Еф.4:29 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Сила благословения и сила проклятия.

В жизни каждого человека происходят разные события. Эти реалии могут быть:

  • видимыми;
  • невидимыми.

Вот что пишет Павел во 2-Коринфянам 4:17-18 «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно ».

Видимое – это все то, что происходит с нами каждый день, то, что мы видим и ощущаем, все материальное. Наше окружение, наше благосостояние, или наоборот, нужда в чем-то.

Невидимое – это то, чего нельзя увидеть глазами. Это духовная часть нашей жизни. И именно духовная часть оказывает значительное влияние на все видимое.

Как же это все связано с влиянием слов на нашу жизнь спросите вы? Напрямую связано!

Все, что мы произносим, будь то благословение или проклятие, относится к духовному миру. И, конечно же, главным инструментом являются слова. В них сокрыта великая сила, ведь недаром Писание уделяет языку особое внимание.

И благословение и проклятие имеют два очень важных факта.

  • И то и другое понятие не ограничивается только одной особой. Они имеют вирусное распространение;
  • Благословение и проклятие не имеет срока годности. Оно действует до тех пор, пока не произойдет то, что сможет это остановить.

Исключительно благодаря слову благословение и проклятие набирает силу. Абсолютно неважно сказаны эти слова вслух или написаны на бумаге – это толчок, который не имеет обратной силы. Сказанное вами слово либо созидает, либо уничтожает все на своем пути!

Решать только вам!

Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (Притчи 18:21 ).

Что такое благословение?

Всем хорошо знакомы выражения «Будьте благословенны», «Да благословит тебя Господь на новый год твоей жизни» и другие. Но что они обозначают? Какой посыл в них заложен?

Обычно под Божьим благословением понимается «умножение материальных благ» или «Божественная охрана».

В переводе с иврита слово благословение «Барух» означает дать силу на чье-либо процветание.

Если разбить его на две части, то мы получим два отдельных слова.

  1. Благо;
  2. Слово.

Давайте с вами, дорогой читатель, разберемся что такое «благословение» и как Библия его трактует.

На Востоке существует обычай. Если гость приходит в дом, его приветствует хозяин словами «Барух хаба», что в переводе означает «Будь благословен». Таким образом гостя принимают в семью. Хозяева готовы накормить его, обогреть, предоставить жилье на некоторое время и защитить его в случае необходимости.

Как только гость намерен покинуть дом, то с ним прощаются такими словами «Шалом леха» – «Да будет мир с тобой». И это обозначает только одно, что хозяин будет покровительствовать над гостем, даже за пределами его дома.

Данная традиция является ярким и наглядным примером того, как Господь покровительствует над каждым из нас даже «за пределами его дома». Бог предоставляет людям вход, общение и защиту.

Как написано во Второзаконии 11:26 – 29 «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете. Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Геризим, а проклятие на горе Эйвал (Гевал)».

Первый раз человек получил благословение Господа в Едемском саду. Быт.1:28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ».

Что такое проклятие?

Поскольку это слово является полной противоположностью слова благословение, то проклятие означает плохие, худые и скверные слова, или пожелание кому-либо беды или несчастья.

В Писании также первое проклятие упоминается в самой первой книге, Бытие .

14 «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Быт.3:14-19)

Бог проклял змея за то, что он обманул Еву. А Адама и Еву – за их непослушание.

Сегодня люди сплошь и рядом проклинают друг друга, не отдавая отчета своим словам. Когда самые близкие в глаза кричат слова проклятия, при этом, не отдавая себе отчет в том, что будут последствия. А потом в их жизнь приходит беда, они начинают искать причину или винить в этом кого-то.

Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы ссора разрасталась до огромных размеров, где вы уже не в состоянии сдерживать свои эмоции и готовы произнести любую гадость в адрес близкого человека, для того чтобы только уколоть его еще больнее.

Что нам позволительно и не позволительно говорить?

Оружием нужно умело пользоваться. Никогда не наводя его на человека.

Библия предупреждает нас о том, какие слова нам стоит говорить, а какие произносить категорически запрещено

Притчи 15:4 « Кроткий язык – древо жизни, но не обузданный – сокрушение духа».

«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует». Притчи 12:8

Однажды молодая девушка обратилась к психологу за помощью. Это была ее последняя надежда, поскольку все предыдущие врачи и лечения не помогали. Придя к доктору, она показала свои руки. Ее мучили сильные боли, а пальцы были распухшие и покрытые язвами. Психотерапевт во время беседы узнал, что не так давно, мать этой девушки, у которой был вспыльчивый характер, накричала на дочь из-за ее медлительности, и сказала в сердцах: «Да чтоб у тебя пальцы отгнили, бестолочь!» Мать девушки была достаточно энергичная. Она попросила дочь подшить подкладку на пальто, и каждые несколько секунд заглядывала к ней, чтоб контролировать процесс. Конечно же, девушка, стараясь сделать работу быстрее, как этого хотела мать, зашила все не так ровно. Это и разозлило женщину, она накричала на дочь, и переделала всю работу сама. Конечно же, мать не желала зла своей дочери, но сказанные слова оказались проклятием, которое сразу же пришло в действие. Данные слова были сказаны с таким негативным оттенком, что повлекли за собой болезнь.

Тогда назревает вопрос о том, как мать могла ТАКОЕ сказать своему ребенку? Лучший вариант такого сценария мог бы закончится тем, что мать могла просто сама себе подшить пальто и не трогать ребенка, либо помочь ей справиться с этим, только без крика и шума, и проклятий!

В Ветхом Завете написано, кого нельзя было проклинать. Это:

  • родителей;
  • правителей;
  • глухих;
  • Бога Творца.

Иисус же наоборот, призывал благословлять даже тех, кто нас проклинает.

Лука 6: 28 «…благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас ».

Зачем отвечать злом на зло? Его нужно пресекать на корню и не давать ему распространятся на поколения.

Когда вы с Господом, вы противостоите всему миру, всему злу, что находится на земле. Вы сильны Духом и можете со всеми неурядицами справиться. Вы благословенны, т.е. находитесь под Божьим попечительством.

Кто имеет дар благословения?

Люди, которые отдали свою жизнь Спасителю Иисусу Христу, которые стараются жить по Его завету и хранят свои уста от скверны, находятся под Божьей защитой. Поэтому проклятие, сказанное в их адрес, не сбудется. Вот что об этом написано в Писании: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется». (Прит.26:2 )

У евреев есть традиция. Отец, перед своей смертью, благословляет своих детей. Почему получение благословения для них так важно? Если мы прочитаем историю о том, как Исаак благословлял своих детей, то все станет ясно. (Бытие 27 ) Какое благословение даст отец на дальнейшую жизнь, так и будет. У Исава и Иакова так и случилось.


Отцовское благословение – это мощная защита для ребенка.

Благословение – это не просто какая-то поздравительная открытка с хорошими словами. Это слова, сказанные от чистого сердца с любовью, которые способны повлиять на судьбу человека.

Отец – это глава семьи. И как он скажет, так и будет жить его семья. По сути – это ангел – хранитель для детей. Отцовская сила слова настолько велика и неизмерима. Ведь то, что делает отец для своих детей – это во благо!

Поэтому до сих пор существует обряд родительского благословения для детей, вступающих в брак.

Последствия благословения и проклятия.

Каждое сказанное нами слово имеет свои последствия. Однако сила благословения и сила проклятия намного больше и глубже, чем может себе кто-либо представить. Казалось бы, незначительное слово, но оно влияет не только на того человека, к кому оно обращено, но и на весь его дальнейший род, передаваясь из поколения в поколение. А если это проклятие, то только Бог может разрушить его.

А для того, чтобы вам начать освобождаться от различного рода проклятий нужно следовать нескольким пунктам:

  1. Исповедуйте вашу веру во Христа и Его жертву, принесенную за вас
  2. Покайтесь во всех ваших грехопадениях
  3. Принять прощение всех грехов
  4. Простить всех ваших недоброжелателей
  5. Отрекитесь от всех контактов с оккультным миром
  6. Молитесь молитвой освобождения от проклятий

Господь Иисус Христос, я верю, что Ты есть Сын Божий и Единственный путь к Богу; и что Ты умер на кресте за мои грехи и воскрес из мертвых. Я складываю всякий свой бунт и всякий свой грех, я подчиняю себя Тебе, как своему Господину. Я исповедую все свои грехи перед Тобой и прошу Твоего прощения – особенно за любые грехи, повлекшие за собой проклятие в моей жизни. Освободи меня также от последствий грехов моих предков.

Решением своей воли я прощаю всех, причинивших мне вред или плохо поступивших со мной – так как я хочу, чтобы Бог простил меня.

В особенности я прощаю…

Я отрекаюсь от всех контактов со всем оккультным и сатанинским, если у меня есть какие-либо “объекты контактов”, я посвящаю себя на их разрушение.

Я разрушаю все сатанинские притязания против меня.

Господь Иисус, я верю, что на кресте Ты взял на Себя всякое проклятие, которое могло когда-либо прийти на меня. Итак, я прошу Тебя сейчас освободить меня от всякого проклятия над моей жизнью – во имя Твое, Господь Иисус Христос!

Теперь верой я принимаю свое освобождение и благодарю Тебя за него.

  1. Верьте в то, что вы освободились от оков проклятий и открыты для благословения.

Перед тем как что – то сказать – обязательно следует подумать. Особенно это касается сквернословий, проклятий и слов с отрицательной энергетикой.

Думать нужно всегда. Ведь человек – это существо разумное, наделенное даром речи. В этом и есть отличие нас от животного.

Будьте людьми!

Благословляйте, а не проклинайте, и Вы будете благословенны!

Заглавие

«Песнь восхождения». Мы добрались наконец до последней из этих песней. Возвращаясь домой, паломники запевают заключительный псалом. Они покидают город ранним утром, ведь многим из них предстоит долгая дорога. Солнечные лучи не успели еще озарить небо, а странники уже в пути. Выйдя за ворота, они видят стражу на стенах храма и светильники, горящие в окнах комнат, окружающих святилище. Взволнованные этим зрелищем, они запевают прощальный гимн, обращенный к постоянным служителям святого храма. Их призыв, в свою очередь, откликается в сердцах священников, и из святилища вслед паломникам летит прощальное благословение, которое содержится в третьем стихе. Суть его сводится к следующему: «Вы пожелали, чтобы мы благословили Господа, и теперь мы молим Его благословить вас».

Данный псалом напоминает нам о необходимости молиться за служителей Божьих и призывать их самих благословлять свою любящую и благочестивую паству.

Истолкование

1 Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. 2 Воздвигните руки ваши к святилищу и благословите Господа. 3 Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю.

1. Зов паломников привлекает внимание ночной стражи. Покидающие город паломники пробуждают священное братство тех, чей долг охранять дом Господень. Оглядываясь вокруг, они повсюду находят повод воспеть хвалу. Возводя очи к ночному небу, они славят Творца вселенной, озарившего небо звездами, а землю - Своей любовью. Пусть их хвалебная песнь звучит вечно. Их уходящие братья громкими голосами как бы говорят: «Будьте бдительны, исполняйте свой долг, славьте и благословляйте имя Яхве!» «Благословите ныне Господа». Хвалите Яхве. Поклоняйтесь Ему с благоговением, приблизьтесь к Нему с любовью, ликуйте в присутствии Его. Не довольствуйтесь хвалой, подобной той, что поют Ему все дела рук Его, но по призыву святых «благословите» Его. Он благословляет вас, так последуйте же Его примеру с радостью. Слово «благословите» можно считать ключевым в этом псалме. Первые два стиха напоминают нам о необходимости благословлять Яхве, а в последнем благословение Божье несется вслед удаляющимся паломникам. О, если бы земля наполнилась благословениями, так что словами «блаженный» и «благословение» можно было бы описать всю нашу жизнь. Пусть другие льстят ближним, поклоняются звездам или хвалятся сами собой, но мы будем благословлять Яхве - вечный источник благословений.

«Все рабы Господни». Ваш долг благословлять Его, так будьте примером для всех нас. Слугам пристало славить своих господ. Никто из вас не должен служить Ему по принуждению. Благословляйте Его, неся свое служение. Благословите Его за то, что Он даровал вам право и способность служить Ему и теперь принимает ваше служение. Служить Яхве - великая честь, благословение, превосходящее все прочие. Но служить в Его храме, в доме, где Он обитает, - еще более славное призвание. Кто же еще благословит Господа, если не вечно пребывающие с Ним в Его храме? «Стоящие в доме Господнем, во время ночи». Можно легко представить, что паломники отчасти завидовали тем, кому выпала честь нести стражу у храма и совершать все необходимое в ночные часы. Торжественная тишина ночи лишь усиливала трепет, внушаемый славой Господней, осиявшей храм - священное место поклонения. Благословенны священники и левиты, помазанные на столь великое служение. Им более всех пристало благословлять Господа во время своих ночных бдений. Потому паломники сочли своим долгом напомнить им об этом. Служители Божьи не должны исполнять свои обязанности машинально, они призваны служить от всего сердца, прославляя Бога каждым своим словом и движением. Хорошо нести стражу, но еще лучше «бодрствовать в молитве» и хвале. Когда ночь сходит на церковь, Господь поставляет святую стражу Свою хранить истину. Стражи эти должны, не падая духом, благословлять Господа даже в самые страшные часы. Будем же поощрять их к этому, напоминая о святом долге благословлять Господа во всякое время и славить его непрестанно.

2. «Воздвигните руки ваши к святилищу». Служащие в святилище должны трудиться, бодрствуя и не покладая рук, движимые священным рвением. Руки, сердца и все прочие члены тела должны быть освящены для поклонения Господу. Подобно ангелам небесным, денно и нощно прославляющим Бога, ангелы церкви всегда готовы петь хвалу. «И благословите Господа». Это их главное занятие. Их долг - благословлять людей своим учением, но еще более благословлять Яхве своим поклонением. Слишком часто мы рассматриваем совместное поклонение лишь с точки зрения его полезности для людей. Однако при этом мы упускаем из виду нечто гораздо более важное. Необходимо следить и за тем, чтобы все верующие с благоговейным трепетом превозносили и славили Бога. Уже второй раз Давид произносит слово «благословляйте» применительно к Яхве. Благослови, душа моя, Господа, и пусть все другие души благословят Его вместе с тобой. Мы не воздремлем даже в часы ночной молитвы, если наши сердца будут неустанно благословлять Бога во Христе Иисусе, прообразом которого и было присутствие Божье во святилище.

3. Этот последний стих - ответ храмовых служителей паломникам, готовым отправиться в путь с первым лучом солнца.

Древнее благословение первосвященника снисходит и изливается на каждого из паломников. «Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю». Один за другим вы расходитесь по своим домам, да снизойдет на всех вас благословение Божье. По воле Яхве вы побывали в Его святом граде и храме. Теперь возвращайтесь, получив благословение, которое может даровать только Он один - божественное, беспредельное, действенное и вечное. Уходя, вы не оставляете позади славные творения рук Яхве, ибо Он создал небо, которое над вами, и землю, по которой вы ходите. Он ваш Творец, могущий явить вам неслыханную милость. Он может вселить в ваши сердца радость и мир и сотворить для вас новое небо и новую землю. Да одарит вас Творец изобильными благословениями. Эти слова исходят из города великого Царя, от Его преданных служителей по слову закона Его, потому сказано, что они звучат «с Сиона». По сей день Господь благословляет народ Свой через церковь, Евангелие и уставы дома Своего. Общение святых открывает для нас бесчисленные преимущества. Да будет каждому из нас даровано еще большее благословение Господне. Сион не может благословлять, и даже святейшие служители только желают нам благословений. Но Яхве может и желает благословить каждого из уповающих на Него. Да будет так и в этот добрый час. Хотим ли мы этого? Так благословим же и мы Господа. Сделаем это и во второй раз. И тогда можно не сомневаться, что, в третий раз подумав о благословении, мы увидим, как оно снисходит на нас из руки Вечно Благословенного. Аминь.

Псалом в целом.

1. Мы благословляем Бога (ст. 1-2).

а) Как? Любовью, послушанием, молитвой, хвалой.

б) Где? «В доме Господнем», в «святилище».

в) Когда? Не только днем, но и ночью. В далеком прошлом некоторые проводили в храме всю ночь или ее часть, прославляя Бога. Если Христос ночами молился за Свой народ, то и мы не должны считать для себя слишком большим трудом петь Ему хвалу в ночные часы. Не следует пренебрегать вечерними богослужениями ни в субботу, ни в другие дни недели.

2. Бог благословляет нас (ст. 3).

а) Благословляемые. «Благословит тебя» - всякого, кто благословляет Его.

б) Условие. «С Сиона». При условии исполнения своих духовных обязательств, а не пренебрежения ими.

в) Само благословение исходит от Господа. Благословенны благословляемые Им.

Весь псалом.

1. Бог - источник благословений.

2. Небеса и земля свидетельствуют о Его способности благословлять.

3. Церковь - проводник благословений.

4. Святые - посредники в распространении благословений.

5. Богатства, сопровождающие божественное благословение.

Весь псалом.

1. Неповторимое служение - ночная храмовая стража.

2. Духовное общение - страшная слава святилища.

3. Святое воздевание рук, сердец, глаз.

4. Хвала, воспетая в ночи, разносится во свете дня.

5. Ответ звезд во исполнение молитвы. «Благословит тебя Господь… сотворивший…»

Стих 1 .

1. Ночь спускается на святилище: темные периоды истории церкви.

2. Но Господь выставляет стражу: Уиклиф и его соратники в ожидании Реформации; вальденсы и т. д. Никогда ночь не была слишком темной, чтобы славить Бога и служить Ему.

3. Днем и ночью левиты несут свое служение.

Стих 1 . Служители Господни призваны:

1) радостно и преданно служить Ему. Пойте за работой, даже если вокруг темно;

2) стремиться использовать любую возможность служения. «Во время ночи» так же, как и днем «благословите Господа»;

3) избегать всего, что препятствует их служению. Когда вас одолевает дремота, скажите:

«Восстань и пробудись, душа, За ангелом вослед спеша, Покуда не взойдет заря, Хвали великого Царя».

Стих 1 . Указания к поклонению.

1. Оно требует сосредоточенности.

2. Оно должно сопровождаться благодарной радостью. «Благословите Господа».

3. Оно должно быть совместным. «Все».

4. Поклоняться Богу следует с благоговением. «Стоящие в доме Господнем».

5. И непоколебимым постоянством. «Во время ночи».

Стих 1 . «Стоящие… во время ночи». Ночные стражи дома Господня. Их ценность, их незаметное служение, опасность сна, их утешение, их достоинство и воздаяние.

Стих 2 . Составные части поклонения.

1. Воздетые к небу руки. Рвение, мужество, молитва, устремление.

2. Возносимые к небу сердца. Благодарите, хвалите, славьте и любите Господа.

Стих 3 . Божественное благословение:

1) от Творца - изобильное, новое, многообразное, безграничное, непреходящее, явлено в сотворении земли и неба;

2) от Искупителя - щедрые, действенные и вечные благословения, в которых мы более всего нуждаемся. Явлено нам в Его пребывании среди людей, искуплении Церкви, приготовлении небесных обителей, откровении славы, воцарении на небесном троне.

Мы часто говорим о благословении, не задумываясь про смысл этого слова. Провожая человека в долгую дорогу, даем ему напутствие – “благословит тебя, Господь”, представляем родителям избранницу – “мы решили пожениться, благословите нас”. Для христианина слово “благословение” имеет особый смысл – это одобрение, помощь и напутствие от самого Господа. Зачем христиане просят благословения? Можно ли вступать в брак без благословения родителей? Кого мы можем просить о благословении?

У понятия “благословение” несколько определений. Именно так принято называть, в первую очередь, действие Господа, посылающего Свою благодать на человека или целый народ. Но благословением может считаться и:

  • призыв пастыря, воззвание с просьбой ниспослать Божественную благодать;
  • разрешение духовника на тот или иной поступок;
  • одобрение родителей.

Если мы внимательно прочитаем слово “благословение”, то увидим, что оно составлено из частей “благо” и “слово”. Слово, дарующее благо и добро тому, кто его просит. Верующий человек всегда жаждет одобрения от Бога и в минуты сомнений может обратиться за советом, с просьбой о благословении к своему духовнику. Иногда мы благословляем друг друга, говорим “благослови тебя Господь”, желая человеку самого лучшего, призывая Бога помочь кому-то в благом деле или умоляем помочь пережить тяжелое испытание.
Это воззвание о помощи свидетельствует об истиной вере, ведь человек не будет просить защиты у того, кому не доверяет.

Формы благословения

  • пастырь благословляет паству, осеняя ее крестным знамением;
  • приветствуя священника, мы обычно просим благословения;
  • хвала Бога (напр. Пс.102 );
  • молитва о здравии и благоденствии другого человека;
  • одобрение родителей жениха и невесты на венчание;
  • разрешение священноначалия на то или иное действие.

Благословение от священника

Священники регулярно получают просьбы о благословении и с радостью отвечают на них. Важно помнить только о том, что получить благословение от духовника – не значит снять с себя ответственность. Кроме того, священник не может принять решение за самого человека. Правильно и хорошо просить благословения, если вы приходите в храм, попросить благословения с твердым намерением:

  • Примириться с близким;
  • Совершить благое дело;
  • Помочь кому-то;
  • Справиться с дурной наклонностью.

Но в храме вам вряд ли дадут благословения на греховные поступки. В фильме “Остров” есть эпизод, где молодая девушка просит благословения у монаха, не сообщая, на что именно ее нужно благословить. Прозорливый монах сурово прерывает ее, так как она просит благословения на аборт.

Если говорить о примирении, то Бог может благословить человека, но не действовать за него. Чтобы примириться с близким нужно искренне раскаяться и попросить прощения или же найти в себе силы простить обидчика самому.

Благословение принимают с особым чувством трепета и благоговения, ведь через священника нас благословляет сам Христос. Недаром для благословения руки складывают особым образом: пальцы изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос.

Чтобы попросить благословения надо сложить руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося слова: «Благословите, отец … (имя) (или Владыка – епископу)». Получив благословение, надо поцеловать руку священнику, так мы целуем невидимую руку Самого Христа Спасителя. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Не человек благословляет, а Бог его рукою и устами». И сам священник благословляет словами «Бог благословит!».

Благословение родителей

Родители традиционно благословляют молодых перед Таинством венчания, осеняя их иконой. Благословение при этом, конечно, дают не сами родители, а Господь.

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф.1:3)

Мы часто говорим друг другу: «Благослови тебя Господь!», но задумываемся ли мы над тем, что говорим. Что мы понимаем под благословениями? Говоря о благословениях, мы часто неправильно их себе представляем. Чаще всего мы считаем благословением что-то физическое или материальное. Например, если все в семье здоровы, мы считаем такую семью благословенной. Если есть достаточно денег, и нет долгов - благословение. Если у нас хороший дом или квартира, плюс машина - мы особенно благословенны. Если в семье много детей - она просто весьма благословенна. И действительно, всё это в какой-то мере является благословением от Господа, потому что и богатство, и здоровье, и детей даёт Господь.

Однако, что происходит, когда любимый человек сильно заболевает? Мы перестаём быть благословенными? Что происходит, когда мы всю жизнь ездим на троллейбусах и живём в плохих условиях? Бог нас не благословляет? Что происходит, когда мы теряем работу, и нет денег, чтобы купить самое необходимое? Когда дети становятся наркоманами и алкоголиками? Это означает, что Бог перестал нас благословлять? Ответ - нет! Проблема в том, что мы склонны рассматривать благословения как что-то, что приносит нам материальное или моральное удовольствие. Но мы забываем, что все эти благословения в лучшем случае временны! Деньги будут потрачены. Дом со временем обветшает. Здоровье ухудшится. Даже дети могут стать досадой и огорчением для своих родителей (Пр. 17:25), или никогда не придти к Богу, и погибнуть в аду как миллиарды других людей.
Мы должны знать, что настоящие благословения Божьи - не материальные или физические, потому что всё материальное проходит, оно не вечно, и может приносить с собой не только радость, но и горькую печаль. А ведь «Благословение Господне - оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22)
Что же является истинным, неизменным Божьим благословением, которое обогащает и приносит только радость?
Рассмотрим послание к Ефесянам 1 главу с 3-го стиха. Откройте вашу Библию, если хотите получить благословение.
Истинное Божье благословение - духовное, но прежде, чем мы его рассмотрим, давайте обратим внимание, как начинается этот стих. Вначале - хвала Господу! «Благословен Бог». Павел превозносит Господа, воздаёт Ему славу за Его величие. Далее он говорит, что «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа благословивший нас…». Глагол «благословивший» употреблён в прошедшем времени, в активном залоге, что означает, что в какой-то момент в прошлом Бог благословил нас, и те благословения, которые мы получили в какой-то момент в прошлом, продолжаются и сегодня, и будут продолжаться в будущем. Другими словами, мы были благословлены, мы сейчас благословлены и мы будем благословлены! Вы можете этого не ощущать, и обстоятельства жизни могут указывать на совсем противоположное, но факт остаётся фактом!
В 3-м стихе есть 3 истины, которые помогают нам больше узнать о Божьих духовных благословениях.
1. Количество духовных благословений (Сколько?).
Их количество можно суммировать в одном слове - «всяким», т.е. «все». Это означает, что в Господе мы находим абсолютно всё, что нам нужно для нашей христианской жизни. Бог ничего не утаил от Своих детей. Когда Он даровал нам спасение, Он дал нам всё необходимое для служения Ему. У нас есть всё, чтобы быть довольными, успешными, послушными и полезными для Божьего Царства и иметь счастье в Иисусе Христе! Когда мы пришли к Богу, мы получили всё необходимое от Него! Мы получили всё это в момент обращения, и ничего больше не осталось на потом!
2. Качество духовных благословений (Какие?).
Павел говорит о них, как о «благословениях в небесах». Это буквально означает, что эти благословения созданы в небесах. Это не земные благословения, это небесные благословения! Помня об этом, мы рассмотрим, что именно эти небесные благословения из себя представляют. О них говорится с 4 по 14 стихи.
Стих 4 говорит о предпочтении. По какой-то причине, Бог по Своей мудрости, избрал меня и вас братья и сёстры прежде создания мира. Он знал меня, прежде чем соткал в утробе матери, и уже тогда определил, что я буду членом Его семьи. Невозможно объяснить и полностью понять это избрание и все его последствия, но я буду радоваться этому! Одно из величайших духовных благословений, которое получили все христиане - это то, что они были избраны во Христе благодатью Божьей. (Рим. 8:28-31) «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» Он полюбил меня, несмотря на то, что знал обо мне всё. Какое благословение!
Стих 5 говорит об принятии. Мы были приняты в Божью семью. Т.е., в момент нашего обращения к Богу в молитве покаяния, мы стали детьми Божьими. (1 Ин. 3:2) «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Мы Его сыновья и дочери (поэтому называем друг друга ‘братья и сёстры’) и имеем все права и привилегии. (Рим. 8:17) «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». Мой Небесный Отец усыновил меня, и я - Его дитё. Какое благословение!
Стих 6 говорит о примирении. Слово «облагодатствовал» означает «удостоил благословениями; сделал привлекательными; окружил благосклонностью». Когда мы уверовали в Господа Иисуса Христа, мы примирились с Богом, и перестали быть отчуждёнными, безбожниками и врагами. Как пишет Павел (Еф. 2:16, 19), мы примирились «с Богом посредством креста… и уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» Эти стихи буквально означают, что Бог доволен нами! Многие христиане тратят много времени, пытаясь сделать то, что Иисус уже сделал, когда умер на кресте - угодить Небесному Отцу! Небесный Отец доволен мной, потому что я облечён в праведность Христа. Какое благословение!
Стих 7а говорит о победе Христа. Три греческих слова в НЗ переведены как «искупление». Это слово означает «отпускание на свободу пленника после уплаты выкупа». Здесь говорится о покупке раба, а затем его немедленном освобождении. Это то, что совершил для нас Иисус! Он уплатил выкуп Своей собственной жизнью. (1 Пет. 1:18-19) «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца». А затем Иисус освободил нас. (Луки 4:18) Иисус сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».
Стих 7б говорит о прощении. Мы получили и получаем прощение грехов, потому что Иисус богат благодатью и даёт её всякому, кто просит у Него прощения. (Пс. 102:12) «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши». (Ис. 43:25) Господь говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». (Михей 7:18-19) «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши». Бог простил и прощает нам все наши грехи, когда мы исповедуем их. Какое благословение!
Стих 11 говорит о получении наследства. Каждое дитё Божье имеет приготовленные лично для него обители на небесах. (Ин. 14:1-3) «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Это самое прекрасное наследство, которое только может быть - наследство нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для нас (1 Пет. 1:4). У меня есть дом на небесах. Какое благословение!
Стих 12 говорит о нашем преобразовании. Здесь говорится о новом образе жизни, который мы принимаем, когда верим в Иисуса Христа как нашего Спасителя и Господа. Наше упование на Христа изменяет нашу жизнь. (2 Кор. 5:17) «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Вера во Христа, которая не приносит внутренних и внешних изменений, - не является живой спасительной верой. Такая вера мертва. Когда Христос дарует нам спасение, Он начинает процесс преобразования нашей жизни, когда мы всё больше уподобляемся Ему во всех делах, словах и даже мыслях. Он даёт нам жизнь и способность жить новой жизнью. Какое благословение!
Стихи 13-14 говорят о нашей полной сохранности. В момент нашего обращения мы были запечатлены Святым Духом. Он является залогом, т.е. предоплатой, первым взносом, гарантирующим наше вечное спасение. Святой Дух - это Божье обещание, что то, что Бог начал совершать в нас в момент уверования, Он будет продолжать совершать, пока мы не окажемся на небесах. (Флп. 1:6) «Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Мы знаем в Кого уверовали, и уверены, что Он силён сохранить залог наш на оный день (2 Тим. 1:12). Какое благословение!
3. Квалификация для получения духовных благословений (Кто?).
В 3 стихе есть важное условие, при котором человек получает все духовные небесные благословения. Этим единственным условием является пребывание «во Христе»!
Единственный способ для любого человека получить все духовные благословения - это пребывать в Иисусе Христе. В момент обращения (уверования, покаяния) человек помещается в тело Христа. (1 Кор. 12:13) «Все мы одним Духом крестились в одно тело, … и все напоены одним Духом». Все христиане - «тело Христово» (1 Кор. 12:27). Мы погрузились в Христа! Пребывая во Христе, верующий человек становится соучастником всех духовных благословений.
Когда мы посмотрим на наши благословения с точки зрения Господа, думаю, мы все скажем, что мы воистину благословенны! Бог даровал нам неописуемые и бесценные благословения. Нам нужно только научиться славить Господа за Его благословения. Мы должны помнить, что то, что мы часто считаем благословением, на самом деле может им не являться. Настоящие благословения - духовные, которые мы имеем всегда, не зависимо от того, что происходит вокруг. Истинные благословения не изменяются и никогда не проходят. Если мы получили Божье спасение, мы обильно благословлены! Будем благодарить Господа за эти благословения!

Больше всего на свете мы, христиане, жаждем благословения. Проснувшись утром, мы молимся: «Боже, благослови меня и мою семью, нашу церковь». Каждое богослужение начинается мольбой о благословении. Мы прекрасно знаем, для чего нам оно нужно: Божье «благословение обогащает, и печали с собой не приносит» (Пр.10:22). Однако мы мало задумываемся о том, кто имеет право на благословение. Не отсюда ли истоки циничной поговорки «Благословясь, не грех»?». Люди полагают, что Бог раздает благословения не глядя, направо и налево. Библия же учит, когда мы приходим с прошениями к Богу, Тот обращает внимание прежде на состояние сердца, а потом решает благословить или нет. Именно этому учит нас псалом 66.

1. Благословение дается смиренным!

Начальнику хора. На струнных [орудиях]. Псалом. Песнь. Боже! будь милостив к нам и благослови нас,

Мы живы только по милости Божьей (Плач 3:22). Важно понять: у нас нет никаких прав на Божьи блага, а Он нисколько не обязан их нам давать, потому что мы согрешили и лишены славы Божьей. Следовательно, мы не вправе требовать благословения, мы можем только смиренно просить Господа о нем. И согласно Божьему правилу, смиренные обретают благодать, а гордые остаются ни с чем (1 Петра 5:5).

Слово «смирение» обозначает не только «скромность». Среди его смысловых оттенков – «угнетённость», «жалкость», «бедность», «нищета», «уничиженность». Смирение возникает от осознания своей греховности и ничтожности в сравнении со святостью и величием Бога. Фома Кемпийский писал: «Кто себя вправду знает, тот низко о себе думает» .

Нам очень полезно проверить, насколько мы смиренны, чтобы иметь полноту Божьих благословений. Весли Дьюэл дает несколько полезных советов, как это сделать: «Измеряйте недостаток смирения у себя желанием получать хвалу от окружающих, желанием первенствовать, жаждой признания. Измеряйте недостаток смирения высоким мнением о себе самом, привычкой выставлять напоказ свои таланты, способности достижения. Измеряйте недостаток смирения тем, сколько часто вы обижаетесь и чувствуете себя оскорбленным, тем, насколько болезненно реагируете на презрительное отношение окружающих и тем, насколько сильно вас расстраивает их критика. Измеряйте нехватку смирения своим роптанием о своей незавидной доле и тем, насколько сильно вы ощущаете недовольство вами окружающих, сколь часто вы сплетничаете о родных и друзьях» .

Смиренный человек обладает мягким сердцем, готовым проливать слезы сокрушения, умиления и сострадания. Все святые были смиренными людьми. Они со слезами просили о ниспослании им Божьего благословения, глубоко сознавая, насколько они его недостойны. О патриархе Иакове, просившем Бога: «не отпущу, пока не благословишь меня», сказано: «Он боролся с Ангелом — и превозмог». Чем же превозмог Иаков Ангела — своим упорством или физической силой? Нет и нет! Он превозмог Ангела своим смирением! Пророк продолжает: «он плакал и умолял Его» (Ос.12:4)

Новый Завет повествует, что смиреннейший Иисус Христос не обошелся без слез. «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение» (Евр.5:7).

Так что, если хочешь иметь благословение – припади смиренно к ногам милосердного Бога. И Он, утешающий смиренных, утешит тебя Своим благословением. «Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим» (Втор.33:3).

2. Благословение дается миссионерам!

освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.

В этих словах выражены миссионерские устремления, побуждающие молить о благословении: «дабы познали на земле путь Твой». Иначе это можно было бы выразить так: «Господи, благослови нас стать миссионерским народом»! Псалмопевец просит Бога осветить Израиль светом лица Своего. Значит, сам по себе народ Божий не является источником света. Он может лишь отражать падающий на него свет лица Божьего, как отражают ночью свет автомобильных фар дорожные знаки. Без света лица Божьего мы пребываем во тьме, но, будучи освещены Им, способны указать другим путь к благословению.

Именно для этой важной исторической задачи был избран Израиль. Он должен был принести в языческий мир познание о Боге и Его праведных законах. Однако распространение познания Бога в языческом мире могло осуществиться лишь в том случае, если бы эти законы работали в самом Израиле.

«Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный. Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» — (Второзаконие 4:5-9).

К сожалению, Израиль не выполнил своей миссии. Поэтому Бог передал это служение людям, принадлежащим к прочим народам, но принявшим Евангелие. Но святая жизнь верующих людей в большей мере способна убедить неверующих принять Благую Весть, чем тысячи сказанных слов. Христос сказал: «Потому узнают все, что все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан.13:35).

Какое мудрое наблюдение – делиться плодами праведной жизни. Недаром Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

Стремимся ли мы обрести благословение для того, чтобы нести Благую весть погибающим? Без этого мы не можем с полным правом называться христианами! Сперджен спрашивал: «у вас нет желания, чтобы другие спаслись? Тогда вы сами не спасены. Будьте в этом уверены»! И далее он продолжал: «Если ад должен быть наполнен, пусть он, по крайней мере, будет наполнен в противодействие нашим усилиям, и пусть никто не окажется там без предупреждения и молитвы за него».

3. Благословение дается славящим Бога!

Тот, кто обрел спасение, стремится более и более познавать Бога. Ключевая истина в познании Бога – это истина о Божьем всевластии. Тот, кто познает всевластие Бога, будет вдохновлен прославлять Бога за него. В псалме указывается три удивительные характеристики Божьего всевластия, наполняющие сердце радостной хвалой:

1) Божье всевластие абсолютно: Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена. Власть Господа распространяется не только на большие, но и на малые народности. В пророчествах Исайи, Иеремии, Даниила Бог обращается к ним со словом увещевания или осуждения (Ис.13, 15 главы). Бог не забыл и великую многонациональную Россию, ведь и в ней есть церкви Божии, и в ней проповедуется Евангелие..

2) Божье всевластие праведно: ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. Библия говорит, что Бог судить племена за идолопоклонство, гордость, жестокость, пролитие невинной крови, мздоимство, ложь, пьянство, блуд. Эти суды происходят через стихийные бедствия, войны, пленение, хозяйственная разруха, и даже полное истребление нации. Вавилон, Ассирия, Египет, Сирия, Израиль, Греция, Римская империя – вот неполный перечень стран, который были подвержены Божьим судам.

Показателен опыт Вавилонского царя Навуходоносора, который был праведно наказан Богом за превозношение. «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо (Даниил 4:26-34).

3) Божье всевластие радостно: Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все !

Ничто так не утешает и не укрепляет в скорбях, как вера во всевластие Бога. Одна верующая женщина, перенесшая тяжелую операцию, говорила мне: «Только одно утешает меня в болезни – Бог все держит под контролем. А это значит, Он царствует»! Псалмопевец желал, чтобы Божье всевластие вызывало у людей радостное восхваление.

В своем романе «Камо грядеши» Сенкевич описывает сцену казни большой группы христиан на цирковой арене. Их должны были растерзать голодные львы. И вдруг произошло невероятное – христиане опустились на колени и запели гимн «Господь царствует»! Они не пели: «Господи помилуй» или «Господи, избавь», но «Господь царствует». Эта радостная хвала перед лицом мученической смерти потрясла язычников — такого мир еще никогда не видел. Бог оставался Царем и в тот трагический час и короновал мучеников венцами славы.

4. Благословение дается нуждающимся!

Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.

Мы — люди нуждающиеся. Наше физическое существование зависит от дождей и плодородной почвы. При благоприятном взаимодействии этих факторов растут и созревают хлеб, фрукты и овощи, и наступает радостный праздник жатвы. Библия говорит, что этими факторами управляет Бог. Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф.5:45). Вот почему праведники просят Бога о хлебе насущном.

Библия предупреждает, что не всегда и не всем будет даровано благословение хлеба и воды. Поддержание нашего существование оправдано лишь тогда, когда мы живем для того, чтобы свидетельствовать о Христе. Пропитания достойны миссионеры, остальные воруют хлеб у Бога!

Новостные агентства содержат нерадостные прогнозы относительно достатка продовольствия. «Рост мировых цен на продовольствие может повлечь за собой голодные бунты. Такое заявление сделал министр сельского хозяйства Франции Брюно Ле Мер (Bruno Le Maire) на совместной пресс-конференции с генеральным директором Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Жаком Диуфом (Jacques Diouf). Об этом сообщает AFP.

Накануне ФАО в официальном пресс-релизе сообщила, что мировые цены на продукты питания в очередной раз достигли исторического максимума. В январе текущего года продовольственный индекс цен ФАО (включает цены на зерно, масличные культуры, молочные продукты, мясо и сахар) вырос на 3,4 процента по сравнению с декабрем и составил 231 пункт — самой высокой отметки с 1990 года, когда ФАО начала измерять индекс.

При этом в ФАО отметили, что цены на продовольствие, скорее всего, останутся высокими в течение ближайших месяцев. При этом сильнее всего могут пострадать Китай, Индия, Индонезия и Россия, передает CBC News.

Рост цен на продукты питания, как считают в ФАО, является одной из основных причин текущих беспорядков в Египте и декабрьских волнений в Тунисе. В 2007-2008 годах, когда индекс цен ФАО составил около 200 пунктов, продовольственная инфляция спровоцировала голодные бунты в 61 стране. (http://www.lenta.ru/news/2011/02/04/riot/)

Грядущая великая скорбь, свидетельствует книга Откровения 6:5-6, будет отмечена голодными временами. Царство антихриста не будет иметь благословения в продуктах питания.

Имея все это в виду, будем дорожить благами, которые дает нам Господь, и не перестанем просить о них!

5. Благословение дается благоговеющим!

Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли. (Псалтирь 66:1-8)

Правильное отношение к Богу можно передать словом благоговение . В тексте псалма это выражено словами «да убоятся». Почему благоговение так важно?

Благоговение характеризует верное восприятие Бога, как Бога . Верное восприятие Бога определяет верный характер поклонения, взаимоотношений с Ним. И лучшей иллюстрацией тому являются взаимоотношения Авраама с Богом. Авраам был назван «другом Бога». От него не хотел скрыть Создатель Свое решение истребить развращенные города Содом и Гоморру.

Существует ошибочное мнение, что, имея с Богом тесную дружбу, мы можем позволить себе некоторую раскрепощенность в отношениях с Ним. Именно так вела себя одна «христианка»: «Господи! если Ты не дашь мне жениха, я пойду в мир!» Или: «Бог! Ты сегодня прямо таки молодец!». Однако не так ведет себя Авраам! В доверительном разговоре с Богом он признается. «… вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел». (Бытие 18:27) Выражения «решился говорить», «Владыка», «прах и пепел» показывают — чем ближе человек к Богу, тем смиреннее он себя ведет. Между нами и Богом такое же великое различие, как между художником и его картиной.

Также благоговение пред Богом сохраняет нас от греха . Когда братья Иосифа обеспокоились тем, не отомстит ли он за их прошлые преступления, они услышали такой ответ: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их» (Быт.50:19-21). Братья успокоились только потому, что знали: боящийся Бога брат не станет грешить мщением.

Благоговение приносит множество благ во все сферы жизни. Это весьма выразительно показано в 111 псалме:

1 Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его .

Это радостное провозглашение подкрепляется рядом доказательств:

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

Бог ради благоговения одного благословит многих.

3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

Бог дарует благоговеющим необходимые земные блага.

4 Во тьме восходит свет правым;

В темные периоды жизни праведник будет иметь свет утешения или просвещения, указание, как ему верно поступить.

благ он и милосерд и праведен. 5 Добрый человек милует и взаймы дает ;

Благоговеющий перед Богом человек окажет помощь ближнему в его нужде.

он даст твердость словам своим на суде.

Если волей Господа праведник будет судим за свою правду, он, подобно Стефану (Деян. 7 гл.), будет благословен в своем свидетельстве.

6 Он вовек не поколеблется;

Боящийся Господа человек устойчив на путях веры и не изменяет Господу

в вечной памяти будет праведник.

Пример его жизни будет храниться в памяти людей, а также будет записан в книге памяти пред Богом (Мал.3:16)

7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

Праведник не будет подвержен страхам среди клеветы и перед врагами.

9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

Праведник не боится трат на других. Его судьба непроста, но славна.

10 Нечестивый увидит [это] и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Нечестивые, в конце концов, увидят превосходство праведника, им станет досадно, что они проиграли и напрасно растратили драгоценную жизнь на греховные вещи. Их существование окончится полным крахом, в то время как жизнь праведника будет процветать в блаженной вечности. Будем же людьми, имеющими законное право на Божьи благословения!