Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ИСТОКИ ДЖАЗА МБОУ СОШ №6 Г. Сергиев Посад Учитель: Деликамова Екатерина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

«В основе этой музыки лежит нечто такое, что можно почувствовать, но нельзя объяснить» Дж. Коллиер. «Это ритм и чувство. Этому нельзя научить…» Коулмен Хокинс. «Джаз даже не всегда можно назвать музыкой – это своеобразный вид общения, это взаимный обмен человеческими эмоциями, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены» Дейв Брубек. ЧТО ТАКОЕ ДЖАЗ?

3 слайд

Описание слайда:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДЖАЗА Джаз – вид музыкального искусства. Возник на юге США (Новом Орлеане) в конце XIX – начала XX в. в результате взаимодействия африканской и европейской музыкальных культур. Название джаз происходит от английского слова jazz, означает ободряющий выкрик у негров.

4 слайд

Описание слайда:

ЧЕРТЫ ДЖАЗА острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования; широкое употребление ударных инструментов; сильно развитое импровизационное начало; выразительная манера исполнения, отличающая большой экспрессией, звуковой напряженностью.

5 слайд

Описание слайда:

Классический джаз (традиционный), в отличие от современного сформировался на основе множества жанровых истоков, главные из которых связаны с негритянским музицированием: это спиричуэл, рэгтайм и блюз. ЯЗЫК ДЖАЗА, ЕГО ЖАНРОВЫЕ ИСТОКИ

6 слайд

Описание слайда:

«ШОУ МЕНЕСТРЕЛЕЙ» С конца 18 в. в Америке начинает развиваться специфический жанр сатирических представлений, которые стали называться «шоу менестрелей». Белые артисты изображали жизнь и нравы чернокожего населения Америки. Со второй половины 19 в. начали появляться группы менестрелей, состоявшие уже из настоящих афроамериканцев. Из таких трупп профессиональных актеров впоследствии вышли многие известные блюзовые и джазовые музыканты.

7 слайд

Описание слайда:

СПИРИЧУЭЛ Спиричуэл в переводе с английского означает духовный. Негритянские духовные песнопения, возникшие в середине XVIII века. Негритянский спиричуэл- песни с духовным содержанием, сюжеты которых черпались из Библии. Это жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями. Ранние спиричуэлы были хоровыми, поздние – сольные, а для классического характерно чередование варьируемых реплик солиста с ответными фразами хора. Наиболее известные: «Голубая река», «Когда я чувствую воодушевление», «Порой я чувствую себя сиротой» и другие. В 1920-е годы спиричуэл уступил место более ритмизованному и празднично-эстрадному жанру госпел (от Gospel – Евангелие).

8 слайд

Описание слайда:

РЕГТАЙМ «Регтайм» в переводе означает «рваный ритм», «рваное» время, то есть синкопирование – фортепианная пьеса развлекательно-танцевальнаго характера. Появление рэгтайма связано с бытовым музицированием конца XIX века (фортепиано было самым популярным инструментом). Своей популярностью рэгтайм обязан талантливому негритянскому пианисту и композитору Скотту Джоплину («королю рэгтаймов»). Скотт Джоплин (1868 – 1917)

9 слайд

Описание слайда:

Блюз – меланхоличная сольная песня. Название жанра означает от англ. выражения: to fell blue – «быть печальным», или blue devils – «меланхолия», «хандра». Но у слова blue есть ещё одно значение – «голубой». Отсюда и его восприятие как «меланхоличного», «скорбного», «унылого». Тексты блюзов пессимистичны, в них акцентируется тема страдания, несчастной любви, нищеты, безнадежности существования. Пелись блюзы под аккомпанемент гитары, разбитого фортепиано, иногда губной гармошки или стиральной доски (по ней ритмично водили пальцами в наперстках). Термин «блюз» вошел в обиход в 1912 году. БЛЮЗ

10 слайд

Описание слайда:

Джордж Гершвин (1898 – 1937) Классик американской музыки, роль которого сравнима с ролью основоположников национальных композиторских школ. Попытался преодолеть «развлекательность» джаза и вывести его на уровень мировой академической музыки, соединив джазовый язык с европейскими жанрами. Расширил сферу влияния джаза, скрестив его с западноевропейскими классическими жанрами оперы и концерта. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДЖАЗА И ЕВРОПЕЙСКОГО АКАДЕМИЗМА

11 слайд

Описание слайда:

1920-е годы «Золотой век джаза» связан с появлением «свит-оркестров» (от sweet – сладкий). Коллективы, играющие танцевальную музыку в холлах роскошных отелей и ресторанов. Проникновение в джазовую среду белых музыкантов, оркестров которых, в отличии от негритянских, назывались не джазом, а диксилендом («страна Дикси» - собирательное название южных штатов США). «ЗОЛОТОЙ ВЕК ДЖАЗА»

12 слайд

Описание слайда:

1930-е годы – одна из ярчайших кульминаций в эволюции джаза – эпоха биг-бендов («больших оркестров»), состоящих из трех духовых квартетов (трубы, тромбоны, саксофоны) и ритм-секции (гитара, фортепиано, контрабас и ударные). Важнейшее стилистическое приобретение джаза – свинг (swing – качание),то есть свободная манера игры, своеобразное рубато (отклонение от точной пульсации) на основе пунктирного ритма. В числе знаменитых биг-бендов – оркестры Флетчера Хендерсона, Чика Уэбба, Дюка Эллингтона, Каунта Бейси. ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ

13 слайд

Описание слайда:

ЭПОХА БИГ-БЕНДОВ Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе! С тех пор биг-бенды в джазе – это традиция. Оркестр Дюка Эллингтона

14 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ Луи Армстронг (1900 – 1971) «Если слово «гений» и означает что-то в джазе, то оно означает – Армстронг» Дж. Коллиер Друзья и колллеги называли его «Dipper, Dippermouth», которое превратилось в Сэчмо (Satchmo), - эти прозвища имеют в виду форму и силу его губ. Навсегда в памяти останется его хриплый, берущий за душу голос и чистый, пронзительный звук его золотой трубы.

15 слайд

Описание слайда:

«Джаз и я родились вместе и росли бок о бок в бедности и безвестности. Я знал джаз ещё до того, как он сделался мягким и податливым после слишком большого и слишком раннего успеха. Я видел как он ходил босиком по заплеванным тротуарам, прежде чем начал носить ботинки… Я видел, как начал свое путешествие в блестящей компании и много лет провёл в дурном обществе. Лишь немногие из нас, старых друзей, помнят хорошего парня, которого мы знавали в хонки-тонкс Нью-Орлеана, на пароходах Миссисипи и в танцевальных залах чикагского Саут-Сайда». Армстронг Л. «Моя жизнь в музыке» ИСТОРИЯ ЛУИ АРМСТРОНГА

16 слайд

Описание слайда:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЖАЗОВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ «А вот и я – великий, великолепный, грандиозный Дюк Эллингтон!» – так оповещал о своем прибытии в гостиную маленький Эдвард Кеннеди Эллингтон, которому было суждено стать великим Дюком (Герцогом) Эллингтоном «чёрным королём свинга». Дюк Эллингтон (1899 – 1974)

17 слайд

Описание слайда:

Именно ему первому выпала роль доказать своим искусством - композитора, аранжировщика, руководителя оркестра, пианиста, - что джаз – это не только развлекательная музыка, а нечто гораздо большее. Непрерывно экспериментируя, он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к «академическим» европейским музыкальны формам – сюитам и рапсодиям, балету и опере, и всё это – не отказываясь о родной для него джазовой стилистики. Его знаменитые шлягеры: «Мекки-нож», «Хэлло, Долли», «Караван». «ВЕЛИЧАЙШИЙ ТАЛАНТ ВО ВСЕЙ ИСТОРИИ ДЖАЗА» Р. Глисон

18 слайд

«Джаз музыка» - О нем наш разговор. Джаз многолик. История джаза- часть истории 20-го века. Цель: дать представление об истоках джаза, особенностях джазовой музыки. -Джаз. Джаз - дитя двух культур. Истоками джаза считаются: Направления джаза. Что такое джаз? Блюзы Рэгтаймы Спиричуэлсы. Труба Тромбон Кларнет Рояль Контрабас Гитара Банджо.

«Поп-музыка» - Жанры поп-музыки. US5. Мадонна, одна из самых успешных поп-исполнительниц. Итало-поп. Является логическим продолжением развития стиля поп. Классик-поп. Поп-диско. Данни Миноуг. Электро-поп. Жанна Фриске. Анна Вески. RITA PAVONE. Рокко. Отличается красивой мелодией, изысканным вокалом и диско-ритмом.

«Хип хоп» - Некоторые MC превращают свои тексты в настоящие запутанные загадки(напр. В настоящее время широко распространилось рисование граффити с помощью аэрозольной краски. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Уроки hip hop танцев пользуются большим спросом.

«Музыка в стиле джаз» - В джаз-оркестре нет точно зафиксированного состава инструментов. Иногда несколько ударных инструментов объединяются в руках одного исполнителя-виртуоза. Рэй Чарльз. Замечательный дуэт: Луис Армстронг и Элла Фицджеральд. Джаз оказал влияние и на другие формы музыкального искусства. Возникновение джаза.

«Современная музыка» - Рохлин. Проблемные вопросы. Р. Щедрин. Что значит современность в музыке? Можем ли мы воспринимать композиторов прошлых эпох как своих современников? Д.Д. Шостакович. Ф.М. Достоевский. Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

«Жанр авторской песни» - Градский. Кто же такие барды. Бардовская (авторская) песня. Весеннее танго. Владимир Высоцкий. Грушинский. Истоки авторской песни. И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души. Основные отличительные черты бардов. Что отличает авторскую музыку от множества эстрадных шлягеров. Каждый пишет, что он слышит, каждый слышит, как он дышит.