Он доказал, чтобы создавать живописные шедевры, более необходимы страстная Вера, душа и талант, чем руки. Доказал своим личным примером, творя действительно нерукотворные иконы – так как с рожденья не имел не только рук, но и ног. Рисовал зубами. Поднялся вровень с наиболее известными художниками своего времени. Его иконы выставлялись в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском храме вместе с работами великих художников В.Сурикова, В.Васнецова, В.Поленова и других.

«Малый телом, но великий душой»

…В 1858 году (день и месяц неизвестны) в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье Николая Журавлёва родился сын. Родители испытали шок, когда увидели его атрофированные конечности: руки от кистей до плеча, а ноги – от ступни до колена. Мать плакала, хотела даже утопиться вместе с сыном. Её отец Пётр Трайкин заверил, что вырастит внучка сам.

Несмотря на свои физические недостатки, мальчик рос жизнерадостным, умным и пытливым. Научился передвигаться на коленях, к которым ему привязывали кожаные ходульки. В погожие дни Григорий выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и рисовал на песке. Сельчане смотрели и дивились тому, как умело он рисовал людей, дома, животных.

С девяти лет Пётр Васильевич возил внука в школу и обратно: летом на тележке, а зимой на салазках. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах. У него выработался каллиграфический почерк.

Сельский священник отец Василий духовно окормлял его, учил чтению и письму. В 13 лет подарил ему масляные краски. Мальчик брал в зубы кисть, макал в плошки с краской и выводил на бумаге диковинные картины. Проявлял невиданное упорство: целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добиваясь только ему ведомого сочетания красок.

В 15 лет юноша поехал в Самару, где некоторое время поучился у тамошних живописцев Травкина и Алексея Сексяева. Этого для Григория оказалось вполне достаточно. Потом он закупил всё необходимое для работы и вернулся в родное село, где стал зарабатывать на жизнь тем, что писал на заказ иконы и фрески. Вся семья ему помогала.

Сколько именно икон сотворил гениальный мастер, неизвестно. Среди всех особо выделяется одна, уникальная по письму и замыслу. На ней изображена простая крестьянка Екатерина Грачёва, к которой художник явно питал сильное чувство. Он увековечил Екатерину вместе с маленьким сыном в образе богоматери. Трудился восемь лет, тая от других. Можно догадываться, сколько чувств, упований, старания и даже самой души вложено в это творение!

Икону Григорий подарил Екатерине. Сельчане назвали её «Утевской мадонной». По отзывам людей, она получилась завораживающе красивой, производила неизгладимое впечатление. Позже женщина передала икону своей подруге Александре Подусовой и уехала из села. После революции многие десятилетия она хранилась в доме местной жительницы, а после её смерти икону увезли в Самару и кому-то продали…

Художник и Император

В личном архиве самарского генерал-губернатора А.Д.Свербеева (1878–1891 гг.) сохранилось письмо Г.Журавлёва, в котором художник просил передать икону в дар Цесаревичу Николаю:

«…Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».

Икона дошла до адресата и Император Александр III Миротворец пригласил Журавлёва в Санкт-Петербург, где он написал групповой портрет семьи Романовых. Император остался доволен работой, подарил ему альбом и назначил пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей (по тем временам очень большие деньги), а генерал-губернатору Самары велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом».

Уникальный Храм

В 1885 г. в Утевке началось строительство новой каменной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы по чертежам и под непосредственным руководством Григория. Высокое здание с большим синим куполом, с сияющим золотым крестом производит внушительное впечатление, кажется величавым и мощным. В здании не было ни одной колонны, хотя оно имеет высокие своды: с любого места хорошо видно всю службу.

Огромный церковный купол, 10 метров в диаметре, расписывал сам художник. Помощники укладывали его в специальную люльку, поднимали под самый потолок и он писал библейские сюжеты, лёжа на спине: кисть в зубах, глаза на расстоянии кисти от доски, на лицо падали капли краски. Это и нормальному человеку невероятно трудно, а уж такому!.. После двух-трёх часов такой неимоверно тяжкой работы, когда кожаные ремни впивались в тело, наступал спазм челюстных мышц, не всегда могли вынуть изо рта кисть живописца. Чтобы помочь раскрыть рот, на шею и скулы Григория накладывали полотенца , смоченные в горячей воде. И так день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Трескались и кровоточили губы, выщербливались передние резцы. На лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. От постоянного напряжения катастрофически ухудшилось зрение.

«Окаянные дни»

Началась Мировая война. В 1916 г. Григорий стал чаще болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: скоро наступят чёрные времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны.

Умер Григорий Николаевич Журавлёв от скоротечной лихорадки 15 февраля (по новому стилю) 1916 г. в своём доме. Похоронен в церковной ограде. После революции крест снесли, могилу сравняли с землей, и долгие десятилетия никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поражавшим своим талантом всех, кто его видел.

Не один раз власти намеревалась снести церковь, но каждый раз что-то срывало их планы. В 1934 г. церковь закрыли, начали было даже разрушать колокольню. Долгое время церковь использовалась для хозяйственных нужд: в ней хранили зерно.

Загадочная находка в Боснии

В 1963 г. в далекой Боснии историк и реставратор З.Каймакович нашёл икону, неведомо как сюда попавшую. Его поразило не только высочайшее умение художника, но и надпись, сделанная по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

Недоверчивый разум отказывался верить в реальность такого художника. И он написал по указанному на иконе адресу…

В Гос.архиве СССР вынуждены были официально подтвердить существование в прошлом безрукого и безногого иконописца. После чего искусствовед написал ряд работ о нём. Публикации в югославской, американской и итальянской печати произвели фурор и сделали Г.Журавлёва всемирно известным. Сенсацией были вынуждены заинтересоваться и в СССР. Подключились архивисты, искусствоведы, музейные работники…

Второе рождение

Неповторимая церковь в Утевке сохранилась до наших дней. В 1989 г. её вернули верующим. Реставрация велась по журавлёвским эскизам. В восстановленной церкви сохранились иконы, написанные Григорием Журавлёвым, фрагменты стенных росписей и купола. После возобновлена служб в церкви, на иконе стал сам собой проявляться лик святого Симеона Верхотурского.

Многие нерукотворные образа местные жители сберегли и принесли в храм. Иконы крестьянского самородка имеются в самарских краеведческом и епархиальном музеях, Петропавловской церкви Самары, в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, Санкт-Петербургском Казанском соборе, Пюхтицком монастыре в Эстонии…

Сохранился родной дом удивительного русского самородка Григория Николаевича Журавлева, его укажет местный сельчанин: это дом-пятистенка на улице Самарской, № 10. В церковном ограде восстановлена его могила.

«…таким уж его создал Бог»

Жизнь художника Г.Журавлёва – каждодневный подвиг. Он не только творил великие шедевры, святые образы, но и являл своей жизнью пример жизненного оптимизма, Веры, любви к близким. Глядя на него – от природы увечного - было стыдно и грешно здоровым людям унывать и сетовать на судьбу, обстоятельства, преграды.

О феноменальном художнике написаны повесть-легенда самарского документалиста В.Мясникова «Возвращение», рассказ ленинградского писателя В.Лялина «Изограф», роман «Дар над бездной отчаяния» С.Жигалова, прообразом которого стал Г.Журавлёв. Певица Светлана Копылова, узнав о нём, написала песню-притчу о калеке-художнике, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть не пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог…»

Прослышав о таком необыкновенном живописце, из Петербурга приехали журналисты с фотографом. Стоя у собора, они расспрашивали работающих штукатуров: "Как это Григорий расписывает собор, не имея конечностей?"


Имя иконописца Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски:
"Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля".

Госархив позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали шок, когда увидели, что младенчик – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки шушукались: "Богом обижен".


Божья Матерь

По воспоминаниям, мать Григория хотела от великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и младенца, но дед – Петр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить сам.


Святые Косьма и Дамиан - целители. Икона написана в 1885 году

Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребенок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.


Икона, приписываемая Григорию Журавлёву

Из дома Григорий Журавлев выкатывался: ложился на бок и по зеленой травке перекатывался до храма. Мама Григория очень стеснялась, когда сын ее вот так отправлялся в церковь - катился по травушке.

Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребенком на дому занимался учитель земской школы Троицкий.


Николай Чудотворец (фрагмент иконы "Семь Святых")

Как-то летом сельская ребятня отправилась с мальцом-калекой на речку. Все пошли купаться, а Гришу оставили на бугре. Тут-то на него и спикировал орел, да необычный – двуглавый. На глазах у растерявшейся детворы птица подняла тело-обрубок в небо. Пронзительный детский крик, видимо, испугал орла, – он выпустил добычу. "Никак, Ангелы подстелили соломку", – рассудили в селе, когда подняли с земли Гришу невредимым!

Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий.


Поясная икона Александра Невского

После смерти матери, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался


Евангелист

Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы.

На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлевых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

В 1884 году Журавлев обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Цесаревичу Николаю, будущему Императору. В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлевым Цесаревичу:


Оклад иконы "Вседержитель-1886"

“Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу.

Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлев, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих.

Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви.

Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию".

Икона Журавлёва "Избранные святые". Хранится в Петербурге

Цесаревич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлева во дворец. Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых. Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колесах. Полгода возили его по России – показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.

Есть еще и такая версия истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла до царя Николая Второго. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил, и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25 рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому губернатору велено было "выдать Журавлеву иноходца с летним и зимним выездом".

Божья Матерь "Милующая"

В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлеву икону для поднесения Александру III, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлеву.

B сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был веселого нрава, очень доступный, любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.

Церковь села Утёвка, где Журавлёв расписывал стены, писал иконы. Здесь он и похоронен у церкви.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлева (таким образом можно сказать, что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на самого Григория.

Богоматерь «Млекопитательница». Написана в 1910 году

И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году работа была закончена. Это был подвиг…

В 1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачев тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.

Святой благоверный князь Александр Невский.

К разрушению самого храма власти приступали не один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней.


"Утёвская мадонна"

Вернули ее верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли восемь колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись "Григорий".

Икона Журавлёва "Господь Вседержитель", написанная в1886

В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада…
А нерукотворные образа Журавлева нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних селах. Дешевую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он все чаще писал образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий".

Григорий ведь и грешить-то не мог - ни рук ни ног, никуда не ходил. Он жил в чистоте, поэтому и иконы его сияют чистотой. Монах должен поститься и молиться, чтобы написать икону, так и Григорий, видимо, все время был в таком состоянии, и иконы его отличаются духовностью, детской радостью.

Григорий Журавлев похоронен на почетном месте у храма, в который он столько сил вложил, за алтарем, на кресте надпись:
«Здесь похоронен художник-иконописец Журавлев Григорий Николаевич, 1858-1916 гг.»

От рождения лишен рук и ног. Творил, держа кисть в зубах.

Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах.

Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов.

Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.

В двадцать два года закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку , где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. В народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные.

К году, в царствование императора Александра III , в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы . Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы в с.Утевке Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы.

Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя , в котором находилась икона свт. Алексия, митрополита Московского работы Григория Журавлёва.

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в Санкт-Петербург и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в столице три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: "Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест".

После революции расписанный Григорием Журавлевым храм был закрыт. Однако в 90-х гг. он был возвращен Церкви. Начался ремонт. Реставраторы насколько возможно постарались сохранить роспись Григория Журавлева. Восстановлен и крест на могиле иконописца.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в музее Церковноархеологического кабинета бережно хранится икона свт. Льва, папы римского, кисти Григория Журавлёва. Эта работа Григория Журавлева является образцом иконописных школ XIX века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма.

Литература

  • В. Лялин. "Последняя надежда". /Из-во "Сатисъ", С.-Петербург. 2000.
  • А. Малиновский. "Радостная встреча". / Самарское отделение Литературного Фонда России. 1997 г.
  • Письмо З. Каймаковича руководителю краеведческого кружка Утевской школы (копия). Самарский краеведческий музей.
  • А. Малиновский. "Нерукотворные иконы Григория Журавлева". Журнал "Взор", 2001 г., №2, стр.84-91. / ООО "Издательский дом "Агни" г. Самара.
  • Р. Улицкая. "Вдохновила Волга". Газета "Волжская заря" 1996 г., 19 января. Самарский краеведческий музей.
  • А. Жоголев. "Иконописец". Газета "Московский церковный вестник". 1992 г., №10-11, июль.
  • А. Праздников. "Силой духа и таланта". Газета "Советская культура". 1991 г., 27 июля.

Имя Григория Журавлёва стало широко известно в России и за границей после того, как в 1963 году в Югославии историк живописи Здравко Кайманович, проводя учёт памятников культуры Сербской Православной Церкви, обнаружил в селе Пурачин икону, на которой было написано по-русски: "Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утёвской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля". Госархив позднее подтвердил эти сведения: был такой иконописец.

Родился Григорий Журавлёв в большой крестьянской семье в богатом селе Утевка, недалеко от Самары в 1858 году. Родители испытали глубокое потрясение, когда увидели, что младенчик – калека. У него не было ручек и ножек. Мать плакала, отец ходил смурной, соседки шушукались: "Богом обижен". По воспоминаниям, мать Григория хотела от великого горя наложить на себя руки (утопиться), вместе с собой умертвив и младенца, но дед – Пётр Васильевич Трайкин этому воспрепятствовал, "доказав вредность замысла своей дочери". Он сказал, что Гришу будет растить сам.

Время шло, а мальчонка, несмотря на свое увечье, рос жизнерадостным и пытливым. "Бог призрел на раба Своего" – такое суждение высказали жители Утевки. Ребёнок-калека вызывал не столько жалость, сколько удивление: ползая по двору, брал в зубы прутик и подолгу рисовал на песке людей, дома, животных. Да так ловко у него выходило – загляденье одно.
Оказалось, что Гриша не обижен Богом, а особо отмечен талантом. Когда мальчик подрос, дед стал возить его в школу. Зимой на салазках, а летом на тележке. После смерти Петра Васильевича школу пришлось оставить, но с умным ребёнком на дому занимался учитель земской школы Троицкий.

Мальчик учился писать, держа перо в зубах. И почерк у него был очень хорош. В дом Григория потянулись односельчане с просьбой написать письмо родным или прошение чиновнику. Природные способности позволили инвалиду в 22 года закончить (экстерном и с отличием) Самарскую мужскую гимназию. В учении ему помогал Бог, а в обыденной жизни – старший брат Афанасий. После смерти матери, он стал для него нянькой, а вернее, его руками и ногами: носил, кормил, мыл. Любил Григорий посещать храм, куда на службы приносил его брат. У художника вместо ног чуть-чуть пониже колен были обрубки, и он все же мог ходить на коленях. Он привязывал ремнями к коленям кожаные ходульки и передвигался, согласно газете "Самарские ведомости" в 1880 году: атрофированы были от кисти до плеча руки и от ступни до колена – ноги, но всё же на коленях он ходить мог. Так его либо носили, либо он потихоньку перемещался сам.

Вернувшись домой, Григорий стал самостоятельно изучать черчение, анатомию человека, живопись, иконографию. А позже стал писать иконы. В 1885 году газета "Самарские губернские ведомости" писала: "Журавлёв задумал во что бы то ни стало выучиться писать масляными красками "настоящие образа". И вот в 15 лет он, никуда доселе не выезжавший из родного села, прибыл в губернский город и обратился к проживающему здесь живописцу Травкину с просьбой показать ему, как пишутся образа. Тот ласково принял необычного ученика, оставил на несколько дней в своей квартире и познакомил с первыми приёмами живописи. Этого для Журавлёва было достаточно. Закупив в Самаре красок, кистей и прочего, он вернулся в родную Утевку и, заказав себе стол с особыми приспособлениями, принялся учиться живописи".

Через 5 лет юный иконописец решил подарить несколько икон высокопоставленным лицам Самары. На его "живые" иконы обратили внимание – стали поступать заказы. А вскоре Губернское земское собрание, приняв во внимание бедственное положение семьи Журавлёвых, назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей.

В работе Григорию помогала вся семья. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон, готовил краски, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позднее у Журавлёва появились ученики – Михаил Хмелёв и Василий Попов.
Григорий любил учиться, много читал, благо, в доме была большая библиотека.

В 1884 году Журавлёв обратился к Самарскому губернатору, всегда принимавшему участие в его жизни, с просьбой представить написанную икону Святителя Николая Чудотворца Царевичу Николаю, будущему Императору.
В личном архиве генерал-губернатора А. Д. Свербеева сохранилось письмо, адресованное Журавлёвым Царевичу: "Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Царевичу. Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно прошу Ваше Императорское Высочество, что я, крестьянин Самарской губернии Бузулукского уезда с. Утевка Григорий Журавлёв, от всего моего сердца желаю поднести Вашему Императорскому Высочеству икону – Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками по той причине, что от своей природы не имею силы и движения в руках и ногах своих. Ваше Императорское Высочество, покорно прошу Вашего Высочайшего имени принять сию икону, которую я подношу к Вашему Императорскому Высочеству от всей моей души и любви. Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию". Царевич икону милостиво принял. Вскоре Император Александр III пригласил Журавлёва во дворец. Здесь крестьянин живописец написал портрет семьи Романовых.

Бытует легенда, что на обратном пути Григорий помимо своей воли попал в бродячий цирк на колёсах. Полгода возили его по России – показывали публике как диковинку. С большим трудом удалось вернуться на родину.

Есть ещё и такая версия истории: в начале XX века молва о крестьянском богомазе дошла до царя Николая II. Царь призвал к себе Григория и заказал ему портрет всей царской семьи. Целый год утевский иконописец жил в Петербурге. Работу выполнил, и царь остался доволен. Хотя портрет не найден, достоверно известно, что государь пожаловал самарскому крестьянину пожизненную ежемесячную пенсию в 25 рублей золотом. По тем временам это были огромные деньги. А Самарскому губернатору велено было "выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом".

В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области.
Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву.
По сохранившимся воспоминаниям жителей Утевки, Григорий был весёлого нрава, очень доступный, любил ядрено, по-крестьянски пошутить. Очень энергичный, любил рыбалку, задорно пел частушки. Чтобы позабавить детей, брал в зубы пастушеский кнут, размахивал и хлопал им с оглушительным свистом.

В 1885 году в Утевке началось строительство нового каменного храма. Церковь в честь Святой Троицы строилась по чертежам и под непосредственным руководством Григория Журавлёва (таким образом можно сказать, что он обладал и архитектурным талантом!). По его эскизам были написаны все фрески. И церковь у него получилась приземистая, широко раскинувшаяся, как будто крепко держащаяся за землю. Как говорят земляки художника, чем-то похожая на самого Григория. И десятиметровый в диаметре купол храма художник расписывал сам. Он укладывался в специальную люльку и лежа работал. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. От этой работы на лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. Кожаные ремни впивались в его тело... От постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Трескались и кровоточили губы, стерлись передние зубы. Наконец в 1892 году работа была закончена. Это был подвиг…

Эти образа сохранились до сего дня: на куполе изображены Святая Троица и семь Архангелов. На фресках – апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный, митрополиты Московские Пётр и Алексий. Совсем недавно стал проявляться лик св. Симеона Верхотурского.
В храме великолепная акустика, в стены строителями были встроены специальные горшки (голосники). Освящена церковь в 1892 году. При ней была школа и небольшая библиотека.

В 1934 году советские власти начали разрушать колокольню. Разожгли костры под деревянными опорами. Иконы со стен срывали баграми. Наиболее ценные отправили в Самару, остальные ночью привезли на колхозную пасеку – для изготовления пчелиных ульев. Но пчеловод Дмитрий Лобачёв тайно раздал иконы жителям села. Взамен ему принесли необходимое количество досок.
К разрушению самого храма власти приступали ни один раз. Но неожиданные обстоятельства вынуждали богоборцев то и дело откладывать задуманное. Так Промыслом Божиим церковь сохранилась до наших дней.
Вернули её верующим в 1989 году. Через два года храм освятили. Администрация Нефтегорского района выделила 100 тысяч рублей на строительство разрушенной колокольни. Из Воронежа привезли 8 колоколов. На самом большом из них в честь утевского художника сделана надпись "Григорий".
В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада…
А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних селах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще писал образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: "Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий".

…В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва "Господь Саваоф", "Жены-Мироносицы", "Спаситель Благословляющий", "Царь Давид", "Крещение Господне", "Воскресение Христово". Из Казахстана привезли икону "Святые Кирилл и Мефодий". Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва "Святой Лев – папа римский" находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале.

Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа…
– Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздается должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, – сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. – Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.

Умер Григорий Журавлёв 15 февраля (по новому стилю) 1916 года. По благословению правящего архиерея его похоронили в ограде сельского храма. После революции могилу сравняли с землей, и долгие годы никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поразившем своим талантом царя. Удалось определить место захоронения Журавлёва, в ограде утевского храма, указанное жительницей села Марией Емельяновной Пестимениной – внучкой попечителя храма Иона Тимофеевича Богомолова. На месте упокоения иконописца по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Сергия установили православный крест – так обозначилась его могила. Сохранился дом мастера-иконописца.

Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Надеемся, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем.

Особо выделяется одна работа Журавлёва – "Утевская Мадонна”. Это не каноническая икона. На ней изображена простая крестьянка. Работа долгие годы хранилась в доме утевской жительницы. А когда та умерла в конце 90-х годов, её племянники отказались вернуть икону в храм. По словам настоятеля храма отца Анатолия, они решили продать ценную реликвию и отправили её в Самару. Дальше судьба Утевской Мадонны неизвестна. В своей книге профессор Александр Малиновский, вплотную изучавший творчество и жизнь Журавлёва, пишет: " «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках, - пишет Малиновский в своей книге «Радостная встреча», посвящённой художнику. – Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но всё же она воспринимается как икона. Насколько я понимаю, на Руси иконы не придумывались иконописцами. Они являлись миру. Эта икона Григорию Журавлёву явилась, это чувствуется».
Есть легенда о том, что Журавлёв написал свою возлюбленную, соседку Екатерину Грачёву с ребёнком на руках.

Земляки живописца – доктор технических наук, профессор, Александр Малиновский и учитель-краевед, член Союза писателей России, Кузьма Данилов собрали большой исторический материал о художнике-самородке. В тех школах Самарской области, где преподаются "Основы Православной культуры", учителя рассказывают детям и об иконописце-крестьянине Григории Журавлёве.

Написанные им иконы ценили в народе, потому что от них исходили особые благодать и чистота, их считали нерукотворными: без помощи Господней не может так сработать человек без рук и без ног, держа кисточку в зубах. Больше половины выполненных Григорием икон были на золоте и многие – собственноручно подписаны им на тыльной стороне.

В наше время один художник выполнил красками с фотографии Григория Журавлёва его портрет.
Есть даже люди которые хотели бы канонизировать Григория Журавлева. Но для канонизации нужны чудеса по молитвам к подвижнику. Или чудеса от икон Журавлёва. Таких фактов известно не много, но они есть.

Кроме икон сохранились карандашный портрет молодого человека работы Григория Журавлёва, он хранится в утевском музее. По словам бывшей владелицы портрета, на нём изображён Иван Соловьёв, прибывший в поселок Кряж вместе со своей супругой из села Кинель-Черкассы. Известно, что Журавлёвым были написаны ещё два портрета. Но найти их пока не удалось.

Четыре иконы находятся в Самарском церковно-историческом Епархиальном музее. Это иконы Божией Матери "Млекопитательница", Смоленская, святые Кирилл и Мефодий, Жёны-Мироносицы. Последняя икона без подписи Журавлёва, поэтому нельзя утверждать, что это его работа, но приписывается ему. Есть также эскиз головы ребёнка письма Журавлёва. Икона "Святой Лев – папа Римский" находится в церковно-археологическом кабинете Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Известная многим икона Спасителя хранится в утевском Свято-Троицком храме. Там же иконы "Иисус Христос с Предстоящими", "Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Взыскание погибших", "Скоропослушница" и другие. Также есть икона "Святой Георгий Победоносец” в Пюхтицкой обители (Эстония).

Встречаются люди, чьи судьбы с первых шагов выходят за грань пресловутого «здравого смысла». Предузнанным Свыше еще до рождения, им, Божьим избранникам, щедрой рукой отпущен великий дар Веры. Жизнь скатертью расстилается перед ними, не нужно ни пробовать, ни искать. А только идти, не сворачивая. И славить за этот путь Того, Кто его проложил.

В старинном селе Утевка Нефтегорского района Самарской области еще сохранились места, связанные с жизнью удивительного человека - Григория Николаевича Журавлева. Паломнику есть на что посмотреть: здесь каждый встречный покажет и сохранившийся пятистенный дом на Самарской улице, 10, где прошла жизнь художника, и крест за церковной оградой на месте, где он похоронен. А рядом, в храме, - словно бы сотканные им из нездешних лучей образа.

…Проводя учет памятников культуры Сербской Православной Церкви, югославский искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в 1963 году в сербском селении Пурачиц, близ Тулузы, обнаружил икону, которую написал утевский художник Григорий Журавлев. «Икона средних размеров, - писал исследователь, - исполнена масляными красками на доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. И представляет собой тщательную и тонкую работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «СИЮ ИКОНУ ПИСАЛ ЗУБАМИ КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ СЕЛА УТЕВКИ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ ГОДА 1885, 2 ИЮЛЯ».

Через комитет по охране памятников истории и культуры республики Босния и Герцеговина он обратился с запросом в СССР и вскоре получил ответ из Государственного архива, подтверждающий авторство нашего земляка. Так узнали в России о позабытом Божьем избраннике, на котором исполнились слова св. Евангелия: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф. 19,25).

Родился Григорий Николаевич Журавлев в 1858 году безруким и безногим. Но, несмотря на это, очень рано пристрастился к рисованию. Выползая на культях во двор, он брал в зубы прутик и чертил им на земле фигурки животных, а потом и людей. За этим занятием его однажды застал утевский земский учитель Троицкий и поразился тому, как точно Гриша изображает увиденное. Он первым заметил в мальчике необычайный талант и стал учить его грамоте. Почерк у Григория Журавлева был великолепный - ему даже поручали переписывать протоколы экзаменов, что считалось особым знаком отличия. Да и позднее он писал за все село прошения и письма.

Будущий иконописец много читал - у него в доме со временем скопилась самая крупная в селе библиотека. В 22 года он закончил Самарскую мужскую гимназию, возвратился в Утевку и, самостоятельно изучив черчение, анатомию человека и другие необходимые художнику дисциплины, стал писать на заказ иконы. «Сработанные» им образа расходились по крестьянским домам. Заказов было много: без его икон не обходились ни одна свадьба, ни один праздник. А в 1885 году в Утевке началось строительство большого Троицкого храма, и Григорий Журавлев несколько лет подвизался на росписи стен. Целые дни проводил он в церкви, на специально созданных для него «подмостках». Работал без устали и прославил своими фресками утевский храм на всю губернию.

Вскоре слух о необычном мастере дошел и до Царствующего Дома. Император Николай Александрович пригласил его во дворец и заказал ему групповой портрет Царской Семьи. Как рассказывают, Государь остался доволен работой безрукого и безногого мастера. Через год Г.Н. Журавлев отбыл на родину с назначенной Царем пожизненной пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу «иноходца с зимним и летним выездом», на котором впоследствии земляки возили калеку-художника на рыбалку.

Авторитет утевского иконописца настолько возрос, что к нему начали обращаться с заказами даже из Самары. Так, в изданной в Самаре в 1894 году книге «Во имя Христа Спасителя», рассказывающей об истории строительства самого крупного в Поволжье Самарского кафедрального собора, написано: «Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона Св. Алексия Митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего самарского губернатора А. Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевки, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишенным от рождения рук и ног, пишущим иконы держа кисть в зубах».

Жизнь Григория Николаевича Журавлева оборвала скоротечная чахотка в 1916 году. По благословению епископа Самарского Михаила, Г.Н. Журавлев был похоронен возле расписанной им утевской Троицкой церкви.

«Нет пророка в своем отечестве» - сколько уж раз убеждались все мы в истинности этих евангельских слов! Как-то не повелось на Руси беречь и ценить таланты. Может быть, оттого, что уж очень щедра на них наша земля? Вот и имя замечательного иконописца Г.Н. Журавлева долгие годы было под спудом. Мало что знали о нем даже в его родной Утевке. Нет до сих пор на его чудом сохранившемся доме мемориальной таблички даже, не то что музея… И только в последние годы, когда верующие возродили закрытую в 1934 году Троицкую церковь, вспомнили в селе и об утевском подвижнике. Недавно был водружен крест на его могиле. В церковь несут отовсюду сельчане старинные образа, многие из которых писаны кистью этого замечательного мастера. В церкви уже сейчас собрана довольно большая коллекция его работ. В храме проведена реставрация, заново побелены и расписаны стены. Но в тех местах, где это было возможно, бережно сохранены фрески Г.Н. Журавлева. Многое сделали для сохранения и пропаганды наследия Г.Н. Журавлева краевед А.С. Малиновский и настоятель утевской Троицкой церкви отец Анатолий Копач. В Самарском краеведческом музее хранятся фотографии в полный рост Г.Н. Журавлева вместе с его братом Афанасием, а также две богородичные иконы, одна из которых, «Млекопитательница», имеет несомненную художественную ценность. На обороте ее написано, что сработана она Г.Н. Журавлевым зубами в 1910 году.