Цирковая династия Запашных берет своё начало с конца XIX века. Родоначальником династии принято считать выходца из прибалтийских немцев Карла Томсона. Работавший в жанре клоунады и музыкальной эксцентрики, он появлялся на манеже под псевдонимом Мильтон. Дочь Карла Лидия продолжила дело отца. С пятнадцати лет она выходила на публику в качестве гимнастки и цирковой наездницы. Её мужем стал человек, давший династии сегодняшнюю фамилию – Михаил Запашный.

В цирк Михаила пригласил легендарный борец Иван Поддубный. В городе Ейске он увидел портового грузчика недюжинной силы и предложил ему круто изменить свою жизнь. Цирковая карьера Михаила началась с французской борьбы, где он выступал под именем Орлёнок. Славу артисту принес созданный им позднее номер «Акробаты-снайперы», сочетающий в себе силовую акробатику и стрельбу из винтовки. В этом номере Запашный и его партнёр Георгий Мельченко выступали как братья Мильтонс.

Михаил хотел, чтобы его дети получили хорошее образование и выбрали для себя другую профессию. В нарушение традиций, он не брал их с собой на гастроли, и Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь провели детство с бабушкой, в маленьком доме в Ленинграде. Там их застала война. Домик сгорел при бомбёжке, и какое-то время бабушка с внуками жила в цирковой гримерной. Позже им повезло покинуть город по «Дороге жизни» и оказаться в Саратове, где дети наконец воссоединились с матерью Лидией Карловной, оказавшейся из-за блокады отрезанной от семьи. Именно в Саратовском цирке младшие Запашные начали свою цирковую карьеру. 16-летний Вальтер создал акробатический номер, в котором выступал вместе с 6-летним Мстиславом. Номер пользовался неизменным успехом, и это помогало прокормить семью. Среди жанров, которые пробовали Сергей, Вальтер, Мстислав и Игорь, были дрессура лошадей и хищников, воздушная гимнастика, джигитовка, клоунада и мотогонки.

В 1954 году к младшим Запашным пришел первый серьезный успех. Был подготовлен и выпущен номер «Акробаты-вольтижеры», в котором приняли участие все четверо братьев Запашных. Молодые артисты исполняли трюки, равных которым нет до сих пор, и это было отмечено четырьмя золотыми медалями на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Позже братья создали вошедший в историю цирка номер «Акробаты-вольтижеры на лошадях».

В 1958 году Вальтер решает оставить акробатику и посвятить себя дрессуре хищников. Аттракцион увидел свет в 1961 году, его премьера едва не закончилась трагедией – на дрессировщика набросилась тигрица Багира, оставив на его теле более ста рваных ран. После длительного лечения Вальтер вернулся в дрессуру и еще много лет проработал со строптивой хищницей.

«Среди хищников» стал триумфом дрессуры. В манеже с дрессировщиком одновременно находилось 38 животных – тигры, львы, пантеры и рыси. За выдающиеся заслуги в области циркового искусства Вальтеру Михайловичу были присвоены звания заслуженного артиста РСФСР (1969) и народного артиста РСФСР (1988). В 70 лет дрессировщик передал аттракцион своим сыновьям.

Первой женой Вальтера Запашного стала выступавшая в жанре «каучук» Марица, дочь эквилибристки на проволоке М.А. Якутской. Вальтер ввёл супругу в свой аттракцион. Впоследствии Марица Михайловна продолжила самостоятельно работать с тиграми и пантерами. Дочь Марицы и Вальтера, тоже Марица, стала дрессировщицей собак, а их внук Дан Запашный - жонглером и дрессировщиком шимпанзе.

Свою вторую жену, на тот момент студентку Политехнического института Татьяну Волохатову, Вальтер встретил в Твери. Девушка не сразу приняла ухаживания знаменитого дрессировщика, который был старше ее на 28 лет. Но наконец решение было принято, и в 1975 году Татьяна перебралась в Москву. Вальтер и Татьяна прожили вместе 32 года, вырастив и воспитав двоих сыновей – Эдгарда и Аскольда. Много лет Татьяна вместе с супругом работала в аттракционе с хищниками, а затем, получив второе высшее образование, занялась административной работой, возглавив Цирк братьев Запашных. В настоящее время Татьяна Васильевна Запашная является заместителем директора Большого Московского цирка.

Младший брат Вальтера, Мстислав, также со временем пришёл к дрессуре. Прорывом в этой области стал созданный в 1977 году аттракцион «Слоны и тигры», удостоенный Государственной премии РФ. В 1990 году М.М. Запашному было присвоено звание народного артиста СССР. Мстислав Михайлович выступал также в качестве режиссера цирковых программ. В 1992- 2003 годах он являлся директором и художественным руководителем Сочинского государственного цирка, а с 2003 по 2009 год возглавлял Росгосцирк.

Его сын, тоже Мстислав, народный артист РФ, наиболее известен благодаря аттракциону с хищниками «Триумф XXI века (тигры на зеркальных шарах на земле и в воздухе)».

Эдгард

Эдгард Вальтерович Запашный родился 11 июля 1976 года в Ялте. Вместе с родителями и своим младшим братом Аскольдом Эдгард часто переезжал из города в город: цирковые гастроли в одном городе обычно длятся около месяца. Поскольку братья пошли в школу одновременно, им было легче вдвоем находить в каждом новом городе общий язык с одноклассниками и учителями.

С самого раннего детства мальчики всё свободное время проводили в цирке. Отец строго следил, чтобы сыновья хорошо учились. Даже за «тройки» следовали наказания, самым страшным из которых был запрет на посещение цирка. Метод оправдал себя: братья не мыслили себе жизни без цирка, а учебные результаты тоже оказались впечатляющими, Эдгард закончил школу всего с одной «четверкой», Аскольд – круглым отличником.

Будучи детьми, Эдгард и Аскольд Запашные пробовали себя практически во всех цирковых жанрах. Вальтер Михайлович обучал сыновей акробатике, вольтижу, жонглированию и верховой езде. Первым выходом на публику братья называют участие в новогоднем спектакле, где братья исполнили роли принцев. В 12 лет в Прибалтике Эдгард впервые выступил перед зрителями с сольным номером, продемонстрировав элементы высшей школы верховой езды.

Родители считали, что детям необходимо гармоничное развитие. Поэтому помимо цирка братья по настоянию отца занимались музыкой, танцами и изучением иностранных языков, что несомненно пригодилось им в дальнейшей жизни.

Поскольку дети росли в семье дрессировщика, они много времени проводили с животными. Отец впервые завёл детей в клетку, когда им было 11-12 лет, но о том, чтобы работать с хищниками в этом возрасте, не могло быть и речи. Первыми животными, с которыми начали репетировать Эдгард и Аскольд, стали обезьяны и пони.

В конце 80-х в СССР начались серьёзные перемены, и семья переживала нелёгкие времена. Чтобы сохранить аттракцион животных, Запашные соглашаются на предложение китайской стороны о долгосрочных гастролях и в 1991 году уезжают работать в город Шэнь-Чжэнь, где специально для них был построен большой цирк в сафари-парке. Работающих в необычном для Китая жанре дрессуры хищников артистов хорошо принимала публика Поднебесной, и гастроли затянулись на три года.

В 1996 году Запашные возвращаются в Россию и начинают заново завоевывать отечественного зрителя. В это время братья работают в жанре «жонглеры на лошадях» и с этим номером в 1997 году одерживают свою первую победу в профессии – берут высшую награду на «Первом Всероссийском фестивале циркового искусства» в Ярославле. Чуть позже они начинают вместе с мамой работать с тиграми и львами, и в 1997 году Вальтер Михайлович передаёт сыновьям аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году Эдгарду и Аскольду присваивается звание «Заслуженный артист РФ». Затем следуют премия Правительства Москвы, звание лауреата национальной премии «Цирк», победа на Международном конкурсе артистов цирка в г. Саратове и награда «Золотой лев» от Китайской ассоциации циркового искусства. В 2006 году Эдгард вместе с братом впервые попадает в Книгу рекордов Гиннесса, ассистируя ему при исполнении трюка «Прыжок верхом на льве». Второй раз это случится уже в 2011 году, когда Эдгард вместе с Александрой Блиновой и Кристиной Гриценко продемонстрирует трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей». На сегодняшний день в копилке братьев победы на пяти международных цирковых фестивалях.

С 2007 года братья Запашные представляют в Лужниках грандиозные цирковые шоу, где Эдгард выступает в качестве генерального продюсера, а также участвует в качестве артиста. Он демонстрирует высокое мастерство в различных цирковых жанрах, таких как дрессировка хищных животных, жонглирование на лошади, джигитовка, эквилибр на натянутой проволоке (канатоходец), групповой вольтиж.

С 2012 года Эдгард Вальтерович возглавляет Большой Московский цирк – самый большой стационарный цирк в Европе. Его манеж с 2013 года стал площадкой для Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», где Эдгард выступает как генеральный продюсер и ведущий.

Эдгард – участник многих телевизионных проектов. Он стал победителем шоу «Король ринга». Эдгард снимается в кино, к настоящему моменту в его послужном списке 9 фильмов и сериалов. Он является автором идеи и бессменным ведущим программы «Легенды цирка», в которой рассказывает о выдающихся людях своей профессии.

У Эдгарда Вальтеровича много планов на будущее. Он активно поддерживает и пропагандирует цирковое искусство в России и за рубежом и надеется, что его дочери Стефания и Глория и сын Даниэль продолжат дело отца.

Аскольд

Аскольд Вальтерович Запашный родился 27 сентября 1977 года в Харькове. Как все цирковые дети, братья меняли в год по несколько школ, и чтобы мальчикам было проще адаптироваться в новых коллективах, родители решили отдать их в один класс. Поэтому Аскольд стал первоклассником, когда ему не было и шести лет.

Впервые в качестве артиста Аскольд вышел в манеж в 1988 году в Риге, где они вдвоем с братом приняли участие в новогоднем представлении, исполняя роли принцев. В 1992 году семья уехала на долгосрочные гастроли в Китай, где для них был построен цирк недалеко от города Шэнь-Чжэнь. В Китае братья освоили большинство цирковых жанров и стали полноценными артистами. Чтобы отличаться от местных цирковых артистов, братья покрасили волосы и стали блондинами. За время гастролей в Поднебесной братья выучили разговорный китайский язык. Кроме того, Аскольд свободно владеет английским.

Через четыре года Запашные возвращаются в Россию и практически с нуля начинают завоёвывать отечественную публику. К этому моменту братья уже показали себя как жонглеры на лошадях и дрессировщики обезьян. В 1997 году их профессиональная деятельность была отмечена первой наградой – золотом на фестивале в Ярославле. В те же годы было принято решение, что братья продолжат дело отца и займутся дрессурой тигров и львов. В 1997 году Вальтер Михайлович передал детям свой аттракцион «Среди хищников».

В 1999 году за заслуги в области искусства 21-летний Аскольд получил почетное звание «Заслуженный артист РФ» и стал самым молодым обладателем этого звания в цирке.

В 2006 году Аскольд вместе с братом был занесен в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве». Впервые трюк был исполнен их отцом, но Аскольд первым стал исполнять его без страховки. Лев по кличке Майкл перелетал с одного рейнского колеса на другое с дрессировщиком на спине, преодолевая расстояние 2,3 метра.

Несмотря на то, что братья Запашные известны в первую очередь как дрессировщики хищных животных, каждый из них владеет еще несколькими цирковыми жанрами, и в некоторых из них демонстрирует уникальные трюки. Так, Аскольд выходит в манеж как акробат-вольтижер, канатоходец, жонглер (в том числе на лошади и на сегвеях), акробат на роликах и т.д.

По образованию Аскольд – режиссер, он с отличием окончил Российскую академию театрального искусства (РАТИ - ГИТИС). Поэтому в тандеме «Братья Запашные», где Эдгард отвечает за администрирование, продюсирование и связи с общественностью, на плечах Аскольда лежит вся творческая часть.

В 2000-х годах братья объездили с гастролями практически всю Россию. География их зарубежной гастрольной деятельности на настоящий момент включает Китай, Японию, Венгрию, Монголию, Казахстан, Белоруссию, Монако, Италию, Финляндию, Латвию, Эстонию.

Начиная с 2007 года в дни зимних каникул московские Лужники встречают зрителей, спешащих увидеть новое шоу «Цирка братьев Запашных». Формат подобных зрелищных мероприятий, сочетающих в себе традиционный отечественный цирк с большим количеством животных и новейшие достижения индустрии шоу-бизнеса, захватывающий сюжет и спецэффекты, уникален и является воплощением идей его создателя Аскольда Запашного, который выступает в данных проектах в качестве автора сценария, режиссёра и исполнителя одной из главных ролей. Под его руководством и при его непосредственном участии на сегодняшний день вышло уже 11 таких шоу, на каждом из которых побывало более 300 тысяч человек.

С 2012 года Аскольд Вальтерович является художественным руководителем Большого московского цирка. Он является автором идеи и главным режиссером проходящего в БМЦ ежегодного Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол», за несколько лет превратившегося в одно из самых престижных цирковых соревнований планеты. В 2012 году Аскольду было присвоено звание «Народный артист РФ».

Несмотря на колоссальную загрузку, Аскольд является постоянным участником различных телевизионных программ, шоу и проектов. Кроме того, совместно с братом им написано три книги: «Как мы дрессируем собак», «Камелот: осколки легенд» и «Камелот: наместник богов».

В 2008 году Аскольд женился на Элен Райхлин, израильтянке, с которой познакомился во время гастролей в Минске, где девушка училась в медицинском университете. У пары подрастают две дочери – Ева и Эльза, которые уже принимают активное участие в цирковых проектах отца.

Аскольд Запашный является одним из самых узнаваемых цирковых артистов в России. На выступления дрессировщика хищных животных с удовольствием приходят тысячи людей различных возрастов и профессий.

Биографию представителя знаменитой цирковой династии Запашных осветит данный материал.

На заметку поклонникам цирка

Аскольд Запашный появился на свет в украинском городе Харьков осенью 1977 г. Артист является этническим немцем, однако родным для него является русский язык. Также знаменитый циркач свободно владеет английским и китайским.

Аскольд впервые начал осваивать азы дрессировки тигров в 10 лет и вместе со своим братом Эдгардом стал представителем четвертого поколения цирковой династии Запашных. Семья постоянно меняла прописку, выступая в различных регионах СССР, и Аскольд успел поучиться в нескольких школах.

За успеваемостью мальчика строго следил отец Вальтер, который каждую свободную минуту в перерывах между утомительными выступлениями уделял воспитанию своих детей. Цирковой дебют Аскольда Запашного состоялся в начале 1989 г . в возрасте одиннадцати лет. Юный дрессировщик принял участие в интерактивном номере, который был положительно воспринят зрителями Риги, где проходило выступление.

В начале 90-х многие российские циркачи оставляли свою деятельность, не имея возможности получать от выступлений достаточное количество денег для достойного существования. В подобной ситуации оказалась и семья Запашных, испытывавшая нехватку средств на содержание тигров.

Остаться на плаву Аскольду и его семье помог переезд в Китай, где циркачи получали выгодные гонорары. Артисты обосновались в городе Шэньчжэнь, обучая местных дрессировщиков и регулярно выступая на местной арене.

Для того чтобы зрители издалека могли отличать русских циркачей от китайских, Аскольд и его брат перекрасились в блондинов. За годы, проведенные в Поднебесной, представитель династии Запашных овладел навыками жонглирования и езды на лошади в положении стоя. В 1997 г. Аскольд стал лауреатом престижного российского конкурса “Золотая тройка”, проводимого среди циркачей.

По возвращении из Китая семья Запашных обосновалась в Москве и периодически отправлялась на гастроли в крупные города России и стран ближнего зарубежья. В 1998 году Вальтер Запашный доверил сыновьям исполнение циркового номера “Среди животных”, являвшегося визитной карточкой династии артистов.

Позднее Аскольд попал в книгу рекордов Гиннесса как человек, выполнивший самый дальний прыжок верхом на спине льва. В “нулевых” братья основали свой собственный цирк, аналогов которому нет нигде в мире. В 2012 г. Аскольд занял руководящую должность в главном государственном цирке России.

Год спустя браться представили вниманию зрителей шоу-программу “Эмоции” , которую успешно показывали в Санкт-Петербурге. Будучи медийной персоной, Аскольд регулярно становится участником различных телевизионных программ. В 2013 г. артист выступал в рейтинговом шоу “Ледниковый Период” в паре с известной фигуристкой Марией Петровой.

Артист вносит немалый вклад в общественно-культурную жизнь России, параллельно принимая участие в киносъемках. В середине 2015 г. артист, находясь на рабочей площадке, получил рассечение бедра в результате удара лапы тигра.

К счастью, после непродолжительного пребывания в больнице циркач вернулся к своему привычному рабочему графику. В 2016 г. Аскольд Запашный принял участие в рейтинговой ТВ-передаче “Кто хочет стать миллионером?”. В 2017 году артист принял участие в выборах в Государственную думу, представляя “Единую Россию”.

Личная жизнь

В начале своей профессиональной карьеры Аскольд Запашный начал встречаться с коллегой по цирковым выступлениям Еленой Бараненко, с которой состоял в романтических отношениях около 8 лет. Позднее на гастролях, проходивших в Беларуси, артист впервые увидел свою будущую жену Элен Райхлин.

Молодая девушка ранее практически ничего не знала о цирковых достижениях семьи Запашных и привлекла внимание Акольда неподдельным интересом к дрессировке животных. Пара на протяжении трех лет встречалась в перерывах между гастролями Аскольда, так как Элен была еще студенткой и не могла себе позволить бросить учебу ради отношений.

Родители артиста, видевшие будущей женой сына циркачку, изначально отнеслись к его избраннице прохладно. Со временем Элен приобщилась к цирковой деятельности и присоединилась к семье Запашных. Аскольд и его жена воспитывают двух дочерей Еву и Эльзу, которые уже успели выступить в цирке, став представителями пятого поколения знаменитой династии.

Аскольд Запашный, как и многие российские артисты, ведет страничку в Instagram, в которой регулярно публикует кадры подготовки к выступлениям и семейные фото.

Эта династия ведет свое начало еще из дореволюционной России. Родителями шоумена являются Татьяна и Вальтер Запашные, специализирующиеся на дрессировке диких животных. Старший брат Эдгард тоже работает в области циркового искусства. Детство Аскольд Запашный провел за кулисами цирка и уже в 10 лет мог работать со львами и заходить к ним в клетку.

Биография

Артист родился 27 сентября 1977 года в украинском городе Харькове. Он является представителем известной цирковой династии, в которой много знаменитых дрессировщиков.

Все фото 6

Когда братья окончили школу, их родители приняли решение о временном переезде в Китай, где для их выступлений была выстроена летняя арена в городе Шэньчжэнь. Это был 1991 год, когда страна переживала нелегкие времена. Гастроли в азиатском государстве позволили семье спасти животных от верной гибели, ведь их было нечем кормить, а на их содержание требовались внушительные суммы денег. С тех пор братья решили стать блондинами, чтобы выделяться среди темноволосых китайцев.

Братья Запашные перехватили эстафету семейного успеха. Со своими шоу они объездили почти весь мир. Артисты побывали в Монголии, Казахстане, Японии, Белоруссии. Несмотря на бурную гастрольную деятельность по России и за рубежом, Аскольд сумел окончить ГИТИС, получил диплом с отличием. Он свободно говорит по-английски и по-китайски.

Карьеру в цирке Запашный начал с относительно простых номеров: жонглирование на лошади, выступления с дрессированными обезьянками. Аскольд Вальтерович владеет многими другими видами циркового искусства, такими как хождение по канату, акробатика. С дикими животными он выступает много лет, в 1998 году отец передал сыновьям номер «Среди хищников». Артист так отточил свое мастерство, что сумел попасть в Книгу рекордов Гиннесса, осуществив самый длинный прыжок верхом на льве. Этот номер считается смертельно опасным.

Запашные оказались успешными продюсерами, они владеют предприятием «Цирк братьев Запашных». В их списке есть немало шоу, которые вошли в историю шоу-бизнеса России. Сам Аскольд Запашный стал обладателем званий «Заслуженный артист России» (1999) и «Народный артист России» (2012). С некоторых пор он является художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. «Цирк братьев Запашных» готовит для зрителей разнообразные представления, которые включают выступления эквилибристов, акробатов, клоунов и воздушных гимнастов. Однако номера с дрессированными львами и тиграми – фирменный знак их предприятия. Впрочем, в программах шоу этого цирка есть и другие животные: попугаи, собаки и лошади.

Одним из направлений развития карьеры Аскольда Запашного является телевидение. Он часто снимается в популярных шоу, участвует в телевизионных конкурсах, играх. Аскольд снимался в передаче Первого канала «Ледниковый период – 4», где учился фигурному катанию, работая в паре со спортсменкой Марией Петровой.

Артист является активным участником социальной и политической жизни России, входит в число доверенных лиц президента РФ Владимира Путина. Его часто можно увидеть в числе знаменитостей, подписывающих петиции и обращения к гражданам и различным политикам страны.

Личная жизнь

С 2009 года артист женат на женщине по имени Элен. У него есть две дочери: Ева и Эльза. Запашный не любит распространяться о личной жизни, редко дает интервью, в которых рассказывает о супруге и детях. Причиной такого положения дел являются угрозы фанаток, которые периодически получает его семья. Влюбленные в дрессировщика девушки-подростки временами обещают облить его жену кислотой. Даже о факте женитьбы Аскольд Запашный сообщил журналистам после того, как состоялась свадьба. Отношения пары развивались довольно медленно, поначалу артист не был уверен в том, что нашел свою половинку.

На момент знакомства с будущим мужем Элен была гражданкой Израиля и училась в университете Минска на врача. Она отслужила в израильской армии, пробовала работать в качестве модели, подрабатывала в магазинах. После свадьбы жена артиста стала заниматься семьей и детьми.

Аскольд моложе Эдгара на полтора года, и его дочери тоже родились с небольшой разницей во времени. Ева старше Эльзы чуть больше чем на год. Артист признается, что мечтал о том, чтобы у его детей была маленькая разница в возрасте. Но не пытался давить на жену в этом вопросе, Элен сама пошла навстречу его мечте. Он надеется, что когда-нибудь дочери продолжат династию, и уже сейчас продумывает номера для будущего «Цирка сестер Запашных». Счастливый папа сам выбирал дочерям имена, стараясь сделать так, чтобы они были звучными и красивыми. Ведь в мире шоу-бизнеса такие вещи имеют огромное значение. А у Запашного-младшего, как и у всей его семьи, имеются планы на то, чтобы вырастить и воспитать наследников своей цирковой империи.

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

Аскольд Запашный с супругой Элен и маленькой дочкой Евой живут на колесах, кочуя с гастролями «Цирка братьев Запашных» из одного города в другой. Нам удалось застать семью в Москве - здесь полным ходом идут новые спектакли цирка. О том, как изменил их жизнь прошедший год, каково это - быть миллионерами, а также поддаются ли дрессуре дети и женщины, Аскольд и Элен рассказали нашим корреспондентам.

Тебе лучше поехать к маме…

Аскольд: Смешно, но у нашего ребенка каждая вещь в трех экземплярах. Три кроватки, три коляски, три стульчика, ну и так далее. Один комплект в Москве, другой - в Израиле у родителей жены, третий колесит с нами в контейнерах. Так все цирковые живут. А куда деваться? Я счастлив, что мы - я, Элен и маленькая Ева - теперь вместе.

Папой я стал во второй день года. Родилась бы дочка первого января, наверное, расстроился бы. Всю жизнь ее праздник был бы объединен с новогодним. И мы с Элен в ночь под Новый год просили дочку: «Подожди! Еще не время». И она послушалась родителей - умница! Появилась на свет в четыре часа, когда у меня был перерыв между двумя представлениями. Утром я отвез Элен в роддом, а сам поехал на спектакль. И днем получаю эсэмэску от жены: «Мы с Евой тебя ждем». Именно в этот момент жизнь будто поделилась на до и после. Стою с мобильником в руках, смотрю на экран, перечитываю и улыбаюсь. Коллеги заметили: «Ну что там? Что? Жена родила? Кого?» - «Дочка!!!» Приехал в роддом после представления. Не знаю, как передать словами чувства, которыми был переполнен в тот миг. Появилась ответственность, какая-то особенная любовь к ребенку проснулась. Беру Еву на руки и представляю: подрастет и станет встречать меня радостными воплями:
«Папочка пришел!» Сентиментально и трогательно…

Элен: Когда у наших приятелей родилась дочка, мне было очень интересно посмотреть на реакцию мужа. Я взяла ее на ручки и сказала: «Аскольд, смотри, какая хорошая девочка! На - подержи ее». Он взял ребенка на руки и сразу отдал. А я подумала: «Нет, нянькаться с детьми мой муж не станет». Но интуиция подвела - нянькается, и еще как!

Аскольд: Я чужим детям никогда не умилялся. Но на свою дочь готов смотреть часами. Мне кажется, человек вообще взрослеет не годами, а серьезными событиями, принятыми решениями. Отцовство - главная перемена в жизни любого мужчины. Когда родился мой старший брат, Эдгард, наш папа прервал представление, выскочил на улицу Ялты, где гастролировал, и устроил салют. Вечером напоил на радостях весь коллектив и сам выпил, хотя не пил вообще! Здорово они погуляли! А как же - наследник появился!

- Наличие наследника так важно для мужчины?

Конечно, сын продолжит фамилию. А для циркового это особенно важно. Супруга со мной солидарна, теперь мы оба хотим мальчишку. Но когда у нас появилась Евочка, я был безумно счастлив.

- И через несколько недель уехали от жены и ребенка…

А что было делать? В конце января начинались гастроли. Не тащить же с собой новорожденного ребенка.

Элен: Когда Аскольд сказал, что мне лучше поехать с ребенком к маме, я - в слезы. Конечно, как любящей жене мне хотелось быть вместе с мужем.

Аскольд: Я выбрался к ним в Израиль только в марте и всего на неделю. Только осенью мы наконец воссоединились - теперь Элен и Ева ездят везде со мной.

- И как же вам, Элен, дается жизнь жены циркового артиста?

Элен: Гастрольная жизнь оказалась вполне комфортной. Мы же не в вагончиках ютимся, как в старых фильмах показывают. Вполне приличные гостиницы с двух-, трехкомнатными номерами, есть кухня, просторные ванные. Я адаптируюсь быстро, буквально два-три дня - и навожу уют. Хотя раньше любое изменение привычного уклада доводило меня до слез. Стоило родителям отправить меня в лагерь, как я начинала бомбардировать их жалостливыми письмами и добивалась, чтобы они меня забрали. В армии тоже рыдала: готова была служить хоть на год больше, лишь бы отпускали на ночь домой (Элен, как гражданка Израиля, проходила военную службу. - Прим. «ЗН» ).

В разлуке мы живем с Аскольдом все те пять лет, что знакомы. Если раньше еще как-то терпела, то когда родила дочку, вообще стала сходить с ума. Боялась, что однажды дочка своего отца не узнает. В Хайфе, где живут мои родители, возле кроватки Евы много фотографий Аскольда. И когда прилетал папа, сразу шла к нему на руки и улыбалась. Чувствовала родную кровь.

Элен, ради семьи вы многим пожертвовали: одна эмиграция чего стоит. И карьеру врача забросили. Не много ли жертв?

Да, карьера для меня очень важна. Когда я, отслужив в армии, поступила в Белорусский государственный медицинский университет, думать не думала, что стану женой циркового артиста. Государственные экзамены сдавала уже будучи в положении, поэтому поступление в ординатуру или интернатуру отложила. Сейчас я только жена и мама, но уже рвусь из дома. И, как только определимся, на кого оставлять Еву, буду учиться дальше.

Аскольд против детских садиков, нянь. В какой-то степени он прав. Моя мама, а она тоже доктор, вышла на работу, когда мне было четыре месяца. Меня растили няньки, бабки, тети и дяди. В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего: женщина не видит, как растет ребенок. Мама рассказывает, что я приходила к ней на работу и спрашивала: «Тут твой дом?»

А где же тигры?

- По данным Forbes, ежегодный доход братьев Запашных составляет $5,7 млн. И каково быть женой миллионера?

Элен: Вы меня просто в тупик загнали своим вопросом… Не забывайте, что указанная сумма не в карманах братьев лежит. Есть животные, которых надо содержать, а это очень дорого. Есть коллектив в две сотни человек, дорогостоящие проекты.
Но Аскольд мне ни в чем не отказывает, покупает все, что мне хочется.

Аскольд: $5 млн - это те деньги, которые у нас в обороте, в производстве. Мы с братом заработали их своим потом и кровью. Наши с Эдгардом жизни - доказательство формулы успеха: мечты сбываются, если прикладывать к этому усилия. Нам говорят: «Ну да, вы же дети Вальтера Запашного, вам фамилия устлала путь розами!» Я говорю: «Извините, пожалуйста, у нас еще сестра есть, дочь папы от первого брака - Марица, и племянник, они тоже цирковые. Есть направление Мстислава Запашного и Игоря Запашного, папиных братьев. Они вместе работали, были очень успешными акробатами». Вы про них так же много знаете? Нет, такого успеха, как у нас, у них, к сожалению, пока нет! Я говорю это к тому, что фамилия - не показатель успеха. Я считаю, что деньги приходят как последствия труда. И кстати, я очень спокойно к ним отношусь, лишь как к средству приобретения удобств - хорошего дома, машины.
Моя жена имеет возможность покупать что и сколько хочет. Но не злоупотребляет этим, что меня безумно радует. Она правильно относится к деньгам и, например, не просит «феррари», хотя, в принципе, я мог бы ей его купить.

- Элен - израильтянка, а вы с ней встретились в Беларуси, где тогда гастролировали. Как ее туда занесла судьба?

Родители Элен надеялись выдать ее за врача-стоматолога, и она даже была помолвлена, но, поняв, что жениха не любит, разорвала помолвку и сбежала в Минск, под присмотр родственников. На представление ее привел наш с Эдгардом давний друг. Девушка сразу мне понравилась. И внешность необычная, и странная манера говорить, немного растягивая слова. У нее был легкий акцент, родной-то язык для нее иврит.

Элен: Мне тогда было 26 лет - самая пора выходить замуж. Всех мужчин, с которыми знакомилась, я подсознательно примеряла на роль супруга и отца будущего ребенка. И все же в то время меня куда больше учеба занимала - третий курс, самый пик, живу в общежитии, никуда особо не хожу, потому что корплю над учебниками. Видела только афиши - какие-то неизвестные мне братья-тигры выступают - и все! Наши отношения до самого ЗАГСа вел Аскольд. Это он покорял меня, так себя вел, такие слова говорил, что я влюбилась очень быстро.

- Аскольд, в своих ранних интервью вы говорили, что женитесь лишь на той девушке, которой удастся вас чем-то сильно удивить. Чем же Элен вас поразила?


Аскольд:
Удивительно непредвзятым отношением ко мне. Она вела себя очень естественно. Она не скучна, не аморфна. Ну не люблю я людей, которые плывут, а не бегут по жизни!

Элен: Первое наше свидание прошло в машине Аскольда. Он крутил по DVD свои любимые ужастики: проверял, как я среагирую. Если бы друг не предупредил, что Аскольд - человек уважаемый, не прохиндей какой-нибудь, встала бы да пошла. Но я хотела посмотреть, что будет дальше. Ну и досмотрелась… Он мне очень и очень понравился.

Мы сразу стали проводить вместе много времени, гуляли до четырех-пяти утра, а в восемь я бежала на учебу… Не высыпалась страшно, но летала как на крыльях - влюбилась. Аскольд уезжает и сразу шлет эсэмэску: «Любимая, хочу быть рядом, не хочу вообще от тебя уезжать». Я в ответ: «Гастроли закончатся, у тебя начнется другая жизнь, без меня. А я останусь слезы лить». У меня даже мысли не было, что мы можем стать семьей. И все же все его душевные, чудесные эсэмэски я записывала в дневничок и перечитывала по сто раз.

- Элен, слова словами, но за мужчину говорят поступки…

Поступков хватало. Полтора месяца мы повстречались - и Аскольд уехал в Москву. И тут же начал мотаться ко мне в Минск - гнал в ночи 800 км, а утром обратно. Вот тогда я поняла: его слова вовсе не пустые. Но продолжала сопротивляться, повторяла: «Оставь меня, ничего у нас не получится». Другой бы махнул рукой, а Аскольд нет. Ему хватило сил пробить мое недоверие и боязнь любви. Естественно, я его ревновала, истерики закатывала, плакала: «Девушки вечно около тебя крутятся». И у него хватало сил уверить меня: «Любимая, все хорошо, я твой, даже когда между нами тысячи километров».

Говорят, что Вальтер Запашный произвел на будущую жену неизгладимое впечатление, когда пришел на свидание с тигром на поводке.

Да, я слышала эту чудесную историю. Когда мы с Аскольдом встречались, мечтала на лекциях: вот сейчас откроется дверь и в аудиторию войдет мой принц с тигром. Наверное, Вальтеру Михайловичу было проще так сделать, времена были другие. Аскольд не может взять тигра и посадить в машину. Перевезти тигра - это целая история. И так уже до смешного доходит: гаишники останавливают и, заглядывая в окно, спрашивают: «А где же тигры?» Причем каждый думает, что удачно пошутил. Ребята отвечают: «Сейчас подтянутся!»

Синь ен хау!


Элен:
Время показало: Аскольд - моя половинка. Я в чужой стране, но рядом с ним чувствую себя спокойно и уверенно. И даже полюбила суровые русские зимы… Наверное, такое состояние душевного комфорта ищет каждая женщина.
Семейная жизнь сделала Аскольда чуть помягче. Раньше он был более властным: сказал как отрезал. Сейчас с ним можно и поспорить. Расхваливать нашу жизнь больше не буду, я суеверная - боюсь сглазить!

Аскольд: Наша жизнь не идеальна, мы частенько устраиваем споры: то по поводу ребенка, то по пустякам каким-нибудь. Недавно Элен говорит: поехали в кино. Я устал после репетиции, но, думаю, ладно, надо жене приятное сделать. Обзвонил друзей, собрал толпу - мы любим компании. Все сорвались, с разных концов Москвы рванули в кинотеатр. До сеанса остается десять минут, мы еще не доехали, и тут Элен говорит: «Умираю, хочу есть! Пойдем ужинать». Я спрашиваю: «А кино?» - «Кино потом, или вообще без него обойдемся, лучше поедим». Я снова друзьям давай звонить: уговариваю ехать в ресторан. В общем, с моей женой не соскучишься, она непредсказуема. Особенно, как оказалось, во всем, что касается ребенка. Когда ходила беременной, утверждала: «Я буду строгой, а из тебя малышка наверняка будет вить веревки». И вот я с удивлением вижу, как при Элен дочка зубами открывает какой-то крем. Говорю: «Забери! Она же отравится!» Жена спокойно отвечает: «Ничего не случится, он не страшный». Я завожусь: «Этот не страшный, а другой будет страшный». Отнимаю тюбик, Ева орет не своим голосом, потому что уже научилась требовать. А наша мама подрывается и бежит за другим кремом - лишь бы дочка не плакала… Тут уж я взрываюсь. Да, пускай я жесткий родитель, но я люблю своего ребенка и делаю все, чтобы обеспечить его безопасность. Хотя и стелить соломку тоже не намерен. Малышка наша ползает по комнате, Элен вскрикивает: ой, ударится о стул, о стол. Я говорю: «Да сиди ты спокойно! Ударится слегка и поймет, как бывает больно». У меня в этом плане богатый опыт, потому что я дрессировщик. Глупые люди иногда говорят, что дрессура - это насилие. Да ни черта подобного! Дрессура - это, конечно, навязывание своей воли. Но воли умного существа - глупому. Я не могу ждать, когда тигр сообразит и что-то такое мне ответит. Я заставлю его подчиниться. Так же, собственно, и с детьми. Дрессура - это воспитание. Если хищник на тебя нападает, его нужно наказывать. Если не слушается ребенок - тоже. Другой вопрос - как…
Ева уже все понимает. Недавно выдернула из розетки шнур антенны. Я строго говорю: «Ева!» И она тут же понесла его мне.

- А как вас самого в детстве наказывали?

В угол ставили - просто постоять, подумать. Папа иногда пугал: «Ох, выпорю!» Но так ни разу и не отлупил… Один раз, когда нам с братом было лет по семь-девять и папин цирк гастролировал в одной азиатской республике, Эдгард предложил: «А пошли с пацанами на речку». Я перепугался, говорю: «Гарик, не надо, мы же плавать не умеем». А он: «Да ладно! Не трусь». И я за ним от безвыходности поплелся. Пришли, а там бурлящая река… Местные мальчишки тут же, в одежде, попрыгали в воду, а их течением сносит… Смотрю на весь этот ужас и понимаю, что не сигану туда ни за какие коврижки. Вдруг замечаю: братец мой раздевается: «Я тоже нырну, смотри!» Мне так стало страшно, ужас! Плачу, пытаюсь отговорить - бесполезно! Эдгард прыгнул. А когда вылез, откуда ни возьмись бежит наша тетя Оля. Руками машет, лицо испуганное, бледное. И тут же на горизонте появляется папа - прямо в гриме. Ему сказали, что мы пропали, он прервал представление и помчался нас искать. Увидел. Медленно подошел и зашипел - ну просто как змея: «Марш домой, ждите, я скоро приду». Нам страшно - жуть. Вечером отец вернулся домой, прошел в нашу комнату, сдернул с кроватей матрацы, перевернул их и сказал: «Вы не уважаете своих родителей - значит, спите на полу!» Руку на нас так и не поднял.

А вот за хамство мы получали по полной! Я никогда не мог огрызнуться ни на него, ни на маму или бабушку. Как-то на репетиции брат выполнял трюк на лошади, что-то не так сделал, папа поправил и услышал в ответ: «Да щас!» Я и сообразить ничего не успел - брат уже схлопотал под зад хлыстом. И все. Очень правильное воспитание.

Аскольд, вы прожили в Китае четыре года. Правда ли, что вы, влюбившись в китаянку, выучили сложнейший китайский язык?

Язык я выучил из-за того, что мы сразу подписали контракт на три года. Языки мне легко даются. Учу по своей системе: беру много толстых тетрадей, выписываю все слова по категориям: все, что касается ресторана, магазина, культуры. Да, конечно, грамматику я не знал, но у меня был очень богатый словарный запас!

А влюбленность - да, была. Но это же пацанство, мне было всего 15. Первая девушка была китайской монголкой, немного меня постарше. Вторая - китаянка. Мы с ней даже недолго прожили вместе, а она потом уехала в Гонконг сниматься в кино. Ее отъезд стал для меня трагедией: «А-а-а… поеду за ней на край света». Мама поулыбалась, похлопала по плечу: «Держись! Может, скоро и увидитесь». Девчонка ей нравилась, но она понимала: это все детское. Расстояние нас сразу разъединило. Тогда же не было ни мобильного телефона, ни интернета. Помню, послал ей две открытки - с иероглифами «Я тебя люблю» («Во ай ни») и «Поздравляю с Новым годом» («Синь ен хау»), если дословно переводить, то «Новый год хорош».

- Ну а сами о чем мечтаете в новом, 2011 году?

Я, как любой нормальный человек, мечтаю только о хорошем. Недавно мы были в Магнитогорске, наш друг поднял нас в гору, на которой растет дерево желаний - на него все привязывают ленточки. Я тоже привязал. Ничего конкретного мне не надо, только здоровье близких и свое. А остальное - в моей власти.

Алла ЗАНИМОНЕЦ, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото Виталия ФЕДОРОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter