Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Ни о первом браке с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, ни о бурном романе с гроссмейстером Гарри Каспаровым. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы… Вот уже много лет она счастлива во втором браке. Ее муж – дипломат Кирилл Геворгян. Дочь – художница Ника Неелова. Ей двадцать четыре года, она давно живет за рубежом. Ника впервые согласилась поговорить о том, что обычно обходит молчанием ее знаменитая мама.

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости... Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой - обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями - весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании - из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию - доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника - истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.

Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

- Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой - здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры - русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе - часть меня».

- Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу - не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новомместе?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

- Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались - смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

- А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка - у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

- Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет - на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии - Королевскую академию искусств и специальность - скульптуру... Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

- А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн - это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

- Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так... Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки - за три месяца. В академии преподавали только на нем».

- Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь - бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море...»

- В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе - это все как-то волновало мое воображение».

- Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала - жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи - „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком - значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».

Без страха и упрека

- В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art - одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

- Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной - плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха... Родители нервничали, но виду старались не подавать».

Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница - это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно - как и в жизни».

Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму - это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы - это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, - показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства - становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль»

- Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

- То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

- Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

Вы любите использовать необычные материалы - скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

- Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

- А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи... Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

- Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов - по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива... Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

- Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

- А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

- И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

- В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать - не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Неелова Марина Мстиславовна на протяжении последних 40 лет является актрисой, одинаково отлично выступающей в театральных постановках и на съёмочной площадке. Артистка неимоверно востребована. Она играет даже в своём преклонном возрасте в нескольких постановках. Вскоре выйдет новый кинофильм, в котором женщина сыграла одну из главных ролей.

На первом месте для артистки всегда была семья. В суровые 90-е годы прошлого столетия ради мужа и дочери Марина бросает театр и кино. Она становится хранительницей домашнего очага, обеспечивая уют родным людям. После возвращения, оказывается, что поклонники ждали её новых ролей. Артистка вознаградила почитателей своего таланта различными кинофильмами и спектаклями, позволяющими увидеть её с разных сторон.

После дебюта о молодой, перспективной артистке заговорили. У неё появились поклонники, число которых неустанно росло. Они знают все данные о звезде, в том числе рост, вес, возраст, сколько лет Марине Нееловой.

Несложно узнать возраст актрисы. Для этого можно произвести в уме нехитрые арифметические вычисления, зная дату появления женщины на свет. Неелова Марина Мстиславовна появилась на свет в 1947 году, после подсчётов становится ясно, что она находится в 70-летнем возрасте.

Марина Неелова, фото в молодости и сейчас которой приковывают внимание многочисленных её поклонников, имеет вес в 68 кг при росте в 165 см. Для своего возраста артистка находится в отличной физической форме.

Биография Марины Нееловой

Девочка появилась на свет в городе на Неве через полтора года после Великой Отечественной войны. Отец всё время пропадал на работе, а в нечастые часы отдыха он рисовал картины и развешивал их по квартире. Мать - Валентина Николаевна развивала девочку, поощряя все её желания. В 4 года Марина стала танцевать балет. Но всё же драматическое искусство перевесило. Без проблем вчерашняя выпускница школы поступает в театральный институт в родном городе. После получения аттестата девушка снимается в «Старой, старой сказке», которую по достоинству оценили телезрители и профессионалы.

Биография Марины Нееловой вскоре продолжается в столице Советского Союза. Проработав всего несколько месяцев в театре Юрия Завадского, актриса по приглашению Константина Райкина переходит в известный столичный театр «Современник». С этого времени она играет именно на его подмостках. Желания оставить ставшую уже родной сцену не возникало.

Фильмография: фильмы с участием Марины Нееловой в главной роли

Фильмография популярной актрисы включает большое количество самых разнообразных работ в кино. К примеру, зрители полюбили её в «Осеннем марафоне», «Карусели», «Дамах приглашают кавалеров» и других.

В 90-х годах прошлого столетия звезда советского кино снимается гораздо меньше. Она в это время начинает всё своё время посвящать любимым людям. Муж Марины Нееловой – дипломат. С ним артистка несколько лет прожила в Париже. В конце 2000-х супруг едет послом в Нидерланды. Артистка поехала вместе с ним, лишь иногда приезжая и выступая на сцене любимого «Современника».

В настоящее время Марина Неелова играет в нескольких постановках одновременно. В настоящее время она снимается в новом кинофильме

Личная жизнь Марина Неелова

Киноактриса два раза вступала в брак, каждый раз по великой любви. Подробности этого интересуют журналистов с давних пор.

В первый раз Марина Неелова вышла замуж за коллегу по артистическому цеху. В течение 8 лет популярная актриса и её супруг часто находились на съёмках отдельно друг от друга. В конце концов, актёры решили развестись, чтобы не обременять друг друга.

Личная жизнь Марина Неелова в течение ряда лет протекала параллельно со знаменитым шахматным королём Гарри Каспаровым. Влюблённые часто приходили вместе на различные мероприятия. Спустя непродолжительное время артистка забеременела, но шахматист заявил, что к ребёнку не имеет никакого отношения. До настоящего времени Марина Неелова и Гарри Каспаров не раскрывают тайну появления девочки на свет. Бывшие влюблённые не общаются до настоящего времени.

В настоящее время Марина Неелова очень счастлива. Её муж служит в посольствах Российской Федерации то в одной, то в другой европейских странах.

Семья Марины Нееловой

Семья Марины Нееловой состоит из любимого супруга и доченьки Ники. Женщина, несмотря на занятость в театральных постановках, большое количество времени уделяет именно родным и близким людям. В 90-е годы актриса уезжает на несколько лет вместе с супругом во Францию, где мужчина работает в дипмиссии.

Родители Нееловой не имели никакого отношения к театру и кино. Кем трудился отец, не знает никто. В свободное время он занимался живописью. Мать была домохозяйкой и занималась воспитанием дочери.

Дети Марины Нееловой

Марина Неелова стала матерью лишь однажды, родив дочку Нику. Кто является её отцом, до настоящего времени не знает никто. По слухам, отцом девушки стал известный шахматист Гарри Каспаров. Но сам мужчина это отрицает.

Дети Марины Нееловой – это и два её крёстных сына, которые уже достаточно взрослые. Они имеют свои семьи, в которых родились детишки. Крестники часто созваниваются с актрисой, приглашают её на семейные праздники.

Своими детьми актриса считает свои роли, каждую из которых она любит. Женщина не может назвать самую главную свою работу, они для неё все равны.

Дочь Марина Неелова - Ника

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная артистка родила свою единственную дочь. Она назвала её Никой. Кто её отец, сама актриса скрывает.

Дочь Марина Неелова - Ника вместе с мамой и отчимом несколько лет жила во Франции. Она неимоверно талантлива. Знает французский, английский, немецкий, итальянский, испанский и русский языки.

В настоящее время девушка является известным художником. Она уже получила несколько премий на различных профильных мероприятиях.

Ника недавно встретила молодого человека, за которого в скором будущем собирается выйти замуж. Но имя его тщательно скрывается.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев

Бывший супруг появился на свет в суровые довоенные годы. С детских лет показал себя талантливым человеком. Отлично читал стихи, играл в постановках школьного театра, что и определило его судьбу. Ещё в студенческие годы сыграл в нескольких кинокартинах, после чего его имя стало известно каждому жителю Советского Союза.

Бывший муж Марины Нееловой – Анатолий Васильев познакомился с девушкой в начале 70-х годов прошлого столетия. После конфетно-букетного периода влюблённые поженились. Через несколько лет супруги решили расстаться.

Васильев после расставания с супругой стал жить с другой звездой советского кино - Ией Саввиной. Официально зарегистрировались актёры буквально за несколько дней до смерти Ии. Анатолий после похорон живёт вместе с сыном супруги – Сергеем, который страдает неизлечимым недугом.

Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян

В середине 80-х годов прошлого столетия популярная актриса театра и кино отдыхала в Италии. Там она познакомилась с импозантным мужчиной, который стал ей оказывать знаки внимания. Сами того не замечая, Марина и Кирилл проговорили до утра. Во второй раз они встретились в родном для Нееловой «Современнике». После этого влюблённые стали жить вместе. Через год совместного проживания они поженились. Муж Марины Нееловой – Кирилл Геворгян официально удочерил дочь актрисы. Она его считает своим настоящим отцом.

В середине90-х годов супруг работал во Франции. Актриса оставила все дела и отправилась вместе с мужем.

В настоящее время мужчина работает в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Несмотря на занятость, Кирилл до сих пор приглашает супругу на романтический ужин. Она считает, что ей крупно повезло в этой жизни, ведь могли их пути никогда не пересечься.

Инстаграм и Википедия Марины Нееловой

В настоящее время трудно найти человека, который бы ни пользовался социальными сетями. Артистка является вполне современной женщиной, которая зарегистрирована во многих социальных сетях. Инстаграм и Википедия Марины Нееловой позволяют узнать самую подробную информацию о жизни и творчестве женщины, её личной жизни.

Википедия рассказывает подробно о звезде советского и российского киноискусства. А вот страницу в Инстаграм, по признанию актрисы, за неё ведёт лучшая подруга, которая выставляет фото Нееловой, сделанные в разные моменты жизни. Здесь можно увидеть видеоролики из кинокартин, в которых участвовала актриса.

«Она просто соткана из секса!» — восхитился однажды Вячеслав Зайцев Мариной Нееловой, для которой создавал театральные костюмы. Однако это лишь констатация факта. Прима «Современника» не рассказывает о тех, кого любит или любила. Ни-че-го. Эти факты предали огласке бывшие спутники актрисы…

Скорлупа, пепел, воск, овечьи кости… Для непосвященного все это похоже на ингредиенты колдовского зелья. А для Ники Нееловой — обычный рабочий материал. Она занимается инсталляциями — весьма трудоемким видом современного искусства. Сделать себе имя в этом жанре непросто. Однако Ника, судя по всему, на верном пути: в конце 2010 года она стала победительницей престижного конкурса «Новые сенсации», который курирует лондонская галерея Чарльза Саатчи совместно с британским телевидением. Он проводится среди выпускников художественных вузов Великобритании — из сотен претендентов выбирают четырех финалистов, среди которых определяют сильнейшего. Им и стала Ника. Она миниатюрна и обаятельна, у нее мелодично-счастливый голос и притягательный взгляд голубых глаз. Держит дистанцию — доброжелательно, но жестко. Что ж, наследственность. Ее мама, легендарная Марина Неелова, чрезвычайно редко дает интервью и холодно пресекает вопросы о личной жизни. А отец, Кирилл Геворгян, дипломат. И этим все сказано. Так что Ника — истинная дочь своих родителей, о которых рассказывает взвешенно и мало. Однако даже этой скупой информации достаточно, чтобы составить представление о мире, который сформировал ее как личность.


Школа выживания

Ника за границей прожила дольше, чем на родине. В пять лет она уехала с родителями во Францию. В одиннадцать вернулась обратно в Россию, а в шестнадцать покинула ее практически окончательно, приезжая сюда изредка на неделю-две.

— Ника, где вы сильнее чувствуете себя иностранкой — здесь или за рубежом?

Ника НЕЕЛОВА: «Сейчас мне более привычно жить там. С тех пор как я уехала из Москвы, прошло уже восемь лет. За границей я получила образование, начала карьеру, чего-то добилась и теперь пытаюсь определить свои перспективы. А вообще, мне кажется, я научилась совмещать две культуры — русскую и западную. Мне импонируют европейский минимализм во всем, сдержанность и даже в какой-то степени отстраненность. И при этом мне также близки русские черты, сочетающие в себе некое изобилие всего. Эти две крайности мне дороги, так как они обе — часть меня».

— Что вам вспоминается из раннего детства, до первого отъезда?

Ника: «Детский сад, холодная зима, комбинезоны, жизнь с мамой, ее уходы на репетиции. Она никогда не брала меня с собой на работу — не хотела, чтобы меня заинтересовала театральная жизнь. В итоге она оказалась права, у меня никогда не появлялось желания стать актрисой».

— В 1992 году вы с мамой переехали в Париж вслед за вашим отцом, получившим там дипломатический пост. Трудно было адаптироваться на новом месте?

Ника: «Папа отвел меня в школу через два дня после нашего приезда. Мне было пять лет, и я не знала ни слова по-французски. Сначала на пальцах объяснялась, ходила за ручку с преподавателем. Но мне очень не нравилось, что я от кого-то завишу. Это стало хорошим стимулом, чтобы быстрее освоить язык».

— Как к вам относились одноклассники?

Ника: «Сначала издевались — смеялись и убегали. Но вскоре я выучила язык и уже не стеснялась отвечать им. И больше никто меня не трогал. Через два-три месяца я довольно бегло говорила по-французски, а спустя год свободно училась и стала первой в классе».

— А родители заступались, когда вас обижали?

Ника: «Нет, никогда. Они приучили меня самой решать свои проблемы и добиваться того, чего хочу. И не полагаться на кого-то. Это мне очень помогает сейчас, когда я живу за границей одна. К тому же с такими родителями рано приходит желание доказать, что я не только их дочка, но и могу добиться чего-то самостоятельно. А потом это „доказывание“ становится частью жизни».

— Дети быстро привыкают к новой среде. Не было такого момента, что вы почувствовали себя скорее француженкой, чем русской?

Ника: «Во Франции я очень быстро адаптировалась и превратилась в типичного парижского ребенка — у них у всех одинаковые аккуратные кофточки, туфельки и очень плохие характеры. Но мой папа всегда воспитывал меня как человека двух культур. Он научил меня любить Францию, но при этом не забывать, откуда я родом. Он рассказывал мне, когда и как в России отмечают Масленицу, Пасху. При этом мы праздновали и католическое Рождество, и православное. Папа вообще открыл для меня безграничные горизонты. Он подарил мне сначала Францию, затем Голландию, где был Чрезвычайным и Полномочным Послом. Без него я бы там не оказалась».

— Но перед тем как попасть в Нидерланды, вы вернулись из Франции в Россию и жили здесь несколько лет. Тоже с легкостью вписались?

Ника: «В России жизнь очень сильно отличалась от жизни во Франции, и поначалу многое было непонятно и непривычно. К примеру, здесь я была вынуждена избавиться от привычки не давать списывать. То, что во Франции считалось нормой, здесь воспринималось как жадность и серьезно портило отношения. Пришлось также привыкнуть к приставке «дочь Нееловой».

— Каких принципов в воспитании придерживались ваши родители?

Ника: «Они давали мне полную свободу заниматься тем, чем я хочу. Все решения с самого раннего детства я принимала сама. Они меня все время к этому подталкивали. Я окончила школу экстерном в пятнадцать лет — на полтора года раньше других, сама выбрала учебное заведение в Голландии — Королевскую академию искусств и специальность — скульптуру… Хотя родители предпочли бы, чтобы я выбрала архитектуру».

— А когда вы решили, что вам надо заниматься именно инсталляциями, а не живописью, скажем?

Ника: «Со временем. Я рисовала с детства, но никогда не ходила в художественную школу. Потом посещала курсы известного театрального художника Олега Шейнциса. Восхищалась им, но поняла, что театральный дизайн — это не мое. Окончательно решила, чем хочу заниматься, только в Королевской академии искусств».

— Правда ли, что вы стали самой молодой абитуриенткой за всю историю ее существования?

Ника: «Да, говорят, что так… Я поступила в академию в шестнадцать лет, что для Европы очень рано. Туда предпочитают брать людей, у которых уже имеется жизненный опыт. Однако главе департамента понравилось мое портфолио, и меня зачислили. Правда, мне пришлось выучить голландский в рекордные сроки — за три месяца. В академии преподавали только на нем».

— Ну и какова студенческая жизнь в Голландии?

Ника: «Большую часть времени мы проводили в студиях академии, работали с утра до ночи, ходили друг к другу в мастерские, посещали музеи, галереи. При этом, конечно, не забывали и про всяческие кафе и клубы. Во многом это была прекрасная, разносторонняя жизнь — бесконечная работа в институте, сумасшествие Амстердама и спокойствие Гааги, расположенной на море…»

— В вашей биографии были сумасбродные выходки, свойственные юности?

Ника: «Было много разного, но в основном я старалась быть „правильной“ дочерью посла и дипломата. Поскольку мама часто улетала в Москву на спектакли, я ходила вместе с папой на приемы. Этикет сложности для меня не представлял. Меня с трех лет приучили есть с ножом и вилкой и не держать локти на столе. Кроме того, перед переездом в Голландию мы с мамой прочитали много книг по этикету, где были описаны все детали. И потом, меня всегда очень привлекала идея монархии. Несмотря на то что в Голландии она демократична и скромна, наличие королевы, фрейлин, жизнь при дворе — это все как-то волновало мое воображение».

— Вы никогда не огорчали родных?

Ника: «В детстве я была достаточно дерзкой, своенравной девчонкой, никогда никого не слушалась и училась исключительно на своих ошибках. Мама меня много критиковала — жестко, но всегда объективно. Благодаря ей я была способна выдержать жесточайшую критику от преподавателей академии. Студентам они часто говорили в лицо ужасные вещи — „какие вы бездарные, неспособные, и темы ваши пустые и никчемные“. В общем, на экзаменах лились слезы, летали стулья из окон. Многие студенты не выдерживали и уходили. Меня же критика всегда стимулировала. Если ругают, то есть возможность роста. У нас в академии похвала считалась плохим знаком — значит, тебе сочувствуют. Все начинали бояться, когда слышали в свой адрес положительные комментарии».


Без страха и упрека

— В Европе дети рано покидают родителей. Когда вы стали жить отдельно?

Ника: «Только когда окончила академию в Голландии. Продолжить учебу я решила в лондонской Slade School of Fine Art — одном из самых котируемых учебных заведений для художников. С тех пор я и стала жить самостоятельно. Мне очень нравится Лондон, там много людей разных национальностей, устремлений, интересов, меня восхищают его динамика и яркость».

— Англия известна своим фанатичным отношением к спорту. Вас это как-то затронуло?

Ника: «Нет сейчас времени на него. А раньше я была спортивной — плавала, играла в теннис, занималась гимнастикой и верховой ездой. Особенно любила скачки с препятствиями, хотя слишком часто неоправданно рисковала, падала с лошади и иногда препятствия брала уже без коня. Мне нравилось игнорировать чувство страха… Родители нервничали, но виду старались не подавать».

— Среди ваших работ есть винтовая лестница, упирающаяся в потолок, под названием «Уйти никогда не поздно». У вас бывали периоды, когда хотелось сбежать от людей и обстоятельств?

Ника: «Эта инсталляция была сделана перед моим отъездом из Голландии и символизировала окончание важного отрезка моей жизни. Я знала, что больше не вернусь туда, а если и вернусь, то буду уже не той, что раньше. Я прощалась с прошлым, о чем и говорила моя работа. Винтовая лестница — это спираль, символ непрерывного движения, которое никогда не возвращается в исходную точку. Либо ты выше, либо ниже. Остановиться невозможно — как и в жизни».

— Инсталляция «Принципы повиновения» принесла вам победу на конкурсе «Новые сенсации», ее называли удачной и философски глубокой. Вы могли бы объяснить, что означает ваш гимн абстракционизму — это масштабное сооружение с многочисленными грузами?

Ника: «Грузы — это языки колоколов, которые я отлила из воска по образцам, взятым в литейной мастерской Whiechapel, где отливали все лондонские колокола, в том числе Биг-Бен. Это тема, которой я давно занимаюсь, — показывать то, что обычно скрыто от глаз. Языки колоколов почти никогда не видны, никому не знакома их форма. А в восковом воплощении они теряют свои акустические свойства — становятся хрупкими предметами, извлеченными из своего привычного контекста, времени и истории. Так что языки колоколов уже не исполняют изначально предназначенную для них роль».

— Как ваша жизнь изменилась после победы в конкурсе?

Ника: «Я получила много интересных предложений, у меня прошла персональная выставка в Лондоне. Также мои работы были показаны на выставках в Базеле в Швейцарии, в Париже, в Литве и в Германии. „Принципы повиновения“ и еще одна работа были приобретены для галереи Саатчи. А остальные разошлись по частным коллекциям».

— То есть ваша профессия приносит прибыль?

Ника: «Пока что нет. Мои расходы на производство превышают доходы от продажи. Но сейчас прибыль не является моей главной целью».

— Родители помогают вам финансово?

Ника: «Я стараюсь справляться сама. Недавно получила спонсорскую поддержку от Фонда Ольги Рубиновой на финансирование выставок 2011 года. Также мне дали несколько премий после окончания института, да и работы мои продаются. Что будет дальше, не знаю».

— Вы любите использовать необычные материалы — скорлупу, пепел, шоколад, жженый сахар и кости животных. Зачем вам такие странные субстанции?

Ника: «Они имеют определенные свойства, необходимые для воплощения какой-то идеи в каждой работе. Да и сами по себе эти материалы уже говорят о многом, они затрагивают темы быстротечности времени, хрупкости, безвозвратности прошлого и истории».

— Ваша мама понимает ваше искусство, посещает выставки?

Ника: «Она очень интересуется моими работами и по возможности ходит на выставки. У нее подход не художника и не галерейщика, она воспринимает увиденное на эмоциональном уровне. Ее мнение очень важно для меня».

— А вы смотрите фильмы и спектакли с ее участием?

Ника: «Я знаю все ее спектакли почти наизусть и иногда в шутку цитирую ей ее же монологи… Мне почему-то сложнее видеть ее на экране, особенно в старых фильмах, еще до моего появления на свет. Мне всегда больно видеть, как она страдает. Мама восхищает меня как актриса, но даже в зрительном зале я прежде всего остаюсь ее дочерью».

— Что вы читаете, какую музыку предпочитаете?

Ника: «Музыку я особо не слушаю. Так получилось, что мне больше нравится тишина. А читаю много. У мамы огромная библиотека».

— Вы очень спокойны и уверены в себе. Неужели у вас никогда не было комплексов — по поводу внешности, допустим, в подростковом возрасте?

Ника: «Эта уверенность, увы, очень обманчива… Я никогда не была уверена в себе и никогда не считала себя красивой».

— Замуж не собираетесь?

Ника: «Нет, пока не собираюсь. Хотя молодой человек у меня есть и мы живем вместе».

— А кто он?

Ника: (После паузы.) «Он не из моей профессии. Он итальянец, мы познакомились в Лондоне. А вообще я предпочитаю придерживаться представления, что личная жизнь на то и личная, что о ней можно не рассказывать».

— И все же интересно: чем должен обладать мужчина, чтобы находиться рядом с вами?

Ника: (Сухо.) «Он должен быть умным и интересующимся человеком. Дальше люди просто дополняют друг друга».

— В России девочек часто воспитывают на сказке про Золушку, ожидающую принца. Как вы к этому относитесь?

Ника: «Ждать — не в моем характере. Я всего предпочитаю добиваться сама, ни на кого не рассчитывая. И я никогда не мечтала надеть свадебное платье».

Фото: личный архив Ники Нееловой


8 января празднует свой 71-ый день рождения Народная артистка РСФСР, актриса театра и кино Марина Неелова . Творческий успех пришел к ней рано, когда она, еще будучи студенткой, снялась в фильме «Старая, старая сказка». А вот путь к личному счастью стал гораздо более долгим и сложным: она родила дочь в 40 лет, а свою судьбу встретила в 42 года.



Марина Неелова с детства мечтала стать актрисой, а ее мама видела дочь балериной, поэтому с 4-х лет девочка начала заниматься балетом. После школы она поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), и еще во время учебы у нее состоялся успешный кинодебют. Фильм «Старая, старая сказка» получил благосклонные отзывы критиков и заслужил популярность у зрителей. В 1974 г. актриса пришла в «Современник», и с тех пор с этим театром была связана вся ее творческая жизнь.





Артистка всегда комплексовала из-за своей худобы и маленького роста – ей казалось, что рядом со статными красавицами она выглядит серой мышкой, недостаточно женственной и привлекательной. Она всегда весила 45 кг и расстраивалась из-за того, что не может поправиться. Олег Табаков о ней говорил: «Две спички ног, две спички рук, глаза и нижняя губа».





На съемках фильма «Цвет белого снега», где она сыграла главную роль, Неелова познакомилась с режиссером Анатолием Васильевым, который стал ее мужем. Они прожили вместе 8 лет, после чего расстались и перестали общаться. О причинах оба говорить не любят. «У каждого свои тараканы. Я к ней относился и отношусь с большим пиететом, актриса она – потрясающая. После нашего развода наблюдаю за ней как зритель», – говорит Васильев.







В 1984 г. разразился скандал: у 37-летней актрисы случился бурный роман с 21-летним шахматистом Гарри Каспаровым. Его мать, перед авторитетом которой он преклонялся, была категорически против отношений сына, отвлекавших его от карьеры. Повинуясь воле матери, Каспаров порвал с Нееловой, а в 1987 г. актриса родила дочь Нику, родства с которой Каспаров так и не признал, несмотря на очевидное внешнее сходство. Тогда на защиту Нееловой встала чуть ли не вся московская артистическая публика. В. Гафт заявил, что после этого Каспарова не примут ни в одном приличном доме.







Спустя годы Каспаров писал: «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира. Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору. ... Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матчу-реваншу...Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточился на шахматах».







Неелова тяжело переживала этот разрыв и в течение двух лет вела затворнический образ жизни, а потом на одном из приемов познакомилась с дипломатом Кириллом Геворгяном. Он стал ее вторым мужем, с которым она наконец обрела настоящее счастье.

Марина Неелова может сыграть сказочную принцессу, перевоплотиться в королеву Елизавету I, вернуться в наше время учительницей из «Дорогой Елены Сергеевны» или следователем из «Тюремного романса». Для многих поклонников советского кино Неелова останется Аллочкой из культовой комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», влюбившейся в женатого переводчика Бузыкина. История женщины, оказавшейся частью любовного треугольника, была как будто взята из реальной жизни.

В момент съемок фильма Марина Неелова действительно переживала похожую ситуацию. В начале 80-х годов она встречалась с известным во всем мире шахматистом Гарри Каспаровым. Совпадение личного и «киношного» подарило зрителям удивительно правдоподобный фильм. Кстати, после выхода картины на режиссера Георгия Данелия обиделись женщины, посчитав, что слишком уж безысходной показана их жизнь, а его друзья решили, что прототипом Бузыкина он вывел именно их.

Кадр из фильма "Осенний марафон" // Фото: Legion-Media

Роман 21-летнего Каспарова и 37-летней Нееловой длился два года и закончился разрывом. Актриса призналась любимому мужчине, что беременна, Каспаров ребенка не принял… С той поры они больше никогда не общались.

Гарри Каспаров выпустит в 1987 году на Западе автобиографическую книгу «Child of Change» («Дитя перемен»), в ней расскажет об их непростых, но очень ярких отношениях.

Первая встреча именитой актрисы и самого молодого претендента на звание чемпиона мира в истории шахмат произошла в театре. Он увидел ее в роли Маши в чеховских «Трех сестрах». Но личное знакомство произошло в доме у звездной супружеской пары - тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и пианиста Владимира Крайнева.

«Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет. Она была старше меня на 16 лет, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. У нас с ней было много общих друзей среди писателей и художников. Она очень неординарная женщина. Вполне возможно, что наш союз опирался и на ощущение нашей исключительности», - писал он.

Ее поддержка придавала силы. Паузы в общении влюбленные заполняли продолжительными телефонными разговорами, которые, как признавался Каспаров, позволяли чувствовать себя увереннее, принимать верные решения: «Когда я позвонил ей из Вильнюса после победы над Смысловым и сказал, что уже «без пяти минут чемпион мира», то услышал ее ироничный голос: «Не спешат ли твои часы?»

В те годы Каспаров жил в Баку, и приезжая в Москву, часто бывал в квартире Нееловой на Чистых прудах. Вместе они выходили в свет, ходили по гостям. Каспарова часто видели за кулисами «Современника». «Марина + Гарри = любовь», - написал кто-то на изнанке занавеса.

Неелова находилась в зале во время всех его знаковых матчей, сидела рядом с мамой гроссмейстера, Кларой Шагеновной. Говорят, их так и называли: «две мамы» …

Однако, именно мать Каспарова и воспрепятствовала их роману. Она считала, что эти отношения могут стать помехой в карьере сына. Гарри послушал мать и порвал с Нееловой. Марина на тот момент уже была беременна. «Это не наш ребенок», - заявила Клара Шагеновна прессе. «Если хочешь жениться на актрисе, лучше женись сразу на целом заводском общежитии», - убеждала она сына.

«Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось почти неизбежным. Поэтому я был полностью уверен, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах…» - напишет Гарри Каспаров в книге «Дитя перемен».

Гордая актриса раз и навсегда вычеркнула предавшего ее мужчину из своей жизни. В театре «Современник» коллеги Нееловой были крайне возмущены поступком шахматиста. Валентин Гафт даже прилюдно заявил: «Каспаров недостоин, чтобы его принимали в приличном доме».

В 1987 году Марина Неелова родила дочку, девочку назвали Ника. Ей было почти сорок, когда она стала мамой.

Женское счастье Марина обрела с дипломатом Кириллом Геворгяном, он стал для ее дочери настоящим отцом. Они познакомились на одном из приемов, а через три месяца поженились. Неелова, вслед за мужем, советником российского посольства, уехала за границу: сначала в Париж, а потом в Голландию.

Ей долгое время удавалось жить «на несколько стран», совмещая роли в «Современнике» и в кино с жизнью с семьей за рубежом. Играла актриса редко, в основном это были роли второго плана. Недавней большой работой в кино стала для Марины трагикомедия «Карп отмороженный», вышедшая в начале 2018 года. В ней она появилась перед зрителями в роли провинциальной учительницы на пенсии, снялась вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым.