152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ - 52-Г-544А) - советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны - СУ-152 и ИСУ-152. По мнению некоторых артиллерийских экспертов, МЛ-20 входит в число лучших конструкций ствольной артиллерии за весь период её существования. Даже более сдержанные оценки признают выдающуюся роль МЛ-20 в боевом применении и развитии советской артиллерии середины XX века.

Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 4000 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 3242 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

Жаргонное название ИСУ-152 - «Зверобой». В Вермахте её называли «Dosenöffner» (нем. «консервный нож»).
ИСУ-152 широко применялись на завершающем этапе Великой Отечественной войны практически во всех аспектах использования самоходной артиллерии. Помимо РККА, ИСУ-152 состояли на вооружении армий Польши и Чехословакии, единичные трофейные машины использовались Вермахтом и армией Финляндии. Известна только одна фотография (датированная 1944 г.) с ИСУ-152, используемой армией Финляндии.
Известный танкист и автор мемуаров Д. Ф. Лоза так характеризует ИСУ-152 в этой роли:
"Незадолго до этого гитлеровцы начали обстрел «Эмча», стоящих под арками, из противотанковой пушки, которую ночью затащили на верхний этаж одного из домов, что севернее Ратуши. Её огнём были повреждены гусеницы двух танков. Надо было срочно принимать меры, иначе большинство боевых машин восточнее Ратуши, университета и парламента могут пострадать от огня этого орудия, а если сменить их позиции, то мы лишимся нескольких кварталов. Вызвал командира батареи ИСУ-152 и приказал ему немедленно подавить вражескую огневую точку. Самоходка, шлёпая по асфальту широкими гусеницами, заняла позицию на одной из улиц, выходящей на юго-восточную сторону площади. То самое любопытство, которое сгубило больше девственниц, чем любовь, потащило нас на улицу посмотреть, как самоходчики одним снарядом разнесут на куски немецких артиллеристов с их пушкой. Танкисты и десантники расположились возле «зверобоя» и стали ждать… Я и сейчас, вспоминая те минуты, не могу простить себе, командиру с немалым боевым опытом, допущенную ошибку. Зачем разрешил эти «смотрины»? За них пришлось уплатить высокую цену.
Венские улочки, разбегавшиеся в разные стороны от центральной площади, не широкие. Красивые дома с венецианскими окнами высятся по их обеим сторонам. Грохнул выстрел крупнокалиберной пушки самоходки. Резко колыхнулся воздух. Полтора этажа дома вместе с вражеским противотанковым орудием и его прислугой рухнуло на землю. А в нашем расположении от мощной воздушной волны выстрела с треском лопнули толстые стёкла в домах, находившихся рядом с самоходной установкой. Их тяжёлые осколки посыпались на головы «зрителей», в результате были ранены руки и спины у десяти человек, а у двоих сломаны ключицы. Благо танкисты были в шлемах, десантники - в касках, и головы остались целы!"

ИСУ-152 как истребитель танков
Ещё одна цитата из мемуаров Д. Ф. Лозы:
Сложившуюся ситуацию следует немедленно переломить, и, слава богу, в моих руках было эффективное средство - . С командиром батареи старшим лейтенантом Яковом Петрухиным мы подробно обсудили план действий. Договорились о том, что установки, используя дальнобойность и огневую мощь своих 152-мм орудий, выбивают в первую очередь наступающие «Пантеры», а потом добивают ранее подбитых. Особое внимание командира батареи я обратил на скрытность выхода самоходок на огневые позиции, который будут прикрывать экипажи «Шерманов», ведя огонь, главным образом, на отвлечение немецких танкистов.
Яков Петрухин выбрал два очень удобных места для стрельбы, где каменные заборы прикрывали корпуса машин от неприятельских бронебойных снарядов.


С нашей стороны по всей восточной линии усилился огонь. «Эмчисты» старались не позволить гитлеровцам выйти на центральную площадь, заперев их в прилегающих к ней улицах, а также прикрыть выход самоходок на огневые позиции.
Как медленно тянется время, когда в схватке с врагом ждёшь решающей минуты, способной переломить ход боя. Вот он, долгожданный миг! Два громоподобных выстрела ударили по барабанным перепонкам, выбив стёкла в окнах рядом стоящих домов.
«Второе венское зрелище» оказалось не менее впечатляющим… На одной из «Пантер», что уже почти выползла на площадь, от удара крупнокалиберного бетонобойного снаряда снесло башню. Второй тяжёлый танк вспыхнул огромным костром. А ИСУ-152 тут же покинули позиции. Немецкие танки спешно стали пятиться назад, оставив без поддержки пехоту, которая тут же разбежалась по дворам и переулкам.

Занимательные факты о ИСУ-152

Работа заряжающего для этих самоходок была очень тяжёлой - требовалось в одиночку переносить снаряды массой более 40 кг в стеснённом боевом отделении машины.
На форумах военно-исторической тематики часты и очень горячи споры о сорванных башнях (особенно с танка «Тигр») после попадания в них снарядов от ИСУ-152. В действительности бронебойный снаряд БР-540 обладает достаточной кинетической энергией и импульсом, чтобы разрушить элементы погона башни тяжёлого танка и сместить её на несколько десятков сантиметров от оси вращения. В этом смысле термин «срыв» вполне правомерен. Широко показанные в кинематографе и компьютерных играх срывы башен на несколько метров вверх и в сторону могут быть только следствием детонации боекомплекта в боевом отделении, который в принципе может последовать от сильного удара по корпусу танка. Документов о достоверных случаях боевых столкновений ИСУ-152 с «Тиграми» (в отличие от «Пантер») пока не обнаружено, известны лишь упоминания в мемуарах. Это служит причиной упоминавшихся выше ожесточённых споров, тем более что далеко не всегда спорящие различают обстрел «Тигров» из ИСУ-152 или буксируемых орудий МЛ-20.

Великую Отечественную войну, равно как и Вторую Мировую в целом, часто именуют войной моторов. И правда, появление в войсках огромного количества моторизированной техники кардинально изменило тактику и стратегию войны. Одним из классов новой техники был танк. Появление более мощных двигателей позволило конструкторам-танкостроителям развернуть настоящую гонку вооружений: уже в середине Второй Мировой ни у кого не было сомнений, что краеугольным камнем практического применения танка является противостояние орудия и брони. Вот и наращивались толщина бронелистов и калибр пушек.

Пожалуй, самым эффективным самоходным отечественным средством борьбы с вражескими танками была САУ ИСУ-152. 152-мм орудие МЛ-20С позволяло надежно поражать бронированную технику противника на таких дальностях, с которых «Тигры» или «Пантеры» просто не могли ответить. В войсках эту самоходку даже прозвали «Зверобоем» за эффективное уничтожение немецких «котов». Ну а рассказы о том, как немецкому танку срывало башню после попадания, долго еще будут будоражить воображение людей и вызывать массу споров. В то же время, орудие МЛ-20С по своей сути было пушкой-гаубицей и, как следствие, имело ствол средней длины и относительно малую начальную скорость снаряда. Увеличение длины ствола могло значительно увеличить боевые показатели самоходки. По этой причине в самом начале 1944 года конструкторское бюро завода №100 под руководством Ж.Я. Котина в инициативном порядке берется за создание обновленной версии ИСУ-152. В качестве нового шестидюймового орудия ОКБ-172 (главный конструктор И.И. Иванов) предложило свою новую разработку – пушку БЛ-8. Это орудие было создано на основе довоенной БЛ-7 и изначально проектировалось с учетом особенностей установки на самоходках. Котина предложение устроило и проект ИСУ-152-1 (обозначение состоит из калибра и номера опытной модернизации исходной САУ) стал создаваться именно под эту пушку.

Великая Отечественная, среди прочего, запомнилась и авральными темпами работ. ИСУ-152-1 тоже постигла такая «участь». Первый опытный экземпляр этой самоходной артустановки отправили на полигон уже в июле-месяце. Внешне новая машина получилась грозной. К суровому облику исходной ИСУ-152 добавился длинный ствол пушки с огромным дульным тормозом. Большая часть конструкции перешла опытной самоходке практически без изменений. Поэтому бронекорпус, как и на изначальной ИСУ-152, разделялся на два отделения – моторно-трансмиссионное и боевое. Силовая установка по-прежнему состояла из 12-цилиндрового V-образного дизеля В-2-ИС (520 л.с.), многодискового главного фрикциона и четырехступенчатой коробки передач. Ходовая часть тоже была полностью заимствована у ИСУ-152.

Главное, да в принципе и единственное, отличие ИСУ-152-1 от ИСУ-152 крылось в новом орудии. Пушка БЛ-8 устанавливалась в рамке на лобовой бронеплите. Узел крепления позволял наводить пушку в пределах от -3°10’ до +17°45’ по вертикали и от 2° (влево) до 6°30’ (вправо) по горизонтали. Разница в углах горизонтальной наводки объясняется особенностями установки орудия: оно монтировалось не по центру лобовой плиты, что стало причиной ограничений из-за движения казенника в рубке. 152-мм пушка БЛ-8 имела поршневой затвор и устройство продувки ствола после выстрела. Отдельно стоит остановиться на дульном тормозе орудия. Как видно из его конструкции, он работает по интересной схеме. При выстреле пороховые газы бьют в передний стакан и создают импульс, направленный вперед. После удара газы под давлением следуют назад, где часть их выбрасывается через боковые окна, а оставшийся поток перенаправляется в стороны задней тарелкой тормоза. Таким образом удалось значительно уменьшить количество пороховых газов, уходящих в сторону рубки САУ без особых потерь в эффективности тормоза. Боекомплект пушки состоял из 21 выстрела раздельного заряжания различных типов. Снаряды и гильзы укладывались так же, как и на исходной ИСУ-152, по бортам и у задней стенки рубки. Номенклатура боеприпасов также не претерпела изменений. Это были бронебойно-трассирующие снаряды 53-БР-540 и осколочно-фугасные 53-ОФ-540. Для самообороны экипажа предполагалось оснащать самоходку двумя пистолетами-пулеметами ППШ или ППС с боеприпасами и набором гранат. Также в перспективе планировалось устанавливать на башне крупнокалиберный пулемет ДШК. Однако дополнительного вооружения ИСУ-152-1 в итоге так и не получила.

Экипаж ИСУ-152 из пяти человек – командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и замковый – также сохранился и на ИСУ-152-1.

В июле 1944 года опытный экземпляр ИСУ-152-1 под названием «объект 246» был доставлен на Ржевский полигон. Уже первые стрельбы и поездки по полигону оставили неоднозначное впечатление. Более длинный ствол орудия значительно повысил начальную скорость снаряда. Так, бронебойный 53-БР-540 имел начальную скорость 850 м/с против 600 м/с у пушки-гаубицы МЛ-20С. В результате обстрел бронеплит различной толщины произвел настоящий фурор среди испытателей. С километровой дальности опытная самоходка гарантированно пробивала броню любых немецких танков, причем даже в случае попадания под небольшими углами. В порядке эксперимента толщину бронированной плиты, по которой велся огонь, постепенно увеличивали. 150 миллиметров – пробита. 180 – пробита. Наконец, 203. По нормали пробивалась даже такая броня.

БЛ-8 на базе ИСУ-152 (фото http://yuripasholok.livejournal.com)

С другой стороны, у обновленной самоходки хватало проблем. Дульный тормоз новой конструкции не показывал расчетных характеристик, а ствол оказался менее живучим, чем требовалось. Кроме того, его длина мешала нормально передвигаться по пересеченной местности. Пятиметровая «труба» вкупе с небольшими углами вертикальной наводки и отсутствием поворотной башни очень часто буквально упиралась в землю и требовалась помощь со стороны. Наконец, новое орудие было тяжелее МЛ-20С и усилило нагрузку на переднюю часть ходовой. Ухудшилась маневренность и проходимость.

Опыт с ИСУ-152-1 признали частично удачным, но требующим серьезных доработок. В идеале, для приведения новой самоходки в нормальный вид требовались новый двигатель большей мощности, новая конструкция подвеса орудия с большими углами вертикальной наводки, что в конечном счете потребовало бы перекомпоновать всю бронерубку и даже изменить ее размеры. Выигрыш в боевых характеристиках посчитали недостаточным поводом для столь серьезной доработки. Однако единственная опытная самоходка ИСУ-152-1 не пропала и стала основой для очередной модернизации.


В качестве последнего шанса для обновления ИСУ-152 конструкторам завода №100 и ОКБ-172 разрешили доработать пушку и испытать оборудованную ей самоходку. К концу 44-го года конструкторский коллектив И.И. Иванова уменьшил длину ствола пушки БЛ-8, доработал казенную часть и конструкцию креплений к лобовой бронеплите самоходки-носителя. Получившееся орудие БЛ-10 было установлено на «объект 246» вместо признанного неудачным БЛ-8. Второй вариант модернизации ИСУ-152 был назван ИСУ-152-2 или «объект 247». Начавшиеся в декабре 1944 года испытания «объекта 247», как это ни странно, показали отсутствие улучшения ситуации в какой-либо области. Маневренность и проходимость остались такими же, как и у ИСУ-152-1, а показатели бронепробиваемости, в свою очередь, немного упали.

ИСУ-152 с БЛ-10

К моменту завершения испытаний ИСУ-152-2 стало ясно, что подобные модернизации «Зверобоя» уже не имеют практической ценности. Самоходок с пушками МЛ-20С и так было достаточно, да и боевые характеристики позволяли им совершенно спокойно выполнять свои задачи вплоть до конца войны. Да и послевоенные перспективы подобной машины виделись весьма смутными. Холодная война еще даже не витала в воздухе, а основной проблемой советской промышленности было доведение Великой Отечественной войны до победного конца. Доведение пушки БЛ-10 посчитали ненужным и прекратили, а единственный построенный экземпляр ИСУ-152-2, до этого бывший ИСУ-152-1, был отправлен на хранение. Сегодня его можно увидеть в Бронетанковом музее в г. Кубинке.

Обзор видео гайд танк ИСУ-152 World of Tanks

Обзор видео гайд тп сау ИСУ-152 составить непросто — ни один гайд по этой машине не может создать полноценное представление о её возможностях. И всё-таки мы попробуем. Итак - встречайте: «Зверобой», он же — 8 уровня WoT ИСУ-152!

Да потому что ни один зверь, от « » до « », не может себя чувствовать спокойно, если его противник - наш герой. В world of tanks ИСУ-152 - гроза тяжей любого уровня и снаряжения. Орудие БЛ-9с по праву считается настоящим бедствием для и (которые обычно «лопаются» с одного попадания этой весьма скорострельной пушки), а топовое БЛ-10… Это просто сказка!

Чит или имба?

К сожалению любителей (и к радости остальных) - ни то и ни другое. В стоке ИСУ-152 «Мира Танков» вынуждена «робко прятать тело». Причина - медлительность стоковой ходовой и недостаточная бронебойность орудия Д-25с, «ногебавшего» всё и вся в боях ниже уровнем.

Что же делать?

Всё просто - как можно быстрее устанавливать топовые ходовую, орудие и двигатель (большинство любителей ПТ-САУ ИСУшки в Мир Танков устанавливает модули именно в этом порядке). Кстати, двигатель В-2-54ИС (700 л.с.) наименее пожароопасный в игре! Кроме того, дополнительно ставят досылатель, стереотрубу и маскировочную сеть. Также у любителей подвижного боя популярностью пользуются усиленные приводы наводки и улучшенная вентиляция. Из расходников самые популярные - ручные огнетушители, малая аптечка и малый ремкомплект.

Тактика ИСУ-152.

В World Of Tanks ИСУ-152 можно назвать самой «правильной» ПТ-САУ - именно на ней наиболее ярко проявляются самые главные достоинства и недостатки этого класса техники. Однако тот, кто прошёл радости и тяготы пт , не увидит больших различий(кроме, разве что, возросшего уровня боёв).

Оказавшись в топе списка, готовьтесь - бой будете «тянуть» именно вы. Если нет топового орудия, следует опасаться и « » (которые, тем не менее, отлично пробиваются в НЛД). В атаке придётся «побегать», объезжая противника с фланга - в борт даже стоковая пушка позволяет «расковырять» всё и вся. C БЛ-10 или БЛ-9с можно отлично поддерживать раш СТ.

Если же забросило в середину списка, не нужно забывать, что дамаг БЛ-10 часто уходит на разрушение, скажем, гусеницы танка противника, так что бить лучше выше середины силуэта в прицеле. И, конечно, знание уязвимых мест противника позволит чувствовать себя на поле боя куда комфортнее!

Разработчик: КБ ЧКЗ
Год начала работ: 1942
Год выпуска первого прототипа: 1943
Серийно выпускалась в 1944-1945 гг., оставалась на вооружении до конца 1970-х гг.

Развитие тяжелого танка КВ-1, повлекшее за собой значительную переработку его конструкции, в 1943 году привело к созданию танков серии ИС, отличавшихся значительно более мощным вооружением и лучшим бронированием. Соответственно, выпуск самоходных установок СУ-152, для которых использовалась ходовая часть от КВ-1с, прекращался, а им на смену должна была придти новая машина.

Вопрос модернизации САУ был инициирован руководством завода №100, которое 25 мая 1943 года издало распоряжение о начале работ над улучшенным образцом СУ-152. В тот же день конструкторская группа по самоходной артиллерии под руководством Г.Н.Москвина, к которой был прикомандирован Н.В.Курин, совместно в БТУ ГБТУ РККА определила основные направления модернизации и новые тактико-технические характеристики. В служебной переписке новая САУ обозначалась как СУ-152-М . Были выработаны следующие требования:

“Разработка тяжелого самохода СУ-152-М ведется на замену самохода КБ-14.

1) для самохода использовать шасси и МТО танка “Объект 237”;

3) необходимо дополнить пушечное вооружение тяжелого самохода оборонительным пулеметом кругового обстрела калибра 7,62-мм или зенитным пулеметом кал. 12,7-мм;

4) увеличить толщину брони лобового листа корпуса до 90-100 мм;

5) обзорность увеличить применением нескольких смотровых приборов типа МК-1У на поворотном основании;

6) улучшить вентиляцию боевого отделения введением до¬полнительного вентилятора, или предусмотреть продувку ствола орудия после выстрела…”

Предусматривалось, что разработка проекта будет завершена к 1 июля 1943 года, но события, связанные с новой САУ, развивались несколько быстрее.

К сожалению, история не сохранила для нас подробностей процесса разработки СУ-152-М – известно лишь, проект эскизный проект был подан раньше срока и практически сразу он был одобрен. Изготовление рабочих чертежей, по всей видимости, заняло всего несколько недель, потому как сборка первого прототипа была начата в июле 1943 года, а 31 августа (по другим данным – 31 июля) состоялся официальный показ СУ-152-М, которую теперь именовали как ИС-152 . По воспоминаниям очевидцев демонстрация возможностей САУ состоялась перед высшим руководством страны, где присутствовали И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, Л.П.Берия и другие. Машина произвела хорошее впечатление, но не обошлось без казуса. Дело в том, что перед показом из “самоходчиков” оставили только механика-водителя, места остальных членов экипажа заняли сотрудники НКВД. Понятно, что они имели весьма смутное представление о проблемах, связанных с эксплуатацией самоходных орудий более раннего варианта. Доставленная в Кремль ИС-152 вызвала искренний интерес у вождя, который захотел взобраться именно на эту самоходку. Сталин первым делом заглянул в боевое отделение и поинтересовался у “танкиста”, что в новой САУ сделано для улучшения вентиляции. Сотрудник госбезопасности от неожиданности растерялся, но тут положение спас механик-водитель, который рассказал, что в конструкцию ИС-152 введен дополнительный вентилятор. После завершения осмотра Сталин поздравил наркома В.А.Малышева с созданием улучшенной САУ, столь необходимой фронту, и уже 4 сентября вышло постановление ГКО №4043сс о принятии на вооружение трех новых образцов техники, в число которых попала ИС-152.

Заводские испытания САУ прошли в сентябре 1943 года и выявили большое количество различных недостатков. Кроме того, стоимость ИС-152 оказалась выше запланированной, поэтому выпуск СУ-152 (КВ-14) сохранялся, а новое самоходное орудие отправили на доработку. К этому времени был готов второй опытный образец, который создавался под “Объект 241”. Это был модернизированный вариант ИС-152, ставший эталоном для серии. Заводские испытания этой машины начались в октябре 1943 года, после чего начался цикл государственных испытаний, проведенных на Гороховецком полигоне. Поскольку основные недостатки удалось устранить и по цене ИС-152 мало отличался от СУ-152, 6 ноября 1943 года было принято решение о начале серийного производства этой САУ на Челябинском заводе под обозначением . Одновременно прекращался выпуск СУ-152. Конструктивно серийная самоходная установка ИСУ-152 представляла собой совокупность наработок по тяжелому танку ИС-1 и САУ СУ-152.

Ходовая часть ИСУ-152 была аналогична ИС-1. Применительно на один борт она состояла из шести сдвоенных катков диаметром 385 мм, установленными на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках, между внутренними обоймами которых находилась распорная втулка. Направляющее колесо диаметром 550 мм было взаимозаменяемо с ИС-1 и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости. Ведущее колесо заднего расположения имело два съемных зубчатых венца по 14 зубьев. Каждая гусеница состояла из 86 траков, но в целях экономии массы лента собиралась из 43 траков с гребнем и 43 разъемных (составных) траков без гребня. Ширина трака составляла 650 мм, шаг – 162 мм. Подвеска танка — независимая, торсионная, состояла из двенадцати балансиров и двенадцати торсионов.

Корпус самоходки изготовлялся из катаных листов броневой стали. Из-за меньшей ширины ходовой части наклон бортовых бронелистов пришлось уменьшить с 25° до 15°, а наклон кормового бронелиста ликвидировали совсем. В целях компенсации толщину бортовой брони довели до 75 мм, лобовой брони – до 90 мм (угол установки лобовых бронелистов составил 30°). Крыша рубки изготовлялась из двух листов толщиной 30 мм. Передняя часть приваривалась к передним, скуловым и бортовым бронелистам. Помимо двух люков в ней были выполнены отверстие для установки вентилятора прикрываемого бронеколпаком, лючок для доступа к заливной горловине переднего топливного бака (слева) и отверстие антенного вывода (справа). Задний верхний лист был выполнен съёмными и прикреплялся болтами. Днище корпуса собиралось из трех бронелистов и имело лючки и отверстия, закрываемых пробками и бронекрышками.

В моторном отделении, находившемся на корме, был установлен дизельный V-образный двигатель В-2ИС (В-2-10) мощностью 520 л.с. при 2000 об\мин., справа от которого находился топливный бак, слева – масляной бак. Над баками размещались масляные радиаторы. В передней части моторного отделения, у моторной перегородки по бортам, были установлены воздухоочистители ВТ-5 типа «Мультициклон». На самоходке использовалась жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией и циркуляционная система смазки под давлением. В масляной бак был встроен небольшой циркуляционный бачок, обеспечивавший быстрый прогрев масла и возможность использования метода разжижжения масла бензином при низких температурах.
Основной запас топлива размещался в кормовом баке ёмкостью 520 литров. Еще четыре бака общей ёмкостью 300 литров размещались снаружи и являлись запасными, так как они не были подключены к системе питания. Подача топлива принудительно осуществлялась при помощи 12-плунжерного насоса НК-1 высокого давления.

Трансмиссионное отделение и центробежный вентилятор системы охлаждения были отгорожено бронированной переборкой, в которой установлены водяные радиаторы подковообразной формы. В состав трансмиссии входили: главный многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по феродо); четырехходовая, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором; два двухступенчатых планетарных механизма поворота и два двухрядных бортовых редуктора.

Крыша МТО состояла из съёмного листа над двигателем, сеток над окнами воздухопритока к двигателю и броневых решеток над жалюзи. В съёмном листе имелся люк для доступа к агрегатам двигателя, закрывавшийся броневой крышкой. В задней части находилось два лючка для доступа к горловинам топливного и масляного баков. Средний кормовой лист крепился на болтах и при ремонте мог откидываться на петлях. Для доступа к агрегатам трансмиссии имелось два круглых люка защищенных бронированными крышками. Толщина крыши МТО составила 30 мм, кормовых наклонных бронелистов – по 60 мм

Вооружение ИСУ-152 осталось аналогичным СУ-152 и состояло только из пушки-гаубицы МЛ-20С обр.1936\43 гг. Тем не менее, орудие имело углы наводки несколько отличные от более ранней модели. По вертикали угол колебался в пределах от -3° до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1800 метров, дальность прямого выстрела – 800-900 м по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой – 3,8 км, наибольшая дальность стрельбы – 13 км. Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска. Пушка на машинах первый серий защищалось маской с толщиной брони 60 мм, заимствованной от СУ-152, но впоследствии бронирование довели до 100 мм.

Арсенал снарядов МЛ-20С состоял из следующих типов:- бронебойно-трассирующими остроголовый снаряд БР-240 массой 48,78 кг и начальной скоростью 600 м\с (либо тупоголовыми БР-240Б с аналогичными показателями);

— осколочно-фугасный снаряд ОФ-540 (или ОФ-530) массой 43,56 кг и начальной скоростью 655 м\с на полном заряде;

— осколочные гаубичные гранаты из сталистого чугуна О-530А;

— бетонобойные пушечные снаряды Г-545.

Несмотря на небольшую начальную скорость бронебойный снаряд, благодаря своей массе, обладал огромным разрушающим воздействием и с дистанции 1000 метров пробивал вертикальной установленный лист брони толщиной 123 мм.

Бронебойно-трассирующие снаряды и осколочно-фугасные гранаты размещались внизу с левой части корпуса в специальных рамках. Гильзы и боевые заряды находились в нише рубки в специальных рамках и хомутовых укладках. Полный боекомплект составлял 20 (по другим данным — 21) выстрел.

Легкое стрелковое вооружение должно было включать зенитный 12,7-мм пулемет ДШК обр.1938 г. С прицелом К-8Т, установленный на туреле на погоне люка командира. Боекомплект к пулемету составлял 250 патронов. В боевом отделении, в укладке, находилось два пистолета-пулемета ППШ (позже — ППС) с боекомплектом 1491 патрон и 20 ручных гранат Ф-1.

Средства наблюдения за окружающей обстановкой, как и на СУ-152, были достаточно разнообразны. На крыше боевого отделения устанавливалось три призменных смотровых прибора с защитными броневыми крышками, ещё два таких прибора ставилась на левом круглом люке и верхней створке прямоугольного двустворчатого люка. Рабочее место командира машины оснащалось перископом ПТК-4. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, установленным в люке-пробке слева от орудия, который защищался броневой заслонкой. Орудие имело механический (ручной) и электрический спуски, причем первый тип был стандартным для САУ первых серий. Гашетка электроспуска находилась на ручке маховика подъёмного механизма, который вместе с поворотным механизмом секторного типа крепился к левой “щеке” рамки.

Для ведения огня СУ-152 оснащалась двумя орудийными прицелами – телескопическим СТ-10 для стрельбы прямой наводкой на дистанции до 900 метров и панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций. При стрельбе в ночных условиях шкалы прицела и панорамы, а также прицельная и орудийная сетка подсвечивались лампочками прибора “Луч-5”.

Электропроводка в САУ ИСУ-152 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Источниками электроэнергии (рабочие напряжения 12 и 24 В) были генератор П-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф мощностью 1 кВт и две последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 128 А ч. Средства связи включали в себя радиостанцию 10Р или 10РК-26, а также внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента.

Начав производство ИСУ-152 в ноябре 1943 года сборочные цеха ЧКЗ, благодаря схожести конструкций с СУ-152, взяли чрезвычайно высокий темп. Уже в декабре было начато формирование первого тяжелого самоходно-артиллерийского полка (тсап) оснащенного новыми САУ, а зимой 1944 года выяснилось, что оружейники не справляются с поставками пушек МЛ-20С, из-за чего стал образовываться излишек готовых корпусов и шасси. Чтобы решить данный вопрос на ИСУ-152 были установлены 122-мм орудия А-19, а затем Д-25С, что повлекло за собой не только изменение названия САУ, но ряд конструктивных доработок. Впрочем, об этих машинах будет рассказано в отдельной статье.

Массовое перевооружение на ИСУ-152 и ИСУ-122 началось в 1944 году, а всего до конца войны удалось укомплектовать 56 тсап. Часть этих полков имели САУ обоих типов и даже более старые СУ-152. По штату полагалось иметь 21 самоходку в составе четырех батарей и одну командирскую ИСУ-152. Командир полка обычно имел звание полковника или подполковника, командиры батарей — звание капитана или старшего лейтенанта. Командиры самоходок и механики-водители, как правило, были лейтенантами или младшими лейтенантами. Остальные члены экипажа по штатному расписанию были сержантского или рядового состава. ОТСАП обычно имел в своём составе несколько небронированных машин обеспечения и поддержки — грузовиков, джипов или мотоциклов.

Хотя ИСУ-152 были задействованы на финальном этапе боевых действий в Европе, их боевая карьера оказалась очень насыщенной. Прежде всего, новые самоходки использовались для поддержки наступающих войск, выполняя роль мобильной крупнокалиберной артиллерии. Однако не были редкими ситуации, когда ИСУ-152 использовались в качестве противотанкового средства и стреляли прямой наводкой. В качестве примера можно привести эпизод боевых действий 1-й гвардейской танковой армии, которой командовал талантливый танкист М.Е.Катуков. В апреле 1944 года, едва получив ИСУ-152, “катуковцы” были втянуты в тяжелые бои в Закарпатье, на границе Венгрии и Румынии. Потеряв большую часть своих “тридцатьчетверок” командование было вынуждено сформировать батальон из трофейных танков Pz.V “Panther” и Pz.IV с длинноствольными 75-мм пушками. Тем не менее, армия Катукова оказалась в очень тяжелом положении, которое усугубилось после прорыва у местечка Нижнюв (в излучине р.Днестр) около 40 “пантер”. В случае их выхода к г.Черновцы армия оказывалась в окружении. Чтобы не допустить этого, Катуков распорядился выдвинуть на наиболее танкоопасное направление полк ИСУ-152. Самоходки заняли позиции на вершине холма и в течении нескольких часов сдерживали атаку немецких танков. По докладу Катукова из 40 “пантер” уцелело только 8, которые были вынуждены отойти. Даже учитывая несколько завышенные данные о немецких потерях ИСУ-152 полностью подтвердили свои высокие боевые качества.

Полки самоходной артиллерии особенно отличились в боях за Полоцк и Витебск. Восемь полков получили почетные названия в честь освобожденных городов, три полка были награждены орденом Боевого Красного Знамени, а три — орденом Красной Звезды. ИСУ-122 и ИСУ-152 вскоре заслужили славу грозного противника немецких «Тигров». Эта репутация была подкреплена делом, например, из 12 «Тигров», потерянных 502-м PzAbt летом 1944 года в Белоруссии и Прибалтике, половина была на счету ИСУ-122 и ИСУ-152.

В ходе тяжелых боёв в Пруссии советские тяжелые самоходки также неоднократно подтверждали свою эффективность в борьбе с танками противника. Во время отражения немецкой контратаки на Земландском полуострове командир 378-го гв.тсап выстроил боевой порядок полка веером, обеспечил обстрел в секторе 180 градусов. Одна из батарей полка, занимая позицию по фронту длиной 250 метров, 7 апреля 1945 года успешно отразило атаку 30 немецких танков, подбив 6 из них без собственных потерь. Лишь две самоходки получили незначительные повреждения ходовой части.

Аналогичным образом сложился бой 20 апреля 1945 года под г.Лихтенберг, во время штурма Берлина. Днём ранее самоходки 360-го гвардейского тсап и пехота 388-й стрелковой дивизии закрепились на занятых позициях и встретили контратаку немцев, в которой участвовало до полка пехоты и 15 танков. В ходе боя противник потерял (по советским данным) 10 танков и около 300 солдат и офицеров. О собственных потерях не сообщается.

В ряде случаев присутствие мощных САУ играло решающую роль. Одним из примеров может служить бой 12 января 1945 г. во время Сандомирско-Силезской операции, когда 385-й гв.тсап получил задание подавить артиллерию противника и в течении 107 минут вел беспрерывный огонь по немецким позициям. Выпустив 980 снарядов самоходчикам удалось подавить две минометные батареи, восемь орудий и до батальона солдат.
Несколькими днями позднее, 15 января 1945 года, у г.Борове (Восточная Пруссия) немцы силами до одного полка мотопехоты при поддержке танков и самоходок неожиданно контратаковали нашу наступающую пехоту. Неизвестно, чем бы закончилась эта схватка, не включись в борьбу 390-й тсап – огнем свои 152-мм орудий ИСУ-152 отразили нападение противника и дали возможность пехоте развить наступление.

При грамотном применении ИСУ-152 хорошо зарекомендовали себя во время штурма городских кварталов. В конце войны для штурма укрепленных городских позиций создавались специальные штурмовые группы. Как правило, в их состав входила группа самоходных орудий (обычно две), которые, сопровождая пехоту и танки, огнем прямой наводкой с места или коротких остановок уничтожали вражеские огневые точки, находившиеся в домах, завалах и баррикадах. Наиболее массово такая тактика нашла применение в боях на территории Польши, Пруссии и восточной части Германии.

Таким образом, общее впечатление о боевом применении ИСУ-152 в период Великой Отечественной войны осталось положительное. Вместе с тем, некоторые недостатки САУ устранить так и не удалось. Так, доставившая наибольшее количество проблем вентиляция боевого отделения после установки вытяжного вентилятора решилась далеко не полностью. По воспоминаниям “самоходчиков” пороховые газы временами всё-равно буквально вытекали из ствола и скапливались ядовитой пленкой на полу.

Работа артиллеристов также не была упрощена. Заряжающий должен был обладать хорошей физической формой, поскольку ему предстояло подавать снаряды массой 40-50 кг вручную. Кроме того, раздельное заряжание привело к низкому темпу стрельбы, что не позволяло использовать ИСУ-152 как полноценное противотанковое средство.

Гаубичные функции самоходки также были “купированы”. Из-за применения сильного бронирования лобовой части корпуса и маски орудия его максимальный угол возвышения составлял всего 20° (против 65° у буксируемого варианта МЛ-20), что не позволяло вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной.

При стрельбе на дальность более 900 метров наводчику приходилось пользоваться менее удобным панорамным прицелом, снижая тем самым точность. В этом случае необходимый эффект мог достигаться одновременным использованием нескольких САУ, ведущих огонь по одной удаленной цели.
Повторно был раскритикован небольшой возимый боезапас и его длительное время загрузки (около 40 минут).

Также не очень удачным был признан вариант размещения топливных баков внутри боевого отделения. В случае попадания в них снаряда нередко детонировали скопившиеся внутри пары топлива, что приводило к полному разрушению машины. В ином варианте горящее дизельное топливо выливалось внутрь боевого отделения, но тогда у экипажа ещё был шанс выжить, использовав тетрахлорные огнетушители. Во фронтовых сводках нередко отмечалось, что загоревшиеся машины на базе тяжёлого танка ИС (в том числе и ИСУ-152) легко поддаются тушению огня.

И всё же, ИСУ-152 была уготована долгая жизнь. Послевоенная карьера этих самоходок сложилась достаточно мирно, если не считать подавления революционных выступлений в Венгрии. Это эпизод стал последним в боевом применении советских ИСУ-152.

Конфликт между враждующими фракциями в венгерском правительстве назревал ещё с конца 1940-х гг., однако лишь осенью 1956 года он перешёл в активную стадию. Фактически, восстание началось 22 октября со студенческих выступлений, которые спустя сутки приобрели массовый характер. Восставшие пошли на штурм радиоцентра и правительственных зданий, что вызвало мгновенную реакцию со стороны Советского Союза и дислоцированных в Венгрии воинских частей. В ночь с 20 на 21 октября близ Захони была наведена понтонная переправа, а части Особого Корпуса привели в полную боевую готовность. Ввод бронетехники в Будапешт состоялся 23 октября – на улицах венгерской столицы появились танки Т-34-85, которые составляли основу 37-го танкового и 4-го механизированного полков, а также тяжелые ИС-2 и самоходки ИСУ-152. Всего в городе советская сторона располагала 290 танками и САУ, 1230 БТР, 156 орудий и 6000 солдат и офицеров. Видимо надеясь, что ввод тяжелой техники заставит венгров одуматься, советская сторона оказалась совершено не готова к дальнейшим событиям. На сторону повстанцев перешли подразделения армии и народной милиции, которые с большой охотой передавали им оружие со складов. Кроме того, в Будапеште находилось не менее 50 танков (большей частью Т-34-85), которые чаще всего использовались как неподвижные огневые точки вблизи опорных пунктов, и несколько зенитных орудий.

Основной задачей советских войск было поддержание порядка, но почти сразу танки и САУ были вовлечены в уличные бои. В отличии от предыдущего штурма Будапешта, когда штурмовые группы с большой эффективностью действовали против немецких и венгерский частей, теперь самоходные орудия и танки действовали разрозненно, без поддержки пехоты. Не имея противотанковых орудий и мин восставшие использовали против танков давно проверенное оружие – бутылки с зажигательной смесью. В течении дня венграм удалось поджечь и уничтожить несколько машин, среди которых были и самоходные орудия. Но и советские танкисты оказывали упорное противодействие, нередко открывая огонь по жилым домам, где были замечены огневые точки восставших. К 25 октября большая часть ключевых зданий перешла под контроль советских войск, но кризис в Венгрии этим решить не удалось.
Потери в самоходных орудиях, в целом оказались небольшими, но широко распространенные сейчас фотографии двух подбитых ИСУ-152 и одного Т-34-85, сделанные с разных ракурсов, создают ложное впечатление, что советских машин было уничтожено гораздо больше.

Через несколько дней войска пришлось отвести, но уже 4 ноября состоялся новый штурм города, по ожесточенности сражений не уступавший боям 1945 года. На этот раз действия бронетехники и пехоты были более слаженными, а танковые части были усилены более новыми машинами Т-44 и Т-54. Фактически, основные силы повстанцев были разгромлены или разоружены к 6 ноября, но в отдельных местах Будапешта бои продолжались до 14 ноября, а в южных предгорных районах страны – до конца года. Информацию о полных потерях ИСУ-152 пока найти не удалось, но в период с 23 октября до конца ноября было подбито и выведено из строя не менее десятка САУ.

Впоследствии ИСУ-152 для участия в подобных операциях не привлекались. Достаточно часто, на протяжении 1950-1960-х гг., старые самоходки задействовались при проведении учений и общевойсковых маневров, а последние САУ этого типа были выведены из эксплуатации только в 1972 году.

Первой иностранной армией, получившей на вооружение 152-мм САУ стало Войско Польское. В 1944 году, вместе с другой техникой, Советский Союз передал чуть больше 30 тяжелых самоходок. В скором времени поляки сформировали 25-й полк самоходной артиллерии, в котором числилось 10 ИСУ-152 и 22 ИСУ-122. В составе 1-го польского танкового корпуса (Т-34 и Т-34-85) полк принял участие в боях на реке Ныса (левый приток Одера на юго-западе Польши) в марте 1945 года.
В начале 1945 года польское командование собиралось сформировать ещё один полк ИСУ-152 из полученной техники, но самоходок этого типа оказалось недостаточно, в результате чего 13-й полк самоходной артиллерии получил два батареи ИСУ-152 и две батареи СУ-85. Это соединение участвовало во взятии Берлина в апреле-мае 1945 г.
В послевоенный период ИСУ-152 оставались на вооружении польской армии вплоть до конца 1960-х гг., после чего часть выведенных в резерв САУ была переоборудована в БРЭМ и вспомогательные машины.

В рамках оказания военной помощи дружественным странам несколько ИСУ-152 после войны также передали армии Чехословакии, где они использовались до конца 1950-х гг.

В начале 1960-х гг. Египет приобрел, по меньшей мере, полк ИСУ-152. Об их эксплуатации точных сведений не сохранилось. Советские самоходки использовались по прямому назначению в ходе войн 1967 и 1973 гг., а после выработки моторесурса египтяне вкопали их вдоль Суэцкого канала, соорудив из ИСУ-152 неподвижные огневые точки. Несколько самоходок и вспомогательных машин на базе ИСУ-152 (по некоторым данным – около двух десятков) стали трофеями израильской армии и сейчас одна из них демонстрируется в танковом музее Yad la-Shiryon вместе с БТТ-1.

Первый этап модернизации ИСУ-152 был проведен в 1944 году, когда на самоходках стали использовать улучшенную ходовую часть от танка ИС-2, более толстую лобовую броню (сваренную из двух катаных бронеплит) и более вместительные топливные баки. Хотя этот вариант не полностью отвечал требованиям к САУ большой мощности, его производство продолжалось до 1947 года, когда была сдана последняя 2790-я серийная машина.

После войны было предпринято две попытки улучшить боевые качества самоходки, тем более что в течении 1945-1949 гг. ни один из опытных образцов 100\152-мм САУ к серийному производству принят не был.

Один из первых проектов, получивший название (“Объект 241К”), был разработан в 1953 году силами КБ Ленинградского Кировского завода. Прежде всего, на самоходке был установлен новый двигатель В-54К с эжекционной системой охлаждения и штатным обогревателем, что повлекло за собой переделку МТО. Радиаторы теперь располагались горизонтально по обе стороны от мотора, а под эжекторами на надгусеничных полках установили топливные баки. Благодаря изменившейся компоновке удалось избавиться от топливного бака в боевом отделении, а ёмкость основного бака увеличили до 920 литров, что дало прибавку в запасе хода по шоссе ещё на 500 км. Из-за изменившейся системы охлаждения оставили только два наружных топливных бака. Моторама теперь крепилась к бортам корпуса, что позволило увеличить жесткость её крепления и избежать выхода из строя трансмиссии и двигателя при незначительных повреждениях днища. Примененная коробка передач нового типа имела 8 скоростей вперед и 2 назад – в сумме все перечисленные доработки привели к возрастанию максимальной скорости до 40 км\ч.

Ходовая часть ИСУ-152К была модернизирована путем заимствования многих элементов от тяжелого танка Т-10, от которого перешли опорные катки и “крылья” с загнутыми вниз краями. Часть машин оснащалась траками шириной 720 мм, хотя встречались и “комбинированные” варианты, когда самоходка оснащенная траками одного типа несла запасные траки другой ширины.

Орудийная маска была модернизирована путем установки броневого кольца на отверстии над прицелом и некоторым изменением формы подвижной бронировки. Некоторые ИСУ-152К оснащались дополнительным 15-мм бронелистом, приваренным поверх 60-мм бронеплиты над маской орудия, хотя часть машин не имела этих нововведений вообще.

Обзорность из боевого отделения была улучшена после установки командирской башенки как у Т-10, оснащенная семью смотровыми приборами ТПН и одним 1-ТПКУ. Поскольку её размер был несколько больше, чем диаметр командирского люка, пришлось сократить бронировку вентилятора. В то же время, механик-водитель получил новый люк со смотровым прибором МК-4. Турель для пулемета ДШК теперь стала стандартной, а его боезапас увеличили до 300 патронов. Обслуживал пулемет правый заряжающий орудия (замковый), а не командир, как на ранних вариантах САУ.
Значительной переделки подверглась рубка. После удаления из неё топливного бака боекомплект увеличили до 30 выстрелов – дополнительные 10 снарядов разместили на освободившемся месте, а над ними крепились два автомата АК-47 и укладка с гранатами. Гильзы размещались по правому борту (21 штука), под орудием (6 штук) и на левом борту под снарядными ящиками (3 штуки). Также, вместо прицела СТ-10 был установлен ПС-10.
Выпуск, а точнее говоря – доработка, САУ по стандарту ИСУ-152К на ЛКЗ продолжалась в течении 1955-1958 гг., после чего работы по модернизации САУ передали на ЧКЗ.

Созданный в Челябинске вариант (“Объект 241М”) во многом повторял ИСУ-152К, отличаясь главным образом лишь отсутствием эжекционной системы охлаждения. В целом, но модернизированной САУ активно использовались узлы и агрегаты от тяжелого танка ИС-2М, а вместо пулемета ДШК был установлен ДШКМ с тем же боезапасом и приборы ночного видения. В дальнейшем, с 1958 года в ходе штатного ремонта, штатные радиостанции и переговорные устройства заменялись на более новые “Гранат” и ТПУ Р-120.

В 1960-е гг. САУ планировали использовать как средство для стрельбы ядерными боеприпасами, но малый угол возвышения орудия и недостаточная дальность могли привести к тому, то самоходку вполне могло накрыть ударной волной. Проблему попытались решить за счет создания активно-реактивного снаряда, но после принятии на вооружение САУ новых типов от этого варианта полностью отказались.

Шасси ряда ИСУ-152 (а также ИСУ-122) использовались для создания самоходных артиллерийских систем большой и особой мощности, пусковых установок тактических ракет. Разоружённые ИСУ-152 и ИСУ-122 с заваренным отверстием под монтировку орудия в лобовом листе рубки под названием ИСУ-Т использовались как танковые тягачи, штабные машины, передвижные артиллерийские наблюдательные посты. Некоторое количество таких машин было передано гражданским ведомствам для использования в качестве тягачей или транспортов в труднопроходимой местности.
На той же базе строились танковые тягачи БТТ-1 с расширенной функциональностью по сравнению с ИСУ-Т. К корпусу БТТ-1 приваривались демпферы для толкания аварийного танка с помощью бревна, сзади машина оборудовалась сошниками, платформой над моторно-трансмиссионным отделением и разборной стрелой ручного крана грузоподъёмностью до 3 тонн. Вместо орудия и боекомплекта в рубке размещалась мощная лебёдка с приводом от коробки отбора мощности от главного двигателя машины. Вариант БТТ-1Т вместо лебёдки оснащался комплектом такелажного оборудования.

На железных дорогах СССР небольшое количество разоружённых ИСУ-152 использовалось в восстановительных поездах в качестве кантователей или тягачей при аварийных ситуациях. Последние из этих машин служили вплоть до 1995-1996 гг. на железных дорогах Украины и России, после чего их передали в музеи или установили как памятники.

Источники:
Барятинский М. «Бронетанковая техника СССР 1939-1945 гг.», Бронеколлекция №1, 1998
Баратинский М. «Тяжелые САУ Красной Армии», Бронеколлекция №2, 2006
Карпенко А.В. «Тяжелые советские САУ», Танкомастер №4, 2001
Свирин М. «Самоходки Сталина.История советской САУ 1919-1945». Москва. «Яуза»\»ЭКСМО». 2008
Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г., «Советские тяжелые самоходные артиллерийские установки 1941-45 гг.», Экспринт, 2005
Шунков В.Н. «Оружие Красной Армии», Харвест, 1999
Танки Т-54, Т-55, Т-62 и другие трофейные танки
Samohodno orudje JSU-152
Зверобои: тяжелые артиллерийские самоходные установки ИСУ-152
Чертежи САУ
Чертежи САУ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ТЯЖЕЛОЙ САМОХОДНОЙ УСТАНОВКИ

БОЕВАЯ МАССА 46000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6770
Ширина, мм 3070
Высота, мм 2480
Клиренс, мм 470
ВООРУЖЕНИЕ одна 152-мм пушка-гаубица МЛ-20С с длиной ствола 29,3 калибра и один 12,7-мм пулемет ДШК
БОЕКОМПЛЕКТ 20 выстрелов раздельного заряжания и 250 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ стереоскопический прицел СТ-10
панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб рубки — 90 мм
лоб корпуса (верх) — 60 мм
лоб корпуса (низ) — 90 мм
борт корпуса (верх) — 75 мм
борт корпуса (низ) — 90 мм
корма рубки — 60 мм
крыша рубки и корпуса — 30 мм
днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2ИС, V-образный 4-тактный 12-цилиндровый дизель, мощностью 520 л.с. при 1850 об\мин., ёмкость топливного бака 500 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный многодисковый фрикцион сухого трения (сталь по феродо); четырехходовая, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором (6 скоростей вперёд и 2 назад); два двухступенчатых планетарных механизма поворота и два двухрядных бортовых редуктора
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 35 км\ч по шоссе
10-12 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 145 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 32°
Высота стенки, м 1,00
Глубина брода, м 1,50
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 10Р или 10РК-26 и переговорное устройство ТПУ-4-Бис

Прежде всего, необходимо указать на некоторые разночтения, прогуливающиеся по сети WEB.
1. ИСУ – 152, не участвовала в Курском сражении.
Курская битва проходила в период с 5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года.

Только 6 ноября 1943 года постановлением Государственного комитета обороны новая САУ была принята на вооружение РККА под окончательным названием ИСУ-152. Именно в ноябре и началось серийное производство ИСУ-152 на Кировском заводе города Челябинск.


Для справки , в нашем городе Санкт-Петербурге, (Ленинграде), в 1945 году на одноимённом заводе также строились ИСУ-152. Всего с ноября 1943 года по май 1945 года 1885 единиц ИСУ-152.


2. СУ – 152 действительно приняла участие в сражении на Курской дуге. На одном из участков. По сведением их было всего 24 единицы, по некоторым источникам и вовсе шесть единиц и в третьей линии обороны.
Скорострельность орудия: 1-2 выстрела в минуту. В состав боекомплекта могли входить практически все 152-мм пушечные и гаубичные снаряды, но на практике использовалось только ограниченное их подмножество, но об этом позже.
Однако нет чётких оснований давать оценку прозвищу “Зверобой” именно СУ-152 и именно в сражении на Курской дуге.


Основными участниками боя были СУ-76 и СУ-122. Они шли в первой линии, прикрывая наши танки. Однако ввиду эффективного поражения тяжёлого танка “Тигр” и среднего “Пантера” лишь с расстояния до 1000 метров, СУ-85, вряд ли смогли быть удостоены стать Зверобоями.

Скорее всего, именно СУ-152, было дано это звание ввиду поднятия боевого духа этих ещё достаточно новых для фронта самоходных установок. По-новому выглядели и Pz.Kpfw.-IV Ausf.H с бортовыми противокумулятивными экранами. Их часто принимали за “Тигры” в виду не только численного состава, но необычного вида, который им довели для решающего сражения, что бы хоть как-то защитить уступающие по своим характеристикам Советским танкам.

3. Ещё одно страстное мнение, мол у бойцов и танкистов Красной армии наблюдались приступы “Тигробоязни”, и прочие танко-фобии. На деле всё не так эмоционально и гораздо прозаичнее. Кто из Вас служил в Вооружённых силах, поймёт меня. Танк “Тигр” был не секретом, и его вторичное появление в Курской битве в массовом составе, (по разным источник от 100-140 единиц) не могло запугать всю группировку Красной армии. Это фантастика, неконтролируемые выходки чьего-то мозга или попросту отголоски пропаганды Геббельса. После поражения под Курском началось отступление нацисткой военной машины, поэтому танк “Тигр” был всегда единичным или малочисленным противником, а по меркам Восточного фронта фактическое количество этих танков мизер.

Давайте попробуем быть реалистами.
Летом 41 года, появился на полях сражения Т-34, который не могли пробить основные противотанковые 37 мм., орудия Pak 35/36., однако это не вызвало никаких танковых фобий у вермахта или немецких танкистов. Попросту менялась тактика. То же справедливо заметить в отношении тяжёлого КВ-1, который уже прошёл бои в Финскую войну.
Тут невольно задаёшься вопросом. Неужели союзники нацистской Германии – финны, перед вторжением в советскую Россию не нашептали немцем о наличии того же КВ? И немцы, словно впервые в бой потащили свои бесполезные пушечки и танчики, прекрасно осознавая, что это железо им не помощник, а братская могила? Совсем как-то не интересовались нацистские генералы, чем прорывали русские линию Карл Густава Эмиля Маннергейма.
Совместное пребывание в захваченным городе Брест, Красной армией с союзным вермахтом, не обратил внимание генералов вермахта на вооружение РККА. И правда… Много странностей в начале войны.

Всё вышеописанное к тому, что сама по себе танкобоязнь существовала ещё с Первой мировой, при появлении Английских чудовищ. Как свойство инстинкта самосохранения, перед танком, это свойство преобразовывалось в иное. Или ты уничтожишь этот кусок железа или он тебя. Именно поэтому любое упоминание о танкобоязни выглядит логичным не взирая на тип или название танка. И никак не связан с КВ-1, Т-5, Pz.VIH, или Т-34. И преодолевается танкобоязнь самым что ни на есть обычным боевым опытом.

4. Теперь обратимся к следующему перлу интернета, но уже в отношении ИСУ-152. Перл звучит так: “Жаргонное название ИСУ-152 - «Зверобой». В вермахте её называли «консервный нож»”.
При появлении на фронте танка “Тигр”, солдаты вермахта обозвали башню этого танка “Консервная банка”. Сходство есть. И тут не нужно быть чистокровным Арием, чтобы не увидеть очевидного сходства. Однако вы можете представить Советского солдата или солдата любой армии мира, который бы позволил себе назвать вражеское орудие уничтожающего своих сослуживцев, соотечественников и технику, на такой циничный манер? Конечно это байка, которая пришла кому-то на ум проведя ассоциацию между закрытой консервной банкой и открывашкой.

Так что именно из САУ было для немецких танкистов “Зверобоем”? На самом деле такое уважительное прозвище мог получить любой САУ и СУ-152 и впоследствии ИСУ-152, внезапно открывший огонь из засады.

Из воспоминаний
“Залп-ушёл! Залп-ушёл!” Это было выведено у нас в рубке белой краской. Вообще на маскировку у нас уходило минут сорок. Было бы что подходящее, замаскируем. Когда было время больше, окопаем по серединки катков. Маскировка обязательна! После выстрела, давали задний ход и иной раз и с разворотом, меняя позицию.

Мы с другими экипажами делили наши позиции на квадраты, для отхода самоходок. Почти доска шахмат. Каждый экипаж знал, где будет его место после огня.
Расстояние между машинами 150-200 метров. Вот тебе квадрат! В таком квадрате и танцуй. Наш снаряд был очень дымный. Что снаружи, что внутри. Зарядишь и глаза жмурк. Бабах и повалило. Конечно, привыкали. Мы ладно, а немец?

В хорошую погоду видимость блеск. Мы как бы после залпа сразу открывались, после каждого выстрела и уже маскировка наша теряла смысл. А он от нас посылку получил. И вторую не хочет.
Немцы были неравнодушны именно к нашему брату. Узнавали нас по залпу и по-всякому пытались вывести из строя…".

Из воспоминаний
“Нас всегда снабжали очень подробным описанием вражеской техники. Листовки со схемами и инструкцией. Самоходок у большевиков всегда было достаточно. Они активно ими пользовались при наступлении с танковыми соединениями, после оставляя самоходки, артиллерию на занятых ими позициях. Затем перегруппировавшись, оперативная пауза и снова шли в атаку.

Уже к концу 44 года наши дивизии, батальоны, существовали только на штабных картах. По существу это были лишь единицы боеспособной техники разных периодов Восточной компании. Случалось в наличии и трофейная техника. Остальное хлам, не подлежащий ремонту. Даже боеспособная техника вызывала головную боль из-за нехватки топлива. Наши экипажи, оставшись без боевых машин, становились пополнением танковых гренадёров. Пехоты!
Мы переформировывались в малые отряды. Лучшее что можно было сделать это отряд следующего соединения. Один “Тигр”, в лучшем случае, в неважном – “Пантера”. К ним 2-3 единицы Pz-III и два взвода гренадёров.

Русские многочисленно охраняли свою артиллерию. Вооружённые до зубов, с широкими возможностями: топлива, живой силы, боеприпасов, техники вооружения и даже Американского и Английского они становились беспечными и самоуверенными. То, что погубило наши армии в России в ходе боёв начала 42 года. Теперь эти сильные возможности стали их Ахиллесовой пятой.

Pz-III лёгкие и маневренные живо обходили их артиллерию по флангам, в то время как “Тигр” выходил вперёд щекоча им нервы. Не всегда такие отчаянные вылазки оканчивались хорошей встряской для врагов.

Один фугасный снаряд, выпущенный из русской самоходки с 500 метров, при любом попадании мог вывести из строя Pz-III без пробития. Экипаж получал контузию, переломы костей, внутреннее кровотечение. У танков выходило из строя оборудование, корпус, башню перекашивало. Редко, но иногда танк просто вспыхивал. Помню после боя, мы осматривали наш танк.

Во время боя, один из снарядов гаубицы рикошетом прошёл по орудийной маске, создав в ней сквозную трещину на половину листа. Орудие не было задето, а иначе мы потеряли бы наш “Тигр”…”.

Теперь становиться отчётливо ясно, насколько верное решение приняло Советское командование, сделав ставку на ИСУ-152.

ОРУДИЕ:
Основное орудие ИСУ-152 это 152-мм гаубица-пушка МЛ-20С обр. 1937/43 гг. (Индекс ГАУ - 52-ПС-544С). Орудие монтировалось в рамке на лобовой бронеплите рубки и имело вертикальные углы наводки от 03 до +20°, сектор горизонтальной наводки составлял 10°. Высота линии огня составляла 1,8 м; дальность прямого выстрела - 800-900 м., по цели высотой 2,5-3 м, дальность выстрела прямой наводкой - 3800 м, наибольшая дальность стрельбы - 6200 м.

Выстрел производился посредством электрического или ручного механического спуска. Боекомплект орудия составлял 21 выстрел раздельного заряжания.


ТИП БОЕПРИПАСА:
1. Бронебойно-трассирующий остроголовый снаряд 53-БР-540 массой 48,8 кг, начальная скорость 600 м/с;

2. Осколочно-фугасный пушечный снаряд 53-ОФ-540 массой 43,56 кг, начальная скорость 655 м/с на полном заряде.

3. Вместо бронебойно-трассирующих снарядов 53-БР-540 могли применяться бронебойно-трассирующие тупоголовые снаряды с баллистическим наконечником 53-БР-540Б (с начала 1945 года).

4. Для разрушения железобетонных ДОТов, в боекомплект мог вводиться бетонобойный пушечный снаряд 53-Г-545. Номенклатура метательных зарядов также была существенно уменьшена - она включала в себя специальный заряд 54-Ж-545Б под бронебойный снаряд и полный заряд 54-ЖН-545 под осколочно-фугасный снаряд.

Безусловно, появления ИСУ-152, на смену не менее отличной СУ-152 не было как “выражаются” некоторые в сети, щегольством Сталина. Это был переход на новый боевой уровень. ИСУ создавался на перспективной платформе танка “Иосиф Сталин”, которая пришла на смену танковой базе “Клим Ворошилов”.

Ещё во время Зимней войны, очевидным стало то, что глубоко эшелонированные укрепления противника необходимо быстро и эффективно подавлять. Обычные танки справлялись и с этой задачей, но потери были достаточно велики и как это крамольно не звучит – дороги с экономической точки зрения. Для обширной наступательной операции, где враг на каждом участке при отступлении переходит в долговременную оборону, были необходимы мощные хорошо защищённые самоходные орудия.
Более того. Простые в массовом производстве и надёжные на длительных маршах. Кроме того, ИСУ-152 не торопились с запуском в серию, так как конструкторы занимались “шлифовкой” проекта.


Как всякий новый вид вооружения, ИСУ-152 должен был соответствовать изменениям, произошедшим и в том числе на танковом театре военных действий. Одна немаловажная причина - захват увязнувшего в распутице нового тяжёлого немецкого танка “Тигр”.
Он был захвачен в январе 43 года под Санкт-Петербургом, (Ленинградом).
На фото, Вы можете видеть буксировку этого новогоднего подарка нашим инженерам. "Тигр" тащат за усы по Ленинградскому проспекту. Для буксира (на базе КВ-1) - это тяжёлый случай.

Однако был один достаточно серьёзный просчёт, допущенный при выпуске ИСУ-152, повлёкший гибель многих солдат защищающих собой САУ на марше.


Из воспоминаний , Фёдора Мартыновича Вересова. Звание – Ефрейтор. Должность - Заряжающий САУ – ИСУ-152, 390-го Гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийский полка, 1-го Украинского фронта.
“Мои самые жуткие воспоминания о тех людях, что сопровождали наш САУ. Все видели в кино лихих парней сидящих на броне, играет музыка, реет красный флаг. Так глядя со стороны и было. Что на самом деле творилось знаем только мы.

Было и так. Не успеешь перекурить, мирное врямо повспоминать, да и просто с ребятами познакомиться, что сопровождают тебя из посёлка А в посёлок Б. К вечеру всем экипажем со скрежетом счищаем с брони куски мяса этих ребят. Было… Кусок плоти слипшийся в комок с тканью с фотографией его матери, детушек малых… Страшно больно мне было видеть всё это. У нас броня ржавела не от дождей, от крови. Никогда я этого не забуду. Никогда. Эти люди были нашей второй бронёй. После конечно появились даже специальные команды, которые этим занимались. Надо же было нас как-то морально поддержать, не только на спиртовом настое.

Немец к концу 44 года обезумел. Они уже сами потеряли родных под английскими бомбами. Многим из них было всё равно. Мало кто во время боя сдавался. Бывало просто шли на самоубийство. Мы не видели в них людей, они в нас. Такое непрекращающееся сплошное беспощадное уничтожение друг друга, как в Каменном веке. Бросали в наше САУ всё что горело или взрывалось. Подбрасывали мины прямо под траки. И ведь знали что или не добегут или даже подорвав погибнут. Но особенно досаждали нам магнитные мины. Вот это самое опасное, что могло навредить машине или убить нас. Поэтому на нашей броне и были те ребята.
Чрезвычайно опасно было и в городских боях. Задача простая. Подавлять пулемётные гнёзда, замаскированные орудия. Палили по домам, даже там вроде и не было никого. По Сталинграду все помнят, что там немцем крышка была из-за их же глупости. Они разрушили город и свели действия своей техники к нулю. Ну а мы тоже задним умом не слабее оказались. Повторили их глупость. Везло в том, что города в Европе не чета нашим. Крохотные города у них.
Раз нам заклинило катки. Командир вылез, глядь, а там провода телеграфные и велосипед. Двигатель ревёт, дыму, траки кряц-кряц. И тут слышим командир. – Покинуть машину! Так проорал, что перекричал всё. А нам сверху по броне, глухой такой звук, бум и ещё раз бум. Чего набросали нам Фрицы с крыши дома, от дома только четвертушка то осталась, где они там прятались? Это уже и не важно. Не помню, как я выпрыгнул из нашего САУ. Будто в тумане. Бежал на крик командира. А наша САУшка раза три дрогнула. Раскачалась, а после из неё всё взлетело вверх. Боезапасом разбросало нашу машину по улице. Хорошо боезапас был плёвый. Пять штук осталось. Как в фильме это всё произошло с замедленной сьёмкой. Кусок этого трёхэтажного дома пыльно рухнул поверх пламени. Мне повезло. Только шею кирпичной крошкой посекло, кровь из ушей, а вот механик осколок железа в плечо заполучил. Крупный, аж торчал. Досталось нам тогда от генерала. Ему бы на нашу броню да фашистов отстреливать… Таких случаев в городах с нашей техникой было много. Опомнились командиры и давали экипажам и пулемётчиков и даже снайперов, но самые опасные места в городах это даже не дома и их подвалы. Канализация. Шахты под городом! Немцы как поганки из люка вырастут, как вроде из ниоткуда, закидают гранатами и снова туда, юрк… ”.

Фёдор Мартынович верно заметил: “Опомнились командиры…”.


Ведь только с начала 1945 года экипажу, (Экипаж ИСУ-152: 1 - механик-водитель; 2 - командир; 3 - наводчик; 4 - замковый; 5 – заряжающий), было предоставлено следующее дополнительное вооружение: крупнокалиберный зенитный 12,7-мм пулемёт ДШК с коллиматорным прицелом К-8Т на турельной установке на правом круглом люке командира машины. А также следующее дополнительное вооружение:

Боекомплект к ДШК на 250 патронов. Для самообороны экипаж имел два автомата (пистолет-пулемёта) ППШ или ППС с боекомплектом 1491 патрон (21 диск) и 20 ручных гранат Ф-1.

В феврале 1945 года, в западной Венгии , произошло последнее крупное сражение, (сражение у Балатона), где немецкое командование попыталось контратаковать продвижение Красной Армии.

Из воспоминаний , Клеменса Штауберга, Звание - Унтерфельдфебель. Должность – Механик-водитель. 502-й тяжёлый танковый батальон, 1 рота.
“В начале февраля 45 года наш “Тигр” у нас изъяли под предлогом капитального ремонта. Ремонт требовался. Но мы всё равно могли на нём воевать! Мы называли его “тёрка Бюргера”. Так он стал внешне выглядеть после ряда встреч с большевиками. Стало понятно, что наш танк мы больше уже не увидим.

Вскоре наш батальон усилили восемью танками PzKpfw IV, пятью StuG IV и двумя Jagdpanther. Наша САУ по виду была близка к образцам русских САУ. И те же слабые места! Я о расположении двигателя и топливных баков. Бей в борт по середине и САУ уничтожена.

Скорострельность наших САУ была выше. Это мало нам, танкистам помогло. Первое короткое столкновение с авангардом это подтвердило. Броня танков и самоходных орудий большевиков давно сравнялась с нашими новыми танками, а по качеству превосходила их. На одном из узких участков передовой, возле дороги наши САУ всячески пытались остановить внезапное наступление десятка Т-34. Отчасти им это удалось. Что бы снизить расход боеприпасов САУ, был отдан приказ просто лишать движения Т-34. Наша задача была в добивании.
Составы наших экипажей уже наполовину или целиком состояли из необученных мальчишек. В одном из танков Младшему было 14, старшему 17. На вид им можно было дать 20-25 лет. Это не укладывалось в голове. Они были наспех подготовлены, и просто брошены в бой. Через два часа короткого сражения, мы остановили стремительную атаку Т-34, а после огнём артиллерии отогнали их пехоту.
Один из наших танков остановился, и просто стоял не покидая позиции. Рация не отвечала. Минут через пять из под танка выполз танкист мальчишка. Он полз метров пять, волоча за собой разматывающийся кишечник. Это было похоже на второе рождение, когда часть пуповины внутри матери (танка), а он с ней выходит на этот страшный и беспощадный свет. Его кто-то пощадил. Дал длинную очередь.
Мы понимали, что русские просто сориентировались по нашим позициям. Так и произошло. К 18-00, они подкатили свой любимый автомобиль и закидали всё реактивными снарядами. Им нравилось нас посыпать этими снарядами в тёмное время. Иногда они перед тем как начать обстрел громко пели или что-то нам кричали, смеялись.
В итоге случилось то, что случилось. Наша артиллерия была полностью поддавлена. На третий день боя они для верности прошлись авиацией, затем артиллерией, а после покатились всем железным катком по нашим разбитым и деморализованным позициям…”.

Из воспоминаний , Фёдора Мартыновича Вересова. Звание – Ефрейтор. Должность - Заряжающий САУ – ИСУ-152, 390-го Гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийский полка, 1-го Украинского фронта.
“Нет, до Берлина я не дошёл. В марте 45 года, комиссовали. И не жалею как-то о том что не дошёл. Мы победили. Мы, в общем-то простые люди. У меня нет личной гордости за участие в победе. После войны я не задумывался о войне. Зачеркнул. Началась человеческая жизнь, и я учился, ну а после работа и конечно семья.

С годами, ближе к финалу своей жизни стал думать о войне. Она будто снова вернулась в меня. Простое человеческое ощущение победы в войне это сначала горечь от утраты любимых тебе людей, после горькое сожаление, что никогда и никто тебе их не вернёт и уже после вопрос. Зачем и почему случилась эта война?
Когда люди перестанут убивать друг друга из-за сумасшедших идей сумасшедших правителей? Мы вначале предали Бога. После предали Советский союз, и снова вернулись к Богу. А что дальше? Опять по кругу? По-моему нам, людям всего Мира надо победить своих ненормальных политиков, всё время толкающих нас на войну друг с другом. И хватит уже о войне… ”.


САУ - «СУ-100» с установленной 100-мм пушкой «Д-10».
На базе танка «Т-34».


САУ - «ИСУ-122» с установленной 122-мм пушки «А-19».
На базе танка «Иосиф Сталин».


САУ - «СУ-152» (ИСУ) с установленной 152-мм пушкой МЛ-20С «Гаубица».
На базе танка «Иосиф Сталин ».

Готовя эту статью, я частенько натыкался на разных, интернет-форумах о войне вот на что. Диванные Д’Артаньяны, ни разу не державшие оружие, подстрекают на войну то с Украиной, то с США, да с кем угодно. Тот же сорт “героев” пишет за тотальную войну с Россией.
Им в тепле домашнего уюта, за чашечкой растворимого кофе на раз написать “Закидайте их ядерными бомбами и всё; Раскатайте их город под орех и всё…” У этих пустодушных людей нет никакого понимания о войне, о её неизбирательном подходе в вопросах жизни. Смерть, горе, страх, паника, ужас придут ко всем, случись война. На Земле достаточное количество атомных электростанций. И это будет катастрофа не СССР и Третьего Рейха, а всего существования планеты.

Ведь именно в таких диванных гражданах и нуждаются сильные Мира сего, что бы с помощью их одобрительного галдежа осуществить свои бесчеловечные замыслы.


Видать все уже позабыли русскую пословицу: « Не буди лихо, пока оно тихо» .

Статья