Лоукостер требовал отменить норму о бесплатной перевозке дамских сумок.

Верховный суд рассмотрел во вторник иск лоукостера «Победа» к Минтрансу: авиакомпания требовала отменить пункт федеральных авиационных правил о бесплатной перевозке помимо ручной клади (минимум 5 кг на пассажира) дамских сумок, портфелей, портпледов с костюмом, букетов цветов, верхней одежды и рюкзаков.

Этот пункт накладывает на авиакомпании неограниченные обязательства, считает «Победа». Правила лоукостера иные: в салон можно взять бесплатно все, что помещается в калибратор 36х30х27 см, такой багаж, по заключению компании Boeing, помещается на багажные полки самолета Boeing 737-800 (у «Победы» их 20) в комплектации на 189 пассажиров, сообщил в суде гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Остальное надо сдавать в багаж и платить за это.

Прокуратура требует от «Победы» соблюдать федеральные правила и возить бесплатно в салоне все вещи из списка.

Калмыков и юрист «Победы» Алексей Танкевич принесли в суд калибратор и образцы вещей из обязательного списка, чтобы показать, что правила невыполнимы: разместить их в салоне самолета лоукостера невозможно, не нарушив требований безопасности. Компоновка кресел максимально плотная, кресла тонкие, под ними для вещей нет места, заверил Калмыков. А Танкевич предупредил, что цветы - сильный аллерген, а в самолете ограниченный объем воздуха.

«Победа» наняла на процесс адвоката Генриха Падву, его гонорар - до 40 000 руб. за час работы. Оспариваемый пункт не ограничивает размеры и вес дополнительных вещей, а потому противоречит другому пункту правил, который дает право провозить бесплатно ручную кладь, умещающуюся в калибратор, заявил Падва. Часто бывает, что вошедшие первыми пассажиры заполняют багажные полки, аргументировал Падва, а следующим просто некуда положить вещи, они вынуждены держать их на руках, при любой турбулентности вещи будут летать по салону. Непонятно, почему Минтранс с этим не согласен, заключил юрист.

Если выполнять правила, то «Победе» придется во время посадки направлять вещи в багаж, что минимум на 30% увеличит время оборота самолетов, писал в июле Калмыков министру транспорта Евгению Дитриху: это рушит бизнес-модель лоукостера и вынудит «Победу» развиваться как классическую авиакомпанию с соответствующими тарифами.

Вещи из оспариваемого списка тяжело взвесить, а они нужны для комфортного перелета, поэтому и назначены сверх нормы, заявила в суде представительница Минтранса Светлана Тонких.

Воздушный кодекс требует учитывать эксплуатационные характеристики самолетов при составлении правил перевозки вещей в салоне, заявил Калмыков, - и поинтересовался, учитывал ли Минтранс характеристики конкретно Boeing 737-800? Тот же вопрос задавал и судья Юрий Иванников. Представительницы Минтранса Тонких и Екатерина Сухарникова несколько раз уходили от ответа на этот вопрос, но в конце концов Сухарникова сообщила, что учитывали, но не конкретных типов, а всех самолетов. «От Ан-2 до Boeing 747», - съязвил Калмыков. Чиновницы заявили, что требование Воздушного кодекса учитывать характеристики самолета - техническая ошибка. «Это ваше мнение, - возразил Калмыков, - но Воздушный кодекс имеет абсолютный приоритет над федеральными авиационными правилами».

Судья Юрий Иванников долго допытывался у представительниц Минтранса, где в салоне перевозить вещи, если они не помещаются на полках? Как избежать того, чтобы пассажиры не злоупотребляли этой нормой и не нарушали прав других пассажиров на места на полках? Размещать можно на полках, твердила Сухарникова, а спорные бытовые вопросы как-то решать на месте. Но как перевозчику размещать вещи, если нет места, не отставал судья. На багажных полках всегда есть место, не сдавалась чиновница.

Ход процесса вроде бы складывался в пользу лоукостера, но судья Иванников, вернувшись из совещательной комнаты, объявил, что отказал «Победе» в иске.

Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части. Калмыков заявил, что оно будет обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда.

Новости, 17:21 07.08.2018

© Александр Демьянчук/ТАСС

"Победа" проиграла: пассажиры продолжат брать в самолет шубы и букеты

Контекст

МОСКВА, 7 авг — РАПСИ. Верховный суд РФ отказал в иске авиакомпании "Победа", признав законной обязанность перевозчиков провозить сверх нормы ряд предметов ручной клади в салоне самолета, передает корреспондент РАПСИ из зала суда.

Министерство транспорта РФ в октябре 2017 года утвердило изменения в правила перевозки ручной клади в самолетах: авиакомпании смогли установить бесплатную норму провоза багажа (не менее 5 кг — прим. ред. ), но стали обязаны разрешить пассажиру без взвешивания взять на борт дамскую сумку или портфель, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание, костюмы в портпледе, детские кресла, лекарства, костыли и трости, а также товары из duty free.

Представители авиакомпании просили суд признать частично недействующим пункт 135 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". В исковых требованиях "Победа" просила суд не ограничивать пронос "социальной" клади: лекарств, детских люлек, костылей и тростей для ходьбы.

Лоукостер хочет использовать другие правила: авиакомпания разрешает взять на борт только кладь, которая помещается в специальный калибратор размером 36х30х27 см, а все остальные вещи она предлагает сдавать в багаж за дополнительную плату. Перевозчик обращает внимание только на размеры вещей, а не на вес. Юристы "Победы" просят суд частично отменить данный пункт правил, а административных ответчиков — Минтранс и Минюст — разработать другой порядок проноса ручной клади, определить и структурировать "безразмерные" личные вещи.

Первым делом — безопасность

В судебном заседании участвовал генеральный директор лоукостера Андрей Калмыков. По его словам, "Победа" обратилась к производителю самолетов Boeing для консультации по установлению размера безопасно провозимой ручной клади. Производитель воздушного судна рассчитал размеры калибратора исходя из возможности перевозки 189 пассажиров, поскольку перевозчик использует только один тип самолетов: Boeing 737-800.

Позицию авиакомпании выразил адвокат Генрих Падва: "Эти пункты вроде бы не очень звучат серьезно. Речь идёт о том, что они не обеспечивают безопасность полёта пассажиров. В законе неоднократно установлена формулировка "в пределах нормы". А в пункте 135 у нас есть целый перечень вещей без ограничения их предела нормы. Пассажиры, заходящие первыми в салон, заполняют полностью все багажные отсеки. Ради нашей безопасности авиакомпания хочет ограничить размер ручной клади, чтобы вещи не летали по салону во время турбулентности".

Представители авиакомпании неоднократно отмечали, что цель лоукостера не нажиться на пассажирах, а обеспечить безопасность в салоне самолета. "Все места для багажа в самолете бесплатно отданы клиентам, мы не пытаемся заработать, а хотим навести порядок", — добавил Калмыков. Юристы авиакомпании считают, что ряд предметов ручной клади четко не определены и в качестве женской сумки суд может признать даже портфель с лямками.

Цветы и шубы

Представители истцов в подтверждение своих требований принесли в зал суда калибратор — металлический ящик синего цвета с высокой "спинкой" и продемонстрировали суду "абсурдное" количество вещей, которое может взять пассажир на борт без ограничения по весу. Глава авиакомпании положил рядом с измерителем несколько деловых сумок, портпледы с костюмами и букеты цветов, чтобы продемонстрировать суду возможное злоупотребление пассажиров правилами.

Также истцы выразили своё негативное отношение к возможности пассажиров брать на борт букеты цветов из-за устройства циркуляции воздуха и небезопасности полёта пассажиров аллергиков, а также отметили хитрость пассажиров, летающих на шопинг.

"Наша компания летает в пригород Милана, и люди берут с собой в салон по три шубы и на регистрации говорят, что это ручная кладь. Нам приходится её перевозить в салоне", — заявил глава авиакомпании. Административный ответчик утверждал, что ограничивать возможность провоза в салоне верхней одежды нельзя, поскольку "Победа" не использует проход через "рукав" из зданий аэропорта, и люди часто находятся на улице при отрицательных температурах.

Позиция ответчика

В ходе судебного заседания представители Минтранса заявили, что обжалуемые правила будут изменяться для установления правовой определённости, но в удовлетворении требований авиакомпании просили суд отказать. По мнению ведомства, авиакомпания хочет увеличить сборы с пассажиров, а не заботится о безопасности перевозки. Ведомство разрабатывает проект изменений в оспариваемые правила, в соответствии с которым нормы 135 пункта будут перенесены в другой пункт документа и впоследствии отредактированы.

Так называемая бюджетная авиакомпания " " вынуждена была отказаться от имевшихся долгое время в ее правилах на провоз бесплатных предметов ручной клади. Перевозчик убрал со своего сайта описания портфеля и дамской сумочки, а также снял ограничения на размер этих предметов. Аналогичные указания были разосланы представителям "Победы" в различных аэропортах, сообщает соб.корр. сайт.

Однако прежние объявления с недействительными описаниями и ограничениями все еще имеются на стойках регистрации по крайней мере части аэропортов, в том числе в московском Внуково. Шаблоны для измерения портфелей и сумочек также все еще не демонтированы. В случае конфликтных ситуаций пассажирам следует ссылаться на информацию сайта "Победы".

Напомним, что "Победа" более года в нарушение федеральных авиационных правил (ФАП) требовать от пассажиров, чтобы бесплатно провозимые портфель, компьютерная или дамская сумочка были не более 75 сантиметров по сумме трех измерений. Она также отказывала в бесплатной перевозке тех портфелей и сумок, которые были более 75 сантиметров (а это большинство портфелей и значительная часть компьютерных сумок), либо не подходили под сочиненные самой компанией определения этих предметов (это затрудняло провоз необычных дамских сумок и тому подобного). При этом заявления и письма регуляторов в лице Ространснадзора и Минтранса о незаконности такой практики не останавливали "Победу".

В феврале 2016 года Ространснадзор после жалобы пассажира выдал "Победе" инспекторское предписание о прекращении нарушений, однако авиакомпания обжаловала его в арбитражном суде. Суд первой инстанции (дело №А40-123705/2016) подтвердил правоту регулятора в июле 2016 года, апелляционная инстанция - в октябре, кассационная инстанция - в феврале 2017 года. Тем не менее "Победа" обратилась в Верховный суд, который в конце мая отказал компании в рассмотрении жалобы на решения нижестоящих судов, не найдя нарушений в решениях последних. Исчерпав тем самым возможности обжалования, "Победа" вынуждена была изъять из своих правил перевозки незаконные требования.

К сожалению, на решение этого не самого сложного вопроса потребовались почти полтора года судебных разбирательств, дошедших до Верховного суда. Фактически многомесячные обжалования позволили "Победе" использовать их как повод для того, чтобы почти полтора года не исполнять предписание регулятора и ФАП. Не исключено, что именно такое оттягивание исполнения решения (а не отмена его) и было реальной целью авиакомпании, поскольку позволяло все эти 16 месяцев продолжать взимать с пассажиров лишние сборы за ручную кладь, основываясь на незаконных положениях правил перевозки "Победы". При этом не вполне ясно, почему судебное решение, вступившее в законную силу в октябре 2016 года после решения апелляционного суда, было исполнено перевозчиком только в мае 2017 года.

В решении суда первой инстанции, подтвержденном затем вышестоящими судами, в частности, говорится: "Установив в Правилах провоза личных вещей и багажа в пассажирском салоне самолета на рейсах ООО "Авиакомпания "Победа" такой вид багажа как "дамская сумочка"(бесплатно), общество оставило за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит пункту 135 ФАП-82." Суды также указали, что правила авиакомпании не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров по сравнению с установленными ФАП гарантиями.

В настоящее время текст правил "Победы" исправлен, из него изъяты указанные судами положения, не соответствующие ФАП. Новый текст, размещенный на странице выбора багажных опций системы бронирования, фактически повторяет формулировку ФАП и гласит: "в салоне самолёта бесплатно перевозятся следующие вещи, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж: дамская сумочка или портфель (один из этих предметов), папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамера, портативный компьютер, костюм в портпледе, детская люлька при перевозке ребенка."

Вместе с тем не урегулированным до конца остается еще один рассмотренный в этом деле случай расхождения правил "Победы" (и ряда других авиакомпаний) с требованиями ФАП. Это касается права пассажира на провоз 10 килограмм багажа бесплатно. Пункт 122 ФАП устанавливает, что "нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира". Это положение фактически предоставляет право пассажиру решать, провозить ли эти 10 килограмм в салоне самолета или сдать их как зарегистрированный багаж, хотя и не говорит об этом прямо. Однако ряд российских авиакомпаний трактуют это иначе: "Победа" требует непременно сдавать эти 10 килограмм в багаж, а "Сибирь" (S7 Airlines), UTair и некоторые другие перевозчики, наоборот, требуют, чтобы пассажир брал их с собой в салон. Между тем арбитражные суды с мнением всех этих перевозчиков не согласны.

В частности, в том же деле "Победы" против Ространснадзора суды всех инстанций пришли к выводу, что авиакомпания не имела права брать с обратившейся с жалобой пассажирки 2000 рублей сбора за провоз ручной клади, так как эта кладь весила лишь 9 килограмм и могла быть провезена бесплатно в салоне, а не только в багажном отсеке. В другом деле №А40-219359/2016, разбиравшемся в 2016 году после жалобы пассажира на авиакомпанию "Сибирь", арбитражный суд решил, что пассажир имел право настаивать на сдаче такого предмета в багаж вместо провоза его в салоне, как требовала "Сибирь". В частности, суд указал, что если такой предмет при весе в пределах 10 килограмм превышает по своим габаритам допустимые для ручной клади размеры или содержит запрещенные в ручной клади предметы, то требование везти его только в салоне нарушает право пассажира на его бесплатную перевозку.

Иными словами, суды трактуют ФАП в пользу права пассажира самому выбирать способ провоза 10 бесплатных килограмм. К сожалению, ни один суд, разбирая все эти частные случаи, не сформулировал это право пассажира прямым текстом, ограничиваясь лишь указаниями на неправомерность действий перевозчиков в конкретных случаях жалоб. Нет прямой формулировки и в самих ФАП, что и провоцирует авиакомпании трактовать этот пункт по-разному.

Пока этот момент не урегулирован окончательно судами (или пока не изменятся сами ФАП), пассажиры "Победы" могут бесплатно провозить 10 килограмм сдаваемого багажа плюс бесплатно брать с собой в салон любые предметы из вышеприведенного списка, включая портфель или компьютерную или дамскую сумку, верхнюю одежду, папку для бумаг, печатные издания, компьютер, фотоаппарат, видеокамеру, зонтик, букет цветов и прочее. Следует помнить, что некоторые пассажиры "Победы" в свое время жаловались на придирки отдельных представителей перевозчика к футлярам или чехлам для компьютера, фотоаппарата или видеокамеры и требования оплаты провоза этих предметов. Не вполне ясно, прекращена ли уже эта странная практика. Сайт "Победы" содержит по этому поводу туманную формулировку "Не рекомендуется помещать портативный компьютер, камеру и фотоаппарат в чехлы и иные емкости".

Кроме того, пассажирам стоит помнить про прочие аспекты путешествий на рейсах "Победы": платность более 10 килограмм и части , отсутствие питания на борту (а попытки взять свою еду в отдельном пакете приведут к взиманию сбора в 2000 рублей как за платную ручную кладь). При покупке на сайте "Победы" в билет по минимальному тарифу "Стандарт" компания по умолчанию включает , для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Выбор места , а для стимулирования покупки этой услуги "Победа" летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и на иное место. Год назад это привело к громкому скандалу: "Победа" семью с младенцем за попытку родителей воссоединиться в самолете - после того, как сама авиакомпания умышленно рассадила их в разные ряды в стремлении заработать лишние 149 рублей за смену места. С тех пор "Победа" еще и как минимум вдвое этот дикий сбор за возможность сидеть вместе в самолете.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Верховный суд рассмотрел иск авиакомпании "Победа". Лоукостер группы "Аэрофлот" требовал признать незаконным пункт правил перевозки ручной клади, обязывающий перевозчика принимать на борт вещи сверх нормы в 5 кг – рюкзаки, дамские сумки, букеты и костюмы в портпледе. Пассажиры злоупотребляют, нормы были приняты без учета технических характеристик самолетов, а вещи в салоне просто некуда класть, настаивали представители перевозчика.

Суть спора

Ответчиками в споре выступали Минтранс и Минюст. Компания требовала признать незаконным п. 135 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденный приказом Минтранса в октябре 2017 года. Оспариваемый пункт содержит список предметов, которые можно взять на борт сверх нормы бесплатной ручной клади, которая сегодня составляет 5 кг. В список включили рюкзак, дамскую сумку, букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты в количестве, необходимом для полета, специальные костыли, трости, ходунки, роллаторы и другие техсредства реабилитации, складную кресло-коляску и товары, купленные в duty free. Все, за исключением "социально значимых предметов" - лекарств, детского питания, переноски и медоборудования - не должно перевозиться бесплатно, считают в "Победе".

составляет минимальный вес ручной клади пассажира авиарейса. Остальное обозначено как ручная кладь "сверх нормы".

Позиция заявителей, которых, кроме представителей самого авиаперевозчика, представлял в суде адвокат Генрих Падва, сводилась к тому, что Минтранс неправомерно вторгся в сферу правового регулирования Воздушного кодекса и самовольно установил обязанность перевозчика принимать вещи сверх бесплатной нормы ручной клади, установленной пп. 2.1 п. 2 ст. 106 ВК и п. 133 ФАП-82. Такая обязанность федеральным законом не предусмотрена, настаивали представители"Победы".

Кроме того, они обратили внимание суда на то, что оспариваемый пункт противоречит п. 133 тех же правил. У перевозчика возникают взаимоисключающие обязанности: с одной стороны, он должен провозить ручную кладь, вес и габариты которой позволяют безопасно разместить ее в салоне (п. 133 ФАП-82), с другой - принимать дополнительные к ручной клади вещи без учета их веса, габаритов и возможности разместить их безопасно - за исключением рюкзака (п. 135 ФАП-82), при том что с учетом габаритов самолета сделать это невозможно.

Минтранс расширил норму

Тем временем за неделю до рассмотрения дела Минтранс решил окончательно разрешить вопрос о ручной клади и представил законопроект, предлагающий изменить п. 133 ФАП. Согласно законопроекту , текст которого опубликован на официальном портале нормативно-правовых актов, предлагается полностью исключить взвешивание предметов, которые можно брать на борт сверх ручной клади (сверх предусмотренных законом 5 кг), в числе которых - женские сумочки, портфели, букеты цветов и т. д.

Другими словами, предлагается исключить бесплатный провоз сумок, портфелей и других вещей из п. 135 ФАП как провоз "сверх нормы" и сделать перевозку указанных предметов частью этой бесплатной нормы для перевозчика.

В норму бесплатного провоза ручной клади предлагается также не включать вес рюкзака, запакованных товаров из duty free и устройств для переноса ребенка (детской люльки, автокресла для детей до 2 лет, коляски и т. д.). При этом перевозчик может ограничить вес и габариты этих вещей, чтобы была возможность безопасно разместить их в салоне. Так что их придется взвешивать. Согласно действующей редакции правил, при норме ручной клади не менее 5 кг исключения при взвешивании не предусмотрены.

ШТРАВОВАТЬ ЗА ОВЕРБУКИНГ

предложил Минтранс. Штрафы предлагается взимать в пользу пассажиров. Легализовать овербукинг министерство отказалось.

Представители Минтранса ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, ссылаясь на то, что законопроект, непосредственно касающийся оспариваемых положений, на стадии рассмотрения. Но председательствующий судья отклонил ходатайство, согласившись с прокурором и заявителем, что оспариваемые обстоятельства это никак не меняет.

Три шубы и безразмерная сумочка

В ходе заседания заявители снова изложили свою позицию. Они подчеркнули: в ст. 106 ВК указано, что пассажиры имеют право на бесплатный провоз ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком в соответствии с ФАП, утвержденными на основании требований эксплуатационной документации самолета. Больше всего вопросов вызвало именно утверждение требований.

Представитель авиакомпании, гендиректор Андрей Калмыков, подчеркнул, что характеристики их самолетов никто не учитывал, хотя предлагаемые "Победой" нормы по объемам ручной клади основаны на рекомендации, представленной компанией Boeing: вещи можно размещать только на полках, а под креслами - нельзя, и превышение норм по объемам багажа скажется и на безопасности, и на комфорте пассажиров. Минтранс заявил, что согласование требований было проведено рабочей группой, включающей в том числе перевозчиков и пассажиров, и исходили из "усредненных параметров" воздушного судна. При этом составлялись нормы по ручной клади с учетом того, что вещи можно класть на багажные полки и под впередистоящее кресло. В самолетах "Победы" такой возможности нет. Вопрос судьи о том, как ФАП должны применяться к "Победе" с учетом баланса интересов сторон, так и остался без ответа.

Только у вас проблемы, у других перевозчиков претензий нет, - указали представители Минтранса.

Только у нас такая плотная компоновка самолета, - возразил Андрей Калмыков.

"Мы исходили из того, что часть вещей нельзя взвесить, но они могут понадобиться в полете, до или после, букет - для романтиков, верхняя одежда - добежать до трапа в холодную погоду ", - объясняла представитель Минтранса и подчеркивала, что решение по списку обязательных предметов - коллегиальное.

Но в "Победе" так не считали. От букета представители "Победы" предложили отказаться, сославшись на возможную аллергию пассажиров. "Пассажиры должны заранее предупреждать о проблемах со здоровьем", - возразила представитель Минтранса.

Одним из главнейших критериев законодательного акта является определенность. Он должен был сформулирован так, чтобы его трактовали однозначно. П. 135 ФПА можно трактовать как угодно. Если говорить о балансе удобства пассажиров и безопасности движения, приоритет - безопасность, и она при этих нормах не соблюдена. Эта норма вредна и перевозчику, и гражданам.

Генрих Падва, адвокат

Также в "Победе" пожаловались на то, что размеры дамской сумки или портфеля нигде не регламентированы, в портпледе, размеры которого не уступают багажной сумке, можно провозить много одежды, и проконтролировать это нет возможности, а пункт, касающийся бесплатного провоза верхней одежды, приводит к злоупотреблениям, например на итальянских рейсах. "Пассажиры везут по три шубы, ссылаясь на то, что это верхняя одежда", - негодовал Калмыков. Вопрос о верхней одежде вызвал бурную дискуссию: представителю авиакомпании пришлось отдельно пояснять: одежду, которая на пассажире, учитывать никто не будет: ее и так никто не взвешивает. "Если это одежда пассажира - никто не против, но сегодняшние нормы позволяют провозить дополнительные вещи. Мы за то, чтобы установить четкие и понятные правила. А для социально значимых вещей у нас есть отдельная полка, и если место закончилось - мы бесплатно перевезем всё в грузовом отсеке, пассажир должен предупредить об этом за сутки", - убеждал суд Андрей Калмыков.

В Минтрансе заявили, что с проблемой дополнительной верхней одежды столкнулись впервые и "готовы к диалогу".

Свести на нет злоупотребления со всех сторон - неисполнимая задача, все возникающие на практике вопросы надо решать участникам ситуации, - заметила представитель Минтранса.

Почему не указать в ФАП, что надо исходить из норм перевозчика? Перевозчику нужны хотя бы минимальные инструменты для контроля за ручной кладью, - возражали в "Победе".

Представитель Минюста поддержала позицию Минтранса, признав при этом, что требования ФАП должны быть разработаны в соответствии со ст. 106 ВК.

Тем не менее , выслушав аргументы сторон, отказал "Победе" в удовлетворении требований. Генрих Падва заявил, что "Победа", вероятно, оспорит вынесенное ВС решение. Гендиректор авиакомпании Андрей Калмыков заявил, что, если решение все же ступит в законную силу, авиакомпании придется искать выход, например размещать ручную кладь "сверх нормы" в багаже, поскольку разместить её на полках нет физической возможности - это небезопасно. В итоге это может сказаться и на стоимости авиабилетов.

Апелляция обязала «Победу» изменить правила провоза ручной клади. Апелляционный суд пришел к выводу, что авиакомпания не имеет права взимать с пассажира дополнительные деньги за перевозимый в салоне багаж весом менее 10 кг. Тем не менее «Победа» продолжит оспаривать это решение, поскольку считает, что в стоимость билета включен лишь ограниченный набор вещей, которые можно провезти без доплаты.


Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал решение предыдущей инстанции, согласно которому лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») обязана изменить список вещей из ручной клади, которую пассажир имеет право провезти без доплаты.

Поводом для судебных разбирательств, стартовавших еще в начале года, послужила проверка Ространснадзора на основании обращения депутата Госдумы Алены Аршиновой. Депутат сообщила, что представитель авиакомпании обязал ее доплатить 2 тыс. руб. за провоз в салоне самолета «дамской сумочки в виде рюкзака» весом до 9 кг. Но ответчик заявил, что Федеральные авиационные правила (ФАП) предписывают бесплатный провоз только ограниченного набора вещей, в том числе дамских сумок и портфелей, а про «рюкзаки в ФАП ничего не сказано». Кроме того, в законодательстве четко не указаны ограничения по весу и размеру, настаивают в компании. Поэтому исходя из правил работы «Победы» сейчас в стоимость билета лоукостера включена только возможность провоза до 10 кг багажа при условии, что тот будет сдан в багаж, а не пронесен на борт самолета. В противном случае за каждое место багажа в салоне нужно платить от 999 руб. до 2 тыс. руб. (€25–35 для международных рейсов).

Рассматривавшая дело в суде первой инстанции судья Екатерина Аксенова, комментируя слова заявителя, назвала различие между дамской сумочкой и небольшим рюкзаком «игрой формулировок». Она также уточнила, что при входе в салон самолета в руках у госпожи Аршиновой был только «рюкзачок». Суд указал в решении, что «установив к включенному в провоз такой вид багажа, как “дамская сумочка”, “Победа” оставила за собой право решать, какой вид сумочки подходит или не подходит под данное определение, что является недопустимым и противоречит ФАП».

В пресс-службе «Победы» “Ъ” сообщили, что продолжат оспаривать указанное решение.

Отметим, что правила одного из крупнейших европейских лоукостеров - британской авиакомпании EasyJet - не ограничивают вес ручной клади, если она соответствует определенным размерам и пассажир в состоянии разместить ее на багажной полке без посторонней помощи. Ирландский лоукостер Ryanair включает в стоимость билета два места ручной клади определенных габаритов, вес одного не должен превышать 10 кг.

Елизавета Кузнецова


Как «Победа» объявила о введении платы за провоз товаров беспошлинной торговли


Лоукостер «Победа» (входит в группу «Аэрофлот») в ноябре 2015 года объявила о введении платы за провоз пакетов Duty Free на международных рейсах. Стоимость услуги составила в среднем 700 руб. Между тем условия перевозки «Победы» вызвали вопросы у Роспотребнадзора.

Почему «Победу» не ждут в Европе


Дочерний лоукостер «Аэрофлота» «Победа» в июле столкнулся с трудностями при выходе на зарубежные маршруты. Немецкая Lufthansa заблокировала идею «Победы» продавать дешевые комплексные билеты Fly&Bus с доставкой пассажиров в Цюрих, а в австрийском Инсбруке лоукостер не добился слотов от Austrian Airlines. Опасения конкурентов оправданны: после начала полетов «Победы» в Бергамо Alitalia прекратила полеты оттуда в Москву. Впрочем, в России у «Победы» схожие сложности: развитие внутренних направлений несет риски конкуренции с другими авиакомпаниями группы «Аэрофлот».