Голубкина Мария Николаевна — дочь известных родителей. Сниматься в кино начала еще в школьном возрасте, но особо не преуспела.

Обладает остроумием и постоянно придумывает розыгрыши вместе с Иваном Охлобыстиным. Любит удивлять публику и живет так, как сама считает нужным.

Детские годы

Родилась в Москве, 22 сентября 1973 г. Ее мама — известная, талантливая актриса Лариса Голубкина.

Всеобщую популярность и любовь она завоевала, снявшись в главной роли в картине «Гусарская баллада».

Биологическим отцом, который практически не занимался дочерью, является Николай Щербинский.

Он имел дворянские корни. Его отец занимал пост адмирала Балтийского флота в царской России.

Сам Николай состоял на государственной службе, отвечая за внешнеэкономические связи, а также активно занимался творчеством.

Снял более полусотни документальных фильмов. Был награжден 3 международными премиями.

Однако семейная жизнь Ларисы и Николая продлилась недолго. Маленькой Маше не было и года, когда родители приняли решение о разводе.

В детстве, с матерью и отчимом

Спустя год, у девочки появился знаменитый отчим — , который признал девочку официально.

У Андрея это тоже был 2-й брак, и у него была уже родная дочь – . Девочки общались, но действительно близкими людьми так и не стали.

Мария росла в творческой атмосфере. Очень любила общение с взрослыми людьми, которые постоянно приходили к ее знаменитым родителям в гости.

Но уже с детства в ней прослеживалась хулиганская жилка. Как вспоминает сама актриса, ее в детстве постоянно ругали. Школьные годы провела в обычной общеобразовательной школе.

С Андреем Мироновым, которого считала родным отцом

Только в подростковом возрасте маме пришлось рассказать ей о биологическом отце.

В 14 лет после смерти отчима Мария стала неуправляемой. Эта смерть стала для девочки трагедией, и именно с ней она связывает окончание беззаботного детства.

Маша стала плохо учиться, чем постоянно огорчала свою мать. Помогала то, что девочка серьезно увлекалась лошадьми.

С 11 лет она профессионально занималась конным спортом. А в 14 лет решила пойти подрабатывать конюхом в Уголок Дурова. Итогом этих занятий стало получение звания мастер спорта.

В старших классах учеба выровнялась, это связана с тем, что Марию перевели в другую школу.

Она с детских лет уже знала, что значит выступать на сцене. Будучи еще школьницей, в 16 лет исполнила главную роль в ленте «Ребро Адама».

Кадр из фильма «Ребро Адама»

Актерский дебют оказался настолько удачный, что Мария получила за него премию от сообщества киноактеров «Созвездие».

Решение поступать на театральный факультет Щукинского училища было вполне логичным. Удачно пройдя испытания, Голубкина была зачислена на курс А. А. Казанской. Окончила его в 1995 г.

Кино и театр

На 3-м курсе театральной учебы Мария начинает сниматься активно в кино. Сначала были съемки в «Фандаго для мартышки». В 1993 г. детективный фильм «Сыскное бюро «Феликс».

Спустя год роль снялась в социальной драме о юной провинциальной школьнице-мечтательнице «Хоровод».

В 2000 г. Мария снялась в главной роли в картине «Свадьба», которая сделала ее популярной.

Затем последовала череда достойных картин «Афера», «Джек-пот для Золушки», «Московская жара», «Брежнев».

Много актриса играла и в театре. Сразу после выпуска из училища, ее приняли в труппу театра Сатиры, где состояла и ее мать – Лариса Голубкина. Позже сменила его на театр Пушкина.

Проработав там 5 лет, она увольняется в связи со сменой художественного руководителя. Около 3 лет сотрудничала с театром юного зрителя в Санкт-Петербурге.

Сейчас крайне редко появляется на съемочных площадках, так как, по словам Марии Голубкиной, совсем мало получает достойных предложений.

За всю свою карьеру она отказалась от съемок всего 2 раза.

Первый из-за сильной усталости от съемок в другом фильме, а второй из-за детей: постеснялась сниматься в картине с откровенным названием «Интимные места».

В 2016 г. приступила к съемкам в многосерийном фильме «Жемчуга».

Телевидение и радио

Помимо кино и театра Мария Голубкина попробовала себя и в качестве ведущей шоу на радио и телевидении.

В 2005 г. вошла в жюри программы КВН, которая шла на центральном канале. Оценивала юмор веселых и находчивых в течение года.

В 2007. стала радиоведущей на «Маяке». В 2012 г. участвует в качестве соведущей в ток-шоу «Девчата» вместе с Ольгой Шелест, Анастасией Голуб, Туттой Ларсен, Аллой Довлатовой.

Проработав 2 года на канале «Россия» возвращается к радиовещанию, где совместно с Маргаритой Митрофановой стала вести дневную программу «Любовь и голуби».

В 2015 г. участвовала в просветительском и литературном проекте «Быть поэтом», где читала стихи А.С. Пушкина — «19 октября» и «Бахчисарайский фонтан».

Личная жизнь

Первый раз официально вышла замуж в 22 года. Избранником стал известный шоумен и актер Николай Фоменко. Существует 2 версии их знакомства.

По одной, которую поддерживали и сами Мария с Николаем, они совершенно случайно столкнулись в одном из московских метро. Их чувство юмора и тяга к шуткам сблизила молодых людей.

По второй версии Николая Фоменко выбрала в женихи своей дочери сама Лариса Голубкина, увидев его на телевидении.

С Николаем Фоменко

Их брак долгое время был одним их самых прочных в шоу-бизнесе. Они прожили вместе 13 лет. Стали родителями двух детей: Насти и Вани. Сейчас они учатся и живут в Англии.

Мария и Николай имели оба достаточно сильный и непримиримый характер. Не хотели идти друг другу на уступки, из-за чего пара часто спорила.

О разводе и окончательном расставании пара заявила публично. Мария Голубкина пригласила Николая к себе в радио-эфир, где и предложила раскрыть слушателям всю правду.

Однако, из разговора в прямом эфире стало понятно что «яблоком раздора» стала другая женщина – Наталия Кутобаева. На ней позже Николай Фоменко снова женился.

С детьми

Сама Мария долгое время не думала о личной жизни, уделяя все внимание своим детям. С Николаем стараются находиться в приятельских отношениях из-за совместного воспитания детей.

Выросшая в семье звезд советского кино Андрея Миронова и Ларисы Голубкиной, Мария Голубкина продолжила знаменитую актерскую династию. Ее отец — режиссер Николай Щербинский-Арсеньев, Миронов удочерил девочку после официального оформления отношений с Ларисой Голубкиной в 1976 г. Маша практически выросла за кулисами театра, еще в детстве она начала выходить на сцену Театра Сатиры, а в 16 лет впервые появилась на большом экране, сыграв одну из главных ролей в фильме «Ребро Адама». За нее юная актриса даже получила премию гильдии киноактеров «Созвездие» в номинации «За дебют». После школы Голубкина поступила в театральное училище имени Щукина на курс Аллы Александровны Казанской и окончила его в 1995 году. Сразу после окончания учебы девушка начала работать актрисой в театре Сатиры, где служили и Лариса Голубкина, и Андрей Миронов. Параллельно с работой в театре она продолжала сниматься. Несмотря на то, что этот этап ее карьеры пришелся на середину 90-х, когда фильмов снимали очень мало, как минимум раз в год фильмография Марии Голубкиной пополнялась новой картиной. Среди ее работ тех лет - «Фанданго для мартышки», «Сыскное бюро «Феликс»», «Хоровод», «Завтра. Любовь в запретной зоне» и пр. Самой заметной и для зрителей, и для критиков стала ее роль в «Свадьбе» Павла Лунгина (2000 г.), где также снялась ее тезка и сестра по отцу - дочь Андрея Миронова и актрисы Екатерины Градовой — Мария Миронова.

В 1995 году Мария Голубкина вышла замуж за актера, телеведущего и шоумена Николая Фоменко, впоследствии вместе с супругом она работала в Театре Пушкина, куда перешла из театра Сатиры в 2007 г. В 2010 г. после смерти художественного руководителя театра Романа Козака и назначения нового худрука Голубкина и Фоменко одновременно заявили о своем уходе из труппы. Вместе супруги прожили 13 лет, у них в 1998 году у них родилась дочь Анастасия, а в 2003 - сын, которого решили назвать Иваном. Расставание пары было громким и публичным, в частности, о предстоящем разводе Фоменко и Голубкина сообщили прямо в эфире радиостанции «Маяк», где Мария тогда работала ведущей дневного шоу. В 2014 году актриса вернулась на «Маяк», став соведущей дневного шоу буднего дня «Любовь и голуби» (другая ведущая - ее подруга Маргарита Митрофанова). Впоследствии напарницей Голубкиной по шоу на «Маяке» стала писательница Арина Холина.

Помимо опыта работы на радио, у актрисы есть и опыт работы телеведущей: с 2012 по 2014 год она была одной из ведущих программы «Девчата» на телеканале «Россия-1».

После развода с Фоменко о личной жизни актрисы практически ничего не было известно. В 2013 году появление Марии Голубкиной на Московском международном кинофестивале наделало много шума: она пришла на открытие кинофестиваля в белоснежном свадебном платье и в фате и с удовольствием позировала фотографам. И лишь потом выяснилось, что Голубкина появилась на ММКФ прямо после собственной свадьбы, прошедшей в кругу самых близких. Изначальна она этого не планировала, но поддалась на уговоры Митрофановой, которая была свидетельницей. О новом избраннике актрисы известно мало: его зовут Андрей, он летчик-космонавт, живет и работает в Звездном Городке, а с Голубкиной они познакомились в храме, прихожанами которого оба являются.

Факты

  • Мария Голубкина очень любит лошадей, с 9 лет занимается конным спортом, держит своего коня и является мастером спорта по конному спорту. Также актриса участвует в проекте «Галопом в Рио-де-Жанейро», задача которого привлечь внимание к конному спорту перед Олимпиадой 2016 года в Бразилии.
  • В 2005—2006 годах Голубкина была в жюри игр высшей лиги КВН.
  • Актриса дружит с теле- и радиоведущей Маргаритой Митрофановой, они вместе вели программу «Девчата» на «России-1» и «Любовь и голуби» на радио «Маяк», Митрофанова была свидетельницей на свадьбе Голубкиной.
  • С первым мужем, актером, телеведущим и шоуменом Николаем Фоменко Голубкина прожила 13 лет. В 2013 году актриса снова вышла замуж, ее супруга зовут Андреем, по профессии он летчик.
  • От первого брака у Мария двое детей - дочь Анастасия и сын Иван.

Награды
1991 — Премия «Созвездие» в номинации «За дебют»
Фильмы
1990 - «Ребро Адама»

1991 - «Завтра»

1992 - «Фанданго для мартышки»

1993 - «Сыскное бюро «Феликс»

1994 - «Хоровод»

2000 - «Вместо меня»

2000 - «Свадьба»

2001 - «Пятый угол»

2001 - «Афера»

2001 - «Святой и грешный»

2003 - «Небо и земля»

2003 - «Не привыкайте к чудесам»

2004 - «Француз»

2004 - «Личный номер»

2004 - «Московская жара»

2004 -«Джек-пот для Золушки»

2005 - «Брежнев»

2005 - «Есенин»

2006 - «Девочки»

2007 - «Ленинград»

2007 - «Живописная авантюра»

2008 - «Сказка о женщине и мужчине»

2009 - «Деревенская комедия»

2011 - «Чокнутая»

2011 - «Понаехали тут»

2011 - «Отношения»

2012 - «Соловей-разбойник»

2013 - «Вверх тормашками»

2014 - «Разрывая замкнутый круг»

Мария Голубкина родилась 22 сентября 1973 года в Москве. Однако Николай Фоменко и Мария Голубкина устраивают акцию протеста. Мария Голубкина вышла замуж в 22 года за шоумена, актера и музыканта Николая Фоменко.

В 1995 году окончила театральное училище им. Б. В. Щукина. Родилась 22 сентября 1973 года. Когда девочке исполнился годик, ее звездная мать сходится с не менее легендарным Андреем Мироновым, который на ту пору был женат на актрисе Екатерине Градовой.

Несмотря на то, что у актера была дочь Маша от первого брака, Андрей Александрович любил Голубкину как родную. С Ларисой Голубкиной Миронов прожил 14 лет, и все эти годы маленькая Маша была пропитана духом театра. Впервые Мария дебютировала в 1996 году (в 16 лет), она сыграла героиню Настю в фильме «Ребро Адама».

Голубкина, Мария Андреевна

С виду семейная пара Фоменко – Голубкина казалась образцовой, однако в домашних стенах, по словам друзей семьи, между супругами разыгрывалась жестокая борьба за главенство. Мария ни в чем не уступала мужу. Именно стремление к славе раздражало Николая. К тому же подлило масло в огонь и то обстоятельство, что на одной из церемоний Фоменко назвали просто мужем Голубкиной. Именно тогда среди актерской среды развиваются слухи о том, что у Фоменко появилась новая пассия и не за горами развод с Марией.

Голубкина опаздывала на спектакль и попросила Фоменко довести эфир, на что он согласился. В прессе даже стали судачить, что у Марии появился новый ухажер. Однако сама Голубкина в интервью «Комсомольской правде» призналась, что никакого ухажера нет и замуж она выходить не собирается.

Личная жизнь Марии Голубкиной

Эстафету возмущения подхватила и Мария, которая выбежала за бывшим мужем, хлопнув дверью. Отец – Андрей Александрович Миронов (Менакер). Только Миронова приходится родной дочерью великому актеру, а Голубкина – приемной, ее Андрей Миронов удочерил после женитьбы на матери Маши, Ларисе Голубкиной.

Мария Голубкина — последние новости 2015 года

А так в московской школе №113 в Дегтярном переулке учились две Марии Андреевны Мироновых. Ларису Голубкину знаменитый «человек с бульвара Капуцинов» встретил еще в далеком 1963 году на дне рождения Натальи Фатеевой. О тех, первых, съемках Мария вспоминает до сих пор с улыбкой. Миронова сыграла в ней романтичную возлюбленную героя Марата Башарова, а Голубкина – ее циничную и расчетливую подругу. Что интересно, уже в 2009 году, через девять лет после «Свадьбы» уже Голубкина сыграет жену Башарова, суровую, но справедливую, Галю в сериале «Деревенская комедия».

В гостях у Киры Прошутинской — заслуженная артистка России Мария Миронова. С 1996 года актриса московского театра Сатиры, с 2007 по 2010 год - Московского драматического театра им. А. С. Пушкина. Сейчас маша миронова и Маша Голубкина — восходящие звезды российского кинематографа. Мария Миронова воспитывалась в основном своей матерью — Екатериной Градовой.

Мария Голубкина биография, фото — узнай всё!

И все же я спросила у Марии: «Вероятно, вам непросто было утвердиться в актерской профессии. Мария Миронова в детстве мечтала о балете. Вторая Маша, Голубкина, также не избежала участи продлить актерскую династию, хотя могла бы стать…

Голубкина добрее к представительницам своего пола: «Не вижу в женской дружбе ничего плохого. Вся в себе. Мне было даже как-то неловко задавать ей вопросы о личной жизни. Но ничего не поделаешь — профессия обязывает.

Главная / Российские актрисы / Г / Мария Голубкина / биография

Андрея, целый год просидела с малышом. О первом избраннике Марии известно не много — был бизнесменом, занимался рекламой. Маша Миронова почему-то не хотела, чтобы ее супруг был человеком творческой профессии. Вот так. Зато Маша Голубкина продолжила еще одну семейную традицию — вышла замуж за любимца народа Николая Фоменко.

Словом, ипостасей у мужа Голубкиной множество. Сыну Маши Мироновой Андрею — восемь лет. Он учится в школе, усиленно изучает английский язык и за кулисами в мамином театре не пропадает — некогда.

В 1990 году дебютировала в кино в фильме Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама», за роль в котором была удостоена премии гильдии киноактёров России «Созвездие». И лишь после двух лет совместной жизни Миронов развелся. Свою карьеру начинает в том же театре Сатиры, где некогда играл Миронов. Вскоре после этого, в 2008 году, супруги в прямом эфире радио «Маяк» рассказали о своем разводе.

И пусть кто-то спорит, считать ли Марию Голубкину и Марию Миронову сестрами или нет, одно ясно: обе они выдающиеся актрисы. Так, сразу после смерти сына Мария Менакер настояла на том, чтобы дочь Ларисы Голубкиной и сценариста Николая Щербинского, носившая много лет фамилию Миронова, снова стала Голубкиной.

Мария Голубкина родилась в Москве 22-года сентября 1973 года. Брак ее родителей оказался недолговечным и вскоре Лариса Голубкина повторно вышла замуж. Ее супругом стал Андрей Миронов. К тому моменту он прекратил отношения со своей первой женой, Екатериной Градовой. От первого брака у него уже имелась дочь, Мария Миронова. Машу Голубкину он официально удочерил. Отношения между двумя Мариями не заладились с самого начала. Хотя впоследствии обе они сыграли в совместном фильме.

В юношеском возрасте перед Марией Голубкиной встал выбор: профессионально заниматься спортом или же актерской карьерой. На тот момент она занималась конным спортом и уже получила звание мастера спорта. После размышлений Мария пошла по стопам своих родителей и поступила в Щукинское училище. Ее талант заметили и уже в возрасте шестнадцати лет она получила свою первую роль в киноленте Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама», сыграв роль Насти.

Первые шаги и личная жизнь.

Все еще будучи студенткой, Мария получает роли в лентах «Завтра» (1991-й год), «Фандаго для мартышки» (1992-й год), «Сыскное бюро «Феликс» (1993-й год) и «Хоровод» (1994-й год). Но первая роль, принесшая Марии известность и пока еще не любовь, но уже зрительское признание, - это роль Светы в фильме Павла Лунгина «Свадьба» (1999-й год).

После окончания Щукинского училища Мария Голубкина выходит замуж за Николая Фоменко, музыканта, шоумена и актера. От этого брака у них родились Настя и Иван.

В тот же период Марию берут на работу в труппу Московского театра Сатиры. Чуть позже она начинает работать в театре им. Пушкина. Но через пять лет Мария увольняется, впервые показав свой знаменитый «трудный» характер, которого до сих пор побаиваются многие журналисты, ибо Мария остра на язык и непреклонна в своих мнениях. Причиной увольнения послужило ее несогласие с назначением художественного руководителя театра.

Карьера Марии и ее восхождение на звездный Олимп продолжаются «Свадьба», «Афера», «Француз». А вот брак, который был таким благополучным, распадается в 2008-м году. Но Николаю и Марии удается сохранить хорошие отношения, чтобы не травмировать своих детей.

Сильная личность.

Несмотря на тяжелый в эмоциональном плане развод, Мария не опустила руки и не позволила себе расслабиться. Она с головой погрузилась в работу, дав согласие участвовать в съемках сериала «Деревенская комедия». Ей досталась одна из главных ролей.

На данный момент Мария Голубкина состоявшаяся актриса, одинаково талантливая в самых разных амплуа. У нее за плечами 32 фильма. Сейчас она работает в театре им. Пушкина, активно снимается в фильмах и сериалах, является одной из соведущих телеведущих шоу «Девчата», а также работает на радиостанции «Маяк».

Бывший любовник актрисы раскрыл тайну рождения дочери Андрея Миронова

Бывший любовник актрисы раскрыл тайну рождения дочери Андрея Миронова

Николай ЩЕРБИНСКИЙ, который считался отцом Марии ГОЛУБКИНОЙ, накануне 25-летия со дня смерти Андрея МИРОНОВА решил пролить свет на темную историю рождения дочери Ларисы ГОЛУБКИНОЙ. Оказывается, приписанная ему дочь была зачата, когда актриса еще находилась в браке с другим мужчиной - бывшим директором «Мосфильма» Владимиром ДОСТАЛЕМ.

Когда несколько лет назад всплыло свидетельство о рождении Марии Голубкиной , где в графе «Отец» значился Николай Щербинский , казалось, в темной истории появления на свет будущей актрисы поставлена точка. Но Лариса Голубкина , несмотря на документ, тогда не прокомментировала свои отношения с Щербинским, заявив, что в ее жизни был один мужчина - всенародный любимец Андрей Миронов . Вот и в этот раз на вопрос, почему актриса не вышла замуж за названного в свидетельстве отца ребенка Щербинского, звезда «Гусарской баллады» предпочла уйти от ответа.

Это было 40 лет назад, и я его, Ленина , с тех пор не видела, - с сарказмом объяснила Лариса Ивановна. - На эту тему я не разговариваю. Телефонному звонку и аналогичному вопросу не обрадовался и сам Николай Щербинский:

Эту неведомую мне Марию Голубкину я, слава тебе Господи, и отроду не видел! Да и дочерью-то моей она просто ну никак быть не может. Как говорится, ни по законам божеским, ни по законам человеческим!

Все эти бесчисленные «информационные вбросы» в желтые газетенки типа «СПИД-инфо», разумеется, исходили отнюдь не от меня. Этот, с позволения сказать, грязный PR постоянно изумлял и моих друзей, и деловых партнеров. Все это только вредило моей деловой репутации и тому серьезному бизнесу, которым я занимаюсь. Разумеется, я предпринял надлежащие юридические меры для того, чтобы доискаться источника всей этой злонамеренной лжи. Признаюсь, поначалу я, было, подумал, что кто-то из коллег Голубкиной, как говорится, хочет нагадить самой Ларисе Ивановне. Но, увы, все оказалось много проще и много хуже. Мне было убедительно доказано и абсолютно документально подтверждено, что все эти лживые публикации исходили из двух непримиримо-противоборствующих источников - самой Ларисы Голубкиной и ее извечной соперницы в «борьбе за тело» покойного Миронова, сочинительницы «мемуаров-трансформеров», бывшей любовницы Андрея Миронова, микроактрисы Татьяны Егоровой . За те десятилетия, в течение которых я, слава тебе Господи, был избавлен от личного общения с Ларисой Ивановной, можно, казалось бы, уже сто раз излечиться даже и от всяческой «любовной заразы». Но вот от патологического внимания семейства Голубкиных к моей скромной персоне избавиться, увы, видимо, так и не удастся! - с горечью заявил Николай Георгиевич Щербинский, доктор экономических наук, генеральный директор известной технической компании, автор целого ряда беллетристических и научных книг, создатель более 50 художественных и документальных фильмов, три из которых были удостоены престижных премий. - Тем не менее, - продолжил он, - я все-таки надеялся на то, что в конце концов эти две пожилые, потрепанные жизнью дамы-соперницы наконец-то угомонятся и окончат свои информационные войны. При этом хочу особо подчеркнуть, что за все те годы, что минули после моего разрыва с Голубкиной, сам я, как меня ни просили, ни разу так и не дал ни единого интервью ни прессе, ни телевидению. Лично мне всегда безумно претила та актерская шатия-братия, которая строит всю свою «творческую» карьеру на альковных утехах и получает «популярность» благодаря бесстыдной демонстрации собственного грязного исподнего бельишка. Как, например, та же Татьяна Егорова, которая вполне успешно зарабатывает на хлеб с маслом за счет книжно-газетно-журнального эксгибиционизма. Но ведь, согласитесь, всякому человеческому терпению есть предел! Вот поэтому-то сегодня я в конце концов все-таки прихожу к мысли о неизбежной необходимости сказать правду. Как говорится, расставить точки над «е». Может быть, хоть этим удастся остановить поток голубиного информационного помета, который продолжает сыпаться с ясного неба на меня, косвенно задевая и моих коллег, друзей, близких мне людей. Ну, сами посудите - то появляется интервью, где сообщается о том, что меня, будто бы «в одночасье собрав мое барахлишко», якобы перевезли на Патриаршие пруды в квартиру Марии Голубкиной, покинутой экс-жены экс-шоумена Фоменко. И все это, дескать, для того, чтобы я выгуливал их детишек. Или вот издается массовым тиражом бульварная книженция - «Голубкина и Миронов». В этом опусе, разумеется со слов самой же Голубкиной, меня, с балаганной развязностью объявляют «красавцем, эрудитом, полиглотом» и голословно зачисляют в «отцы» «маловысокохудожественной» артистки - Марии Голубкиной. Правда, если повнимательнее присмотреться ко всему этому потоку абсолютно алогичного и противоречивого вранья, то невольно возникает мысль, что и сама-то Голубкина толком не ведает, от кого же в самом деле она зачала свое дитя. То есть буквально по русской пословице - «Отец - проходящий молодец».

Признаюсь, несколько раз после появления очередной подобной «псевдосенсации» я созванивался с Голубкиной-старшей. Пытался доходчиво объяснить ей, что подобные нечистоплотные методы сведения старых счетов прежде всего позорят ее саму. Но все это было, что называется, как об стенку горох.... Нет, не даром купец Лопахин - герой чеховского «Вишневого сада» любил повторять: «Всякому безобразию есть свое приличие»…

Как оказалось, последней каплей, переполнившей чашу терпения Николая Щербинского, стало телевизионное ток-шоу Киры Прошутинской , на которое в качестве героини-сказительницы была приглашена Лариса Голубкина. Комментируя это телевизионное действо, Николай Щербинский был даже несколько озадачен: - Эта, так сказать, «милая девичья болтовня» Голубкиной и Прошутинской, появившаяся на канале ТВЦ, обернулась уже истинно булгаковским «сеансом черной магии с последующим ее разоблачением»! Две рыхлые дамы в синтетических париках, ерничая и перехихикиваясь, вели вялотекущую беседу на сексуальные темы. Тут между делом Голубкина, комично потрясая желеобразными подбородками, разоткровенничавшись, поведала городу и миру и о своих фрейдистских и эдиповых комплексах, и о том, как «играли ее гормоны», ну и про то, что именно на съемках «Гусарской баллады» Владимир Досталь посватался к ней, тогда еще в первый раз. Всласть пооткровенничала Голубкина и о многих прочих, мягко говоря, «пикантных подробностях» своей интимной жизни. Если среди зрителей этой эротической «исповеди» случаем оказались бы сторонники ЛГБТ-сообщества, то они с полным одобрением выслушали бы историю про то, как Наталья Фатеева , нежась с Голубкиной в одной постели, по-сестрински передала ей свою сексуальную «эстафетную палочку» - тогдашнего фатеевского любовника Андрея Миронова. Ну, разумеется, в очередной раз Голубкина, правда вскользь, через губу, вновь сообщила и о том, что-де отцом ее дочурки являюсь именно я. Так, вперемешку с проповедью свободного секса и амурными россказнями о Достале, о Фатеевой, о Прокловой etc., о всяческих собственных половых приключениях, равно как и о любовных похождениях Миронова, Голубкина вновь выступила в привычной для нее роли «того самого Мюнхгаузена» . А по сему достопочтеннейшей публике была предложена очередная новая байка и обо мне самом. Так, не без изумления, я и узнал, что, оказывается, совсем недавно Голубкина якобы вызывала меня к себе «на дом». По ее словам, для того, чтобы меня снова «опробовать». Но, как оказалось, я, дескать, голубкинский кастинг не прошел. Слушал я всю эту беспардонную ахинею и с изумлением смотрел, как рыхлая пожилая женщина с чудовищно огромными бутафорскими розами на обширных грудях причмокивает губами. Смотрел я на все это и тщетно пытался понять: что же это такое - естественный возрастной тремор или же просто инстинктивная реакция на столь волнующие ее сладостные воспоминания?

Да, что ни говори, а прав был старик Дюма, вложивший в уста Атоса, одного из трех мушкетеров, следующие слова: «Я уважаю старость, но не в жареном виде!» А ведь действительно, незадолго до этого телевизионного балагана Голубкина нежданно-негаданно стала настырно названивать мне, зазывать в гости. Якобы для того, чтобы, по ее словам, извиниться за все те неприятности, которые она мне доставляла на протяжении стольких лет. Отлично зная про голубкинскую, чисто профессиональную способность к провокациям, я предложил Ларисе Ивановне ограничить ее покаяние именно этой телефонной беседой. Засим и положил трубку…

И вот уже постфактум, взирая на все эти телевизионные откровенничанья Голубкиной, я уже окончательно убедился в том, что на квартире Ларисы Ивановны для меня действительно была расставлена фото,- видео,- аудиоловушка. То есть был подготовлен «сценарий», уже отлично и многократно отработанный. Именно так аналогичные «казусы» не один раз случались со многими за последние годы. Сами знаете, что потом пишется в комментариях к подобному видеоряду, снятому скрытой камерой: «Этот голый человек, похожий на…, которого мы видим в постели…» Спору нет, подобные «живые кадры» или, на худой конец, профессионально-смонтированная магнитофонная запись подкрепили бы это убогое ток-шоу. Но за неимением видеоряда пришлось ограничиться лишь телефонной беседой Голубкиной с ее горячим эстонским поклонником из Таллина, который изнывает от страсти уже лет сорок и вот теперь, чисто случайно, сидел у телефона в ожидании звонка сердцеедки Голубкиной. Словом, какая-то дешевая буффонада, убогая комедия масок, или точнее, как это называют итальянцы, - commedia dell"arte .

Но самое примечательное даже не это, а то, что и в этот раз, впрочем как и всегда, «звезда» советского экрана и сцены так ни словом и не обмолвилась об искусстве, о своем творчестве, о сценических или же о кинематографических планах. Впрочем, тут все понятно: ни искусства, ни самого творчества, ни каких-либо творческих замыслов и планов у Голубкиной - у, так сказать, «одноразой звезды» - нет давным-давно, давным-давно, давным-давно… Бог свидетель - я десятилетиями молчал как партизан. По-джентльменски сносил всю ту чушь и вранье, которое она выплескивала то в печать, то на телевидение. Но теперь просто принужден кое-что наконец-таки прояснить.

От ее мандаринов у меня до сих пор оскомина…

Уже неоднократно писали о том, что с актрисой Ларисой Голубкиной Николай Щербинский познакомился в Доме литераторов. В тот вечер его приятель по Литературному институту уговорил его сходить в знаменитый писательский ресторан.

Мне было тогда лет 18 - 19. Я учился параллельно сразу в двух вузах - Московском авиационном и Литературном при Союзе писателей. Поэтому, само собой, свободного времени всегда было в обрез. Но в тот вечер приятель меня все-таки уговорил отложить курсовую работу: «Пошли в ЦДЛ. Наверняка закадрим кого-нибудь!» Но поход наш не задался. Словно судьба меня отводила в сторону от этого визита. И только перед уходом, когда уже одевались, мы увидели в фойе гардероба фигуристую красавицу. Как назло, она была не одна. Потом выяснилось, что ее спутником был известный аккомпаниатор Давид Ашкенази . Ну а про то, что артистка эта девушка или нет, мы с моим другом и понятия не имели. Да мало ли кто там, в фойе гардероба, одевается. Вышли мы на заснеженную улицу, как всегда, направились к стоянке такси. Оказалось, что и эта пара идет следом за нами. Возле дверей посольства Ливана топтался окоченевший милиционер. Ну, тут мой приятель, чтобы привлечь идущую сзади гражданку, поклонился в пояс очумевшему менту: «А барин дома?»…

Ларису Голубкину заинтересовали высокие, одетые, как тогда говорили, в «фирмУ» красавцы студенты, и она решила избавиться от провожавшего ее пианиста.

На стоянке такси Лариса нарочито громко сказала Давиду: «А я решила поехать на троллейбусе». И для большей ясности она даже указала на остановку на другой стороне Садового кольца. Разумеется, мы втроем оказались в одном салоне. Разговорились... Она стала угощать нас мандаринами, сообщила, что киноартистка, а в Доме литераторов у нее был концерт. Тут приятель мой возьми да и брякни: «А были бы вы народной артисткой, дали бы нам не мандарины, а котлетки по-киевски». Ну, после этой и еще пары-тройки подобных шуточек моего приятеля всем нам стало ясно, что ему тут ничего не светит. Да он и сам это понял и вскоре сошел. Ну а мы поехали дальше. Я проводил новую знакомую почти до самой квартиры. На лестничной площадке мы долго стояли, без умолку говорили, уж не помню, о чем, и вдруг, как-то неожиданно для нас обоих, поцеловались…

На войне и в любви все решает рукопашная…

Хотя Лариса Голубкина и была на десять лет старше приглянувшегося ей рослого и статного студента, однако отношения их как-то сами собой быстро стали предельно близкими.

Безусловно, это была сильная страсть, которая охватила их обоих. Но довольно скоро выяснилось, что духовной близости так и не сложилось.

К моим огромным и огорчению, и недоумению, Лариса как личность оказалась довольно сырой и серой. Однажды мы с ней заехали в гости к одной из моих бабушек, профессору консерватории по классу арфы Ксении Александровне Эрдели , к слову сказать, окончившей знаменитый Смольный институт. Голубкина, видимо, желая показать ей, что и сама она «не лыком шита», сообщила, что Лариса - это «барское имя». Что именно так назвала Голубкину ее бабушка, которая, дескать, хотела, чтобы внучка стала «настоящей барыней». - Господи, и это актриса! Какой-то воинствующий плебс! Ну и вкус же у тебя… - только и сказала мне Ксения Александровна после ухода Голубкиной. Сперва мне было весьма странно то, что Лариса, будучи актрисой, сама абсолютно не интересовалась театром как искусством. За все время нашего знакомства мы вместе так ни разу и не побывали ни в одном из московских театров, кроме Театра Советской Армии. А уж о походах в Большой или в консерваторию с ней вообще не могло быть и речи. Разумеется, поначалу я сам приглашал ее, но у нее всегда находились непреодолимые причины, чтобы отказаться. Само собой, что и музеи, и выставки тоже оставляли ее совершенно равнодушной. Волей-неволей мне пришлось находить себе других спутниц для музейно-театрально-консерваторских посещений. Другой дикостью тогда показалось мне то, что за все несколько лет нашего знакомства Голубкина фактически так и не прочла ни единой книжки. Сам-то я тогда книгами просто зачитывался.

В нашем доме была огромная и отлично подобранная родительская библиотека. Многие книги в ней принадлежали еще моим деду и прадеду. А ей все это было абсолютно неинтересно. Тем не менее она любила рассказывать о том, что якобы скульптор Голубкина - ее родная тетя. Разумеется, я верил. Помню, как-то между прочим спросил:

А ты в тетушкином музее когда в последний раз была? - В каком-таком музее? - Как в каком?! Да в мастерской ее на улице Щукина. (Так назывался тогда Большой Левшинский переулок. ) Тут-то и выяснилось, что о музее она и слыхом не слыхивала. Даже как звали по имени-отчеству саму Анну Семеновну Голубкину, лжеплемянница, оказалось, тоже не ведает. Конечно, это мелочь, просто глупое тщеславие. Так сказать, психологическая ошибка. Но, как резонно заметил Сталин: одна ошибка - это ошибка, две ошибки - это две ошибки, а три ошибки - это уже линия! Вот так, мало-помалу, именно линия из нанизанных на нее ошибок и стала прочерчиваться все отчетливей, все черней, пока наконец вообще она не разделила нас навсегда... О бывшем женихе Голубкиной Владимире Достале Николай услышал от нее самой уже вскоре после более тесного общения. - Она мне сама со смехом поведала, что, кажется, буквально на следующий день после нашего знакомства они с Досталем собирались подавать документы в загс. Но, по словам Ларисы, именно наша встреча и перечеркнула эти матримониальные планы. Признаюсь, что только долгое время спустя я наконец-то понял, зачем так усердно Голубкина рассказывала мне то про свои поцелуи с Досталем в бутафорской мосфильмовской карете, то про ухаживания Миронова, то еще о каких-то других своих кавалерах… Ревности у меня ко всем эти ухажерам никогда не было. В этих случаях я всегда с усмешкой вспоминал строки Есенина: «…что отлюбили мы давно, ты не меня, а я другую, и нам обоим все равно играть в любовь недорогую». Точно так же я по своему тогдашнему абсолютному непониманию ровным счетом не придавал никакого значения тому, что за Голубкиной, то бишь за «корнетом Азаровым», табуном бегали поклонницы-лесбиянки. Кстати, главный «миронововед» и «боевая подруга» Андрея Миронова - Татьяна Егорова потом, с пеной у рта, уверяла меня, что Голубкина - лесбиянка. Не знаю. Впрочем, эта проблема меня мало волновала и тогда, а уж теперь-то и тем более. Единственным нашим разговором с Голубкиной на лесбийскую тему был мой категорический протест против приглашения ею в дом некой абсолютно бездарной поэтессы-конъюнктурщицы Инны Кашежевой , странной и препротивной мужеподобной гражданки, щеголявшей в мужской шляпе из кожзаменителя и в мужском же обвисшем пиджаке. Эта весьма противная и одиозная личность была тогда известна всем писателям как отъявленная лесбиянка. Недаром же ей была посвящена эпиграмма: «Впечатленье чего-то несвежего производит Инна Кашежева». Одним словом, я тогда был не в курсе лесбийских страстей и в этом вопросе не продвинулся дальше Сафо.

Николай Щербинский не рассматривал Ларису как свою потенциальную невесту или супругу, а поэтому и на ее прошлое смотрел сквозь пальцы. - Три года мы встречались достаточно регулярно. В основном наши свидания происходили у нее на квартире в доме 12 по Мичуринскому проспекту. Конечно, я понимал, что у Ларисы имелись серьезные виды на меня. Но я в те годы ни о каком браке еще и не думал. Во-первых, она была на 10 лет старше меня. А во-вторых, моя бабушка говаривала, что в дореволюционные времена, гвардейские офицеры женившиеся на актрисах, обязаны были уходить из полка. Конечно, я-то не был офицером императорской гвардии, как один из моих дедов - генерал-лейтенант Арсеньев, который с Белой армией ушел в эмиграцию и ныне покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Кстати и второй мой дед - вице-губернатор Таврической губернии, полковник, был участником русско-японской и Первой мировой войны. Так что традиции в нашей семье были вполне устоявшиеся. Надо полагать, что и автор «Гусарской баллады» хорошо владел темой, а потому гусарский корнет Шурка Азаров не зря говорил: «Актерок не терплю!» В своих интервью Лариса Голубкина любит рассказывать о том, как после выхода «Гусарской баллады» ее стали по нескольку раз в год посылать в дальние заграничные командировки - от Норвегии до Африки, от Бразилии до Японии и Франции, далее везде.. Сейчас, когда мы уже много знаем и много понимаем, есть повод призадуматься над загадочными превратностями судеб самых ярких звезд советского кинематографа. Скажем, призадуматься над тем, почему получившая «Гран-при» в Каннах бесподобная Татьяна Самойлова за всю свою жизнь съездила за рубеж считанные разы, почему гениальная Людмила Гурченко фактически вообще оставалась «невыездной» вплоть до распада СССР, почему, наконец, режиссера Владимира Меньшова даже за своим честно заслуженным «Оскаром» так и не выпустили в Голливуд. Впрочем, таких «неудачливых» кинематографистов было тогда подавляющее большинство. А если кому-то и выпадала удача выбраться хотя бы Болгарию, его долго и нудно инструктировали перед выездом, а «за бугром» обязывали ни в коем случае не отрываться от группы, обязательно возвращаться в гостиницу только вместе со всеми, ну и так далее. Прикомандированный к каждой делегации «искусствовед в штатском» строжайше следил за своими подопечными.

Словом, шаг в сторону - побег, прыжок на месте - провокация. Впрочем, на некоторых избранных счастливчиков эти правила не распространялись. Лариса Голубкина тоже попала в эту «золотую обойму». К слову о золоте. Были у Ларисы Ивановны чудные золотые часы с выгравированной на крышке дарственной надписью от Председателя КГБ СССР. Чем это не артистизм? Вот, скажем, молодая советская актриса едет в Бразилию, чтобы так, между делом, «пообщаться» там с бывшими власовцами. То, между делом, она оказывается любовницей западного продюсера Московича . А родина так ничего не замечает и безмолвствует. Ну, может, конечно, просто потому, что она великая актриса. Ведь можно же и такое предположить. Помните, была такая красавица и суперзвезда кинематографа Третьего рейха - Ольга Чехова , любовница Гитлера, подруга Лени Рифеншталь и Евы Браун , та, что потом, после окончания войны, гостила в доме Берии, а вернувшись в ФРГ, написала захватывающую мемуарную книгу - «Мои часы идут иначе». В 1993 году старейший чекист Павел Судоплатов называл Ольгу Чехову «одной из сверхсекретных агентов Берии и Сталина». То же говорил и Серго Гегечкори (сын Берии) в своей книге «Личные агенты отца», где он называет Чехову «опытнейшей советской разведчицей». По некоторым данным, именно Ольга Чехова сообщила нашему командованию время танкового удара немцев под Курском. Может, и Ларисины золотые часики тоже тикали как-то иначе.