Владимир Высоцкий всю жизнь страдал от двух зависимостей. Он много курил, а с возрастом стал все чаще выпивать, периодически уходя в самый настоящий запой.

От острой алкогольной интоксикации у известного актера и барда развились сердечная и почечная недостаточности. Родные Высоцкого пытались справиться с проблемой и периодически уговаривали его лечиться.

Наркотическая зависимость

Врачи, чтобы вывести Владимира Семеновича из особо критических состояний, нередко применяли мощные стимуляторы наркотического ряда. Этим они оказали Высоцкому настоящую медвежью услугу, превратив сильно поддающегося зависимостям актера в закоренелого наркомана.

С середины 1975-го Высоцкий практически перестал пить. Алкоголь теперь ему заменили более мощные вещества – морфий и амфетамин. Спустя 2 года актер стал употреблять эти препараты уже на постоянной основе, не в силах справляться с ломками. Его здоровье все сильнее ухудшалось. Врачи предрекали Высоцкому скорую смерть, если он не откажется от наркотиков.

Эти предсказания полностью оправдались. В 1979 году Владимир Семенович во время гастролей в Бухаре пережил первую клиническую смерть. Через год у Высоцкого опять случился кризис из-за проблем с покупкой наркотиков.

Ожидаемая смерть

Владимир Высоцкий в последние годы неистово работал и много гастролировал, как будто ощущая, что ему мало осталось. Он буквально не жалел себя, сгорая как свеча. Наркотики сделали свое дело, и в 1980-ом Владимир Семенович умер во сне от обширного инфаркта. По другой версии, он задохнулся (второй диагноз: асфиксия). Все близкие и друзья, как один, сделали вывод: наркотики все-таки убили Высоцкого.

Отец барда не позволил произвести вскрытие, поэтому точная причина смерти так и не была установлена. По свидетельствам близких, Высоцкий в последние дни очень плохо себя чувствовал, жаловался на сильные боли в области сердца и нехватку воздуха. Его нужно было срочно госпитализировать, но врачи почему-то тянули.

Анатолий Федотов, личный врач певца, рассказывал, что его собирались перевести на аппарат искусственного дыхания. Но Владимир Семенович так и не дождался помощи, в которой так сильно нуждался. Он очень мучился, но получил только укол снотворного, от которого впал в умиротворяющий сон. Через несколько часов, глубокой ночью 25 июля он скончался.

В. Высоцкий в Нью Йорке // Новое русское слово (США) от 23.01.1979

  • В. Высоцкий // журнал «Америка », 1980, № 3
  • Некролог // Вечерняя Москва , 25.7.1980
  • Некролог // газета «Советская культура» от 25.7.1980
  • «В последний путь» // газета «Вечерняя Москва» от 28.7.1980
  • Львов А. «Плач о В. Высоцком» // «Новая Газета » (США) от 2-8.8.1980
  • Полозов В. «Песня о друге» // газета «Брянский рабочий » от 7.8.1980
  • М. Орлов . «В землю лёг ещё 1» // «Новый Американец » (США) от 19-26.8.1980
  • Демидова А. Таким запомнился // Советская Россия, 31.8.1980
  • Памяти В. Высоцкого // стенная газета «Менестрель » Московского КСП , 1980, август−сентябрь. Специальный выпуск
  • Вознесенский А. «Певец» // газета «Комсомольская правда » от 11.10.1980
  • Володарский Э. «Среди непройденных дорог одна − моя…» // журнал «Советский экран », 1980, № 23
  • Демидова А. «Он играл Гамлета» // журнал «Юность », 1981, № 6
  • Карякин Ю. «По чьей вине?»: О песнях В. Высоцкого. // журнал «Литературное обозрение », 1981, № 7
  • Нат. Крымова . «О Высоцком» // журнал «Аврора », 1981, № 8
  • Е. Евтушенко . «Киоск звукозаписи» (стихотворение) // журнал «Юность», 1981, № 8
  • Ст. Куняев . «От великого до смешного» // «Литературная газета » от 9.6.1982
  • Крымова Н «Мы вместе с ним посмеёмся» // журнал «Дружба народов », 1982, № 8
  • «Не играл − жил». // газета «Восточно-Сибирская правда» от 2.9.1982
  • Куняев С. Что тебе поют? // Наш современник , 1984, № 7
  • Крымова Н. Наша профессия − пламень страшный // Аврора, 1984, № 9
  • Захариева И. Поэтический мир В. Высоцкого // Болгарская русистика, 1985, № 6
  • И. Дьяков. «В. Высоцкий: театр и песня» // Смена , 1985, № 18
  • Вс. Ханчин. Владимир Высоцкий: «Вы меня возьмите в море, моряки » // Катера и яхты, 1986, № 2, с. 98-103
  • Поздняев А. Как рождались военные песни В. Высоцкого // Советская культура, 12.о4.1986
  • Ан. Скобелев, С. Шаулов. «Менестрели наших дней» // журнал «Литературная Грузия », 1986, № 4
  • Ал. Герман. «Без страховки» // «Литературная газета» от 18.6.1986
  • Смехов В . Без отдыха, без паузы // Аврора, 1986, № 6
  • Коган Л. Мир песни В. Высоцкого // Молодой коммунист , 1986, № 6
  • Валерий Золотухин . «Как скажу, так и было; или Этюд о беглой гласной» // журнал «Огонёк » № 28 от 12−19.7.1986
  • Толстых Вал. В зеркале творчества. В. Высоцкий как явление культуры // Вопросы философии , 1986, № 7. (То же. // Смена, 1986, № 19)
  • Ульянов М. . Он был неповторим // Театральная жизнь, 1986, № 14
  • Лев Колодный. «Я тебе завидую белой завистью». Рассказывает С. В. Высоцкий // газета «Московский комсомолец » от 3.8.1986
  • Ст. Говорухин . «Мы выбираем трудный путь » // газета «Советский спорт » от 7.9.1986
  • Г. Тодоров. «Планета ВладВысоцкий». // журнал «Огни Болгарии», 1986, № 9
  • Давид Самойлов. «Колея эта − только моя… » // журнал «Дружба народов», 1986, № 10
  • С. Власов, Феликс Медведев. «…носил он совесть близко к сердцу» (интервью с Н. М. Высоцкой) // журнал «Огонёк» № 38 от 20−27.9.1986
  • Н. Крымова. «Он должен остаться таким, каким был…» // журнал «В мире книг », 1986, № 11
  • Ал. Казаков. «Мы многое из книжек узнаём… ». Читатель В.Высоцкий // еженедельник «Книжное обозрение » № 52 от 26.12.1986
  • Белла Ахмадулина . «Судьбу не выбирают» // «Литературная газета» от 1.1.1987
  • Вад. Туманов . «Жизнь без вранья» // журнал «Огонёк», 1987, № 1
  • О. Ширяева. «Безгранично верю» // газета «Советская Россия» от 11.1.1987
  • С. В. Высоцкий. «Отец о сыне» // еженедельник «Аргументы и факты » № 3 от 24.1.1987
  • А. Городницкий . «Не порвите серебряные струны » // газета «Советский спорт» от 25.1.1987
  • В. Надеин. «Голос Высоцкого» // газета «Известия » от 25.1.1987
  • Пётр Тодоровский . «Пришло время поэта» // газета «Ленинское знамя » от 25.1.1987
  • В. Филиппов. «Вы езжайте своей колеёй… » // «Строительная газета » от 25.1.1987
  • Ю. Соломонов. «Впереди собственной мысли» // газета «Советская культура» от 28.3.1987
  • Ю. Трифонов . «О В. Высоцком» // «Учительская газета » от 7.4.1987
  • Ю. Андреев. «Известность В. Высоцкого». Т.Баранова. «Я пою от имени всех…». Е.Сергеев. «Многоборец» // журнал «Вопросы литературы », 1987, № 4
  • В. Смехов. «Фрагменты памяти» // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 7
  • А. Воронов. «Клуб памяти поэта-артиста» // газета «Вечерняя Москва» от 6.5.1987
  • М. Ботян. «Его значительная песня» // газета «Комсомольская правда» от 7.5.1987
  • В. Чубуков. «Я пролил кровь, как все…» // газета «Московская правда » от 8.5.1987
  • В. Смехов. «Небо − опять голубое… » // газета «Советская Россия» от 8.5.1987
  • В. Бадов, Б. Земцов. «Том с двойным дном» (реплика) // газета «Комсомольская правда» от 13.5.1987
  • Б. Ахмадулина. «Слово о Высоцком» // журнал «Советский экран», 1987, № 10
  • М. Ульянов . «Жил, как пел». О.Ширяева. «Я работал с друзьями» // журнал «Театр», 1987, № 5
  • М. Влади. «Я жив тобой… » (интервью) // журнал «Огонёк», 1987, № 18
  • К. Рудницкий . «Песни Окуджавы и Высоцкого» // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
  • В. Высоцкий // журнал «Работница », 1987, № 7
  • Б. Акимов, О. Терентьев . «В.Высоцкий: эпизоды творческой судьбы». // журнал «Студенческий меридиан », 1987−90.
  • Малахута Н. // газета «Знамя победы» (Ворошиловград) от 11 октября 1987
  • Т. Абдюханова. «Он пел о времени и о себе» // журнал «Спутник », 1987, № 11
  • Н. Долгополов. «Прерванный полёт» // газета «Правда », ноябрь 1987
  • Н. Высоцкая. «Кощунственный бизнес» // газета «Правда» от 10.12.1987
  • В. Шварц. «Честная песня поэта» // газета «Советская культура» от 12.12.1987
  • Влади М. «Владимир, или Прерванный полёт» (отрывок) // газета «Неделя », 1987, № 52
  • Рождественский Р. «О будущих встречах с Высоцким» // газета «Собеседник », 1988, № 1
  • Любен Георгиев . «В.Высоцкий − знакомый и не-» // газета «Советская Россия» от 17.1.1988
  • Н. Крымова. «Неюбилейные мысли» // газета «Московские новости » от 17.1.1988
  • А. Демидова. «Судьба и жизнь» (интервьюировал Валерий Перевозчиков) // журнал «Новое время» от 22.1.1988
  • Дупак Н., Мкртчян А., Смирнитский И., Снегин В. «Я, конечно, вернусь… » // газета «Комсомольская правда» от 23.1.1988
  • Каменская Г. «Высота Высоцкого». Колесников А. «Время подвиги эти не стёрло… » // газета «Ленинское знамя» от 24.1.1988
  • Каменская Г. «Высота Высоцкого» // газета «Львовская правда» (Украина) от 24.1.1988
  • Высоцкий С. «Сын был поэтом и гражданином» (интервью) // еженедельник «Аргументы и факты» 1988, № 4
  • Н. Катаева. «Чуть помедленнее, кони!.. » // газета «Правда» от 25.1.1988
  • А. Демидова. «Каким помню и люблю» // «Литературная газета» от 27.1.1988
  • Т. Квардакова. «Я, конечно, спою… » // газета «Советская культура» от 13.2.1988
  • Влади М. «Встречи» (отрывки книги «Владимир, или Прерванный полёт») // журнал «За рубежом », 1988, № 2
  • В. Берестов. «И опять я в мыслях полагаюсь на слова людей…» // журнал «Новый мир », 1988, № 2
  • Л. Георгиев. «Зов, обращённый ко всем» // журнал «Дружба », 1988, № 2
  • «В. Высоцкий» // журнал «Советский экран», 1988, № 3 (весь выпуск)
  • Ф. Медведев. «Он не остался должником» // журнал «Огонёк», 1988, № 4
  • О. Сердобольский. «Летят его кони…» // газета «Неделя» от 29.2.1988
  • Иза Высоцкая. «Высоцкий начинался так…» (интервью) // газета «Социалистическая индустрия » от 31.3.1988
  • С. Говорухин. «Я − опровергаю!» // «Литературная газета» от 27.4.1988
  • А. Першин. «В Варшаве звучит Высоцкий» // газета «Советская культура» от 28.4.1988
  • Ал. Казаков. «! В.Высоцкого» // журнал «Молодой коммунист», 1988, № 4
  • Марина Влади . «Высоцкий, каким он был» (интервью) // журнал «За рубежом», 1988, № 6
  • В. Смехов. «В главной роли − В. Высоцкий» // журнал «Дружба народов», 1988, № 7
  • А. Жебровска. «Всё меньше места вымыслам и слухам» (Восприятие творчества Высоцкого в Польше) // журнал «Литературное обозрение», 1988, № 7
  • Г. Аксёнова. «Высоцкий по-шведски» // газета «Московские новости» от 10.9.1988
  • А. Смелянский. «Шведы поют Высоцкого» // «Литературная газета» от 14.9.1988
  • Э. Чепуров. «1342 страницы В. Высоцкого» (интервью с М. Шемякиным) // «Литературная газета» от 18.1.1989
  • В. Ковтун. «Сам сделал себя» // газета «Комсомольское знамя » (Украина) от 25.1.1989
  • Г. Шпилевая. «Соавторы» В.Высоцкого. Люд. Томенчук. «…Для кого я все муки стерпел » // журнал «Подъём », 1989, № 1
  • Гр. Гогоберидзе. «Да, у меня француженка жена… » // газета «Советская культура» от 25.2.1989
  • Суриков А. Фестиваль В. Высоцкого // Советская культура, 1989, 18 апреля
  • Шестакова И. «Пою всегда, будто последний раз» // газета «Литературная Россия» от 20.10.1989
  • Кузьмин И. // Молодая гвардия, 1989, № 8
  • «Помогите музею Высоцкого!» // газета «Московский комсомолец» от 20.10.1989
  • Л. Карахан. «Высоцкий на Таганке» // «Литературная газета» от 29.11.1989
  • О. Абакумова. «И снова Таганский тупик» // газета «Московский комсомолец» от 1.12.1989
  • Богомолов Н. Высоцкий начинается // журнал «Знамя», 1990, № 5, с. 224-226
  • М. Мурзина. «Я, конечно, вернусь… » // газета «Известия» от 26.6.1990
  • А. Крылов. В. Высоцкий: «Для народа, который я люблю» // журнал «Знамя», 1990, № 7, с. 227-231
  • Ю. Карякин. «После смерти» (интервью) // газета «Комсомольская правда» от 22.7.1990
  • Лужина Л. «Белые гвоздики для Володи» (беседа) // журнал «
  • М. Васильев. «Сгорело время, да и я − нет меня, только тень… » // «Экспресс-газета» от 5.8.2002
  • В.Золотухин. «Главными в жизни Высоцкого всегда были друзья» (интервью) // газета «Труд » № 14 от 25.1.2003
  • М. Розанова. «Плыли 2 крокодила…» // газета «Московские новости» № 28 от 22.7.2005
  • М. Розанова. «Среди его любимых учеников был Высоцкий» (интервью) // газета «Известия» от 1.12.2005
  • Абдулова Ю. «Родителей познакомил Высоцкий» (интервью) // газета «Аргументы и факты. Суперзвёзды» № 23 от 11.12.2006
  • Л. Абрамова. «Высоцкий сделал меня инвалидом» (интервью) // газета «Московский комсомолец» от 29.10.2007
  • Люд. Кравченко (Лыкова). «Высоцкий в Грозном » // газета «Кавказская здравница » № 7 от 26.1.2010
  • «В поисках Высоцкого ». Журнал. - Издательство ПГЛУ , Пятигорск , 2011-2016; 200 экз. :
    • № 1 − июнь 2011, 128 с.
    • № 2 − сентябрь 2011, 140 с.
    • № 3 − декабрь 2011, 134 с.
    • № 4 − апрель 2012, 130 с.
    • № 5 − август 2012, 116 с.
    • № 6 − ноябрь 2012, 132 с.
    • № 7 − январь 2013, 132 с.
    • № 8 − апрель 2013, 134 с.
    • № 9 − июнь 2013, 128 с.
    • № 10 − сентябрь 2013, 128 с.
    • № 11 − ноябрь 2013, 128 с.
    • № 12 - январь 2014, 136 с.
    • № 13 - апрель 2014, 127 с.
    • № 14 - июнь-июль 2014, 128 с.
    • № 15 - сентябрь 2014, 130 с.
    • № 16 - декабрь 2014, 129 с.
    • № 17 - февраль 2015, 121 с.
    • № 18 - апрель 2015, 130 с.
    • № 19 - июнь 2015, 134 с.
    • № 20 - сентябрь 2015, 138 с.
    • № 21 - ноябрь 2015, 139 с.
    • № 22 - январь 2016, 125 с.
    • № 23 - апрель 2016
    • № 24 - июль 2016
    • № 25 - октябрь 2016
    • № 26 - яннварь 2017
    • № 27 - февраль 2017
  • Мурзина М., Шигарева Ю. КГБ сказал ему: «Заткнись!» // Аргументы и факты № 4 от 23.1.2013
  • Два историка Вадим Ткаченко и Михаил Кальницкий занимались изучением генеалогического древа великого певца. Они исследовали предков Владимира Высоцкого с начала 19 века. Установлено, что прапрадедом барда по отцу был Лейба Букльковштейн, он родился в посёлке под Брестом. Он был очень верующим и регулярно посещал синагогу.

    Прадед Шлиом работал учителем русского, в его семье воспитывалось 4 ребёнка. В конце 19 века семья перебралась в маленький город Высокое – по некоторым данным, именно название этого городка сыграло ключевую роль в фамилии знаменитости. Но фактов, способных доказать данную теорию, нет.


    1941. Володя Высоцкий «с медведем» в Москве в первые дни войны. Фото конца июня

    Дед Высоцкого по матери переехал в Москву из Тульской губернии. Известно, что он работал швейцаром в нескольких столичных гостиницах. Когда он женился, его избранница подарила ему 5 детей, один из которых – мать будущего великого барда.

    Дедушка Владимира Высоцкого по отцу был по национальности евреем, и дома семья говорила на идише. Он имел три высших образования и говорил на трёх языках. Из-за гонений в Российской Империи он сменил имя и фамилию на русские. Так он превратился из Вольфа Шлиомовича во Владимира Высоцкого. Бабушку до замужества звали Дора Бронштейн, она также изменила имя и приняла православие. Несмотря на то, что бабушка всю жизнь работала медсестрой и косметологом, она была большой театралкой и главной поддержкой внука - её радовало стремление родственника к искусству. В самые поздние года жизни она была настоящей фанаткой песен Владимира Семёновича.

    Отец Владимира Высоцкого в Советские времена уже был далёк от религии и отдалился от собственной культуры.


    Владимир с родителями

    Интересно, что один из сыновей певца – Аркадий женился на еврейке. После развода, жена забрала у него детей и в настоящее время она с детьми проживает в Соединённых Штатах. Внучка Владимира Высоцкого Наталья стала глубоко религиозной и вышла замуж по еврейскому обряду.

    Кем воспринимал себя сам Владимир Высоцкий?

    Несмотря на то, что великий певец знал свою родословную, он считал себя русским. Тем более, что по еврейской традиции национальность определяется по матери, а у Владимира Высоцкого она была русской. По советскому паспорту он также был “русским”. Сам бард открыто говорил о своём происхождении и никогда не скрывал еврейские корни. Им даже было написано произведение “Жили-были евреи Высоцкие”.


    Владимир Высоцкий и Марина Владимир на отдыхе в Пицунде

    Несмотря на свою родословную, певец лучше других смог выразить в песнях русскую душу и характер советской эпохи. Благодаря своему таланту он стал легендой, иконой и историей Советского Союза.

    Мини-тест: Знание биографии Владимира Высоцкого

    Как звали третью жену Владимира Высоцкого?

    30 лет назад из жизни ушел легендарный поэт, музыкант, актер, бард Владимир Семенович Высоцкий. Его смерть пришлась на тот период, когда в Москве проходили Олимпийские Игры. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, желая тем самым не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. Однако, несмотря на многочисленные старания "сверху", в день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, люди вставали даже на крыши, чтобы проститься со своим кумиром.

    Неизбежные слухи

    Слухи о кончине Высоцкого неоднократно появлялись задолго до его официальной смерти. Кто-то утверждал, что Владимир Семенович застрелился, вскрыл себе вены. Некоторые заявления были совершенно абсурдными. Так, актер Валерий Золотухин рассказывал: "За два часа до встречи с Высоцким в Риге, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью…".

    Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину, пишет smena.ru .

    "Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов... Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: "Правда, что вы умерли?" Я говорю: "Не знаю", - рассказывал артист на одном из концертов.

    А ведь на самом деле Владимир Высоцкий не раз попадал в реанимацию. На его счету несколько автомобильных аварий и две клинические смерти. В гостях у актера Всеволода Абдулова 30-летний Высоцкий внезапно почувствовал себя плохо: пошла горлом кровь. Как позже написал в своем дневнике Золотухин, "Скорая приехала через час и везти не хотела: боялись, что умрет в дороге".

    "…Все творческие люди это делают"

    Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим - самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: "Причина - острая сердечно-сосудистая недостаточность".

    О проблеме артиста с наркотиками писала в свое время еще его жена Марина Влади в автобиографичной повести "Владимир...". Близкий друг поэта Валерий Янклович вспоминал: "Я много говорил с Володей на эту тему. Он мне сказал: "Вот ты не был на Западе, а там все творческие люди это делают. Это ведь стимулирует творчество. Я же не злоупотребляю, а только для поддержания формы. И мне это помогает".

    Многие также утверждали, что Высоцкий не справился с алкогольной зависимостью. Ведь он неоднократно предпринимал попытки побороть страшную болезнь, ложился в больницы, прибегал к различным новомодным процедурам. Но в определенный момент не выдерживал, срывался. "Несколько раз я делал "вшивку". Володя следил: сколько таблеток, на какой срок. Он привозил их из-за границы. Но потом Володя научился сам их выковыривать…", - вспоминал личный врач артиста Анатолий Федотов.

    Известно, что 25 июля 1979 года Высоцкий был в состоянии клинической смерти. Тогда его спас Федотов, который, правда, так и не успел помочь артисту год спустя. Как выяснилось позже, причиной клинической смерти стало полное отсутствие сердечной деятельности, наступившее вследствие введения сильнодействующего препарата.

    Последние дни

    3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов. 18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей - Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.

    А спустя несколько дней, 23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось. "Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было", - цитируют слова врача НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонида Сульповара "Новые Известия" .

    24 июля стало последним днем в жизни великого барда. Он метался по квартире, стонал, не находил себе места, находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент он подошел к Янкловичу и сказал: "Ты знаешь, я сегодня умру!". Позже Янклович позвонил Федотову, попросил его сменить. Как вспоминал сам врач: "Я был со смены - уставший, измотанный. Прилег и уснул - наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зловещей тишины - как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта".

    Мне меньше полувека - сорок с лишним,
    Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне есть чем оправдаться перед ним, -

    Это было одно из последних стихотворений Высоцкого .

    Олимпийская тайна

    Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве . Советские власти всячески пытались скрыть этот факт от народа. О том, что страна лишилась великого поэта, артиста, барда и актера, свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах "Вечерняя Москва" и "Советская Россия" и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: "Умер актер Владимир Высоцкий". Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

    Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор "Вечерней Москвы". И несмотря на все препятствия, возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней. В день похорон многие стояли даже на крышах близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

    Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: "Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!.."

    Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Высоцкого Владимира Семеновича

    Высоцкий Владимир Семенович (25.01.1938, Москва – 25.07.1980, Москва) – выдающийся актёр театра и кино, автор и исполнитель песен.

    Детство, семья

    Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. "Дом на Первой Мещанской, в конце" согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".

    Мама – Нина Максимовна Серегина. Отец – Семен Владимирович Высоцкий. Родители прожили вместе около пяти лет, потом развелись и вступили во вторые браки. Вторая жена Семена Высоцкого – Евгения Степановна Лихолетова (погибла в 1988). Семен Владимирович в 1971-1988 работал на предприятии министерства связи, затем директором школы Главпочтамта. Скончался в 1997.

    После пребывания в эвакуации на Урале Владимир вернулся в Москву, а затем в возрасте девяти лет он вместе с отцом-офицером, который к тому времени уже разошелся с матерью Владимира, попал в послевоенную оккупированную Германию. Эти впечатления не были похожи на жизнь его московских сверстников в послевоенной советской столице.

    Отношения Высоцкого с отчимом сложились хуже, чем с мачехой. С ней он поселился после Германии в центре Москвы в Большом Каретном переулке, где судьба и свела его с компанией типичной городской молодежи 50-х, чье детство пришлось на тяжелые военные годы, юность – на "оттепель", а зрелость – на унылый "застой". В годы молодости Высоцкого была в ходу блатная романтика – наследие сталинского ГУЛАГа. Ни одна дворовая компания не обходилась без гитары и душещипательных песен о Колыме, Воркуте, Мурке, а также довоенных романсов Козина и . Так в жизни Высоцкого появилась гитара.

    Решение стать актером

    Будучи десятиклассником, Владимир Высоцкий посещал драматический кружок. Однако он не сразу определил, что хочет быть актером. После окончания школы он поступает в московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это не мое..." , – сказал тогда Владимир Семенович.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Он поступил в Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.

    Первый брак

    На первом курсе он познакомился со студенткой Изой Жуковой, которая стала его первой женой. Третьекурсником Высоцкий дебютировал на киноэкране, сыграв маленькую роль в фильме "Сверстники".

    Первые песни

    Интерес к авторской песне у Высоцкого пробудился после знакомства с творчеством , которого Владимир Семенович считал своим учителем. Позже он напишет "Песню о правде и лжи", посвященную . Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был их первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку", о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка" – это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась" .

    Театр

    После окончания в 1960 году учебы в школе-студии МХАТа Высоцкий некоторое время работал в театре имени , затем в Театре миниатюр. Он играл в эпизодах, в массовке, радости от сцены не получал.

    В 1964 году Владимир Высоцкий приходит в Театр на Таганке, который, по выражению самого Высоцкого, стал для него "своим театром" . "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?". Я согласился послушать одну песню, то есть фактически наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа" , – вспоминал . Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных вместе с . поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями...

    Однако в театре не всегда все шло гладко. Почти отеческое отношение к Высоцкому и всегда прощавшиеся ему проступки вызывали зависть коллег-актеров, за исключением нескольких друзей Высоцкого – , .

    Дебют в кино. Второй брак

    Параллельно с работой в театре была и работа в кино. Сниматься Владимир Высоцкий начал еще в студенческие годы. В 1961 году он сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине "Карьера Димы Горина".

    С супругой они рассорились, Иза уехала из Москвы, а Высоцкий на съемках очередного фильма познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой. От второго брака у Высоцкого родились два сына – Аркадий (1962) и (1964).

    Тем временем сначала по Москве, а потом и по стране стали расходиться песни Высоцкого – блатные по преимуществу, которые он сочинял под псевдонимом Сергей Кулешов. Актер в те годы часто снимался в кино, но роли это были небольшие, серые, а фильмы скучные и пустые. Высоцкий все чаще стал находить утешение в пьянстве. Эта пагубная привычка стала причиной разлада в семье и на работе.

    Первый успех в кино

    В 1967 году на экраны выходит картина "Вертикаль", которая приносит Высоцкому настоящий успех, особенно его песням из фильма.

    "Актерам довелось пожить недельку в палатке под ледником. Надо было набраться альпинистского опыта, вообще "почувствовать" горы. Особенно Володе. Мы очень рассчитывали на песни, которые он напишет. Без них картина не могла состояться.

    Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые за два месяца до того, как написал ставшие такими популярными песни о горах" .

    В 1969 году Высоцкий, уставший от кинонеудач, сам попросился у в его фильм "Сирано де Бержерак". "Понимаете, Володя , – ответил , – я не хочу снимать в этой роли актера, мне бы хотелось снять поэта" . "Но я же пишу. Стихи" , – смущенно улыбнулся Владимир Семенович. В те годы не считал его настоящим поэтом, но из деликатности согласился посмотреть кинопробы. В итоге на роль Сирано был утвержден Евгений Евтушенко.

    Пробовался Высоцкий и в фильмы "Софья Перовская" на роль Желябова, мелодраму "Дорога домой", приключенческом фильме "Дерзость". В фильме "Дерзость" Георгию Юнгваль-Хилькевичу Госкино не дало снять Высоцкого под угрозой закрытия съемок. И тогда режиссер на свой страх и риск со своим звукооператором записал тридцать песен Владимира Семеновича на широкой пленке – бард тогда взял табуретку, поставил на нее ногу и без передыха с упоением пел. Это была первая качественная запись его песен.

    Режиссеры шли на различные ухищрения, чтобы пробить в Госкино разрешение на съемки Высоцкого. Но чиновники боялись как огня одного его имени. А когда роли все же доставались, то, как правило, это были небольшие тусклые эпизоды. И все-таки мощный темперамент, незаурядное дарование всегда находили возможность проявиться и в ролях второго плана.

    Трагедия

    Жизнь Владимира Высоцкого неожиданно оборвалась 25 июля 1980 года. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было – в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий" . Ни один человек не сдал обратно билет – каждый хранит его у себя, как реликвию. Похороны стали скорбным протестом десятков тысяч людей против безвременья "застоя", выразителем и обличителем которого был Владимир Высоцкий.

    Дети

    Сын Аркадий окончил МГУ, в мае 1982 женился, обзавелся пятью детьми, остался жить в Москве, стал сценаристом.

    Другой сын стал актером. Дважды женился, два сына от двух браков. с 1996 года – директор Государственного музея своего отца.

    Всенародная любовь

    До сих пор идут иногда споры: кем же Высоцкий был больше – актером или поэтом. Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.

    Дискуссия эта правомерна и, возможно, не кончится никогда, пока будут слушать, смотреть и помнить Высоцкого. Одна сторона его творчества неразрывно связана с другой стороной. Его песни – чаще всего монологи от лица самых разных персонажей: шпаны, обывателей, военных, сказочных героев... В последние годы творчества – от лица самого себя. Здесь смешаны актерские, лицедейские, а также глубоко личностные сущности Высоцкого. Ту же смесь мы найдем и в его лучших ролях: на сцене – Галилей и Гамлет, на экране – геолог в картине "Короткие встречи", белогвардейский офицер в фильме "Служили два товарища", радист в "Вертикали" и, конечно же, Глеб Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".

    И все же неслыханную, всенародную любовь Высоцкий заслужил в большой степени из-за социально-политической ситуации, в которой находилась страна в его время. Тупой и унылый "застой", казалось многим, обречен на вечное существование. Ощущение безнадежности, подавление любой инициативы, скука полунищенского прозябания ввергли мужское население страны в повальное пьянство, воровство и цинизм, негромкое злословие в адрес власти.

    Все это было присуще в той или иной мере героям песен и актерских работ Высоцкого. Он вслух и открыто вещал о том, чем жила страна на самом деле. Он насмешничал и печалился о том же, о чем ехидничали и горевали миллионы людей. Он один отвечал за всех. Люди двоедушничали: делали одно, а делали вид о другом, думали одно, а говорили другое. Одна юная поклонница творчества Высоцкого недаром объяснила свою любовь к нему: "Он не врал" .

    Песни Владимира Высоцкого остались популярными и актуальными и через много лет после смерти автора. Его манера и стиль исполнения породили новый жанр – русский шансон. Прекрасно смотрятся роли Высоцкого в кино – Ганнибал и Бруснецов, Фон Корен и Рябой и многие другие, а Глеб Жеглов и вовсе стал "народным" персонажем. Многие его стихи, напечатанные в книгах, захватывают своей неподдельной высокой поэзией. Даже среди выдающихся личностей пантеона великой русской литературы, русского искусства Владимир Высоцкий не затерялся, не пропал. А это, конечно, означает, что его жизнь и творчество были не напрасны и, как говорил другой поэт, "любезны народу" .

    Память

    В Москве был открыт Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.

    С 1994 на Гоголевском бульваре в Москве начала действовать постоянная выставка – профессиональные и любительские фотографии из жизни Высоцкого.

    В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Национальным Резервным банком учреждена ежегодная Премия Высоцкого "Своя Колея".

    В 1999 году Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

    Ты так велик и так правдив –

    Какие мне найти слова?
    Мечте своей не изменив,
    Твоя склонилась голова.
    Не может быть двух разных мнений:
    Ты просто наш Советский гений!

    Краткая хроника жизни

    1947 год – уехал с отцом и мачехой в Германию, город Эберсвальд.

    Октябрь 1949 года – вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15.

    1955 год – окончил 10 классов 186-й мужской школы. Поступил в МИСИ им. Куйбышева.

    Начало 1956 года – ушел из института.

    Лето 1956 года – поступил в Школу-студию МХАТ.

    Май 1958 года – женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой.

    Июнь 1960 года – кончил Школу-студию МХАТ. Устроился в театр