Слайд 2

Иконописец, в отличие от художника, не рассматривается как автор конкретного образа, он - только проводник божественной истины.

Знаменщик- наиболее опытный мастер, создающий (знаме́нящий) рисунок будущей иконы; Доличник - мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы, кроме лично́го письма; в свою очередь Доличник может иметь специализацию: Травщик- изображающий растения Плательщик - специализирующийся в написании одежд и др. Личник - мастер в личном письме - изображении лиц, рук и прочих открытых частей тела; Жалованный иконописец - мастер, работающий при дворе царя или патриарха и получающий постоянное жалованье; Кормовой иконописец - нанимаемый на время выполнения заказа и получающий «корм» - вознаграждение; Городовой иконописец - иногородний иконописец, вызывавшийся (нередко принудительно) при проведении крупных работ в центральных городах или монастырях; Фурильщик - мастер, работающий в технике придания свежей иконописи характера «старой».

Слайд 3

Задача иконописи – "воплотить слово", воплотить в образы христианское вероучение. Страшный суд Преображение Господа на Фаворе Находилась в Переславле. Сер. XV века. Феофан Грек

Слайд 4

Особенности русской иконописи: Аскетизм - крайняя степень воздержания, отречение от жизненных удовольствий. Аскетизм - норма нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы). Спас Вседержитель. Первая половина XIII века Богоматерь Владимирская

Слайд 5

«Дeрево познания Добра и Зла», Микеланджело, фрагмент росписи Сикстинской капеллы Если нарушить иконографический канон, то будет портрет или картина, но не будет иконы. Почему для иконописания выбрано именно дерево? Дерево имеет глубокое символическое значение. Следует вспомнить о древе жизни, о древе познания добра и зла, которые были в Эдемском саду; о дереве гофер, из которого был построен ковчег праведного Ноя. Используют липу, ель, ольху и кипарис. дерево - это символ падения и спасения человека.

Слайд 6

.

Форма иконной доски. Ковчег (ковчежец) - углубленная часть иконной доски. Поле - выступающая над ковчегом часть иконной доски. По ширине полей можно судить о времени написания иконы: поля икон XI-XII веков, как правило, широкие; начиная с XIII века, поля стали делать более узкими, а в XIV веке появляются иконы без полей. Лузга - скос между ковчегом и полем. Шпонка - поперечный брусок, врезанный в оборотную сторону доски и служащий для предотвращения ее деформации. 1 - поле, 2 - лузга, 3 - ковчег, 4 - паволока, 5 – врезная левосторонняя шпонка

Слайд 7

Принципы изображений фигур на иконах. оглавные изображения оплечные поясные в полный рост

Слайд 8

Иконографические типы изображения Иисуса Христа «Спас Эммануил» «Спас Нерукотворный» «Господь Вседержитель» или«Пантократор» «Господь на престоле» или «Спас в силах» 6

Слайд 9

Первая группа - тип иконографии «Знамение». Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". (Оранта, от лат. orans - молящийся). Классификация икон Богоматери. Соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. "Ярославская Оранта, Великая Панагия" Нерушимаястена"

Слайд 10

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия", что по-гречески значит "Путеводительница". ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКАЯ – одна из самых почитаемых православных икон. «Казанская»

Слайд 11

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса" (έλεουσα), т.е. "Милостивая". "БогоматерьВладимирская БогоматерьДонская 2

Слайд 12

БогоматерьВзыграние "Умиление" - "Млекопитательница". Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние« и «Млекопитание».

Слайд 13

Четвертый тип собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три.

Наименование четвертого типа условно - "Акафистный", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. "Богоматерь - Живоносный Источник"

Слайд 14

Верхняя одежда покрывало-мафорий, на мафории - звезды, знаки ее девства, синий нижний китон. Иногда из под накинутого на голову мафория виднеется чапец - головной убор замужних женщин. По сторонам лика Богоматери пишутся греческие буквы "МРОY" - сокращение слов "Мать Бога". Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусская иконопись

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “ Икона ” в переводе с греческого обозначает “ образ ”, “ изображение ”. На Руси иконы так и называли - “ образа ”.

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире, в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Андрей Рублев (? – около 1430) Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

Троица Ветхозаветная. Андрей Рублев. 1422-1427.

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

Спас. Андрей Рублев. 1420-е гг.

Апостол Павел. Андрей Рублев.

Архангел Михаил. Андрей Рублев. Первая четверть XV в.

Феофан Грек (? – после 1405) Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Богоматерь Донская. Икона. Феофан Грек. ГТГ.

Преображение. Икона. Феофан Грек

Пантократор. Фреска. Феофан Грек

Успение. Феофан Грек (?). Конец XIV в. (Около 1392 г. ?).

Старец Макарий Египетский. Фреска. Феофан Грек

Дионисий (?–1503) Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

Алексий Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Искусство Дионисия воплотило лучшие художественные достижения последней трети XV – начала XVI века, отразившие духовные искания того времени. Ясность композиционного решения, удлиненные пропорции фигур, высветленный колорит с преобладанием чистых, звучных красок придают произведениям мастера особую одухотворенность.

Симон Ушаков (1626–1686) Иконописец. "Жалованный иконописец" Оружейной палаты. Руководил иконописной мастерской (1664–1686), работал в Золотой и Серебряной палатах (1648–1664), создавал рисунки для церковной утвари, ювелирных украшений, шитья и т.п. Написал иконы для церкви Троицы в Никитниках, прихожанином которой он был, церкви Георгия Неокесарийского на Большой Полянке ("Богоматерь Елеуса Киккская ", 1668) и многих других церквей. Искусство Ушакова сохранило свое влияние на развитие русской иконописи вплоть до XIX века. Оно явилось компромиссом между средневековой традицией и новыми тенденциями европейской живописи. Нововведения художника – " живоподобная " светотеневая моделировка ликов, стремление к передаче реального объема – нашли теоретическое обоснование в "Слове к люботщательному иконного писания". К наиболее известным работам Ушакова относится "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства – Похвала Богоматери Владимирской)" (1668).



  • Русская иконопись - христианское, церковное изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века Крещением Руси. Являлась центральной частью древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена новыми светскими видами искусства.
  • Андрей Рублев. Троица. 1411 г. или 1425-27 гг.
  • Домонгольский период
  • Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире Святославиче.
  • Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым. Программа росписи храма отвечала византийской традиции, но содержала ряд особенностей. Например, в барабане центрального купола были изображены 12 апостолов, выражая собой идею проповеди христианства во все концы мира. Очень подробен для XI века был цикл евангельских событий, а на западной стене помещался лишь частично сохранившийся портрет семьи князя Ярослава. Главный купол и алтарь был украшен мозаиками, из которых хорошо сохранились образ Христа Пантократора в зените купола и Богоматерь Оранта в своде алтаря. Остальные части интерьера были расписаныфреской. Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
  • Богоматерь Оранта (Нерушимая стена). Мозаика в алтаре собора. XI век.
  • Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.
  • Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря. XI век.
  • Для древнерусского искусства важную роль сыграли строительство и роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре. Работы были выполнены константинопольскими мастерами в 1073-89 годах. Древняя роспись, а затем и само здание храма погибли. Однако сохранилось описание, сделанное в XVII веке, из которого ясно основное содержание росписи. Сам храм послужил образцом для строительства соборов в других городах Руси, а иконография его фресок повторялась и оказала влияние на иконопись. Выполнившие роспись иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы - преподобные Алипий и Григорий.
  • Раскрашенная (литографическая) открытка с видом Лавры XIX века.
  • В. В. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905)
  • Обгоревшая икона Богородица Одигитрия, найденная среди руин Успенского собора, взорванного в 1941 году
  • Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии. Работами греков являются росписи собораМихайловского Златоверхого монастыря, Софийского собора и других ранних храмов Великого Новгорода, фрески собора Мирожского монастыря) в Пскове и Георгиевской церкви в Старой Ладоге. Услугами лучших византийских иконописцев пользовалось Владимиро-Суздальское княжество.
  • Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими св. князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей
  • Митра иегумена из Мирожского монастыря, XIX в., Псковский музей
  • Новгород
  • Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
  • Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Икона «Спас Златая Риза», изображающая Христа на троне в золотых одеждах, находится в настоящее время в Успенско соборе Москвы, но на ней сохранилась только живопись XVII века. Гораздо лучше сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом. Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма. Ещё одна икона, находящаяся в Успенском соборе Москвы - двусторонняя, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Она могла быть привезена из Новгорода (или из Киева). Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее черты аскетического стиля XI века (изображение Богоматери поновлено в XIV веке).
  • Сохранился ряд новгородских икон XII - начала XIII вв.
  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века. Новгородский музей.
  • Благовещение «Устюжское». XII век. ГТГ.
  • Боголюбская икона Богоматери. XII век. Княгинин монастырь во Владимире.
  • Ангел златые власы. Конец XII века.
  • Спас Нерукотворный. Около 1191 года.
  • Богоматерь Оранта из Ярославля. Около 1224 года
  • Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года.
  • Белозерская икона Богоматери. XIII век.
  • Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XIII века.
  • Николай Чудотворец в житии со святыми Косьмой и Дамианом. Икона из погоста Озерёво. Первая половина XIV века.
  • Архангел Михаил. Около 1299-1300 гг
  • Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Новгородский музей.
  • Борис и Глеб. Конец XIV века.
  • Преображение. Икона из Переславля-Залесского. Около 1403 года.
  • Богоматерь Донская. Конец XIV века.

Слайд 1

МОУ Ильинская СОШ. Учитель ИЗО,МХК Лебедь С.Г.

Древнерусская иконопись

Слайд 2

Слайд 3

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”.

На Руси иконы так и называли - “образа”.

Слайд 4

Иконы возникли еще до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Слайд 5

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

Слайд 6

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и так не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А основной символ христианства – крест, он напоминает о мученической смерти распятого Христа.

Слайд 7

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша, где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

Слайд 8

Икона «Богоматерь Владимирская»Константинополь. 12 век

Икона "Богоматерь Владимирская", присланная в начале XII века на Русь из Константинополя, находилась сначала в Вышгородском женском монастыре близ Киева. В 1158 году князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, взял икону с собой, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году был заложен Успенский собор во Владимире, в котором и была помещена икона. С XV века икона "Богоматерь Владимирская" находилась в Успенском соборе Московского Кремля, в местном ряду иконостаса, слева от царских врат. Икона "Богоматерь Владимирская" принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь русской Церкви.

Слайд 9

Андрей Рублев (? – около 1430)

Иконописец. Первое дошедшее до нас летописное свидетельство об Андрее Рублеве содержится в Троицкой летописи, согласно которой мастер расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца. С именем Андрея Рублева исследователи также связывают миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (около 1400) и иконы так называемого "Звенигородского чина" (начало XV века) – "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". К бесспорным работам выдающегося иконописца относятся росписи Успенского собора во Владимире, созданные в 1408 году совместно с Даниилом Черным, и "Троица" (1425–1427) - храмовая икона Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, выполненная по заказу Никона Радонежского.

Слайд 10

Слайд 11

В последние годы жизни Андрей Рублев был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где расписывал Спасский собор. Похоронен на территории монастыря. Причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Искусство Андрея Рублева было тесно связано с формированием идейных и нравственных идеалов его эпохи. Стремление к укреплению русской государственности и национального самосознания были особенно актуальны после Куликовской битвы (1380). Призывы к миру, единству и всеобщему согласию, содержащиеся в учении преподобного Сергия Радонежского и его последователей, воплотились в иконописи Андрея Рублева. Отличительные черты его стиля – особая мягкость и плавность линий, тяготеющих к закругленности, что прослеживается и в композиционных построениях; светлый, лишенный резких контрастов колорит; удивительная гармония и одухотворенность образов.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Феофан Грек (? – после 1405)

Иконописец. Византийский художник, работавший на Руси в последней трети XIV – начале XV века. Согласно "Посланию Епифания Премудрого Кириллу Тверскому" (1415), Феофан расписывал церкви в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом и Нижнем Новгороде и Москве (всего более 40 храмов). Из бесспорных произведений Феофана до наших дней дошли только фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378). В Москве, по летописным свидетельствам, Феофан Грек вместе с Семеном Черным выполнял росписи церкви Рождества Богородицы с приделом воскрешения Лазаря (1395), вместе с учениками работал в Архангельском соборе Московского Кремля (1399) и совместно с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (1405). С именем Феофана исследователи также связывают некоторые иконы из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля и еще ряд памятников, в числе которых икона "Богоматерь Донская" (1380–1390-е).

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Дионисий (?–1503)

Иконописец. Наиболее ранней из известных работ Дионисия были росписи Рождественского собора Пафнутьево-Боровского монастыря, исполненные между 1467 и 1476 годами, совместно с монастырским старцем Митрофаном. Сведения об этом сохранились в летописях и в Житии преподобного Пафнутия Боровского - основателя монастыря. Сами росписи до нас не дошли, поскольку монастырский собор был разрушен и выстроен заново в конце XVI века. В 1481 году Дионисий возглавил артель иконописцев, создавшую первоначальный иконостас Успенского собора Московского Кремля. Дляместного ряда этого иконостаса могли быть предназначены две житийные иконы с изображениями московских святителей – митрополитов Петра и Алексия. В 1484 году вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром начал расписывать Успенский собор Иосифо-Волоколамского монастыря по заказу основателя обители преподобного Иосифа Волоцкого.

Слайд 22

Слайд 23

Петр Митрополит, с житием. Дионисий. Начало XVI в

Слайд 1

ИКОНОПИСЬ

Слайд 2

pptforschool.ru
Иконопись
(от икона и писать) - вид средневековой живописи, религиозной по теме и сюжету, культовой по назначению. Это создание изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при молитве или во время богослужения.

Слайд 3

Икона
Под иконой понимается станковое самостоятельное произведение. Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов

Слайд 4

Ико́на
Ико́на (от –греческого εἰκόνα «рисунок», «образ») - в христианстве изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков
Спас Звенигородский. Андрей Рублёв. Начало XV века

Слайд 5

Первая икона
ЦЕРКОВНОЕ Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII века

Слайд 6

История иконописи
Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим
Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, до нас дошло много условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив очень мало. Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Добрый пастырь. Фреска. III в. Катакомбы Святой Присциллы. Рим Больше всего сохранилось древних символических изображений Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира. Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима.

Слайд 7

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки, написавшего первые иконы Божией Матери и святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Среди икон, чье авторство приписывается апостолу Луке, и особо почитаемая в России икона Божией Матери «Владимирская».
История иконописи

Слайд 8

Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, и это роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые "фаюмские портреты").
История иконописи
Христос-Пантократор. Икона. Энкаустика. VI в. Синай. Фрагмент.

Слайд 9

Русская иконопись
Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.
Лицевая сторона иконы Дата появления: 1382-95 гг. Местонахождение: Третьяковская Галерея, Москва

Слайд 10

Андрей Рублёв, Иванов сын
Родился в Новгороде около 1340 – 1350 воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в 1373. Андрей - монашеское имя; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора

Слайд 11

«Святая Троица» Андрея Рублёва (икона Андрея Рублёва, ~1400-1410, Москва, Третьяковская галерея

Слайд 12

История иконописи
В 1425-27 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным, Феофаном Греком и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса
Апостол Павел 1410-1420

Слайд 13

Техника иконописи
Из пород дерева часто использовались: липа, берёза, сосна, ель, кедр, лиственница, дуб, клён. Лучшей, но и самой дорогой считалась привозная кипарисовая доска. Доски вытёсывались из плахи топором и обстругивались теслом. Продольная распиловка брёвен на доски в России началась лишь с XVII века Но считается, что доски, вырубленные топором, более качественны по сравнению с другими.
Тесло

Слайд 14

Техника иконописи
Под живописные слои иконную доску специально готовят, наклеивая паволоку (ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса). Служит для лучшего сцепления левкаса (представляющего собой меловой или гипсовый (алебастровый) порошок, размешанный на животном или рыбьем клею) с поверхностью. Боковые и торцевые поверхности иконной доски могут именоваться бортом или хребтом.
Залевкашенная иконная доска

Слайд 15

pptforschool.ru
Техника иконописи
Чаще всего заготовкой досок для икон занимается специальный мастер - дощанник, нанесением грунта - левкасчик, к иконописцу доска поступает уже в подготовленном виде. Известны также иконы, написанные на загрунтованном с двух сторон холсте - «холстяных цках» или в искусствоведческом именовании «таблетках».

Слайд 16

Ковчег
(от старо-славянского «ковъчегъ» - ящик, ларь, сосуд) - в иконописи - углублённое среднее поле на лицевой поверхности иконной доски.
Ковчег. Икона Божией Матери Знамение. Новгород Великий. Первая половина XII в

Слайд 17

Поле
Поля́ иконной доски - обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой (ребро двугранного угла, образованного внутренними поверхностями пересекающихся стен), по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета - опушью
Игоревская икона Божией Матери с деисусом и избранными святыми на полях. Конец XIV - начало XV вв. Государственный Русский музей.