Греческий бог Гермес (Статуя Гермеса на острове Сирое (Греция), рисунок слева), посланник богов Олимпа, получивший прозвище Трисмегист, считался создателем алхимии и магии. Поэтому словом «герметический» стали называть тайные и неявные традиции.

Алхимия была частью образования в Греции и Риме. Занимались алхимическими исследованиями наряду с изучением философии, математики, логики и науки, и в Академии Платона, которая просуществовала с 385 года до нашей эры по 529 год нашей эры, пока не была закрыта по распоряжению императора Юстиниана. Тогда научные трактаты и их ученые авторы рассеялись по исламским землям, где знания высоко ценились. Со временем наука вернулась в Европу.

Алхимик Авиценна (Ибн Сина), магистр алхимии. Иллюстрация из трактата Михаила Майера «Златое алтарное приношение двунадесяти языков» («Symbola aurea mensae duodecim пайопит») 1617. Цель алхимика — превратить основные в золото.

Мусульманские ученые использовали методы научного эксперимента и строили теории. Некоторые из них, например аль-Бируни и Ибн Сина, критиковали и опровергали различные идеи алхимии и астрологии. Развитие науки продолжалось, и упорядочивались некоторые процессы, такие как дистилляция и фильтрация, для изготовления лекарств, духов, керосина и мыла.

Алхимии придавали значение в Индии и Китае. Китайские мастера работали с золотом, нефритом и корицей, а также ядовитыми ртутью, серой и мышьяком. В разных странах алхимические приемы имели много общего. Возможно, они передавались от народа к народу. В Европу знания пришли из арабских переводов греческих и римских текстов. Это, например, объясняет, почему Na — символ натрия (от лат. natrium), а К — калия (лат. ка-lium).

Алхимики стремились превратить основные металлы в золото, но их подлинные интересы лежали в духовной сфере. Они хотели создать эликсир жизни, который исцеляет все болезни и обеспечивает долголетие, и искали так называемый философский камень, считавшийся необходимым для достижения любой цели. Камень этот должен был обладать огромной силой, помогать в мистических и философских размышлениях, способствовать обретению совершенства. В те времена основой человеческих ожиданий была изменчивость. Все на свете могло меняться: зерно можно превратить в хлеб, виноград — в вино, а хлеб и вино — в Тело и Кровь Христову (поэтому алхимия не противоречила религии). Считалось, что и короткую, с болезнями и склонностью ко злу, человеческую жизнь можно преобразить в совершенную — здоровую и вечную.

«Изумрудная скрижаль» Авторство «Изумрудной скрижали» — раннего текста, объясняющего задачи алхимии, — приписывается Гермесу Трисмегисту. Самый древний известный источник «Скрижали» — «Книга тайн» («Kitab Sirr al Asrar»), написанная аль-Джилани около 800 года. Вернувшись в Европу, «Скрижаль» оказала огромное влияние на алхимию времен Средневековья и Возрождения. Этот трактат высоко ценился, и среди его переводчиков Альберт Великий, Роджер Бэкон, Михаил Майер, Исаак Ньютон и Алистер Кроу ли.

Розенкрейцеры в 1875 году опубликовали символическое переложение «Изумрудной скрижали». Она вписана в круг — символ единства и единения. Первые буквы слов («VITRIOL») открывают тайну алхимии: Visita (посети) Interiora (внутреннюю) Теггае () Rectificando (в очищении) Invenies (открой) Occultum (оккультный, то есть философский) Lapidem (камень).

Руки символизируют клятву и полярность бытия — двойственность, которую необходимо объединить в «химическом браке».

Над руками изображены семь планет. и вливают в кубок жизненную субстанцию, тем самым объединяя противоположности. Кубок поддерживает , гермафродит (мужчина и женщина одновременно) — еще одно соединение противоположностей.

Великое делание заключается в союзе Солнца и Луны при помощи Меркурия.

Святой Фома Аквинский (см. рис.) размышляет о том, можно ли продавать алхимическое золото как настоящее. Философ считал, что если полученное вещество обладает всеми качествами золота, это допустимо.

Роджер Бэкон — один из переводчиков «Изумрудной скрижали».

Слева расположены и , справа — Венера и . Таким образом, планеты сбалансированы и разбиты на группы.

Три щита отражают три химических : сере соответствует лев, соли — семиконечная звезда, ртути (Меркурию) — орел. Астрологический Меркурий и алхимическая ртуть связаны, но не являются одним и тем же. Кубок символизирует воду, лев -огонь, орел — , звезда — землю.

Две сферы означают небо и землю. В самом центре схемы находится кольцо — круг макро- и микрокосма. Между кольцом и звездой изображен алхимический символ купороса. На противоположной Меркурию стороне кольца, и их соединение создает камень.

Все эти и их соединения обладают богатейшим смыслом для знатоков алхимии. «Изумрудная скрижаль» использовалась для медитаций и визуализации. Считалось, что в ней содержится способ создания алхимического золота и поднятия сознания на очень высокий уровень.

Средневековые алхимики Святой Альберт Великий (1193-1280), монах-доминиканец, вернул в Европу греческую и арабскую науку. Этот очень уважаемый ученый не только проводил эксперименты по биологии и медицине, но и занимался алхимией. Он использовал камни и растения в медицинских целях для повышения нравственности. Самым важным для него была бессмертная душа.

Роджер Бэкон (1214-1292) считался приверженцем традиционных методов. Чтобы процедура была признана, ее необходимо продемонстрировать в лаборатории и подтвердить научно. Благодаря ему алхимия получила логическое обоснование.


В поисках вечной молодости, благородного золота и философского камня ученые мужи древности тратили много сил и энергии, изучая алхимию – одну из древнейших наук. Кто же тот человек, который все же смог получить золото?




Алхимия – одна из двух самых древних наук, известных всему миру. Она берет начало в безвестности доисторических времен. Халдеи, финикийцы и вавилоняне были знакомы с принципами алхимии. Вместе с астрологией ее практиковали в Греции и Риме; это была основная наука у египтян.

Древние люди считали алхимию Божьим откровением, с помощью которого можно вернуть утраченные способности. Когда будут постигнуты тайны алхимии, проклятие запретного плода исчезнет и люди снова смогут жить в Райском саду.



Считалось, что алхимию открыл человеку таинственный египетский полубог Гермес Трисмегист. Этой фигуре египтяне приписывают авторство всех видов искусства и науки. В честь него все научные знания древности были собраны под общей доктриной герметизма.





Алхимия - это «научное» и философское учение о превращении одних вещества в другие. Она также изучала то, как вещества и их превращения связывались с магией и астрологией. Люди, которые занимались алхимией, назывались алхимиками. Большинство из них проводили годы в тщетных попытках превратить свинец и ртуть в благородное золото. Но главной их целью всегда был поиск философского камня - субстанции, намного более ценной. Считается, что из него можно приготовить «эликсир молодости», который вылечит любую болезнь и даже вернет человеку молодость. В наше время эту фразу используют в рекламных целях как панацею от всех болезней.





Алхимики считали, что вещества, разум, философия, религия, магия и астрология тесно связаны друг с другом. И нужно было только отыскать эту связь. Алхимики пытались понять одно через понимание другого, используя систему символов. Для постороннего глаза эти символы не поддаются расшифровке. Но для тех, кто изучал алхимию, это закодированные формулы, элементы, планеты, металлы и ингредиенты. Обозначения используются столетиями и имеют тайный, мистический подтекст.

Для средневековых обывателей алхимики и окружающая их обстановка мистики и секретов были чем-то завораживающим. Гравюры и картины тех лет заполнены символами. Значки планет и металлов соседствуют с человеческими черепами и костями.





В XVII-XVIII веках европейцы начали изучать только свойства веществ, отбросив религиозную и мистическую оставляющие. Они экспериментировали и записывали свои открытия, чтобы другие люди могли бы поучиться у них. Так появилась наука по исследованию веществ - химия. А люди, изучавшие их, стали называться учеными.

С открытием радиоактивности, наконец был найден способ, как превратить один химический элемент в другой. А в 1980 году американский ученый Гленн Сиборг, на зависть алхимикам Средневековья, обнаружил метод получения золота из висмута в ядерном реакторе. Правда, это гораздо сложнее и дороже добычи золота в шахте.

Алхимия проникла в Россию после ее выхода на европейское культурное пространство. посвятил много времени изучению алхимии.

ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени алхимия считалась самой туманной наукой, доставшейся нам в наследство от средневековых ученых. Если вы откроете какой-либо трактат XV века и попробуете его читать, то через некоторое время вы поймете, что без специальных знаний там ничего невозможно понять.

Именно поэтому об алхимии сложилось мнение, что она состоит из крайне замысловатых аллегорий, которые не имеют ни какой практической пользы и пригодны лишь для развлечений. Вовсе не трудно отрицать то, чего не понимаешь. Гораздо сложнее что-то понять и найти в древней науке определенный скрытый смысл.

Труды алхимиков действительно трудны для понимания. Но если вы имеете достаточно терпения и ума, если вы действительно желаете понять алхимию, то для начала необходимо изучить главные принципы этой науки. Поняв алхимию, вы научитесь использовать то, что для других кажется полной бессмыслицей.

Бытует ошибочное мнение, что алхимия является предшественницей химии. Однако, используя такой подход, невозможно ее понять как рациональную науку. Между ними весьма мало общего. Если химия основана на наблюдениях, которые тщательно фиксируются и систематизируются, то алхимия имеет противоположное направление. Она идет как бы изнутри, от духовного к физическому. То есть в химии знания (мысли) появляются в результате практических наблюдений. При этом происходит передача информации от материального явления (лабораторный опыт) к духовному (знания). В алхимии все наоборот. Здесь духовная идея воплощается в реальность. Хотя в некоторых случаях алхимия может использовать методы химии, но идея, заложенная в ней, резко отличается от того, что нам объясняют с детства. Настоящий алхимик сначала составляет формулу, а потом делает свои опыты.

История алхимии похожа на историю многих других незаслуженно забытых древних наук. Ее придумали египетские жрецы, которые из поколения в поколение производили таинственные опыты в тишине своих святилищ. Когда римляне завоевали Египет во II веке, то алхимия проникла в Европу. Эту дату считают началом европейской алхимии как науки. До нас дошли трактаты Гермеса, Останеса, Синезиуса, Зосимы, Клеопатры и Пелага об искусстве делать золото из других, менее благородных металлов.

Когда дикие племена гуннов (варваров) наводнили Европу, то мировая цивилизация переместилась на восток к арабам. Их талантливые ученые сделали из алхимии настоящее искусство, избавив ее от всего лишнего. Особенно прославились Авиценна, Гебер, Розер, Алфидиус, Калид, Мориен и Авензоора. Со временем арабы до предела усовершенствовали алхимию, и в таком виде она впоследствии досталась крестоносцам.

Алхимию создавал весь мир. Труды Аристотеля и других не менее известных античных алхимиков побывали на востоке, были там усовершенствованы и снова очутились в Европе. В Средние века появляются книги Алана де Лилля, Альберта Великого, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского, Джорджа Липпи, Бартоломея, Нортона, Раймонда Луллия, Бернара Тревизана, Николая Фламеля и Василия Валентина. С именем последнего связан новый период развития алхимии, которая была соединена с магией и каббалой.

Наиболее знаменитым европейским алхимиком XVI века считается Парацельс, который основал целую школу, в которой были наиболее известны: Турнейсер, Дорн, Рох Бельи, Бернард Карцелянус и Кролиус. В то время в алхимии, как и во всякой серьезной науке, существовали оппоненты, которые противопоставляли школе Парацельса свои собственные научные взгляды. Это: Дионисий Захарий, Блес де Виженер, Гастон Главес, Виколь, Келли, и Сендивогий.

В XVII веке алхимия была великолепна! Многочисленные адепты трудились по всей Европе, доказывая своими опытами справедливость науки о трансмутациях (превращениях). Жажда искусственного золота охватила весь мир. Все христианские монастыри имели собственные лаборатории. Князья и короли щедро финансировали опыты алхимиков, надеясь первыми получить «Великое Деланье» (превращение свинца в золото). Именно в этот период появляется знаменитое общество Розенкрейцеров, об алхимических достижениях которых ходят самые невероятные легенды. В этот период наиболее известны имена Филарета, Мишеля Майера, и Планискампи.

Парацельс утверждал, что «алхимия позволяет превращать одно в другое». А Дионисий Захарий считал эту науку «естественной философией материальных предметов». Его дополнял Роджер Бекон, поясняя, что «алхимия – это наука приготовления некоего состава или эликсира, который, будучи прибавлен к несовершенным предметам, превращает их в совершенные». «Если обычная химия разрушает вещества, которые сформировала природа, то алхимия, напротив, помогает природе их совершенствовать», – писал в XVIII веке Пернетти.

Естественно, как и в любой науке в алхимии, были как настоящие ученые, так и мошенники, выдававшие свои вымыслы за реальные открытия. Однако настоящие ученые искали философский камень (эликсир) не из жадности, а из любви к искусству. В своих исследованиях они, как правило, использовали глубокие познания теории, предпочитая опыты с благородными металлами, чистыми веществами, в хороших лабораториях.

Наряду с гениальными учеными в алхимии трудились множество посредственных практиков-исполнителей, которые делали свои опыты вслепую. Хотя эти исполнители и не понимали причин наблюдаемых явлений, но благодаря многочисленным экспериментам периодически совершали полезные открытия. Именно такими исследователями были изобретены краски, кислоты и искусственные минералы. Они явились родоначальниками современной химии, которая со временем вытеснила алхимию, заняв ее место. В свое время Беккер писал, что «ложные алхимики ищут лишь способ делать золото. А настоящие алхимики-философы жаждут науки. Первые делают краски и поддельные камни. А вторые приобретают знание вещей».

В XVIII веке благодаря своей практической полезности, химия стала опережать алхимию. Открытия следовали одно за другим, в результате чего химия превратилась в общепризнанную науку. В то же время на алхимиков стали смотреть как на безумцев. С тех пор алхимия незаслуженно забыта, и в ней не сделано ни одного нового открытия. Остановившись в развитии, эта наука фактически перестала существовать. Немногочисленные последователи довольствуются лишь перепечаткой древних трактатов, не имеющих никакой практической ценности. В настоящее время сохранился лишь определенный интерес к истории алхимии, связанной с общей историей человеческого общества.

Справедливости ради надо заметить, что труды многих алхимиков опередили свое время. Поэтому они до сих пор не востребованы. В современной алхимии можно делать открытия не только путем практических экспериментов, но и изучая старинные научные манускрипты. В истории есть несколько примеров, когда истинные открытия были востребованы лишь спустя много столетий. Например, Пифагор утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Но только через две тысячи лет Коперник снова доказал миру эту старую истину…

Алхимия возникла еще в глубокой древности, ее возрождение произошло в Средние века, когда ее таинственные метафизические (исследующие первоначальную природу мира) знания были почти утрачены, остались только рецепты и советы. Для того, чтобы подтвердить правильность этих рецептов в Средние века проводилось огромное количество экспериментов. Существуют исторические сведения об алхимиках, которые смогли осуществить то, что нам кажется фантастикой, т.е. сделали золото. В то же время имеется множество упоминаний об алхимиках, которые, несмотря на и огромные старания, не смогли добиться успеха.

Какова была цель алхимии?

Первое, что думают все об алхимии, - это получение золота из менее благородных металлов с целью обогащения и приобретения власти.

Вторая цель - достижение бессмертия. Часто алхимиков сопровождало множество странных слухов. Говорили, что они нашли формулу бессмертия. При этом, имелось в виду, физического бессмертия, потому что это единственная форма существования, которая в наше время интересует людей.

Третья цель - достижение счастья. Алхимики искали счастья, вечной молодости или сказочного богатства.
Такие представления об алхимии широко представлено в современной литературе. Однако есть и совершенно иная задача алхимии.

История алхимии

Еще в Древнем Китае существовали алхимики, причем еще в мифические времена, в эпохи Небесных императоров и Владык, принесших на землю огонь. В этот период появились Братства Кузнецов, которые владели величайшими таинствами, и, работая с металлами, они добивались их изменения.

В Индии алхимия имела магико-практический характер, но изучала не только металлы. Ее главной целью являлся Человек. Труды алхимиков Индии были посвящены трансмутации (преображению) человека, внутреннему изменению.

Алхимия была известна и в Древнем Египте. До сих пор не разгаданы полностью загадки построения пирамид, камни которых прилегают друг к другу без соединительного раствора, обработки диорита медными орудиями (радиоуглеродный анализ показал присутствие следов меди) и многие другие. Остается допустить, что в Древнем Египте знали формулы, методы и условия изменения свойств природных тел.

Алхимическая традиция Египта восходит к богу мудрости и наук Тоту, которого в Греции называли . Алхимия и имя Гермеса связаны с тайной, часто говорят об алхимии как о герметической традиции, связанной с таинством. Алхимические знания всегда хранились в тайне, в основном, из предосторожности, чтобы недостаточно понимающие не смогли употребить их во вред.

Древнеегипетская алхимическая традиция нашла продолжение в философских школах Александрии. В VII-VIII веках у египтян ее переняли арабы и позже принесли в Европу.

В Западной Европе развитие алхимии началось в эпоху Крестовых походов в XI веке, ее принесли с Востока. Само название «алхимия» происходит от арабской науки «Ал-кимийя».

Физические, химические и алхимические процессы

Алхимии считается предшественницей химии, говорят, что «алхимия — безумная мать разумной дочери химии».

Алхимия, как и химия, работают с природными элементами, но их цели, методы и принципы различны. В основе химия лежат химические вещества, ей нужны лаборатории, человек является физическим посредником. Алхимия базируется на философских и моральных основах, и в ее основе лежат не только материальные тела, но обязательно учитывается душа и дух.

Древние не ставили знака равенства между физическими, химическими и алхимическими явлениями.

Например, физическое воздействие на тело изменяет его форму, не меняя молекулярной структуры. Если истолочь кусочек мела, он изменит свою форму, превращаясь в порошок. При этом молекулы мела не изменятся.

При химических явлениях можно разделить молекулу вещества на различные элементы, например в молекуле воды, состоящей из двух атомов водорода и одного атома кислорода, можно соответствующим способом отделить водород от кислорода.

При алхимическом явлении в атоме, например водорода, с помощью приемов алхимии можно осуществить внутренние изменения, преобразования, в результате которых атом водорода превратится в атом другого элемента. В наше время такой процесс известен как расщепление атома.

В алхимических преобразованиях скрывается глубокий смысл, связанный с принципом эволюции, который заключается в том, что все в природе, во Вселенной движется, развивается, к чему-то стремится, имеет предназначение и цель. Это относится и к минералам, и к растениям, и к животным, и к людям.

Цель алхимических исследований - поиск того, что могло бы ускорить эволюцию. То, что когда-нибудь может стать золотом, может быть им уже сегодня, потому что это его истинная суть. То, что когда-нибудь станет бессмертным в человеке, может уже сегодня быть бессмертным, так как в этом истинная суть человека. То, что станет совершенным когда-нибудь, может уже сейчас быть совершенным.

В этом смысл преобразований, которые часто называют золотом, являющимся символом совершенства, высшей точкой развития. Все должно вернуться к своему источнику, все должно стать совершенным и прийти к своей высшей точке.

Алхимические знания с давних времен скрывались в тайне, потому что были опасны для тех, кто не умеет владеть собой, своими страстями и желаниями, кто может использовать эти знания для собственной выгоды, но не для природы и других людей.

Основные законы и принципы алхимии

Основной принцип алхимии - это единство Материи. В проявленном мире материя принимает разнообразные формы, но Материя едина.

Второй принцип: все, что существует в Макрокосме, существует и в Микрокосме, то есть все, что есть в большом, есть и в малом. Это позволяет, проводя аналогии с процессами в нас самих, понять космические явления. Принцип Гермеса: «Что наверху, то и внизу». Алхимические процессы и преобразования не противоречат природе и не разрушают ее. Преобразование свинца к золоту заключается в том, что предназначение свинца - стать золотом, а предназначение людей - стать богами.
Третий принцип: первоматерия состоит из трех элементов, называемых в алхимической терминологии Сера, Ртуть и Соль. Это не химические элементы ртути, серы и соли. Эти понятия характеризуют степени совершенства в природе. Чем больше Серы в комбинации, тем выше степень совершенства. Большое количество Соли, наоборот, говорит о меньшей степени совершенства.

Задача алхимика состоит в изменении этих соотношений, чтобы трансформировать все в золото. Но не элемент золота, из которого чеканят монеты и делают украшения! Все должно превратиться в золото, то есть достичь высшей степени совершенства.

Алхимия рассматривает три элемента Серу , Ртуть и Соль в человеке.

Золото - это Высшее Я , совершенный человек.

Сера - это Дух , то наивысшая совокупность достоинств и потенциалов человека, высшая способность понимать интуитивно.

Ртуть - это Душа , совокупность эмоций, чувств, жизненной силы, желаний.

Соль - тело человека .

Совершенный человек отдает приоритет Сере, достигает три элемента стабильны, и высшее преобладает над низшим. Крест символизирует эту идею: Сера - вертикальная перекладина, Ртуть -горизонтальная. Соль - точка стабильности, точка их пересечения.

В алхимии имеется учение о «семи телах» человека, утверждавшееся в древних религиозных и философских школах. Сера, Ртуть и Соль символизирует четыре низших тела. Причем существует соответствия:

Сера - Огонь ,

Ртуть в жидком состоянии - Воздух , Ртуть в твердом состоянии - Вода .

Соль - Земля .

Но и здесь это четыре стихии алхимиков, а не известные нам огонь, вода, воздухи и земля.

Алхимия считает, мы знаем единственную стихию - Землю, потому что наше сознание погружено в нее.
Представить эти стихии можно так:

  • Землю - тело,
  • Воду - жизненная сила,
  • Воздух - совокупность эмоций и ощущений,
  • Огонь - способность мыслить, рассуждать и понимать

Еще три принципа:

  • Высший Разум - разум, на все сущее;
  • Интуиция- мгновенное понимание;
  • Чистая воля - действие без желания вознаграждения.

Философский камень

Великом Делание осуществляется над Первичной Материей, о превращении ее в Философский камень .

Практическая сторона Великого Делания охватывает всё, от тела до Души. Работа начинается с отделения Первоматерии. В этой Первоматерии, присутствуют в определенном соотношении Сера, Ртуть и Соль.

  • Первый этап Великого Делания - отделение Серы.
  • Второй этап - отделение Ртути. Соль, как и в символе креста, - соединяющий элемент, существующий, пока существует крест. То есть тело существует, пока объединены дух и душа, служа для выражения их единства.
  • Третья фаза Великого Делания - это новое объединение Серы и Ртути, образование того, кто больше не имеет различий, называемый Гермафродитом. Он сначала мертв, его Душа просит Бога дать телу новую жизнь, потому что объединение Серы и Ртути является следствием разделения, отделения, познания и объединения. Бог нисходит с Душой, позволяя ей войти в тело, которое рождается второй раз. Иными словами: сознание родилось, пробудился человек.

Конечная цель Великого Делания - Философский камень, универсальная панацея, превращающая людей в богов, солнца в огромные звезды, и трансформацию свинца в золото.

Философский Камень необходимо растолочь в порошок. Для трансформации в золото, он золотисто-красный, для трансформации в серебро - белый.

Философия алхимии

Философия алхимии открывает две грани: теорию, то есть все, что связано с духом и познанием, и практику.

Алхимическая философия утверждает: внимание нужно обращать не на внешний вид, а искать глубокие корни и причину всего. Важна не форма, а дух, живет в ней. Философия алхимии учит глубокому познанию природы, умению жить вместе с ней.

С практической стороны алхимия учит в определенный момент эволюции возвращать себе силы, ранее утраченные однажды, возвращать способность подняться, ускорить свою эволюцию. Алхимия позволяет человеку вновь обрести когда-то утраченное бессмертие, потому что человек изначально бессмертен.

Бессмертны не физические тела. Бессмертие не является свойством тела, оно качество духа. Бессмертен дух!

В душе каждого человека есть внутренняя лаборатория, в каждом живет алхимик, превращающий Ртуть в Золото, то есть делающий свою душу совершенной, и имеющий Философский Камень, то есть инструменты для получения золота совершенства. Из свинца своих недостатков каждый человек может создать золото своих достоинств.

В этой статье подробно рассмотрены основы алхимии - великой контрнауки наук, которая, согласно Карлу Густаву Юнгу, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия шизофренического раскола, которая уже показала свою ущербность). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более здоровых позиций, уничтожены как ереси (см. мою статью об Офитах). Однако "в бессознательном" осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, и скрытым её выразителем и стала алхимия.

Алхимия в противовес христианству устремляется в материю, к металлам и первоэлементам, дабы через их пресуществление достичь спасения, тогда как христианин стремится уйти от материи. Христианин направляет свою душу к Богу за пределами материального, алхимик же ищет Бога, сокрытого в материи. Бог христианина совершенен, и через обращение к совершенству обретается спасение - Бог алхимиков нуждается в человеке, как в освободителе из оков элементов. Подобная идея уже встречалась в некоторых гностических воззрениях, а также в системе каббалистов, и на тот момент заново возродилась из коллективного бессознательного. Юнг приводит многочисленные алхимические параллели в символизме Христа и камня философов (иначе называемым "сыном философов"). Даже само название "философский КАМЕНЬ" указывает на Христа, в евангельских аллегориях называемого "камнем, отвергнутым строителями, но ставшим во главу угла". Так же общими аллегориями Христа и камня являются пеликан, единорог, и т.д. Всем, кто интересуется этим вопросом более глубоко, стоит ознакомиться с работой Юнга "Психология и алхимия".

Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, "философский камень" является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей "прима материи". Кстати, опять же некоторые алхимики проводили параллель между Христом, рождённым в яслях в окружении весьма неблагородном, с философским камнем, который творится из самой низшей, первичной материи, "тьмы египетской", становясь вследствие алхимических манипуляций царём царей и Богом Богов. Подобные параллели, конечно же, не случайны и имеют глубочайшее психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через богатый и сложный символический ряд алхимии, о значении которого сами алхимики в абсолютном большинстве своём не имели никакого понятия!

Возникает вопрос: как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

Юнг не раз утверждал: "Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили". Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

В алхимической проблематике этот механизм очень сложен, поскольку налицо отношение к очень глубокому слою "бессознательного коллективного", извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека тайной тайн. Архетипы активизируются в особых ситуациях - это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди из-за суеверного страха предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало его активации. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным "экраном" для проекции содержаний бессознательного.

Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, и, имея хороший контакт с коллективным бессознательным, вполне качественно может предсказывать будущее (искренне думая, что читает по звёздам), алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

Вывод? Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в целительной компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, "третьим сыном", разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, если хотите, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под банальную золотодобытчицу! Мало кто обращал внимание на утверждение Г. Дорна о том, что "…наше золото не есть золото черни", хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.
Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.


СВИНЕЦ

Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление вполне естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как "свинцовая усталость" или "свинцовая тоска" - крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала нешуточная опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, что на языке алхимических аллегорий и означало "попасть во власть демонического свинца".

Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт "философский камень" - суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису "…где болезнь, там и лекарство". Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым, тайным смыслом.


РТУТЬ

Для человека средневековой ментальности ртуть была выразителем Меркурия - высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть для алхимиков - это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Для современной развитой личности подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать тот факт, что средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

"-она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

Она материальна и духовна;

Она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

Она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер; наконец, отражение Бога в матери-природе;

Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; "…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой - индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное". (К.Юнг "Дух меркурия")

Учитывая вышепроцитированный текст, мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется "хлопком одной ладони", звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Кроме того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Вдобавок, ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне, великой Богине. Меркурий (он же Гермес) - суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец великого делания, наставника, проводника и одновременно трикстора, противника и беглеца. "Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного", - писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.


СЕРА

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи. Она - чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла - такой человек вполне мог провести аналогию с лёгковоспламеняющейся серой!

Сера также связана с субстанцией Солнечной "красноты" и потому представляет принцип сознания. "Сера представляет активную субстанцию солнца, или если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании - с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью". (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 151).


СОЛЬ

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир - ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей. Параллели можно найти и в буддизме ваджраяны, где женский принцип соотносится с мудростью, а мужской - с мастерскими средствами.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо "…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 330). Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как "засаливание тела" есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от "эго", чётко знающего свои пределы, "границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами" (Юнг, "МС", пар № 660).

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль - женский, а ртуть - андрогинный, объединяющий противоположности воедино.


CТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: "…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 673). То есть, психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить "Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация". Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд - извлечению проекций из объекта. Поскольку мы изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: "Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 749).

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача - не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

CONIUNCTIO, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать как бы со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне "Coniunctio" происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: "Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски".

Эта стадия представляет определённую опасность для "эго", поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика - подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Вывод: необходимо уметь "отпустить" себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

NIGREDO. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние "эго" с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo - это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было "Я", открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Самое страшное здесь - субъективное ощущение того, что теперь это никогда не кончится. Отсюда необходимо заверение, что подобное состояние временное и является необходимой ступенью на пути к более высокому самосознанию. "Распад - предварительное условие искупления. Участник мистерии должен пережить фигуральную смерть, чтобы достичь трансформации" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 381). В тибетском буддизме на высоких ступенях давалась практика "чёд", суть которой в том, что практикующий уходил на ночь на кладбище и представлял, что отовсюду слетаются голодные духи и расчленяют адепта". Насколько мне известно, подобная практика считается самой опасной из всех практик Тибета и рекомендуется только очень хорошо подготовленным индивидам. Можно сказать, что практикующий "чед" сознательно вызывает у себя самое сильное состояние Nigredo, дабы ускорить процесс трансформации.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива мандалы четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ (АНДРОГИН), стадия завершения. Противоположности объединены в новом "Я", которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: "…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 765).

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Теперь могут активироваться скрытые парапсихологические способности, происходит много синхронистичных совпадений: "…если символизм мандаллы является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность - его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности" (там же, пар.№ 662).

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности и мандаллы. Завершающая задача: принять изменения с благодарностью и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции впоследствии приносят серьёзные проблемы.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в "кризисе середины", то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а просто приятным переживанием. Здесь наиболее ясно видно, как знание алхимии помогает в анализе сновидениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1) Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;

2) Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие "психе";

3) Основной темой алхимического искания является создание "философского камня", который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;

4) Противоположности, нуждающиеся в объединении, символизировались химически (соль-сера); зооморфно (змея-птица; птица крылатая и бескрылая); антропоморфно (царь и царица, Адам и Ева); астрологически (Солнце-Луна); в связи со стихиями (огонь-вода, воздух-земля). Психологически это соответствует объединению сознания и бессознательного в Самости - "круге, центр которого везде, а окружность нигде".

5) Объединение противоположностей вопреки христианскому "подъёму на небеса" у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.

6) Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами "Великого делания". Ни один человек средневековой ментальности не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.

7) Символы алхимии часто встречаются в сновидениях и фантазиях людей, с нашим предметом не знакомых, - вот почему знание алхимии бывает необходимо при аналитической работе со снами. Алхимические стадии в разных масштабах проходятся на протяжении всего человеческого существования, но особо актуальны в "кризисе середины жизни".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 1. Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в "бессознательном" у современных людей. Первый пример я привожу из своего опыта. В раннем детстве (где-то в 13 лет) мне приснился сон, который я навсегда запомнил и лишь значительно позднее узнал, что он имеет отношение к коллективному бессознательному и напрямую связан с алхимическом символизмом. Вот его описание:

"Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал - на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно - играть с вороной, которая находится в центре мира. Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, "неизменную в изменяющемся". Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он?) - к сожалению, адекватно описать это невозможно) - как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, я осознаю, что совершенство рухнуло "ниже уровня ада", а я каким-то непостижимым образом являюсь "им" и "не-им" одновременно. Щелчок перед глазами - я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выйдя из зала, передо мной предстаёт умирающий мир - и в то же время вроде бы всё осталось, как прежде. Меня охватывает тоска и скорбь. Я твержу себе: главное - не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: "Ты видел фильм?" Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: "Странно, что ты не плачешь - ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!" На этом сон прекращается.

АМПЛИФИКАЦИЯ. Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип "нарушения священного запрета" есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе - главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что прямо указывает на древнюю алхимическую мудрость: "Что вверху, то и внизу". Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об "искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся". В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Каждый, кто внимательно ознакомился со статьёй, без особого труда узнает в приведённом сне стадию Coniunctio, плавно и естественно переходящую в Nigredo. Внимательный читатель может спросить: если подобные масштабы характерны, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему такой процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? Однако не стоит забывать, что в психологии (в отличие от других наук) нет непреложных законов, а есть только тенденции. И в данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем "ветрам" коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное "эго" находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 2 . Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема - перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализе. "Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше". Думаю, что данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.