Авторитаризм является одним из самых распространенных режимов современности. Он получил развитие приемущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР когда после смерти И.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный.

1. сосредоточение власти в руках одного человека или группы, общество отчуждено от власти, отсутствует механизм ее преемственности, так как элита формируется путем назначения сверху;

2. права и свободы граждан главным образом в политической сфере. Законы, как правило, на стороне государства, а не личности;

3. в обществе доминирует официальная идеология, но проявляется терпимость по отношению к другим идейным течением, лояльным к правящему режиму;

4. ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно – политических организаций. Деятельность партий и оппозиции запрещена или ограничена;

5. обширный государственный сектор жестко регламентируется государством, но вполне может уживаться с частным предпринимательством;

6. осуществляется цензура над средствами массовой информации, которым разрешается критика отдельных недостатков государственной политики при сохранении лояльности по отношению к системе;

7. отсутствие огромного репрессивного аппарата. Массовые репрессии в обществе не проводятся;

8. при положительных результатах деятельности режим может поддерживаться большинством общества. Меньшинство борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но зависит от государства;

9. разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

10. режиму свойственны унитарные формы государства с жесткой централизации власти. Права национальных меньшинств ограничены.

1. военный режим (например, хунта во главе с Пиночетом в Чили, власть маршала Пилсудского в Польше);

2. теократический режим (власть религиозного клана, установившаяся в Иране после революции 1979 года);

4. режимы, для которых характерно существование массовых партий (например, в Мексике) и поведение не конкурентных или полуконкурентных выборов.

Наиболее массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы, которые возникают в период освобождения ряда стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В традиционных обществах военные оказывались наиболее сплоченной социальной группой, способной объединить все слои общества на основе идеи национального определения. Вместе с тем, после прихода к власти военных политический курс может быть различным. Так в одних странах он привел к отстранению от власти коррумпированной элиты и отвечал интересом национальных государств (например, в Индонезии, на Тайване). В других случаях сами военные становились исполнителями воли могущественных финансовых групп и государств, например, большинство военных режимов Латинской Америки финансировались США.

Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию. Например, после Второй мировой войны в Испании определенное время авторитарный режим, но под влиянием индустриально развитых стран Запада и США, которые стремятся расширить сферу демократических ценностей, эволюционировал в демократический политический режим.


Другие публикации:

Тоталитаризм и демократия: народ и власть
Тоталитаризм в основном рассматривают как такой общественный строй, для которого характерна предельная централизация власти. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полност...

Общая характеристика ведущих политических партий Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференци...

Значение и место конфликта в политической жизни. Взаимосвязь различных типов конфликтов
Сторонами этого типа конфликтов выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этих конфликтов могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе...

Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975)

1939 - 1975 гг.


Социальная основа и идеологическая доктрина франкизма. Политическая система франкистского режима

Авторитарный франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной Гражданской войны . Огромные людские потери, многочисленные человеческие драмы и моральный надлом общества серьезно затруднили процесс национального примирения. Трагедия Гражданской войны долгие годы оставалась в коллективной памяти испанцев. Основные политические процессы в стране были в той или иной степени производными от итогов Гражданской войны. В экономическом плане послевоенная Испания была отброшена на несколько десятилетий назад. Тем не менее франкистский режим просуществовал без малого 40 лет. Это был один из самых продолжительных периодов авторитарного правления в современной истории Западной Европы. После окончания Второй мировой войны, определившей новые ориентиры европейского и мирового развития, Испания фактически находилась в изоляции, что затрудняло хозяйственное восстановление страны и возвращение ее в систему международных отношений в качестве полноправного актора.

В 30-е-40-е годы испанская реакция под антиреспубликанскими и антикоммунистическими знаменами объединила неоднородные в социально-политическом отношении силы: финансовую и земельную олигархию, верхушку армии и церкви, представителей значительной части средних слоев города и деревни. Франкистский режим, защищая их интересы, создавал благоприятные возможности для обогащения этих категорий граждан, в том числе и мерами государственно-монополистического регулирования.

Диктатура Ф. Франко воцарилась в стране 1 апреля 1939 г. Ее опорой были армия, репрессивные органы и созданная в 1937 г. фашистская партия «Испанская фаланга». Демократическая конституция 1931 г. перестала действовать. Были запрещены все поддерживавшие республику политические партии и профсоюзные объединения, отменено большинство реформ, осуществленных Народным фронтом. Судебные органы в период франкизма функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Сложившаяся в стране политическая система была ориентирована на охрану режима и его институтов. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Его отличительными чертами были территориальное единство страны и жесткая вертикаль государственного управления, где, разумеется, не было места ни региональной автономии, ни идее этнокультурной идентичности народов, населявших страну.

Колоссальная власть, которую сосредоточил в своих руках Ф. Франко в годы Гражданской войны, получила «легитимный» статус согласно обнародованному 8 августа 1939 г. закону. 9 августа было сформировано второе правительство Ф. Франко (первое франкистское правительство действовало до августа 1939 г.). В его состав диктатор включил представителей высшего командного состава армии, нескольких карлистов и клерикалов. В идеологическом плане с 1939 по 1942 г. ключевая роль в формировании политической системы страны принадлежала фашистской партии «Испанская фаланга». Программа «Испанской фаланги» включала следующие пункты: формирование так называемых «вертикальных» профсоюзов, на принудительно-корпоративных началах объединявших предпринимателей, служащих и рабочих; учреждение молодежных, студенческих и женских ассоциаций, деятельность которых была проникнута идеями испанского национализма и франкизма; создание мощного пропагандистского и цензурного аппарата, способного подавлять любые демократические проявления в политике, прессе, литературе, искусстве и навязывать идеи франкизма всем слоям испанского общества.

В 1941 г. испанские фалангисты разработали проект закона об организации государства, во многом копирующего корпоративный тоталитаризм итальянских фашистов. Однако Ф. Франко отверг этот законопроект, посчитав, что в нем не учтена в должной мере национал-традиционалистская специфика Испании. Необходимо подчеркнуть, что с первых дней существования (вплоть до 1975 г.) франкистский режим не представлял собой организационно-идейного «монолита», напротив, в его базовых структурах постоянно имели место соперничество и откровенная конфронтация между различными группировками со своими узкокорыстными интересами либо же боровшимися за сферы влияния. Этим соперничеством умело пользовался диктатор для достижения собственных целей, прибегая к тактике «взаимных сдержек и противовесов», в частности путем кадровых перестановок. В августе 1942 г. он сформировал новый кабинет министров. В составе кабинета фалангисты были представлены в меньшем количестве, чем раньше. Такой «маневр» свидетельствовал о стремлении Ф. Франко снизить чрезмерное политическое влияние, которое обрела «Испанская фаланга» после окончания Гражданской войны.

Декретом от 17 июля 1942 г. были созданы Кортесы, выполнявшие лишь совещательные функции. 438 депутатов Кортесов называли прокурадорами. Членами Кортесов являлись министры, члены Национального совета «Испанской фаланги», председатели Верховного суда и Военного трибунала, мэры 50 провинциальных столиц, ректоры университетов, крупные правительственные чиновники и др. Глава государства назначал в Кортесы 50 прокурадоров из лиц, занимавших высокое положение в военной, административной, духовной или социальной сферах. Франкистские Кортесы являлись собранием крупных государственных и партийных служащих, готовых верой и правдой служить авторитарному режиму.

Правительство (Совет министров) возглавлял Ф. Франко. Никакие законопроекты не могли быть внесены в Кортесы без согласия правительства. Диктатор обладал правом вето относительно любого принятого Кортесами законопроекта. Министры назначались и смещались также лично Франко. Он же назначал губернаторов 50 провинций, высших чиновников, судей, генералов, адмиралов, давал согласие на перемещение лиц духовного звания в структуре католической церкви. Католическая религия была объявлена государственной. Духовенство получало из государственной казны жалованье.

В каждой отрасли хозяйства функционировал центральный отраслевой профсоюз, которому подчинялись его провинциальные и местные отделения. Отраслевые профсоюзы (их было 26) имели «вертикальную» структуру, т.е. включали владельцев предприятий, административный персонал, служащих и рабочих. Во главе отраслевого профсоюза, обладавшего административными полномочиями, стоял делегат, назначаемый правительством. В свою очередь профсоюзный делегат подчинялся министру правительства. Административный аппарат профсоюзов также не был выборным, а назначался правительством. Государство строго регламентировало производство, уровень заработной платы, цены и снабжение. Для создания нового промышленного предприятия было необходимо административное решение.

Местное самоуправление, существовавшее во времена Второй республики, было упразднено. Власть на местах осуществляли лица, назначаемые правительством: в провинциях - губернаторы, в муниципальных округах и крупных городах - алькальды.

Политический террор в отношении своих противников франкизм дополнял идеологическим террором. Верность идеалам «крестового похода против коммунизма» рассматривалась режимом как основополагающий принцип внутренней и внешней политики страны. В основе франкизма как идеологической доктрины, навязанной режимом испанскому обществу, лежали антидемократизм, авторитаризм, антикоммунизм, антисемитизм, клерикализм, фашиствующий национализм, патерналистская элитарность, государственный централизм. Прослеживались в нем традиционалистские 1 , монархические и религиозные концепции, развиваемые на протяжении XIX-XX вв. такими идеологами реакции и консерватизма, как М. Менендес Пелайо, Р. де Маэсту, Х.А. Примо де Ривера, А. Эррера, Х.М. Хиль Роблес и др. Франкизм аккумулировал все эти идеи и взял на вооружение испанский традиционализм, идеализацию «самобытности» Испании, тему «единой и неделимой» Испании, экзальтированное провозглашение единения испанцев перед лицом классовой борьбы, фетишизацию армии как гаранта стабильности режима.

Франкизм был пронизан идеями каудильизма - реакционного идейно-политического течения, оправдывавшего установление тоталитарного государственного правления во главе с признанным общенациональным лидером, наделенным политической и военной властью. Каудильизм еще в конце XIX - начале XX в. подпитывался политической и социально-экономической нестабильностью, порожденной деградацией монархического режима, олигархическими методами правления в стране и попытками армейской верхушки активно вмешиваться в политические процессы. Диктатура генерала М. Примо де Риверы и создание фашистской партии (1933) во многом отвечали идеологическим постулатам каудильизма. После прихода к власти Ф. Франко каудильизм в Испании фактически узаконили, а самого диктатора официальная пропаганда в период с 1939 по 1975 г. преподносила как «спасителя нации и государства». В течение этого времени совмещавший посты главнокомандующего Вооруженными силами, главы государства и правительства Ф. Франко официально именовался «божьей милостью каудильо Испании, ответственный перед Богом и историей». Таким образом, франкизм противопоставил себя идеям просвещения, демократии, либерализма, коммунизма, социал-демократии и масонства.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило под угрозу существование в Испании диктаторского режима и франкистской идеологии. Ф. Франко предпринял энергичные меры с целью адаптации страны к новой международной обстановке. В июле 1945 г. он сформировал новое правительство, в котором ведущую роль стали играть представители клерикальных кругов (М. Артахо, Х.М. Фернандес Ладреда, X. Руис Хименес). Из официальной пропаганды были «изъяты» наиболее одиозные постулаты фашистского толка. В политическую систему были «внесены» демократические элементы (в большей степени для видимости и особенно для успокоения общественного мнения в демократических странах). В частности, в 1945 г. был обнародован документ под названием «Фуэро испанцев», в котором декларировались права испанского народа, но механизм правовых гарантий или реализации этих прав в «Фуэро», естественно, отсутствовал. Тогда же «каудильо Испании» подписал закон о национальном референдуме, согласно которому глава государства обладал правом выносить на общенациональный референдум законопроекты, предлагаемые Кортесами.

В 1947 г. в соответствии с законом о наследовании главы государства Испания формально была провозглашена монархией, но установление королевской власти должно было произойти после смерти Ф. Франко, который был объявлен пожизненным правителем. Закон предусматривал создание Королевского совета из представителей генералитета, высшего духовенства и чиновничества. По представлению этого органа и правительства, в случае смерти Ф. Франко или его ухода в отставку, Кортесы должны были избрать короля (из династии испанских Бурбонов) или регента.

В 50-е-60-е годы авторитарный режим сумел расширить свою социальную базу. К традиционным сторонникам франкизма - земельной аристократии, промышленной олигархии, высшим армейским, чиновничьим и клерикальным кругам - присоединилась «новая» буржуазия, сумевшая обогатиться за счет правительственных субсидий, государственных заказов и элементарных спекулятивных сделок. Новые возможности для роста личного благосостояния открывала для себя средняя городская и сельская буржуазия.

Экономический бум 60-х и первой половины 70-х годов в стране укрепил позиции «новой» испанской буржуазии, но одновременно усилил ее недовольство экономической политикой режима. Предприимчивая часть испанской буржуазии жаждала реформ. В этих условиях конфликт между государственным авторитаризмом и динамичной рыночной экономикой принял острые формы. Франкизм пытался выйти из создавшейся ситуации путем либеральных новаций в социальной области и включения в систему государственного управления технократов из религиозно-политической организации «Опус деи» («Божье дело») 2 .

Произведенные в 1957 г. перестановки в кабинете министров свидетельствовали о том, что Ф. Франко сделал ставку на технократическую олигархию, ядром которой являлись представители «Опус деи» во главе с Л. Лопесом Родо. Правительство технократов пользовалось поддержкой ближайшего сподвижника Ф. Франко адмирала Л. Карреро Бланко, игравшего все более заметную роль в политической жизни страны. Новый кабинет взял курс на модернизацию страны при сохранении принципов, на которых базировался правящий режим.

Кроме реформирования экономики, обновленческая деятельность технократических правительств в период с 1957 по 1965 г. проявилась и в других направлениях: определенной модернизации самого режима, повышении эффективности центрального госаппарата и административных структур провинциального и муниципального уровней. В 1967 г. Ф. Франко «под давлением» Л. Карреро Бланко и министров-технократов согласился с принятием Органического закона о государстве. В соответствии с законом было произведено разделение постов главы государства и главы правительства, проведена частичная реформа Кортесов, определены возможности для создания политических ассоциаций, правда, при условии, что они разделяют основные принципы национального движения, т.е. франкизма. С 22 июля 1969 г., по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц Хуан Карлос Бурбон (нынешний король Испании Хуан Карлос I 3), который на следующий день принес присягу на верность Ф. Франко и отечеству.

В 1969 г. был сформирован новый кабинет министров, ключевой фигурой которого стал адмирал Л. Карреро Бланко. Несмотря на успехи в экономической сфере, в целом правительство Л. Карреро Бланко придерживалось консервативного курса, что проявилось в ограничении политических преобразований. Реформаторские силы в новом кабинете получили название апертуристы.

В 1973 г. Ф. Франко по причине ухудшения здоровья был вынужден временно (на период лечения) передать управление страной адмиралу Л. Карреро Бланко. Адмирал произвел перестановки в кабинете министров, включив в него представителей различных политических секторов из числа франкистов. Однако этот состав правительства не приступил к работе. 20 декабря 1973 г. в Мадриде Л. Карреро Бланко был убит боевиками баскской подпольной организации ЭТА.

После гибели Л. Карреро Бланко каудильо назначил председателем правительства К. Ариаса Наварро 4 . В состав нового кабинета вошли представители тех секторов, которые составляли опору режима, за исключением технократов из «Опус деи». На первом этапе своей деятельности К. Ариас Наварро разработал и представил на рассмотрение Кортесов план реформ, нацеленных на демократизацию процедуры избрания глав местных администраций, упрощение бюрократических препятствий при создании политических ассоциаций, расширение полномочий официальных профсоюзов, разграничение полномочий между государством и церковью и ряд других. Большей частью планы К. Ариаса Наварро остались на бумаге.

Политический курс, который проводил К. Ариас Наварро, консервативный по сути, вызвал критику со стороны реформаторских кругов франкизма. В знак несогласия с К. Ариасом Наварро в отставку подали два министра правительства: министр информации и туризма Пио Кабанильяс и министр финансов Баррера де Иримо. Даже в среде убежденных франкистов все громче раздавались голоса, требовавшие конкретных мер по реформированию страны. Идеологический и политический кризис, переживаемый режимом, обострился в результате болезни и смерти каудильо 20 ноября 1975 г.

Следует отметить, что политический режим, созданный Ф. Франко после падения Второй республики, и система власти периода 1975-1978 гг. при внешней схожести политических институтов и властных атрибутов существенно отличались друг от друга. На первом этапе существования режима в его структурах, методах правления и официальной пропаганде явно прослеживалось влияние германского нацизма и итальянского фашизма. После разгрома фашизма в ходе Второй мировой войны Ф. Франко и его окружение начали быстро приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Этот процесс «приспособленчества» продолжался и в 50-е-60-е годы. Поэтому чрезвычайно затруднительно дать краткую и исчерпывающую дефиницию франкистского режима в целом. Если с 1939 г. по 1945 г. по форме и методам правления Испания представляла собой военно-тоталитарную диктатуру фашистского толка, то в дальнейшем, вплоть до 1957 г., в «рецептуре» власти преобладал авторитаризм, идеологически подпитываемый постулатами франкизма и католицизма. С 1957 г. франкистский авторитаризм постепенно смыкался с олигархической технократией. Позднее идеологи франкизма характеризовали эти изменения как «самобытный» путь Испании, которая стремилась к устойчивому социально-экономическому развитию и в тоже время ревностно охраняла национальные традиции и, разумеется, религию. Тем не менее на протяжении 36 лет вся полнота политической власти находилась в руках одного Ф. Франко.

Противодействие франкистскому режиму. Возникновение баскской сепаратистской организации ЭТА

После окончания Гражданской войны представители различных антифранкистских сил (коммунисты, социалисты, республиканцы, баскские и каталонские националисты, профсоюзные лидеры и др.) прилагали усилия для восстановления в подполье своих организационных структур и развертывания борьбы против авторитарного режима. Возлагались также надежды на содействие демократических государств Запада, одержавших победу над германским нацизмом и итальянским фашизмом. До 1949 г. на территории Испании действовали партизанские отряды, состоявшие преимущественно из коммунистов. Однако расчеты на то, что после окончания Второй мировой войны фашистский режим Ф. Франко будет уничтожен, не оправдались. Более того, в 50-е годы франкистский режим сумел укрепить свои позиции как внутри страны, так и на международной арене. В связи с этим антифранкисты были вынуждены строить свою стратегию борьбы, исходя из долгосрочной перспективы.

Главной оппозиционной силой франкизму в 50-е-60-е годы стали рабочий класс, демократическая интеллигенция и студенческая молодежь. В конце 40-х - начале 50-х годов состоялись первые крупные выступления испанцев, проходившие под экономическими лозунгами. Массовые выступления и забастовки трудящихся «расшатали» и привели к краху одну из важнейших опор режима - «вертикальные» профсоюзы, в принудительном порядке объединившие практически все экономически активное население страны. В середине 70-х годов эти профсоюзы лишились социальной поддержки, поскольку большинство трудящихся открыто перешло на сторону сложившегося в конце 50-х годов профсоюзного движения нового типа в лице Рабочих комиссий 5 , находившихся под влиянием коммунистической идеологии, либо возродившегося Всеобщего союза трудящихся. Подобное положение свидетельствовало о тщетности попыток франкизма превратить рабочий класс в послушного союзника путем «интеграции» в свою систему.

Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества, в частности на студенчество. От чисто академических требований основная масса студенчества перешла к выдвижению радикальных лозунгов, направленных против режима. Конфликт между режимом и студенчеством приобрел перманентный характер. В 1956 г. в Мадриде произошли мощные студенческие выступления, повлекшие за собой правительственный кризис. К середине 60-х годов студенческие протесты стали важным фактором борьбы за демократизацию политической жизни. В 1965 г. в результате требований студентов был распущен фалангистский профсоюз университетских студентов. Вместо него был организован Демократический профсоюз университетских студентов.

В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций - митингов, демонстраций, «круглых столов» - становится интеллигенция. Новое поколение испанской интеллигенции, хотя и различных идеологических взглядов и убеждений, отвергало франкизм.

В 60-е-70-е годы оппозиционные франкизму силы группировались вокруг нескольких политических партий и организаций, действовавших преимущественно за рубежом или в подполье. Среди этих организаций выделялись христианско-демократические во главе с М. Хименесом Фернандесом и Х.М. Хилем Роблесом, социал-демократы во главе с Д. Ридруэхо, либералы, лидером которых был X. Сатрустеги, ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия), которую в те годы возглавлял Р. Льопис, и КПИ во главе с генеральным секретарем С. Каррильо.

В июле 1974 г. в Париже ведущие антифранкистские партии, ведомые КПИ, договорились о создании широкого оппозиционного альянса «Демократическое объединение». Спустя год была сформирована «Платформа демократического объединения», в которой главную роль играли молодые лидеры ИСРП во главе с Ф. Гонсалесом 6 и А. Геррой.

Антифранкистское движение усиливалось за счет международной составляющей. Еще в августе 1945 г. в Мексике в противовес правительству Ф. Франко было образовано испанское республиканское правительство в изгнании во главе с X. Хиралем. В апреле 1946 г. в состав правительства вошли представители КПИ, галисийских националистов и консервативных республиканцев. Это правительство было признано 9 государствами. В феврале 1947 г. его возглавил республиканец Р. Льопис. Правительство в изгнании продолжало действовать и в последующие годы вплоть до падения режима Франко.

Национальные движения в Каталонии и в Стране Басков также находились в оппозиции власти. Они вели борьбу за восстановление автономии и в защиту этнонациональной идентичности. Для всех национальных движений страны в 60-е годы было характерно сочетание национальных требований с общими задачами борьбы против режима. Франкизм рассматривал национальные движения как покушение на «единство нации» и жестоко подавлял их. Репрессии властей привели к тому, что с конца 60-х годов баскские националистические организации, стоявшие на радикальных позициях, перешли к террористическим методам борьбы.

Вооруженную борьбу против франкизма возглавила баскская подпольная организация ЭТА. Основанная в 1959 г., ЭТА выражала интересы баскских ультрарадикальных националистических кругов. Идейные воззрения лидеров ЭТА не отличались статичностью и формировались под воздействием конъюнктурных факторов. ЭТА выдвигала лозунги борьбы против франкистской диктатуры и «испанского порабощения», в поддержку предоставления Стране Басков независимости, а также ряд антифашистских, демократических и нравственно-гуманистических требований. Социальные разделы программы ЭТА, равно как и принципы будущего политического устройства Страны Басков, излагались лишь в общих чертах с акцентом на развитие демократии, гражданских прав и свобод.

Свой первый теракт ЭТА совершила в 1968 г. 2 августа был убит руководитель Политического управления полиции г. Сан-Себастьян М. Мансанас, известный своим садизмом по отношению к политическим заключенным. Этот высокопоставленный полицейский чиновник олицетворял в глазах баскских патриотов франкистский режим. После убийства М. Мансанаса по распоряжению властей в провинциях Бискайя и Гипускоа было введено чрезвычайное положение, подверглись аресту 434 человека, 189 были брошены в тюрьму, 75 басков были насильственно депортированы во Францию и Бельгию. По данным баскского еженедельника «Энбата», в августе 1968 г. по сфабрикованным обвинениям в причастности к теракту в застенки режима были брошены 32 католических священника. В апреле 1969 г. полиции удалось задержать на конспиративных квартирах целую группу активистов-этаровцев. Деятельность ЭТА была дезорганизована.

В декабре 1970 г. в г. Бургос состоялся судебный процесс над 16 баскскими патриотами, обвиняемыми в причастности к убийству М. Мансанаса. Вопреки намерению властей, «Бургосское судилище» (так пресса многих стран, в том числе и СССР, именовала этот процесс) превратилось в суд над самим франкизмом и способствовало небывалому росту популярности ЭТА как в Испании, так и за рубежом. В ходе судебных слушаний этаровцы обвиняли диктатуру в попрании элементарных прав и свобод басков. Военный трибунал 9 декабря вынес обвиняемым суровый приговор: 6 этаровцев были приговорены к смертной казни, остальные - к длительным срокам тюремного заключения (в общей сложности - более 700 лет). Руководители многих стран, в том числе Франции, Бельгии, Италии и Ватикана, обратились с просьбой о помиловании осужденных. Ф. Франко был вынужден заменить смертный приговор для 6 патриотов на длительное тюремное заключение.

Благодаря открытости судебного процесса ЭТА приобрела международную известность. Ее деятельность ассоциировалась со справедливой борьбой испанцев против тирании. За короткий срок организация преодолела внутренние разногласия и восстановила изрядно поредевшие ряды. По мнению британского исследователя Р. Кларка, «репрессии полиции сыграли ключевую роль в пополнении ЭТА новыми бойцами» 7 .

20 декабря 1973 г. в результате теракта, организованного членами ЭТА, был убит председатель правительства Испании адмирал Л. Карреро Бланко, ближайший сподвижник Ф. Франко и его предполагаемый преемник.

Таким образом, франкизм оказался не в состоянии подавить набиравшую силу оппозицию «снизу». Не сумел он сохранить и тот фундамент, на котором пытался воздвигнуть здание «великой Испании».

От автаркии к экономической либерализации

В условиях Второй мировой войны франкистский режим был вынужден прибегнуть к политике хозяйственной автаркии с целью самообеспечения страны основными продовольственными и промышленными товарами. Взятый правительством курс проявился в целенаправленном ограничении импорта, поощрении национальных производителей путем введения для них льготных тарифов и налогообложения, государственном регулировании и планировании экономики, контроле над производством. Министерство промышленности и торговли, а также специально созданный Испанский институт иностранной валюты осуществляли жесткий контроль за внешней торговлей. Принятые в 1939 г. закон о защите и развитии национальной промышленности и закон об упорядочении и защите национальной промышленности были призваны создать льготные условия для испанских производителей. В 1941 г. был создан Национальный институт промышленности, активно способствовавший созданию крупных энергетических, металлургических, химических, автосборочных и авиационных государственных предприятий (СЕАТ, ЭНДЕСА, КАСА, ЭНСИДЕСА и др.).

Производители сельскохозяйственной продукции были обязаны продавать по устанавливаемым государством фиксированным ценам значительную часть выращенного урожая. В качестве закупочных организаций выступали Национальная зерновая служба и Национальный комиссариат по поставкам и транспорту. Политика хозяйственной автаркии, осуществлявшаяся в условиях острой нехватки товаров первой необходимости, оказалась способной лишь в минимальной степени обеспечить население продовольствием и промышленными товарами. Введенная 14 мая 1939 г. правительством Ф. Франко карточная система распределения продуктов питания просуществовала до 15 июня 1952 г. Долгое время в Испании существовал «черный рынок» товаров, процветала спекуляция. Жесткие ограничения на импорт, государственное регулирование, многочисленные бюрократические препоны сдерживали развитие промышленности и сельского хозяйства, мешали модернизации производства, введению прогрессивных технологий. Большинство населения страны, главным образом малообеспеченные слои, испытывало крайнюю нужду из-за острой нехватки средств к существованию.

В обществе зрело недовольство проводимой политикой, в том числе среди предпринимателей и товаропроизводителей. Осознавая грозящие режиму социальные угрозы, новое правительство страны, сформированное в июле 1951 г., выдвинуло в качестве важнейших задач повышение жизненного уровня населения, модернизацию производства, реформирование экономики на путях ее постепенной либерализации.

Либерализации экономики способствовало подписанное в 1953 г. испано-американское соглашение, согласно которому Испании предоставлялись льготные кредиты на внушительную по тем временам сумму 1,5 млрд долл. В счет этих денег Испания начала закупать продовольствие, химические удобрения, комбикорма, машины и оборудование. Несмотря на сохранявшиеся законодательные ограничения, в Испанию потекли иностранные инвестиции.

Политика экономической либерализации затронула сельское хозяйство. С середины 50-х годов Министерство сельского хозяйства постепенно отменяло практику обязательной обработки пахотных площадей и принудительной продажи по фиксированным ценам части сельскохозяйственной продукции. Продажа зерна и продуктов животноводства все чаще осуществлялась по рыночным ценам.

Реформы правительства способствовали экономическому подъему. В периоде 1951 по 1957 г. ежегодный рост ВВП Испании в среднем составлял 4,5% (более высокие темпы прироста ВВП в тот период в странах Западной Европы наблюдались только в Германии и Италии), внешнеторговый оборот страны за этот же период вырос почти в 10 раз. Наблюдался, хотя и медленный, рост доходов на душу населения: так, в 1940 г. этот показатель составлял всего 2000 долл. (по ценам 1985 г.), в 1950 г. - 2500 долл., в 1960 г. -3600 долл., в 1966 г. - 5500 долл., в 1970 г. - 6600 долл.

Таким образом, в силу ряда причин как внутренних (застойные явления в экономике, узость внутреннего рынка), так и внешних (развитие интеграционных процессов в Европе и мире) режим был вынужден отказаться от политики автаркии и регулируемой экономики и перейти к экономической либерализации, открывавшей более благоприятные условия для испанского бизнеса.

Кабинет министров, сформированный в 1957 г., где ведущую роль играли технократы из «Опус деи», активизировал политику, направленную на либерализацию и модернизацию испанской экономики. Была отменена существовавшая прежде система различных обменных курсов песеты во внешней торговле и введен единый курс для всех участников импортно-экспортных операций; с целью поощрения испанского экспорта девальвировалась песета; была заморожена заработная плата и изменена шкала налогообложения в сторону увеличения налогов. В конце 50-х годов Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк 8 , который в 1959 г. предоставил ей кредит на сумму 500 млн долл.

21 июля 1959 г. был принят закон о новом экономическом курсе, закрепивший План экономической стабилизации (в СМИ он получил название «Стабилизационный план»). Согласно этому плану были приняты жесткие антиинфляционные меры, упорядочен бюджет, резко сокращены расходы государства, введена новая тарифная шкала на экспортно-импортные операции, установлен единый обменный курс песеты по отношению к американскому доллару (60 песет за один доллар). Суть Стабилизационного плана заключалась в демонтаже корпоративно-патерналистского капитализма и консолидации на испанском экономическом пространстве принципов рыночной экономики.

С 1961 г. в Испании было заметно оживление экономики, а затем и ее рост. Экономическому буму в стране в 60-е-70-е годы способствовал и ряд других факторов. Среди них привлекательность Испании для зарубежных туристов. Благодаря наличию благоприятного климата, отличных песчаных пляжей, хорошему сервисному обслуживанию и дешевой рабочей силе Испания превратилась в излюбленное место отдыха для западноевропейцев. Позитивным фактором стала и экономическая эмиграция испанцев в развитые западноевропейские страны. С 1960 по 1975 г. более 2 млн испанцев выехали на заработки за границу. Их регулярные денежные переводы в твердой валюте в Испанию способствовали оздоровлению госбюджета и росту золотовалютного запаса.

Благоприятная экономическая конъюнктура в Испании и в мире содействовала притоку иностранных капиталов в страну, что положительно сказывалось на макроэкономических показателях. В период с 1961 по 1974 г. среднегодовой рост ВВП превысил 7%. Из развитых стран мира лишь Япония по этому показателю обгоняла Испанию. С 1975 г. Испания по праву стала называться «индустриальной державой». С 1959 по 1975 г. доля сельского хозяйства в структуре ВВП сократилась с 23% до 9%, в то время как доля промышленности выросла с 34% до 42%, а сервисных услуг - с 43% до 49%. С 1960 по 1975 г. 7 млн испанцев переехали из сельской местности в города. С середины 70-х годов определения «отсталая», «патриархальная», «сельскохозяйственная» по отношению к Испании остались в прошлом.

Внешняя политика в 1939-1975 гг.

Вторая мировая война грозила Испании опасностью быть втянутой в боевые действия на стороне нацистской Германии и фашистской Италии, которые еще недавно оказывали мятежникам военно-техническую помощь в борьбе против Республики. Ф. Франко понимал, что для обескровленной и истощенной Испании участие в новой войне было бы равносильно национальной катастрофе с непредсказуемыми для режима последствиями. По этой причине «сработали» расчетливость и прагматизм каудильо - 4 сентября 1939 г. он объявил Испанию «нейтральной страной». Тем не менее Ф. Франко всячески демонстрировал свои симпатии к державам «оси». Испания экспортировала в Германию и Италию продовольствие, минеральное сырье и боеприпасы. Сформированная из числа испанских добровольцев «Голубая дивизия» 9 была направлена на советско-германский фронт.

В июне 1940 г. Ф. Франко объявил Испанию «невоюющей страной», что означало фактическую поддержку государств «оси» во Второй мировой войне, за исключением прямого участия испанцев в боевых действиях. В октябре на границе Испании и Франции состоялась встреча Ф. Франко с А. Гитлером. Итогом встречи был секретный протокол. В соответствии с этим документом Испания брала обязательство (без указания конкретных сроков) начать военные действия против Великобритании. Ожесточенный характер боевых действий на Восточном фронте и угроза введения продовольственной и энергетической блокады Испании со стороны США и Англии вынудили Ф. Франко вновь объявить (октябрь 1943 г.) Испанию «нейтральной страной».

Еще в июне 1940 г. Испания захватила международную зону Танжер 10 , а в декабре 1942 г., когда Ф. Франко полагал, что гитлеровская Германия уже достигла зенита своих успехов, объявила о включении Танжера в состав своих владений.

Накануне военного разгрома Германии Ф. Франко предпринял маневр с целью сохранить в Испании фашистский режим. За несколько месяцев до Крымской конференции (февраль 1945 г.) он направил письмо британскому премьеру У. Черчиллю, предлагая помощь испанской армии в борьбе с большевистской экспансией в Европе. Диктатор высказался также за образование «Западного блока». Вся внешняя политика франкистской Испании была направлена на то, чтобы вызвать раскол в лагере держав-победительниц и таким образом спасти свой режим.

После окончания Второй мировой войны дипломатическая активность Испании возросла. Она преследовала цель избежать пагубных последствий международной изоляции, в которой оказалась страна. В 1945 г. на Потсдамской конференции представителями СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность, блокирующая вступление Испании в ООН. В результате энергичной деятельности советской и польской делегаций Генеральная Ассамблея ООН в конце 1946 г. приняла решение, рекомендующее всем странам-членам ООН отозвать своих послов из Испании. Зарубежные дипломаты, за исключением послов Португалии, Ватикана и Аргентины, покинули пределы Испании.

В этих условиях испанская дипломатия сконцентрировала усилия на укреплении политических и торгово-экономических связей с арабскими и латиноамериканскими странами 11 , на поиске путей сближения с наиболее консервативными кругами США и западноевропейских держав. После начала «холодной войны» Испания превратилась в глазах наиболее антикоммунистически настроенных лидеров Запада в удобный военно-политический плацдарм антисоветской политики в Европе и Средиземноморье. Покровителями франкистского режима стали США и Великобритания. 31 октября 1950 г. этим странам удалось провести через Генеральную Ассамблею ООН решение об отмене дипломатических санкций против Испании. В декабре 1952 г. Испания стала членом ЮНЕСКО, в 1953 г. Мадрид и Вашингтон заключили двустороннее испано-американское соглашение. В 1955 г. Испания была принята в ООН.

Внешняя политика Испании в 60-е-70-е годы преследовала следующие цели: политическое и торгово-экономическое сближение со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС); развитие партнерских отношений с США; наращивание связей со странами Латинской Америки и Магриба; возвращение британского анклава Гибралтар под испанский суверенитет.

В 1962 г. Испания направила в штаб-квартиру ЕЭС просьбу о начале официальных переговоров с целью вступления в эту организацию. На пути присоединения Испании к ЕЭС основным препятствием являлось существование в стране антидемократического режима. В 1970 г. в Люксембурге после многолетних переговоров был подписан протокол о предоставлении Испании режима благоприятствования в торговле со странами-членами ЕЭС.

В 1964 г. было положено начало переговорам официальных представителей Испании и Великобритании по деколонизации Гибралтара. Однако эти переговоры прерывались и вновь возобновлялись в силу непоследовательной политики Мадрида в отношении Гибралтара.

В 1968 г. Испания признала независимость своей африканской колонии Экваториальная Гвинея и в том же году выразила согласие передать Марокко свое колониальное владение Ифни 12 .

В 1970 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Испанией и США, который рассматривался как качественно новый этап в развитии партнерских отношений между двумя странами.

Фашистский режим (лат. fascio – пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от на­циональности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях.

Фашизм, будучи «озабочен» судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сна­чала выражают лишь желание «облагородить» этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществ­лению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существен­но отличают фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата.

Таковы основные отличительные признаки фашизма. В ос­тальном он сходен с тоталитаризмом, поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде. Однако в тоталитарном государстве он осуществляется в отношении собственного народа, а в фашистском – в большей мере против некоренных наций или наций других государств.

10. Авторитарный режим

При авторитарном режиме власть не формируется и не кон­тролируется народом. Несмотря на то, что существуют предста­вительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти неко­ей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим прави­лам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность.

Решения центральной власти, не учитывающие экономиче­ские, национальные, географические и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не доброволь­но, поэтому приходится в немалой дозе применять принужде­ние. Вот почему авторитарное государство опирается на поли­цейский и военный аппараты (Испания периода правления Франко, Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государ­стве – вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные методы расправы (психиатрические больни­цы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В по­литической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правя­щей партией, в противном случае они будут разогнаны.

Личность не пользуется конституционными правами и сво­бодами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она ли­шена также гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью. Провозглашается полный приоритет интересов госу­дарства над личностными.

На фоне абсолютного контроля авторитарного государства в политической сфере наблюдается относительная свобода в иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитар­ное государство в отличие от тоталитарного уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

История показывает, что зачастую авторитарное государство демонстрирует лучшую по сравнению с демократическими государствами способность к преодолению трудностей (эко­номических, социальных). Это вызвало неоднозначность в оценке таких государств. Более того, многие считают такой режим наиболее приемлемым для государств, осуществля­ющих реформы, находящихся в процессе политической мо­дернизации.

Подробное решение параграф § 10–11 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

1. Почему Италия стала первой из стран Европы, где фашистской партии удалось прийти к власти?

Большинство населения страны было разочаровано условиями послевоенного мира. В 1919-1920 гг. произошли сильные волнения и беспорядки. Как и многие безработные, демобилизованные солдаты (2 млн человек) не находили средств для жизни. Рабочие захватывали фабрики, крестьяне поднимались на восстания против крупных землевладельцев и захватывали землю. Социальное недовольство способствовало распространению национализма.

Законодательная власть в годы войны была ослаблена, парламент собирался редко и фактически передоверил правительству принятие законодательных решений.

Слабостью власти воспользовалась созданная в марте 1919 г. фашистская партия. 30 тысяч фашистских молодчиков совершили «поход на Рим» из Неаполя, намереваясь захватить контроль над муниципалитетом, как это уже имело место в ряде других северных городов. Премьер-министр предложил королю подписать указ о чрезвычайном положении, но король Виктор Эммануил отказался и 29 октября 1922 г. поручил Бенито Муссолини, лидеру парламентской фракции фашистской партии, насчитывавшей всего 35 депутатов, сформировать правительство.

2. Какими методами фашистская партия в Италии утвердила свою власть в стране?

На выборах 1924 г. партия Муссолини получила большинство голосов. Используя аппарат государственной власти и военизированные отряды, фашисты начали прямой террор против своих политических противников.

В 1926 г. были распущены все политические партии, ограничены или ликвидированы гражданские и политические свободы. Права и свободы истолковывались как полная преданность режиму и дуче (вождю). Государственный аппарат был слит с фашистской партией. В 1926 г. был учрежден Специальный трибунал для защиты государства, создан Трудовой суд для рассмотрения конфликтов между рабочими и предпринимателями, расширен корпус полиции. На островах Липари появились концентрационные лагеря.

3. Каковы особенности итальянского фашизма?

Фашистская партия пронизывала все правительственные структуры и большинство итальянских организаций. Хотя фашистская партия стала государственным органом, но в организационном плане она имела своих чиновников, аппарат, свою милицию и свою казну. Члены партии подчинялись жесткой дисциплине.

Индивидуум может пользоваться только такой свободой, которая предоставляется государством.

4. Подумайте, можно ли рассматривать корпоративную систему в Италии в качестве нового типа государства и общества. Каковы его основные отличия от общества либеральной демократии?

Отличия от либеральной демократии: монополизация экономики государством.

5. Чем вы можете объяснить, что целями захватнической политики Италии стали прежде всего Эфиопия и Албания?

Эфиопия имела военное стратегическое значение для господства в Африке. А захват Албании давал Италии контроль над входом в Адриатическое море. Албания также могла предоставить Италии плацдарм на Балканах.

ГЕРМАНИЯ В 1930-е гг.: НАЦИЗМ И ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА

1. Какой из факторов, по вашему мнению, имел решающее значение для прихода фашистов к власти в Германии: а) глубина экономического кризиса; б) взаимная борьба в лагере левых сил; в) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны; г) неустойчивость политического режима Веймарской республики?

В) дискриминационный статус Германии после Первой мировой войны.

2. Почему германские фашисты называли себя «наци», а идеологию партии - «национал-социализм»? Раскройте содержание этой формулы.

Проповедуя национальный социализм, НСДАП претендовала на выражение общенациональных интересов, но представляла их как исключительно интересы избранной арийской расы. Культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, антикоммунизм, экспансия и насаждение образа врага были неотъемлемой частью идеологии нацизма.

3. Сравните пути прихода к власти фашистских партий в Германии и Италии. Подумайте, в чем выразились сходные и отличительные черты становления диктатур в этих странах, в чем их родство.

Общее: пришли к власти в период кризиса в стране. В Германии пришли к власти через выборы, в Италии – в результате переворота. Гинденбург сам предложил Гитлеру сформировать правительство. Но уже на пути установления диктатуры смело использовали провокации: поджог рейхстага в 1933 г., в котором обвинили коммунистов. Удалив коммунистов из правительства, были внесены изменения в конституцию, по которым правительство могло издавать любые законы без одобрения рейхстага. Затем были распушены политические партии, профсоюзы, ликвидировано местное самоуправление.

В обоих государствах проводились расправы с противниками режима, появляются концентрационные лагеря, законы менялись в соответствии с идеологией.

4. Какие признаки государственного устройства Германии 1930-х гг. могут характеризовать германское общество как тоталитарное? В каких конкретных законах эти признаки получили наибольшее выражение?

Изменения в конституцию в марте 1933 г. Закон о единстве партии и государства (декабрь 1933 г.) вводил принцип вождизма (фюрерства) на всех уровнях власти, прекращал существование всяких выборных институтов, требовал публичного прославления фюрера и Третьего рейха, искоренения еврейского и марксистского влияния. Для противников режима, коммунистов, социал-демократов и «неполноценных» народов создавались концентрационные лагеря. Вводились цензура и слежка, поощрялось доносительство.

В августе 1934 г., после смерти президента Гинденбурга, централизация власти завершилась - Гитлер стал пожизненным фюрером и рейхсканцлером, обладающим неограниченной диктаторской властью.

5. Сравните методы и формы государственного регулирования в Германии, США и Франции.

Государственное регулирование приобрело в Германии всеобщий характер. Преобразования в экономической политике в первые два года были в основном направлены на ослабление безработицы, организацию общественных работ, разного рода вспомоществование.

Тоталитарное государственное регулирование носило принципиально иной характер, чем в США в годы кризиса. Стратегическая цель германской экономической политики состояла в обеспечении спокойного тыла, «воспитании» общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне. Милитаризация и подготовка к войне стали в Германии главной особенностью выхода из экономического кризиса.

Верховным органом руководства экономикой стал Генеральный совет немецкого хозяйства (июль 1933 г.), в котором были представлены крупнейшие промышленные компании и банки. В Германии была осуществлена беспрецедентная для капиталистического общества степень государственного регулирования и централизации экономики для милитаризации и подготовки к войне.

Наряду с частной собственностью существовала и государственная собственность, созданная в результате «ариизации» (т. е. конфискации собственности лиц еврейского происхождения и противников режима). Так возник гигантский концерн «Герман Геринг».

В сентябре 1933 г. все крестьянские организации и кооперативы были объединены в единую организацию «Продовольственное сословие». Это позволяло контролировать мелкое и среднее производство. В сельском хозяйстве снизу доверху стояли фюреры разного ранга. Без разрешения местного фюрера крестьянин не мог продать курицу, ибо сбыт был централизован, торговые цены регулировались. Закон о наследственных дворах запрещал раздел земли в целях «сохранения крестьянства как источника крови немецкого народа». Земельные собственники-крестьяне составляли главную социальную опору режима.

Закон об организации национального труда (январь 1934 г.) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции. Взамен распущенных профсоюзов был создан Германский трудовой фронт (май 1933 г.). В нем важную роль играла нацистская организация «Сила в радости», которая занималась главным образом вопросами досуга и отдыха рабочих - культивированием массового спорта, организацией дешевых любительских спектаклей, экскурсий, проведения отпуска.

В 1936 г. начал осуществляться 4-летний план экономического развития, целью которого Гитлер объявил завершение экономического самообеспечения (автаркия) и подготовки страны к войне.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

В США вмешательство государство в экономику было направлено на развитие добросовестной конкуренции, социальной защиты безработных, урегулирование отношений между работниками и работодателями, поддержка фермерства, реорганизация банковской системы.

6. Чем объясняется особая агрессивность германского фашизма и ставка на развязывание войны?

Агрессивность связана с идеологией. Согласно германскому фашизму есть высшая раса – арийцы, господствующая. Остальные народы несовершенны и должны либо служить арийцам, либо быть уничтоженными. Еврейское население подлежало полному истреблению. Их Гитлер обвинил во всех проблемах Германии. Также необходимо было расширение жизненного пространства арийцев, которое возможно было при помощи войны.

ИСПАНИЯ: РЕВОЛЮЦИЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА, ФРАНКИЗМ

1. Что предопределило раскол общества в Испании после революции в начале 1930-х гг.?

Уже известно, что в период экономического кризиса набирали популярность коммунистические и националистические партии. Принятие конституции и республиканского строя в Испании не способствовало консолидации общества, потому что положение в стране только ухудшилось.

2. Охарактеризуйте два общественно-политических лагеря в Испании. Подумайте, была ли идеологически обусловлена неизбежность их столкновения.

Левый лагерь был представлен разнородными партиями, организациями и группами, среди которых были сторонники двух различных вариантов социалистических идей.

Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), коммунистическая партия Испании (КПИ), социалистическая партия Каталонии и др., а также ряд профсоюзов считали необходимым установление государственного социализма с обобществлением собственности, централизованным государственным управлением и распределением.

Другую позицию левых, альтернативную авторитарному режиму, отстаивал профсоюз - Национальная конфедерация труда (НКТ), объединявшая сотни тысяч рабочих анархо-синдикалистов. Они выступали за самоуправленческий социализм, за передачу предприятий низовым трудовым коллективам. В лагере левых частично оказались и либералы.

Правый лагерь тоже был весьма разнородным. В нем были представлены коалиция правых и консерваторов (СЭДА) и фашистские организации, объединившиеся в 1934 г. в Испанскую фалангу.

Программе и идеологии фалангистов, как и всех других фашистских организаций в Европе, были свойственны национализм, антимарксизм и антидемократизм, культ насилия и вождизм.

Была идеологически обусловлена неизбежность их столкновения, потому представления партий об устройстве общества и государства сильно отличались.

3. Каковы особенности Народного фронта в Испании? Почему республиканский режим эволюционировал в авторитарный? Было ли это вызвано условиями гражданской войны или другими привнесенными факторами?

Ядро Народного фронта – левые партии социалистов, коммунистов, республиканцев.

Гражданская война способствовала эволюции республиканского режима в авторитарный. Набирала силу коммунистическая партия, которая опиралась на помощь СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

4. Какое влияние на ход гражданской войны оказали внешние факторы?

Мятежников поддерживали Германия, Народный фронт – СССР. При участии работников сталинского ГПУ и НКВД была создана система слежки, контроля и пыток. Идея Народного фронта, поддержанная VII конгрессом Коминтерна, на практике оказалась борьбой компартии за оттеснение политических соперников.

Началась борьба между политическими силами внутри Испании, которая привела к установлению в стране военно-авторитарной диктатуры.

5. В чем особенности испанского фашизма? Проследите, в чем сходство и различие испанского фашизма и тоталитарных режимов в Германии и Италии.

Режим был навязан стране военной силой при помощи извне со стороны фашистских государств - Германии и Италии. Поэтому, выиграв гражданскую войну, Франко мог сохранить режим прежде всего террором, неприкрытым насилием над обществом. О национальном примирении не было и речи. В свою очередь в Германии и Италии фашизм получил широкую поддержку среди населения.

Франко в своей политике опирался на католическую церковь. Также и в Италии Муссолини, заключив договор с Ватиканом, получил его поддержку.

Государственная структура была подобна итальянской корпоративной системе.

Общее: жесткая цензура, преследование врагов, наличие карательного аппарата.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим является, как правило, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают законом не предусмотренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов “силовой кулак” (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.), т.е. карательные органы.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально объединить общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его “великой” идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на “врагов”, “вредителей” списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать поддерживать, защищать их во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация и деградация общества.

Тоталитарные режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

При любой форме авторитаризма государственная власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные и другие особенности тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добровольно. В случае отклонения людей от “главной идеи” применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии. Она лишена также гарантий своей безопасности в ее взаимоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвае и др.). Авторитарному режиму -- противостоит демократический режим, прежде всего наиболее современная форма последнего -- либерально-демократический режим.