Правописание Ы и И после Ц
Чтобы безошибочно выбрать букву Ы или И после Ц, необходимо определить, в какой части слова находится сомнительная гласная.
1. В корнях слов после Ц следует писать букву И (например: ЦИРК, ЦИТАТА) во всех словах, кроме слов-исключений: ЦЫГАН, ЦЫПОЧКИ, ЦЫПЛЕНОК, ЦЫКНУТЬ, ЦЫЦ.
2. В окончаниях и суффиксах после Ц пишется Ы (например: БОЙЦ-Ы, ОГУРЦ-Ы, СЕСТРИЦ-ЫН, ЦАРИЦ-ЫН-О). Исключениями здесь являются глагол МУЗИЦИРОВАТЬ, а также все существительные, которые в именительном падеже оканчиваются на – ЦИЯ (например: СТАНЦИЯ, ПОЗИЦИЯ, АКЦИЯ).
Упражнение
1. – Прошу немножко повременить, – произнес чиновник, ставя одною рукою ц_ фру на бумаге и передвигая пальцами левой руки два очка на счетах. (Н. Гоголь)
2. Стыла кровь у всех, кто этот волчиц_ н плач слышал, и безумный, смертный страх, отнимая разум, гнал их в щели, в самые глубокие и тесные норы. (Р. Крапп)
3. – Где это ты, зверь, отрезал нос? – закричала она с гневом. – Мошенник! пьяница! Я сама на тебя донесу полиц_ и. Разбойник какой! (Н. Гоголь)
4. Степан Трофимович нарочно глупейшим образом переводил иногда русские пословиц_ и коренные поговорки на французский язык, без сомнения, умея и понять и перевести лучше; но это он делывал из особого рода шику и находил его остроумным. (Ф. Достоевский)
5. Газета может потерять репутац_ ю. Если всякий начнет писать, что у него сбежал нос, то... И так уже говорят, что печатается много несообразностей и ложных слухов. (Н. Гоголь)
6. Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнац_ ю предпочитал всему. «Это вещь, – обыкновенно говорил он, – уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». (Н. Гоголь)
7. В это время выглянул в дверь ц_ рюльник Иван Яковлевич, но так боязливо, как кошка, которую только что высекли за кражу сала. (Н. Гоголь)
8. Мотор поц_ кал и смолк. (В. Набоков)
9. …Это был молчаливый белолиц_ й человек, со стоявшими дыбом короткими жесткими волосами на кубическом черепe и рыбьим взглядом холодных глаз, – по специальности латинист, а впоследствии довольно видный советский чиновник. (В. Набоков)
10. Я всегда хотел найти верного друга, мы бы с ним музиц_ ровали, он бы в наследство мне оставил дом и цветник. (В. Набоков)
11. Помнишь, мы как-то завтракали в ему принадлежавшей гостинице, на роскошной, многоярусной границе Италии, где асфальт без конца умножается на глиц_ нии и воздух пахнет резиной и раем? (В. Набоков)
12. Все психические заболевания объяснимы подсознательной памятью о несчастьях предков пац_ ента, и если больной страдает, скажем, мегаломанией, то для полного его излечения стоит лишь установить, кто из его прадедов был властолюбивым неудачником. (В. Набоков)
13. Диссертац_ я эта ловко и больно уколола тогдашних славянофилов и разом доставила ему между ними многочисленных и разъяренных врагов. (Ф. Достоевский)
14. Осклабясь, он скинул свой куц_ й пиджак, снял через голову мохнатую темную фуфайку. (В. Набоков)
15. Но он тогда самбиц_ озничал и с особенною поспешностью распорядился уверить себя раз навсегда, что карьера его разбита на всю его жизнь «вихрем обстоятельств». (Ф. Достоевский.)
16. Мысль ц_ ническая; но ведь возвышенность организации даже иногда способствует наклонности к ц_ ническим мыслям, уже по одной только многосторонности развития. (Ф. Достоевский)
17. Это была одна галлюц_ нац_ я пред болезнью, тем более, что в ту же ночь он и вправду заболел на целых две недели. (Ф. Достоевский)
19. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних соц_ алистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. (Ф. Достоевский)
20. Нац_ ональность, если хотите, никогда и не являлась у нас иначе как в виде клубной барской затеи, и в добавок еще московской. (Ф. Достоевский)
21. В ожидании же устроили почтенному и обиженному Петру Павловичу целую овац_ ю: обнимали и целовали его; весь город перебывал у него с визитом. (Ф. Достоевский)
22. Ощупью направился он влево, к кухонной двери, отыскал ее, прошел сенц_ и спустился по лестнице. (Ф. Достоевский)
23. По-прежнему приятели, по-прежнему попойки, клуб и карты, и репутац_ я атеиста. Мне эта репутация не нравится, Степан Трофимович. (Ф. Достоевский)
24. Даже гулять выходил, для необходимого моц_ ону, только в полные сумерки, когда уже совершенно темнело. (Ф. Достоевский)
25. Все наши еще с самого начала были офиц_ ально предуведомлены о том, что Степан Трофимович некоторое время принимать не будет и просит оставить его в совершенном покое. (Ф. Достоевский)
26. - Алексей Нилыч сами только что из-за границ_ , после четырехлетнего отсутствия, – подхватил Липутин, – ездили для усовершенствования себя в своей спец_ альности. (Ф. Достоевский)
27. Они только наблюдения собирают, а до сущности вопроса или, так сказать, до нравственной его стороны совсем не прикасаются, и даже самую нравственность совсем отвергают, а держатся новейшего принц_ па всеобщего разрушения для добрых окончательных целей. (Ф. Достоевский)
28. Издается в России множество столичных и провинц_ альных газет и других журналов, и в них ежедневно сообщается о множестве происшествий. (Ф. Достоевский)
29. Кстати: здесь скопц_ есть в уезде, любопытный народ... (Ф. Достоевский)
30. Дочь у ней куда-то в Турц_ ю муж завез, и двенадцать лет ни слуху ни духу. (Ф. Достоевский)
31. Она простояла над ним минуты три, едва переводя дыхание, и вдруг ее обнял страх; она вышла на ц_ почках, приостановилась в дверях, наскоро перекрестила его и удалилась незамеченная, с новым тяжелым ощущением и с новою тоской. (Ф. Достоевский)
32. При входе на нашу огромную рыночную площадь находится ветхая церковь Рождества Богородиц_ , составляющая замечательную древность в нашем древнем городе. (Ф. Достоевский)
33. Проснувшись на завтра, свежий как яблоко, тотчас же отправился в ц_ ганский табор, помещавшийся за рекой в слободке, о котором услыхал вчера в клубе, и в гостиницу не являлся два дня. (Ф. Достоевский)
34. – Как так, вы разве пошли бы в пятерку, если б я вам предложил? – брякнул вдруг Верховенский и положил ножниц_ на стол. (Ф. Достоевский)
35. Он решился отнестись прямо в газетную экспедиц_ ю и заблаговременно сделать публикац_ ю с обстоятельным описанием всех качеств, дабы всякий, встретивший его, мог в ту же минуту его представить к нему или, по крайней мере, дать знать о месте пребывания. (Н. Гоголь)
36. Не стану описывать в подробности картину пожара: кто ее на Руси не знает? В ближайших проулках от пылавшей улиц_ суета и теснота стояли непомерные. (Ф. Достоевский)
37. Оказалось, что одна помещица, Надежда Егоровна Светлиц_ на, велела ей еще вчера поджидать себя в Хатове и обещалась довезти до Спасова, да вот и не приехала. (Ф. Достоевский)
38. Варвара Петровна схватила ее за руку, как коршун ц_ пленка, и стремительно потащила к Степану Трофимовичу. (Ф. Достоевский)
39. Главное томило всех то, что из всей представлявшейся путаниц_ ничего нельзя было извлечь общего и связующего. (Ф. Достоевский)
40. Вода лизала низкий берег, покрытый тростниками, нарц_ ссами и напряженной плотью нераспустившихся ирисов. (Дж. Апдайк)
41. Самое благородное и безупречное негодование загорелось в душе ее, когда, надевая шаль, она поймала на себе смущенный и недоверчивый взгляд своей воспитанниц_ . (Ф. Достоевский)
42. Был, например, один момент в «Раковом корпусе» у Солжениц_ на, когда русская проза, а с нею и сам писатель, подошли на расстояние двух или трех абзацев к решающему прорыву. (И. Бродский)
43. Потому что – потерпите, дети, страдать осталось всего семь минут – хотя потенц_ ально каждая клетка в отдельности бессмертна, но, добровольно приняв на себя дифференцированную функцию внутри организованного содружества клеток, она попадает в неблагоприятную среду.(Дж. Апдайк)
44. Туша бронтозавра весила тридцать тонн, а мозг – всего две унц_ и. (Дж. Апдайк)
45. Но подобно тому, как на листе бумаги, заштрихованном черным карандашом, проступают стершиеся, давным-давно закрашенные на крышке парты иниц_ алы и надписи, эта картинка снова оживила во мне тоску и страх за отца. (Дж. Апдайк)
46. Мальчик хотел стать доктором медиц_ ны, но не доучился и вот стал живодером. (Дж. Апдайк)
47. Утки и лягушки наперебой хрипло и ликующе кричали на заболоченном озере, проглядывавшем сквозь заросли вишен, лип, акац_ й и диких яблонь. (Дж. Апдайк)
48. Я всегда пил здесь лимонад, как бы прощаясь с ц_ вилизац_ ей перед тем, как нырнуть в ту темную глушь, которая по какой-то нелепой ошибке стала нашим домом. (Дж. Апдайк)
Правило
К формулировке правила 1956 года почти нечего и добавить: "После Ц буква Ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.В остальных случаях после Ц пишется всегда И , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина."История правила
Вся история этого правила - история постепенного отказа от старых исключений и поиск новых.
Николай Греч писал о выборе И и Ы так (см. п. 2):
При попытках сформулировать правило в конце 19 - начале 20 века исследователи приводят разные перечни исключений.
Даль использует слово цыркать .
Грот приводит в качестве исключений цыбик, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь, цыплёнок, цыган, цыкать.
Ушаков цыбик, панцырь, цынга, цыган, цыплёнок (цифирь , цирюльник у него с И).
В 1956 году уменьшено число слов-исключений с Ы в корне (убраны цыбик, цыновка, цырюльник, цынга, цыфирь, панцырь ). Слово цыркать в этом списке не упоминается.
В 1963 году комиссия Виноградова предлагает изменить правило и после Ц всегда писать И, даже в окончаниях. Это предложение не проходит.
В 2007 году добавлено Лопатиным добавлено слово цыркать в исключения.
На что нужно обратить внимание
- Слова, оканчивающиеся на -ция , пишутся с буквой И после Ц, хотя строго говоря буква в окончании: нация, полиция, станция, квитанция.
- К правилу не имеют отношения слова, в которых после Ц пишется Е . Правописание таких слов надо проверять или запоминать: цемент, цена, цепочка и т. д.
- Современные исключения легко запомнить так: "Цыц, цыган на цыпочках цыплёночка несёт"
Правописание гласных -И (-Ы) после Ц.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
После ц пишется буква и или ы .
Буква ы пишется в следующих случаях.
1. В корнях слов - исключений:
цыган, цыплёнок, цыпка, цыпки, на цыпочки, на цыпочках, цып-цып, цыц, цыкать, цыркать (и в производных словах, напр.: цыганка, цыганский, выцыганить, цыплёночек, цыпонька, зацыкать, цыкнуть, цыркнуть ).
2. В окончаниях существительных и прилагательных ,
огурцы, стрельцы, столицы, Клинцы, Люберцы; куцый, бледнолицых, узколицыми.
3. В суффиксе прилагательных -ын ,
сестрицын, Лисицын, царицын, Троицын день .
Так же пишутся географические названия на -цын, -цыно ,
Царицын, Голицыно .
Примечание. В русских фамилиях после ц пишется буква и или ы в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах, напр.: Ципко, но Цыбин; Куницын, Курицын, Синицын, Скобельцын, Солженицын, но Вицин, Ельцин, Цицин.
Во всех остальных случаях после ц пишется буква и , а именно:
а) в корнях слов, в том числе иноязычных собственных имен:
цирк, цикл, цилиндр, цигейка, цинга, циновка, цифра, панцирь, цивилизация, специфика, циклон, цирюльник, вакцина, революция, иуцик; Цицерон, Цирцея, Циммервальд, Цинциннати;
б) в суффиксах иноязычного происхождения:
организация, электрифицировать, медицина, кальцит, публицист, скептицизм;
в) после первых частей сложных и сложносокращенных слов и в звуковых аббревиатурах:
блицинтервью, специнтернат, ЦИК.
ИТОГ:
Пишите И:
- в корне слова:ци рк , ци фра ;
- исключения : цы ган , цы ц , на цы почках , цы плёнок .
- в словах на -ЦИЯ:секци я , станци я , станци онный .
Пишите Ы:
- в суффиксах:Сестрицы н , Птицы н , Царицы но .
- в окончаниях:улицы , станицы , сестрицы .
Примечание:
В фамилиях сохраняется традиционное написание: Птицы н , Ци ци н .
Задания:
1. Исправь ошибки:
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
2. Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте.
Ц…ган, милиц…я, акац…я, нарц…сс, панц…рь, на ц…почках,
ц…нга, лисиц…н, ц…плята, с улиц…, секц…я.
3.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте
Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, с улиц_, сестриц_н, для куниц_,
ножниц…, ц…гейка, акац_я, ц_корий, из-за дверц_.
4.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Рац_я, Цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.
5.Вставить пропущенные буквы. Орфограмму графически обозначьте .
Ц…ган на лекц…и листал страниц…, а Синиц…н читал ц…таты.
6.Вставьте нужную букву, графически обозначьте изучаемую орфограмму.
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то - умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
Тема: Буквы Ы –И после Ц
Цель: 1) закрепить навыки правописания Ы-И после Ц;
2) развивать внимание, логическое мышление, речевой слух у обучающихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
3) воспитать любовь к русскому языку, воспитать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе.
Планируемые реультаты
- Предметные УУД
Познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»
Формировать умение применять орфограмму в зависимости от морфемы
Развивать орфографическую зоркость
Формировать умение находить информацию в тексте
Учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов
Учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде
3. Личностные УУД
Строить отношения с людьми
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,
Структура и ход урока
Добрый день, ребята! Начинаем наш урок. Пожелайте себе успехов и скажите: «Я буду внимательным. У меня всё получится! Я справлюсь со всеми заданиями на уроке»
- Повторение изученного материала- проверка домашнего задания.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1 )
- Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Работа с карточками Слайд№1
Образуйте новые слова, добавляя нужные суффиксыОбразуйте новые слова, добавляя нужные суффиксы
Машина, учить, барабан,
Заяц, водить, палец,
снег, кот, гвоздь, дом
Самопроверка Слайд №2
Машинист, учитель, барабанщик, зайчонок,
водитель, пальчик, снежок, котенок, гвоздик, домик
- Изучение нового материала
Цели: учащиеся должны
Знать условия выбора написания букв И-Ы после Ц;
Уметь владеть способом действия при выборе букв и-ы после ц в однокоренных словах.
1.Подготовительный этап (А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте)
Учитель читает стихотворение: слайд №4
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал
Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
Цыпленок не знал. А вы знаете?
Словарная работа Слайд №3
(Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струннами, по которым играя, ударяют молоточками)
Цилиндр- геометрическое тело образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Открывается запись на доске:
Учитель произносит слова еще раз.
Какие звуки слышатся во всех словах? (цы)
А посмотрите, как написаны слова, обратите внимание на морфемы? (Цы и ци.)
Почему?
Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда – и.
Какова же тема урока? Сформулируйте ее.
- «Правописание ы-и после ц»
/Учитель пишет на доске, а дети в тетрадях/.
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему ./ Познакомиться с правилом написания букв И-Ы после Ц/
2. Работа с опорным конспектом слайд№ 5
В словах после Ц пишется
И Ы
1.͡ 1.^
2.на –ция 2.□
- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.
Давайте посмотрим, верно ли мы сформулировали правило.
Работа с электронным учебником(чтение правила с электронного учебника)
Что нового узнали? / Есть слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц, цыкнуть /
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» / Слайд № 6 /
Ф и з м и н у т к а «Чудесное дерево»: сорвать чудесный плод, прочитать вслух слово, объяснить, какую орфограмму нужно вставить и почему. (каждый ученик встаёт и выходит к доске, на котором « чудесное» дерево).\(С,с)очи, (Р,р)оссия, ол(и, е)мпиада, (а,о)гонь,г(о,а)ра,феврал(ь),з(а,о)лотая медаль
Учитель: Ребята, какими событиями связаны эти слова?(зимняя олимпиада в Сочи).Правильно. Ребята в России не только проводится зимняя олимпиада, она богата своими культурными ценностями. К сожалению, эти ценности годами теряются, но мы должны эти культурные ценности сохранять. Недаром 2014 год объявлен годом культуры. Слайд № 7
VI. Закрепление учебного материала .
Цели: закрепить изученное правило; запомнить способ определения написания букв И-Ы после Ц.
1.Объяснительное письмо . / Слайд №8 /
Спишите, объясняя написание в данных словах орфограммы и-ы после ц
Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
2. Буквенный диктант . /Слайды №9,10/
И или Ы
1) птиц…н, дворц…, лекц…я
2) ц…плёнок, ц…линдр, овц….
3) ц…клон, ц…клоп, ц….ферблат
4)секц…я, полиц…я, ц…кнуть
3.Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» / Слайд №11/
1) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
А) ц..нк
Б) куц…й хвост
в) черепаший панц..рь
г) акац..я
2) В каком слове на месте пропуска пишется И?
А) светлолиц..й юноша
Б) громко ц..кнуть
в) солёные огурц..
г) нефтяная ц..стерна
3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц..ферблат
Б) новый ц..линдр
в) ц..рковое представление
г) пушистый ц..плёнок
4) В каком слове на месте пропуска пишется И?
а) вакц..на против гриппа
Б) птиц..но перо
в) мелкие крупиц..
г) встать на ц..почки
5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы?
а) строительство гостиниц..
Б) ц..гейковая шуба
в) красавиц..
г) щипц..
«Минута редактора»(карточки)
Письмо Незнайки профессору Спицину.
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятная: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птици мешают в работе.
Работа с учебником (Выполнение упражнения №355-учебник под ред. Шакровой)
V . Подведение итогов.
- Какое правило, мы сегодня изучили?
- Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.
- Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?
VI. Задание на дом .
- Выучить изученную на уроке орфограмму «И-Ы после Ц»
- Выполнить упражнение № 354, зад. к упр.
Рефлексия.
Цимбал-музыкальный инструмент в виде плоского ящика с металлическими струнами, по которым играя, ударяют молоточками. Цилиндр-геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон.
Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал Где пишут ЦИ, где ЦЫ?
В словах после Ц пишется И Ы 1.͡ 1.^ 2. на – ция 2. □
Запомните предложение! Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: « Цыц»
Владимир Путин подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культуры». Культура Татарстана, воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия. Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением в 2000 году историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В этот же Список номинированы Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник и Свияжский историко-архитектурный и природно-ландшафтный комплекс
Объяснительное письмо. Спешите, объясняя написание в данных словах орфограммы ы-и после ц Ц..фра, ц.. ркуль, ц.. рк, ц.. ган, ц.. трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.
Буквенный диктант И или Ы 1) птиц…н, дворц …, лекц …я 2) ц…плёнок, ц… линдр, овц …. 3) ц…клон, ц…клоп, ц…. ферблат 4) секц …я, полиц …я, ц… кнуть
Ответы 1. Ы Ы И 2. Ы И Ы 3. И И И 4. И И Ы
Тестовый контроль по теме «Буквы И-Ы после Ц» В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. нк б) куц…й хвост в) черепаший панц.. г) акац..я 2) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) светлолиц..й юноша б) громко ц.. кнуть в) солёные огурц.. г) нефтяная ц.. стерна 3) В каком слове на месте пропуска пишется Ы? а) ц.. ферблат б) новый ц.. линдр в) ц.. рковое представление г) пушистый ц..плёнок 4) В каком слове на месте пропуска пишется И? а) вакц..на против гриппа б) птиц..но перо в) мелкие крупиц.. г) встать на ц..почки 5) В каком слове на месте пропуска не пишется Ы? а) строительство гостиниц.. б) ц.. гейковая шуба в) красавиц.. г) щипц..
Словарно-смысловой диктант 1)Встать на кончики пальцев 2)Род перчаток с отделением для большого пальца 3)Систематизированное собрание каких-либо предметов
Спасибо за внимание!
Тема урока. Буквы И– Ы после Ц.
Цель урока.:
Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным,
С правописанием Ы –И после Ц;
Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать,
Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: карточки, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас и наших гостей в этот осенний солнечный день. Я надеюсь на сотрудничество, взаимопонимание. Вы у меня все умнички, и мы продолжаем с вами наше путешествие через тернии русского языка к звездам. В конце урока те,кто будет особенно старательным и активным получат по звездочке. Так давайте отправляться в путь.
Итак, начнем урок с фонетической зарядки.
Работа над темой урока.
Фонетическая зарядка . (Слайд 1)
Отгадайте звук по «паспорту»: [?]- согласный глухой непарный, твердый непарный. [ц]
Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.
Проблемная ситуация. Слайд 2
Давайте потренируем наше произношение и произнесем скороговорку.
Бегают две курицЫ прямо по улице,где цветет акацИя.
ЦЫпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Спишите.
– Почему же так? Наша задача –разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда-И.
Помогите мне сформулировать тему нашего урока? Слайд 3
Слайд 4. Правописание ы-и после ц
3.Работа с учебником .
Чтобы узнать, когда после Ц пишется Ы, а когда – И, отправимся на урок. Заглянем в учебник
Проверим, как вы усвоили материал учебника (Сценка)
Учитель. - По правилам грамматики в именах существительных после Ц пишется И… Кроме тех случаев, когда пишется Ы. Первое: в окончаниях слов. Например: синицы, птицы, молодцы.
Ученик. - И огурцы!
Учитель. - Верно, везде Ы, потому что это окончания слов. Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН. Например: сестрицын, курицын.
Ученик. - Значит, и цыпленок через Ы?
Учитель. -Почему?
Ученик. -Потому что цыпленок – курицын сын.
Учитель. - Цыпленок действительно пишется через Ы, но совсем не потому. Просто цыпленок одно из пяти слов, которые надо запомнить. Посмотрите на слова – исключения.
(Слайд 5)
Я. Во всех этих словах пишется: Ы после Ц. Запомнили?
А чтобы вы не забыли, прослушайте песенку из радионяни, в которую входят все эти слова. песня из радионяни
( На слайде 6 появляются слова)
Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал-
Станцевал на цыпочках.
Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.
Или запомнить фразу, которую вы видите на слайде
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц»!
– Ну что, цыплята, вам всё понятно?(Да)
Итак, диктант в стихах. Приготовьтесь писать и будьте внимательны: в диктанте много слов с буквой ц, и вы должны определить, что писать цы или ци. Готовы?
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
А теперь проверим, правильно ли вы записали слова из диктанта, при этом немного отдохнем. Встаньте.
Звучит музыка.
Я читаю еще раз стихотворение, а вы, если слышите слово с Ы после Ц – делаете хлопок над головой, если слышите слово с И после Ц – приседаете.
Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.
Закрепление.
Осложнённое списывание .
Слайд 7
Отгадайте загадки Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, обозначьте морфему, в которой пропущена орфограмма. Один у доски .
Сели птиц.. на страниц..
знают быль и небылиц... (буквы)
Поселились мудрец…
в застеклённые дворц... (глаза)
Какой вывод мы можем сделать?
(В окончаниях существительных множественного числа после Ц пишется буква Ы).
Загадки у нас относятся к устному народному творчеству. А не могли бы вы вспомнить, вид еще относится к устному народному творчеству, в названии которого есть буква Ц?(Пословицы).
Молодец среди овец. а против молодца и сам. как овца.
Конец – делу венец.
Цыплят по осени считают.
2. Творческий диктант.
Узнайте слово по лексическому значению.
Ребята, прочитай те значение слова и запиши слово с И-Ы после Ц. Ребята, вы записываете только одно слово.
Точная выдержка из произведения (цитата) .
Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
Систематизированное собрание каких-либо предметов (коллекция).
Переносная станция (рация).
3.Игра «Передай мелок другому»
(Слайд 9) Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга.
Н-р, цыган
Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, операц…я, лисиц…н хвост, ц…пленок.
1Контроль по теме. (Для слабоуспевающих – самоконтроль.Работа с тестом на ноутбуках)
Давайте послушаем с вами текст, в котором описываются впечатления вашего ровесника Вовы Синицына о посещение цирка.
В ц…рк.
Сегодня мы идем в ц…рк. Мы - это папа, мама, моя сестренка и я, Вова Синиц…н. Папа сказал, что сегодня будут выступать борц…, гимнасты, акробаты, наездниц…, мотоц…клисты, веселый зверинец.
Весь день я смотрел на часы. Наконец, маленькая стрелка остановилась на ц…фре "три". Отец скомандовал нам, что пора собираться, но мы давно уже были готовы.
По дороге в ц…рк, на углу одной улиц…, папа купил букет душистой белой акац…и для артистов, а нам вкусные леденц…. Сестрёнка приподнялась на ц…почки и понюхала цветы. Ах, как они пахнут! А нес их я.
Вот и цирк. Круглолиц…й контролер с улыбкой пригласил нас в зал.
Подпишите листочки и заполните пробелы на месте пропусков. На выполнение задания вам 5 минут.
Рефлексия Слайд 11
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
Оценки за урок.
За высокий темп работы –
За глубину знаний –
За аккуратность и чистоту исполнения –
За умение сосредоточиться –
За активность –
(Слайд 12) Домашнее задание: параграф 43, составить алгоритм,
упр. 431
(Слайд 13) Прозвучал для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!