По единой программе, в строго установленные сроки и в определенной последовательности. В каждой стране существует сеть метеостанций и наблюдательных постов. На метеостанциях и постах имеются площадки, где расположены основные метеорологические приборы, и здания с установленными барометрами и барографами. Здесь же ведется обработка наблюдений. Измеряется значение метеорологических элементов: температуры, давления и влажности воздуха, скорости и направления ветра, облачности, осадков, видимости, а также температуры почвы и поверхности воды, солнечной радиации , волнового излучения Земли и атмосферы. Станции делятся на три разряда, в зависимости от установленного объёма наблюдений. Все они вместе с научными учреждениями обеспечивают страну информацией о погоде, прогнозами погоды, а также сведениями о климатических условиях тех или иных территорий.

    Размещение основных приборов на метеорологической площадке.

    Внутренний вид метеорологической будки.

    Психрометр Ассмана.

    Флюгер Вильда.

    Станционный психрометр.

    Осадкомер Третьякова.

    Осадкомерный стакан.

    Постоянная снегомерная рейка.

    Походный весовой снегомер.

    Условные знаки для записи атмосферных явлений.

    Календарь погоды.

    Итоги наблюдений.

Различаются метеорологические приборы с визуальным отсчетом и с автоматической регистрацией - самопишущие , а также приборы с передачей показаний на расстояние - дистанционные . Для получения информации о состоянии атмосферы над большими участками земной поверхности применяются метеорологические спутники (см. Искусственные спутники Земли). Они измеряют радиационные потоки и температуру поверхности Земли и облаков, фотографируют облачный покров в видимых и инфракрасных лучах. Все это фиксируется в запоминающем устройстве (на магнитной пленке) и передается на земные приемные пункты. Высота полета метеорологического спутника - 400–1500 км, что обеспечивает полосу обзора до 1000 км и более. С помощью этих спутников следят за развитием атмосферных процессов в различных районах Земли. Ведется и зрительная оценка некоторых атмосферных явлений, их внешнего вида и качества (например, формы облаков и осадков). Помимо общегосударственной сети метеостанций наблюдения ведут торговые и военные суда, различные специальные и местные организации, которые стремятся увязать их с наблюдениями основной сети.

Юные краеведы занимаются систематическими наблюдениями, изучая местный климат по инструкции, разработанной для метеостанций. Они используют различные приборы, установленные на метеорологических площадках. Метеорологическая площадка удалена от крупных препятствий движению воздуха на расстояние 10–20-кратной их высоты, а также от больших водоемов. Форма её квадратная, размеры 26×26 м и более, с направлением сторон с севера на юг и с востока на запад. Школьная метеорологическая площадка, если она не совмещается с географической площадкой , имеет минимальные размеры - 10×10 м.

На метеостанциях государственной сети наблюдения ведутся в 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18 и 21 ч по московскому времени (декретному). На школьных площадках - только 3 раза. Для удобства сроки можно передвинуть на 1 ч вперед.

В метеорологической будке установлены термометры. По максимальному термометру определяют максимальную температуру воздуха между сроками наблюдений. После снятия показаний его встряхивают. Минимальный термометр (спиртовой) определяет самую низкую температуру между сроками наблюдений; она отмечается по штифтику, останавливающемуся на самом низком уровне спиртового столбика. Чтобы штифтик снова достиг поверхности столбика, термометр переворачивают резервуаром вверх. Кроме предельных термометров имеется срочный, роль которого выполняет сухой термометр психрометра. Такими же термометрами измеряют температуру поверхности перекопанной почвы. Влажность воздуха определяют с помощью психрометра и волосного гигрометра. Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар правого из них обернут чистой батистовой (хлопчатобумажной) тряпочкой, опущенной в воду, например в стакан с дождевой водой. Он всегда показывает температуру более низкую, чем сухой термометр. По разнице в показаниях термометров, пользуясь таблицей, находят абсолютную и относительную влажность воздуха. С наступлением морозов наблюдения влажности ведут только по волосному гигрометру, который показывает относительную влажность в процентах. Эти показания в сочетании с температурой сухого термометра позволяют с помощью таблиц определить абсолютную влажность воздуха. В походе пользуются психрометром Ассмана. Его термометр заключен в металлическую оправу.

Осадки измеряют осадкомером или дождемером. Он состоит из цилиндрического ведра, пластин защиты от выдувания снега и осадкомерного стакана. Устанавливается осадкомер на столбе высотой 1,6 м. Осадки замеряются раз в сутки, утром. Мощность снежного покрова на площадке измеряют постоянной снегомерной рейкой, на которой нанесены сантиметровые деления, и переносной рейкой вне площадки - на поле, лугу, в лесу. Эти измерения производятся раз в 10 дней. Плотность снега лучше измерять походным весовым снегомером. С помощью флюгера, помещенного на 9–12-метровом столбе, определяют скорость и направление ветра. Ветер отклоняет доску флюгера на определенное деление, и по специальной таблице можно установить его силу и скорость.

Атмосферное давление обычно измеряют барометром-анероидом с соответствующими поправками по его паспорту. Точнее давление измеряется по ртутному барометру. Эти приборы установлены в помещении. Наблюдения за облачностью проводят без приборов, на глаз. Сплошная облачность - 10 баллов, отсутствие облаков - 0, 30% облачности - 3 балла и т. д. По форме различают 4 семейства и 10 родов облаков. Удобнее всего для их определения пользоваться специальным атласом облаков. Без приборов наблюдают за характером осадков (снег, крупа, зерна, ледяная крупа, град, дождь обложной, ливневый, морось, иней, изморозь, гололед, роса и др.), туманами, электрическими (гроза, зарница) и оптическими явлениями (радуга, венцы вокруг Солнца, Луны), характером ветра (буря, шквал, вихрь, метель и др.). Записывают эти наблюдения специальными знаками. Очень важно, чтобы записи были точны.

Метеонаблюдения в походе обычно проводятся через каждый час: фиксируются показания приборов, состояние неба, форма и количество облаков, осадки. Материалы наблюдений обрабатываются в виде графика давления воздуха, изменения температуры, облачности и т. п. Измерение температуры лучше производить термометром-пращей, быстро вращая его над головой; через 1–2 мин он принимает температуру воздуха. Очень интересная задача - проверить с помощью метеонаблюдений народные приметы, относящиеся к погоде, а также официальные прогнозы погоды - как долговременные, так и ежедневные; постараться определить, как оправдываются те или иные прогнозы и почему они бывают ошибочными. Важно также сопоставлять погодные условия с оптическими явлениями в атмосфере, с поведением животных, реакцией растений на изменение погоды.

Календарь погоды . Результаты наблюдений за погодой по приборам, установленным на географической площадке , регулярно, в определенные сроки заносимые в общешкольный календарь погоды. Обычно это стандартный ватмановский лист, разграфленный на девять месяцев учебного года, с сентября по май. Каждую графу -«месяц» - делят в свою очередь на двенадцать вертикальных граф (1 см шириной каждая). Последняя графа - для примечаний - оставляется шириной в 5 см. На рисунке видно, что означает каждая графа. В указанные часы производится троекратное наблюдение за температурой воздуха, а все остальные измерения проводят один раз в день (в 13 часов). В примечании юные краеведы отмечают особые явления в природе: грозу, радугу, туман, а также некоторые фенологические наблюдения (первый снег, конец листопада, первую грозу и т. д.). В конце каждого месяца подводят итоги наблюдений. Такой календарь можно делать не на год, а по сезонам года.

Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.

В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.

Календарь погоды в младшей группе детского сада

Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.

Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.

Определение погоды в средней группе

На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.

Также есть еще один из новых условных знаков погоды - это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет - остаются неподвижными.

Условные знаки явлений погоды у старших дошкольников

По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.

Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная - жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек - оранжевый, тепло - желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду - голубой, в морозные дни - синий.

Уроки окружающего мира

Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.

Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.

Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед - это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.

Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль - просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.

При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.

Наблюдения производятся непрерывно в течение суток на метеорологической станции, в ее ближайшей окрестности (радиусом до 200 м от метеорологической площадки) и в пределах видимой окрестности.

При возникновении атмосферного явления наблюдатель отмечает время начала явления в часах и минутах (с точностью до минуты) и интенсивность его в момент возникновения. За начало явления принимается момент, когда наблюдатель обнаружил признаки атмосферного явления в соответствии с его описанием. Окончание явления отмечается при полном его исчезновении. Если одновременно наблюдается несколько явлений, то отмечается время начала и окончания каждого явления.

После возникновения явления наблюдатель оценивает его интенсивность визуально и внимательно следит за ходом явления, отмечая время изменения его интенсивности. При этом различают интенсивность слабую, умеренную и сильную. В случае слабой интенсивности у символа вида явления ставится 0, в случае сильной – 2, а при умеренной – отмечается только символ явления.

При ливневом дожде различается интенсивность слабая, умеренная, сильная и очень сильная; в случае очень сильной интенсивности у символа также ставится знак 2.

При дымке различается интенсивность слабая и умеренная; характеристика интенсивности «сильная» для дымки не применяется.

Интенсивность тумана, дымки и мглы зависит от прозрачности атмосферы (метеорологической дальности видимости):

Для оценки интенсивности метели используют наблюдения за метеорологической дальностью видимости и скоростью ветра. Слабая метель отмечается при скорости ветра до 8 м/с и видимости не менее 6 км, сильная метель – при скорости 10 м/с и видимости не более 4 км. При других условиях интенсивность метели оценивается как умеренная.

Метеорологические станции, работающие по неполной программе наблюдений (с прерывистым рабочим днем), отмечают начало и окончание атмосферных явлений, если они происходили в перерыве рабочего дня, буквой «М». Интенсивность явлений, происходящих во время перерыва, не оценивается.

Не оценивается интенсивность шквала, вихря, смерча, ледяных игл, полярного сияния и миража.

При наблюдении за грозой определяется начало грозы - момент первого удара грома, прекращение – момент последнего удара грома (если в последующие 15 мин гром не повторился), направление ее перемещения (по восьми румбам), либо в каком направлении наблюдается гроза.

При выпадении града наблюдатель должен указать средний размер (диаметр) наиболее крупных градин с точностью до 1 мм.

При наблюдении за атмосферными явлениями следует обращать внимание на изменение облачности, видимости, ветра, температуры, влажности, состояния подстилающей поверхности и других характеристик погоды. Наблюдатель должен особенно внимательно следить за развитием осадков, выпадающих на земную поверхность, грозы, зарницы, гололеда, изморози, гололедицы, тумана, метели, пыльной бури для определения момента, когда эти явления достигнут опасного или особо опасного значения.

Результаты наблюдений за атмосферными явлениями записываются в соответствующие графы книжки КМ-1. В графу каждого срока записываются наблюдения за период 3 ч предшествовавшего до данного срока.

В момент возникновения явления записывается вид явления символом, справа над символом указывается знак интенсивности и время явления в часах и минутах московского времени. Если явление не закончилось до следующего срока, то записывается время срока, а в следующей графе повторяется запись символа этого явления и время срока и так далее, запись ведется до окончания явления. Время окончания явления записывается в часах и минутах московского времени.

Одновременно наблюдающиеся явления записываются в одной графе столбиком.

      Состояние погоды в срок и между сроками наблюдений

Характеристика состояния погоды дается наблюдателем на основании непрерывных наблюдений за атмосферными явлениями, с учетом состояния неба и развития облачности.

В соответствии с требованиями кода КН-01 определяется характеристика погоды в срок наблюдений ww характеристика погоды между сроками W 1 W 2 .

При характеристике погоды в срок наблюдений (текущая погода) учитываются атмосферные явления и облачность, которые имели место в течение 10 мин и в течение последнего часа, предшествующего 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 ч московского времени.

Под последним часом подразумевается промежуток времени, начинающийся за 1 час и кончающийся за 10 мин до 0, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 ч московского времени. Явления за последний час следует кодировать аналогично погоде в срок наблюдений

Текущая погода имеет 100 характеристик, которые разделены на две группы (А и Б) в зависимости от наличия осадков на станции в срок наблюдений.

При характеристике прошедшей погоды учитываются атмосферные явления и облачность в течение шести часов для сроков 3, 9, 15 и 21 ч по московскому времени, что соответствует основным синоптическим срокам (0, 6, 12 и 18 ч по среднему гринвичскому времени (СГВ)), или погода в течение последних трех часов для сроков 6, 12, 18, 00 ч по московскому времени, что соответствует промежуточным синоптическим срокам 9, 15, 21 и 3 ч по СГВ, не считая промежутка времени, за который сообщается текущая погода, - 10 мин или последний час, кончающийся ровно в срок (0, 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 ч по московскому времени).

Прошедшая погода кодируется двумя характеристиками W 1 и W 2 , в соответствии с таблицей кода КН-01.

Первая цифра кода (W 1) выбирается как наибольшая из возможных 10 характеристик погоды между сроками, а вторая (W 2) - как наибольшая из возможных после исключения W 1 . Если в течение всего периода между сроками наблюдений имело место только одно явление (без перерывов), то W 2 повторяет цифру кода W 1 ; если наблюдалось несколько явлений (или имели место перерывы в явлении), то W 2 должно быть меньше W 1 .

Характеристика текущей и прошедшей погоды записываются в соответствующие графы книжки КМ-1 для ww и W 1 W 2 цифрами кода; кроме того дается краткая словесная характеристика.

Можно ли определить погоду, используя народные приметы относительно поведения птиц, животных, растений, а также указываются приметы, сформированные на основании наблюдений за солнцем и месяцем, облаками и звездами, физическими явлениями и праздничными днями?

Можно ли определить погоду?

Люди давно следят за погодой и ее изменениями, ведь от погоды зависит их жизнь. Так, в солнечные дни можно плодотворно потрудиться, такие дни способствуют хорошему урожаю. А дни слишком засушливые, либо холодные и дождевые могут привести к потере зерновых растений и огородины. Кроме этого, различные природные явления способны разрушать дома людей, оставляя их без жилья. Поэтому совсем не странно то, что люди так внимательно следят за изменениями погоды.

Люди бессильны перед мощью природы. В древние времена они от этого бессилия даже считали, что различные явления природы проявляют себя в результате влияния потусторонних сил. Град для людей был наказанием за грехи, а ветер они воспринимали как божье дыхание. Со временем люди все больше и больше стали понимать многие проявления природы. Но некоторые поверья все равно плотно обосновались в их подсознании, и люди считали нужным безоговорочно в них верить.

И вера эта связана с тем, что народные методы определения погоды всегда были очень точными. В результате их применения даже появились термины для каждого явления погоды. Руководствуясь народными поверьями, конечно же, температуру не узнаешь, но зато можно узнать, что в ближайшие сутки потеплеет или похолодает, а также можно предвидеть вероятность выпадения осадков в виде дождя или снега.

Признаков, по которым можно определить погоду, было много, потому что люди долго и внимательно наблюдали за окружающим миром, собирали информацию и упорядочивали ее. Но ложные суеверия не имеют ко всему этому абсолютно никакого отношения, так как их нельзя объяснить. Например, в древние времена считалось, что если впереди стада идет именно белая корова, то день будет замечательным и ясным, а вдруг корова черная — день надо ожидать хмурый. Но кто сейчас в это поверит? Конечно же, все понимают, что таким образом погоду определить невозможно.

Но существуют другие приметы, которые сформировались в результате наблюдения за поведением животных, птиц и насекомых. Например, людьми было замечено, что пчелы чувствуют ухудшение погоды и поэтому прячутся в ульи. Это совсем неудивительно, ведь ветер и дождь представляют для них потенциальную опасность, они даже могут убить пчел. Людьми было замечено и то, что перед началом дождя птицы и насекомые низко летают. Это можно объяснить повышением влажности воздуха, крылья от нее тяжелеют, и потому летающим особям сложно подняться высоко.

Вследствие наблюдений за насекомыми, птицами и животными, людьми были сформированы такие приметы:


  • будет идти дождь, если насекомые находятся над водой так низко, что рыбы даже могут их ловить; если черви выползают из-под земли; если пчелы спрятались в ульи или ласточки летают над водой очень низко;
  • следует ожидать жаркого лета, если весной наблюдается много майских жуков;
  • день будет ясным, если поют сверчки;
  • если кошка сворачивается клубочком, то будет мороз;
  • собака лежит на снегу — к вьюге.

Люди были способны определить погоду и в результате наблюдений за растениями:


  • запах цветов усиливается перед дождем;
  • будет дождь, если одуванчики закрывают свои цветы или ветки елок тянутся вверх;
  • ждите бурю, если цветок календулы не открылся до 7 часов утра;
  • если зеленые листья на ясене появляются раньше, чем на дубе — будут проливные дожди.

Приметы на основе физических явлений в природе:

  • большое количество росы свидетельствует о теплой погоде;
  • если душно, то будет дождь;
  • если ночью стих ветер, то дождя можно не ожидать;
  • погода станет лучше, если во время дождя наблюдается значительное похолодание.

Приметы на основе наблюдений за месяцем, солнцем, облаками или звездами:


  • побледнели месяц, солнце и звезды — будет дождь;
  • вокруг месяца наблюдаются разноцветные круги — будет сильный ветер;
  • ожидайте хорошей погоды, если облака высоко плывут или стали кудрявыми;
  • если облака потемнели — будет гроза.

Приметы в определенные месяцы года:

  • зима будет ранней, если журавли отлетают на юг в августе;
  • снег выпадет поздно, если в октябре березы еще стоят в листьях;
  • осень будет долгой, если бабье лето длительное;
  • лето будет жарким, если в январе сухо и холодно;
  • в сентябре будет сухая погода, если май дождливый.

Приметы в праздничные дни:

  • Покрова — считается, что в этот день осень встречается с зимой. Если ветер дует с востока, то зима будет холодной. А если в этот день журавли отлетают на юг, то зима будет ранней.
  • Ивана Купала — если пойдет дождь, то следует ожидать хорошего урожая. Если же в этот праздник на небе наблюдается много звезд, то грибов будет много. Гроза свидетельствует о том, что не будет орехов, а большое количество росы — о хорошем урожае огурцов.
  • — гроза в этот день — к теплому лету.
  • Рождество — замечено, что какая погода будет в этот праздник, такая погода продержится весь следующий месяц.
  • Если вы хотите получить максимально точный прогноз погоды, то используйте сразу несколько примет. И тогда вы сами убедитесь в том, что от природы стоит ожидать тех изменений, на которые укажет большинство народных примет.