Цели:

Расширить знания детей о доисторических животных.
Познакомить с растением папоротник, природой такого явления как вулкан, строением скелета человека.
Упражнять в рисовании, лепке, коллективной аппликации.
Учить делать самостоятельные умозаключения из результатов опытов («гибкость позвоночника», «вулкан»).
Развивать внимание, мышление, любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Картинки: первобытные люди, динозавры, вулканы, наскальная живопись, папоротники, гибель человека, происхождение человека, скелет человека.
Следы динозавров.
Пластилин. Зеленая бумага, ножницы, клей. Лист ватмана. Цветные карандаши.
Муляжи овощей и фруктов, фигурки динозавров.
Песочные столы. Шаблоны «Динозавры», ситечки, воронки, лопатки, метелки.
Мячи разных размеров.
Лист бумаги с надписями «хищники» и «травоядные», разрезные картинки.
Макет вулкана, сода, лимонная кислота. Красный краситель. Шприц без иглы, вода.
Стебли водянистых растений, глина, уголь. Листы бумаги, губка, коричневая краска.
Дрова. Картинки, изображающие языки пламени, длинная веревка.
Палки гимнастические. Мешочки для метания.
Печенье, овощи, сыр, вырезанные в виде рыбок. Шпажки. Напиток.
Синельная проволока, трубочки.

Ход занятия:

Сегодня нас ждет путешествие в очень далекое прошлое нашей планеты Земля. В те времена наша планета сотрясалась от землетрясений, извержений вулканов. Сильная жара сменялась холодными ледниковыми периодами. Люди еще не появились. В о время. Когда на Земле был теплый климат обитателями планеты были динозавры - гигантские «ужасные ящеры» и доисторические животные - мамонты, саблезубые тигры. Давайте рассмотрим картинки и узнаем как они выглядели.

Рассматривание иллюстраций «Динозавры»

Дети рассматривают иллюстрации, педагог комментирует.

Лепка «Динозавры»

Используем разные приемы лепки: раскатывание, вытягивание, защипывание.

Подвижная игра «Пройди по следам динозавра»

На полу раскладываются следы, по которым дети проходят сначала широким шагом, затем на высоких четвереньках.

Чтение стихотворения «Динозавры» В. Шипуновой

По юной и влажной планете,
Лиан раздвигая плети,
Бродят огромные звери -
Первые дети Земли.
Жуют охапками ветки
И чешут о скалы шипы.
Большие-большие звери -
Первые дети Земли.
Греют в вулканах хвосты
Огромные дети планеты
И спин выгибая мосты
Плещутся в лунном свете...
Их вылепить сможете вы!

Раскраска «Доисторические животные»

Детям предлагается раскрасить картинки цветными карандашами.

Подвижная игра «Хищники и травоядные»

Дети делятся на две команды - хищники и травоядные. По сигналу дети собирают еду (муляжи овощей и фруктов или фигурки динозавров). Затем команды меняются.

Песочная студия «Динозавры и динозаврики»

Дети рисуют динозавров с помощью шаблонов, затем песком из кулака делают яйца, ветки папоротника.
Детеныши динозавров появлялись из яиц.

Подвижная игра «Яйцо динозавра»

Эстафета: толкание фитбола перед собой и обратно, переноска мячей-яиц в совке (по одному), в платке (в парах), кто больше пронесет за один раз.

Изготовление альбома «Динозавры»

Ножницами разрезаются картинки с изображением динозавров. Альбомный лист сгибается пополам, на одну сторону наклеиваются хищники, на другую травоядные.

Папоротники

Знаете ли вы, ребята, какие растения самые древние на земле?
Папоротники - одни из самых древних растений, они росли во времена, когда жили динозавры. Многие динозавры питались листьями папоротников.
Но некоторые сохранились до наших дней.

Наблюдение за комнатным растением папоротник

У всех папоротников большие, обычно рассеченные. Молодые листья папоротников свернуты, как улитки, а разворачиваются во время роста. И еще у всех папоротников на нижней поверхности листьев появляются споры, похожие на семена. Эти споры падают на землю или разлетаются с ветром и дают жизнь все новым и новым папоротникам.

Коллективная аппликация «Папоротниковый лес»

Давайте сделаем свой папоротниковый лес. Можно сделать папоротники разными способами. Наклеить их на общий лист.

Так почему же исчезли динозавры. Из огромного множества да наших дней дожили только змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.
Ученые до сих пор спорят, из-за чего вымерли динозавры.
Многие считают, что на землю упал огромный астероид. Который поднял в небо тучи пыли. Из-за этого на долгие годы воцарилась темнота и холод. Динозавры не смогли выжить в таких условиях.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вулкан»

В форму в виде вулкана дети насыпают соду, кристаллы лимонной кислоты, красный краситель. Затем шприцем без иглы наливают воду и наблюдают за «извержением».

Художественное экспериментирование «Наскальная живопись»

Первые люди были первыми художниками. На стенах пещер они рисовали разных животных - лошадей, быков, оленей, а еще птиц и рыб, человеческие фигурки, сцены охоты. В те времена рисовали каменным углем и жидкой глиной, или сочными корешками и стеблями растений. Ведь эти материалы всегда были под рукой.
Попробуйте сами порисовать стеблями растений.
Давайте разведем кусочек глины до жидкого состояния густой краски и порисуем ею.
Затем губкой, смоченной в коричневой краске, дети тонируют лист бумаги, на котором после высыхания рисуют углем сцену из жизни первобытных людей.

Подвижная игра «Защита огня»

Дети выкладывают дрова и огонь (цветное изображение языков пламени), делая имитацию костра. Очерчивается круг. Выбирается «защитник огня» (можно два). Его задача бегать вокруг огня, не давая игрокам выхватить из дров «огонь». Ловить можно только в круге.

Инсценировка «Первобытное племя»

Дети-мальчики изображают охоту и рыбалку, дети-девочки - приготовление пищи, сбор ягод и дров.

Физкультура на воздухе

Первобытные люди умели быстро бегать, далеко прыгать, метать копье, метко попадать в цель.

(Проводится метание копья, бег, прыжки в длину с места и с разбега, метание в цель).

Кулинария

Пища древних людей была проста. Растения, которые собирали женщины и дети. А также, добытое на охоте и рыбалке - животные, птицы, рыба.
Сейчас мы поиграем в рыбалку - будем ловит рыбу копьем - нанизывать съедобные фигурки рыб на шпажку. Пойманное можно съесть.

Анатомия

Первобытные люди своим внешним видом сильно отличались от современных людей. Взгляните на картинку «Происхождение человека».
Раньше люди были меньше ростом и ходили сгорбившись. Покажите как. Сейчас вы меняли положение спины, ног и рук. Вы смогли это сделать, так как внутри каждого из нас есть скелет. (Показ картинки).

Скелет человека делится на следующие части: скелет головы скелет туловища скелет верхних конечностей (плечевой пояс, конечности) скелет нижних конечностей (тазовый пояс, конечности) Позвоночник это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Эксперимент «Гибкость позвоночника»

Проведем эксперимент! Что дает нам способность быть гибкими? Как мы уже узнали позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твердых, но подвижных участков.
Давайте посмотрим наглядно как это происходит. Сначала просим ребенка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается? Вот так и наш позвоночник, если бы он состоял из сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения. Теперь просим ребенка одеть кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь наш «позвоночник» стал более гибким?
После этого эксперимента попросите ребенка сделать разные движения телом, пусть он сосредоточится на позвоночнике, почувствует его гибкость.

Игра «Выложи фигуру человека в разных движениях»

Детям предлагается выложить из счетных палочек и круга (голова) человека в определенной позе, показанной взрослым или самими детьми.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Ирина Гришина
Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Гиганты прошлого»

Познаю мир для детей старшего дошкольного возраста .

Гиганты прошлого .

Цель : ввести понятие «прошлое » на примере представителей животного мира, животных в далеком прошлом и вымерших (динозавры, подвести детей к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого .

Материал. Плакат с изображением динозавров, книга с изображение динозавров, фигурки динозавров, карандаши, восковые мелки и альбомный лист для рисования на каждого ребенка.

Воспитатель. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Прошла минута – ее уже не вернуть. Время движется только вперед! Но люди не хотят прощаться со своим прошлым , люди хотят помнить его и знать. Прошлое – то что было и прошло ; ушло и не вернешь. Все, что уходит в прошлое , становиться историей. Люди хотят знать историю, хотят знать свое прошлое . Мы очень многое знаем, но хочется знать еще больше.

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом , люди погружались в старину все дальше и дальше . И дошли до таких древних времен, когда и людей – то на земле не было. Но кто-то же жил на нашей планете до появления людей или нет?

Ответы – предположения детей .

Воспитатель. Людей очень интересовало все, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далекое прошлое дало о себе знать .

Послушайте, что произошло в Англии в XIX веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида, и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон» .

Это первый из обнаруженных позднее в разных странах динозавров. Сегодня мы уже многое знаем о них. А что вы можете сказать о динозаврах? Период когда жили динозавры называется – эра динозавров.

Ответы предположения детей .

Воспитатель предлагает рассмотреть плакаты с изображением динозавров.

Что вы думаете об этих животных, глядя на их внешний вид?

Ответы детей .

Воспитатель. Слово «динозавр» в переводе означает «ужасный ящер» , а как вы считаете, страшны ли динозавры?

Ответы детей .

Физминутка.

Почемучка потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел ,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.

Воспитатель. Динозавры – это рептилии, которые населяли Землю много миллионов лет назад. Останки динозавров, среди которых встречаются целые скелеты и окаменелые яйца этих доисторических гигантов , были обнаружены во всех частях света. На земле обитало много видов динозавров разных размеров, строения и образа жизни.

Самыми большими обитателями Земли были растительноядные (травоядные) динозавры. (Рассматривают плакат с динозаврами) . Диплодоки длиной 27 м, весом 11 тонн; бронтозавры длиной 21 м, весом 30 тонн; брахиозавры длиной 28 м, весом 100 тонн.

Существовали также и плотоядные динозавры (хищники) : теранозавры длиной 6 м, весом 7 тонн; мегалозавры длиной 9м, весом 9 тонн; королевские теранозавры (самые свирепые) высотой 5,5 м, длиной 12 м и весом 6,5 тонны, зубы у них достигали 18см (показать на линейки 18см) .

Тела некоторых травоядных динозавров были покрыты толстым прочным панцирем, состоящим из роговых пластин. Эта броня надежно защищала их от динозавров-хищников. Самыми известными представителями панцирных ящеров были стегозавр и анкилозавр, которых можно было бы назвать живыми танками. Некоторые динозавры были защищены частично, так, например, у тороназавров шея была прикрыта костяной оборкой.

Примерно 85-65 миллионов лет назад на Земле жили гадрозавры – один из самых распространённых видов динозавров. У них было около 2000 зубов, и по мере того как старые зубы изнашивались , на их месте вырастали новые.

И наконец, была группа рогатых ящеров, типичными представителями которых были трицеротопы, населяющие землю 60-70 миллионов лет назад. У них было три рога : один на носу, а два других – над глазами.

Доисторические летающие существа.

Насекомые появились на Земле примерно 300 миллионов лет назад. Это были первые летающие существа.

Птерозавры (летающие ящеры) бороздили воздушные просторы Земли 195 – 65 миллионов лет назад. Самыми крупными летающими животными считаются кетзалкоатлы, размах крыльев которых достигал 12 м.

Первыми настоящими птицами, возможно, были гестерорнисы – громадные водоплавающие зубастые птицы длиной до 2 м, которые не умели летать. Они населяли Землю около 80 миллионов лет назад.

Доисторические млекопитающие.

Млекопитающие – это теплокровные животные, которые рождают живых детенышей и вскармливают их своим молоком. Большинство из них покрыты шерстью или мехом. Они произошли от рептилий примерно 190 миллионов лет назад. Первые млекопитающие были похожи землероек, их длина достигала 10 см. землю населяли и предки сумчатых животных. Дипротодон – это доисторический вомбат размером с медведя гризли. Прокоптодон – это гигантский кенгуру .

Дидактическая игра «Представь себе» .

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе у нас фигурки разных динозавров. Выберите себе одну фигурки и представьте себе, как этот динозавр жил в прошлом . Своими представлениями поделитесь с нами.

Ответы детей . Дети выбирают себе одну фигурку с динозавром, сравнивают с плакатом, называют, кто это и составляют небольшой рассказ с его участием.

Воспитатель. Молодцы ребята. Ваши рассказы – представления очень интересные. Предлагаю пройти за столы и нарисовать понравившегося динозавра.

Дети проходят за столы, рисуют динозавров.

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии ? (мы говорили о динозаврах)

Кто такие «гиганты прошлого » ? (это крупные животные, которых называли динозаврами) .

Как называется период, когда жили динозавры? (период, когда жили динозавры называют - эрой динозавров) .

Назовите динозавров, которых вы запомнили?

Кто такие доисторические летающие существа? (летающие ящеры – птерозавры, кетзалкоатлы, гесперорнисы)

Кто такие доисторические млекопитающие? (животные – динозавры, которые рождают живых детенышей и вскармливают детенышей своим молоком ).

Конспект занятия по познавательному развитю мир «Гиганты прошлого».

Цели: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира (динозавры, птеродактили). Познакомить с различными видами древнейших животных и местом их обитания. Дать понятие профессии «палеонтолог» и ввести в словарный запас детей. Способствовать развитию коммуникативных навыков, познавательной активности, мыслительных операций, внимания и памяти. Развивать воображение, логическое мышление, умение рассуждать и доказывать. Воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской работе. Воспитывать познавательный интерес к работе палеонтологов.

Методика проведения:

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели.

Дети: Динозавры.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами поговорим о динозаврах. Скажите, а кто такие динозавры? Кто знает, когда жили динозавры?

Ответы детей

Воспитатель: Много миллионов лет назад, во времена, которые назывались мезозойской эрой, на Земле жили удивительные животные – динозавры. Это были рептилии, в чём-то похожие на современных рептилий – крокодилов, ящериц, черепах. Но динозавры были особенными. Среди них были гиганты и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники из когда-либо живших на Земле. На суше динозавры расселились повсюду, став её полновластными хозяевами. Вот почему мезозойскую эру называют эрой динозавров.

«Динозавр» означает «страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат был размеров примерно с курицу. Этот проворный динозаврик питался насекомыми.

У динозавров ноги подпирали туловище снизу, как у зверей и птиц. Вот поэтому динозавры могли быстро бегать, причём некоторые из них- на задних ногах.

Динозавры были сухопутными животными, хотя некоторые из них жили вблизи воды и умели плавать. Но в мезозойскую эру на Земле процветали и другие необычные рептилии. Одни из них освоились в море. Тела у них были обтекаемой формы, а конечности превратились в приспособленные для плавания ласты. А в небе, ещё не было птиц, безраздельно властвовали крылатые ящеры – птерозавры. Их крылья были образованы тонкой кожаной перепонкой, натянутой между удлиненными передними конечностями и хвостом.

По сохранившимся скелетам, ихтиозавры внешне удивительно походили на современных дельфинов. Они тоже питались рыбой и кальмарами и были самыми быстрыми пловцами в океане.

Кетцалькоатль («крылатый змей») – самый крупный из летющих ящеров. Размах его крыльев был как у небольшого самолета!

Цель: ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далеком прошлом и отсутствующих сегодня (динозавры), подвести к желанию воссоздать (в макете) уголок далекого прошлого.

Материал к занятию: посылка с яйцом динозавра, рисунки динозавра, пластилин, книга о динозаврах, макет уголка земли из далекого прошлого.

Организация детей: дети сидят полукругом вокруг стола с посылкой.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает рассмотреть посылку от Деда Мороза для них. Вынимает яйцо и письмо с загадкой.

«Здравствуйте, дети! Я – Дед Мороз. Шлю посылкой вам вопрос.

Здесь в яйце и не цыпленок, и не гусь, и не утенок. Он похож на всех их сразу. Гребень как у петушка растет (с головки) по спинке до хвоста. И еще подсказка есть: в наше время не живет он: места мало на земле. Раньше жил он на болоте, и на суше, и в воде. Если б рос он вместе с вами, все поел в один бы мах. А найдешь его в раскопках: и в земле скелет и в льдах. Пусть лежит окаменелый, вы ж ответьте на вопрос: из яйца кто б получился, кто бы вместе с вами рос? Я ответа подожду, как на праздник к вам приду. И спрошу вас свой вопрос. Ждите. Дедушка Мороз.

Дети отгадывают – динозаврик.

Вопросы воспитателя – кто такие динозавры? а вы знаете, когда они жили на земле? а знаете ли вы каких они были размеров?

Молодцы – знаете много.

А Дед Мороз прислал вам альбом с картинками, книжку про динозавров, которые жили на нашей земле много-много лет назад, т.е. в далеком прошлом, когда людей в то время еще не было.

Обо всем этом ученые узнают по окаменелостям при раскопках. Этими останками, превратившимися в камень могут быть раковины, насекомые, кости, целые скелеты, даже следы, оставленные на земле, на берегах болот. Чаще всего встречаются зубы, когти, кости. Отдельные кости собирают в скелет. По скелету судят о строении тела животных, о его размерах. Зубы рассказывают ученым, чем питался динозавр. В азиатской пустыне были найдены гнезда и гигантские кости динозавра. В гнезде было целое окаменевшее яйцо, из которого чуть не вылупился детеныш динозавра.

Окаменелости динозавров были найдены во всех частях нашей планеты. Значит в далеком прошлом динозавры населяли всю нашу Землю. Они ели то, что едят животные сейчас, т.е. те, кто питался растениями, назывались травоядными, а кто пожирал мясо – тех звали хищниками.

Большинство динозавров были травоядные. Для жизни этих дивных животных нужны были теплый влажный климат и много растений. Температура тела динозавров изменялась вместе с температурой воздуха. Но на земле произошло изменение климата. Болота высохли. Равнины превратились в горы. Стало холодно и сухо. Динозавры стали вялыми от холода. Холод погубил растения. Динозаврам стало нечего есть. И они стали вымирать. На их место пришли животные малых размеров, которые прятались от холода в пещерах. Слово динозавры означает «ужасные ящеры».

Одним из самых больших динозавров был Бронтозавр – означает «громовой ящер». Он был велик и неуклюж. Как будто гора из мяса и костей бродил этот ящер по берегам болот. Он покидал свои болота только тогда, когда хотел погреться на солнышке или отложить яйца. Голова маленькая, мощный хвост служил опорой, если ему приходилось вставать на задние ноги. Двигался медленно, кожа не покрыта панцирем, поэтому он постоянно находился в воде, защищаясь от врагов. В воде легче было передвигаться.

Рос бронтозавр очень медленно, но к старости вырастал с пятиэтажный дом.

А вот ящеры, похожие на танки (показать картинки). Они покрыты прочным панцирем. Это Стегозавр – означает ящер под крышей. Пластины по всей спине не дают врагу добраться до тела.

Очень похож на Стегозавра Кентозавр. Только вместо пластин с середины спины были острые шипы, а на хвосте находились смертельные шипы. На вид эти животные выглядели неуклюжими, но, когда на них нападал враг, они крутились на месте, стараясь ранить того шипами. А сами они никого не обижали, хотя имели устрашающий вид. Мирно щипали целыми днями траву.

(Найти фигурку Стегозавра.)

А хищный динозавр назывался Тираннозавром – деспот ящериц.

В поисках пищи он быстро бегал на своих сильных задних ногах. Догонял свою жертву, разрывал ее зубами, а передними короткими лапами удерживал пищу. Но пища ему давалась нелегко. Встреча со взрослым Стегозаром или Кентазавром означала схватку не на жизнь, а на смерть. Поэтому Тираннозавр выслеживал детенышей. (Показать картинку в книге.)

Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры. И жившие в воде – ихтиозавры – рыбоящеры.

И сейчас на земле живут потомки динозавров. Это черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи. В основном они живут в жарких странах, где климат жаркий и влажный.

А у нас в группе есть макет земли, где есть и болото и растения и озеро и местность ровная. А животных нет. Как вы думаете, могли бы здесь жить динозавры? Вот сюда в болото кого бы мы поселили? (Бронтозавра). А на равнине мог бы жить Стегозавр или Кентозавр. А Тираннозавра можно спрятать за дерево.

У меня пластилин есть, можем слепить динозавров и населить этот кусочек земли.

Дети лепят и населяют землю.

А дома у родителей спросите, знают ли они такое удивительное место на земле, где сейчас живут потомки динозавров (крокодилы, черепахи), где нет зимы.

Конспект образовательной деятельности ПО познавательному развитию в подготовительной группе детского сада №215 «Динозавры- гиганты прошлого».

Выполнил воспитатель МБДОУ №215 «Колосок» г. Ульяновск

Лунецкас Ольга Михайловна

Программное содержание:

Познакомить детей с динозаврами, с наукой палеонтологией. Вывести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и вымерших.

Показать детям, что время нельзя вернуть назад, нельзя остановить, оно вне зависимости от нас движется вперёд.

С помощью опытов уточнить механизмы приспособления к жизни холоднокровных животных, выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Активизация слов: палеонтология, палеонтолог, прошлое, динозавр, рептилия, травоядные, плотоядные.

Предшествующая работа:

Посещение Краеведческого музея, просмотр диафильмов, мультфильмов, изготовление макета доисторического леса, изготовление макетов динозавров, рассматривание лягушки (потомство выводит в воде, питание находит на суше, далеко от водоёма жить не может- кожа должна быть влажной, температура тела холодной).

Материал к занятиям:

  1. Иллюстрации с изображением динозавров, книги, атласа, энциклопедии соответствующего содержания.

    Макет доисторического леса, макеты динозавров.

    Игры- пазлы (динозавры).

    Камни и окаменелости с изображением раковины.

    Для опытов: Маленькая и большая ёмкость с горячей водой, модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупа, бумага, картон, тонкая бумага, иллюстрация первых птиц (очень крупное туловище и небольшие крылья).

Ход занятия:

Сегодня мы с вами осуществим необычное путешествие. Мы отправимся с вами в прошлое. Всё что происходит в данную минуту - это настоящее.

А что же такое прошлое? (ответы детей).

Да, это то, что прошло, что уже не вернуть.

Где вы отдыхали этим летом? (ответы детей).

Всё это ушло в прошлое. Часы отсчитывают время. Минута уходит за минутой. Плохая она была или хорошая – её уже не вернуть. Время движется только вперёд. Но люди не хотят прощаться со своим прошлым. Люди хотят помнить его и знать. Прошлое – это то, что было и прошло, ушло и не вернёшь.

У нас с вами был праздник, он уже прошел. Мы можем вспомнить его, посмотрев на фотографии (показ). Это наше прошлое. По фотографиям вы можете вспомнить какие вы были маленькими или какими были ваши мамы, папы, дедушки и бабушки.

Всё что уходит в прошлое становится историей. Люди хотят знать свою историю, хотят знать своё прошлое.

Что же такое прошлое? А всегда ли была жизнь на земле?

Человек появился на земле первым? (нет).

Пытаясь восстановить события и жизнь в прошлом, люди погружались в старину всё дальше и дальше. И дошли до таких древних времён, когда и людей то на земле не было. Но кто же жил на нашей планете до появления людей? (предположения детей).

Миллионы лет назад на земле царствовали странные рептилии, получившие название «Динозавры».

Вероятнее всего они появились около 210 миллионов лет назад и полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Людей тогда ещё не было на Земле. Первые люди появились на земле около 2 миллионов лет назад. На протяжение миллионов лет нашу планету населяли сотни различных видов динозавров, но ни один из них не сохранился до наших дней.

Как люди узнали, что на земле существовали динозавры и как они выглядели? (ответы детей)

Людей очень интересовало всё, что было связано именно с их жизнью на Земле. И они долгое время почти не интересовались тем, что происходило на нашей планете до их появления. Но наступил момент, когда далёкое прошлое дало о себе знать.

Послушайте что произошло в Англии в 18 веке. Врач был вызван к пациенту. Пока он осматривал больного, его жена гуляла в парке. Дело было весной, весело щебетали птицы, распускались первые цветы. Вдруг взгляд молодой женщины остановился на камнях весьма странного вида и она решила рассказать о них мужу. Молодой врач определил, что это не камни, а зубы какого-то животного, которое, скорее всего, жило миллионы лет назад. Врач назвал это животное «игуанодон».

Это первый из обнаруженных в разных странах динозавров. Сегодня мы уже много знаем о них. Наука, которая изучает динозавров, древних животных, называется палеонтология. А учёные, которые этим занимаются – палеонтологи.

Животные и растения, которые давно погибли, в основном разложились. Но порой их твёрдые части, например кости, сохранились в виде окаменелостей в скальных породах. По окаменелостям можно судить какие растения и животные были на земле много лет тому назад, как выглядели те или иные вымершие существа при жизни.

Кости, сохранившиеся в горных породах, называются окаменелостями.

Посмотрите на этот камень (показ и рассматривание камня с изображением раковины).

Это камень с нашей реки – Волги, на нём ясно видны следы от древней ракушки.

Вы согласны отправится в прошлое? На чём мы отправимся в прошлое? (на машине времени)

Дети подходят к столу, где стоят макеты, лежат книги и т.п. (звучит музыка).

Мы оказались в прошлом, где не было ещё людей.

Послушайте звуки (звучит музыкальная пауза: голоса птиц, жужжание насекомых, вой ветра, журчание воды, на этом фоне слышен звук гитары).

Звуки каких живых существ вы услышали?

Какой звук здесь лишний? Почему? (дети отвечают)

Какой звук вы ещё слышали?

Какие из этих звуков первыми появились на планете?

Жаркий и влажный климат вполне подходит для динозавров и других рептилий.

Кто такие динозавры? (ужасные ящерицы)

Детям предлагается собрать динозавров из пазлов.

Как много вокруг нас динозавров: большие и маленькие, добрые и свирепые, хищные и травоядные.

Травоядные чем питаются? (ответы детей). А хищные?

Травоядные животные питаются растениями. Животные, питающиеся мясом, называются хищными или плотоядными. Если и то и другое – всеядными. (Рассматривание материалов, пазлов, книг, иллюстраций и т.п.).

Это ящер “брахиозавр”. Он был длиннее, чем два автобуса вместе взяты, а в отпечаток его ноги вы могли бы усесться. Это самый большой из всех известных динозавров.

Это “стегозавр”. Посмотрите на его хвост. Стегозавр пользовался своим хвостом, как оружием. Он был длинной 7 метров, его мозг был величиной всего лишь с грецкий орех.

Это “тираннозавр-рекс”, что означает “тираннозавр царь”. Он был крупнейшим из когда-либо живших на Земле хищников. У него были зубы величиной с кинжал.

Верхняя часть черепа пахицелозавра была твёрже кирпича и размером в рост человека. Такой головой было очень удобно бодать врагов.

Как размножались динозавры? Динозавры откладывали в песок твёрдые, кожистые яйца.

Были ли летающие динозавры? Нет. Динозавры летать не умели. Однако в одно время с ними жили летающие рептилии, вроде птеродактелей.

Почему первые птицы не летали? (Дети рассматривают иллюстрации первых птиц. Очень крупное туловище и небольшие крылья).

Дети выбирают материалы для опыта: бумагу, грузы (туловище). Изготавливают крылья из картона, тонкой бумаги, крылья с грузами; проверяют как планируют разные “крылья”, и делают вывод: с маленькими крыльями крупным птицам было трудно летать.

В эпоху динозавров на большей части Земли климат был очень жарким. Сушу покрывали обширные болота и тропические заросли. Такая среда обитания вполне подходила динозаврам и другим рептилиям.

Многие динозавры были очень большими. А знаете почему?

Опыт: Почему динозавры были такими большими.

Учёные предполагают, что динозавры были такими же холодными как лягушки. В этот период температура на планете не была постоянной, резко колебалась.

Посмотрите на эти ёмкости. Представьте, что это динозавры, которые нагрелись от высокой температуре на планете.

Взрослый переливает в ёмкости разного объёма горячую воду, дети трогают их. Через некоторое время дети снова проверяют на ощупь температуру ёмкостей, делают вывод, что большая банка горячее - ей надо больше времени для остывания.

Каким по размерам динозаврам легче было бороться с холодом? (большие динозавры долго сохраняли свою температуру, поэтому не замерзали в холодный период, когда их не нагревало солнце).

Все ли динозавры большими? Не все. Некоторые, например “компсогнат”, был не больше крупного индюка.

Почему вымерли динозавры? Никто толком не знает от чего они вымерли. Наиболее вероятной причиной их исчезновения могло стать изменение климата, приведшее к нехватке пищи для динозавров.

Физкульт минутка:

А сейчас Все встали друг за другом, присели, руки в стороны, и немного по кругу. (дать музыкальный фон) На какого общего предка насекомых мы сейчас похожи? (на многоножку).

Нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит весёлая песенка Геннадия Гладкова “Динозаврик”).

Где мы были? Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей).

А сейчас – внимание!

Если вы знаете, что животные существа появлялись на нашей планете в разное время, угадайте, кто лишний в следующих тройках (демонстрируются картинки):

1 Ёж, человек, динозавр

2 Стегоцефал , крокодил, птица

3 Гиппопотам, горилла, брахиозавр

4 Журавль, птеродактиль , трясогузка

Молодцы! На этом наше необычное путешествие в прошлое закончилось.