Какие государства входят в Евросоюз, какие в Шенген, а какие в зону евро? В Европе сложилась интересная ситуация: интеграция есть, но каждая страна пытается свой конструктор собрать по своему выбору. Поэтому колхозов здесь несколько. Наиболее продвинутый вариант, это когда государство является одновременно членом Европейского Союза, Шенгенского пространства и еврозоны.

Надо немного прояснить, что дает государству вход в то или иное сообщество.

Список стран ЕС сегодня довольно внушителен (таблица ниже). Сегодня Евросоюз (до июня 2011 года Западноевропейский союз) – это, проще говоря, подобие бывшего СССР. Оно и образовалось еще в далеком 1948 году в качестве противовеса СССР. Была и вторая веская причина: недопущение возрождения самостоятельной Германии после второй мировой войны. Вот и сейчас ФРГ отвели почетное право быть локомотивом экономики всея Евросоюза, чтобы не разбогатела, но это тема отдельного непростого разговора.

Различий с Советским Союзом, конечно, еще очень много. Например, отсутствие единой валюты. Но и общего много: практически федеративное устройство на основе общего законодательства, есть общая касса, из которой можно зачерпнуть. Единый центральный банк (ЕЦБ) , единое таможенное пространство. Централизация в качестве командно-административного правлния - сверху спускаются лимиты на площади посевов сельскохозяйственных культур, например.

Именно таким образом здесь пытаются повысить рентабельность сельхозпроизводителей. Результатом этой политики Чехия почти лишилась своих овощей, а взамен нарастила объемы выращивания рапса. А потом дотации на рапс, масло из которого взяли в моду добавлять в дизельное топливо, стали сокращаться. Теперь в Чехии и соседних странах майонез на подсолнечном масле, как раньше, не найдешь.

Удачнее всего этим странам удалось выработать единую внешнюю политику. В этой области, пожалуй, разногласий меньше всего. Кого казнить, кого миловать в Брюсселе решается весьма дружно. Хотя, в последние годы этот механизм начал пробуксовывать. Экономический кризис остудил воинственность европейских правительств, а, точнее, сделал их менее решительными и дружными. Да и санкции против РФ принимались под стоны некоторых членов, для которых потеря восточных рынков грозит экономической деградацией.

Исполнительными органами ЕС являются Европейская комиссия , возглавляемая председателем, и Европейский Совет , состоящий из глав государств-членов. Законодательство регулирует Европейский парламент, в свою очередь со своим председателем, и Совет Европейского союза.

Смотрите, тут и ЦК КПСС, и Политбюро, и Верховный Совет, и съезды партии, и Генеральный секретарь, и председатель президиума! Правда, парламент организован на многопартийной основе.

А вот Конституции у Евросоюза пока нет. Отчасти от сложности его политического устройства, не понятой сначала народами Нидерландов и Франции, а позже Ирландии и Чехии. В настоящее время членам союза удалось принять так называемый Лиссабонский договор. Этот документ призван упростить порядки и бюрократическое устройство организации и впоследствии принять единую Конституцию

Фискальное устройство ЕС

Таможенные границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом.

Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство.

Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. В Чехии чтобы узнать, является ли фирма или предприниматель плательщиком НДС, можно зайти посредством Интернета в электронный регистр плательщиков НДС Министерства финансов Чешской Республики. Информация открытая. Для ее получения достаточно ввести ИНН предпринимательского субъекта.

Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС в странах Евросоюза регулируются лишь в минимальном размере основной (базовой) ставке. Следствие, судопроизводство, кодексы могут значительно отличаться в разных государствах сообщества.

Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС.

Шенгенский союз – стран много, виза одна

Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Что там говорить, очень удобная структура, которой граждане государств бывшего СССР, за исключением прибалтийских, могут только позавидовать. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников.

Правда, передвижной контроль остается, он работает. Об этом нужно помнить тем иностранцам, которые получают в свои паспорта не шенгенскую визу, а, например, национальную визу типа «D». С такой визой выезжать за пределы государства можно только при наличии дополнительных виз тех государств, которые предназначены для поездки.

Зона евро

Чешская Республика входит в список ЕС и Шенген из этого триумвирата, но не входит в еврозону по той причине, что вводить евро в Чехии граждане у себя не желают. А после осени 2008 уже сильно не желают. Вот и соседняя Польша тоже в связи с экономическим кризисом резко затормозила свой нарядный поезд, как раз в тот момент бегущий к евро на всех парах. Как-то им сразу раз, и расхотелось.

Чтобы моему читателю, а часто и мне при написании заметок, было удобно, пусть у нас под рукой будет эта таблица.

Табица 1. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

Государство Евросоюз Еврозона Шенген НАТО
1 Австрия + + +
2 Бельгия + + + +
3 Болгария + +
4 Великобритания + +
5 Венгрия + + +
6 Германия + + + +
7 Голландия + + + +
8 Греция + + + +
9 Дания + + +
10 Ирландия + +
11 Исландия + +
12 Испания + + + +
13 Италия + + + +
14 Кипр + +
15 Латвия + + + +
16 Литва + + + +
17 Лихтенштейн +
18 Люксембург + + + +
19 Мальта + + +
20 Норвегия + +
21 Польша + + +
22 Португалия + + + +
23 Румыния + +
24 Словакия + + + +
25 Словения + + + +
26 Финляндия + + +
27 Франция + + + +
28 Хорватия +
29 Чехия + + +
30 Швейцария +
31 Швеция + +
32 Эстония + + + +
www.сайт

Третьи государства

В чешских законах, регламентирующих иммиграцию в Чехию, часто применяется термин «граждане третьих государств» С табличкой, размещенной выше, теперь значительно проще разобраться, кто есть кто. Все государства, которых нет в табличке, - это в смысле Закона 326/1999 Sb. «О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики» , как раз и называются третьими. Исключение в таблице - Лихтенштейн, он тоже "третий".

Табица 2. История развития еврозоны

Год вступления Государство
1999 Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция
2001 Греция
2007 Словения
2008 Мальта, Кипр
2009 Словакия
2011 Эстония
2014 Латвия
2015 Литва
Государства и территории, использующие евро самовольно Андорра, Ватикан, Монако, Косово, Сан-Марино, Черногория
Соглашение об ассоциации с Европейским союзом

Существует еще обширный список государств, не являющихся членом ЕС, с которыми у Евросоюза на двусторонней основе подписаны договора об ассоциации. Хрестоматийным примером этого вида взаимоотношений может служить Турция, которая очень хочет вступить в ЕС аж с 1963-го года, когда было подписано Соглашение об ассоциации между Турцией и Европейским союзом. В нем было выработано три этапа, выполнение которых позволило бы Турции вступить в ЕС.

Каждый такой договор - это долгая, кропотливая работа сотен людей с разных сторон. Оно и немудрено, ЕС учреждался отнюдь не для благотворительной деятельности. В настоящее время руководители союза озабочены двумя вещами: куда деть свои товары, чтобы ослабить дефляцию, и как защитить свой рынок труда от наплыва новичков, а кризис только подстегивает решение этих проблем.

Глядя на список государств, ассоциированных с Европейским союзом, понимаешь, что, если такую страну, как Турция, столько лет не берут в полноправные члены ЕС, то многим остальным это не светит еще десятки лет. В прошлом году турецкие политики, в частности премьер-министр Реджеп Эрдоган, высказались в том ключе, что, мол, все понятно, еще немного подождут, и ну его этот проект...

Этим видом соглашений список не исчерпывается. Есть еще такие виды договорных отношений, как соглашение о таможенном союзе, о свободной торговле (обычное и расширенное), политика соседства.

Табица 3. Ассоциированные члены Евросоюза
Год соглашения Государство
1963 Турция
1998 Тунис
2000 Израиль, Марокко, Мексика, ЮАР
2002 Иордания
2003 Чили
2004 Египет
2005 Алжир
2006 Ливан
2008 Босния и Герцеговина
2009 Албания
2010 Черногория
2011 Сербия
2013 Грузия, Канада, Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор)
2014 Грузия, Молдова, Украина
Евросоюз и общий рынок

Cегодня Европейский союз – это некое либеральное федеративное образование, которое позволило объединить примерно 500 миллионов человек в единый рынок. Не смотря на то, что не все государства пожелали войти еще и в зону единой валюты, так или иначе они крепко привязаны к евро.

Наличие такого огромного рынка потребителей дает возможность получить свою выгоду экономикам государств ЕС, особенно промышленно развитых, имеющих высокую долю технологичных товаров в промышленном производстве (ФРГ, Франция).

В свое время СССР провел практически молниеносную индустриализацию, победил в тяжелой войне и потом еще долго пожинал лавры прошлого после провальных хрущевских реформ. Это произошло еще и потому, что Советский Союз за короткое время создал свой грандиозный общий рынок, который включал не только свои республики, но и страны Варшавского договора. Товарные потоки в пределах такой большой и многонаселенной территории были гигантские, а промышленность этих стран производила большую часть номенклатуры самостоятельно. В современной терминологии возврат к такой экономической модели называется импортозамещением.

Рынки труда в пределах Евросоюза разделяются наподобие Варшавскому Договору. Но статистика говорит о том, что, в отличие от бывшего СССР, сейчас ведущие страны ЕС стремятся получить для себя максимум выгоды. Например, закрыть ряд производств в государствах новичках, сократить плантации до того распространенных у новичков сельскохозяйственных культур. Скупить действующие предприятия, банки, операторов связи, транспорт.

Если Чехия или Польша смогли для себя выторговать преференции и сохранить индустрию и энергетику, то вступление в ЕС, например, Болгарии, прибалтийских и средиземноморских государств ослабило их экономики и подорвало рынки труда. Многочисленные потоки граждан этих государств устремляются заграницу в поисках работы, а в это время свои предприятия либо банкротятся, либо постепенно переходят в собственность граждан более состоятельных государств.

Мне любопытно, насколько политики ЕС способны и дальше оценивать опыт советского прошлого, не обращая внимания на идеологическую подоплеку того государственного устройства? Пока им неплохо удается обывателя пугать советской коммунистической диктатурой, в это же время копируя в той или иной степени устройство развалившегося социалистического лагеря.

Европы, зародилась еще по окончании Второй мировой войны. Как раз в это время появилось НАТО, Западноевропейский союз и Совет Европы, а на востоке существовал огромный СССР.

Изначально Европейский союз создавался как экономическое объединение. В 1951 году было создано Европейское объединение стали и угля - «прародитель» современного Европейского союза. На тот момент список стран, входящих в ЕС, состоял всего из шести государств: Германии, Франции, Бельгии, Италии, Нидерландов и Люксембурга.

В 1957 году появилось Европейское сообщество атомной энергии и Европейское экономическое сообщество. На базе этих объединений и был создан Евросоюз.

По мере того, как расширялся состав стран ЕС и централизовалось управление, менялись и задачи объединения. Постепенно оно начало решать не только общие экономические, но и политические задачи, принимая законы и участвуя в международных отношениях.

Современный Евросоюз

Страны, входящие в ЕС (2014 г.):


Евросоюз: хронология расширения сообщества

Страны, входящие в ЕС-2014, вступали в союз на протяжении нескольких десятилетий. Рассмотрим хронологию:

  • 1957 год. Францией, Германией, Бельгией, Нидерландами, Италией и Люксембургом подписан договор о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии.
  • 1973 год. Перечень стран, входящих в ЕС, пополняется Объединенным королевством, Данией и Ирландией.
  • 1981 г. Десятой страной союза стала Греция.
  • 1986 г. Присоединение Испании и Португалии.
  • 1995 г. Перечень стран ЕС расширяется за счет Австрии, Швеции и Финляндии.
  • 2004 г. Ознаменован присоединением Венгрии, Польши, Словении, Чехии, Эстонии, Словакии, Мальты, Литвы, Латвии и Кипра.
  • 2007 г. В ЕС принимаются Болгария и Румыния.
  • 2013 г. Звание члена Евросоюза получила Хорватия.

Преимущества Шенгена

Некоторые являются участниками Шенгенского соглашения от 1985 года, значительно упрощающего передвижение по Европе. На границах между этими государствами нет паспортного контроля, а гражданам государств, не являющимся членами Евросоюза, достаточно оформить шенгенскую мультивизу, которая обеспечит им свободное передвижение по всем странам зоны Шенгена.

Сегодня в Шенгенскую зону не входят страны ЕС, список которых состоит из пяти государств:

  • Объединенное королевство.
  • Ирландия.
  • Кипр.
  • Румыния.
  • Болгария.

Однако отсутствие пограничного контроля вовсе не означает, что граждане могут перемещаться по Европе, не имея при себе необходимых документов. Работники уполномоченных служб любой европейской страны могут потребовать предъявить действительные документы, которые подтверждают право иностранного гражданина находиться на территории конкретного государства.

Политическая структура Европейского союза

Базой политического устройства является Римский договор, который страны, входящие в ЕС, подписали в 1958 году.

Структура ЕС отличается тем, что ее нормы законодательства превалируют над решениями органов власти государств-членов союза.

Административное устройство состоит из Европейского:

  • совета;
  • комиссии;
  • парламента;
  • суда.

Это высший Европейского союза. Он состоит из двух уровней, состоящих из:

  • глав государств и правительств;
  • министров правительств (Совет ЕС или Совет министров).

Основные задачи Европейского совета заключаются в определении генеральной политической линии Европы. С этой целью четыре раза в год проводятся саммиты, на которые страны, входящие в состав ЕС, отправляют своих глав государств и правительств.

Совет Европейского союза является законодательным и исполнительным органом. Он заседает несколько раз в месяц. Голосование основывается по принципу большинства, при этом каждое государство располагает определенным количеством голосов. На распределение голосов влияет населенность страны и ее интересы.

Европейский парламент

Европейский парламент является законодательным органом. В него входят не все страны-члены ЕС. На сегодняшний день в составе парламента около восьмисот представителей из 25 стран ЕС. Парламентарии выбираются на основе прямых выборов.

Парламент работает по принципам партийной принадлежности. Самыми крупными партиями, из ста партий в его составе, являются либералы и социалисты. Основная работа этой структуры - утверждение законопроектов и единого бюджета ЕС.

Европейская комиссия

Это исполнительный орган. В ее составе присутствуют все страны Европы, входящие в ЕС (по одному представителю от каждой). Возглавляет Еврокомиссию Председатель ЕК, на сегодняшний день - это Жозе Мануэл Баррозу.

Штаб-квартира ЕК расположена в Брюсселе. Состав Еврокомиссии выбирается Европарламентом сроком на пять лет. Ему же она и подотчетна. Европарламент имеет право распустить ЕК, что и было сделано в 2004 году по причине громкого коррупционного скандала.

ЕК оказывает содействие в реализации интересов Европейского союза, занимается разработкой и претворением в жизнь законодательных норм, подписанием международных соглашений от имени Евросоюза. Именно на ЕК ложится проведение переговоров, подписание соглашений и договоров со странами третьего мира.

Европейский суд

Судебным органом Евросоюза является Европейский суд. Эта структура занимается правовым толкованием законов ЕС, разрешением споров между государствами, юр- и физлицами Евросоюза. Штаб-квартира Европейского суда находится в Люксембурге.

Вступление в Евросоюз

Страны, входящие в ЕС, присоединяясь к договорам, идут на урезание своего суверенитета, заменяя его представительством структур Евросоюза, действующем на благо общности интересов.

При вступлении в ЕС к стране-претенденту предъявляются требования, соответствующие Копенгагенским критериям, которые были одобрены в 1993 году заседанием Евросовета в Копенгагене и утверждены Евросоветом в 1995 году в Мадриде.

Основными требованиями к странам-кандидатам являются соблюдение:

  • демократических принципов;
  • принципов свободы и прав человека;
  • принципов правового государства.

Кроме того, в стране должна быть развита конкурентная рыночная экономика. Граждане страны должны признавать и поддерживать стандарты и правила, которые приняли страны ЕС. Список официальных кандидатов на сегодняшний день состоит из пяти стран:

  • Исландия.
  • Турция.
  • Сербия.
  • Македония.
  • Черногория.

Деятельность Евросоюза

Страны, входящие в ЕС, защищают интересы Европы и продвигают европейские ценности по всему миру.

10 примеров деятельности ЕС:


За время своего существования ЕС наладил тесные контакты со странами, только вставшими на путь развития. С частью соседних европейских стран подписаны двухсторонние Соглашения об ассоциации в ЕС.

На сегодняшний день Евросоюз добился дипломатических отношений с большинством стран мира, располагающим потенциалом к стратегическому партнерству и мирному сосуществованию.

В настоящее в состав этого государственного объединения входят : Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В самом начале внутриевропейского объединения, еще в 90 годах прошлого столетия, первыми членами Европейского Союза были шесть государств: Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция. Затем к ним присоединились остальные 22 .

Основными факторами или правилами вступления в организацию являются соответствие критериям, закрепленным в 1993 году в Копенгагене и утвержденным на заседании членов Союза в Мадриде два года спустя. Государства- должны соблюдать основные принципы демократии, уважать свободу и права , а также устои правого . Потенциальный член организации обязан иметь конкурентоспособную рыночную экономику и признавать уже принятые в Европейском Союзе общие и стандарты.

У Европейского Союза есть и свой девиз – «Согласие в многообразии», а также гимн «Ода к радости».

Страны Европы, не являющиеся членами Европейского Союза

К европейским странам, не входящим в состав организации, относятся следующие:
- Великобритания, Лихтенштейн, Монако и Швейцария в Западной Европе;
- Белоруссия, Россия, Молдавия и Украина в Восточной Европе;
- североевропейские Исландия, Норвегия;
- Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сан-Марино, Сербия и Черногория в Южной Европе;
- частично находящиеся в Европе Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция;
- а также непризнанные государства Республика Косово и Приднестровье.

В настоящее время в статусе возможных кандидатов на членство в Европейском Союза находятся Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория.

Западнобалканские страны – Албания, Босния и Герцеговина, Косово – уже включены в эту программу по расширению. Тем не менее последнее пока не признается Европейским Союзом как независимое по причине того, что отделение Косово от Сербии пока признано не всеми членами организации.

Несколько так называемых «карликовых» государства – Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, хотя и используют евро, все же поддерживают с Европейским Союзом только договоры о частичной кооперации.

Современный мир медленно, но неуклонно идет по пути интеграции. Даже культурные и национальные различия не могут помешать объединению стран в союзы на основе совместной экономической и политической деятельности. Одно из подобных объединений – Европейский союз, состав которого постоянно расширяется.

Принципы действия Евросоюза

В 1992 году был юридически оформлен и скреплен соответствующим договором Европейский союз, в который вошли страны, ранее бывшие членами Европейского экономического сообщества. Постепенно была выработана система стандартизированных законов, которые действовали во всех странах союза. Стал усиленно развиваться общий для этих государств рынок, было введено в практику свободное движение граждан, капитала и товаров.

Европейский союз принимает законодательные акты, постановления и директивы в сфере внутренних дел и осуществления правосудия, вырабатывает единую для всех членов сообщества политику в области экономики и торговли.

Часть стран Евросоюза приняли решение ввести единую для всех валюту, названную «евро».

Евросоюз – полноправный субъект международного права. Он наделен полномочиями на заключение договоров международного характера и на участие в международных отношениях. Общая для стран-членов Евросоюза стратегия безопасности предусматривает ведение согласованной и одобренной этими странами внешней политики и поддержание мер по обороне. Представительство Евросоюза действует в Организации Объединенных Наций.

Формально Европейский союз не является ни отдельным государством, ни международной организацией. В ряде областей деятельности ответственные решения принимают отдельные государства, часто рассмотрение вопросов проходит в ходе переговоров между странами-участницами союза.

Какие страны входят в Европейский союз

Сегодня в Евросоюз входят двадцать восемь государств. Их перечень, с разделением стран по годам вступления в союз, выглядит таким образом:

1957 г.: Бельгия, Италия, Люксембург, Германия, Франция, Нидерланды;
- 1973 г.: Великобритания, Ирландия, Дания;
- 1981 г.: Греция;
- 1986 г.: Португалия, Испания;
- 1995 г.: Швеция, Австрия, Финляндия;
- 2004 г.: Кипр, Венгрия, Литва, Латвия, Мальта, Словакия, Польша, Словения, Эстония, Чехия;
- 2007 г.: Румыния, Болгария;
- 2013 г.: Хорватия.

Кроме того, кандидатами на вступление в Евросоюз на сегодняшний день числятся Турция, Сербия, Македония, Исландия, Черногория.

Следует отметить, что приведенный перечень учитывает членство в прежнем Европейском экономическом сообществе.

С начальных шести государств союз увеличился до нынешнего числа членов посредством последовательного расширения. Новые страны присоединялись на договорной основе. При этом происходило ограничение их суверенитета, а в обмен на это государство получало представительство в структурах союза.

Европа - западная часть Евразийского материка, от Уральских гор и Кавказа, до Атлантического океана, с населением не менее 750 млн человек, живущих примерно в 50-ти государствах. Чтобы из них выделить с республиканским строем правления, нужно дать правильную, количественную оценку, сколько сейчас действительно стран в Европе. Для этого нужно учитывать несколько критериев.

Инструкция

Поскольку географические границы Европы проходят через Кавказские горы, то основываясь на культурных, экономических и политических соображениях, включение Грузии, Армении и Азербайджана в число европейских стран, довольно-таки неоднозначно. Такой же вопрос стоит относительно Казахстана, обширные территории которого заходят чрезмерно далеко на восток от Уральского хребта, по которому граница Европы. Физико-географически к Восточной Европе относится западная часть России.

Другое, это критерий включения непризнанных и частично признанных республик, из-за политических событий последних десятилетий. А именно: Южной Осетии, Абхазии, Косово и Метохии, Силенда, Приднестровской республики, Турецкой Республики Северного Кипра, Нагорно-Карабахской Республики. А также зависимых территорий. Это Азорские острова, Гибралтар, Мадейра, Фарерские острова, Ян-Майен, Шпицберген, которые имеют статус , но не имеют независимости. И еще - государственное образование Республика Сербская, входящая в Босния и Герцеговина.

Если не брать во внимание эти два критерия, то теперь легко можно составить с народным правлением - республик. Это Австрийская Республика, Республика Албания, Народная Республика Беларусь, Республика Болгария, Венгерская Парламентская Республика, Федеративная Республика Германии, Греческая Парламентская Республика, Парламентская Республика Ирландии, Республика Исландия, Итальянская Республика, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика, Республика Македония, островное государство Республика Мальта, Республики Кипр, Молдова, Польша, Португальская Республика, Российская Федерация (смешанная ), Республика Румыния, государство-анклав на территории Италии Республика Сан-Марино, Республика Сербская, Словацкая Республика, Республика Словения, Унитарная Республика Украина, Финляндская Республика, Французская республика, Республика Хорватия, Республика Черногория, Чешская Народная Республика, Федеративная Республика Швейцарии.

Немного истории

В источниках 966 г. впервые упоминается город Брюссель. «Город болот» - так в переводе с фламандского означало слово «брюкселле» в то время. Он возник на пересечении торговых маршрутов между Брюгге и Кельном, как центр Испанской Голландии. Затем, при правлении короля Карла V, с 1530 г. Брюкселле стал главным городом испанских «Нижних Земель», что на языке фламандцев звучало, как Nideren Landen. Отсюда пошло современное название соседних Нидерландов. В древности Бельгия - это территории Южных Нидерландов. Также известное название Голландия. Это ошибка, которая вошла в широкое употребление со времен Петра I. На самом деле, это две провинции, Северная и Южная Голландии в составе средневекового соединенного королевства Бельгии и Нидерландов, где в свое время гостил Петр I. Затем вернувшись в Россию, он и его свита рассказывали именно об этих Голландиях.

Брюссель в наши дни

Город разделяется на нижний и верхний. Нижний Брюссель - это теснота лабиринта средневековых улочек, окружающих площадь Гранд Плас. В четырех кварталах этого района находятся красивейшие достопримечательности старого города: Национальный Оперный Театр, знаменитая статуя-фонтан «Писающий мальчик»; по преданиям, он спас город от губительного пожара. Брупарк, музей Мини-Европа. Огромное множество различных ресторанов, удивляющих разнообразием гастрономических удовольствий.

Верхний Брюссель - это современный центр деловой жизни страны с широкими бульварами, площадями и величественными зданиями. Наряду с Люксембургом и французским Страсбургом это политический центр европейского сообщества.

Брюссель - интернациональный город, где можно услышать речь на многих языках мира. Жители города разговаривают на французском, фламандском, валлонском языках. Но также свободно с ними можно изъясняться на английском и немецком.

Особенности географии

Главной границей Бельгии со стороны Атлантического океана на протяжении 70-ти километров служит Северное море. Еще король Леопольд II когда-то говорил: «Как может быть страна быть маленькой, когда она граничит ?» Географически, страна делится на Низкую, Среднюю и Верхнюю Бельгии.

Низкая Бельгия - это Фламандская , испещренная холмами с песчаным грунтом, пестрящая дамбами и осушительными каналами. Это земли, находящиеся под угрозой затопления. Далее - Кемпенский ландшафт, состоящий из кукурузных полей и хвойных редколесий.

Средние районы Бельгии - результат урбанизации приморских низин и отвоеванных территорий у океана, естественные ландшафты Средней Бельгии довольно редки. Это очень плодородные земли с обширными пашнями и лугами, между которыми располагаются сельские усадьбы.

Высокая Бельгия более гориста и отличается обилием лесов. Это менее заселенная территория страны. Сельское хозяйство здесь мало развито. Все территории пересекает река Шельда.

На Юге Бельгия граничит с Францией, на севере с Нидерландами, на востоке с Германией и Люксембургом.

Связанная статья

Источники:

  • Брюссель — столица Бельгии. Очерк в 2019

Всего три с половиной недели осталось до 1 мая - дня расширения Евросоюза. «Единая европейская семья» увеличится чуть ли не вдвое. Членами ЕС станут Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония. Всего - десять государств. Но даже после этого в Европе останется немало стран, не являющихся членами ЕС. Причём это не только экономически слаборазвитые или политически нестабильные страны, не только карликовые государства вроде Андорры и Монако, но и, например, вполне благополучные Норвегия, Исландия, наконец, Швейцария.

Сами швейцарцы в шутку называют свою страну островом. Ведь если не считать крошечного Лихтенштейна, то «альпийскую республику» со всех сторон окружают государства ЕС: на севере - Германия, на западе - Франция, на юге - Италия и на востоке - Австрия.

Ещё совсем недавно большинство жителей Швейцарии выступали категорически против присоединения к Евросоюзу. Свидетельство тому - итоги прошедшего три года назад референдума. Однако в последнее время многих швейцарцев одолевают сомнения: а правильный ли выбор они тогда сделали? Более подробно о сегодняшних настроениях жителей «альпийской республики» речь пойдёт в материале, который подготовил Йоахим Шуберт-Анкенбауэр.

Казалось, что 4 марта 2001 года все точки над «i» расставлены. Как стало ясно после подведения итогов референдума, три четверти швейцарцев не пожелали вливаться в «единую европейскую семью», то бишь в Евросоюз. Так что неудивительно, что на прошедших осенью в Швейцарии парламентских выборах ни одна из крупных партий не решилась сделать присоединение к ЕС главной темой своей избирательной кампании, говорит политолог Клод Лоншан:

Для общественности актуальность этой темы утратила былое значение. Швейцария стала очень тесно сотрудничать с Евросоюзом после подписания с ним двусторонних договоров, но при этом формально страна по-прежнему не является членом ЕС. Именно об этом швейцарцы всегда и мечтали.

Соглашения, регулирующие вопросы переезда жителей ЕС в Швейцарию, порядок транзита грузового транспорта, уже вступили в силу. Обсуждается вопрос о подписании второго пакета документов. Тем не менее критики указывают на то, что решить все имеющиеся проблемы с помощью двусторонних договоров не удастся. В частности, Германия недавно приняла решение об ограничении полётов над южными районами страны в целях снижения уровня авиационного шума. Эта мера напрямую затрагивает интересы Швейцарии. Ведь главный аэропорт страны в пригороде Цюриха находится всего в 12 километрах от немецкой границы.

Кстати, на самой границе также не всё благополучно. Швейцария не входит в «шенгенскую зону». До последнего времени это не мешало жителям «альпийской республики» совершенно беспрепятственно посещать Германию и другие страны ЕС. Однако сейчас ситуация изменилась. Швейцарцам по-прежнему не нужна виза для того, чтобы въехать в ФРГ. Но после ужесточения правил немецкие таможенники и пограничники теперь досматривают и проверяют паспорта у всех без исключения людей, пересекающих швейцарско-германскую границу. Это 700 тысяч человек каждый день.

В результате на контрольно-пропускных пунктах поначалу нередко возникали очереди. Пересечение границы занимает теперь гораздо больше времени, нежели прежде. Поговаривают даже о том, чтобы вновь сделать обязательным штамп в паспорте при пересечении границы.

В итоге Швейцария уже и сама теперь не прочь присоединиться к шенгенскому соглашению. Об этом заявил и начальник швейцарского департамента финансов Ханс-Рудольф Мерц. Правда, есть одно «но». Берн настаивает на сохранении тайны банковских операций. Евросоюз же требует, чтобы Швейцария отказалась от этого принципа. Это, по мнению стран ЕС, позволит предотвратить вывоз нелегально нажитых капиталов в Швейцарию. Вот тогда, мол, милости просим в «шенгенскую зону».

Но ещё большее негодование вызвало в Берне намерение Брюсселя ввести пошлины на реимпорт товаров из «альпийской республики». Принятие подобных мер - это серьёзное испытание для швейцарской экономики. Евросоюз пошёл на уступки, пообещав отложить, но не отменить принятие решения о взимании пошлин. В ответ на возмущение Берна министр иностранных дел ФРГ Йошка Фишер в ходе переговоров со швейцарским правительством, в частности, заявил:

Мы обсуждаем многие вопросы, решение по которым принимала не Федеративная Республика Германия, а Европейский Союз в целом. И я прошу вас понять, что в будущем количество таких решений скорее возрастёт, чем уменьшится.

Становится очевидно, что с помощью одних только двусторонних договоров разрешить все конфликтные ситуации не удастся. Так, даже соглашение о переезде жителей ЕС в Швейцарию уже необходимо пересматривать ввиду грядущего расширения Евросоюза. Иначе на рынок труда «альпийской республики» хлынет поток дешёвой рабочей силы из Восточной Европы.

Тем не менее добиваться вступления Конфедерации в Евросоюз политики не спешат. Особенно после того, как на прошедших осенью парламентских выборах значительного успеха удалось добиться Швейцарской народной партии, а её лидер Кристоф Блохер, крайне критично настроенный по отношению к ЕС, вошёл в правительство.

А вот настроения жителей «альпийской республики» несколько изменились. Согласно опубликованным в это воскресенье данным опроса, сейчас уже семеро из десяти швейцарцев в долгосрочной перспективе не собираются протестовать против присоединения их страны к Евросоюзу. Отвечая на вопрос о проблемах, которые испытывает сейчас Швейцария, один из жителей страны сказал:

Всё разрешится само собой после того, как Швейцария станет членом Евросоюза. Всё просто. И когда-нибудь это произойдёт.

Интересно, что швейцарские кантоны настроены более дружелюбно по отношению к ЕС, чем правительство в Берне. На встрече, прошедшей в конце марта, большинство руководителей кантонов заявили, что политика заключения двусторонних соглашений с Европейским Союзом ведёт в тупик.

Мы формулируем это так: в долгосрочной перспективе большинство кантонов может представить в качестве своей стратегической цели вступление в ЕС,

Заявил, к примеру, представитель кантона Базель Ханс-Мартин Чуди. Так что дискуссия о присоединении Швейцарии к Евросоюзу, возможно, в ближайшее время разгорится с новой силой. Не исключено, что дополнительным импульсом послужит намеченное на 1 мая расширение Евросоюза.

Среди других высокоразвитых европейских государств, не входящих в ЕС, особо выделяются Норвегия и Исландия. В отличие от Швейцарии, эти страны никогда не брали на вооружение принцип «вечного нейтралитета». И Норвегия, и Исландия – члены НАТО с момента основания Альянса. Просто жители этих стран до недавних пор считали, что им лучше и выгоднее не вступать в Европейский Союз. Так, в Норвегии за последние три с небольшим десятилетия состоялось уже два референдума по вопросу о присоединении к ЕС. И оба раза – в 1972 и 1994 гг. – норвежцы высказывались против того, чтобы влиться в «единую европейскую семью».

Однако в скором времени в Норвегии может пройти ещё один – уже третий по счёту – референдум по этому вопросу. Об этом недавно заявил премьер-министр страны Хьель Магне Бунневик. При этом он, правда, счёл нужным добавить:

Я не хочу, чтобы это было воспринято так, будто всё уже предрешено. Я ещё не изменил свою точку зрения, сейчас просто нет необходимости срочно принимать какое-то решение по этому поводу. Но поскольку в ЕС многое сейчас меняется, нам просто необходимо быть в курсе происходящего, чтобы знать, с каким Евросоюзом нам предстоит строить отношения после выборов в 2005 году.

До недавнего времени Хьель Магне Бунневик считался одним из самых ярых противников присоединения к Евросоюзу. В 2001 году, когда он вступил в должность главы кабинета, ни у кого не было никаких сомнений в его негативном отношении к возможному членству Норвегии в ЕС. Так, премьер часто напоминал о том, что в случае вступления страны в Евросоюз несомненно пострадают люди, занятые в сфере сельского хозяйства и рыболовства. Что же заставило Бунневика изменить позицию?

По словам самого премьер-министра, основную роль сыграли два обстоятельства. Во-первых, принятие в ЕС 10 новых стран-членов. Во-вторых, необходимость укрепления Евросоюза как противовеса США в мировой политике и экономике.

Правда, по мнению экспертов, есть ещё одно обстоятельство, о котором Хьель Магне Бунневик предпочёл умолчать. Речь идёт об исследованиях общественного мнения, свидетельствующих о росте популярности идеи о присоединении к Евросоюзу. Согласно последним опросам, за вступление Норвегии в ЕС ратуют две трети населения королевства. Больше, чем когда бы то ни было.

В отличие от Норвегии или Швейцарии балканские республики (будь на то их воля) вступили бы в ЕС завтра... а лучше - прямо сегодня. Беда же заключается в том, что их в Евросоюзе пока никто не ждёт. Слишком уж нестабильной остаётся политическая обстановка на Балканах, относительно слабо развита экономика бывших социалистических республик. И тем не менее перспектива вступления в Евросоюз таких, скажем, стран, как Хорватия, Албания и Македония, представляется весьма реальной. Пусть не сейчас, пусть не в 2007 году, когда, как ожидается, «единая европейская семья» пополнится за счёт Румынии и Болгарии, но когда-то это всё-таки произойдёт. Первый шаг уже сделан. Две недели назад правительство Македонии направило в Ирландию (страну, председательствующую сейчас в руководящих органах ЕС) заявку на начало переговоров по вопросу о присоединении к Евросоюзу. Подробности - в сообщении Зорана Йордановского.

Планировалось, что церемония передачи официальной заявки на вступление в ЕС пройдёт в Дублине 26 февраля. Однако в этот день произошло трагическое событие: в результате авиакатастрофы погиб президент Македонии Борис Трайковский и ещё восемь человек, находившихся вместе с ним на борту самолёта. Церемония была отложена, а правительственная делегация во главе с премьер-министром Бранко Црвенковским срочно вернулась в Скопье.

На похоронах погибшего президента председатель Еврокомиссии Романо Проди сказал:

Мы спокойны за политическое будущее вашей страны. Мечта Бориса Трайковского о том, чтобы Македония стала полноправным членом прогрессивной и мирной Европы, должна воплотиться в жизнь.

В отличие от Швейцарии или Норвегии среди политического истеблишмента Македонии нет ярых противников вступления страны в ЕС.

Будущее Македонии и будущее всего региона зависит от интеграции в европейские и трансатлантические структуры.

С заявлением главы македонского МИД Илинки Митревой солидарны и представители всех оппозиционных партий.

Но у Македонии сейчас немало проблем, не решив которые, не стоит даже и думать о вступлении в Евросоюз. В стране процветает коррупция, недостаточно эффективно ведётся борьба с организованной преступностью, отмыванием денег, трафиком женщин и наркоторговлей. Государству всё ещё не удалось провести реформу правоохранительной системы, обеспечить независимость судебной власти.

В плачевном состоянии находится экономика. Многие предприятия, доставшиеся в наследство от социалистического прошлого, давно не работают. В результате каждый третий взрослый житель Македонии сегодня не имеет работы. Средняя зарплата по стране - 175 евро. 30 процентов населения еле сводят концы с концами. Что и говорить - достичь общепринятых для ЕС стандартов будет весьма нелегко. Осознаёт это и премьер-министр Македонии Бранко Црвенковский:

Мы не можем довольствоваться небольшим уровнем роста экономики, потому что (реалистично оценивая ситуацию) этого недостаточно для того, чтобы вывести страну на качественно иной уровень развития. Нам необходимо сделать резкий скачок вперёд. Для этого нужны инвестиции. Наши собственные возможности ограничены, поэтому мы делаем ставку на иностранный капитал. Для этого нам следует продемонстрировать наши возможности и открытость страны, чтобы таким образом привлечь зарубежных инвесторов. В экономической и торговой сфере - так же, как и в любых других жизненных сферах - весьма важным является создание атмосферы доверия.

О том, насколько удачны предпринимаемые нынешним правительством Македонии меры, станет ясно в ближайшие годы...

Евросоюз — это политическое и экономическое объединение, которое насчитывает 28 европейских стран-участниц. Главная цель его создания - образование единой экономической зоны, которое влечет за собой введение единой валюты. ЕС - это своего рода государство из государств, в котором существует свое правительство, свои законы, суд, денежная единица и т. д.

Юридически ЕС был образован в 1992 году, когда был подписан Маастрихтский договор. Именно тогда договором были определены начальные позиции ЕС по внешней политике и политике безопасности.

В настоящее время действуют три типа соглашения, предполагающие разную степень интеграции в ЕС: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в шенгенском соглашении. При этом, членство в ЕС не определяет автоматическое вхождение в список стран Шенгена. А в зону евро входят не все страны-участницы ЕС. Например: шенгенское соглашение между Великобританией и Ирландией подписано на особых условиях и с ограничениями. Великобритания также не входит в зону евро. Такую же принципиальную позицию с ней разделяют Швеция и Дания. А Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн не являются членами ЕС, но входят в шенгенскую зону.

Список стран Евросоюза 2016

Австрия

Италия Словакия

Бельгия

Кипр Словения

Болгария

Латвия Финляндия

Великобритания

Литва Франция

Венгрия

Люксембург
Хорватия

Германия

Мальта Чехия

Греция

Нидерланды Швеция

Дания

Польша Эстония

Ирландия

Португалия

Испания

Румыния


Население Евросоюза и распространение иностранных языков

По состоянию на 2014 год, население Евросоюза составляет более 500 млн. жителей. На данный момент Евросоюз не включает в себя некоторые европейские страны, но официально признает 24 иностранных языка. По статистике, 8 самых распространенных в ЕС языков - это немецкий (19%), французский (13%), английский (12%), итальянский (11%), испанский и польский (по 9%), румынский (7%), голландский (5%).

Экономика Евросоюза

Сразу после создания ЕС, на территории всех стран, которые в него вошли, был создан единый европейский рынок. Несмотря на то, что в составе ЕС 28 стран, единую валюту — евро используют 18 стран, образуя Еврозону. ВВП Евросоюза достигло 14,79 триллионов, что составляет порядка 20 % мирового объёма производства. Евросоюз - это крупнейший мировой экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг. У всех членов ЕС стандартизированный вид паспорта.

Недвижимость Евросоюза

Ни для кого ни секрет, что покупка недвижимости в Европе является выгодным вложением финансовых средств. При том, что цены на недвижимость в последнее время стабильно растут, это одновременно является гарантией сохранения капитала и дает возможность ощутимого ежемесячного дохода от аренды. К тому же, сейчас рынок европейской недвижимости открыт для любого желающего. А покупка недвижимости, например, в такой стране как Латвия, даст еще и возможность получить европейский вид на жительство и вообще забыть про то, что такое шенгенская виза.

После старта программы по предоставлению