Здесь мы познакомимся с несложным приемом, с помощью которого можно создать прекрасный, четко очерченный, изящный эффект сияния и применить его к любому тонкому контуру. Для достижения цели нам понадобится перо (Pen Tool), умение работать со стилями и режимами наложения слоев.

1 Шаг

Начнем с создания фона для изображения. Выберите инструмент Gradient Tool (G), переключите его тип на радиальный и залейте фон цветом от красно-коричневого к черному (цвета #922f00 , #000000 ).

2 Шаг

Нам понадобится довольно яркий цвет в середине, поэтому дублируйте слой с фоном и задайте для него режим наложения Color Dodge. Существует несколько типов режимов наложения: затемняющие, осветляющие, раскрашивающие и инвертирующие. Color Dodge, наверное, самый сильный осветляющий режим. Как видно на рисунке ниже - получился довольно неплохой яркий центр.

3 Шаг

Теперь из этого фона было бы неплохо получить хорошую текстурированную подложку. Поэтому сейчас будем создавать некую туманную дымку. Создайте новый слой, установите для основного цвета белый, для фонового - черный. Теперь открываем Filter > Render > Clouds, в результате мы получим что-то наподобие рисунка ниже.

4 Шаг

Установите непрозрачность (Opacity) слоя равной 30% и задайте ему режим наложения Overlay. Во многих случаях этого было бы достаточно, но мы еще больше усилим эффект.

Откройте Filter > Sketch > Chrome и используйте значения 4 и 7 для параметров Detail и Smoothness соответственно.

По окончании манипуляций результат должен быть более реалистичным.

5 Шаг

Теперь, прежде чем начать создавать свечение нам нужно что-то, что будет светиться. Здесь мы берем в руки перо (Pen Tool) и наносим на рисунок какую-нибудь изящную кривую. К счастью, это не так сложно. Пример такой S-образной кривой показан на иллюстрации ниже.

6 Шаг

Теперь создайте новый слой, выберите инструмент Paintbrush Tool (B) и выберите тонкую жесткую кисть. Поскольку мягкие кисточки - относительно размытые, нам нужна твердая с параметром Hardness 100%. Толщину кисти возьмите равной 3px. Цвет можете выбрать любой - мы все равно его перекроем цветом стиля.

7 Шаг

Снова переключитесь на Pen Tool (P). Теперь сделайте правый клик мышкой и выберите пункт Stroke Path. Там обозначьте Brush и обязательно - пункт Simulate Pressure. Жмем OK и смотрим, что получилось. Еще раз совершаем клик правой клавишей и выбираем пункт Delete Path.

8 Шаг

У вас должно получиться нечто похожее на рисунок ниже. Просто тонкая, изящная линия.

9 Шаг

Добавим немного свечения. Самый легкий пусть создать ауру свечения - использование стилей. Словом, я добавил два эффекта свечения. Первым я настроил Outer Glow и затем добавил Drop Shadow с настройками, которые из него делают не тень, а свечение. Этого можно достичь путем настройки дистанции и изменения режима наложения на что-нибудь по типу Color Dodge. Да, и также я использовал Color Overlay, чтобы сделать линию ярко белой, что создаст впечатление, будто она светится изнутри.

10 Шаг

И так теперь у нас есть испускающая свечение линия. Прелесть использования стилей заключается в том, что их можно копировать и добавлять к другим слоям. Чтобы это сделать выполните щелчок правой кнопкой мыши на слое, выберите пункт Copy Lyer Style, затем создайте новый слой, сделайте правый клик по нему и выберите пункт Paste Layer Style.

11 Шаг

Теперь проделайте процесс еще несколько раз, чтобы получить еще пару волнистых линий. Здесь я сделал одну из них более толстой, изменив перед процессом наведения контура (Stroke Path) размер кисти. Также я стер часть третей линии ластиком, чтобы соединить ее таким образом с остальными. Получилась замечательная треугольная фигура.

12 Шаг

Очень важно уделить максимум внимания вашему тексту. Используйте простые шрифты и поиграйте с их размерами и расстоянием между буквами. Используя простые хитрости можно многого добиться. Я получил хороший контраст, увеличив свечение для слов, затем сделал слова Advanced и FX намного меньше кеглем и сделал им разрядку по буквам.

Регулировать разрядку можно с помощью окна Character. Если оно у вас не открыто, откройте его через меню Window > Character. Поиграйте с каждым параметром, чтобы понять, какой из них за что отвечает.

13 Шаг

Теперь нанесем на изображение светящиеся частицы. Создайте новый слой, выберите тонкую кисть (Paint Brush) размера 3px и нанесите несколько точек на рисунок. Будет хорошо смотреться, если их сосредоточить рядом с центром, чтобы выглядело, будто частицы излучаются из этой области. Точки ближе к центру можно немного увеличить, кликая по ним кисть повторно, как бы расширяя их. Теперь скопируйте стили свечения и добавьте их к этому текущему слою.

14 Шаг

Сейчас все выглядит довольно симпатично, но можно сделать еще лучше, если добавить изображению красок.

Создайте новый слой и радиальным градиентом нарисуйте голубую сферу на белом фоне, как показано ниже.

15 Шаг

Теперь установите режим наложения слоя в Color и смените его непрозрачность (Opacity) на 50%.

Режимы наложения для каждого слоя я поменял на Color и уменьшил Opacity, чтобы они сглаживались все вместе.

16 Шаг

Вот и все: придвинутый эффект сияния в сочетании с красивой, тонкой дымкой фона дает отличный результат. Не забывайте экспериментировать с настройками и пробовать разные варианты сияния - существует множество комбинаций цветов, которые выглядят просто поразительно. Удачи!

Поделитесь уроком

Правовая информация

Переведено с сайта psd.tutsplus.com , автор перевода указан в начале урока.

Часто на фотографиях, где на сильно отражающий предмет под определенным углом направлен яркий луч света можно увидеть асимметричный белый контур — блик. Но можно ли создать подобный эффект когда фото уже снято? Да, при помощи программы Adobe Photoshop! Несколько достаточно несложных действий и вы получите изображение, выглядящее примерно так.


Итак, приступим.

Для начала необходимо вырезать предмет с фона. Я использую комбинацию инструментов Волшебная палочка и Магнитное лассо .

После этого продублируем слой с изображением предмета и при помощи Параметров наложения создаем вокруг него стандартное (цвет и интенсивность вы можете выбрать сами) .

Далее идет этап, на котором мы сделаем свечение асимметричным. Здесь важно соблюсти последовательность действий: сначала выделите все изображение (Ctrl+клик по пиктограмме слоя) , затем нажмите «Растрировать стиль слоя» , а после удалите все содержимое области при помощи клавиши Delete .
Слой с оставшимся свечением переместите под слой с исходным изображением и трансформируйте его. Зажав Ctrl , потяните за угловые точки чтобы изображение изменило форму. При необходимости используйте ластик.

Теперь мы можем добавить крупный блик в форме звезды, какой обычно появляется на фотографиях при очень ярком освещении. Для начала, создадим отдельный файл размером, к примеру, 100х100 пикселей. На этом файле, обязательно используя инструмент Перо , создаем контур, похожий на звезду с четырьмя лучами. Звезда не обязательно должна быть симметричной, при желании вы даже можете поменять форму блика на любую другую. Когда контур будет закончен, выберите инструмент и поменяйте цвет заливки на черный (обводку можно отключить) .

Теперь необходимо заново выбрать инструмент Перо и нажать Редактирование->Определить произвольную фигуру…
Получившуюся фигуру разместите на основном изображении, в зоне, где блик получился наиболее ярким, залив ее тем же цветом, что и его и растрировав.

Остался последний шаг. Находясь на слое с фигурой, выберите Фильтр->Размытие->Размытие по фигуре… В открывшемся меню, как вы понимаете, нужно выбрать созданную нами ранее фигуру. Значение радиуса вы можете установить на свое усмотрение, в моем случае подошли 65 пикселей.

Готово! Теперь осталось сменить прозрачность слоев с бликом и отредактировать фото. Итоговое изображение выгладит примерно так.

Удачи в создании собственной работы!

What You"ll Be Creating

Вам когда-нибудь приходилось теплой летней ночью ловить светлячков?

Когда я была ребенком, мы называли их "светящиеся жучки". Я всегда завороженно наблюдала как они блестят и светятся на фоне ночного неба, и любила их снова отпускать обратно в сумерки ночи.

Итак, в этом руководстве я Вам покажу как создать Вашу собственную композицию со светлячками, используя фото манипуляции и удивительные инструменты в программе Adobe Photoshop.

Вдохновитесь! Найдите больше фото для Ваших манипуляций на Envato Market и Envato Elements

Используемые материалы

В этом руководстве были использованы такие материалы:

Поиск вдохновения

Один из лучших способов поиска вдохновения это находить волшебство в повседневной жизни. Поэтому для этой композиции я создам сцену используя эти натуралистичные стоковые фотографии.

Обычно я собираю референсы из различных источников вроде Pinterest . Но вы также можете подготовиться к созданию композиции, сделав быстрый набросок от руки карандашом.

Мой был настолько прост, как эти небольшие каракули ниже.

Приступим!

1. Как убрать Объект с фото

Шаг 1

Откройте Снимок травы в Adobe Photoshop.

Похоже, что на нашей фотографии уже поселился пушистый друг! Но нам нужно убрать кролика с фото, чтобы освободить пространство для наших светлячков

Но сперва, давайте развернем изображение. Перейдем в Edit (Редактирование) > Transform (Трансформация) > Flip Horizontal (Отразить по горизонтали).

Шаг 2

Теперь обрежьте фото для компактности композиции.

Выберите Crop Tool (Рамка) (C) и обрежьте изображение, как показано ниже.

Вы можете отрегулировать общий размер изображения таким же, как и мой конечный результат 2500 x 1932 pixels.

Шаг 3

Давайте уберем кролика!

  1. Выберите Rectangular Marquee Tool (Инструмент Прямоуголная область)(M) и выделите траву с левой стороны. Скопируйте и Вставьте выделение на Новый слой и переименуйте его Кролик .
  2. Разверните траву. Перейдите Edit (Редактирование) > Transform (Трансформация)> Затем поместите ее над кроликом.
  3. Добавьте Маску слоя к этому слою. Используйте Soft Round Brush (Круглую мягкую кисть) (B) (100% Непрозрачность, 0% Жесткость) чтобы скрыть резкие края квадрата.

Совет: Не стесняйтесь применить маскировку на Ваш вкус. Это просто быстрый способ удалить кролика, так что мы можем двигаться дальше.

2. Как добавить Стеклянные банки

Шаг 1

Теперь давайте поработаем над стеклянной банкой. Перед тем как добавить ее в нашу композицию, мы должны сначала удалить белый фон.

  1. Откройте Стеклянную банку в Photoshop. Дважды щелкните на фоновом слое.
  2. Используйте Magic Wand Tool (Волшебную палочку)(W) чтобы выделить белый фон.
  3. Затем нажмите клавишу Delete , чтобы удалить его полностью.

Шаг 2

Создайте Новый слой выше слоя с кроликом и Скопируйте и Вставьте банку на траву.

Используйте Free Transform Tool (Свободная Трансформация) (Ctrl-T) для поворота банки под небольшим углом. Все-таки она стоит на траве, следовательно она будет немного наклонена от центра в сторону.

Если вы используете изображение банки такое же как и я, то вы заметите внутри остатки белого фона. Чтобы сделать ее более прозрачной как настоящая стеклянная банка, мы должны выполнить следующие шаги.

Во-первых, выберите слой с банкой и нажмите комбинацию клавиш на клавиатуре Ctrl-I чтобы инвертировать цвета. Практически все заполнится черным.

Шаг 3

Создайте Новую группу и поместите в нее слой с банкой.

Выберите Режим наложения для слоя с банкой Screen (Экран) , и затем нажмите Ctrl-J , чтобы сделать несколько копий, будет достаточно трех.

Нам пришлось сперва инвертировать цвета банки в темные, так что мы можем применить осветляющий эффект, чтобы сделать ее более прозрачной. Дублирование Осветленных слоев помогает нам показать траву, которая находится позади банки. Вот результат ниже.

Теперь выделите все слои в группе и нажмите Правой кнопкой мыши чтобы Слить их вместе.

Это сделает банку снова черной, поэтому нужно будет вернуть Режим наложения на Screen (Экран).

Шаг 4

Продолжаем работать на банкой.

Добавьте Маску слоя . Используйте Hard Round Brush (Жесткую круглую Кисть) (B) (100% Непрозрачность, 100% Жесткость) , чтобы на слое-маске закрасить отражение под банкой.

Затем нажмите Ctrl-J , чтобы дублировать этот слой вместе с новой маски, установив Непрозрачность копии 50% .

Теперь у нас есть стеклянная банка, которая выглядит супер реалистично!

Шаг 5

Сделаем цветокоррекцию банки для большего контраста и натуральности.

Создайте Новый слой выше группы с Банкой. Щелкните Правой кнопкой мыши , чтобы задать этот слой как Обтравочную маску(Clipping Mask) для группы.

Залейте слой бледно розовым цветом #b6a8b8 с помощью инструмента Paint Bucket Tool(Заливка) (G) , затем установите Режим наложения слоя на Color Burn(Затемнение основы) .

Шаг 6

Теперь нарисуем на банке тень. Этот шаг поможет убрать резкие белые линии по краям.

Создайте Новый слой выше слоя с розовой заливкой и также установите его в качестве Обтравочной маски(Clipping Mask) для группы с Банкой.

Используйте Soft Round Brush (Крулую мягкую Кисть)(B) (70-90% Непрозрачность, 0% Жесткость) , чтобы нарисовать коричневую #262019 тень по краям банки. Продолжайте наносить больше тени также и на дно банки.

Наносите тень. Используйте инструмент Eraser Tool(Ластик) (E) каждый раз, чтобы удалить тень, если она становится слишком тяжелой. Затем задайте Режим наложения слоя на Multiply(Умножение) .

Произвольно наносите тень на Ваш вкус и если она становится слишком тяжелой, используйте инструмент Ластик (E).

Шаг 7

Мы завершили работу над первой банкой - отличная работа!

Давайте добавим еще одну.

Чтобы сделать это, выделите все слои для первой банки (включая тень и заливки) и нажмите на клавиатуре Ctrl-J , чтобы дублировать их.

Теперь изменим размер второй банки. В то время как все еще выбраны все слои, нажмите Ctrl-T для Свободной трансформации (Free Transform) банки, ее размер будет меньше, чем у той что на переднем плане. При необходимости отрегулируйте тени и положение.

А вот и результат.

3. Как добавить светлячков

Шаг 1

Теперь, когда наши банки на месте, мы можем начать добавлять светлячков.

Имейте в виду, что это не реальные светлячков. Я не смогла найти изображения с летающими светлячками, так что мы просто создадим собственных.

Во-первых, скачайте это изображение с 3D Мухой под нужным углом. Простое положение, как здесь можно легко настраивать и изменять, чтобы она смотрелась как в полете.

Шаг 2

Скопируйте и Вставьте первую муху на Новый слой ниже обеих групп с Банками.

Свободная трансформация(Free Transform) (Cntrl-T) , чтобы сделать муху поменьше. Разместим муху над первой банкой.

Чтобы сделать ярче свечение на мухе, добавим Корректирующий слой Кривые(Curves) над слоем с мухой, и сделаем его Обтравочной маской(Clipping Mask) для этого слоя. Настроим кривые для RGB, зеленого и синего каналов следующим образом. Затем Слить(Merge) Корректирующий слой и слой с Мухой.

Шаг 3

Создайте больше мух!

При выбранном слое который мы только что объединили, нажмите Ctrl-J для создания нескольких копий подсвеченных мух; в общей сложности около 10 копий.

Размещайте каждую новую муху вокруг банок. Поворачивайте , Изменяйте размер или Отображайте зеркально их, чтобы сделать сцену более динамичной. Убедитесь в том, что несколько сидят на верхней части банки или просто летают над ними.

Шаг 4

И еще одна последняя муха. Можно использовать тот же угол или попробовать новый, если вы хотите.

Скопируйте и Вставьте оригинальное изображение мухи на Новый слой выше остальных. Это изображение должно иметь оригинальное освещение. Перейдем Edit (Редактирование) > Transform (Трансформация)> Flip Horizontal (Отобразить по горизонтали).

Эта муха будет летать в с правой стороны. Изменим размер и сделаем ее больше, чем остальные. Затем расположите ее под нисходящим углом для передачи глубины резкости.

Шаг 5

Чтобы обеспечить глубину резкости, сделаем размытие для правой мухи.

Выберите слой и перейтите в Filter (Фильтр) > Blur (Размытие)> Gaussian Blur (размытие по Гауссу) , добавив Радиус 25 пикселей .

Шаг 6

Теперь, все мухи на месте, мы можем покрыть дно банок травой, таким образом, чтобы они вписались в поверхность травы.

Используйте инструмент Прямоугольная область (Rectangular Marquee Tool)(M) , чтобы выделить траву под банками. Скопируйте и Вставьте две копии травы на два Новых слоя. Поместите каждый кусок травы над нижней частью банки, а затем объедините слои вместе.

Уточнить края для травы! Добавьте Маску слоя , чтобы убрать резкие края при помощи Мягкой круглой кисти (B) .

4. Как закончить композицию со светлячками

Почти готово! Уже проделана основная работа.

На заключительном этапе этой манипуляции нам нужно нарисовать яркое желтое свечение для светлячков. Затем мы сведем композицию вместе, добавив больше теней и светокорректировок.

Шаг 1

Скопируйте и Вставьте Звездное небо на Новый слой выше остальных.

Установите Режим наложения слоя на Экран (Screen) и Непрозрачность на 87% .

Этот слой мгновенно добавит много звёзд в нашу композицию. Отрегулируйте их интенсивность используя Маску слоя .

Шаг 2

Изменим цветовую схему при помощи Корректирующих слоев .

Чтобы изменить сцену от дня к ночи:

Добавьте Новый корректирующий слой Поиск цвета(Color Lookup) . Выберите 3DLUT в NightfromDay.CUBE .

Затем установите Режим наложения слоя на Жесткий свет(Hard Light) и Непрозрачность на 73% .

Шаг 3

Затем, добавьте Новый корректирующий слой Карта градиента(Gradient Map) .

Задайте цвет с темно красного #270209 на красной #d90f31 и установите Режим наложения слоя Линейный осветлитель (Добавить)/Linear Dodge (Add) .

Уменьшим Непрозрачность до 30% .

Шаг 4

Продолжим корректировку цвета.

Добавьте еще один Новый корректирующий слой Поиск цвета (Color Lookup) .

Выберите 3DLUT в Candelight.CUBE и Непрозрачность на 71% .

Затем создадим снова Корректирующий слой Карта градиента(Gradient Map) .

Выберите Синий, Желтый и Розовый пресет и затем уменьшите Непрозрачность до 30% и измените Режим наложения слоя на Цветовой тон(Hue) .

Шаг 5

Почти закончили!

Поскольку цвета уже настроены, мы теперь можем поэкспериментировать с тенями. Давайте создадим эффект виньетки, чтобы привлечь больше внимания на банки и светлячков.

Создайте Новый слой, Режим наложения Умножение(Multiply) выше остальных. Используйте Мягкую круглую Кисть (70% Непрозрачности, 0% Жесткость) , чтобы рисовать коричневым #403a2c вокруг краев композиции.

Нанесите немного коричневого на в траву, чтобы связать все вместе.

Шаг 6

Скрасим композицию светом!

Создайте Новый слой выше остальных. Используем Мягкую круглую Кисть (0% Жесткость, 70% Непрозрачность) чтобы нарисовать желтым #b8b660 на концах каждого светлячка.

Затем создайте еще один Новый слой выше предыдущего и установите Режим наложения Перекрытие(Overlay) .

Теперь нарисуем свечение вокруг банок, светлячков и травы более ярким желтый #f7cb57 .

При необходимости измените Непрозрачность слоя .

Шаг 7

Давайте закончим корректировку цвета.

Создадим новый Корректирующий слой Выборочная коррекция цвета (Selective Color) .

Настройте значения для красных, желтых, нейтральных, белых и черных на следующее.

Затем создайте Новый корректирующий слой Цветовой баланс(Color Balance) .

Задайте значения для Тени, Полутона и Света(Shadows, Midtones, Highlights) на следующее.

Шаг 8

Чтобы усилить цвета, создайте два Новых слоя и установить их Режим наложения как Перекрытие(Overlay) .

Используем инструмент Заливка (G) для заполнения первого слоя бирюзовым #2afbd1 . Установите Непрозрачность на 15% . Затем заполните второй слой с желтым #fbae2a . Установите Непрозрачность на 40% .

Вот результат.

Шаг 9

Наши последние шаги помогут свести все вместе для этой композиции. Используем Жесткого круглую кисть желтого цвета #dcc95e и выделим траву вокруг стеклянных банок.

Несколько ярких штрихов, не стесняйтесь экспериментировать с этим шагом!

Ну вот! Проверьте конечный результат ниже!

Все готово! Отличная работа!

Оживите свои ностальгические детские воспоминания с этой радостной композицией! В этом руководстве мы узнали, как создать композицию со светлячками с нуля, используя прекрасные изображения. Не стесняйтесь использовать похожие фотографии на свой вкус для создания подобной композиции.

Я надеюсь, что Вам понравился этот урок! Ведь так? Делитесь своими комментариями и результатами.

Чтобы получить больше уроков фотоманипуляции, обратите внимание на эти ссылки.

Добавляем разноцветное свечение в Фотошоп

В этом уроке я покажу Вам, как создать интересное свечение и добавить настроение изображению. Для этого будем использовать режимы наложения (blending options), инструменты выделения и немного Вашего воображения.


До обработки.

После.



Давайте начнём. Откройте изображение , к которому вы хотите применить эффект. Автор выбрал это.



Шаг 1. Нужно отделить девушку от фона. Сделайте это с
помощью способа, который у Вас лучше всего получается. Автор
использовал инструмент Перо
(Pen Tool), проведя путь вокруг фигуры девушки, нужно закрыть контур,
образовать выделенную область. Растушевку поставьте в 1 пикс.








Шаг 2. Скопируйте выделение(Ctrl+C) и вставьте (Ctrl+V) его на новый слой, назовите слой «Девушка ».


Шаг 3. Дублируйте слой «Девушка». Для копии этого слоя примените коррекцию Яркость/Контрастность в меню Изображение - Коррекция (Image > Adjustments > Brightness and Contrast).




Шаг 4. Выделите слой «Девушка». Идём в меню Фильтр - Размытие - Размытие в движении (Filter > Blur > Motion Blur). Ставим такие настройки Угол (Angle) - 40 градусов, Смещение (Distance) - 120. Слейте слои «Девушка» и её копию.




Шаг 5. с девушкой и назовите его «Дым». Используя инструмент Лассо (Lasso Tool), обведите область вокруг девушки. Поставьте растушевку 150 пикс.



Шаг 6. Убедитесь, что Ваш цвет переднего плана - белый, а фоновый цвет - черный. Теперь идём в меню Фильтр - Рендеринг - Облака (Filter > Render > Clouds). После этого поставьте режим наложения для этого слоя Перекрытие (Overlay).




Шаг 7. Создайте новый слой под слоем "Дым" и назовите его "Градиент". Выберите Инструмент Градиент (Gradient Tool) и щелкните, чтобы вызвать Редактор Градиента. Поставьте цвет переднего плана (foreground) #c6229e и цвет заднего (background) плана #1dbdda . В настройках инструмента поставьте Линейный . Проведите градиентом от левого верхнего угла до правого нижнего, поставьте непрозрачность этому слою 60%.



Шаг 8. Поставьте слою «Градиент» режим наложения Перекрытие (Overlay), затем слейте слои « Дым» и «Градиент».
У Вас должно получиться как на скриншоте ниже. Можно
экспериментировать с разными цветовыми сочетаниями градиента и другими
режимами наложения для слоя «Градиент».



Шаг 9. Создайте новый слой под слоем "Градиент" и назовите его "Свечение". Используя белую мягкую Кисть (Brush) , закрасьте кисточкой края девушки. Это создаст эффект жара позади девушки.



Шаг 10. Сделайте активным инструмент Кисть (Brush
tool), зайдите в палитру настроек кисти (F5) и введите следующие
настройки, как показано на скриншотах ниже. Сохраните эту кисточку,
нажав Сохранить новую кисть (Create New Brush) и назовите её "Splash".
Потом вы снова можете её выбрать в палитре кистей и использовать позже.
Проведите настроенной кистью по изображению как на рисунке ниже.
Добейтесь желаемого эффекта.






Шаг 11. Создайте новый слой, назовите это "Полосы". Название говорит само за себя. Мы собираемся сделать светящиеся полоски. Чтобы сделать их, выберите инструмент Полигональное лассо
(Polygonal Lasso Tool) и создайте треугольник. Затем, используя белую
мягкую кисть, подрисуйте противоположную сторону основы треугольника. Вы
можете также экспериментировать с различными формами и размерами, чтобы
создать эффекты, которые Вы хотите.




Шаг 12. Теперь сделаем освещение на самой девушке. Для этого, создайте новый слой, выше слоя «Девушка» и поставьте ему режим наложения на Осветление основы
(Color Dodge). Загрузите контур девушки, который вы сделали раньше в
палитре контуры или воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+ клик по
миниатюре слоя с девушкой. Загрузится выделение. Используя инструмент П ипетка (Eyedropper
Tool), выбирайте цвет свечения вокруг девушки, которое мы сделали
раньше и тем же цветом, мягкой кисточкой, проводим по внутреннему
контуру выделенной области.




Шаг 13. Теперь мы создадим световые линии. Создайте новый слой под названием "Линии" выше слоя с девушкой. Поставьте цвет переднего плана (foreground color) белым, выберите инструмент Кисть (Brush Tool) и откройте окно настроек кисти. Выбираем мягкую кисть, примерно 9 пикс. Во вкладке Динамика формы (Shape Dynamics) установите Колебание размера (size jitter control) на нажим пера (Pen Pressure). Это придаст мазкам кисти интересный эффект.



Шаг 14. Используя инструмент Перо (Pen tool), создайте несколько линий (смотрите скриншот). После этого нажмите ПКМ и выберите опцию - Выполнить обводку контура (Stroke Path). Откроется окно настроек. В нём необходимо поставить Кисть (Brush) и поставить галочку в окошке Имитировать нажим (Simulate Pressure). Жмём ОК. После этого, Ваши линии сделанные пером, обведутся кисточкой.






Шаг 15. Теперь дважды щёлкните по слою с линиями, чтобы вызвать Стили слоя (Blending Options). Применим Внешнее свечение (Outer Glow). Настройки используйте как на скриншоте ниже.




Шаг 16. С помощью маски слоя, по желанию, Вы можете
убрать некоторые части линий, которые попадают на девушку. А также
можете добавить больше элементов к изображению, чтобы заставить его
выглядеть еще более уникальным.




Вот финальное изображение.



Изучая этот урок, я сделала вот такую картинку.


Свет – это огромная неотъемлемая часть успеха фильма. Это справедливо и для фотографии. Чтобы создать драму в изображении, нужен свет или его отсутствие. Свечение краев, как предполагает термин, еще называется контровой подсветкой. В этой статье я покажу вам как создавать это драматический стиль освещения.

Эффект свечения краев, созданный в сцене, и эффект Внутреннее свечение, добавленный в Photoshop .

Свечение краев добавляет драмы

В фильме «Чужой» (1979) была такая сцена, когда персонаж, которого сыграл Гарри Дин Стэнтон, идет искать кота Джонса. Это сцена заставила меня закрыть рот обеими руками. Я просто знала, что произойдет что-то ужасное – с таким невероятным напряжением она была создана.


« Чужой » кинокомпании «20th Century Fox»

Освещение на протяжении всего фильма было выполнено в низком ключе, чтобы создать угрюмое атмосферное ощущение.

Хороший пример свечения краев – это использование источников света с двух сторон или одного позади объекта, как на изображении ниже.


На этой фотографии источник света за объектом создает свечение краев вокруг головы. Это также называется свечение волос.

Прежде, чем я покажу, как создать этот эффект в Photoshop, я хочу показать, как просто создать его в сцене. А затем вы сможете попробовать сделать это самостоятельно в комфортных домашних условиях.

Создание эффекта свечения краев в сцене

Я использовала следующие предметы для создания свечения краев:

  • Одна бутылка воды
  • Одна глянцевая черная плитка
  • Два источника света
  • Камера, установленная на штатив.

Я купила черную глянцевую плитку в местном магазине плитки, где можно было купить только одну. Что касается освещения, то стрипбоксы идеально подойдут для этих целей. Вы размещаете их с обеих сторон немного позади объекта (ближе к фону).

В отличие от софтбоксов, стрипбоксы по форме узкие и прямоугольные. Но для целей этой статьи вы можете использовать любые источники света, которые есть в вашем распоряжении.

Я поставила свой iPad вертикально с одной стороны бутылки и открыла приложение Soft Box, которое можно загрузить бесплатно, и задала белый цвет. С другой стороны была установлена LED-лампа. Сцена была выстроена на моем кухонном столе.

Как видно на фотографии ниже, я могла контролировать угол направления света, попадающего на бутылку. Настройки камеры были следующие: ISO 2000, выдержка 1/60, диафрагма f/5.6.


Простая схема, которую вы можете использовать дома, для создания эффекта свечения краев с помощью черной глянцевой плитки, реквизита и двух источников света.

Примечание :

Если вы не хотите использовать два источника света и располагаете обычным софтбоксом, то попробуйте разместить его прямо позади объекта, и закройте центральную часть софтбокса черной панелью (это будет ваш фон). Вам будет необходимо поэкспериментировать, чтобы получить желаемый эффект свечения объекта.

Это фото бутылки воды прямо из камеры.

Теперь давайте погрузимся в Photoshop.

Создание эффекта контровой подсветки в Photoshop

Ключом добавления эффекта свечения краев в Photoshop является Стиль слоя и объект, отделенный от фона. Прежде, чем применить какой-либо стиль слоя, необходимо, чтобы изображение, которое вы будете использовать, было тщательно вырезано. Используйте любой инструмент для выделения, но я рекомендую Перо.

Стиль слоя

Давайте взглянем на Стиль слоя. В открытой программе Photoshop перейдите на панель Слои. В самом низу вы увидите группу иконок. Среди них вторая слева fx. Нажмите на нее, и появится диалоговое окно с различными вариантами стилей.


Стили слоя появятся, если нажать на иконку fx , расположенную внизу панели Слои.


Набор Внутреннее свечение

Другим способом вы можете перейти в Стиль слоя, нажав на кнопку с горизонтальными линиями в верхнем правом углу панели Слои. Пролистайте вниз до Параметры наложения. Появится такое же диалоговое окно, и теперь просто нажмите на Внутреннее свечение.


Когда вы нажмете на любой из вариантов стилей слоя, там уже будут предустановленные настройки, но вы легко можете их редактировать. В данном примере, оставим некоторые настройки как они есть, и настроим следующие три:

  1. Растушевка
  2. Размер
  3. Непрозрачность

Экспериментируйте до тех пор, пока не будете довольны результатом, а затем нажмите ОК.


Всплывающее диалоговое окно со Стилем слоя и настройками по умолчанию.

Эффект свечения краев, добавленный в Photoshop с помощью Внутреннего свечения из набора Стиль слоя .

Использование режима наложения Осветление основы вместо Экран

Я предпочитаю во время использования техники Стиль слоя менять режим наложения с Экран на Осветление основы. Я использовала это на бутылке воды в заглавном снимке. Чтобы увидеть разницу между двумя режимами наложения, посмотрите на две фотографии ниже.

Первое изображение – это Внутреннее свечение с режимом наложения Экран и настройками по умолчанию. Во втором изображении режим наложения изменен на Осветление основы.


Изменение режима наложения на Осветление основы


Эффект свечения краев, созданный в Photoshop с помощью Внутреннего свечения из набора Стиль слоя .


Этот эффект свечения краев создан с использованием Внутреннего свечения из набора стиль слоя, но с изменением режима наложения на Осветление основы.

Создание эффекта свечения краев с нуля с помощью Photoshop

Однако, эта техника действительно прекрасна, если нужно создать свечение краев с нуля. Для примера возьмем это изображение бабочки Калиго. На нем совсем нет эффекта свечения.


Калиго

Я отделила бабочку от фона с помощью инструмента Перо, и поместила ее на другой фон, к которому добавила размытие по Гауссу.


Пшеница

Так как Калиго размещена на отдельном слое, я добавила Внутреннее свечение из Стиля слоя и изменила режим наложения на Осветление основы, выбрав темный желтый. Я хотела, чтобы на крыльях появилась подсветка от заходящего солнца на заднем плане.


Бабочка Калиго была вырезана инструментом Перо в Photoshop и помещена на другой фон. Я размыла фон с помощью размытия по Гауссу.

Я поместила этот эффект Стиля слоя на отдельный слой. Затем применила слой-маску и закрасила желтое свечение на крыльях, чтобы они выглядели реалистично. Я сделала еще немного ретуширования, добавив градиентное Перекрытие, а затем применила Фильтр>Размытие>Среднее , чтобы смешать цвета двух изображений.


Поместив эффект Стиля слоя на отдельный слой, я смогла применить слой-маску и закрасить эффект свечения на крыльях бабочки.


Внутреннее свечение было добавлено с помощью режима наложения Осветление основы. Затем добавлено градиентное перекрытие, чтобы затемнить нижнюю часть бабочки. Потом применено Среднее размытие, чтобы смешать цвета двух изображений.