Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

В ранние века (IV - IХ вв.) господствующим типом храма была базилика (на ряду с ней существовал еще тип круглой, центральнокупольной церкви). Базилика (название обычно выводят из римского судебного зала, носившего это же название) представляла собой длинное прямоугольное здание, вытянутое в восточно-западном направлении (как все христианские храмы). На западной стороне был вход (портал), на восточной - абсида, т. е. полукруглая ниша. Продольный корпус базилики, так наз. корабль или неф, служил залом для собраний верующих; около самой абсиды его пересекал поперечный неф или трансепт, концы которого несколько выступали за стены продольного нефа. Таким образом план базилики в своем очертании был сходен с так наз. латинским крестом» (крест, одна из лопастей которого длинней, чем три остальные).

Круглые центрические церкви развили в своем плане равноконечный греческий крест; этот план господствовал в Византии, но не привился широко на западе.

В больших базиликах два или четыре ряда колонн, соединенных архитравами (прямая балка, перекинутая с колонны на колонну) или арками, делили зал на три или пять нефов. В целях освещения средний, более широкий неф был выше боковых: в верхней части его стен имелись окна. Покрытие базилики было деревянное, стропильное, боковые нефы иногда крылись сводами. Кровля была черепичная, свинцовая, оловянная, медная или даже серебряная, над средним нефом двускатная, над боковыми - односкатная. Стены, несшие лишь кровлю и легкие деревянные стропила и не испытывавшие боковых усилий, вначале не были особенно толстыми и клались преимущественно из кирпича.

В Италии сохранился целый ряд базилик IV - VI вв. Для лучшего представления о базилике, как о типе здания, легшего в основу главной массы последующих церковных построек, представлем очень ясную реконструкцию уничтоженной в ХVI в. пятинефной базилики Петра в Риме.

Реконструкция пятинефной базилики Петра в Риме (IV в.)

Примером существующей доныне базилики может служить церковь Аполлинария «в гавани» (VI в.), находящаяся близ г. Равенны, в нескольких километрах от западного побережья Адриатического моря.

Таков основной тип церковного строительства раннего Средневековья, от которого отправляется дальнейшее его развитие. Переходом от раннесредневекового, преимущественно базиличного зодчества к романскому послужила эпоха Каролингов (VIII - IX в.) и Оттонов ~Х в.). Связь с Востоком - торговля и паломничества - повысила интерес к византийской и армянской архитектуре, к круглым купольным постройкам, отличным от латинских базилик. Произведения этой эпохи, уклонившиеся от базилики, не характерны сами по себе; они важны лишь тем, что подготовили переход к романскому стилю.

Анатомия архитектуры [Семь книг о логике, форме и смысле] Кавтарадзе Сергей

Эволюция базилики

Эволюция базилики

В принципе, архитектура как вид искусства очень удобна для понимания и изучения – в ней время от времени случаются выдающиеся события, например появляются замечательные сооружения или рождаются важные новации (все равно, технологические, декоративные, функциональные или какие-либо еще), которые потом долго, иногда веками или даже тысячелетиями, повторяются в последующих постройках. События такого рода становятся своеобразными маяками, помогающими легко ориентироваться в общей истории зодчества.

Так, например, от «маяка» к «маяку» можно проследить эволюцию типа западноевропейской христианской базилики. Это очень показательный пример того, какую важную роль в истории культуры способен играть сам факт выбора тех или иных строительных конструкций.

Базилика – слово греческого происхождения (????????), первоначально означавшее «царский портик», можно сказать, «царский навес» (???????? ????). Неизвестно, как выглядели древнегреческие базилики, но, судя по всему, использовались они не как жилища царей, а, скорее, как место для отправления государевых дел, прежде всего судебных.

Рис. 2.18. Базилика Максенция и Константина на Римском форуме. IV век. Рим, Италия

Позже базиликами стали называть огромные здания в Древнем Риме. Их залы колоссальны даже по современным меркам. Они использовались в разных целях, всегда предполагавших скопление огромных масс людей, – для гуляний, для торговли и, опять-таки, для публичных судебных слушаний. Такая базилика обычно вытянута в длину и состоит из нескольких помещений, причем центральное – больше остальных. Если здание предназначалось для суда, то кресло судьи располагалось в специальной полукруглой пристройке – абсиде. Римские базилики были величественными сооружениями с толстыми стенами и грандиозными сводами (правда, встречались и плоские деревянные перекрытия), богато украшенными, в том числе и многочисленными колоннами из дорогих сортов камня.

Когда в IV веке н. э. христиане Рима сделались представителями государственной религии, им, еще недавно скрывавшим таинства веры в катакомбах, понадобилось множество новых вместительных храмов, достаточно представительных, чтобы привлекать языческие души, но конструктивно простых и сравнительно дешевых, так как на помпезные сводчатые сооружения попросту не хватало средств.

Так появился тип раннехристианской базилики – храма, чья композиция во многом заимствована у древнеримских судебных зданий (базиликой ее назвали позже, ввиду сходства с прототипом, очевидно). Прежде всего, такая базилика – это одно или несколько составленных вместе вытянутых пространств, хорошо приспособленных для торжественных церковных процессий. Их называют нефами , то есть кораблями (французское слово nef произошло от латинского navis – корабль). В принципе, храму достаточно и одного такого «корабля», но чаще бывает три или пять, причем центральный выше и шире остальных, а главное – светлее, потому что в его стенах под потолком прорезаны окна, расположенные выше крыш боковых нефов (верхнее, хорошо освещенное пространство главного нефа имеет свое название – клеристорий ). Продольные стены внутри здания опираются на аркады (иногда, но редко, на антаблементы), а те, в свою очередь, на колонны. Верующие поначалу располагались в пониженных и сравнительно темных боковых «кораблях», а по центральному, залитому светом, торжественно шествовали священнослужители.

Своей осевой направленностью христианская базилика в чем-то родственна древнеегипетским храмам. Вход в нее тоже часто начинается с открытого двора, там прихожане готовятся к богослужению. Затем следует нартекс – пристройка перед самой базиликой, где в старину полагалось оставаться уверовавшим во Христа, но еще не крещенным («Оглашенные, изыдите!» – это как раз про них), а также отлученным от причастия за какие-то прегрешения. С противоположной стороны располагался короткий поперечный неф – трансепт , в плане придававший храму форму креста и предназначавшийся для клира. Наконец, замыкалась композиция алтарной частью – полукруглой абсидой, также заимствованной у римских судебных построек. Каменное кресло судьи сделали троном епископа, сиденья вдоль стен отдали священникам.

В сущности, и сейчас большинство католических храмов устроены таким же образом. Зайдете ли в кафедральный собор в самом центре европейской столицы или, оставив горные лыжи у входа, присядете на скамью в деревенской церквушке, затерянной среди отрогов Альп или Карпат, вы, скорее всего, окажетесь в базилике, с нефом, трансептом и абсидой алтаря.

Рис. 2.19. Собор Сан-Джусто. V и XIV века. Триест, Италия

Мы так далеко отошли от заявленной темы про арочные конструкции потому, что раннехристианская базилика интересна нам как раз тем, чего в ней нет, – иными словами, отсутствием сводов. С IV века и до конца тысячелетия храмы Западной Европы перекрывались в основном стропилами, иногда открытыми снизу, иногда зашитыми деревянными панелями плоских потолков. Искусство строить каменные своды сохранялось практически лишь в Византии и в странах, попавших под ее влияние. Вождям племенных союзов, в крови и хаосе междоусобных войн создававших на руинах Римской империи новые государства, было не до величественных построек, требовавших огромных ресурсов и долгого времени на их сооружение, иногда большего, чем могла удерживать трон целая династия.

Однако к концу первого тысячелетия Европа обрела несколько новых устойчивых государственных образований – княжеств, герцогств, мощных империй, – и феодальная система начала стабильно поставлять их владетелям богатства, достаточные не только для ведения войн, но и для масштабного строительства. Впрочем, само строительное дело в ту пору тоже не всегда являлось мирным занятием. Защитить страну можно было только с помощью мощных каменных крепостей – тех самых, с зубцами, башнями и узкими бойницами. Земляные насыпи и частоколы из бревен спасали лишь от мелких воинственных соседей. Очевидно, что, как и сегодня, именно развитие военных технологий вело к прогрессу в гражданских областях.

Рис. 2.20. Собор Святого Петра. Общий вид. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Рис. 2.21. Собор Святого Петра. План. 1130–1181 гг. Вормс, Германия

Впрочем, одним из главных политических и экономических событий на рубеже тысячелетий было как раз то, что уже не только военные силы решали судьбы континента. На этой арене появился новый игрок, который мог обойтись и без армии, – папа римский. Часто ему было достаточно отлучить противника от церкви, чтобы лишить его войска и власти. Христианская церковь, когда-то гонимая, обрела могущество и богатство. А самое главное, по всей Европе, невзирая на границы, она начала строить собственные цитадели – соборы и монастыри, и, чтобы поддержать ее авторитет, от архитекторов снова потребовались напряжение всех творческих сил и технологические умения.

Новая эпоха породила новые формы в зодчестве. Появились «модные» композиционные и декоративные решения: башни с конусовидными завершениями; сдвоенные арочные окна с колонной вместо простенка посередине; аркатурные и аркатурно-колончатые пояса , не обязательно функциональные, но помогающие зрительно членить толстые стены в нужных пропорциях.

Но главным событием, тем, что позволяет нам говорить о новом стиле и оправдывает его название – романский , – стало возрождение древнеримской традиции строить величественные арочные конструкции перекрытий. И хотя в части романских базилик можно встретить и деревянные стропила, именно каменные (либо кирпичные) циркульные своды стоят первыми в ряду отличительных признаков романики.

По мнению многих исследователей, рождение готики еще более тесно связано с технологическими нововведениями. Этот стиль возник не одномоментно, он постепенно вызревал в недрах романского зодчества вместе с попытками усовершенствовать привычные сводчатые перекрытия.

При создании цилиндрических сводов часто применяются подпружные арки : сначала от стены к стене перекидываются мощные дуги арочных «мостов», чтобы потом на них уже опиралась сравнительно легкая кладка свода. Тот же прием в романской архитектуре стали использовать и при возведении крестовых сводов, но теперь к обычным подпружным аркам, перекинутым от стены к стене по кратчайшему пути, добавились диагональные, проходящие там, где смыкаются распалубки. Прежде чем возвести свод, строили как бы его скелет. Так родились нервюры (по-французски nervure – жилка, прожилка), позже ставшие главным нервом готического образа.

Это строительное новшество резко расширило творческие возможности средневековых зодчих. Романская система проектирования не зря называется связанной . Обычный крестовый свод – производное от цилиндрического – может быть только квадратным в плане, ведь все распалубки в нем одинаковы. Из этого следует, что при строительстве базилики ширина бокового нефа жестко зависит от размеров главного, потому что к одной стороне ячейки, перекрытой крестовым сводом (она называется «травея» ), можно приставить только целое число таких же, но поменьше (обычно две). Иными словами, если вы используете циркульные крестовые своды, то ширина боковых нефов должна быть или ровно в два раза меньшей, или такой же, как у центрального «корабля» (в последнем случае, чтобы сохранить гармонию, их надо делать и столь же высокими, то есть построить так называемую зальную церковь). Можно, правда, использовать простой цилиндрический свод, тогда зависимость не будет такой жесткой. Но он, как мы знаем, дает гораздо больший боковой распор и, следовательно, требует более мощных стен под собой. Кроме того, под ним невозможно устроить большие окна (только узкие бойницы), поэтому труднее достичь эффекта «божественного света», льющегося сверху в сакральное пространство храма.

Рис. 2.22. Англо-нормандский крестовый свод

С изобретением нервюрных сводов архитекторы стали справляться с вышеописанными проблемами гораздо изящнее. Арочный каркас позволяет повысить центральную часть свода, «надуть» его снизу, как парашют или парус. Такая конструкция допускает вытянутый или даже трапециевидный план травеи. Это дало возможность не только создавать базилики с нефами любых пропорций, но и перекрывать каменными сводами криволинейные галереи, прежде всего деамбулаторий – круговой обход вокруг алтаря, помещавшегося в абсиде.

Рис. 2.23. Составные части средневековой базилики

О том, почему возникли деамбулатории, стоит рассказать подробнее. Эпоха зрелого Средневековья в Европе – время грандиозных паломнических походов. Путешествовали не только купцы и завоеватели. Огромные массы людей, разных званий и сословий, отважно покидали родные края и отправлялись (в основном пешком!) в далекие странствия, чтобы, преодолев жестокие лишения и избегнув, если будет на то воля Господня, великих опасностей, поклониться мощам убедительно доказавшего свое могущество святого и приложиться к реликвиям – свидетелям чудесных событий тысячелетней давности, случившихся в далекой Палестине. Однако пути пилигримов не были неизведанными. Они следовали от монастыря к монастырю, обретая в каждом из них все новых и новых спутников. При этом в каждой обители были свои святыни, может быть и не такие значимые, как те, что ждали их в конце пути (например, в Сантьяго-де-Компостела, что на севере дикой Испании), но, безусловно, достойные самого благоговейного поклонения. Паломники воздавали почести содержимому роскошных реликвариев и оставляли монеты, которые шли на возведение еще более масштабных монастырских комплексов.

Рис. 2.24. Собор Святого Маманта в Лангре, Франция. Своды деамбулатория

Потоки желающих приобщиться к божественной благодати были столь велики, что во избежание давки появилась потребность в организации в храмах «одностороннего движения». Так возникла идея кругового обхода. Люди, не мешая службе, двигались в сторону алтаря или к скрытой под ним сакристии (крипте – хранилищу святынь) по одному из боковых нефов, останавливаясь для молитвы у капелл – небольших приделов, каждый со своим алтарем, пристроенных с внешней стороны храма. Затем обходили абсиду по специальной полукруглой галерее-деамбулаторию (маленькие церкви, полукругом расположенные вдоль нее, породили красивый образ – венец капелл) и покидали храм, возвращаясь к выходу противоположным нефом. Такой круговой обход поначалу перекрывался деревянными стропилами, позже, с развитием тех конструкций, о которых мы говорим, – трапециевидными в плане крестовыми сводами.

Скорее всего, именно повышенные нервюры крестовых сводов навели зодчих на мысль о создании особой, стрельчатой арки , а затем и стрельчатых сводов, без которых нельзя представить появление следующего большого стиля – готики. По сути, стрельчатая арка – это два фрагмента обычной циркульной арки, сложенные «домиком». Современному человеку ее очертания должны напомнить устремленную в небо ракету. Туда же, к божественным высям, она отправляла и мысли средневековых христиан. Позже этот вектор стали усиливать всеми доступными в художественном отношении способами. Нервюры брали начало от самого пола и пучками, вдоль колонн, взлетали кверху, разбегаясь по ребрам сводов пышным каменным фейерверком. Скульптуры на фасадах вытягивались вверх и колебались как пламя в S -образном изгибе, подчеркивавшем принадлежность изображенных ими людей скорее к духовному миру, нежели к телесному. Башенки-фиалы и заостренные как пики колокольни акцентировали это стремление ввысь. Готический собор если и не «взлетал» в небо, то тянулся к нему, как деревья в роще.

Рис. 2.25. Хор Реймсского собора (Нотр-Дам-де-Реймс). Архитектор Жан де Лу. XIII век. Реймс, Франция

Впрочем, у готических – стрельчатых – арок есть и вполне земные преимущества. Большую часть веса они передают вертикально вниз и, соответственно, меньше стремятся «разъехаться», то есть боковой распор у них значительно меньше, чем у их обычных циркульных аналогов. Поскольку то же относится и к стрельчатым сводам, прежде всего крестовым, их появление позволило создать грандиозные сооружения нового типа – готические соборы, не только высокие, но и не нуждающиеся в толстых каменных стенах. По сути, теперь можно было обойтись вообще без стен, закрывая промежутки между опорами огромными витражами. Контрфорсы – подпорки, ранее перпендикулярно упиравшиеся в стены и гасившие распор лежавших на них перекрытий, превратились в отдельно стоящие столбы. От них к основаниям сводов изящно перекидывались наклонные арочные «мостики» – аркбутаны . Снаружи соборы, несмотря на всю красоту, немного напоминали гигантских сороконожек. Зато, попадая внутрь здания, верующий оказывался если не на небесах, то в преддверии рая, среди почти невесомых стен и сводов, в пространстве, полном неземного света, окрашенного драгоценными витражами.

Рис. 2.26. Святая капелла (Сент-Шапель). Архитектор Пьер из Монтрейля (предположительно). 1242–1248 гг. Париж, Франция

Наверное, устремленность ввысь и кажущаяся легкость каменных конструкций подсказали зодчим путь к выражению религиозной экзальтации, которой была буквально пропитана атмосфера этого времени. Так, в очередной раз архитектоника, то есть художественная демонстрация работы несомых и несущих частей, стала выразителем того, что туманно зовется духом эпохи. Интересно, что, когда этот дух радикально изменился, то есть во времена Ренессанса (возрождения идеалов античности, как мы помним), от стрельчатых конструкций с пафосом отказались, несмотря на их рациональные преимущества. Тогда же готика получила свое презрительное имя архитектуры готов, то есть варваров. Тип базилики остался, но арки и своды вновь стали полукруглыми, правда, более изящными, чем раньше, как и полагается зримым символам гармонии и совершенства.

Из книги Создаем робота-андроида своими руками автора Ловин Джон

Эволюция «сознания» в искусственном интеллекте Наличие сознания является проявлением внутренних процессов, протекающих в мозгу. Зарождение сознания у человека Homo sapiens явилось результатом эволюционного развития нейронных структур мозга как биологической системы.

Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин Фёдорович

5.11. Эволюция мышления Наша следующая задача в историческом плане - анализ развития мышления начиная с древнейшей фазы, о которой у нас есть надежные сведения. Эта фаза - первобытное общество с культурой позднего палеолита и раннего неолита. Но прежде, чем говорить о

Из книги Мир Авиации 2003 02 автора Автор неизвестен

14.12. Этика и эволюция Но что есть Добро? Что есть Высшее Благо и Высшая Цель? Ответ на эти вопросы, как уже говорилось, выходит за рамки чистого знания, требует волевого акта. Но, может быть, знание подведет нас к какому-то определенному акту, сделает его практически

Из книги Творения рук человеческих (Естественная история машин) автора Боголюбов Алексей Николаевич

Эволюция СБ: этап третии и последний Владимир КОТЕЛЬНИКОВ МоскваОкончание. Начало см. МА 2-02, 1-03 СБ 225-й серииМодернизация, проведенная на т.н. «96-й условной серии», несколько расширила боевую эффективность СБ и облегчила его эксплуатацию, но за счет повышения взлетного

прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Древнем Риме - судейские и торговые здания, позже - один из главных типов христианского храма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

гр. basilike - дом царя) – 1) прямоугольное в плане здание, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Средний (главный) неф выше боковых, стены его имеют окна, расположенные над крышами боковых, в Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; 2) широко распространенный тип композиции христианских храмов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

греч.) - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами. Сформировалась еще в архитектуре Древнего Рима, а затем получила широкое распространение в раннехристианскую эпоху как основной тип культовых сооружений. На востоке в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

от греч. basilike - царский дом) - в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф , как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

портик в Афинах, где заседал архонт басилей; вытянутое в плане прямоугол. здание, разделенное внутри продольн. рядами колонн или столбов (пилонов) на нечетное кол-во удлиненных частей (т.н. нефов), имеющих самостоят. перекрытия; средний, гл. неф, всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезан. окнами, выступает над крышами боковых нефов. Б. имеет обычно перед входом попереч. в плане помещение (притвор, или нартекс), а в противополож. конце среднего, обычно большого по ширине, нефа - полукруглый выступ (т.н. аспида), крытый полукуполом. Первонач. Б. имели деревян. открытое стропильное перекрытие (скрытое иногда потолком), позднее замененное каменным сводчатым. В Др. Риме Б. служили суд. залами, рынками, биржей и пр. Христианство использов. Б. как место для молитвен. собраний, постеп. превратив ее в храм.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

(греч. царский дом). У римлян Б. был торговый или судебный зал. В Афинах назв. «Б.» было присвоено месту заседания первого архонта-базилея. По своей форме Б. - прямоугольное в плане здание, б. ч. со мн. нефами. Самой др. рим. Б. считается Порциева Б., построенная ок. 184 до н. э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву Б. (179 до н. э.), Юлиеву Б. (12 н. э.), Ульпиеву Б. (113 н. э.) и Максенциеву Б. (окончена Константином в 315 н. э.). Раннехристианская Б. разделялась внутри 2 рядами колонн на 3 нефа, из которых гл. неф включал в себя апсиду. Внутр. помещения Б. освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы Б., одной из них была крестообразная Б., образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

Базилика (sc. domus или porticus), великолепные здания в Риме и в провинциях, назначавшиеся для судебных заседаний и для торговых сделок, дума и биржа (Cic. Verr. 2, 5, 58. Cic. ad Att. 22, 14); вверху шла кругом галерея для зрителей, как это видно из остатков такого здания в Вероне (ср. Roma, Рим, 8). Первая Б. в Риме построена была Катоном Цензорием на форуме, рядом с Курией, и называлась В. Porcia, как и другие, выстроенные впоследствии, назывались по именам своих строителей. Б. состояла из среднего корпуса и двух боковых корпусов, отделенных от него рядом колонн; некоторые, напр. Bas. Julia и Bas. Ulpia, имели пять таких корпусов, следовательно, четыре ряда колонн. На одном конце главного корпуса находилось отделение, отгороженное решеткой, как алтарь в церкви; или выстроена была особая трибуна для судей и адвокатов. Внутри были вверху галереи для зрителей. Vitr. 5, 1. Со времени Константина Великого многие Б. обращены были в церкви и архитектура их служила основанием и при закладке христианских церквей. Название свое они получили от????? ???????? или???????? в Афинах, присутственного места архонта???????? (см. Attica, 12, Аттика). ср. : Zestermann. Die antiken und die christl. Basiliken (1847).

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

(греч. Basilike - царский дом) - вытянутое в плане прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько проходов (кораблей или нефов), что позволяло надежно перекрывать большие пролеты. Прямо-угольная базилика с тремя нефами, средний из которых выше боковых, впервые была использована в заупо-койном храме египетского фараона Джосера (III династия). Она стала прообразом микенского и греческого зала (мегарона), римской и христианской базилик. В Афинах базиликой называли место заседания первого архонта - базилея. В Древнем Риме в форме базилик сооружались судебные и торговые помещения. Луч-шими памятниками римской базиликальной архитектуры были Порциева (ок.184 г. до н.э.), Эмилиева (179 г. до н.э.), Юлиева (12 г. до н.э.), Ульпиева (112 г. н.э.) и Максенциева (окончена императором Константином I в 315 н.э.) базилики. Христианская базилика, легшая в основу романского и готического церковного зодчества, была разделена на три, пять или большее количество продольных нефов, пересеченных поперечным нефом - трансептом, так что здание имело в плане форму креста. Восточная часть заканчивалась полу-круглым выступом - апсидой, где помещался алтарь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЗИЛИКА

одна из двух ведущих архитектурных форм в церковном зодчестве (базиликальная и центрально-купольная). Б. (от др.-греч. "царский дом") в античные времена представляла собой общественное здание, где производился суд, велись торговые сделки и т.п. По типу Б. в IV-VI вв.

строятся и первые христианские церкви в Византии. Они имели вытянутую прямоугольную форму, разделенную на 3 или 5 продольных частей - нефов рядами столбов или колонн, при этом средний главный неф был выше и шире боковых.

в. части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом - апсидой, помещался алтарь, в з. - вход. Продольные нефы пересекались поперечным трансептом, выступающим с обеих сторон, так что здание имело в плане форму креста - главного символа христианства. В дальнейшем тип храма-Б. утвердился в 3.

Европе (романский стиль), а в самой Византии и на Руси преобладал центрально-купольный. Отдельные сооружения сочетают в себе оба конструктивных принципа. Напр., храм св. Софии в Константинополе соединяет в себе базиликальный план с купольным перекрытием и центрально-купольный тип конструкции христианского храма. Здания этого типа либо квадратные в плане, либо круглые. Круглые (или лепестковые) имеют внутри колонны, несущие купол.

Более распространены квадратные храмы. Четыре массивных внутренних столба делят их пространство на 9 ячеек, соединенных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Базилика

базили?ка, бази?лика) (греч. ???????? - царский дом)- тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечетного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.

Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos - свод, арка), увенчанной полукуполом.

Входом в базилику является поперечный объем - нартекс - притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

1) в рим. архитектуре большой зал для собраний, часто продолговатый в плане, с высоким центр, пространством, освещенным вертикальными окнами. Древнейшая Б. сохран. в Помпеях - бол. прямоуг. здание, узким входом обращенное на форум. Имела пятипролетный портал - вход в вестибюль. Интерьер обходила двухъярусная колоннада. Перспективу колоннады в глубине Б. замыкал трибунал - двухъярус. возвышение на подии для выступлений судей. Среднее пространство Б. было перекрыто. Существовал и др. род базиликальных зданий, с поперечной ориентацией: Б. в италийском г. Коза была обращена к форуму открытой длинной стороной и имела апсиду напротив входа;

2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

- (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка

Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (от греч. basilika царский дом; в Афинах портик, где заседал архонт басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей… … Художественная энциклопедия

Базилика - (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей

базилика - и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь

Толковый словарь Ожегова

БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

Мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 мартирий (5) храм … Словарь синонимов

- (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии

базилика - и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Базилика Сан Марко (набор из 15 открыток) , В набор открыток вошли литографии фрагментов фасада и интерьеров собора, являющиеся частью монументального труда "Базилика Сан Марко в Венеции" редактора и издателя иллюстрированных книг… Категория: Наборы открыток и репродукций Издатель: Печатная слобода, Воскресный день ,
  • Базилика , Монтальбано Уильям , В Риме - новый папа, молодой, энергичный выходец из Латинской Америки, в прошлом - неутомимый борец с наркомафией, "Кокаиновый Кардинал" ... В соборе Святого Петра гибнет священник. Затем… Категория: Триллер Серия: Издатель: