Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер “М.О.” Потир, 1838).

Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Первое упоминание о деревянной “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня.

В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

“В моем сознании встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной жизни.., сочетавшего владение богатством внешним с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве”, – так вспоминал о П.М.Третьякове диакон Федор Соловьев, прослуживший в храме 28 лет, впоследствии старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий.

Храм удостаивали своим посещением Первоиерархи и Иерархи церкви. В 1924 году в храме совершил богослужение Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий Зосимовский перед Владимирской иконой Богоматери.

Архиерейским Собором в августе 2000 года причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (1846–1928), мученик Николай Рейн (1892–1937), бывший прихожанин храма Решением Священного Синода в 2002 году был канонизирован как священномученик протоиерей Илия Четверухин (1886–1932), последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

В самом центре Москвы, недалеко от станции метрополитена «Третьяковская», в Малом Толмачевском переулке высится великолепный храм Николы. В Толмачах, как еще в народе называют это место, этот храм находится уже давно. Впервые деревянная церковь чудотворца Николая встречается в рукописях уже в 1625 году.

История храма

Первый каменный храм Николы в Толмачах, внутри которого находилось два престола, был спроектирован и возведен в 1697 году. Основной престол освятили в честь Сошествия Святого Духа, а второй престол, Никольский, решили перенести в трапезную, находившуюся при храме.

В 1770 году вдова богатого купца Демидова выделила большое количество средств для сооружения внутри этой трапезной нового придела.

В конце 1812 года, когда было принято решение поджечь Москву, сгорели стоявшие рядом с храмом дом причта и богадельня, но само здание храма Николы осталось нетронутым огнем. Еще до пожара все хранящиеся в нем ценности были спрятаны, и от глаз французов не удалось скрыть только антиминс, который был ими осквернен. Храм простоял закрытым вплоть до февраля 1813 года, а когда его снова открыли, повторно освятили оба придела.

Около 1834 года известный архитектор Ф. М. Шестаков с благословения митрополита Филарета смог перестроить трапезную, в которой сделали два симметричных придела, а затем спроектировал новую колокольню, в которой было запланировано целых три яруса. Возвели их уже в скором времени после проектировки. Внутреннюю отделку колокольни выполнили из искусственного мрамора. Также для нее были отлиты несколько новых колоколов, один из них - праздничный. Еще через двадцать лет на средства дочери Даниила Третьякова Александры Даниловны и ее сыновей был перестроен главный алтарь.

В 1922 году у храма изъяли более 150 килограммов изделий из золота и серебра, а через семь лет, в 1929-м, храм закрыли. Возобновил он свою работу лишь в 1993 году. Все эти годы он использовался как служебное помещение Третьяковской галереи, и внутри храма все было перегорожено. Лишь мало измененный первый этаж напоминал о том, что когда-то здесь проводились богослужения. Почти через три года после открытия его освятил Святейший Патриарх Московский Алексий II.

К середине 1997 года завершилась одна из самых масштабных реконструкций храма. Во время ее проведения заново возвели колокольню. Помимо этого, были воссозданы несколько иконостасов и вся настенная живопись.

Наше время

В наши дни храм практически не изменился: внешне представляет собой четверик XVII века с трапезной XIX века с двумя приделами.

Храм Николы в Толмачах уже длительное время является достопримечательностью российской столицы и владеет статусом храма при Третьяковской галерее. Поэтому в нем специально были созданы все условия, подходящие для того, чтобы хранить святыни, которые являются достоянием всего русского народа.

Не один десяток лет в празднование дня Святой Троицы сюда приносят икону великого русского иконописца Андрея Рублева «Троица», которую для этого специально выносят из Третьяковской галереи.

Троеручица в храме Николы в Толмачах

По благословению патриарха Кирилла, начиная с 28 июня и по 2 сентября 2018 года, в рамках открытия в Третьяковской Галерее временной выставочной экспозиции, посвященной болгарским шедеврам иконописи и прочего церковного искусства, внутри храма святителя Николая во время богослужений, а также после них, будет находиться икона Богоматери Троеручица, привезенная в Москву специально из болгарской столицы.

Всех, кто в это время посетит храм Николы в Толмачах, икона Троеручица одарит своим теплом и поможет молящимся. Ее смогут увидеть все желающие, потому что для молитвы храм будет открыт каждый день, кроме понедельника.

В богослужебное время храм может посетить абсолютно каждый человек, а в остальное время его двери отворены для тех посетителей Государственной галереи, которые хотят посмотреть на шедевры иконописи и посетить храм Божий.

Расписание богослужений

Вход в храм осуществляется через дверь в главном здании Третьяковской галереи, расположенную чуть левее колокольни. Перед тем как подняться наверх, необходимо оставить верхнюю одежду в гардеробе.

Для посетителей Государственной галереи храм Николы в Толмачах открыт в любой день, кроме понедельника, с 12-00 до 16-00. Пройти внутрь можно через главный въезд в Третьяковскую галерею, который хорошо заметен, и потому его нельзя спутать ни с каким другим.

В выходные дни, а также во время Великих праздников, Божественная литургия начинается в 9-00, а перед Всенощным бдением - в 17-00.

По пятницам в 17-00 читается акафист Владимирской иконе Богородицы (но не во время Великого поста).

В дни икон Богородицы в 8-00 проводится утреня, а после нее - Божественная литургия.

Также при храме работает церковная библиотека. Расписание работы библиотеки:

Адрес храма Николы в Толмачах

Храм находится в самом сердце Москвы. Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 9. Ст. метро - «Третьяковская».

Церковь Николая Чудотворца в Толмачах

М. Толмачевский пер., 9, Б. Толмачевский пер., 14

"Толмачи - устные переводчики, которых отличали от умевших писать на иностранном языке".

"Значится с 1625 г.".

"Церковь построена гостями Добрыниными в 1697 г. на месте деревянной".

"Гость Лонгин Кондратьевич Добрынин, прихожанин церкви Воскресения в Кадашах, не ограничился благотворительностью на церковь своего прихода, его коштом построена и церковь Николы в Толмачах".

"Нынешний каменный храм построен в 1697 г. гостем Лонгином Добрыниным, который вместе с отцом своим Кондратом был также храмоздателем церкви Воскресения в Кадашах. С 1697 г. главный престол стал Сошествия Св. Духа, а Никольский перенесен в однобокую трапезную. В 1782 г. сделана железная четырехскатная крыша вместо позакомарного покрытия. В 1770 г. прихожанка вдова купца Е. Л. Демидова устроила придел Покрова. 11 июля 1833 г. заложена, а 25 ноября 1834 г. освящена новая колокольня и трапезная с двумя приделами - архитектор Шестаков. В 1836 г. сооружена ограда. В 1856-1857 гг. переложен главный алтарь и растесаны окна. До последнего времени сохранялся главный иконостас, освященный 5 октября 1858 г. и сделанный в стиле московского барокко по образцу прежнего 1697 г. В левом Покровском и правом Никольском приделах сохранялась прекрасная ампирная обстановка 1834 г. Было несколько икон XVII и XVIII вв.".

"Церковь обновлялась в 1887 г.".

"6 апреля 1922 г. в храме изъято 9 пудов 22 фунта 1,5 золотника золотых и серебряных изделий".

Церковь была закрыта в 1929 г. Об этом сохранился подлинный рассказ свидетеля разорения - сына последнего настоятеля церкви о. Илии Четверухина:

"На Пасхе пришли какие-то люди из Третьяковской галереи и сказали, что общее собрание сотрудников Галереи постановило потребовать закрытия Николо-Толмачевской церкви и передать это здание Галерее для расширения экспозиции. Пришедшие, вполне интеллигентного вида люди, благожелательно советовали сразу же согласиться с решением собрания и не протестовать, не заниматься бесполезными хлопотами. Они давали понять, что храм ожидает неплохая участь, ведь он попадает в культурные руки.

Среди сотрудников Галереи, живших по соседству, было немало давних прихожан нашего храма, которые плача признавались папе, что по немощи человеческой, по боязни, они тоже голосовали за...

Услыхав тягостное, но и удивительное по тем временам сообщение, отец и приходской совет решили сделать все от них зависящее, чтобы отстоять храм, а там будь воля Божья! Было подано заявление в Моссовет, потом апелляция в Президиум ВЦИКа. Каждый день усиленно молились о сохранении дорогой святыни. Приглашенный фотограф запечатлел на память вид главного иконостаса, приделов, росписи и папу, произносящего поучение, и матушку Любовь рядом. Сфотографировались всей группой прихожане во главе с папой у северной стены главного храма, сняли и вид на колокольню.

Господь решил по-своему, и хлопоты не увенчались успехом, везде было отказано...

Однажды, когда папа вернулся из храма от литургии, в дверь постучали. Вошедший сказал, что он просит папу открыть храм и достать опись имущества, так как пришла комиссия принимать храм. Папа перекрестился, послал меня к матушке Любови за ключами, взял большие конторские книги, где были записаны иконы, облачения, утварь, книги и лампады, принадлежавшие храму, и пошел на паперть.

На ступенях, ведущих к храму, стояли незнакомые люди, вошедшие вместе с нами в отпертые матушкой Любовью двери. Не все из них сняли кепки. Мы, войдя, перекрестились.

Церковь еще хранила тепло утренней молитвы. Где-то горела непотушенная лампада, пахло ладаном, маслом, воском и в солнечных лучах клубился голубоватый воздух.

Группа вошедших стояла у входа, озираясь в непривычной обстановке. Люди как будто колебались, не зная, как приступить. Они, казалось мне, жалели, что впутались в это дело, и у меня в душе затеплилась фантастическая надежда. Мне вдруг померещилось, что папа войдет в алтарь, отдернет завесу и произнесет певуче: "Слава святей и единосущней и животворящей и нераздельней Троице!", а кто-то ответит: "Аминь!", и зажгут лампады, и поставят свечи, и с души снимется невыносимый груз.

Но люди у входа стряхнули с себя минутное оцепенение, зашевелились, заговорили, что-то сказал папа, отдал им книги, а сам отпер дверцы шкафов и ящиков, открыл вход в ризницу и врата алтаря - и началось движение.

Вошедшие разбрелись по всему помещению, глядя на иконы, паникадила, подсвечники, что-то считая и отмечая в книгах. Папа то посылал меня в дом отнести его собственные богослужебные книги, находившиеся в церкви, то принести из дома церковные иконы, которые постоянно подновлял папа. Царские врата, раскрытые настежь, превратились в обыкновенные двери и за ними виделся опустевший престол, и к нему прикасались, что-то ставили на него и, облокотившись, писали чужие неблагоговейные люди.

Я с ужасом смотрел и остолбенело ждал, чем это кончится. Но вот меня позвали за чем-то в алтарь - я стоял на амвоне у Царских врат - и я вопросительно взглянул на отца. До сих пор я еще не решался пройти сквозь них. На лице папы я увидел такую тоску, и он так махнул мне рукой, что я понял: "милый, все кончено!" Я вошел, и во мне что-то оборвалось. Чуда не произошло. Произошло спокойное, чудовищное убийство бесконечно дорогого, живого... У меня судорогой сжало челюсти. Я видел, что папа бледен, отвечает на вопросы сдавленным, бесцветным голосом, глаза его потеряли блеск... Я тоже ходил, говорил, показывал, уносил, подавал что-то, совершенно машинально, не испытывая ничего, кроме крайней усталости...

Наконец, формальности закончились, и папа, матушка Любовь и я стали лишними.

На пороге я остановился. Пришлось сделать усилие, чтобы не перекреститься. Было очевидно, но в меня не вмещалось, что я все это вижу в последний, последний на земле раз. Что завтра ничего этого не будет...

Пока еще стояло на своем месте Распятие, привычно глядели глаза святых на иконах, но вместо ладана уже тянуло откуда-то табаком, постукивал молоток, скрипело отдираемое дерево и кто-то бесцеремонно окликал другого через все помещение, насвистывал и притоптывал.

Папа лежал неделю с сердечным приступом, а у меня было гадкое ощущение причастности к преступлению.

С первого года нашего устройства в Замоскворечье, когда отец поступил по совместительству на должность научного сотрудника в Галерею, она стала нам родной. Мы запросто приходили к папе в кабинет, и он водил нас по залам и показывал хранившиеся там сокровища. Иногда папа собирал целую группу из знакомых и так интересно говорил о картинах и художниках, что к нам присоединялось много чужих, которые не отходили до конца самодеятельной экскурсии.

Галерею основал усердный прихожанин нашего храма, который, может быть, даже с избыточным усердием требовал от своих служащих, чтобы они неукоснительно посещали богослужение.

Когда папа вынужден был уволиться из Галереи, мы, дети, продолжали вольготно посещать ее, потому что у нас там осталось много друзей, и билетов с нас не спрашивали.

Мы радовались, мы гордились таким знаменитым соседом.

Но после чудовищного акта, который был совершен от имени Галереи, на нее упала тень. Погасла любовь. Исчезло уважение, все перебило ощущение фальши.

А новый владелец, точнее - люди, стоявшие во главе этой гордости Москвы, быстро-быстренько, как бы боясь, что отнимут, расправились с приобретением. Опустошили внутренность, сняли не только кресты, но и купола и даже барабаны, разбили на куски певучие колокола, а они надрывно рыдали при этом, а потом разобрали до основания дивную, стройную, как перст, колокольню.

И вместо всяческой красоты остался на этом участке безобразный, ампутированный, лишенный жизни обрубок.

Толмачи закрыли. Их не стало на земле, и земля не стала от этого ни краше, ни богаче...

Папа, оправившись от болезни, вместе с верными прихожанами приютился под гостеприимный кров храма святителя Григория Неокесарийского на Полянке, приглашенный добрым другом, настоятелем его отцом Петром Лаговым".

Сам отец Илия вскоре вошел в сонм новомучеников Российских:

"Отец Илия Четверухин воистину удостоился венца исповедника Божия. Он был настоятелем московского храма Николы в Толмачах; прихожане храма его почитали и любили ("Высоко стоять будешь, только не возгордись", - предупреждал его старец Варнава). После революции это вызвало сильное недовольство властей, и на него обратили "сугубое внимание". В 20-х гг. его дважды арестовывали за "слишком большую популярность среди прихожан" - другого преступления ему вменить не могли.

В 1929 г. храм Николы в Толмачах был закрыт. В 1930 г. отец Илия Четверухин был в последний раз арестован за якобы "контрреволюционную агитацию и подготовку к восстанию" и сослан в пермские лагеря. В 1932 г. отец Илия Четверухин погиб во время пожара вместе со всеми, кто находился в здании лагерного клуба в поселке Красная Вишера".

"Две иконы из церкви Николы в Толмачах были переданы в Третьяковскую галерею в 1936 г. Это: 1. Спас Вседержитель, 1692 г., работы Николая Соломонова с надписью "Лета 7200 (т.е. 1692) года писал сей образ по обещанию гостей Кондратья Маркова да сына его Логина Кондратьева Добрыниных изограф Николай Соломонов сын Бургаров". 2. Сошествие Св. Духа, 1697 г., школа Оружейной палаты, из местного ряда иконостаса церкви Сошествия Св. Духа, или Николы в Толмачах. "Иконостас передан ХОЗО ОГПУ для смывки золота, а верхняя часть его реализовывалась по усмотрению ЦГРМ и Антиквариата".

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены - "около 1930 г.". Внутри расположилась пристроившаяся теперь вплотную Третьяковская галерея, использующая храм как запасник отдела живописи. 10 июня 1983 г., после закладки рядом со старым зданием Третьяковки нового, предназначенного для хранения фондов (его словно в насмешку пригласили строить не своих, и финских рабочих), было также объявлено: "В плане - реконструкция памятника архитектуры XVII в., в котором затем разместится хранилище древнерусской живописи".

Здание бывшего храма стоит на гос. охране под № 11.

К 1990 г. реставрация храма шла полным ходом: поставлены главы и маковки на церкви, восстановлен второй ярус колокольни. "Предполагается устроить в храме концертный зал галереи" (! - ).

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца "в Толмачах" , домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее .

Первое упоминание о деревянной еще "Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах" содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за год. "Толмачи" - слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда - в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики - татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в году "гостем", прихожанином церкви Воскресения в Кадашах , Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа , а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с по годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась "Сошественскою", а затем стала опять прописываться "Николаевской".

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых "Основы Православия".

Настоятели

  • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
  • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 - 1791)
  • Иоанн Андреев (май 1791 - 1812)
  • Николай Яковлев (1813 - ?)
  • Иванович Смирнов (1816 - 1828)
  • Николай Розанов (1828 - 1855)
  • Василий Нечаев (1855 - 1889)
  • Димитрий Касицын (1889 - 3 декабря 1902)