ClaraOswald 11762
21 Ноября 2015 19:56

Внимание!

Присоединение к этой хорошо вооружённой (и, некоторые могут сказать, рьяной) фракции может произойти тогда, когда вы пожелаете, но после того, как вы (необязательно) прослушали военную частоту AF95 и побывали в Кембриджстком полицейском участке, или после того, как вы увидели над головой пролетающий гигантский дирижабль, который сел в Бостонском аэропорту. Выполнять задания от Братства Стали можно прекратить в любой момент. Так как следует помнить, что ваши отношения с другими главными фракциями — Институт, Подземка и минитмены — напрямую зависят от того, как далеко вы зайдёте в карьере рыцаря Братства, то есть они будут становиться всё более негативными.

Локации для исследования:

  • Бостонский аэропорт
  • Кембридж
  • Кембриджский полицейский участок

Осмотреть корабль Братства стали

В момент, когда вы покидаете Форт-Хаген в рамках сюжетного квеста «Воссоединение» , вы видите дирижабль Братства стали.

Вы можете:

  • Пойти в Бостонский аэропорт и поговорить с любым из солдатов Братства стали. Он порекомендует вам попробоваться в качестве новобранца в Кембриджском полицейском участке у паладина Данса.
  • Или отправиться прямиком в Кембриджский полицейский участок.

Если вы выбрали первый вариант, тогда внимательно следите за картой. Так как следуя метке задания без обращения к карте приведёт вас к воде, а аэропорт будет на другой стороне. Либо вплавь, либо обходить — так себе варианты, так что следите за картой и за тем, куда лучше идти.

Также будьте осторожны, так как центр Бостона кишит разными враждебными существами, которые буквально за каждым углом. Убедитесь, что у вас достаточно боеприпасов, лекарств и химпрепаратов. А лучше воспользуйтесь быстрым перемещением до ближайшей к аэропорту знакомой локации.

Добраться до полицейского участка в Кембридже

Подойдя к полицейскому участку Кембриджа, остерегайтесь диких гуль. Будьте готовы к ожесточённому бою с большим количеством врагов.

Затем следуйте заданиям квеста Братства стали «Огневая поддержка» с этого места.

-1) {_uWnd.alert("Вы уже оценивали данный материал!","Ошибка",{w:270,h:60,t:8000});$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");} else {_uWnd.alert("Спасибо за оценку!","Вы сделали своё дело",{w:270,h:60,t:8000});var rating = parseInt($("#rating_p").html());rating = rating + 1;$("#rating_p").html(rating);$("#rating_os").css("cursor","help").attr("title","Вы уже оценили этот материал");$("#rating_os").attr("id","rating_dis");}});">Мне нравится 13

Читайте о прохождении миссии о спасении в Fallout 4 застрявшего корабля с роботами на борту. Узнайте, как помочь легендарному судну Конститьюшн снова взмыть в небеса.

Fallout 4: квест Последний рейс Конститьюшн

Множество побочных миссий Fallout 4 созданы как будто с одной единственной целью – прокачать возможности игрока для создания мощного персонажа. Некоторые из них могут выполняться даже несколько раз, принося постоянную награду. КвестFallout 4 Конститьюшн также относится к необязательным, но его прохождение интересно и увлекательно.

ВFallout 4 Конститьюшн - корабль, находящийся на одном из сооружений города Чарлстаун Содружества. На подходе к судну главный герой встречается с роботом-часовым, который приглашает игрока подняться на корабль. После этого начинается прохождение квеста Последний рейс Конститьюшн fallout 4.

Корабль и его команда

Для начала нужно встретиться с капитаном. Заходим в здание, поднимаемся наверх и ищем борт корабля с пробоиной. Через нее проникаем внутрь судна и продвигаемся на палубу. Весь экипаж состоит из роботов, в диалогах с ними стараемся быть дружелюбными,чтобы не навлечь на себя неприятностей. Капитан Айронсайд на внешний вид – железный монстр из непонятных форм, однако появлению главного персонажа рад. После недолгой беседы выясняется, что от игрока ждут помощи в ремонте корабля. Можно попросить денег, капитан не откажет и отправит героя на встречу с боцманом.

После окончания диалога появляются новые задания, продолжающие прохождение квеста Конститьюшн Fallout 4.Первое – отразить атаку мусорщиков. Тут все понятно – находим цель и уничтожаем. Несмотря на заверения капитана, мусорщики не собираются удирать при первых выстрелах и упорно лезут в атаку. Уничтожив всех врагов, идем искать боцмана. Получаем от него задание по ремонту силовых кабелей. Ищем провода в металлических шкафах, меняем их. Потом получаем задание от штурмана. Тот направляет игрока в лагерь мусорщиков за управляющей микросхемой, так как в компьютерной системе корабля Fallout 4 Конститьюшн происходят многочисленные логические ошибки в связи с частичной утерей аппаратной конфигурации.

Знакомство с мусорщиками

В лагере мусорщиков прохождение в Fallout 4 ПоследнегоРейсаКонститьюшнможетидти по-разному. Самый безопасный вариант – проникнуть туда незаметно и украсть чип. Но для этого нужна соответствующая прокачка персонажа, так что, скорее всего, придется вступать в переговоры с главарем мусорщиков Мэнди. Эта суровая женщина настроена на захват Коститьюшн и его разграбление, и не хочет отдавать микросхему. Придется своровать чип и перебить всех оставшихся мусорщиков. Если же примкнуть к ним и согласиться предать роботов, то можно получить награду, но при этом стать предателем. В этом варианте развития событий мусорщики взрывают корабль, и попасть на Конститьюшн второй развFallout 4 не получится.

Последние задания миссии

Так как наш персонаж - герой, и не способен на предательство, то берем микросхему и возвращаемся на верхнюю палубу, где вставляем чип в управляющий блок. Штурман выдает следующее задание – починить радар. После его выполнения он выдаст награду в 200 крышек и отправит игрока к Айронсайду. После благодарностей за выполнение предыдущих миссий капитан выдает еще одну – найти подшипники для турбонасоса. Ищем локацию на карте и идем в Форт-Хаген. На заправочной станции придется повоевать с засевшими там синтами. Обыскиваем здание и находим подшипники. Попутно собираем полезные предметы с убитых врагов и в укромных местах.

По возвращении на корабль вставляем подшипники в насос и идем к капитану. Он сообщает о том, куда в Fallout 4улетает Конститьюшн - в небеса, чтобы потом приземлиться в океан и править Атлантикой. Разговор прерывается нападением на корабль мусорщиков, нужно отразить атаку, разрешается использовать корабельные орудия. Складывается ощущение, что это баг квестаFallout 4 Последний Рейс Конститьюшн, так как, по идее, мусорщики могут быть уже мертвы при выполнении задания по добыванию чипа.Во время боя нужно следить, чтобы враги не убили Айронсайда. После окончания сражения капитан даст награду и последнее задание - включить генератор, который находится в здании мусорщиков. Выполняем задачу и наблюдаем за полетом корабля, который вскоре заканчивается приземлением на крыше находящейся неподалеку высотки, где Конститьюшнв Fallout 4 и остается.

Описание:
Эпоха дирижаблей - это мод, который возвращает события золотого века жёстких дирижаблей 20-30-х годов 20-го века в Fallout 4 . Около десятка дирижаблей, крейсер и тематические миссии перенесут вас в другое время, служа при этом в качестве внутриигрового транспорта и домом игрока.

Особенности мода:

  1. Исследуйте восемь жёстких дирижаблей, парящих в игровом мире, половина из которых является реконструкцией исторических дирижаблей. Используйте 3 из них в качестве функциональных домов для игрока. Исследуйте знаменитый Гинденбург и посмотрите, как выглядит самый большой в мире дирижабль. Путешествуйте мгновенно, используя свою сеть дверных проёмов, скрытых за миниатюрными моделями на витринах.
  2. Участвуйте в сражениях с дирижаблями-чудищами.
  3. Наслаждайтесь тремя тематическими миссиями - вдохновлёнными мафией 20-30-х годов, Русской революцией, и украдите крейсер Первой Мировой войны в качестве 4-го дома игрока.

Список кораблей:

  1. - Агамемнон: Главный хаб, самый большой дирижабль в моде, вымышленный летающий "Титаник". Используйте его набор транспортных средств, чтобы путешествовать по всему Содружеству. Это также транспортный узел для всех миссий и всех других дирижаблей мода.
  2. - Ахиллес и Геракл: Меньшие, карманные версии Агамемнона, служащие транспортными узлами для Ядер-Мира и Фар-Харбора .
  3. - Красная Роза: пик роскоши, вымышленный дирижабль-отель, предоставляющий небольшой дом игрока без мастерской.
  4. - Акрон: Историческая реконструкция первого в мире летающего авианосца. Простой дом игрока с мастерской и без роскоши.
  5. - ЗП-127 Граф Цеппелин: Полнофункциональный дом игрока, помещённый в исторический дирижабль, который можно считать наибольшим успехом жёстких дирижаблей. Не полностью историческая реконструкция, поскольку она приспособлена для дома игрока, реальная вещь была намного более... обыденной.
  6. - R100: Полнофункциональный дом игрока, помещённый в исторический, первый дирижабль Британской империи. Здесь я попытался быть более точным в реконструкции, но всё же у него есть много вещей, которые вы бы не нашли на борту реального судна, потому что оно должно быть приспособлено для этой игры.
  7. - Кальдера: Исторический военный крейсерский корабль Первой Мировой. Этот корабль является наградой за миссию "Кража Кальдеры". Вы должны сначала пройти миссию, чтобы разблокировать его. Корабль служит домом игрока с мастерской. На корабле много пустого места для того, что вы захотите разместить внутри.
  8. - ЗП-129 Гинденбург: Это историческая реконструкция музея, здесь я старался быть настолько точным, насколько мог в процессе реконструкции, и цена очевидна - помимо гражданской внешности он также должен нести свастики, которые вам не нужно видеть, они отключены по умолчанию, но у вас есть выбор, чтобы включить их с помощью переключателя.

Обновление: 1.1

  • Добавления:
  • - Немецкая подводная лодка U-69
  • - Остров с поселением Ханашима (в мире довоенного Сэнкчуари-Хиллз)
  • - Японский линкор Ямато
  • - Японский авианосец Хосё
  • Исправления:
  • - Исправлены открываемые служебные двери
  • - Исправлена ошибка смещения предметов
  • - Исправлена текстура Акрона
  • - Исправлена внутренняя текстура R 100 / Акрона
  • - Перетекстурированы колёса автомобилей
  • - Двери в Фар-Харборе удалены
  • - Исправлены ошибки в исторических описаниях
  • - Исправлены грязные лица NPC
  • - Исправлено оружие гражданских лиц в аэропорту Омерты
  • - Граф Цеппелин разделен на 2 ячейки для лучшей оптимизации

Совместимость:
Мод критически относится к ванильным текстурам и материалам, повторно текстурируя предметы в рамках ванильных ресурсов. Из-за этого любой мод, который изменяет текстуры, может повлиять на внешний вид мода. Dark Institute pack станет проклятием мода. Я также видел, как некоторые HD пакеты текстур влияют на то, как выглядит холст Акрона.
Это также относится к таким модам, как расширители поселений, которые могут вызвать проблемы с транспортными винтокрылами.

Требования:

  • Fallout 4
  • DLC Far Harbor
  • DLC Nuka-World

Установка:
Вручную или с помощью мод-менеджера.

Прогуливаясь по Содружеству, недалеко от «Банкер-Хилл», взору, Выжившего открывается удивительное зрелище - на руинах бывшего банка красуется величественный парусник «Конститьюшн». Проходим внутрь фрегата через люк в носовой пробоине, поднявшись на верхний этаж здания. Нас встречает капитан корабля Айронсайд. Он и его заправская команда - роботы.

Капитан принимает нас за солдата армии конгресса и рад нашему появлению. Как именно оказался корабль на этой мели - не известно, ведь Айронсайд нашёл его, когда он уже был здесь, в этом «море обломков и несчастий». Более всего капитан разочарован в том, что не способен внести свой вклад в победу над врагом. У орудий нет других целей, кроме кротокрысов и бездельников. Фрегат нуждается в ремонте - только тогда он сможет выполнить свою задачу. Решаемся помочь механической команде починить корабль, но сперва отражаем нападение мусорщиков, дав пару предупредительных выстрелов из пушек. Непонятно почему, но по какой-то неизвестной причине капитан милосерден к атакующим и велит убивать только в случае крайней необходимости.

Примечание
В каюте капитана лежит журнал «Руководство по тайным операциям США».

По просьбе Айронсайда идём переговорить с Боцманом и Штурманом. Все роботы на корабле сломаны - со сбитой программой, а у Боцмана и вовсе отсутствуют руки - их отстрелили проклятые мусорщики. По словам Боцмана, в ходе последней морской экспедиции команде удалось найти множество необходимых вещей, в том числе запасные силовые кабели. Но, увы, из-за нехватки конечностей Боцман не в состоянии заменить кабели самостоятельно.

Нам предстоит починить силовые кабели, они помечены маркером. При интеллекте 3+ можно вытащить запасные кабели. Энергия снова течёт по жилам «Конститьюшн», её изголодавшиеся системы оживают. Идём отчитываться о выполненном задании Боцману. Проделанная работа открыла новые проблемы. Силовое реле ведёт себя крайне непредсказуемо, и нам требуется купить ему замену или же починить, для этого необходим интеллект 5+. Теперь с энергией нет никаких проблем, и Боцману больше не нужна наша помощь. А вот Штурману, напротив, понадобится. Система управления на последнем издыхании, обнаружены многочисленные ошибки, первая - украден чип управления.

Отправляемся на форпост мусорщиков за чипом (применение оружия опять-таки крайне нежелательно). На месте встречаем Мэнди, при разговоре с ней можно признаться, что нас отправил Айронсайд за украденным чипом и хочет получить его обратно. Открывшись ей, у нас есть два выхода - плюнуть на роботов и работать с мусорщиками или обмануть Мэнди, притворившись согласиться помочь и без шума и пыли забрать чип внутри форпоста, в одном из картотечных шкафчиков. Чип можно и выкрасть, но это будет проблематично, т.к. он находится под охраной.

Вернув чип любым из способов Мистеру Навигатору, в награду получаем 250 крышек. Теперь нам предстоит заменить передатчик радара системы, раздобыть который можно в локации завода «Турбина Посейдона # 18-F» или же просто починить, но для этого интеллект должен быть 9+. Айронсайд рад, что Выжившему удалось добыть чип управления, не проливая кровь. Не смотря ни на что, всё же мусорщики являются гражданами Содружества, которых они поклялись защищать от иностранных захватчиков. Теперь мы всего в одном шаге от того, чтобы начать нашу священную миссию. Кораблю нужны подшипники для турбонасоса. Их можно найти в локации «Цех сборки машин Корвега» - внутри здания на последнем этаже. Настало время принять решение - отнести подшипники Айронсайду или отдать их Мэнди Стайлз, как и договаривались.

1. Помочь мусорщикам

Отдаём детали Мэнди и её дружку. Чуточку соляной кислоты и всё, таким хрупким деталям много не надо.

Возвращаемся на корабль и вставляем испорченные детали в турбонасос. Айронсайд велит нам запустить запасной генератор на верхнем этаже жилого дома «Ройял Армс» и даёт в награду 500 крышек. Встретившись с Мэнди, идём включать запасной генератор. После взрыва ракет разбираемся с капитаном корабля и его командой вместе с мусорщиками.

Мэнди ожидает Выжившего у входа в «Конститьюшн». От неё узнаём, что по всеобщему голосованию мусорщики решили избавиться от Выжившего, чтобы не делиться добычей. Ничего не остаётся, как расправиться с предателями.

2. Помочь экипажу «Конститьюшн»

Вставляем подшипники для турбонососа и идём докладывать капитану. Но прежде, чем получить долгожданную награду, Выжившему приходится встать на защиту корабля, чтобы успокоить этих чёртовых мусорщиков.

За хорошую работу Айронд в благодарность дарит нам уникальное оружие «Залп», который стреляет пушечными ядрами.

Теперь осталось только запустить запасной генератор, который находится на верху дома «Ройал Армс». Открываем крышку рубильника и запускаем генератор в ожидании чуда. Слышится гул ракет, «Конститьюшн» взлетает в небеса, оставляя за собой длинный облачный след, который тянется за летящим фрегатом и продолжает свой хоть и не долгий, но всё же незабываемый полёт.

Вместо того, чтобы приземлиться в бескрайнем океане, корабль врезается в ближайший небоскрёб и застревает там…

Отправляемся на разведку, узнать, что же случилось с экипажем и его капитаном. Поднимаемся на вершину небоскрёба с помощью лифта. Несмотря на неудачу, Айронсайд прибывает в отличном расположении духа. И считает, что это великий успех. Такими темпами через один, максимум, два запуска они достигнут океана и станут защитниками Атлантики.

В качестве признания наших заслуг в этом благородном деле капитан присваивает Выжившему звание Почётного лейтенанта и право использовать капитанскую каюту. Под троекратное «ура», нас награждают головным убором лейтенанта.

Братство Стали – это одна из фракций в Fallout 4, имеющая свою ветку заданий. Братство представляет из себя военизированную структуру, с четкой иерархией и строгой дисциплиной.

Яркое отличие братства от рядовых банд Содружества – в высоком уровне технического оснащения – большинство солдат имеют силовую броню T-60, имеется свой парк винтокрылов, и конечно же, две самых внушительных боевых единицы – воздушный корабль Придвен и робот Либерти Прайм.

Братство не скрывает, что главным врагом в Содружестве для них является Институт и их синты. Их позиция – что постоянное производство и совершенство синтов приведет к последствиям подобных ядерной войне, или еще хуже – когда творение человека обратится против его самого, а следовательно Институт надо остановить ради всего человечества.

Как вступить

Для того, чтобы вступить в Братство стали необходимо выполнить задание Огневая поддержка и Призыв к оружию (подробное прохождение этих заданий смотрите по ссылкам). В конце второго задания, паладин Данс спросит у главного героя, не желает ли он присоединиться к Братству. Согласившись, мы становимся одним из них.

Члены

Задания

Задания Братства Стали

Название

Описание

Награда

Исследуя окрестности Бостона вам попадается военная частота AF95. Настроившись на неё вы услышите призыв о помощи…

Паладин Данс благодарит вас за помощь, и просит помочь еще в одном деле – найти коротковолновый передатчик.

Добро пожаловать в Братство Стали. Теперь, вам нужно помочь разведчикам братства – Ризу и Хэйлин.

Риз дает задание зачистить определенную территорию. Это задание можно повторять сколько угодно раз.

200 опыта
100 крышек

Хэйлин дает задание найти определенный предмет. Это задание можно повторять сколько угодно раз.

200 опыта
100 крышек

Все готово для того, чтобы отправиться на главную базу Братства – корабль «Придвен».

Нам нужно пройтись по кораблю, и познакомиться с основным составом Братства.

Вот и первое боевое задание от старейшины – зачистить базу Форт-Стронг от супермутантов.

Необходимо собрать всю информацию о главном враге Братства – Институте.

Перед нами сложная задача – переманить одного из лучших ученых Института на сторону Братства.

Братство восстанавливает огромного робота – Либерти Прайма, но для завершения работ не хватает некоторых деталей.

Нам дают крайне неприятное задание – убить Данса, так как стало известно, что он синт.

Перед тем, как начинать войну с Институтом, братству необходимо устранить другую угрозу – Подземку.

Для запуска Либерти Прайм необходимо найти бериллиевый импеллер.

Пришло время посмотреть на робота Либерти Прайм в действии!

500 опыта