, зашёл небольшой разговор о самом священном для евреев месте - Хар а-Мория, гора МОРИЯ́ (с ударением на последней букве). В своём комментарии я привёл видео ролик хасидского певца и кантора Авраама Фрида, и меня заинтересовали слова песни, которые объясняли почему гора, на которой впоследствии был воздвигнут иерусалимских Храм, была названа именно так.

Песня основывается на втором варианте (למה נקרא שמה מוריה על שם המור הטוב שישנו שם´´ (גמ´ תענית ט"ו, זוה"ק פר´ שמות в скобках указан источник из Талмуда (Гмара).


И лично я полностью поддерживаю именно такую версию по той простой причине, что древние евреи были очень сельскохозяйственным народом: разведение скота и земледелие было самой главной основой их жизни Всем известно, что у эскимосов есть множество слов для обозначения снега, а у древних евреев подобное же обстоятельство, например, с уборкой урожая- судите сами:

Сбор винограда - בציר ענבים бэцир анавим.


Сбор маслин - מסיק זיתים мэсик зэйтим.


Жатва пшеницы - קציר חיטה кэцир хита.


Сбор фиников - גדיד תמרים гэдид тмарим.


Сбор цитрусовых - קטיף הדרים катиф hадарим.


Сбор огурцов - אסיף מלפפונים асиф мэлафэфоним.

(кому интересно, вот полная статья - Как называется сбор урожая на иврите ).

По этому вполне логично предположить, что если гору, на которой росли маслины (זית) называли Хар а-Зеитим, то и ту, на которой рос "Мор" - соответственно МОРИЯ́. Все же попытки найти этому названию и другие теологические объяснения, по-моему, намного более позднего периода.

Но что же растение этот самый мор? На этот вроде самый простой вопрос, ответ оказывается далеко не однозначен.

Вначале всё было вроде просто-всезнающий Google тут же дал ответ:

"Мирро" - арамейская форма общесемитского "Мор". Одно из самых популярных благовоний древности- название происходит от слова "Горький". Вот например отрывок из Песня Песней:

До царя на троне его

доносился аромат моего нарда.

Для меня возлюбленный

ладанка мирры, что меж грудей моих.

Для меня возлюбленный -

кисть кипрея в садах Эйн-Геди.

Итак выходит что "мор" это Ми́рра, Коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha) - небольшое дерево, похожее на невысокий развесистый кедр. Ветви, которые несут листья, оканчиваются шипами.

справа внизу снимок той самой камедистой смолы, из которой и изготовляли ароматное благовоние.

По преданию, впервые масло мирры добыли пастухи, которые собирали полюбившуюся своим ароматом смолу, прилипшую к шерсти их коз, когда те терлись о стволы деревьев. Самой лучшей и самой чистой миррой считается "смирна самоточная" (Исх 30:23; Песн 5:13; в Синод. пер. - "текучая мирра").

Кстати, согласно Евангелию волхвы принесли новорождённому младенцу три дара: золото, ладан и мирру (Mтф. 2:11), ибо мирра в те времена ценилась намного дороже золота.

Короче, вроде всё понятно, и я уже хотел закрывать эту тему, но напоследок (чтобы ещё раз показать связь евреев с землёй) решил поискать информацию про семисвечник Менора (так как помнил, что и она свою форму взяла с какого то растения). И тут- то меня и ожидал настоящий сюрприз: Герб Государства Израиль - семисвечник (менора) - напоминает растение, известное в древности под названием мория .

Описание Меноры в Библии изобилует образами, явно заимствованными из ботаники: ветви, стебель, венчики, завязи, цветки, миндалевидные чашечки, лепестки. По словам израильских исследователей Эфраима и Ханы а-Реувени: « Древние еврейские первоисточники, например Вавилонский Талмуд, указывают на прямую связь между менорой и определённым видом растения. На самом деле, существует растение, характерное для Земли Израиля, которое обладает удивительным сходством с менорой, хотя и не всегда имеет семь разветвлений. Это род шалфея (salvia), называющийся на иврите мориа. Различные виды этого растения произрастают во всех странах мира, но некоторые из растущих в Израиле диких его разновидностей очень явно напоминают менору. » В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения — марва (Salvia Judaica или Salvia Hierosolymitana). Независимо от того, был ли этот вид шалфея первоначальным образцом для создания меноры или нет, представляется более чем вероятным, что она представляла собой стилизованную форму дерева.

И чтобы совсем уже не оставалось сомнений:

Марва, или мориа,— древнее растение, разновидность шалфея. В честь марвы названа знаменитая гора Мориа, упомянутая в Библии как место, куда поднимались Авраам с Исааком и где в итоге был построен храм, от которого сохранилась Стена плача. У растения длительный сезон, сбор продолжается с ноября по апрель. На вкус марва нежнее шалфея, она богата клетчаткой, витаминами и полезными микроэлементами.

Тут признаюсь, я уже совсем запутался- Мирра, Марва, Мория , названия, конечно, похожие, но вот растения вроде совсем разные:

Вот "Марва"

А вот Мирра (как говорится, найдите отличия).

И оба растения явно связаны с Храмовой горой - из мирры делали ароматные вещества для ритуального воскурения в Храме, ну а Менора- сами понимаете..

Короче получался тупик - но мне всё же удалось немного в нём разобраться, благодаря небольшого абзаца в Википедии на иврите

ב-1976 הציע חוקר הצמחים נגה הראובני שהצמח מרוות יהודה הוא המור ושזוהי המוריה שעל שמה ההר, אך ממצאים ארכאולוגיים וכן השתמרות השמות והשימוש בבושם בתרבויות ובשפה היוונית והאיטלקית עד ימינו, וכן שימושיה הרבים בכנסייה האורתודוקסית, מורים שאין הדבר כן.[לדיון זה]

То есть выяснилось что теория про Марва (шалфей) была озвучена только в 1980 году Но́га Реувени (сыном Ханы и Эфраима Реувени о которых уже упоминалось выше) и что большинство других исследователей с нею не совсем согласны

Но́га Реувени написал книгу "Символ страны: корни в природе земли и в еврейской традиции", которая была опубликована в 1980г., и в ней он рассказывал об еще одной идее своих родителей. Из многочисленных описаний семисвечника - меноры в Танахе они решили, что прообраз меноры надо искать в природе Израиля. В такой идее нет ничего удивительного даже для людей не религиозных - древние народы многое брали из природы, не было у них ни интернета, ни телевизора:)

Они нашли несколько видов растений, которые описаны в книге Шмот. Большинство этих растений было вида Salvia - шалфей מרווה. Ивритское название מרווה (марва) происходит от сирийского и Эфраим Реувени предположил, что у этого названия ивритский первоисточник Мориа (מוריה). Это название места (страна Мориа), куда отправился Авраам приносить Ицхака в жертву. (Берешит 22:2). Впоследствии на этом месте царь Соломон воздвиг Храм.

Какая из этих теорий верна, каждый конечно вправе решать по своему - я же под конец, просто обязан порекомендовать вам очень интересный пост dona_anna " Неот Кдумим " из которого и взял последнею приведённую мной цитату-сколько ещё тайн хранит наша древне/молодая земля...

Храмовая гора (ивр. ‏הַר הַבַּיִת‏‎, Ар а-Баит ) – это территория, на которой стоял , обнесенная стенами. Эта территория как в прошлом, так и в наше время обладает особой святостью.

Названия Храмовой горы

Источник названия «Храмовая гора» у пророка Йешаяѓу (2, 2): «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина (всех) гор». В Танахе она называется Ар а-мория. Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Об этом читайте в продолжении «Почему гора Мориа стала Храмовой горой?»

Площадь Храмовой горы

В Мишне сказано, что площадь Храмовой горы была 500 амот на 500 амот (примерно 250 на 250 метров).

Для чего служила Храмовая гора?

Помимо того, что на горе стоял Храм, на ней были дополнительные постройки с различными служебными целями.

Макет Храмовой горы во время Храма

Ворота

Пять ворот было у Храмовой горы. Двое ворот Хульды, с юга, которые служили для входа и выхода; ворота Кипонос с запада, которые также служили для входа и выхода; ворота Тади с севера – они служили для тайного выхода из Храмовой горы того, кто внезапно приобретал статус ритуальной нечистоты; восточные ворота – ворота Шушан, через них выходил , который сжигал , и все, помогающие ему при этом, выходили на Ма­сличную гору.

Святость Храмовой горы

Святость Храмовой горы выражается как в том, что не всем разрешен вход на нее, так и требованием к тому, как вести себя на Храмовой горе.

Кому запрещен вход на Храмовую гору?

Мужчина, у которого было извержение семени, и женщина, у который менструальный цикл, а также роженица считаются ритуально нечистыми до тех пор, пока не очистят себя, в соответствии с требованиями Ѓалахи . До этих пор им запрещено подниматься на Храмовую гору.

Каким образом необходимо себя вести на Храмовой горе?

ХРАМОВАЯ ГОРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Почему гора Мориа стала Храмовой горой?

Для религиозного еврея Храмовая гора - это самое святое место в мире. В галуте , молясь, евреи обращают лицо в сторону Святой Земли, в Израиле - в сторону Иерусалима, а в самом городе - в сторону Храмовой горы. Иерусалимский Храм веками был центром всей религиозной жизни евреев и объектом паломничества всего Израиля три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот).


Храмовая гора в 30-ых годах

В древности место Храмовой горы называлось гора Мориа. В Торе гора Мориа упоминается как основа всего мироздания. С камня этой горы Всевышний начал создавать Вселенную. На краеугольном камне горы Мориа в Иерусалиме держится весь мир. Великий еврейский мудрец Рамбам описывал гору Мориа, как место, на котором был создан Богом первый человек Адам. На горе Мориа Адам и его сыновья, Каин и Авель, приносили свои жертвы Всевышнему.

В Торе гора Мориа связана в первую очередь с жертвоприношением Ицхака (Акедат Ицхак ). На этой горе Авраам, по велению Творца, должен был принести в жертву своего любимого сына Ицхака. Когда он занес свой меч над связанным Ицхаком, лежащим на большом камне горы Мориа, Ангел Всевышнего отвел его руку от сына и направил взгляд отца на ягненка, запутавшегося в кустах неподалеку.

Слово «Мориа» на иврите означает «Господь усмотрит». Испытание веры в Бога Авраама и Ицхака впоследствии нашло свое отражение во многих полотнах всемирно известных живописцев. В память о жертвоприношении Ицхака, в праздники Рош ѓа-шана и Йом Кипур, евреи Израиля трубят в бараний рог (шофар).

Краеугольный Камень мироздания на горе Мориа, как описано в Торе, послужил изголовьем сыну Ицхака Яакову: здесь он увидел пророческий сон об ангелах, поднимающихся и спускающихся с неба – «лестница Яакова».


Внутри мечети Эль Акца находится камень. Есть такие, которые считают, что с этого камня был создан мир

Скрижали Завета, полученные Моше на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа.

Вот почему для возведения Первого и Второго Иерусалимского Храма иудеями было избрано место горы Мориа.

Храмовая гора после разрушения Храма

Под римским владычеством

В 361 г. на престол римской империи взошёл император-отступник от христианской веры – Юлиан (361–363 гг.). Он объявил о свободе отправления культа, возврате конфискованного имущества языческих храмов; обнародовал свой план восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме. Желая лишить Церковь её еврейского основания, он решил публично продемонстрировать ложность пророчества о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения об унаследовании иудаизма христианством.

Император без промедления приступил к набору мастеров и рабочих, заданиям для архитекторов и удалению развалин, находившихся на месте строительства. Однако 26 мая 363 г. на Храмовой горе возник пожар. А через месяц император Юлиан погиб в бою, и его место занял христианский полководец Иовиан, который отбросил прежние планы.

Храмовая гора в запустении: византийский период

Храмовая гора не играла осмысленной роли в христианской традиции и христианская церковь не догадалась придумать какие-то мифы, которые позволили бы ей сделать это место Святым для своей религии. Поэтому под стенами Храмовой горы устроили городскую свалку, и не осталось никаких заметок современников о сооружениях, находившихся на месте разрушенного Храма.

Новые “хозяева” Храмовой горы объявились?!

Ранний Мусульманский период, крестоносцы, мамлюки и османцы

В 638 г. Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Умар посетил Иерусалим и лично молился на Храмовой горе. В 687–691 гг., по повелению Абдул аль-Малика, над Камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, как отмечено, знаменитый сегодня своей позолоченной крышей.

В южной части Храмовой горы мусульманами была построена еще одна мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 г. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 г. Но в 1099 г. в результате Первого крестового похода мусульмане были разбиты, а город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа (Templum Domini), а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона (Templum Solomonis). Здесь был основан орден Тамплиеров, а Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом нового Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами. Другие здания, построенные крестоносцами на Храмовой горе, не сохранились до нашего времени. А власть крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго.


Мечеть Эль-акса, построенная в южной стороне Храмовой горы

4 июля 1187 г. войска Салах ад-Дина разбили крестоносцев, и великий магистр ордена тамплиеров и другие руководители крестоносцев попали в плен. За год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью еврейской земли и, после недолгой осады, Иерусалимом. Почти все церкви города были обращены в мечети.

В 1291 г. Храмовая гора перешла к мамлюкам, которые в конце XIII в. свергли египетскую династию Айюбидов. Они построили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие возвышенность, на которой расположен Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору. Эти ворота существуют и в наши дни.

В XVI–XIX вв. Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана Первого (Великолепного) в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Отстроили заново стены города и Храмовой горы. В 1552 г. стены Купола Скалы украсили керамикой.

Храмовая гора в XX веке

В ходе первой мировой войны Иерусалим оказывается под властью Британского мандата. При подстрекательстве прямого единомышленника Гитлера муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, Храмовая гора была объявлена национальным символом мусульман. Угрозы в адрес евреев, произносимые по пятницам в мечетях на Храмовой горе, переполняли арабов ненавистью и были направлены как против Британского мандата, так и против евреев.

Мифические («религиозные») права арабов на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню

В 638-м Палестину захватили арабы, а в конце этого столетия по повелению Абдул аль-Малика, над камнем фундамента, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы, - уже описанная мечеть, знаменитая своей позолоченной в ХХ в. иорданскими монархами крышей. В южной части Храмовой горы была построена мечеть Аль-Акса, сначала, деревянная, а в конце 11-го века принявшая свой нынешний вид.

Мусульманские источники указывают камень горы Мориа, как место вознесения порока Мухаммеда ко Всевышнему. По преданию, Пророк Мухаммед на белоснежном крылатом скакуне Аль-Бураке, который имел человеческое лицо, перенесся ночью из Мекки на гору Мориа.

Его вознесение в Коране не упоминается, ибо оно было не буквальным, (не вживую, суры 21:35-36), а – символическим, (по признанию Кораном – в сновидении, сура 48:27).

На мифах об “отдаленной мечети” Аль-Акса, якобы «на земле в Иерусалиме», арабы основывают свои «религиозные права» на Храмовую гору – исконную еврейскую святыню, Иерусалим – древнюю еврейскую столицу, и “Палестину”-Землю Израиля, обетованную евреям Всевышним.

«Купол Скалы» («Куббат ас-Сахра») – НЕ МЕЧЕТЬ, так как в нем нет ниши в стене мечети, ориентированной на Черный Камень Каабы в Мекке. Возведен он над известняком, (который арабы почему-то называют ), который не упоминается ни в Танахе, ни в Коране. Мусульманских святынь в Иерусалиме НЕТ, так как проповедник новой веры Мухаммед (570-632) по Корану никогда не бывал в Иерусалиме, который в Коране ни разу не упоминается прямо, так как в 619 году - прямо из Мекки вознесся в рай к Аллаху.

В двух случаях, когда Иерусалим и Храмовая гора в Коране подразумеваются, то они подразумеваются как - СВЯТОЕ МЕСТО для «тех, которым дано Писание» - «их кибла», где некогда находились и были разрушены Храмы «сынов Исраилевых» (суры 2:139-140; суры 17:2-3, 4-7).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе, который получил бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость Иордания сохранила это положение, евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Cтене плача. С 1948 года Храмовая гора оказалась под властью Иордании. В 1951 г. на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдаллах ибн Хусейн.

“Храмовая гора наша”! Так ли это?

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации слова, вошедшие в историю:

«Храмовая гора в наших руках! Повторяю - Храмовая гора в наших руках!» Но, освободив Старый город и Храмовую гору, Израиль упустил уникальный шанс вернуть полный израильский суверенитет на Храмовую гору!

Арабская община Иерусалима была уверена, что евреи поступят с мечетями на Храмовой горе так же, как поступили бы мусульмане с еврейскими святынями, окажись они на месте евреев, то есть - без лишних раздумий уничтожат мечети Аль-Акса и Купола. Они были готовы к самому жесткому решению.

Однако вскоре после подписания соглашения о прекращении огня, под давлением арабского мира, министр обороны Моше Даян, по согласованию с правительством Израиля, вернул ключи от ворот Храмовой горы в Иерусалиме представителям мусульманского ВАКФа – это Исламская наблюдательная комиссия, которая, по решению Израиля, с 1967 г. осуществляет административный контроль на территории Храмовой горы.

Сегодня арабы утверждают, что, согласно установившемуся статус-кво, именно они - полноправные хозяева на Храмовой горе. С передачей “ключей” от Храмовой горы ВАКФу - положение именно такое. И утверждение, что хозяин на Храмовой горе - Израиль, давно не соответствует действительности (благодарить за это израильтяне должны только собственных лидеров.)

Можно ли подниматься на Храмовую гору?

Храмовая Гора обладает святостью, несмотря на то, что в наше время Храм разрушен. По этой причине в наше время поднятие евреев на Храмовую Гору строго запрещен. Подробно об этом читайте отдельную .

Построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.) вернувшимися из пленения вавилонского . Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 г. до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг нее мощную подпорную стену и засыпав землей промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода - Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны .

Необходимо подчеркнуть, что на Храмовой горе никогда не производились археологические раскопки (не считая тамплиеров, см. выше). Немногочисленные находки, ставшие известными, обнаружены случайно, во время строительных работ, при этом большинство из них скрывается или сознательно уничтожается работниками ВАКХФ (см. ниже).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - так называемый ВАКХФ, который получил фактически бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость руководство Иордании сохранило это положение; при этом евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача (см. Западная стена), в нарушение договора о прекращении огня с Израилем. Во время Шестидневной войны , в ходе боев за Иерусалим, израильские десантники взяли контроль над Храмовой горой, их командир М. Гур объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Над Храмовой горой был поднят израильский флаг. Однако вскоре, по приказу израильского министра обороны М. Даяна , флаг был спущен и полномочия ВАКХФа подтверждены.

На Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведенные дни и часы. В 1993 г., после подписания соглашений в Осло (см. Государство Израиль. Исторический очерк. Победа И. Рабина на выборах 1992 г. и начало переговоров с ООП. Соглашения Осло), управление ВАКХФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . С этого времени работники ВАКХФа, под видом ремонтно-строительных работ, систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе; одновременно мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой и прямым подстрекательством к насилию. Их заявления, отрицающие факт существования иудейского Храма на Храмовой горе, стали общим местом.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, около 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно ее западной подпорной стене. Глава ООП и автономии Я. Арафат заявил, что израильтяне хотят с помощью туннеля подрыть фундамент мечети ал-Акса и, таким образом, разрушить ее, освободив место для своего Храма. Несмотря на очевидный абсурд этого заявления, в Иерусалиме и в некоторых районах на контролируемых территориях произошли серьезные беспорядки и вооруженные столкновения; впервые палестинская полиция применила оружие против израильских сил безопасности; погибло 15 израильтян и 52 араба. В ходе инцидента арабы с Храмовой горы бросали камни на молящихся у Стены Плача евреев.

В 1998 г. году ВАКХФ открыл новую, третью мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и, очевидно, другим деформациям, в следствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999–2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании: ВАКХФ не сотрудничает с соответствующими службами Израиля и запрещает даже их надзор за работами. С начала так называемой «второй интифады» в сентябре 2000 г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращен (до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось). В течение этих лет израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.), возбранялось входить в Храм, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также возбранялось подниматься на Храмовую гору с нерелигиозной целью или в непристойном виде.

На Храмовую гору следовало подниматься с ее правой стороны и спускаться с левой (Бр. 9:5; Мид. 2:2, и др.). Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Аврах ам бен Давид из Поскьера постановил, что «тот, кто вступает туда [на Храмовую гору] ныне, не подлежит наказанию каретом ». Некоторые авторитеты склонны интерпретировать это постановление следующим образом: после разрушения Храма вход на Храмовую гору не ограничен; однако наиболее принятое толкование - постановление не дает разрешения подниматься на Храмовую гору, а лишь отменяет наказание каретом за это.

Мнение Аврах ама бен Давида из Поскьера не было принято в качестве галахи. Кроме того, считается, что все евреи нечисты, поскольку нет красной коровы (см. Пара адумма), пепел которой необходим для ритуального очищения, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится только к восхождению на платформу, где стоял Храм, вход на остальную часть Храмовой горы не возбраняется. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешенную зону, и потому неоднократные попытки установить ее не привели галахические авторитеты к согласию.

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

Как называется мусульманская святыня на Храмовой горе? Почему это место привлекает сегодня столько туристов? Какие тайны скрывает оно? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Храмовая гора, находящаяся в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, называется иначе Харам аш-Шариф. Это место уникально. Оно является священным для мусульман, христиан и иудеев. По форме Храмовая гора напоминает прямоугольный холм. Ее отождествляют традиционно с горой Мориа - тем самым местом, где Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына.

Храм Соломона

Иерусалим - это самое сердце Израиля. Этот город 3000 лет назад был завоеван царем Давидом, вознамерившимся здесь построить первый станционный храм, предназначенный для возношения молитв единому богу. Однако это сооружение суждено было возвести не Давиду, а Соломону, его сыну, построившему на горе Мориа внушительное здание. Сегодня эта гора известна как Храмовая гора. Для Ковчега Завета было отведено самое священное место внутри возведенного здания. Во дворе был расположен алтарь, предназначавшийся для сожжения жертв. Кровь жертвенных животных во времена процветания этого храма текла рекой во славу бога.

Разрушение храма и его восстановление

До 586 года до н.э. простоял храм Соломона. Именно в это время прибыли сюда вавилонские захватчики и разрушили его до основания. А после того как Вавилон был покорен персами, в 538 году до н.э., царь Кир издал декрет, по которому планировалось восстановить Иерусалимский храм. Он был отстроен потомком Давида, Зоровавелем.

На рубеже нашей эры, во времена правления Ирода Великого, храм после реконструкции был увеличен. Однако он простоял не более века, после чего в 70 году был разрушен во время подавления иудейского восстания римлянами.

Аль-Акса и Купол Скалы

На вершине Храмовой горы сегодня можно увидеть 2 самых значительных сооружения. Первое - это мечеть Аль-Акса (на фото ниже), известная тем, что она являлась штаб-квартирой тамплиеров во времена крестовых походов.

Однако главное сооружение находится севернее Аль-Аксы. Оно представляет собой мечеть, увенчанную золотым куполом, имеющую странное название - Купол Скалы. Храм Соломона ранее располагался именно здесь (иногда ошибочно считают, что он находился на месте Аль-Аксы).

Почему же Давид решил, что самое подходящее место для возведения храма - именно Храмовая гора? При этом он даже специально выкупил гумно у одного иевусея, которого звали Аравна (Орна). Зачем нужно было возводить жертвенник именно здесь? Ответы на данные вопросы связаны с одной интересной особенностью Купола Скалы - мечети, во многом благодаря которой сегодня известна на весь мир Храмовая гора. Фото Купола Скалы представлено ниже.

Мечеть эта была возведена вокруг небольшого выступа в скале, возвышающегося примерно на 1,2-2 м. Длина его составляет около 18 метров, а ширина - 13,5. Согласно преданию скальный выступ связан с библейским текстом. Считается, что Авраам именно здесь готовил свой жертвенный костер для того, чтобы принести своего сына в жертву Богу. Однако явившийся ангел отвел руку Авраама и сказал ему, что Бог согласен принять вместо отрока ягненка в жертву.

Уже одного такого предания, на первый взгляд, было бы достаточно для выбора именно этого места для возведения храма, в котором должны были проводиться жертвоприношения Богу. Место, где являлся посланник Бога, евреи могли вполне посчитать священным. Однако можно задать себе и другой вопрос: почему же Авраам выбрал для совершения жертвоприношения именно этот выступ в скале?

Камень Основания

Венчающая Храмовую гору скала называется в Тахане Камень Основания (предположительная часть этого камня представлена на фото ниже). Она считается местом, с которого начал творить мир Господь. Возникает закономерный вопрос: как следует относиться к этой фразе? О каком Господе идет речь? Ведь до того как возникла религия Яхве, здесь почитали совсем других божеств...

По одной из существующих на сегодняшний день версий, в названии "Иерусалим" кроется значение "основанный богом". Давид между тем этот город не строил, а завоевал. То есть он существовал еще до прихода евреев. Какой же бог тогда основал его? Это был явно не Яхве.

Было ли на горе сооружение до постройки храма Соломона?

Все вышеперечисленное позволяет предположить, что на горе Мориа находилось некоторое сооружение еще до того, как Давид завоевал Иерусалим. Это сооружение богов Ханаана - древних богов.

Раскопки Храмовой горы - тайна за семью печатями. Сегодня это место изучено еще недостаточно, или результаты просто не хотят афишировать. Поэтому мы не можем сказать, что под Храмовой горой.

Историки говорят, что Иерусалим во времена Давида находился ниже, а на горе Мориа не было никаких сооружений. Однако похоже, что данное утверждение основывается только на текстах Ветхого Завета, в которых упоминается лишь гумно. Не нужно забывать о том, что, во-первых, сам этот текст - источник сильно идеологизированный, а во-вторых, евреи получили задание до основания разрушить все святилища богов Ханаана. И они вполне могли разрушить и древнее сооружение, в дальнейшем на месте которого был построен храм для Яхве.

Традиция возведения храмов на месте святилищ древности

Очень широко во всем мире распространена традиция возведения храмов на месте святилищ древности. Пожалуй, их строят гораздо реже на новом месте, чем на почитавшемся ранее. Поэтому вполне вероятно, что мусульманская мечеть, которую мы видим сегодня, возведена именно там, где находился иудейский храм на Храмовой горе.

В пользу этого предположения есть и еще одно соображение. В Старом Свете древнего мира сегодня не было обнаружено никаких аналогов возведения храмов вокруг выступа в скале - сооружений, как будто ограждающих этот выступ. Такое место для строительства полностью выпадает из всех рамок традиций древних культур.

Однако идею возведения сооружения вокруг скалы (выполненного, кстати говоря, из мегалитических блоков) мы находим на противоположной части нашей планеты - на территории Перу, государства в Южной Америке. Подобным образом, например, построен расположенный в знаменитом Мачу-Пикчу храм Солнца.

Историки считают, что Мачу-Пикчу был построен инками. Но в данном комплексе встречается множество примеров выдающегося мастерства в обработке камня, поэтому не остается практически никаких сомнений в том, что строительство было осуществлено цивилизацией, развитой гораздо более высоко - цивилизацией древних богов. В основании храма Солнца можно видеть один из наиболее ярких примеров применения высочайших технологий обработки камня и строительства. С развитыми технологиями современности нечто подобное и сегодня сделать крайне сложно.

В Писаке находится другое подобное перуанское сооружение. Знаменитая кладка здесь окружает скальный выход. Он уже обработанный и называется "интиуатана". Это слово обычно переводится как "коновязь Солнца". Дело в том, что, согласно здешним преданиям, бог Солнца привязывал к ней своего коня. Ясно, что перевод этот подходил для конкистадоров из Испании - завоевателей империи инков. Однако для высокоразвитой цивилизации богов перевод, аналогичный по смыслу, звучал бы уже иначе, намного более привычно - "место парковки принадлежащего богу Солнца транспортного средства".

Доводы в пользу того, что на Храмовой горе был храм богам Ханаана

Что же получается? Две культуры в Новом и Старом Свете, разделенные огромным пространством, возводят архитектурные сооружения, построенные по одному и тому же принципу. Вполне можно предположить, что на Храмовой горе находилось когда-то сооружение, которое имело отношение к богам Ханаана. И логично также предположить, что здесь, в таком важном месте, находился храм именно главного бога - Баала.

Тайна Храмовой горы до сих пор не раскрыта. Любопытно, что даже в текстах Ветхого Завета косвенно подтверждается наличие на этом месте древнего сооружения, построенного еще задолго до того, как сюда пришли евреи. Так, в Третьей Книге Царств в отрывке, описывающем возведение храма Соломона, сказано, что при его возведении были употребляемы на строение обтесанные камни. Отмечается также, что ни тесла, ни молота, ни другого железного орудия при строительстве его не было слышно. Тогда откуда же могли появиться обтесанные камни? Вероятно, они уже были здесь, на Храмовой горе. Евреи лишь использовали старое сооружение или сохранившиеся блоки из его руин для возведения нового храма.

Мечеть Купол Скалы сегодня

Вы уже знаете, как называется мусульманская святыня на Храмовой горе. Опишем ее подробнее. Эта мечеть сегодня считается по праву визитной карточкой города Иерусалима. Золотой купол диаметром 20 метров виден практически из любой части Старого города. Мечеть не является действующей. Сегодня это архитектурный памятник, который оберегает священную скалу.

Здание было построено в 687-691 годах до н.э. Впоследствии оно страдало от землетрясений и разрушений, его часто перестраивали. После каждого восстановления мечеть становилась еще прекрасней и величественней. Здание находилось под властью то мусульман, то христиан (когда крестоносцы захватили Иерусалим), однако с 1250 года оно принадлежит безраздельно мусульманам. Для неверных вход сюда запрещен.

Вознесение пророка Мухаммеда

История Храмовой горы богата событиями и легендами. Считается, например, что именно с нее вознесся в небо пророк Мухаммед. Ему однажды ночью явился архангел Гавриил (Джабраил). Он предложил Мухаммеду сесть на крылатого коня для того, чтобы перенестись из Мекки в священный Иерусалим. Здесь пророку позволено было вознестись на небо, встретиться с другими пророками. Он предстал перед самим Аллахом, доверившим Мухаммеду заветы мусульманской веры. Сегодня в Куполе находится отпечаток стопы этого великого пророка, а также 3 волоска из его бороды.

Особенности архитектуры мечети

Расположена мечеть на террасе. Пологие ступени ведут к ней с каждой стороны. На 4 стороны света ориентированы 4 ее двери. Стены украшает плитка и мозаика в зелено-сине-бело-золотой гамме, характерной для ислама. Множество внутренних колонн виднеется из любого места здания.

В сердце Купола Скалы находится священная скалистая площадка. Она возвышается над мраморным полом на 2 метра. Окружена эта площадка деревянной балюстрадой, сооруженной таким образом, что создается впечатление парения скалы в воздухе.

Во время вознесения пророка Мухаммеда, согласно преданию, эта скала должна была последовать следом за ним. Она "оторвалась" от земли и "висит" теперь в воздухе. Небольшая пещера образовалась при ней, практически квадратной формы. Именно здесь построил алтарь царь Давид. Неизвестно, какие еще сокровища таят в себе подземелья Храмовой горы...

Что еще находится сегодня на Храмовой горе?

Ворота имеет каждая стена этой горы (их всего 10). Некоторые замурованы, некоторые были пробиты, когда арабы завоевывали город. Мусульманская святыня на Храмовой горе не единственное интересное сооружение этого места. Здесь сегодня находятся около ста построек, которые относятся к разным периодам. На мамлюкский и османский периоды приходится большая часть из них. Можно увидеть среди этих строений величайшие памятники зодчества мусульман, множество живописных фонтанов, арок и беседок. Широко использовались в их постройках такие детали, как капители и колонны.

Долгое время евреям был запрещен доступ на Храмовую гору. Но во время 6-дневной израильской войны они смогли вернуть над ней контроль, и был возобновлен доступ к историческим местам. В 1998 году возведена 3-я по счету мечеть на Храмовой горе.