Альфредо ди Стефано Лаулье – уникальный человек! Ему удалось стать гражданином сразу трех стран – Аргентины, Испании и Колумбии. Невероятно! Еще более невероятен тот факт, что Альфредо удалось поиграть за сборные этих трех стран! Вот это уж точно невероятно! Ди Стефано был уникален как на поле, так и вне его. Такова его судьба, такова судьба большого таланта.

Альфредо добывал титулы везде, где играл. Как итог, Ди Стефано является чемпионом Южной Америки, чемпионом Аргентины, четырехкратным чемпионом Колумбии, восьмикратным чемпионом Испании, пятикратным обладателем Кубка европейских чемпионов, обладателем Кубка Испании и дважды обладателем "Золотого мяча". Современники Альфредо сравнивали его с Пеле . И действительно Ди Стефано слыл большим универсалом – был одинаково хорош как в атаке, так и в защитной линии.

"...форварды должны считать помощь обороне частью своей работы. Если соперник атакует ты, естественно, оказываешься вне игры. И что же ты должен делать? Стоять на своей позиции и смотреть, как туго приходится твоей обороне? А если оборона не справляется со своей задачей, то и твоя задача становится труднее - ведь забивать теперь надо больше! Поэтому яснее ясного, что ты должен вернуться назад и помочь защитникам. Это облегчает твою задачу на протяжении всей игры... "

Альфредо ди Стефано нельзя назвать первым нападающим, действующим из глубины, однако именно он дал толчок развитию тактики со "скрытым форвардом". "Как центрфорвард, - говорил он, - я все время в движении: вперед, назад, в сторону. Я стараюсь не застывать на одной позиции, чтобы не давать защитнику возможность все время держать меня в поле зрения. А может, пытаюсь не мешать другим нападающим. А может, предвижу, что будет дальше, и бросаюсь на помощь следующему игроку, у которого окажется мяч..."

Альфредо ди Стефано назвали в честь отца, который, к слову, был неплохим футболистом: он на протяжении нескольких сезонов был форвардом аргентинского "Ривер Плейт" , пока тяжелая травма не заставила отца завязать с футболом. И то, что не получилось у Альфредо-старшего, с лихвой воплотил в жизнь Альфредо-младший!

Ди Стефано рос в небогатой семье, поэтому такой роскоши в виде кожаного мяча и футбольной поляны у него не было – играли самодельными каучуковыми шарами прямо на улице. Уже в десять лет Альфредо, обучаясь азам футбола у более старших товарищей, практически в совершенстве овладел как левой, так и правой ногой. И в период с 10 до 17 лет умудрялся совмещать футбол с основной, зачастую тяжелой, работой. В семнадцать лет Альфредо представилась возможность пройти футбольный кастинг в его любимом "Ривер Плейте" . Среди 32 претендентов, которые в 1944 году пытались оказаться в структуре бело-красно-чёрных, в четвертую команду Ривера отобрали лишь двоих – Альфреда и его близкого друга Сальвучи. И в следующем сезоне Альфредо и его команда выиграли все матчи и потерпели поражение лишь в финале от "Платенсе".

Однако же дебют за основную команду, случившийся 7 июня 1944 года, получился если не провальным, то точно неудачным для Ди Стефано. Парень банально перенервничал, ведь на его игру пришли посмотреть все родные, играл неудачно, а во втором тайме и вовсе на ровном месте получил травму. Тренер "Ривер Плейта" Ренато Чезарини отправил Альфредо в третью команду. Казалось, на тот момент печальнее того парня не было на всём белом свете! За время, проведенное в ссылке, Ди Стефано успел выиграть Чемпионат Аргентины среди дублирующих команд, заодно успел и поучаствовать в массовой драке с игроками "Бока Хуниорс" , за что его команду и лишили заслуженного трофея.

Несмотря на эти подвиги, пробиться в главную команду "Ривер Плейта" Альфредо так и не получилось, и он при участии отца отправляется в аренду в другой не менее популярный клуб из Буэнос-Айреса "Уракан" . Именно там Ди Стефано наконец-то застолбил место в основе, да к тому же заколотил 10 мячей, став лучшим бомбардиром в своем клубе. Владельцы "Уракана" яростно желали выкупить молодое дарование, но он уже тогда стоил неподъемных денег для середняка Чемпионата Аргентины.

После возвращения в "Ривер Плейт" ситуация касательно Альфредо изменилась. Травмы ведущих форвардов клуба дали шанс Ди Стефано. И теперь то он им воспользовался сполна, и уже к 8 туру прочно занял место в основе любимого клуба! В том сезоне Альфредо своей сумасшедшей результативностью (в среднем практически 1 мяч за игру) помог завоевать чемпионство. Стоит отметить тот факт, что в то время Альфредо еще ко всему прочему находился на службе – жил 6 дней в казарме, после чего шел на футбол, откуда опять отправлялся проходить службу. Никаких привилегий, как нынешним спортсменам, ему не полагались. Однако же чиновники "Ривер Плейта" всё-таки добились перевода Ди Стефано на службу попроще – в офис министерства обороны.

После не совсем удачного сезона, в котором "Ривер Плейт" оказался только вторым в итоговой таблице, пропустив вперед "Васко да Гама" , Альфредо Ди Стефано впервые вызывается в сборную Аргентины на Кубок Южной Америки. В этой команде он не был игроком основы, но травма блиставшего тогда Рене Понтони внесла свои коррективы, открыв дорогу 21-летнему Ди Стефано. Альфредо, к слову, не подкачал и уже в первом матче за сборную он отличился забитым мячом. В итоге за весь турнир юный форвард забил 6 мячей, сделав хет-трик в матче с Колумбией. К тому же Аргентина взяла Кубок Южной Америки! С таким результатом легендарный форвард просто не мог не попасть в символическую сборную турнира. Больше за "альбиселесте" Альфредо Ди Стефано на турнирах не играл.

Ну а дальше начались споры об увеличении зарплаты и забастовки футболистов, не предвещавшие ничего хорошего великому Альфредо. После конфликта с президентом "Рифер Плейта" Либерти, Альфредо вынужден покинуть клуб и перебраться в Колумбию. В стране "наркотиков и бандитов" Ди Стефано подписал контракт с клубом из Боготы – "Мильонариос" . Вместе с ним эмигрировали в Колумбию Адольфо Педернера и Нестор Росси, а немного ранее туда перебрался Эктор Риаль. На самом деле, ситуация с их переходом была сложная – на тот момент они еще числились футболистами "Ривер Плейта" , и за этот акт неповиновения им грозила дисквалификация.

В "Мильонариосе" Ди Стефано со-товарищи провели несколько потрясающих сезонов, вручив клубу из Боготы небывалую славу! Болельщики и журналисты назвали её "голубой балет" по причине экипировки и искусного стиля ведения игры. В итоге Ди Стефано провел в Кулумбии 4 года, выиграв кучу трофеев и даже сыграв за сборную Колумбии. Правда, против кого были те матчи, Альфредо даже и не помнит!

Тоска по дому заставляет Ди Стефано возвратиться в Аргентину, хотя контракт с "Мильонариосом" был еще не закончен. Это и послужило зарождению той путаницы, которая произошла с великим голеадором. Дело в том, что в 1953 году глава "Барселоны" Энрик Марти и её наставник Хосеп Самитьер договорились с "Ривер Плейтом" о переходе игрока в стан сине-гранатовых за 400 миллионов песет. Практически одновременно боссы колумбийского "Мильонариоса" заявляют свои права на нападающего и требуют выплаты компенсации в 1 миллион 350 песет. Подобные условия не устраивают Энрика Марти, но приходятся по душе их главному конкуренту – мадридскому "Реалу" . "Сливочные" направляют в Колумбию своих делегатов и на взаимовыгодных условиях заполучают себе Альфредо. Таким образом, парадоксально, Ди Стефано оказался игроком двух клубов одновременно. Эту запутанную ситуацию помогли разрешить лишь члены ФИФА, главным образом бывший президент федерации футбола Испании – Армандо Муньоса Калеро. Согласно его "соломонову решению", аргентинца обязали провести по два сезона за каждый из двух европейских грандов: 1953\1954 и 1955\1956 – за "Реал" , а 1954\1955 и 1956\1957 – за "Барселону" .

В связи с этой катавасией Ди Стефано пробыл вне футбола более 7 месяцев, однако не утратил своих кондиций и отличился в первом же матче за "Реал" . В этот же период времени Альфредо дебютирует в составе сборной Испании и по традиции отличается в первом же матче! В том сезоне Альфредо помог "Реалу" завоевать золото чемпионата, а сам удостоился приза, как лучший форвард соревнования. В следующем сезоне "Реал" снова доминирует в чемпионате, выиграв при это еще и Латинский кубок (что-то похожее на Лигу Чемпионов, просуществовал до 1957 года).

В следующих же сезонах Альфредо не остановить! Бомбардирские планки падают одна за другой и "Золотой мяч" чудом ускользает из рук легендарного футболиста. Альфредо проигрывает всего три балла британцу Стэнли Мэтьюзу. В тот же период времени Ди Стефано с "Реалом" берет Кубок Европейских чемпионов, а сам осознанно переходит на новую для себя позицию "под нападающим".

Со второго раза Альфредо Ди Стефано завоевывает "Золотой мяч", опередив не менее легендарную личность Билли Райта из "Вулверхемптона" на 53 очка.

В сезоне 57/58 "Реал" во главе с Альфредо Ди Стефано вновь выигрывает золото чемпионата Испании, а также Кубок Европейских чемпионов. Альфредо принял участие во всех без исключения поединках этих соревнования и подтвердил ставшее для него уже привычным звание лучшего снайпера чемпионата Испании и Кубка чемпионов. К тому времени Ди Стефано, естественно, уже считался основным игроком сборной Испании, да к тому же, ему удается провести за "красную фурию" матче й больше, чем за две другие его сборные вместе взятые.

В 1958 году на помощь к Ди Стефано призывают великого Ференца Пушкаша, однако даже такая взрывная связка не смогла ничего поделать с великолепной "Барселоной" , которая отбирает лавры лучшей команды в Испании у "Реала" . Однако Кубок Европейских чемпионов снова уже в 4-й раз подряд выигрывают "сливочные".

В сезоне 59/60 в "Реал" был призван лучший игрок Чемпионата Мира 1958 года Диди. Тот сразу влюбил в себя всех – от президента клуба до болельщиков. Однако ни Ди Стефано, ни Пушкаш его так и не признали. Они отказывались взаимодействовать с Диди, на поле практически игнорировали бразильца. Тот, промучавшись сезон, отбыл обратно на родину. В том же 1960 году у себя дома в Буэнос-Айресе Ди Стефано в составе сборной Испании обыгрывает "альбиселесте". Представить невозможно, что на тот момент чувствовал Альфредо...

Когда "красная фурия" добивается участия на чемпионате мира, Ди Стефано уже не хватает на весь матч и всё чаще он начинает матчи со скамейки запасных. Причиной тому – травма спины, не позволяющая Альфредо применять серьезные нагрузки, да и тренер сборной Эленио Эррера невзлюбил Ди Стефано. Как итог – ничья с французами стала последним матче Альфредо за какую бы то ни было сборную.

В 1960-1961 годах "Реал" опять становится лучшей командой Испании, но неудачно выступает в Кубке чемпионов, уступив уже в первом раунде "Барселоне" . В следующем сезоне "галактикос" добираются до финала главного европейского клубного соревнования, но там уступают португальской "Бенфике" . К слову, Альфредо всё равно стал лучшим снайпером всего турнира. Регулярно отмечаясь забитыми голами, он помог своей команде впервые завоевать Кубок Испании. И первое место в регулярном первенстве также досталось мадридскому клубу, несмотря на то, что по причине травм футболист не смог принять участие во всех матчах.

Ко всему прочему Альфредо Ди Стефано стал орудием военных манипуляций и даже пробыл в плену 2 дня, буду выкраденным из собственного дома. Но это не имеет к футболу никакого отношения, поэтому пропустим этот печальный эпизод, благо в том инциденте никто не постадал.

Следующий сезон стал для Ди Стефано последним в составе "галактикос". Он решил покинуть клуб. В итоге за "Реал" Альфредо провел 396 матчей, забив при этом 304 мяча. Данный рекорд долго оставался непокоренным, но не так давно был побит другим не менее легендарным игроком – Раулем и в скором времени побьется, в этом мало сомнений, еще одним гением футбола Криштиано Роналдо. Заканчивать с футболом Ди Стефано не хотел, хотя ему предлагали войти в структуру "Реала" , и перешел в середняк тех лет – "Эспаньол" и Барселоны. Однако силы были не те, и уже в следующем сезоне Альфредо решил повесить бутсы на гвоздь.

Свой прощальный поединок, подводящий итог всей его прекрасной игровой карьере, Ди Стефано отыграл 7 июня 1967 года. В нём встретились мадридский "Реал" и шотландский "Селтик" из Глазго. На поле Альфредо был всего лишь 13 минут, а потом, передав капитанскую повязку Рамону Гроссо, покинул зелёный газон под громовую овацию зрителей. Кстати, Ди Стефано был первым капитаном "сборной мира", это случилось в игре против национальной сборной Англии.

Тренер из Ди Стефано получился неоднозначный. Были прекрасные взлеты и победы, как с "Валенсией" в сезоне 70/71. Но чаще Альфредо не удавалось добиться результата в клубах, которые он, к слову, менял довольно-таки часто. И если в "Бока Хуниорсе" худо-бедно удалось добраться до чемпионства, то вот тренерскую работу в "Эльче" , "Спортинге" , "Райо Вальекано" , "Кастельоне" нельзя занести ему в актив. После короткой передышки Альфредо возвращается в свой родной "Ривер Плейт" и вновь берет золото чемпионата Аргентины. А затем следует тренерская работа в "Реале" в сезоне 90/91, итогом чего становится первое место "сливочных". На этом Альфредо говорит футболу "всё" и завязывает с ним навсегда.

До самых последних дней своей жизни Альфредо Ди Стефано оставался на должности почетного президента "Реала" , радовался успехам сборной Испании и говорил, что "красная фурия" играет в тот футбол, о котором Альфредо мечтал всю жизнь.

7 июля 2014 года легендарного нападающего не стало. Ди Стефано умер от сердечного приступа в возрасте 88 лет.

По мнению многих футбольных экспертов и болельщиков Альфредо Ди Стефано является величайшим игроком за всю историю футбола. Конечно, поклонники таланта Пеле и Марадоны с этим крайне несогласны, но даже они признают тот факт, что Альфредо был форвардом высочайшего класса. Этот игрок буквально доминировал в европейском футболе в середине XX века, он сделал огромный вклад в развитие этого вида спорта.

Прославился Ди Стефано не только тем, что привёл «Реал» Мадрид к пяти кряду победам в самом престижном на то время турнире Кубке Чемпионов, но и своим стилем игры. Он отлично мог совмещать своё индивидуальное мастерство с умением сплотить всю команду и заставить её играть по определённому сценарию.

Детство и юность Ди Стефано

Будущий футболист был рождён в 1926 году в столице Аргентины Буэнос-Айресе. С детства Альфредо отличался активностью, всё свободное время он проводил на улице, играя в футбол со сверстниками. Уже тогда он практически всегда был нападающим и вдохновлял свою команду на победу.

Он обладал особой оригинальностью, которая помогала ему выделяться среди ровесников. Альфредо Ди Стефано был ярким парнем, и его вскоре заметили представители одной из футбольных команд. Так началась карьера одного из самых великих футболистов мира.

Первые шаги в футболе. Карьера до Реала

Его путь начался в родной Аргентине, в клубе «Ривер-Плейт». Дебютировал Ди Стефано в начале 1950 года именно в составе одной из самых известных команд страны. Альфредо очень любил футбол, и на тренировках отдавал все свои силы. Занимался он постоянно, и это способствовало повышению качества его игры. Именно благодаря Ди Стефано 1950 год стал для аргентинского клуба одним из самых лучших.

Однако не все шло гладко, в конце того же года отношения аргентинских клубов с игроками резко испортилось, и Ди Стефано принял участие в первой футбольной забастовке. Затем многие футболисты в знак протеста уехали в Колумбию, и Альфредо, уже получивший признание к тому времени, не стал исключением. В Колумбии в течение трёх лет в самом богатом клубе Латинской Америки на тот момент «Мильонарис» выступал Альфредо Ди Стефано. Биография футболиста до попадания в мадридский «Реал» на этом заканчивается.

Время, проведённое в «Реале»

В 1953 году будущая легенда Мадрида присоединилась к команде. На тот момент ему было 27 лет, не самый молодой возраст для нападающего. Однако стремление побеждать и любовь к игре сделали его величайшим футболистом в истории клуба. Свою самоотдачу он показал сразу после прибытия в Мадрид. Поезд пришёл в 10:30, а уже 15:30 Альфредо был на футбольном поле в форме новой команды.

23 сентября 1953 года он сыграл свой первый матч в футболке «Реала» и смог отличиться. Хотя сам признавал свой дебют неудачным, несмотря на забитый мяч. Босс Мадрида Бернабеу мечтал сделать идеальную команду, а Ди Стефано отводилась роль лидера. До его прихода «Реал» 21 год не выигрывал чемпионат, а Кубка Чемпионов тогда ещё не существовало. До 7 тура своего первого чемпионата Испании Ди Стефано Альфредо успевает забить 4 мяча, но всё равно пока не играет на максимум возможностей.

Переломный момент

Безусловно, признание мадридских болельщиков Ди Стефано получил после первого матча с «Барселоной». В своём первом «Эль-Классико» нападающий отметился хет-триком, а «Реал» в итоге выиграл 5-0. После этого матча о нём стали говорить во всё мире, фанаты его превозносили. Альфредо Ди Стефано положил начало новой эры «Реала», которая продолжалась целых 50 лет. Кроме этого, этот отрезок считается лучшим в истории футбола, «Реал» того времени признан самой сильной командой мира. Во многом это заслуга именно Ди Стефано.

За его огромный вклад в историю «Реала» в честь Альфредо был назван стадион. В 2006 году построили новое футбольное поле, которое является игровым для «Кастильи» - дубля «Реала». Стадион «Альфредо Ди Стефано» также является тренировочной базой и для первой команды.

Характеристика футболиста

Ди Стефано был собирательным образом идеального форварда. Он сочетал в себе важнейшие качества: скорость, технику, футбольный интеллект, видение поля, лидерство. Однако скромным этого футболиста назвать нельзя. Самому Альфредо очень нравилось играть в Европе, он говорил, что в «Реале» обрёл то, о чём мечтал всегда, - возможность играть в тактический футбол.

Игра Мадрида той поры отличалась футбольным умом, где каждое действие являлось частью плана. Во многом это стало возможно благодаря аргентинскому форварду. Ди Стефано - один из тех футболистов, которые выступали за две национальные сборные. Помимо Аргентины, в составе которой шесть раз выступал на Чемпионате мира, он играл за Испанию, но тоже успехов не добился.

Новаторством этого футболиста считалось то, что он перемещался по всему полю. До него ни один форвард не возвращался назад помогать обороне. Ди Стефано называл себя скромно «диспетчер с большим диапазоном действий». Хотя слово «большой» здесь не совсем уместно. Его диапазон был просто огромен, он мог присутствовать на всех участках поля, и зачастую начинал атаки команды.

Достижения

Альфредо Ди Стефано играл в «тотальный футбол», когда такого термина ещё не существовало. Его последователь, великий футболист Йоханн Кройф, называл себя всего лишь прилежным учеником Ди Стефано.

Альфредо побеждал в составе «Реала» 8 раз в чемпионате страны. Помимо этого, он смог с Мадридом добиться уникального достижения - 5 раз подряд выиграть Кубок европейских чемпионов. В этих турнирах он не раз становился лучшим бомбардиром. Альфредо был дважды обладателем «Золотого мяча» (1957, 1959).

Помимо этого, единственным игроком в истории футбола, который удостоился награды, не имеющей аналогов, стал Альфредо Ди Стефано. «Супер Золотой Мяч» - приз, который присуждался лучшему из победителей «Золотого Мяча» за период с его основания по 1989 год. За все заслуги Ди Стефано именно он стал обладателем этого трофея.

Люди, которые наблюдали его игру вживую, рассказывали своим детям и внукам, что Ди Стефано - лучший футболист. На него приходили смотреть огромное количество людей, и стадион «Сантьяго Бернабеу» был вынужден расширить количество мест до 100 000.

После футбольной карьеры он стал тренером. Из достижений Ди Стефано на тренерском мостике можно выделить победу «Валенсии» в чемпионате Испании в 1971 году.

Футболист Альфредо Ди Стефано: биография и интересные факты на сайт.

Альфредо Ди Стефано — настоящая легенда не только «Мадрида», но и мирового футбола. Дон Альфредо о себе, Аргентине, о том времени, о том футболе, о своей карьере, и о жизни вообще. Автобиография гения, повесть рассказанная известному испанскому журналисту Энрике Ортего.

1. Едины и непобедимы

«Первая организованная команда, в которой мне довелось поиграть, была в Барракасе, где я родился. Она называлась «Будем едины и победим». Мы одевали белые футболки с синей каймой у горла. У нас даже гимн был: «Чувствую гул мяча и не знаю что впереди. Сыны Барракаса, которые пришли, которые пришли за победой». Когда мы выигрывали, то высокомерно прохаживались по району, пели и провоцировали тех, кто был за другую команду, вплоть до того, что они либо матерились нам вслед, либо нам приходилось убегать от них. В Аргентине нет матча, который не заканчивался бы дракой.

Мы играли на крошечном поле, которое называлось «серебряная площадка». Платили по 15-20 сантимов каждый. Свой первый мяч я получил в кино. Нам давали один входной билет и один лотерейный. Я поменялся номером с мальчишкой, которому не понравился его собственный. Он мне отдал 14-ый, и 14-ый номер выиграл. «Пьяница», как его называют в Аргентине. Там каждый номер имеет своё имя. Победителю давали мяч и куклу, которую тогда забрала Дорита. Ей было девять или десять лет. Получилось, что мне достался мяч для регби, и мы пошли играть с ним на улицу. Мяч прыгал из стороны в сторону, как курица. И мы отправились к старшим ребятам из нашего района и объяснили, что произошло. Мы знали, что они сделают всё возможное, чтобы достать футбольный мяч. Мы были решительными. Вернулись к кинотеатру и ребята заявили администратору, что если он не даст нам футбольный мяч, то они поднимут свист в зале. И он нам его дал. Ведь дал же! Было страшно. А ребята мне говорят: «Вот мяч, держи, Альфредито».

2. Вымогательства мафии


«В Росарио обосновалась американская мафия. Они приехали из Чикаго или Нью-Йорка, и там уже засветились. В тридцатые годы, во время Сухого закона, ими были совершены убийства. Мафия была очень хорошо организована и контролировала всех сыновей итальянцев. И моего «старика» тоже. Он обязан был платить им процент со своего заработка, 5-10 песо за каждый проданный вагон картофеля. Отец платить не хотел. Он ходил с пистолетом в кармане и даже спал с ним, держал его в выдвижном ящике комода. Ящик открыт, рука сжимает пистолет. Иногда мафия стреляла по вагонам, однако, его это не пугало.

Отец боялся, что нас могут похитить. Однажды они пришли в дом. Мы быстро сообщили об этом маме, которая разделывала цыплёнка на кухне. Она вышла с мачете в руках, только пятки сверкали. В другой раз, когда мы ехали в Сан-Николас к моему дяде, нам пришлось спрыгнуть с поезда на полном ходу. Там было четыре подозрительных типа. Один из них приходил к нам раньше, чтобы купить наш дом, и мой отец его узнал. Я тогда не очень понимал, что происходит, но слышал, как по приезде отец об этом рассказывал дяде.

3. От Ла-Куарты до службы в армии

«Ривер Плейт» означает «Гладкая Река». Шёл 44-ый год. Я прошёл испытания и остался. Попал в Ла-Куарту, возраст от 16 до 18 лет. Мы играли в 9 часов. Тренировались два раза в неделю. Я играл на разных позициях, но начинал как вингер. Находясь в Четвёртом Дивизионе я дебютировал с командой из Примеры против «Уракана». Это произошло 7 августа на поле в Сан-Лоренцо. Потом я поочерёдно играл в Четвёртом, Третьем Дивизионе и в резерве.

Мой первый официальный матч был годом позже, также против «Уракана». Мы проиграли 2-1. Спустя какое-то время я перешёл в аренду в «Уракан». Передо мной было два центральных нападающих, и играть мне должно было быть непросто. Вернулся я в 47-м. «Ривер» продал Адольфо Педернеру, и я сыграл во всех матчах кроме одного. Я был лучшим бомбардиром, забил 28 голов. Мы стали чемпионами. Бывали моменты, когда все одиннадцать игроков, из тех, что находились на поле, являлись воспитанниками клуба. Это то хорошее, что отличало этот клуб, — он был рассадником футболистов.

Подошла моя очередь идти в армию, которую в Аргентине называют «Ко-лим-ба» (прим. от исп. Corre-limpia-barre – беги-чисти-подметай) . Я бредил тем, чтобы они нашли у меня что-нибудь и признали негодным, но они увидели, что я футболист, и даже проверять меня не стали. Когда я уже садился в машину, внезапно кто-то назвал моё имя и спросил меня, хочу ли я играть в команде роты. «Буду рад» — ответил я. Едва я получил увольнение, как тут же дебютировал в сборной. Мы выиграли Копу Америки».

4. Храбрый синдикалист-забастовщик

«Забастовка в аргентинском футболе была призвана защитить игроков маленьких клубов и нижних дивизионов, которым платили только два первых месяца, а когда дела начинали идти плохо, платить прекращали. Контракты, которые они подписывали, были составлены недобросовестно. Игрок ничего не решал. Мы, будучи футболистами крупных клубов, отреагировали на это и отказались играть. Мы участвовали в благотворительных матчах для госпиталей и школ, и для того, чтобы привлечь внимание публики и объяснить лицом к лицу, что это был не вопрос денег, это делалось для того, чтобы защитить тех, кто ничего не зарабатывал.

Профсоюз был образован в 44-м. Проводились тайные собрания. Из «Ривера» в забастовке приняли участие шесть или семь игроков. Чемпионат был остановлен, потому что в некоторых командах бастовали все. Федерация решила, что играть будут с Терсерой и молодёжными командами. Было много взаимного недовольства между бастующими и теми, кто забастовку хотел прекратить. Мы не играли вплоть до начала следующего сезона в 49-м. Всё это время я ничего не зарабатывал. В конце концов, из «Ривера» нас осталось четверо, и мы вынуждены были дать карт-бланш. Мы должны были это проглотить. Когда мы начали зарабатывать, они отдавали нам только половину. Но если бы мы не согласились на эти условия, они бы нас исключили, не знаю на какой срок».

5. Испания в печали и трауре.

«Когда я приехал в 53-м, то застал печальную Испанию, множество людей ходило в трауре из-за стольких несчастий, произошедших в стране из-за войны. Я видел много черных одеяний на улицах. Однако, сейчас Испания мне кажется лучшей страной Европы. Тогда она сильно отличалась от Аргентины. Тогда мы были более развиты. Сейчас – наоборот. Тогда Испания отставала от Европы. Начиная с 60-х всё начало меняться. Стало заметно больше движения. Развивалась индустрия. Люди начали выходить гулять по вечерам. Я приехал на год, а вот как получилось, живу здесь уже больше пятидесяти лет.

В Мадриде я уже бывал раньше, когда приезжал с «Миллионариос». Он мне показался серым городом, но меня приняли очень хорошо. И ведь в тот же день, только приехав из Барселоны, я уже играл. 23 сентября 1953. Никогда не забуду эту дату. Разогревался я под грохот поезда. Мы ехали ночью с моей женой Сарой и моими маленькими дочками – Нанетт и Сильваной. Мне было всё равно, хорошо я себя чувствую или плохо, надо было играть — и я играл. Я должен был как можно скорее оправдать доверие, которое мне оказали. Я всегда прекрасно знал, что в футболе нужно работать ради того, кто платит за вход на стадион. Публика – лучший тренер. Она – убирает тебя с поля и она же ставит тебя играть».

6. Война «Реала» и «Барсы»

«Это долгая история, и её сложно изложить в нескольких словах. Клуб «Мильонариос» из Боготы имел на меня права до 1954 года, после этого я должен был вернуться в «Ривер». «Реал Мадрид» связался с «Мильонариос», пока «Барселона» договаривалась с аргентинцами, но не с колумбийцами. И президент сине-гранатовых заявил, что он может подержать меня один сезон, даже если я не буду играть. В результате «Реал Мадрид» заплатил «Мильонариос» 1.350.000 песет, которые они просили за переход в этом же году, поэтому до октября 54-ого я был игроком «Мадрида», однако, «Барселона» уже заплатила «Риверу» 2 миллиона — 50 процентов от суммы трансфера. И когда я прибыл в Испанию, я приехал, чтобы играть в «Барселоне». Сначала я мог с ними тренироваться, ведь играть мне было нельзя, но потом мне запретили и тренировки, потому что Национальная спортивная делегация заморозила всё вплоть до вынесения решения по этому делу.

Они заключили, что я должен буду год поиграть в обеих командах. Это был такой политический просчёт, что никто в это не поверил. Я должен был приехать в Мадрид, но возвращаться в Барселону мне уже не хотелось. Прежде, чем это произошло бы, я бы сел на корабль и уплыл в Буэнос-Айрес. Это в голове не укладывалось, я стал бы полным придурком в футбольном мире, если бы согласился на это» .

7. Три дня в плену в Каракасе

«Это произошло ранним утром 26 августа 1963 года. «Реал Мадрид» был в туре по Венесуэле, мы остановились в отеле «Потомак» в Каракасе. Они поднялись в номер и представились полицией. Показали значок. Их было трое или четверо. Они посадили меня в машину и сказали, что это похищение. Мне завязали глаза. Не более часа мы пробыли в какой-то квартире. Потом меня в грузовике увезли на ферму».

«Мне дали сок и две пачки сигарет. И снова в машину. Привезли меня в квартиру, которая, судя по шуму, должна была находиться где-то в центре города. Меня заперли в крошечной комнате, без кровати. Рядом всегда был мужчина, который охранял меня, днём и ночью. Он засыпал, и мне приходилось будить его и говорить: «Кто из нас кого сторожит, Вы или я?». В первую ночь пришли ещё трое с автоматами. Я не спал. Я садился и убивал время, глядя на белые ботинки. Думал, что они собираются расправиться со мной, что они собираются убить меня. Моя голова сдалась раньше моего тела, я думал о том, что они могут выстрелить в любой момент. Мы находились на первом этаже и у меня было искушение выскочить из окна. Три дня, семьдесят часов я провёл взаперти. Они хорошо обращались со мной. Говорили, что студенты. Уже потом я понял, что они были из Фронта Национального Освобожения. Я играл в шашки, шахматы. Мне включали радио. Давали читать газеты. Они мне даже предлагали паэлью, но я ел только хот-доги. От страха у меня сжимался желудок.

На утро третьего дня я понял, что меня освободят. Я переоделся, мне дали шляпу, чтобы меня не узнали. Попросил, чтобы меня высадили недалеко от Посольства Испании, и там взял такси. Я пообещал, что никогда не скажу ничего против них. Когда я пришёл в Посольство, то увидел табличку: «Открыто с 10 до 2». Было 2.15. Я держал палец на звонке, пока мне не открыли».

8. Кубок Европы и футбол, каким он был раньше

«Когда появился Кубок Европы, все думали, что это будет какой-нибудь турнир «chichinabo» (примеч. — незначительный), а вышло наоборот. «Мадрид» заявил о себе миру благодаря Кубку Европы. Мы раскрыли своё величие. Завоевали Европу и мир, потому что все хотели видеть «Реал Мадрид». Тот Кубок Европы был настоящим, «Кубок чемпионов», как говорят итальянцы. Лига Чемпионов – это не подлинный Кубок Европы. Четвёртый в национальном чемпионате может выиграть Лигу Чемпионов. Тренеры сейчас говорят: «Посмотрим, выйдем ли мы четвёртыми»…

Всё построено на тактике. Раньше мы играли схемой 5-5. Вместе атаковали и вместе защищались. Тактика была такая: вперед и назад, бег, скорость, движение. Одинадцатый номер был первым, кто защищался, а номер один – первым, кто атаковал. Сейчас некоторые прячутся за номерами. Имею в виду нападение и говорю о тех, чьи защитные действия заканчиваются игрой головой при подаче угловых. Раньше было пять дополнительных защитников: Копа-Риал-Ди Стефано-Пушкаш-Хенто».

9. Трофеи и титулы

Ему не хватило только участия в Мундиале. Он был с Испанией на Чемпионате Мира в Чили в 62-м, но травма не позволила ему сыграть. Это всё трофеи Альфредо Ди Стефано:

— 1 Копа Америка (47)
— 5 Кубков Европы (1956, 57, 58, 59 и 60).
— 8 Чемпионатов Испании (54, 55, 57, 58, 61, 62, 63 и 64).
— 1 Интерконтинентальный Кубок (60).
— 1 Кубок Испании (62).
— 2 Копа Латина (1955 y 57)
— 2 Чемпион Аргентины («Ривер Плейт» 45 и 47).
— 3 Чемпион Колумбии («Мильонариос»1949, 51 и 53).
— 1 Кубок Колумбии (53)
— 5 раз становился лучшим бомбардиром Ла Лиги (1954, 56, 57, 58 и 59).
— 1 лучший бомбардир Аргентины (47), 27 голов.
— 2 лучший бомбардир Колумбии (1951 -31- и 52 -19-).
— 2 Золотых Мяча (1957 и 59).
— 6 матчей за сб. Аргентины (7 голов).
— 31 матчей за сб. Испании (23 гола).

Тренерские заслуги:

— 1 Чемпион Испании («Валенсия», 1971).
— 1 Рекопа («Валенсия» 80).
— 1 Кубок обладателей Кубков (81).
— 2 Чемпион Аргентины («Бока», 70, «Ривер», 81).
— 1 Суперкубок («Реал Мадрид», 90).

10. Операция на сердце

«Это произошло в декабре 2005. Я отправился в Валенсию провести Рождественские праздники с одной из моих дочерей. У меня никогда не было проблем с сердцем. Со всем, чем угодно, но не с сердцем. Соль, сахар, уксус, мёд, но «бобо» (прим. – тихоня) никогда меня не беспокоил. Я зову сердце «бобо», потому, что оно работает постоянно, но никогда ничего не говорит. Даже медицинский осмотр, пройденный мной за несколько дней до этого, не выявил никаких проблем с сердцем. О той ночи я помню, что я уходил, я уходил, и крепко вцепился в зятя, который первый подошёл к кровати. Сказал ему, что я умираю, что я ухожу навсегда. Мне стало плохо и больше я ничего не помню, мне казалось, что стены шатаются.

Я не помню почти ничего и из того, что происходило весь следующий месяц. У меня были ужасные ночные кошмары. Помню отрывками. Однажды очаровательная медсестра, ухаживающая за мной, которая к тому же присутствовала на операции, сказала мне, что ни моя жена, ни кто-либо другой, не держали моё сердце в руках, что единственная, кто это делал, была она. Только при мысли об этом мне становится плохо. Сердце выпадает из её рук и летит к чёртовой матери на пол!»

11. Футбол – командная игра

«Я устал повторять, и никто мне не верит, что команда – это самое главное в футболе. Один в поле не воин. Я вам говорю. Один против одиннадцати… Это сумасшествие. Команда – это не один игрок, команда – это президент, руководители, тренер, футболисты. В «Мадрид» пришёл не только Ди Стефано, пришёл Риал, Сантамария, Маркитос, Копа, Хенто, и поднялись они с нижних дивизионов. Всё, что мы выиграли, и даже индивидуальные трофеи, которые у меня есть, Золотые мячи или «Пичичи», я завоёвывал потом на своём лбу и потом остальных. Мы играли, чтобы вместе побеждать. Глянец фотографий не позволялся никому. Нам хотелось «бумажек», денег. А если мы не выигрывали — то ничего и не зарабатывали. Мы были скромной командой, с сильным характером и нравом. Бернабеу опережал свою эпоху».

Альфредо Ди Стефано фотография

Страна Аргентина, Испания.

Амплуа нападающий

Клубы Ривер Плейт, Уракан (оба Аргентина), Мильонариос (Колумбия), Реал Мадрид, Эспаньол (оба Испания). За клубные команды провел 521 матч, забил 377 голов.

Сборная За сборные Аргентины и Испании провел 39 матчей, забил 29 голов.

Достижения 5-ти кратный обладатель Кубка чемпионов (1956-1960 гг.). Обладатель Межконтинентального кубка 1960 года. 8-ми кратный чемпион Испании (1954, 1955, 1957, 1958, 1961-1964 гг.). Обладатель Кубка Испании 1962 года.

Личные призы Обладатель "Золотого мяча" как лучшему футболисту Европы 1957, 1959 годов.

Лучшие дня

Игра Ди Стефано представляла собой удивительную смесь безмерной самонадеянности и полного отсутствия эгоизма. Пусть он был не первым форвардом, действующим из глубины, - Надор Хидегкути уже играл так за Венгрию, а Рой Бентли еще в конце 40-х - за "Челси", - зато, бесспорно, стал самым эффективным и влияющим на игру. "Как центрфорвард, - говорил он, - я все время в движении: вперед, назад, в сторону. Я стараюсь не застывать на одной позиции, чтобы не давать защитнику возможность все время держать меня в поле зрения. А может, пытаюсь не мешать другим нападающим. А может, предвижу, что будет дальше, и бросаюсь на помощь следующему игроку, у которого окажется мяч... Потому что форварды должны считать помощь обороне частью своей работы. Если соперник атакует ты, естественно, оказываешься вне игры. И что же ты должен делать? Стоять на своей позиции и смотреть, как туго приходится твоей обороне? А если оборона не справляется со своей задачей, то и твоя задача становится труднее - ведь забивать теперь надо больше! Поэтому яснее ясного, что ты должен вернутся назад и помочь защитникам. Это облегчает твою задачу на протяжении всей игры." "Не вижу ничего ужасного в том, чтобы прийти на место центрхава или защитника и подстраховать партнера, которому пришлось покинуть свое место. Мы все - футболисты, а значит, каждый из нас должен уметь играть на всех одиннадцати позициях". Возможно ли более краткое и понятное изложение сущности тотального футбола? И был ли в мире футболист, лучше подходивший для него? Помимо силы, выносливости и чувства ритма, Ди Стефано обладал и фантастической техникой, которую довел до совершенства. Он стремился к совершенству во всем. "Наибольшее удовольствие я получаю от забитых мячей", - говорил он и забивал немыслимое количество, но при этом создавал множество голов и для других. Он был силен в воздухе, умел забивать и головой. Но горе тому, кто осмеливался перейти ему дорогу. Он любил играть и играл даже больным. Он заработал кучу денег, но главной для него всегда оставалась игра: "Никогда не мог понять тех, кто не старался". Он всегда старался и всегда играл, если была возможность. "Часто даже с высокой температурой мне удавалось убедить тренеров в том, что я должен выйти на поле. Футбол - великая игра, и когда ты находишься в великом клубе, то каждый матч для тебя -привилегия. И точно такая же привилегия - отдать игре все, что у тебя есть. Такой привилегией очень трудно пожертвовать". Альфредо, Великий и Неуязвимый, был к этому готов.

Ди Стефано принадлежит к замечательной плеяде певцов, выдвинувшихся в послевоенный период и ставших гордостью итальянского вокального искусства. В.В. Тимохин отмечает: "Созданные Ди Стефано образы Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Артура и Эльвино («Пуритане» и «Сомнамбула» Беллини) снискали ему мировую известность. Здесь певец предстает во всеоружии своего мастерства: поразительно его певучее, плавное легато, выразительная скульптурная фразировка и кантилена, полная страстного чувства, спетая «темным», необычайно насыщенным, густым, бархатистым звуком.

Многие историки вокального искусства находят Ди Стефано-вокалиста, например в роли Эдгара, достойным наследником великого тенора прошлого века Джованни Баттиста Рубини, создавшего незабываемый образ возлюбленного Лючии в опере Доницетти.

Один из критиков в отзыве на запись «Лючии» (с Каллас и Ди Стефано) прямо писал, что, хотя имя лучшего исполнителя роли Эдгара в прошлом столетии окружено сейчас легендарной славой, как-то трудно себе представить, чтобы он мог производить на слушателей большее впечатление, чем Ди Стефано в этой записи. Нельзя не согласиться с мнением рецензента: Эдгар - Ди Стефано действительно одна из самых замечательных страниц вокального искусства наших дней. Пожалуй, если бы артист оставил только одну эту запись, то и тогда его имя стояло бы в ряду крупнейших певцов современности.

Джузеппе Ди Стефано родился в Катании 24 июля 1921 года в семье кадрового военного. Мальчик первоначально также собирался стать офицером, в то время ничто не предвещало его оперной карьеры.

Лишь в Милане, где он учился в семинарии, один из товарищей, большой любитель вокального искусства, настоял, чтобы Джузеппе обратился к опытным педагогам за советом. По их рекомендации юноша, оставив семинарию, стал заниматься вокалом. Родители поддержали сына и даже перебрались в Милан.

Ди Стефано занимался у Луиджи Монтезанто, когда началась Вторая мировая война. Его призвали в армию, но на передовую он не попал. Ему помог один из офицеров, которому очень нравился голос молодого солдата. А осенью 1943 года, когда части Ди Стефано предстояло отправиться в Германию, он бежит в Швейцарию. Здесь и дал певец свои первые концерты, в программу которых вошли популярные оперные арии и итальянские песни.

После окончания войны, возвратившись на родину, он продолжил учебу у Монтезанто. Двадцать первого апреля 1946 года в муниципальном театре города Реджио-Эмилия состоялся дебют Джузеппе с партией де Грие в опере Массне «Манон». В конце года артист выступает в Швейцарии, а в марте 1947 года впервые выступает на сцене легендарного «Ла Скала».

Осенью 1947 года Ди Стефано прослушал директор нью-йоркского «Метрополитен-опера» Эдуард Джонсон, отдыхавший в Италии. С первых же фраз, спетых певцом, директор понял, что перед ним лирический тенор, каких уже давно не было. «Он должен петь в „Метрополитен“, и непременно в этом же сезоне!» - решил Джонсон.

В феврале 1948 года Ди Стефано дебютирует в «Метрополитен-опера» в партии Герцога в «Риголетто» и становится солистом этого театра. Искусство певца отметили не только зрители, но и музыкальные критики.

Пять сезонов подряд Ди Стефано пел в Нью-Йорке, главным образом лирические партии, такие как Неморино («Любовный напиток»), де Грие («Манон» Массне), Альфреда («Травиата»), Вильгельма («Миньон» Тома), Ринуччо («Джанни Скикки» Пуччини).

Известная певица Тоти Даль Монте вспоминала, что не могла удержаться от слез, когда слушала Ди Стефано на сцене «Ла Скала» в «Миньон», - настолько трогательным и одухотворенным было исполнение артиста.

Как солист «Метрополитен» певец выступал в странах Центральной и Южной Америки - с полным успехом. Только один факт: в театре Рио-де-Жанейро впервые за многие годы нарушено правило, запрещавшее бисирование по ходу спектакля.

Начиная с сезона 1952/53 года Ди Стефано снова поет в «Ла Скала», где с блеском исполняет партии Рудольфа и Энцо («Джоконда» Понкьелли). В сезоне 1954/55 года он исполнил шесть центральных теноровых партий, в то время наиболее полно отражавших его возможности и характер репертуарных поисков: Альваро, Туридду, Неморино, Хозе, Рудольфа и Альфреда.

«В операх Верди и композиторов-веристов, - пишет В.В. Тимохин, - Ди Стефано предстает перед слушателями певцом яркого темперамента, живо чувствующим и мастерски передающим все перипетии вердиевско-веристской лирической драмы, покоряющим насыщенным, массивным, свободно „парящим“ звуком, тонким разнообразием динамических оттенков, мощными кульминациями и „взрывами“ эмоций, богатством тембровых красок. Певец славится замечательно выразительной „лепкой“ фразы, вокальной линии в операх Верди и веристов, будь то раскаленная жаром страсти лава или легкое, сладостное дуновение ветерка. Даже в таких широко популярных оперных отрывках, как, например, „Сцена у корабля“ („Манон Леско“ Пуччини), арии Калафа („Турандот“), заключительный дуэт с Мими из „Богемы“, „Прощание с матерью“ („Сельская честь“), арии Каварадосси из первого и третьего действий „Тоски“, артист добивается удивительной „первозданной“ свежести и взволнованности, открытости эмоций».

С середины 50-х годов продолжились успешные гастрольные поездки Ди Стефано по городам Европы и США. В 1955 году на сцене западноберлинской Городской оперы он участвует в постановке оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Начиная с 1954 года певец регулярно в течение шести лет выступает в чикагском Лирическом театре.

В сезоне 1955/56 года Ди Стефано возвращается на сцену «Метрополитен-опера», где поет в «Кармен», «Риголетто» и «Тоске». Часто выступает певец и на сцене Римского оперного театра.

Стремясь расширить свой творческий диапазон, к партиям лирического плана певец добавляет роли драматического тенора. На открытии в «Ла Скала» сезона 1956/57 года Ди Стефано спел Радамеса в «Аиде», а в следующем сезоне в опере «Бал-маскарад» исполнил партию Ричарда.

И в ролях драматического плана артист имел огромный успех у слушателей. В опере «Кармен» в конце 50-х годов Ди Стефано ожидал подлинный триумф на сцене Венской государственной оперы. Один из критиков даже писал: ему представляется невероятным, как Кармен могла отвергнуть такого пламенного, нежного, пылкого и трогательного Хозе.

В дальнейшем на протяжении более десяти лет Ди Стефано регулярно пел в Венской государственной опере. Например, только в 1964 году он пел здесь в семи операх: «Бал-маскарад», «Кармен», «Паяцы», «Мадам Баттерфляй», «Андре Шенье», «Травиата» и «Любовный напиток».

В январе 1965 года, спустя десять лет, Ди Стефано вновь поет в «Метрополитен-опера». Выступив в роли Гофмана в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, преодолеть трудностей этой партии он уже не смог.

Продолжение последовало в том же году в буэнос-айресском театре «Колон». Ди Стефано выступил только в «Тоске», а спектакли «Бала-маскарада» пришлось отменить. И хотя, как писали критики, в отдельных эпизодах голос певца звучал превосходно, а его волшебные пианиссимо в дуэте Марио и Тоски из третьего действия и вовсе вызвали восторг слушателей, стало ясно - лучшие годы певца позади.

На Всемирной выставке в Монреале «ЭКСПО-67» состоялась серия спектаклей «Страны улыбок» Легара с участием Ди Стефано. Обращение артиста к оперетте оказалось успешным. Певец легко и естественно справился со своей партией. В ноябре 1967 года в этой же оперетте он выступил на сцене венского «Театра ан дер Вин». В мае 1971 года Ди Стефано на сцене Римской оперы спел партию Орфея в оперетте Оффенбаха «Орфей в аду».

Артист все же вернулся на оперную сцену. В начале 1970 года он исполнил партию Лориса в «Федоре» в барселонском театре «Лисео» и Рудольфа в «Богеме» в Мюнхенском национальном театре.

Одно из последних выступлений Ди Стефано состоялось в сезоне 1970/71 года в «Ла Скала». Знаменитый тенор пел партию Рудольфа. Голос певца, по отзывам критиков, звучал достаточно ровно во всем диапазоне, мягко и проникновенно, но порой он терял контроль над голосом и в последнем действии выглядел значительно уставшим.

Дебютировал в 1946 (Реджо-нель-Эмилия, партия Де Грие в "Манон" Массне). С 1947 в Ла Скала. В 1948-65 пел в Метрополитен Опера (дебют в партии Герцога). В 1950 исполнял на фестивале "Арена ди Верона" партию Надира в "Искателях жемчуга" Бизе. В 1954 на сцене Гранд-Опера выступил в партии Фауста. Пел на фестивале в Эдинбурге (1957) партию Неморино ("Любовный напиток" Доницетти). В Ковент Гардене в 1961 партию Каварадосси. Частой партнёршей Ди Стефано на сцене и в записях была Мария Каллас. С ней он предпринял в 1973 большое концертное турне. Ди Стефано - выдающийся певец второй половины XX века. В его обширном репертуаре были партии Альфреда, Хозе, Канио, Калафа, Вертера, Рудольфа, Радамеса, Ричарда в "Бале-маскараде", Ленского и другие. Среди записей певца выделяется целый цикл опер, записанных на EMI вместе с Каллас: "Пуритане" Беллини (Артур), "Лючия ди Ламмермур" (Эдгар), "Любовный напиток" (Неморино), "Богема" (Рудольф), "Тоска" (Каварадосси), "Трубадур" (Манрико) и другие. Снимался в кино.