Нам необходимо помнить свою историю, и идти по своему пути.

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём.

Не забыт и Юлианский календарь, так называемый «старый стиль». Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем «старый» Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях.

Безусловно, это расширяет наш кругозор.Давайте расширим свой кругозор.

Но, чтобы кругозор стал ещё шире, давайте прикоснёмся к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов - Даарийскому Круголету Числобога, по которому ещё не так давно жили наши Предки.

Ныне этим календарём пользуются только Староверы - представители самой древней Славяно-Арийской Веры - Инглиизма.


Повсеместное использование нашего древнего календаря прекратилось немногим более 300 лет назад, когда царь Пётр 1 своим Указом ввёл на территории Руси иностранный календарь и повелел в ночь на 1 января праздновать наступление 1700 года от рождения Иисуса Христа.Реформа календаря украла (как минимум) 5500 лет нашей истории.

А на Руси в то время шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Но совершенно не говорится о том, что император не просто поменял календарь, он фактически «украл», как минимум(!). пять с половиной тысяч лет нашей истинной истории.

Ведь под событием, от которого вёлся отсчёт лет - Сотворение Мира в Звёздном Храме (5508 г, до Р.Х.), подразумевалось вовсе не сотворение вселенной библейским богом, а буквально; подписание мирного договора в год Звёздного Храма по Круголету Числобога после победы Державы Великой Расы (в современном понимании - России) над империей Великого Дракона (по современному - Китая).

Кстати говоря, символическое изображение всадника на белом коне, поражающего копьём дракона, известное по христианской традиции как Георгий Победоносец, на самом деле символизирует как раз эту победу.

Именно поэтому издавна этот символ так распространён и почитаем на Руси среди Славяно-Арийских народов.

От каких событий велось летоисчисление?

Возникает естественный вопрос: а от какого же события велось летоисчисление до Сотворения Мира в Звёздном Храме?

Ответ очевиден - от более раннего значительного события.

Более того, параллельно могли вестись отсчёты лет от разных событий. Именно так, с упоминания нескольких временных отрезков и начинались древние летописи.

Для примера приведём несколько датировок нынешнего 2016 года от RX:

Лето 7524 от Сотворения Мира в Звёздном Храме

Лето 13024 от Великого Похолодания

Лето 44560 от Сотворения Великого Коло Рассении

Лето 106794 от Основания Асгарда Ирийского

Лето 111822 от Великого Переселения из Даарии

Лето 143006 от периода Трёх Лун

Лето 153382 от Асса Деи

Лето 185782 от Времени Туле

Лето 604390 от Времени Трёх Солнц и т.д.

Очевидно, что в контексте современной «официальной» хронологии эти датировки выглядят просто фантастическими,

Но для самостоятельно мыслящего человека, интересующегося древним Культурным наследием народов Земли, такие «пропасти лет» не выглядят столь уж пугающе.

Ведь не только в Славяно-Арийских Ведах, но и в довольно многочисленных дошедших до нас памятниках письменности по всей Земле упоминаются ещё куда более продолжительные отрезки исторического времени,

На эти же факты указывают и непредвзятые археологические и палео-астрономические исследования.

Также очень интересно будет вспомнить, что в допетровские времена на Руси для обозначения численных величин использовались не цифры, как сейчас принято, а буквицы титлованные, т.е. славянские буквы со служебными символами.

Что "исправили" Кирилл и Мефодий?

А так как календарь-это традиция письменная (попробуйте-ка устно вести и передавать из поколения в поколение столь сложный и динамичный массив информации), то очевидно, что до времён Петра I письменность на Руси уже существовала, по меньшей мере(!) семь с лишним тысяч лет.

Однако считается, что письменность была «изобретена» специально для нас, "безграмотных", двумя греческими монахами Кириллом и Мефодием, которые лишь добавили в нашу азбуку несколько греческих букв вместо непонятных им дифтонгов.

И, скромно говоря, вызывает удивление всё нарастающая помпезность при проведении ежегодных «кирилло-мефодиевников» и «дней рождения» "славянской" письменности. В настоящее время, коль скоро мы пользуемся современным календарём (от Р.Х.), то правильнее будет его применять только для событий последних трёхсот лет.

А более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года, Иначе возможно неправильное толкование нашей истории, культуры, традиций и обычаев.

Вызывает искреннее сожаление датировка допетровских событий в современных учебниках,

Например, годом Ледового побоища на Чудском озере называют 1242 год, а в то время на Руси шёл 6750 год.

Или, например, годом крещения Киева считают 988 год от рождения Иисуса Христа.

Но в Киеве тогда отметили Лето 6496 от Сотворения Мира в Звёздном Храме.

Братья и сестры, давайте помнить наше прошлое, искать его, если злые умы специально его от нас прячут.

Славяне - великая расса.

Есть в хронологии такое понятие как эра . Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: «ab exordio regni Augusti», т. е. «от начала царствования Августа» (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от Рождества Христова .
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н. э. Тогда использовалась так называемая эра Диоклетиана, т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или, другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира . Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, так же как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по «мартовскому стилю». Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от Рождества Христова.
Если же указан февраль 7100 года по «мартовскому стилю», то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от Рождества Христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по «сентябрьскому стилю». Это соответствует сентябрю 1591 года от Рождества Христова, а вот февраль 7100 года по «сентябрьскому стилю» соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой «стиль» используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

Обновление...

Обновление...

Обновление...

Откуда есть и когда пошла земля Русская? Год рождения России - 637.

Отсчет Русской государственности, если не вдаваться в детали споров историков, принято вести с призвания варяжского князя Рюрика.

То есть с 6370 года от сотворения мира или 862 года от рождества Христова.

"Повесть временных лет" говорит об этом так:

«В год 6370. …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене…».

Какого не рода-племени, а народа были эти летописные русы - вопрос.

То есть официальная история более-менее едина в том, что русы были скандинавами.

Однако есть популярная сегодня версия, что это наши славянские родственники из Прибалтики. Словенский княжеский род Гостомысла роднился домами со славянами Прибалтики и прямая его линия пресеклась. Пришлось вывозить наследников из-за моря, как после Петра Великого.

Сколько-нибудь серьезно она не подтверждена, однако стремление к патриотической интерпретации фактов - дело не новое и абсолютно неистребимое. Еще Ломоносов совершенно бездарно спорил с норманистами. А сегодня у нас - демократия, интернет, народная интерпретация истории и Михаил Задорнов. Выдающийся сатирик по совместительству оказался историком-самоучкой, который решил поправить тупых историков. Теперь мы можем наблюдать, в режиме реального времени, образцы того, во что дилетантизм и невежество могут превратить скучные научные поиски и серьезную научную дискуссию.

Когда новгородская земля была заселена славянскими племенами - идут споры.

Кто на этой земле оказался первым - скандинавы или славяне - не вполне понятно.

По некоторым археологическим данным, варяги пришли сюда раньше.

Однако ценность археологических сведений нужно понимать правильно.

Они никогда не бывают полны. В том смысле, что если сегодня не нашли, то это не говорит о чем-то окончательно.

Может быть, найдут уже завтра.

В последнее время появилась совсем интересная гипотеза о том, что Русь - это государство варягов и славян на финском племенном субстрате. Коренное население русских земель севера и северо-востока - финское. Оно и составило кровную, генетическую основу русских.

Или еще одна интересная идея о том, что славяне - это древнее автохтонное население, возможно, опять-таки финно-угорское, прятавшееся в лесах Полесья, а затем заполонившее все вокруг и смешавшееся с индоевропейцами-балтами.

Собственно, с древнерусской историей все вообще сложно.

Есть даже нерешенная проблема двух центров русской государственности. Русская земля изначальная - это Новгород или Киев?

Эти города и племена развивались порознь? Или входили в состав некоего единого протогосударства, распавшегося на время? Так, как это часто бывает с ранними варварскими королевствами?

Поход князя Олега на Киев - это завоевание? Или восстановление единства?

Кий, Щек и Хорив вместе с сестрой их Лыбедью - исторические или фантастические фигуры?

Вопрос о том, дикари были славяне или нет, способны они были к государственности или единственный народ, понимающий в этом деле - немцы, мы отпускаем.

Понятно, что не дикари. Понятно, что умение строить государство не является уникальной способностью германцев.

Был бы народ - власть на его шею найдется всегда. Чужие не завоюют, так своя элита подсуетится.

Конечно, лесная жизнь на больших малонаселенных территориях и вдали от торговых трасс и центров несколько мешает государствообразованию.

Однако рано или поздно государственность добирается почти до всех племен и самых диких стран.

В определенный момент добралась и до Восточно-Европейской равнины.

У меня есть интересная гипотеза. Связанная с моей теорией социально-поколенческих циклов социального развития.

Согласно моим расчетам циклов Российского государства, люди, положившие начало этому процессу, жили в начале VII века.

Началом того социального образования, которое сегодня называется Российской федерацией и продолжает социально-поколенческую традицию древней Руси, были какие-то события этого времени.

Я даже год могу назвать.

Правда, это, видимо, не год какого-то специфического социального акта. Даже если что-то такое случилось, мы об этом уже не узнаем.

Это - год начала утверждения исходного социального поколения и его поколенческой идеи в некоторой группе людей. Которая, благодаря целеполагающей деятельности своей верхушки, развернулась затем в череде социально-поколенческих волн и преемственности сначала в Киевскую Русь, затем во Владимирскую Русь, Московское царство, Российскую империю, СССР и, наконец, РФ.

Был какой-то князь (старейшина, военный вождь) или группа выдающихся воинов, которые созрели для самостоятельных деяний.

Они решили - будем выстраивать собственную постоянно действующую военную, видимо, систему.

Кто будет мешать - уничтожим, завоюем, подчиним. Будем воевать.

Как они это обосновали, для себя и для других, - желанием воевать за мир, или за богатства, иди ради порядка - вопрос второй.

Боюсь, этого мы точно никогда не узнаем. Для этого нужны письменные свидетельства, а они вряд ли появятся.

Произошло это в 637 году.

Где, на севере или на юге?

Была эта военная группа славянской, или иранской, или скандинавской, или финской, или тюркской - вопрос вопросов.

Но Русское государство начало образовываться именно в эти годы.

Именно в 637 году определилась некая элита, сформировавшая постоянно функционирующую военную организацию и принявшаяся распространять свое влияние и власть, завоевывать народы и земли.

Социально-поколенческая традиция, утвердившаяся благодаря деятельности этих людей, не прерывалась уже вплоть до сегодняшнего дня.

В этом году можно отмечать 1376 лет русской государственности.

А через четыре года - юбилей, 1380 лет Руси-России.

С праздником!