К государственным тайнам принято относиться бережно. Их хранят в секретных подземных бункерах, депозитариях неприступных швейцарских банков, в герметичных подводных тоннелях… В общем, подальше от праздных взглядов. Случайное открытие секретов способно доставить много хлопот. Вплоть до разрушения самого государства.

Гатчинский дворец Романовых сложно было отнести к хорошо защищенным, «режимным», сооружениям. Однако здесь, в одной из зал покоился довольно объемный ларец, в котором на протяжении всего XIX столетия хранилось «будущее Русской державы», предсказанное неким старцем Авелем.

Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг него на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ. Конечно, вряд ли это было серьезным препятствием для любопытного человека. Однако все знали, что ларец содержит некий конверт с наложением личной печати императора Павла I и с его собственноручной надписью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины», и, как люди воспитанные смиренно дожидались даты.

Павел I был убит офицерами в собственной спальне в ночь на 24 марта 1801 года. Утором 24 марта 1901 года в Гатчину прибыл император Николай II. Прибыл воодушевленный, в хорошем настроении. Покидал же царь Гатчинский дворец в совсем другом расположении духа. Правда, о содержимом ларца Николай никому ничего не рассказал.

Людей, говорящих правду в глаза правителей, не любят ни в одном государстве. Их либо ликвидируют, либо надолго «консервируют» в тюрьмах, либо, если государь человек цивилизованный, просто лишают гражданства и отправляют говорить правду другим государям. Собственно, это понятно. Ну, а что делать с людьми, которые делают предсказания правителям? Предсказания с указанием точного дня смерти, да еще к тому же совсем не царском месте - туалете.

«Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель. Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и потому что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях. Пришел час и стал он пророчествовать: пройдет, мол, такое-то время, и помрет Царица, - и смертью даже указал какою. Как ни далеки Соловки были от Питера, а дошло все-таки вскорости Авелево слово до Тайной канцелярии. Запрос к настоятелю, а настоятель, недолго думая, Авеля - в сани и в Питер; - а в Питере разговор короткий: взяли да и засадили пророка в крепость...»

Вот так поступают в пророками в своем отечестве. За свои предсказания Авель был заключен в Шлиссельбургскую крепость «под крепчайший караул». Правда, суть пророчества, к сожалению, это не изменило. После того, как предсказание Авеля, что называется, вступило в силу, – Екатерина Великая умерла именно в тот день и в том самом месте, - монах был амнистирован самим Павлом I.

Император пожелал встретиться со старцем и выслушать от него новые прогнозы. Авель в подробностях расписал смерть императора, а заодно и незавидное будущее династии Романовых. Павел I все это проглотил, приказал старцу дать предсказание в письменной форме; так появился запечатанный конверт в Гатчинском дворце…

Авель же был с миром отпущен в Невский монастырь, для нового пострижения в монахи. Именно там, при втором пострижении, он и получил имя Авель.

Но не сиделось пророку в столичной обители. Уже спустя год после разговора с Павлом он появляется в Москве, где за деньги дает предсказания местным аристократам и богатым купцам. Подзаработав денег, монах отправляется в Валаамский монастырь. Но и там Авелю не живется спокойно: он снова берется за перо и пишет книги предсказаний, где и раскрывает скорую кончину императора. Привычку писать в стол монах не имеет, поэтому о содержании «центурий» русского Нострадамуса узнает весь монастырь.

Уже через некоторое время, по распоряжению императора, Авеля в кандалах привозят в Санкт-Петербург и закрывают в Петропавловской крепости - «за возмущение душевного спокойствия его величества».

Сразу же после смерти Павла I Авель снова освобождают из тюрьмы. Освободителем вещего монаха уже становится Александр I. Новый император предупредительно отсылает монаха подальше, в Соловецкий монастырь, без права покидать стены обители.

Там монах пишет еще одну книгу, в которой предсказывает взятие Москвы Наполеоном в 1812 году и сожжение города. Предсказание доходит до царя, и тот приказывает утихомирить воображение Авеля в Соловецкой тюрьме.

Но вот наступает 1812 год, русская армия сдает Москву французам, и Белокаменная, как и предсказывал монах, чуть ли не сгорает дотла. Впечатленный Александр I приказывает: «Авеля из Соловецкого монастыря выпустить, дать ему паспорт во все российские города и монастыри, снабдить деньгами и одеждой».

Оказавшись на свободе, Авель решил более не нервировать царскую семью, а отправился в путешествие по Святым местам: побывал на Афоне, Иерусалиме, Константинополе. Затем он поселяется в Троице-Сергеевой Лавре. Какое-то время ведет себя тихо, пока, уже после воцарения Николая I, его снова не прорывает. Новый император церемониться не любил, поэтому, «для смирения», отправил монаха в заточение в Суздальский Спасо-Ефимовский монастырь, где в 1841 году Авель и представился Господу.

В течение 60 лет это имя не досаждало Дому Романовых, пока одним прекрасным утром Николай II не распечатал конверт Павла I.

ЧТО ПРЕДСКАЗЫВАЛ АВЕЛЬ?

О Павле I

«Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В Страстную Субботу погребут тебя... Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою... Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои, прося твоего заступничества и умягчения сердец неправедных и жестоких. Число лет твоих подобно счету бук».

Пресказание о том, что русский народ оценит Павла I пока не сбылось. Если бы сегодня провести опрос об отношении россиян к прошлым самодержцам, то Павел наверняка был бы одним из аутсайдеров.

Об Александре I

«Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет Ему скорбь тайная, и тяжек покажется Ему венец Царский Подвиг служения Царского заменит Он подвигом поста и молитвы. Праведен будет Он в очах Божиих: белым иноком в миру будет. Видал я над землей Русской звезду великого угодника Божия. Горит она, разгорается. Подвижник сей и претворит всю судьбу Александрову...».

По легенде, Александр I не скончался в Таганроге, а обратился в старца Федора Кузьмича и пошел странствовать по Руси.

О Николае I

«Начало же правления сына Твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России. Кабы не благодать Божия, Россию покрывающая, то... Лет через сто примерно после того оскудеет Дом Пресвятыя Богородицы, в мерзость запустения Держава Российская обратится».

Об Александре II

«Внук твой, Александр Вторый, Царем-Освободителем преднареченный. Твой замысел исполнит - крестьян освободит, а потом турок побьет и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды ему великих деяний, охоту на него начнут, убьют среди дня ясного, в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и ты, подвиг служения своего запечатлеет он кровью царственною...»

Об Александре III

«Царю-Освободителю наследует Царь-Миротворец, сын его, а твой правнук, Александр Третий. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он».

О Николае II

«Николаю Второму – святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно. Война будет,великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская».

О новой смуте в России

«Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый На Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя».

25 марта 1852 года в Костромской губернии родился этнограф, археолог, географ генерал-лейтенант Валентин Мошков, которого спустя полтора века стали именовать русским Нострадамусом.

Причиной этому послужило обращение потомков к его двухтомному труду под названием «Новая теория происхождения человека и его вырождения, составленная по данным зоологии, геологии, археологии, антропологии, этнографии, истории и статистики».

Математические прогнозы

Напечатанная в Варшаве в 1910 году основательная книга содержит в себе прогнозы на будущее российского государства. Однако эти предсказания основаны не на эзотерике с её мистическими знаниями и пророческими видениями, а на чётких математических расчётах.

Опираясь на прочный исторический фундамент, Мошков разработал универсальную модель становления любого национального общества. Согласно его вычислениям каждый народ в своём развитии постоянно проходит исторический цикл равный 400 лет. За это время государство успевает пройти путь от расцвета до неминуемого упадка, за которым вновь следуют взлёт и падение.

Каждые 400 лет цикла страна возвращается в точку старта и вновь начинает путь к финишу, при этом неважно, какая историческая личность стоит у руля государства, поскольку значимым является, в какой именно период круговорота он приступил к власти.

Схема Мошкова

Образно называя 400-летний цикл годом истории, Мошков делит его на 4 столетия и согласно древним традициям именует их по названию металлов Золотым, Серебряным, Медным и Железным временем.

Отличающиеся по характеру Золотой и Серебряный века вместе образуют 200-летнюю эпоху подъёма, а Медный и Железный – такой же по длительности период упадка.

Каждый век, в свою очередь, делится на два полуцикла по 50 лет, из которых первый этап обязательно знаменуется регрессом, а второй – прогрессом. Исключение составляет только Железный век, в котором оба полуцикла по 50 лет являются временем сплошного упадка.

Таким образом, согласно математической теории Мошкова каждые 50 лет государства вступают в пору мини-подъёмов и мини-упадков.

Применяя свою доктрину на практике, то есть, накладывая 400–летний цикл развития на историю разных народов и государств, русский Нострадамус пришёл к выводу, что на рубежи между циклами, столетиями и полувеками всегда приходятся значимые события, резко меняющие вектор развития общества.

Более того, он констатировал, что люди и «сословия», занимающие высокое положение в государстве, а также интеллигенция раньше проходят периоды подъёма и упадка, и в каждые 400 лет приблизительно на 115 лет опережают подавляющее большинство своих сограждан из крестьянского населения.

Время подъёма

Золотой век, который в индийских преданиях принято считать «Веком совершенства», где главенствуют добродетель и счастье, характеризуется подъёмом во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Именно в этот период отчётливо наблюдается консолидация этноса, с сопутствующим ростом патриотизма, исчезновением междоусобиц и жестокой борьбы за власть, которая полностью служит интересам граждан.

Миролюбивый народ, руководствуясь моральными принципами, всячески поддерживает соседа, забыв о зависти и корысти. Нацеленный на созидание, он совершает прорыв в науке, сельском хозяйстве, экономике, культуре, который достигает своего апогея на заре Серебряного века. Именно в это время по индийской традиции начинают зарождаться несчастья и пороки.

Время упадка

Следующие 200 лет, приходящиеся на Медный и Железный период, в индусских сказаниях именуются соответственно «Веком горя и насилия» и «Веком греха».

Как раз в это время сводятся на нет все предыдущие 200-летние достижения, страна ввергается в хаос, катится в бездну благосостояние государства, разрушаются доверительные отношения между властью и гражданами, которых одолевает уныние и ненависть.

Пороки начинают побеждать нравственность: разврат, пьянство, азарт, стяжательство, воровство, бескультурье и необразованность становятся добродетелями.

Происходит деградация армии, утрата патриотизма, разложение властных структур, начинается борьба между разными слоями обществами, учащаются бунты и революции.

Пророчества для России

В качестве старта первого 400-летнего исторического цикла России Мошков взял 812 год, когда ряд соседних племён, скрепив союз, объединились под знаменем первого древнеславянского государства - Киевская Русь.

Руководствуясь собственной концепцией, он пришёл к выводу, что в 1612 году стартовал уже третий 4-х вековой цикл, финал которого придётся на 2012 год, а значит, в 2013 году Россия вступит в свой очередной период подъёма.

Заостряя внимание на завершившемся несколько лет назад цикле можно констатировать целый ряд совпадений, заставляющих поверить в верность его теории.

Если проводить аналогии с историческими датами, то становится очевидным, что период с 1612 по 1712 годы был Золотым веком, в котором с 1612 по 1662 годы наблюдался упадок, на смену коему пришел подъём 1662 – 1712 годов.

А Железный век этого цикла начался в 1912 году и с неизбежным упадком завершился в 2012 году.

Железный век

Если, размышляя о прошлых веках, Мошков мог апеллировать свершившимися фактами, то события Железного века 3-го цикла умерший в 1922 году ученый мог только прогнозировать.

В своей монографии он уже в 1910 году предрёк России революции и гражданскую войну, эпидемии и голод, а также войны, в которых будут чередоваться победы и поражения.

Согласно его математическим выкладкам с 1962 года должен был начаться тотальный упадок во всех областях: будет разрушена финансовая система, обанкротятся важные предприятия, обнаружится иностранное вмешательство в дела российского государства, произойдёт разложение армии и моральная деградация общества.

Период между 2000 и 2012-м годами Мошков называл эпохой полной анархии, сопоставимой со Смутным временем (1598-1613). Все попытки властей и людей выйти из сложившейся ситуации, по его мнению, не возымеют успеха, поскольку каждый 400-летний исторический цикл должен обязательно завершиться крахом.

Рассуждая о судьбе России Мошков констатировал: «Участь, которая предстоит русскому народу в ближайшем будущем, конечно, печальна… Но вместе с законами исторических циклов для нас открылась истинная причина вырождения… В наших руках есть верное средство, уже испытанное и указываемое нам самою природою, обратить Железный век в Золотой».

И это пройдёт

Согласно теории Мошкова, с 2012 года Россия вступила в эпоху Золотого века, но до 2062 года её ожидает период упадка, после которого наступит процветание. В результате мощного нравственно-экономического рывка она превратиться в центр человеческой цивилизации, примерив на себе роль «духовного пастора».
В 2112 году настанет черёд размеренного Серебряного века, а 2212 год положит начало распаду, который продлиться весь 2312 год, чтобы в 2412 году опять вступить в Золотой век, и так до скончания времён.

Гатчинский дворец Романовых сложно было отнести к хорошо защищенным, «режимным», сооружениям. Однако здесь, в одной из зал покоился довольно объёмный ларец, в котором на протяжении всего XIX столетия хранилось «будущее Русской державы», предсказанное неким старцем Авелем.

Ларец был заперт на ключ и опечатан. Вокруг него на четырех столбиках, на кольцах, был протянут толстый красный шелковый шнур, преграждавший к нему доступ. Конечно, вряд ли это было серьезным препятствием для любопытного человека. Однако все знали, что ларец содержит некий конверт с наложением личной печати императора Павла I и с его собственноручной надписью: «Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины», и, как люди воспитанные смиренно дожидались даты.

Павел I был убит офицерами в собственной спальне в ночь на 24 марта 1801 года. Утром 24 марта 1901 года в Гатчину прибыл император Николай II. Прибыл воодушевленный, в хорошем настроении. Покидал же царь Гатчинский дворец в совсем другом расположении духа. Правда, о содержимом ларца Николай никому ничего не рассказал.

Людей, говорящих правду в глаза правителей, не любят ни в одном государстве. Их либо ликвидируют, либо надолго «консервируют» в тюрьмах, либо, если государь человек цивилизованный, просто лишают гражданства и отправляют говорить правду другим государям. Собственно, это понятно. Ну, а что делать с людьми, которые знают судьбы самих правителей? С людьми, которые владеют предсказаниями с указанием точного дня смерти, да ещё к тому же совсем не царском месте - туалете.

«Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель. Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и потому что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях. Пришел час и стал он пророчествовать: пройдет, мол, такое-то время, и помрет Царица, - и смертью даже указал какою. Как ни далеки Соловки были от Питера, а дошло все-таки вскорости Авелево слово до Тайной канцелярии. Запрос к настоятелю, а настоятель, недолго думая, Авеля - в сани и в Питер; - а в Питере разговор короткий: взяли да и засадили пророка в крепость».

Вот так поступают в пророками в своём отечестве. За точные предсказания Авель был заключен в Шлиссельбургскую крепость «под крепчайший караул». Правда, суть пророчества, к сожалению, это не изменило.

После того, как предсказание Авеля, что называется, вступило в силу, – Екатерина Великая умерла именно в тот день и в том самом месте, - монах был амнистирован самим Павлом I.

Император пожелал встретиться со старцем и выслушать от него новые прогнозы. Авель в подробностях расписал смерть императора, а заодно и незавидное будущее династии Романовых. Павел I все это проглотил, приказал старцу дать предсказание в письменной форме; так появился запечатанный конверт в Гатчинском дворце.

Авель же был с миром отпущен в Невский монастырь, для нового пострижения в монахи. Именно там, при втором пострижении, он и получил имя АвелНо не сиделось пророку в столичной обители. Уже спустя год после разговора с Павлом он появился в Москве, где за деньги давал предсказания местным аристократам и богатым купцам. Подзаработав, монах отправился в Валаамский монастырь. Но и там Авелю не жилось покойно: он снова взялся за перо и написал книги предсказаний, где и раскрыл скорую кончину императора. Привычкой писать в стол монах не обладал, поэтому о содержании «центурий» русского Нострадамуса быстро узнал весь монастырь.

Уже через некоторое время, по распоряжению императора, Авеля в кандалах привезли в Санкт-Петербург и закрыли в Петропавловской крепости - «за возмущение душевного спокойствия его величества».

Сразу же после смерти Павла I освободителем вещего монаха уже становится Александр I. Новый император предупредительно отсылает монаха подальше, в Соловецкий монастырь, без права покидать стены обители.

Там монах написал ещё одну книгу, в которой предсказал взятие Москвы Наполеоном в 1812 году и сожжение города. Предсказание дошло до царя, и тот приказал утихомирить воображение Авеля в Соловецкой тюрьме.

Но вот наступает 1812 год, русская армия сдает Москву французам, и Белокаменная, как и предсказывал монах, чуть ли не сгорает дотла. Впечатлённый Александр I приказывает: «Авеля из Соловецкого монастыря выпустить, дать ему паспорт во все российские города и монастыри, снабдить деньгами и одеждой».

Оказавшись на свободе, Авель решил более не нервировать царскую семью, а отправился в путешествие по Святым местам: побывал на Афоне, Иерусалиме, Константинополе. Затем он поселяется в Троице-Сергеевой Лавре. Какое-то время ведёт себя тихо, пока, уже после воцарения Николая I, его снова не прорывает. Новый император церемониться не любил, поэтому, «для смирения», отправил монаха в заточение в Суздальский Спасо-Ефимовский монастырь, где в 1841 году Авель и представился Господу.

В течение 60 лет это имя не досаждало Дому Романовых, пока одним прекрасным утром Николай II не распечатал конверт Павла I.

ЧТО ПРЕДСКАЗЫВАЛ АВЕЛЬ?

О Павле I

«Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей.

В Страстную Субботу погребут тебя. Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою.

Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои, прося твоего заступничества и умягчения сердец неправедных и жестоких. Число лет твоих подобно счету бук».

Предсказание о том, что русский народ оценит Павла I, пока не сбылось. Если сегодня провести опрос об отношении россиян к прошлым самодержцам, то Павел наверняка будет одним из аутсайдеров.

Об Александре I

«Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет Ему скорбь тайная, и тяжек покажется Ему венец Царский Подвиг служения Царского заменит Он подвигом поста и молитвы.

Праведен будет Он в очах Божиих: белым иноком в миру будет. Видал я над землей Русской звезду великого угодника Божия.

Горит она, разгорается. Подвижник сей и претворит всю судьбу Александрову».

По легенде, Александр I не скончался в Таганроге, а обратился в старца Федора Кузьмича и пошел странствовать по Руси.

О Николае I

«Начало же правления сына Твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России. Кабы не благодать Божия, Россию покрывающая, то... Лет через сто примерно после того оскудеет Дом Пресвятыя Богородицы, в мерзость запустения Держава Российская обратится».

Об Александре II

«Внук твой, Александр Вторый, Царем-Освободителем преднареченный. Твой замысел исполнит - крестьян освободит, а потом турок побьет и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды ему великих деяний, охоту на него начнут, убьют среди дня ясного, в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и ты, подвиг служения своего запечатлеет он кровью царственною...»

Об Александре III

«Царю-Освободителю наследует Царь-Миротворец, сын его, а твой правнук, Александр Третий. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он».

О Николае II

«Николаю Второму – святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой – бескровной жертве подобно.

Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут.

Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская».

О новой смуте в России

«Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника.

А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут.

Новый Батый На Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя».

Монах Авель (в миру Васильев Василий) родился в 1757 году. Ушел из жизни в 1841, оставив после себя много пророчеств. Ему принадлежат предсказания основных событий 19-20 веков. Авель предсказал гибель семьи Романовых, последствия Октябрьской революции, ход Великой Отечественной войны. Его называли Нострадамусом Руси. До наших дней дошли не все рукописные документы, но остались пророчества о судьбе России в 21 веке.

Монах Авель

Русский православный монах Авель родился в Тульской провинции, в многодетной семье. С юных лет он занимался плотницким ремеслом. После тяжелой болезни принял решение уйти в монастырь, на что не получил родительского благословения. В 28-летнем возрасте взял откупную у своего барина Льва Нарышкина и тайно покинул родные места. Оставив жену и троих детей, добрался до Валаамского монастыря, где принял постриг.

В Николо-Бабаевском монастыре написал свою первую пророческую книгу, в которой, кроме других событий, он предсказал смерть Екатерины Второй через 8 месяцев. Затем последовало предсказание об убийстве Павла Первого. За свои пророчества он неоднократно подвергался гонениям и тюремным заключениям. По приказу Николая Первого монаха Авеля задерживают и заключают в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Там он доживал последние годы. Похоронен монах за алтарем Никольской церкви этого монастыря.

Не сохранились книги в том виде, какими были при жизни пророка. Остались многочисленные фрагменты. Расшифровка сохранившихся материалов оставляет много вопросов. Дошли до наших дней пророчества Авеля, касающиеся Октябрьской революции 1917 года, Великой Отечественной войны и современной России в 21 веке.

Книга пророчеств

При императорском дворе во все времена были ясновидцы и предсказатели. Главным трудом Авеля была «Зело страшная книга». В ней он изложил наблюдения, истины и предсказания. За то что события на этих страницах не всегда были радужными, монах провел почти 20 лет жизни в застенках острогов и много лет в заключении при монастырях.

Царская власть как могла пыталась оградить народ от общения с провидцем. По той же причине рукописи Авеля нещадно сжигали. До наших дней дошли лишь части манускриптов , случайные отрывки. Остались пророчества, касающиеся конца света. Авель предсказал, что в 2896 году "миру придет конец". Как утверждает пророк, на земле появится Антихрист, который погрузит мир в тысячелетнюю тьму. "Спустя 1050 лет мертвые поднимутся из могил, и наступит обновление. Человечество будет поделено на добрых и злых. Добрым суждено жить вечно, а злым кануть в лету, стать прахом," - пишет он в своей книге.

Точные предсказания о конце света утеряны. Историки располагают только небольшими фрагментами этого манускрипта.

До нынешнего времени предсказания Авеля сбывались. В своих рукописных трудах он не только указал даты смерти монархов, но и обозначил причину печальных событий. Свои видения монах изображал с помощью замысловатых картинок, которые приходится расшифровывать современникам.

Правдивы ли прогнозы по поводу апокалипсиса, не дано узнать. Но пророчества о России в 21 веке можно сопоставить с происходящими событиями. Недавно стало известно еще об одном пророчестве Авеля. Он предсказал массовую миграцию людей с родных земель, а России отвел роль центра нового мира. Точной даты событий не указано, но массовое бегство народов с территорий военных конфликтов уже имеет место.

Сопоставив исторические события с пророчествами, историки выяснили, что Авель безошибочно предсказал:

  • военный переворот 1917 года;
  • войну России с Наполеоном и сожжение Москвы;
  • даты смерти монархов;
  • падение династии Романовых;
  • Великую Отечественную войну.

Историкам пока не удалось расшифровать точный смысл пророчества, которое звучит так: «Новый Батый поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит».

Россия в 21 веке

Главной темой пророчеств о событиях современности стало изречение «И оставят люди свои земли, и пустятся в бега, и Государству Российскому суждено стать центром нового мира». Согласно предсказаниям, в России беды прекратятся, когда во главу государства встанет "избранник Божий", и ему предсказатель пророчит трехкратное правление.

Великий дар ясновидца еще при жизни подтвержден предсказанными им событиями. Никто сейчас в этом не сомневается. Ход событий современности может трактоваться с некоторыми различиями. Но суть остается - старец предсказывает России великое будущее.

Согласно пророчеству, Российской Федерацией будет трижды руководить правитель маленького роста. Авель не раскрывает его имени преждевременно «страха темной силы ради», но называет его так: "второй Борис, только намного могущественнее". Ранее сбылись предсказания о Борисе Ельцине.

Ученым пришлось по крупицам собрать информацию, чтоб открыть миру предсказания Авеля. Но многие фигуры на политической арене в предсказаниях остаются до конца не раскрытыми. Авель писал о "меченом" правителе (М. Горбачев), и правителе с нечистой кожей (предположительно Зюганов). Упоминает провидец о Хромом, который любой ценой будет стараться сохранить свою власть; о Золотой Даме и Гончаре. Кто эти фигуры, вероятно, покажет будущее.


На сегодняшний день до конца не раскрыт смысл предсказаний о России в 21 веке. Предсказания монаха Авеля на период с 2017 года:

  • раздел власти между 10 правителями (не исключено, что предсказан развал государства на отдельные субъекты);
  • появление на политической арене безликого меченосца, который прольет много людской крови (он же спровоцирует распад страны);
  • руль власти окажется в руках зеленоглазого выходца из болота;
  • длинноносый человек, которого будет ненавидеть народ, соберет многомиллионную армию защитников;
  • дева с золотыми волосами будет управлять тремя колесницами;
  • хаос и беды победит "Гончар", когда бразды правления будут принадлежать ему.

Существует мнение о том, что 2017 год положит начало кардинальным переменам в истории государства.

В манускриптах не упоминается слово "кризис", но Авель пишет, что Россию ждут тяжелые испытания . Окончание этого периода по предсказанию - конец 2017 года. Многие из событий еще впереди, и сбудутся ли пророчества, покажет будущее.

Образ ассоциируется с президентом Российской Федерации. Пророк предсказывает, что при правлении В. В. Путина России суждено стать великой державой и центром православной веры. Имени в предсказаниях старец не назвал, якобы из-за боязни темных сил.

Авель писал, что при правлении титана «великая судьба предназначена России». В своих трудах монах называет Путина "избранником Божьим", которому под силу прекратить беды в стране, нести свет, и "имя его суждено трехкратно истории России".

Авель упоминает еще и о том, что будут два самозванца, но им не удастся сесть на царский престол, поскольку они не являются "посланниками Божьими". Но к власти они прорвутся и будут править, хоть и не во главе государства. Дальнейшее будущее обрисовано как время испытаний, которые приведут к расцвету. Имени будущего спасителя России старец не открывает.

Можно по-разному трактовать найденные пророчества, и сбудутся ли они с точностью, покажет время. Факт, с которым трудно спорить, - президент В. В. Путин действительно сделал все для признания России центром православия, стал могущественной фигурой в истории.

До конца не расшифровано значение цифры в рисунках Авеля - 2024. Что произойдет в этом году, человечество сможет узнать довольно скоро.

Он предсказывал судьбы русских царей, войну России с Францией и вход Наполеона в Москву, трагическую судьбу императорского дома Романовых и последнего российского императора Николая Александровича Романова, его мученическую кончину. Предсказал две мировые войны, падение самодержавия и последующие неисчислимые беды России в XX веке.

Ходили слухи, что в декабре 1991 года М. С. Горбачёв, передавая кремлёвские дела Б. Н. Ельцину, наряду со знаменитым ядерным чемоданчиком, вручил ему некий не менее значимый атрибут президентской власти - загадочную папка, содержание которой должно быть известно лишь высшему правителю страны…

Авель-предсказатель, в миру Василий Васильев, родился 20 марта 1757 года, в день весеннего равноденствия, в «Тульской губернии, Алексинской округи, Соломенской волости, в деревне Акулово». До 38 лет жизнь Василия мало чем отличалась от жизни других крепостных крестьян его деревни - пахал, сеял, к 17 годам обучился строительному ремеслу. Женился, имел троих детей. Выпросил вольную у своего барина Льва Нарышкина.

В поисках работы, с артелью плотников объездил почти всю Россию, побывал в заморских странах. По возвращению на родину, работал в Херсоне и Кременчуге. В Херсоне, как и многие тогда, тяжело заболел неизвестной болезнью и дал обет: если останется жив, посвятит себя служению Богу. С Божией помощью Василий выздоровел. Вернувшись домой, испросил он согласия своих родителей и отправился на остров Валаам в Преображенский монастырь, где в 1785 году принял постриг и получил своё первое монашеское имя.

В монастыре на Валааме пробыл он год, а затем, с благословения игумена, ушёл в пустынное место, где многие годы жил в уединении. Там Авель и получил от Бога великий дар: два посетивших его ангела передали ему возможность прорицания будущего и велели сообщать избранным, что им предстоит.

С того времени Авель начинает писать и сказывать, «что кому вместно». Ходит по монастырям и пустыням России, осев затем на послушание в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. В той обители написал он свою первую книгу «мудрую и премудрую», - в которой говорилось о царствующей императрице Екатерине II. Что жить ей осталось к тому времени восемь месяцев, и что умрёт она вскоре скоропостижно. Как послушный монах, Авель показал свои записи настоятелю монастыря, который, в испуге, незамедлительно отослал его к епископу Костромскому и Галицкому Павлу.

Из Костромы, под конвоем, монаха-прорицателя направили в Петербург. Узнав о его пророчествах, императрица пришла в ярость. Екатерина II не любила мистицизм и даже написала театральную драму, публично высмеивающую популярного тогда в Европе графа Калиостро. Немало лет потратила она и на то, чтобы не допустить своего ненавистного сына Павла до власти и передать корону Российской империи горячо любимому внуку - Александру. И вдруг она узнаёт, что царствовать ей остается меньше года и, несмотря на все её старания, императором станет Павел.

За оскорбление высочайшей власти инок Авель приговаривается к смертной казни. Только по величайшей милости государыни казнь была заменена пожизненным заключением в Шлиссельбургскую крепость. Комендант её получил предписание: держать монаха под строжайшим караулом в секретной камере и не допускать его общения с кем бы то ни было. В истории крепости предсказатель Авель значится как один из первых её секретных узников.


Это было первое «Дело» о крестьянине В. Васильеве, заведённое на него в Петербурге шефом Тайной экспедицией Александром Макаровым. И первое его заключение. Сколько их ещё таких «дел» и заключений было в трагической судьбе монаха, опередившего своё время и обладавшего даром предсказывать…

«Был мне из воздуха глас: иди и рцы ей северной Царице Екатерине: царствовать она будет 40 годов. Посем же иди и рцы смело Павлу Петровичу и двум его отрокам, Александру и Константину, что под ними будет покорена вся земля. Сей глас слышен был мне в 1787 году в марте месяце… Девять лет как принуждала меня совесть всегда и непрестанно об оном гласе сказать Ея Величеству и их Высочествам… почему вздумал написать я те тетради и первые две сочинил в Бабаевском монастыре в десять дней, а последния три в пустыни…»

Императрица Екатерина II скоропостижно скончалась 6 ноября 1796 года - точно в день, означенный в бумагах Авеля. На престол взошёл Павел Петрович. 12 декабря 1796 года прорицатель из заключения был затребован к Его Величеству Павлу I. Вот как об этой встрече пишет Юлий Васильев (1995) в своей книге «Житие преподобного Авеля-прорицателя»:

- Коротко будет царствование твоё, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского, день памяти 11 марта, от неверных слуг мученическую кончину примешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В Страстную субботу погребут тебя…
- Что ждёт Преемника моего, Цесаревича Александра?
- Француз Москву при нём спалит, а он Париж у него заберёт и Благословенным наречётся…
- А кто наследует Императору Александру?
- Сын твой, Николай…
- Как? У Александра не будет сына? Тогда Цесаревич Константин?
- Константин царствовать не восхочет, памятуя судьбу твою, и от мора кончину приемлет. Начало же правления сына твоего Николая дракою, бунтом зачнётся.
- После сына моего Николая на престоле Российском кто будет?
- Внук твой, Александр Второй, Царём Освободителем преднаречённый. Твой замысел исполнен будет, крепостным он свободу даст: а после турок побьёт и славян освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, «охоту» на него начнут, убьют среди дня ясного в столице верноподданной отщепенскими руками… Царю Освободителю наследует сын его, а твой правнук, Александр Третий Миротворец истинный.
- Кому передаст он наследие Царское?
- Николаю Второму - Святому Царю, будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. На венец терновый сменит он корону царскую. Война будет, великая война… По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон Царский, мужик с топором возьмёт в безумии власть… А то ли ещё будет. Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый на Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного Царя.
- Ужели сие есть кончина Державы Российской и несть и не будет спасения? - вопросил Павел Петрович.
- Невозможное человекам, возможно Богу, - ответствовал Авель, - Бог медлит с помощью, но сказано, что подаст её вскоре и воздвигнет рог спасения русского. И восстанет в изгнании из дома твоего Князь Великий, стоящий за сынов народа своего. Сей будет Избранник Божий, и на главе его благословение. Он будет един и всем понятен, его учует самоё сердце русское. Облик его будет державен и светел, и никто же речёт: «Царь здесь или там», но «это он». Воля народная покорится милости Божией, и он сам подтвердит своё призвание… Имя его трикратно суждено в истории Российской…
И тут Авель, склонившись, шепотом произнёс имя.
Но нельзя до поры разглашать его…
- Велика будет потом Россия, - продолжал ответствовать Авель, - Великая судьба предначертана ей. Оттого и пострадает она, чтобы очиститься…
- Запечатлей, преподобный отец, речённое тобою, изложи всё письменно. Я же на предсказание твоё наложу печать, и до праправнука моего писание твоё будет нерушимо храниться здесь, в Гатчинском дворце моём


Утащено отсюда , спасибо peyrifoy .
Для чего я выкладываю этот очевидный фейк? Только для того, чтобы сказать, что это - фейк. Авель-предсказатель действительно существовал, и Екатерина его за предсказания сажала, - что было, то было. Но не были так уж точны эти предсказания, как утверждает эта статья. Екатерина занялась секуляризацией церковного имущества, и иерархи церкви были ею весьма недовольны. Потому и возводил Авель хулу на матушку-императрицу, предсказывал ей смерть скорую и лютую. Все остальное - домыслы,