Эксперты помогли Metro разобраться с происхождением символов новой власти и красных командиров - будёновки, шинели, кожанки комиссаров и красной косынки.

Древние корни и французское влияние
"Когда именно появилась косынка, точно непонятно, - признаётся Анна Хорошева, старший преподаватель исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедры истории России XX-XXI веков. - А такой предмет одежды, как платок, имеет давнюю историю. Женщины в домонгольской Руси носили убрус (белое полотенце из льна, украшенное вышивкой). В XVII веке появляется уже более традиционный платок". Косынка, собственно, это тот же платок, только сложенный вдвое. Его частенько использовали работницы на фабрике - концы завязывались на затылке для удобства во время работы.
Самое важное в косынке начала XX века - красный цвет. "Это символ революции ещё со времён Великой французской революции 1789 года, - продолжает историк. - Этот образ большевики позаимствовали именно из Франции. Головной убор работницы красного цвета стал символом раскрепощения женщины и её деятельной роли в происходящих преобразованиях".

1918 год. Народный комиссариат по военным делам РСФСР издал приказ и объявил конкурс по разработке нового
обмундирования для военнослужащих РККА.

1919 год. Именно тогда был издан приказ, который официально ввёл в военное обмундирование богатырку (будёновку) как новый зимний головной убор во всех родах войск Красной армии.

Наследство прежнего режима
"Кожаная куртка, или, как тогда говорили, кожанка, была форменной курткой лётчиков и шофёров времён Первой мировой войны, - напоминает Анна Хорошева. - Она лежала в больших количествах на складах. Как одежда, она была очень практичная, ей не было износа, а потому распределялась среди значимых людей в среде большевиков и очень быстро стала символом новой власти и красного командира".
Кстати, теория "царского" наследства применялась и к объяснению происхождения советской шинели и будёновки. В Интернете можно найти информацию, согласно которой будёновка (похожий на неё головной убор) была разработана около 1915 года для Парада Победы нашей армии в Берлине и Константинополе. Пишут о том, что она долго лежала на складах и была экспроприирована большевиками.
"Этот достаточно нелепый миф (с полным отсутствием даже косвенных подтверждений) получил распространение в период гласности 80-х годов, когда на страницы печати выплеснулось немало действительно захватывающих сюжетов из ранее закрытого советского прошлого", - рассказывает Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму Российской государственной библиотеки искусств.
Наш эксперт уверен, что будёновку и шинель не могли изготовить к параду 1915 года просто потому, что в них не было никакой необходимости: "Армия и Гвардия уже имели новую парадную форму, её к тому моменту только разработали и начинали вводить. Это была форма образца 1907-1909 годов, наряднее которой не создавалось ничего в российской истории. Ещё до начала Мировой войны, при подготовке к празднованию 300-летнего юбилея Дома Романовых в 1913 году, эта форма прошла целенаправленную адаптацию к комбинированному ношению с предметами походного обмундирования, получив, таким образом, ещё и упрощённый вариант для случаев массового применения. Ни о какой разработке новой "с головы до пят" парадной формы в стране, экономика которой за два последующих года была до предела истощена войной, попросту не могла идти речь".

Васнецов, Кустодиев и другие...
Согласно официальной версии, происхождение будёновки приписывают коллективному творчеству российских художников.
"7 мая 1918 года был объявлен конкурс на разработку. В нём участвовали знаменитые русские художники
Б. М. Кустодиев, В. М. Васнецов и другие, - подтверждает Анна Хорошева. - В итоге победил образ, разработанный этими художниками, где за основу был взят образ русского витязя. В 1919 году была утверждена и шинель с суконными петлицами - "разговорами" (так назывались красные поперечные клапаны). Автором стал С. Аркадьевский".

Кирилл Цыплёнков, консультант по военному костюму РГБИ

Крупномасштабная затея 1918 года по введению формы для РККА на первых порах выразилась в принятии лишь небольшого набора "революционно новых" предметов. Полноценную форму одежды на этой основе удалось создать только по окончании Гражданской войны, и она просуществовала с 1922 по 1924 год. После отстранения Троцкого от главных постов в РККА стали разбираться, почему при нём была такая дорогая и неудобная военная форма, кто автор этих "разговоров", которые нас чуть не разорили, кто ответственен за летние головные уборы, съезжающие на глаза при стрельбе. Следственная проверка не была доведена до обвинений во вредительстве, но для нас её результатом стали опросные листы с письменными объяснениями сотрудников Военно-хозяйственного управления РККА. Отвечая на вопросы следствия, участники событий вспоминали известные им обстоятельства появления будёновок и кафтанов. Все эти показания в целом сходятся с документальными данными, известными нам из опубликованных приказов Наркома по военным делам и Реввоенсовета РСФСР за 1918 год, но есть в архивных записях и интересные детали. Например, уже к 1920 году почти полностью были утрачены материалы разогнанной ВЧК временной комиссии при Всеросглавштабе. Теперь за неимением данных народная молва приписывает авторство победивших в конкурсе эскизов великим Васнецову и Кустодиеву, но в действительности это оказалось не так. Художником, который внёс решающий вклад в создание образа богатырской шапки и "стрелецких" кафтанов, стал вернувшийся в 1918 году из австрийского плена Михаил Дмитриевич Езучевский. Это обстоятельство подтверждается не только архивными свидетельствами (прямым упоминанием со стороны председателя комитета по выработке форм обмундирования М. В. Акимова), но и выявленными в последнее время подлинными эскизами Езучевского, находящимися в частных собраниях историка униформы РККА Алексея Степанова и коллекционера Сергея Подстаницкого.

Главные факты о Гражданской войне
. Гражданская война развернулась на территории бывшей Российской империи в 1917-1923 годах.
. Бои велись силами советской власти, Белого движения и сепаратистов при вмешательстве западных интервентов.
. Потери в ходе войны составили 12,5 млн человек. Эта цифра включает убитых и погибших от ран, погибших в результате красного, белого и зелёного (партизанского) террора, а также умерших от голода и эпидемий.
. Гражданская война закончилась установлением советской власти на большей части бывшей имперской территории.
. На тему Гражданской войны снято более 80 фильмов, среди которых четыре экранизации "Тихого Дона" Михаила Шолохова.

К.Ю. Гончаров

Традиции военной геральдики и символики, униформологии, вексиллологии (флаговедения) насчитывают не одно столетие в армиях того или иного государства. Так, до начала XX века знаки и различного рода эмблемы, носимые на форменной одежде, служили дополнением разнообразия, заложенного в расцветке и конструкции самих элементов воинского обмундирования. Да и сама униформа являлась скорее образцом эстетичности и парадной красоты, нежели была приспособлена к ношению в боевых и походных условиях в нашем современном понимании.

С течением времени униформа защитных расцветок стала практически единственной и универсальной разновидностью воинского обмундирования, используемой во всех армиях мира. Впервые защитную расцветку униформы (так называемого цвета «хаки») в своей армии ввели англичане во время Англо-Бурской войны (1899 – 1902).

В результате технической революции возросла специализация и многофункциональность родов войск, соответственно возникла необходимость в более тщательной разработке практичной, удобной униформы и воинских знаков различия и отличия.

В России после революции 1917 года все традиции русской армии во многом были упразднены или вовсе разрушены. С 1918 года в создаваемой на основе отрядов Красной Гвардии будущей Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) была почти полностью отметена историческая символика русской армии, а в последующие годы введена новая униформа.

Однако на первых порах невозможно было в один момент придумать, разработать и произвести в массовом количестве униформу нового образца для Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Разрушив то, что было прежде, на пустом месте созидать нечто другое куда сложнее – да ещё в условиях гражданской войны в России. Поэтому при формировании частей РККА использовались запасы обмундирования старой русской армии, но, в основном, без знаков различия. Разрешалось также ношение предметов военного обмундирования произвольных образцов и гражданской одежды. В связи с чем, в приказе Народного комиссара по военным делам Л. Троцкого (Бронштейна) от 30 сентября 1918 г. № 929 указывалось:

«Признавая желательным для снабжения армии воспользоваться вполне годной форменной одеждой и обувью, приносимой с собой людьми, призываемыми на военную службу, разрешаю:

  1. Приобретать распоряжением войскового начальства одежду и обувь за деньги от названных лиц при условии полной пригодности этих предметов для носки.
  2. Расценку на все предметы обмундирования и обувь, приобретаемую от лиц, поступающих на службу в Красную Армию, устанавливать периодически на срок 3 – 4 месяца постановлениями совещаний при окружных комиссариатах по военным делам, объявленными в приказах по округу» .

Весь личный состав РККА в основном носил суконные фуражки, папахи (иногда с красной лентой на головном уборе), защитные рубахи со стоячим воротником, суконные шаровары, заправленные в сапоги или обмотки с ботинками, шинели и полушубки. Командиры, комиссары и политработники часто носили кожаные фуражки и куртки. Широкое распространение с 1919 г. получили британские и американские френчи . Кожаные куртки были переняты у авиационных частей царской армии.

7 мая 1918 года приказом Народного комиссара по военным делам был объявлен конкурс по разработке нового обмундирования для военнослужащих РККА, в котором приняли участие известные русские художники В.М. Васнецов, Б.М. Кустодиев, М.Д. Езучевский, С. Аркадьевский и другие.

18 декабря 1918 года Реввоенсовет Республики (РВСР) утвердил новый тип головного убора, а также различительные знаки командного состава – в виде треугольников, квадратов, ромбов в зависимости от занимаемой должности. Тогда же определили и цвета приборных сукон для отличия обмундирования родов войск. В армейских частях опробовали 4 тысячи головных уборов, которые назывались тогда «богатырками», поскольку напоминали по внешнему виду древнерусские шлемы. Первыми «богатырку» надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Впоследствии красноармейский шлем-«богатырку» называли по именам военачальников, в части которых в первую очередь поступило новое обмундирование – М.В. Фрунзе и С.М. Буденного: «фрунзевка» и «будёновка». Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка, известно по сей день.

Версия первоначального происхождения

Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей – богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.

Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем – постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.

Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии – пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики (и Наркомпути по совместительству, с 1920 по 1921 г.) он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора за оппозиционную деятельность . Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер – попросту глупо.

Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.

В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:

«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина . Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры – вооруженному отряду партии» .

Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» – «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).

Как бы там ни было, самым распространенным видом военной одежды того времени стали защитного цвета рубаха (позже она стала называться гимнастёркой) со стоячим воротником, шаровары зелёного цвета, заправленные в сапоги или ботинки с обмотками и суконный «остроконечный» шлем. В холодное время красноармейцы и командиры носили солдатскую или офицерскую шинель, застёгивающуюся на крючки.

Вообще следует отметить, что до 1922 года внешний вид различных частей Красной Армии, добровольческих формирований РККА и личного состава Рабоче-Крестьянского Красного Флота представлял собой потрясающую по своему многообразию, попугайской пестроте и идиотизму, совершенно нелепую мешанину обмундирования и самой различной, подчас противоречивой, символики. Блестящее описание даёт русский дипломат Г.Н. Михайловский, оказавшийся в мае 1919 г. в ещё не занятом красными Севастополе, который однажды увидел, как

«через весь город по Нахимовскому проспекту с Екатерининской улицы проехала в буквальном смысле «красная кавалькада» – вся в красном одеянии с головы до ног, с белыми высокими гетрами – не столько красноармейцы, сколько «красноиндейцы» нового типа. Сумасшедшая кавалькада (особые отряды крымской ЧК) пронеслась по пустому городу весьма живописно, что выглядело, как страница из кинематографического романа…» .

Всё же военно-политическому руководству Советской России стала очевидна необходимость введения для РККА регламентированной формы одежды. Не зря же трудности в снабжении РККА, причём, не только обмундированием, а по всем статьям военных расходов, привели к созданию 10 ноября 1918 г. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии, во главе с Л.Б. Красиным. Чусоснабармом был назначен А.И. Рыков, работа которого по снабжению «дала особенно ценные результаты в деле снабжения армии оружием и боеприпасами» .

Разруха в головах и, соответственно, в разорённой гражданской братоубийственной войной стране могла продолжаться ещё долго, но невозможно же было всё разрушать до бесконечности и до «основанья, а затем…». Это разрушение «до основанья» грозило самим большевикам тем, что из руин вообще нереально было бы что-то восстановить. И уж тем более «построить мир, где кто был ничем, тот станет всем» в пустыне, в которую очень желали превратить Россию всё те же убеждённые троцкисты со своим главарём. Видимо для того, чтобы кого-то снова водить ещё сорок лет по очередной пустыне. Поэтому неудивительно, что в 1929 году «великий революционер» Л. Троцкий за антисоветскую деятельность был выслан из СССР. Что с ним было дальше, прекрасно знают все, кто интересуется историей.

История изменений униформы

Приказом РВСР за № 116 от 16 января 1919 г. было объявлено первое описание зимнего головного убора для всех родов войск. Это был шлем из сукна защитного цвета на ватной подкладке. Колпак шлема состоял из шести сферических треугольников, сужающихся кверху. В вершине вшивалась круглая пластинка диаметром 2 см, обтянутая таким же сукном. Спереди шлем имел простроченный овальный козырёк, а сзади – спускающийся вниз назатыльник с удлиненными концами, застегивающимися под подбородком на пуговицы. В сложенном виде назатыльник пристегивался петлями на кожаных хлястиках к двум пуговицам колпака, обтянутым цветным сукном. Над козырьком на шлем нашивалась суконная звезда диаметром 8,8 см. цветом по роду войск, очерченная по контуру чёрным кантом (для звезды из чёрного сукна была предусмотрена окантовка красной краской). В центре звезды крепился значок-кокарда.

Образец значка-кокарды для головных уборов был установлен приказом Народного Комиссара по военным делам 29 июля 1918 года № 594. Он изготавливался из жёлтой меди и имел форму пятиконечной звезды с перекрещенными плугом и молотом в центре (не путать с серпом и молотом – эта эмблема появилась на военных кокардах в 1922 году). С лицевой стороны значок покрывался красной эмалью. Наружные концы звезды вписывались в круг диаметром 36 мм, а внутренние – 20 мм.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск (в то время красного цвета звезда нашивалась только на левый рукав летней рубахи или шинели). Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую (в приказе именуется «померанцевый» цвет), в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета. Звезда имела чёрную окантовку; соответственно, для чёрной звезды ввели красную окантовку. Шлем носили в холодное время. Из трёх типов подобных головных уборов, созданных для Красной Армии, суконные шлемы времён гражданской войны были самыми высокими и имели крупные звёзды.

Приказом РВСР за № 628 от 8 апреля 1919 г. была впервые регламентирована униформа бойцов Красной Армии. Были введены летняя рубаха, пехотная и кавалерийские шинели (в приказе они названы кафтанами) и головной убор. Головным убором для холодного времени года стал вновь утверждённый и несколько модернизированный суконный шлем. Этот образец и назвали «будёновкой» – по дивизии С.М. Буденного, в которой он впервые появился. Звезда зимнего головного убора в соответствии с новым описанием имела диаметр 10,5 см и отстояла от козырька вверх на 3,5 см. .

Несмотря на введенное обмундирование, до 1922 года войска не были полностью обеспечены им, поэтому многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся в большом количестве на складах или захваченное Красной Армией в качестве трофеев. В качестве обуви, кроме установленных кожаных лаптей, часто использовались ботинки с обмотками, простые лыковые лапти или старые солдатские сапоги. Командиры Красной Армии могли носить сапоги офицерского образца или даже гражданского покроя, но в этом случае они изготовлялись за свой счет.

Приказом РВСР за № 322 от 31 января 1922 г. все установленные ранее предметы обмундирования, за исключением кожаных лаптей, которые ещё продолжали существовать, отменялись, и вместо них была введена единая, строго регламентированная форма одежды. Установлен единый покрой шинели, рубахи и головного убора.

Был введён головной убор (шлем) зимнего и летнего образца, несколько видоизменённый. По примеру зимнего шлема заострённую сферическо-коническую форму приобрел и летний головной убор. Летний шлем для всех родов войск изготовлялся из палаточного полотна или хлопчатобумажной ткани светло-серого или близкого к нему цвета и не имел отворотов назатыльника (в мае 1924 года этот головной убор был вновь заменён фуражкой). Спереди пристёгивался подбородный ремешок из той же ткани, что и шлем.

Покрой и цвет зимнего шлема были в значительной степени изменены. Шлем образца 1922 года изготавливался из мундирного сукна тёмно-серого цвета, колпак шлема стал ниже и закруглённее. Диаметр нашивной звезды увеличился и стал составлять 9,5 см. .

13 апреля 1922 года был изменён красноармейский значок. Вместо плуга и молота на нём стали изображать серп и молот.

В 1926 году цвет сукна шлема был изменён с тёмно-серого на защитный, в соответствии с цветом суконного обмундирования РККА образца 1924 года. Кроме того, 2 августа 1926 года приказом РВС СССР за № 415 была упразднена суконная звезда, нашивавшаяся на зимний головной убор, и красноармейский значок следовало крепить прямо на шлем, на расстоянии 7 см от пришива козырька. Пуговицы на колпаке шлема приказано нашивать металлические малого размера, установленные в 1924 г. .

В таком виде шлемы просуществовали до 1927 года, несмотря на поспешную отмену этого приказа в октябре 1926 года и формальное восстановление суконной звезды. Различные модели и модификации этого головного убора использовалась в войсках до конца 1930-х годов, когда будёновку окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки. Так, приказом НКО СССР за № 176 от 3 декабря 1935 г. вводится новое обмундирование и знаки различия для всего личного состава Красной Армии. При этом зимним головным убором командного и начальствующего состава по-прежнему оставался зимний шлем, установленный приказом РВС СССР за № 474 от 3 сентября 1927 г. Хотя этот зимний шлем лишь незначительно отличался (из полугрубого сукна тёмно-серого цвета) от установленного ранее образца в 1922 г., спереди нового шлема по-прежнему нашивалась правильная пятиконечная звезда из приборного сукна, присвоенного роду войск цвета с прикреплённым на ней красноармейским значком. Наружные концы звезды располагались на окружности диаметром 8 см. .

Такой знаменитый головной убор красноармейцев, как будёновка просуществовал вплоть до июля 1940 года. Приказом НКО СССР за № 187 от 5 июля 1940 года вместо зимнего шлема, т.е. «будёновки», введены шапки-ушанки: для высшего, старшего и среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащих – из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета, для срочнослужащих – из хлопчатобумажного шлемного сукна и искусственного меха серого цвета.

Высшему, старшему и среднему начальствующему составу разрешено шить шапки за свой счёт из натурального барашка и серого каракуля .

В наши дни «будёновка» является лишь атрибутом художественных фильмов о Красной Армии и Гражданской войне, и стала предметом коллекционирования любителей военной истории, сувениром для иностранцев – речь идёт о сувенире-новоделе, «будёновке», которая тиражируется при помощи пошива предприимчивыми умельцами.

К.Ю. Гончаров

1 Наркомвоен – Народный комиссар по военным делам.

2 Наркомпути – Народный комиссар путей сообщения.

3 Наркомвоенмор – Народный комиссар по военным и морским делам.

4 Второв Николай Александрович (1866-1918), российский финансовый деятель, предприниматель. Владелец товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» (крупная торговля в Сибири) и ряда промышленных предприятий. Основал Московский промышленный банк (1916), создал (к 1917 г.) промышленно-финансовый концерн. Энциклопедия Российского купечества. Сайт Общества купцов и промышленников России: www.okipr.ru.

5 Возможно, что вместо фамилии художника Коровина должна была стоять фамилия Кустодиева. Во всяком случае, во всех остальных источниках (см. список литературы) упоминается именно Б.М. Кустодиев как соавтор В.М. Васнецова при разработке новых элементов униформы русской армии.

6 Чусоснабарм – Чрезвычайный уполномоченный Совета Обороны по снабжению армии.

Литература:

1. Хренов М.М., Коновалов И.Ф., Дементиюк Н.В., Теровкин М.А. Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917 – 1990-е годы). М.: Воениздат, 1999, стр. 9. 2, 5. Дерябин А.И. Гражданская война в России 1917 – 1922. Красная Армия. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998, стр. 3 – 5. 3. Малая Советская Энциклопедия. / Том VIII. Ст. «Троцкий». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1930, стр. 956 – 958. 4. Второв О.А. Начало продолжения. Российское предпринимательство и российская социал-демократия. Библиотечка Общества купцов и промышленников. М.: 2003. 6. Малая Советская Энциклопедия. / Том IV. Ст. «Красная Армия – Красная Гвардия». М.: Акционерное общество «Советская Энциклопедия», 1929, стр. 290 – 295. 7, 8, 9, 10, 11. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии 1918 – 1945 гг. / Сост.: Харитонов О.В. (Артиллерийский исторический музей). Ред.: полковник Ермошин И.П. Л.: Методико-консультативный центр «Новикъ» им. А. В. Воронцова, 1960, стр. 5 – 32.

Дополнительная литература:

1. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. – СПб.: Фолио-Пресс, 1998. –704 с.

Как называлась изначально буденовка?

    Буденовку, как известно, из некоторых источников, придумал художник Виктор Васнецов для победного марша русских солдат в Берлине в 1917 году и эти солдаты должны были выглядеть, как русские витязи. И изначально этот предмет не был буденовкой, а назывался он — Богатырка .

    Этот головной убор считается традиционным для красноармейцев начала 20 века. Он по своему внешнему виду напоминает головные уборы русских богатырей. В обиходе его прозвали соответственно — богатырка, фрунзевка. За весь период, когда его использовали для обмундирования солдат, он видоизменялся. Подробнее об истории буденовки и ее возникновении можно

    Верным ответом на данный вопрос будет слово БОГАТЫРКА . Именно так называлась изначально буденовка. Как известно, буденовкой называли раньше особый головной убор, который мог в полной мере защитить воинов от холодной зимы. Он полностью обеспечивал тепло голове

    В начале 20 века красноармейцы носили на голове интересный головной убор, который назывался буденовкой. Но это не было первоначальным названием головного убора.

    Есть две версии появления этого форменного головного убора.

    Изначально она имела название — богатырка, потом называлась по имени военноначальников того времени — фрунзовка и последний вариант- буденовка.

    Хорошее название было у этого головного убора, БОГАТЫРКА. Пожалуй, даже зря, что теперь это название не используется нигде, потому что буденовцы — те еще богатыри были в свое время. Но все зависит от начальства, из-за него и переименовыли.

    В этом непросто вопросе для меня есть несколько вариантов, которые как я полагаю могут подойти для ответа. Следующие слова без сомнений подходят по критерии:

    • Первым пробуем подставить — фрунзевка
    • Если не получилось с первым вариантом, то пытаемся вставить еще одно слово — богатырка

    Одно из двух подойдет с вероятностью в сто полноценных процентов, так как других ходов я не вижу.

    Есть две версии появления буденновки в армии.

    Одна — официальная, что в 1918 году при формировании Красной Армии были разработаны новые виды обмундирования, в том числе и головной убор.

    Проводился даже конкурс, в котором приняли участие известные русские художники. В результате появилась буденновка, названная так в честь Буденного, в части которого начали использовать этот убор в первую очередь. Еще в формированиях под командованием Фрунзе, отсюда шлем стали называть фрунзевкой.

    Но изначально, из-за прототипа — шлема русских богатырей — она звалась богатыркой .

    Вторая версия происхождения буденновки -якобы в 1915 году для царской армии -не подтверждена официально, в отличие от версии с Красной Армией.

    Чтобы ответить на этот вопрос нужно вспомнить русских витязей, так как это название буденовки имеет непосредственное отношение к ним. Витязи, это- богатыри, вот и головной убор придуманный Васнецовым назывался почти также- Богатырка, по моему очень красивое название для военной одежды.

    Будновка — это достаточно своеобразный головной убор, изготавливающийся из толстого сукна, защищающего бойца от холода. Он наглухо застгивался и по форме напоминал шлем витязя с заострнной верхушкой. Использовался в качестве предмета обмундирования бойцов Красной Армии и, помимо будновки, имел и другие названия — фрунзевка и богатырка — оба состоят из девяти букв.

    Буденовка, наверное самый известный и популярный головной убор в Красной армии, был изначально разработан к параду Победы императорской армии в 1915-ом году. После чего несколько лет образцы пылились на складе, откуда и вошли в официальное обмундирование в 1918-ом году, после революции. Говорят, дизайн этого головного убора позаимствован из описания легендарного суконного шлема русских богатырей. Отсюда и первое его название, БОГАТЫРКА.

Автор Ђелль Саккет задал вопрос в разделе Общество, Политика, СМИ

А как называлась будённовка, пока на нее не нашили красную звезду? и получил лучший ответ

Ответ от Елена[гуру]

БУДЕНОВКА (БОГАТЫРКА, ФРУНЗЕВКА) - красноармейский суконный головной убор, сделанный по типу древнерусского богатырского шлема. В 1918 году в России была учреждена временная комиссия по выработке формы обмундирования для Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) , и Народный комиссариат по военным делам объявил конкурс на лучшие образцы новой военной формы. "Формы обмундирования, - говорилось в условиях конкурса, - вполне отличаясь от старых, должны быть спортивно-строгими, но изящными в своей демократической простоте и отвечающими по стилю духу народного творчества", художники В. Васнецов и Б. Кустодиев с начала первой мировой войны революции занимались разработкой униформы для русской армии. Идея заключалась в том, чтобы придать облику русского солдата черты древненерусского воина. С этой целью они изучали подлинные образцы древнерусского воинского снаряжения из Оружейной палаты и других музеев.
Ничего не было проще, как взять на вооружение уже разработанную и изготовленную униформу, тем более что ее запасы хранились на складах, и в конце 1918 года Реввоенсовет Республики утвердил новый тип военного головного убора - суконный шлем с шишаком, шинель с "разговорами" (нагрудными хлястиками) , рубаху и кожаные лапти (сапоги для красноармейцев были недоступны в разоренной стране) . Головной убор красноармейца был назван богатыркой. Первыми богатырку надели красноармейцы Иваново-Вознесенска. Но уже в 1920 году, поступив на обмундирование Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный, богатырка становится буденовкой. Называли этот шлем и фрунзевкой (1920), так как М. В. Фрунзе в то время командовал армией в Туркестане. Буденовки шили из сукна. Специальные отвороты делали их удобными и теплыми. Цвет звезды на шлеме (тоже суконной) отличал род войск. Буденовка сохранилась в Красной Армии до начала Великой Отечественной войны.
И ещё в википедии можно почитать.

Ответ от Unixaix CATIA [гуру]
самое интересное - когда нашили, она тоже так не называлась

Ещё совсем недавно было совершенно ясно откуда произошёл этот "шедевр"Однако последнее время путинские соколы-пропагандоны пытаются представить сей факт как миф.
- головной убор такой оригинальной формы был разработан ещё до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах, и в войска не поступал. Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей - богатырей (отсюда появилось само название «богатырка»). Модели шапки и шинели разрабатывал художник Виктор Васнецов.
Поскольку в специализированных изданиях по униформе Красной Армии игнорируется версия о создании ещё до революции головного убора, напоминающего древнерусский шлем - постараемся всё же обратить внимание на некоторые немаловажные моменты.

Во-первых, часто приписывают создание всей символики Красной Армии - пятиконечной звезды (причём, именно синего, а не красного цвета!), новых нагрудных знаков, и т.д. не иначе, как Троцкому. Вплоть до «идеи» такого головного убора, как будущая «будёновка». Сразу оговоримся: весьма и весьма сомнителен тот факт, что «бес мировой революции» Лейба Бронштейн под псевдонимом Троцкий неожиданно воспылал любовью ко всему славянскому и подал бы идею о созвучии новой униформы новой армии Республики

Советов с древнерусскими образами. Известно, что Троцкий был назначен Наркомвоеном с февраля 1918 г., а председателем Реввоенсовета Республики он являлся с 1919 года. В 1925 году Троцкого сняли с поста Наркомвоенмора за оппозиционную деятельность. Даже если что-то такое Троцкий и предлагал в плане разработки новой униформы и символики, однако необоснованно присваивать все лавры «барину с тросточкой», как его прозвал один из партийцев (И.И. Скворцов), да ещё русофобу и любителю расстрелов каждого десятого красноармейца и других радикальных мер - попросту глупо.
Во-вторых, художник Виктор Васнецов действительно часто использовал при создании своих патриотических плакатов во время Первой мировой войны образ русского витязя. Например, мы можем видеть подобный образ русского витязя-богатыря, сражающегося с трёхглавым «Змеем Горынычем» на плакате, созданном в 1914 году. Плакат был посвящён «Благотворительному базару на помощь жертвам войны». А посему вполне объяснимым является то, что Виктор Васнецов мог заранее взять за образец древнерусский шлем при создании нового парадного головного убора.
В-третьих, имеются сведения, кто конкретно мог запустить в производство такой головной убор, как «богатырку»:
«…на интендантских складах уже лежала новая форма, пошитая концерном Н.А. Второва по эскизам Васнецова и Коровина. Форма была сшита по заказам Двора Его Императорского Величества и предназначалась для войск русской армии, в которой она должна была пройти на параде победы в Берлине. Это были долгополые шинели с «разговорами», суконные шлемы, стилизованные под старорусские шоломы, позднее известные как «буденовки», а также комплекты кожаных тужурок с брюками, крагами и картузами, предназначенные для механизированных войск, авиации, экипажей броневиков, бронепоездов и самокатчиков. Это обмундирование было передано при организации ЧК сотрудникам этой структуры - вооруженному отряду партии» (.Второв Николай Александрович (1866-1918), российский финансовый деятель, предприниматель. Владелец товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» и ряда промышленных предприятий. Основал Московский промышленный банк (1916), создал (к 1917 г.) промышленно-финансовый концерн. Энциклопедия Российского купечества.)
Вполне логичным выглядит то, что шинели в стрелецком стиле (с хлястиками-«разговорами» на груди) и «шлемы русского витязя» - «богатырки» были разработаны при Николае II для поднятия духа солдат, и напоминания о великой истории России (сам покрой и вид этой шинели напоминает стрелецкий кафтан второй половины XVI века).