БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ MQ-9 REAPER (США)

THE DRONE OF THE MQ-9 REAPER (USA)

11.01.2017


Франция развернула в Африке еще два беспилотника General Atomics MQ-9 Reaper.
БЛА прибыли на базу 101 в Ниамее (Нигер) в конце 2016 года, где уже размещены три аппарата этого типа в рамках проведения операции Barkhane в регионе Сахеля. Прибытие новых беспилотников подняло вопрос о снятии с дежурства двух беспилотников типа Harfang.
В настоящее время в связи с техническими и правовыми ограничениями парк беспилотников «Рипер» не может летать в воздушном пространстве Франции, но в в конце января с прибытием шестого беспилотника на базу Коньяк эти вопросы будут сняты.
Военный паритет

20.02.2017


Ударный беспилотник Reaper королевских ВВС Великобритании потопил катер исламистов, оснащенного тяжелым пулеметом, сообщает «Военный Паритет» со ссылкой на ukdefencejournal.org.uk.
7 февраля группа боевиков вознамерилась пересечь реку Тигр. Террористы не знали, что уже давно и плотно наблюдаются разведывательными самолетами коалиции. В середине канала «Рипер» ударом своей ракеты Hellfire отправил катер на дно.
Отмечается, что интенсивность использования ВВС Великобритании в Ираке и Сирии в 2016 году значительно превосходит накал действий в Афганистане. Королевские ВВС в течение последних 12 месяцев обрушили на врага 1276 бомб и ракет, что больше чем в самом «бойком» году в Афганистане 10 лет назад.
Кроме боевых операций Великобритания занимается в регионе подготовкой иракских и курдских сил безопасности.
Военный паритет

Военно-воздушные силы США планируют полностью снять с вооружения знаменитый ударный беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator («Хищник»), заменив его более современным MQ-9 Reaper («Жнец»), а также разрабатывают перспективные ударные дроны. Об этом в издании Warrior пишет американский военный обозреватель Крис Осборн.

Беспилотник MQ-9 Reaper, название которого намекает на обозначающее смерть выражение «мрачный жнец» (grim reaper), — это основной разведывательно-ударный дрон ВВС США, разработанный компанией General Atomics Aeronautical Systems корпорации General Dynamics на основе MQ-1 Predator. Первый полет этого аппарата состоялся еще в 2001 году.

Беспилотник весом почти 2,5 т с размахом крыла 20 м оснащен турбовинтовым двигателем и развивает скорость более 400 км/ч.

Его практический потолок — 15 км, а боевой радиус — 1800 км.

При этом Reaper может находиться в воздухе более суток.

Новые планы Пентагона предполагают расширение ассортимента оружия для Reaper и одновременно увеличение парка небольших беспилотников, в том числе решающих задачи разведки и радиоэлектронной борьбы. Кроме того, небольшие беспилотники, начиненные взрывчаткой, предполагается использовать как ракеты класса «земля-земля» — для непосредственного удара по объектам противника.

«Как только мы снимем с вооружения Predator, мы обучим операторов этого дрона обращению с Reaper. Весь личный состав, задействованный для обслуживания и боевого применения Predator, перейдет в команду Reaper», — цитирует Warrior бригадного генерала Джона Рауха, директора службы наблюдения и разведки ВВС США.

Предполагается серьезно модернизировать Reaper, в том числе устанавливая на нем бортовое радиоэлектронное оборудование меньших размеров и веса: постоянно развивающиеся высокие технологии продолжают стремительно уменьшать авионику для дронов.

Ожидается, что и Reaper в самом ближайшем будущем будет заменен беспилотниками существенно меньших размеров.

Военный обозреватель Крис Осборн считает, что вряд ли произойдет скорая замена крупного, эффективного MQ-9 Reaper. Однако директор службы наблюдения и разведки ВВС США Раух уже говорил, что эволюция в технологиях по созданию перспективных беспилотников в конечном счете приведет к созданию новой платформы, которая со временем и заменит Reaper.

В ближайшее время ВВС США планируют обновить программное обеспечение для БЛА Reaper, а также расширить его вооружение и радиус действия за счет проектирования на основе открытой архитектуры.

«Это позволит разработчикам быстро интегрировать в состав боевого комплекса новое оружие и технологии, причем сразу, как только они появятся», — пояснил «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

«Сейчас уже есть некоторые композитные материалы, которые позволят существенно уменьшить взлетный вес беспилотного летательного аппарата. Кроме того, у нас есть существенные продвижения в плане топливной экономичности двигателей для дронов, а все это позволит резко расширить сферу применения перспективных и миниатюрных аппаратов», — заявил генерал Раух.

Он добавил, что ВВС США в настоящее время также упорно работают над уменьшением веса радиолокационной, электронно-оптической и тепловизионной прицельных станций, устанавливаемых в носовом обтекателе и сферическом подвесе под фюзеляжем беспилотника. Разработчики также стремятся придать всему комплексу бортовой аппаратуры БЛА новые возможности по обнаружению целей и наведению на объекты противника управляемого оружия.

Сейчас Reaper вооружен ракетами AGM-114 Hellfire («Адский огонь») класса «воздух-поверхность», 500-фунтовыми (227 кг) бомбами с лазерным наведением GBU-12 PavewayII и бомбами свободного падения типа JDAM (Joint Direct Attack Munitions), наводимыми с помощью системы глобального позиционирования (GPS).

Технология JDAM позволяет поражать объекты противника в любых погодных условиях с минимальными промахами.

«Однако увеличивающийся взлетный вес аппарата уже начинает создавать для нас некоторые проблемы. Мы оснастим БЛА арсеналом, который до определенной степени сведет к нулю этот недостаток, и мы располагаем временем, чтобы сделать это. Бомбы JDAM — это то, что нам нужно в этом плане. Сюда же мы добавим ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM», - объяснил генерал Раух.

«Универсальный интерфейс позволит MQ-9 Reaper быстрее интегрировать новые технологии и оружие, как только они появятся, или без особых затруднений заменить бомбы на БЛА, если этого потребует обстановка в ходе ведения боевых действий», — считает генерал-лейтенант ВВС США Арнольд Банч.

По его словам, таким образом будет создан продукт, который потребует меньшего количества средств и времени для интеграции перспективного оружия.

Речь идет также о том, чтобы оснастить Reaper так называемыми бомбами малого диаметра (small diameter bomb, SDB). «Авиабомбы этого типа начали разрабатывать в 1990-х годах для обеспечения сверхзвуковых самолетов высокоточными бомбами (наводимыми по GPS) с возможностью их сброса из внутреннего бомбового отсека самолета», — напоминает Константин Макиенко. В частности, к боеприпасам подобного типа относится авиационная бомба GBU-39 весом в 113 кг.

Их предназначение — высокоточное поражение наземных объектов с больших расстояний, вне досягаемости средств противовоздушной обороны противника. В самом начале бомбами подобного типа планировалось оснащать истребители пятого поколения. Сейчас в ВВС США они применяются с самолетов F-15E, F-16, F-117, B-1, B-2, F-22 и F-35, заявляли ранее представители военно-воздушных сил США.

Такое оружие даст Reaper возможности для поражения меньших по размеру и мобильных целей, к примеру, таких, как террористы на пикапах.

Причем это будет сделано на гораздо больших дальностях, чем ранее.

Атаки дронов на объекты «Аль-Каиды» или ИГ (обе организации запрещены в России) с большой дальности смогут снизить риск поражения их средствами ПВО. Кроме того, при этом достигается и элемент некоторого ошеломления противника, считают специалисты в США. Способность БЛА атаковать меньшие и мобильные цели сделает удары по террористам эффективнее и снизит риск причинения вреда соседним гражданским лицам.

Сейчас в боевом составе ВВС США насчитывается 104 беспилотных летательных аппарата MQ-9 Reaper.

Перспективные дроны следующего поколения и их станции наземного управления станут еще компактнее и универсальнее, а единственный оператор будет выполнять задачи, ранее решаемые целым расчетом. Они также будут иметь возможность автоматического взлета и посадки вне зависимости от угла обзора и также использовать открытую архитектуру, чтобы как можно быстрее интегрировать новые технические решения, сказал бригадный генерал Джон Раух.

В недалеком будущем Пентагон планирует выпускать на противника целые рои дронов, объединенных в сети, управление которыми будет осуществляться в том числе и с борта истребителей пятого поколения типа F-22 и F-35.

БЛА MQ-9 Reaper (изначально названный Predator B), разработанный компанией General Atomics впервые взмыл в небо 2 февраля 2001 года. Он был создан на основе MQ-1 Predator для использования в ВВС США, ВМС Соединенных Штатов, и Британских Королевских военно-воздушных силах. В отличии от своего предшественника.

БЛА способен развивать скорость более 400 км/ч и нести в 15 раз больше полезного груза за счет нового турбовинтового двигателя. Reaper предназначен для долгосрочных полетов, выполнения разведывательно-наблюдательных, а также боевых задач.

Прототип «Predator B»:

  • Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
  • Predator B-002 - следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
  • Predator B-003 или «Альтаир» - снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!

Так как-же он называется? Predator B-003? MQ-9 Reaper? "Альтаир"? За безоружными версиями закрепили название "Альтаир", в то время как боевые БЛА называют MQ-9 Reaper. Боевая версия беспилотного летательного аппарата может нести:

  • 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух - земля»
  • 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения - GBU-12 Paveway II

18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.


Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный "Mariner". Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.

В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти - 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.


По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.

Два месяца назад американский беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator (Хищник) записал на свой счет миллионы часов налета. Свыше 20 процентов от этих часов приходятся на этот год. Замена Предатора MQ-9 Reaper успел налетать почти 250 тысяч часов. Американские стратегические беспилотные летательные аппараты (MQ-1, MQ-1C, MQ-9, RQ-4 и RQ-170) налетали около 400,000 часов в этом году, в прошлом году 300,000 часов, 185,000 часов в 2009 году и 151,000 часов в 2008-ом. Потребовалось 12 лет службы (1995-2007, в том числе разработка) чтобы MQ-1 Predator смог достичь своих первых 250,000 часов в воздухе, два года (2007-2009) чтобы налетать ещё 250,000 часов из 500,000 общего количества и всего лишь менее года чтобы достичь следующих 250,000 часов к весне 2010-го года.

Между тем, для ВВС и ЦРУ (крупнейший оператор БПЛА над Пакистаном и других местах) были построены или заказаны 500 MQ-1 и MQ-9. Около 20 процентов из них были потеряны в результате аварий, четырнадцать были потеряны таким образом только в этом году. В войсках же ощущается нехватка таких БПЛА.

ВВС США заказали почти пятьдесят беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper (Жнец) в этом году по $6.2 миллионов за каждый. Цена вырастет вдвое при установлении датчиков, систем управления огнем и средств связи. Такая ситуация типична для боевых самолетов, каким ВВС считает и Reaper.

На вооружении ВВС уже находятся более 70 MQ-9, поставка новых займет около года. ВВС планируют закупить еще 200 БПЛА MQ-9 пока ему на замену не придет MQ-X. MQ-1 Predator заменяется MQ-9, а последний MQ-1 для ВВС США был построен в прошлом году. Общий парк MQ-1 и MQ-9 в ВВС США состоит из более 250 БПЛА, а к концу десятилетия армия и ВВС будут располагать более тысячью больших, вооруженных БПЛА.

БПЛА MQ-1 Predator развился в семью из трех аппаратов. Оригинальный Predator весит одну тонну при длине 8.7 метра и размахом крыла 15.8 метров. Он имеет штатные узлы подвески под каждой плоскостью, способные нести по одной 47-килограммовой ракете Hellfire и ракете воздух-воздух Stinger. Наибольшая скорость Predator составляет 215 километров в час, наибольшая крейсерская скорость 160 километров в час и наибольшая высота полета 8,000 метров. Стандартная продолжительность полета составляет 12-20 часов.

MQ-9 Reaper (Жнец) весит 4.7 тонны, имеет 11.6 метра в длину и размах крыла 21.3 метра. На нем расположены шесть точек подвески для несения 682 кг вооружения, к которому относятся до восьми ракет Hellfire, две Sidewinder или две ракеты класса "воздух-воздух" AMRAAM, две ракеты Maverick, две 227-килограммовые умные бомбы (с лазерным или GPS наведением). Максимальная скорость аппарата составляет 400 километров в час и наибольшая продолжительность полета 15 часов. Reaper считается боевым самолетом и для выполнения многих задач может заменить F-16 и A-10.

MQ-1C Gray Eagle (Серый Орел) американской армии весит 1.5 тонны, несет 136 кг датчиков во внутренних отсеках и до 227 кг датчиков и на внешних подвесках. Он имеет продолжительность полета до 36 часов, а максимальная скорость составляет 270 километров в час. Размах крыла Gray Eagle составляет 18 метров, а длина 9 метров. MQ-1C способен приземляться и взлетать в автоматическом режиме и нести четыре ракеты Hellfire (по сравнению с двумя на Predator).

Китай пытается экспортировать беспилотные летательные аппараты практически идентичные Predator, но около 20 процентов легче. Замена для MQ-9 (MQ-X) все еще находится в стадии проектирования, хотя сокращение бюджетных расходов и улучшения датчиков (нескольких камер на одном дроне) может заставить ВВС просто "развивать" MQ-9. В настоящее время это означает добавление средств радиоэлектронной борьбы и оборудования противоракетной обороны, которые позволят дронам выживать в районах вражеских ПВО. Существует также необходимость лучшем ПО управления полетом и улучшенных возможностях функционировать при низких температурах (в таких местах, как Афганистан), где часто наблюдается обледенение крыла.

ВВС хочет повысить надежность своих БПЛА и уменьшать уровень потерь (количество потерь БПЛА на 100,000 часов налета). По состоянию на прошлый год, потери MQ-1 Predator были примерно на уровне 7. Это вдвое выше, чем у пилотируемых истребителей (как F-15 или F-16) и в пять раз выше чем у старых, но очень надежных B-52. Речь идет о таком же уровне как и у одномоторных частных самолетов (8.2).

Всего лишь несколько лет назад уровень потерь 1.1-тонных MQ-1 был равен 30. В прошлом году 4.7-тонный MQ-9 Reaper после четырех лет службы имел уровень потерь около 15. Прошло более десяти лет с тех по как MQ-9 совершил свой первый полет, Predator уже состоит на вооружении с конца 1990-х годов. Проектирование и эксплуатация MQ-9 во многом основывались на опыте MQ-1.

Беспилотные самолеты всегда несли большие потери, в значительной степени это связано с отсутсвием как пилота на борту так и всех возможных действий чтобы компенсировать его отсутствие. Старые модели БПЛА имели очень высокий уровень потерь. RQ-2A Pioneer эпохи 1980-х годов имел уровень потерь 363 аппарата на 100,000 часов налета. Несмотря на это, RQ-2 был очень востребован во время войны в Персидском заливе в 1991 году.


Последние новости

20.03.2019 г.

14:35

12:45

10:22
19.03.2019 г.

18:20

12:17

09:58
18.03.2019 г.

Беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper (США)

MQ-9 Reaper – американский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат.

Данный БПЛА был сконструирован компанией General Atomics Aeronautical Systems для передачи ВВС США, ВМС США и ВВС Великобритании. Первый полет MQ-9 Reaper осуществил 2 февраля 2001 года. Основой для создания этого БПЛА стала модель MQ-1 Predator. ВВС США заявили, что готовы принять на вооружение 276 беспилотников Reaper и до 2020 года оснастить ими три эскадрильи. Стоит отметить, что в 2007 году этот беспилотник прошел успешные боевые испытания в Афганистане.

MQ-9 Reaper может использоваться практически в любых погодных условиях. Он оснащен турбовинтовым двигателем, что позволяет разогнать MQ-9 Reaper до 400 км/ч. Самолет способен переносить 14 ракет модели Hellfire (в то время как MQ-1 Predator может нести только 2 ракеты). При полной боевой загрузке Reaper способен находиться в воздухе до 14 часов. Этот БПЛА оснащен современной электроникой, что делает его одним из лучших на рынке беспилотников.
MQ-9 Reaper укомплектован датчиками, которые в автоматическом режиме находят, отслеживают и уничтожают цель. Разработчики оснастили данный беспилотник системой с радаром AN/APY-8 Lynx II, которая является одной из последних радиолокационных разработок.

Вооруженные силы США работают над возможностью руководить сразу несколькими БПЛА из одной наземной РЛС (таким образом, ВВС США намерены увеличить общую боевую эффективность на поле боя).

Тактико-технические характеристики MQ-9 Reaper
Длина 11 м
Размах крыла 20 м
Высота 3,8 м
Вес пустого БПЛА 2223 кг
Максимальная взлетная масса 4760 кг
Максимальная скорость 400 км/ч
Практический потолок 15 км
Автономность 16 – 28 часов
Дальность 5920 км
Грузоподъемность 1700 кг
Двигатель Honeywell TP331-10 турбовинтовой, 670 кВт

На сегодня известно о двух модификациях MQ-9 Reaper:
— Block-1 (модификация 2012 года; увеличилась продолжительность полета; беспилотник может находиться в воздухе 10 – 15 часов; установлены дополнительные топливные баки),
— Block-5 (увеличилась мощность двигателя БПЛА и грузоподъемность; самолет оснастили второй радиостанцией для отправки информации нескольким воздушным или наземным объектам).

Стоит отметить, что за безоружными версиями БПЛА закрепилось название «Альтаир», а боевые называют MQ-9 Reaper.

Боевая модель может нести такое вооружение: 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух-земля» или 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения GBU-12 Paveway II. Также, в США ведутся испытания Reaper с использованием ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger.

MQ-9 Reaper имеет шесть точек подвески:
— две внутренние по 680 кг,
— две посередине крыла по 230-270 кг,
— две консольные по 68-91 кг.

Тактическая единица MQ-9 состоит из таких компонентов:
— несколько БПЛА,
— станция наземного управления,
— коммуникационная аппаратура,
— запчасти, инструменты и принадлежности,
— персонал.

Стоимость одной тактической единицы колеблется в пределах 30 миллионов долларов.

На вооружении ВВС США по состоянию на 2011 год находилось от 63 до 74 MQ-9 Reaper. 7 этих беспилотников находятся в арсенале пограничной службы США. В Великобритании есть 1 MQ-9 Reaper, в Италии – 6, в Турции – 4, Франция заказала 16 MQ-9 Reaper на сумму 1500 млн. долларов.