Одесские родственники Сергея Сенина эмигрировали в Израиль

«Экспресс газета» оказалась единственным изданием, которому Сергей СЕНИН, вдовец Людмилы ГУРЧЕНКО, разрешил снимать на ее поминках. В одном из ресторанов в центре Москвы собрались только самые близкие. Если на церемонии прощания Сенин велел убрать со сцены Дома литераторов микрофон, чтобы избежать громких высказываний у гроба супруги, то пришедшим на поминальную трапезу все-таки позволил произносить речи за упокой великой актрисы. Сам Сергей Михайлович расположился за центральным столом. Мало кто знает, что, познакомившись 20 лет назад с Гурченко, одессит Сенин ушел из семьи, оставив в родном городе жену и маленькую дочурку.

Гурченко вскользь рассказывала, что ее роман с Сениным закрутился на съемках фильма «Секс-сказка».

Это было ровно 20 лет назад в Вильнюсе, - поделилась актриса Алена Лисовская , дебютировавшая в этой картине. - Получилось так, что мы с Людмилой Марковной ехали в литовскую столицу из Москвы в одном купе. В десять часов вечера Гурченко предложила поужинать. Я ответила, что на ночь не ем. «Ну и зря, - говорит, - а я ем всегда! У меня было голодное детство». Она разложила на столике аппетитные припасы: копченую колбаску, огурчики, свежий хлеб... Утром на перроне нас встретил Сергей Сенин, галантно расцеловал нам ручки. Тогда он еще не был супругом Гурченко, а просто продюсером ленты. Их романтические отношения разворачивались на моих глазах. Помню, Сергей очень расстроился, когда Гурченко отказалась прийти на банкет по случаю начала съемок. Ходил по коридору гостиницы мимо двери ее номера и возмущался. Дескать, как же так: у нее главная роль, а коллектив игнорирует.

Зато, по словам Лисовской, в критической ситуации Людмила Марковна повела себя очень собранно. Именно тогда в Прибалтике начались волнения и на улицы вышли танки. Отменили все железнодорожные и авиарейсы. Съемочная группа не могла вернуться в Москву. И Гурченко, которая из витающей в облаках кинозвезды вмиг перевоплотилась в деловую женщину, помогла Сенину быстро решить эту проблему.

- Думаю, именно тогда Сергей в нее влюбился окончательно, - вспоминает Лисовская. - Ведь от Людмилы Марковны шла невероятная энергетика. На премьере продюсер уже нежно держал актрису за руку. «Сергей Михайлович, - шутили мы, - вы же раньше говорили, что ваше сердце непреклонно». - «По-моему, я ошибался», - с добродушной улыбкой качал он головой.

Метаморфозы любви

Сергей Сенин родом из Одессы. Там он окончил школу и инженерно-строительный институт, а после остался работать в альма-матер в лаборатории при кафедре гидростроительства. Коллеги запомнили его веселым и жизнерадостным человеком, который даже к решению серьезных научных вопросов подходил творчески. Немудрено, что через несколько лет Сенин резко сменил сферу деятельности и устроился на киностудию.

- Я была знакома с Сережей еще до Гурченко, - рассказала его коллега Елена Зимина . - Раньше мы часто встречались на кинорынках в Москве, где он представлял Одесскую студию. Общалась я и с его младшим братом Александром до тех пор, пока тот не уехал в Канаду. Однажды Сашка мне позвонил и стал с волнением рассказывать, что у них в семье случилось горе. Мол, Сережа бросил жену и маленькую дочку и ушел от них к Гурченко! С тогдашней супругой Сенина я была знакома шапочно. Кажется, она тоже Людмила. Только гораздо моложе и, на мой взгляд, привлекательнее актрисы.

Очевидцы рассказали о случае, который поставил точку в отношениях Сенина и его одесской супруги. Поначалу Сергей не спешил с ней разводиться и жил у Гурченко в Москве на правах любовника. Парочка продолжала вместе снимать кино. Их очередной работой стала картина «Послушай, Феллини!». Представить ее публике Сергей и Людмила приехали и в Одессу. В самый разгар презентации в кинозал вошла законная жена Сенина с дочкой. Увидев своими глазами мужа со звездной сожительницей, она развернулась и с гордо поднятой головой молча ушла. В этот же день подала на развод. - Приобретя статус законного мужа Людмилы Марковны, Сенин очень изменился, - уверена Зимина. - Из высокого статного блондина он стал превращаться в мрачного брюнета с бородой. Увы, Сережа стал стремительно стареть. На него сейчас страшно смотреть. Наверное, он подравнивался под возраст новой жены. В последние годы никто даже и догадаться не мог, что Сенин моложе Гурченко почти на 20 лет. Метаморфозы любви! К слову, бывшая супруга и дочь Сережи больше десяти лет живут в Израиле. Надеюсь, женщина там нашла свое настоящее счастье. Ведь Сережа с молодости был любвеобильным мужчиной. Ходили слухи, что, еще живя в Одессе, он встречался со многими дамами, не сильно переживая, что об этом узнает вторая половинка.

В каждом из своих вокальных концертов Людмила Гурченко непременно исполняла знаменитую песню из кинофильма «Простая история», где есть слова «ну как на свете без любви прожить?» А феерическая личная жизнь актрисы, словно олицетворявшей это чувство, давала на тот поэтический вопрос ответ однозначный: никак невозможно. До конца дней ее страстная натура была открыта для любви.

Василий Ордынский

С Василием Ордынским Люся Гурченко встретилась во ВГИКе, куда поступила сразу после окончания средней школы в Харькове. К моменту знакомства ей было 18-лет, ему – 30. Тоже вгиковец, только учился на режиссерском факультете и институт уже окончил. Фронтовик, прошел всю войну командиром минометной роты. Общение юной студентки с молодым режиссером быстро преобразовалось в головокружительный роман, который в 1953 году привел влюбленных в загс. Эта информация превалирует в разных источниках. Но есть и другая, по которой брак этот оставался гражданским.

Василий Ордынский. Кадр из фильма «Щит и меч» (1968)

Как бы то ни было, но в период учебы на втором курсе Гурченко получила от своего бойфренда приглашение сыграть главную роль в фильме «Человек родился». Однако, по слухам, кто-то из «доброжелателей» поставил в известность членов худсовета об их любовной связи. Мэтры посчитали аморальным протежирование любовницы, потворствовать этому не стали и назначили на роль другую артистку - Ольгу Бган. И все же постановщику удалось «втянуть» свою возлюбленную в картину - утвердил ее кандидатуру на озвучание той самой роли…

Также Василий переселил харьковчанку Люсю из подмосковного общежития в свою квартиру. Однако совместная жизнь влюбленных не заладилась, супружеский союз продержался немногим больше года. Впоследствии оба умалчивали о причинах развода. Только однажды актриса обмолвилась, что «не сумела простить измену». Но другие данные свидетельствуют, что инициатором расставания был Ордынский.

Борис Андроникашвили

Едва произошло расставание с Василием, Люсю охватило новое чувство. Избранником стал также вгиковец - студент сценарного факультета Борис Андроникашвили. Обаятельный 22-летний грузин, интеллектуал и красавец, музыкант, сын писателя Бориса Пильняка и княжны Киры Георгиевны Андроникашвили - актрисы и режиссера. По материнской линии он был продолжателем знаменитой кинематографической династии Шенгелая (его тетя - актриса Нато Вачнадзе, мать режиссеров Георгия и Эльдара).


Борис Андроникашвили. Кадр из фильма «Отарова вдова» (1957)

С Людмилой Борис случайно столкнулся в институтской столовой. Она, увидев такого мачо, аж выронила поднос. Он его поднял. Роман начался мгновенно, резво стал набирать обороты и закончился свадьбой. Гурченко завидовали многие вгиковские девчонки. И не только из-за ее головокружительного романа с раскрасавцем Борей - мечтой каждой из них. К этому моменту слава Людмилы Гурченко была в зените - она уже сыграла свою «звездную» роль в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», и чувствовала себя счастливой во всех отношениях. По ее собственному признанию, мужа своего буквально боготворила и возносила хвалу Господу за то, что он их соединил в пару.

Через год после заключения официального брака у супругов родилась дочь Мария. Однако три годя спустя, а именно в 1960 году, Борис и Людмила расстались. По рассказам знакомых, немалую роль в разрыве отношений, помимо разности и взрывоопасности характеров, сыграло расхождение по творческим позициям: во-первых, мужу категорически не нравилось видеть свою жену в амплуа комедийной артистки, а во-вторых, ее оглушительный успех ущемлял его мужское самолюбие.

И все же вряд ли это могло стать решающим фактором: характеры притираются, амплуа меняются, успех проходит… Гораздо более весомая причина крылась в образе жизни, который стал вести Борис. В своих мемуарах актриса признавалась: «Он талантливо умел жить рядом, находясь лишь на своем берегу. А мне с немыслимой силой воли приходилось обучаться жизни вдвоем в одиночестве…» Дело в том, что супруг семейным делам предпочитал жизнь вольную, компанейскую, пьяную и любвеобильную. «Добрые» подружки не преминули посвятить молодую жену, погруженную в хлопоты о ребенке, как о времяпрепровождении ее супруга, так и о его многочисленных романчиках.

Гурченко не стала уточнять подробности и выяснять отношения, избежала также сцен ревности, которые при ее таланте могла бы исполнить с блеском. Вместо этого, приняв произошедшее как факт, решила себя от такой данности избавить, после чего подала на развод, который проходил крайне тяжело. В результате этого замужества Людмила Марковна сформулировала для себя основополагающего табу: на жертвенную любовь, приносящую только страдания, и на повторное рождение детей, которые вынуждают погружаться в пучину домашних забот. И, вычеркнув навсегда бывшего мужа из своей жизни, также категорично лишила дочь Машу возможности общения с родным отцом.

После развода Борис стал жить гражданским браком с Нонной Мордюковой, а Людмила два года спустя снова вышла замуж.

Александр Фадеев

Встреча с актером Александром Фадеевым-младшим (сын известной артистки МХАТа Ангелины Степановой и приемный сын знаменитого писателя Александра Фадеева - автора «Молодой гвардии»), произошла в модном ресторане ВТО, где в советское время собиралась творческая богема. Балагур, ловелас и кутила, Саша моментально очаровал молодую одинокую актрису и очаровывался ею сам. Скоротечный роман очень скоро завершился женитьбой.

Молодожены переселились в кооперативную квартиру «на Маяковске», купленную для них Люсиной свекровью. И все же решение о совместном проживании в браке было явно опрометчивым и необдуманным. Разочарование не замедлило себя ждать. Просуществовав два года, союз распался.

Связав себя брачными узами, Александр ничего менять в своей жизни не захотел. Он оставался несостоявшимся артистом и завсегдатаем ресторанов, посещение которых завершалось безудержными загулами, благо отцовские деньги позволяли жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая.

К сожалению, для семьи это прекрасное ничегонеделание мало что могло дать. Плюс ко всему, молодой человек безудержно свою жену ревновал. Говорят, однажды в сильном подпитии, терзаемый муками ревности, даже выстрелил в нее из охотничьего ружья. К счастью, промахнулся… Характеризуя это свое замужество, Людмила Марковна говорила, что тот брак ничего не дал ни одному из супругов, называла его «досадной ошибкой» и «прочерком» в своей жизни.

Анатолий Веденкин

Близкие отношения Людмилы Гурченко с артистом Анатолием Веденкиным продлились недолго. Встретились они в 1972 году на съемках фильма-мюзикла «Летние сны». Погружение в экранные образы супругов, привело к возникновению чувственной близости в реальной жизни. За развитием романа абсолютно непохожих друг на друга людей наблюдала вся съемочная группа…


Анатолий Веденкин и Людмила Гурченко. Кадр из фильма «Летние сны» (1972)

Борис Диодоров

Некоторые источники утверждают, что еще одним официальным мужем Людмилы Марковны был Борис Диодоров - народный художник России, профессор, главный художник издательства «Детская литература», проиллюстрировавший более трех сотен книг, среди которых великолепные иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена. На самом деле зарегистрированного брака не было. А был непродолжительный роман - пылкий и бурный. В ходе которого Борис Аркадьевич называл свою возлюбленную «женой», что и послужило поводом для путаницы.

Вспыхнувшее чувство Бориса к Людмиле было столь сильным, что он расстался со своей законной супругой - известной художницей Натальей Кормушиной, в браке с которой прожил 16 лет. В их доме и произошло знакомство Гурченко и Диодорова. Как рассказала в одном интервью Тамара Валентиновна, у них в квартире на проспекте Вернадского часто собиралась столичная творческая интеллигенция, и… «Однажды Высоцкий привел к нам Люсю. Мы знали, что между ними были отношения. Не так, чтобы роман - просто переспали. О том, что Гурченко очень любвеобильна, знали все на «Мосфильме»».


Борис Диодоров. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

Инициированная Владимиром Высоцким встреча художника и актрисы, привела к уходу Бориса из семьи и переезду на квартиру Людмилы. По мнению близких, Диодоров - человек «тихий, спокойный, жизнерадостный и ведомый» - поддался страстному темпераменту актрисы, которая в тот период в профессии была не востребована и от того, по рассказам очевидцев, сильно выпивала. Также говорилось, что Гурченко на своего любовника «давила ужасно», и если бы ему не удалось год спустя все-таки вырваться из-под ее влияния, его жизнь пошла бы под откос. При этом с Машей - дочкой Людмилы Марковны - у Бориса Аркадьевича сложились идеальные отношения.

Сам он вспоминал о своем браке так: «Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу… Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог».

Иосиф Кобзон

На самом деле расставание произошло по инициативе Людмилы - она влюбилась в уже тогда успешного артиста Москонцерта Иосифа Кобзона. Нечаянная встреча в коридоре ВТО (Всесоюзного театрального общества) дала старт будущей интимной связи, а затем и супружескому союзу, просуществовавшему неполных три года - с 1967 по 1970-й. Этот брак оба супруга впоследствии считали колоссальной ошибкой. Тем не менее, с Машей новый отчим был дружен, лично провожал девочку в первый класс…


Иосиф Кобзон. Фото: из личного архива

Жизнь супругов была неистовой - шумной, с раздорами и громкими скандалами. Люди из их близкого окружения вспоминали, что порой дело доходило до рукоприкладства. Причем, обоюдного. По рассказам, Людмила Марковна однажды на подъеме эмоций запустила в Иосиф Давыдовича утюгом, угодившем ему в голову.

Много ле т спустя певец рассказывал, что регистрировать брак они не планировали, а совершили этот шаг из-за того лишь, что на гастролях им отказали в совместном поселении в гостиничном номере. Вспоминая о тех отношениях, Кобзон однажды признался: «Мы были очень сильно увлечены друг другом, и мне нравилось обладать такой красивой, популярной актрисой. Отовсюду вез ей подарки, цветы. Мы были потрясающими любовниками, и секс наш происходил везде, где только нам случалось увидеться…»

Людмиле Марковне запомнилось другое: «Ничего хорошего в этом браке не было, - признавалась она. - Выходишь к машине, подаренной супругом, и видишь там проститутку с улицы… Это просто грязно». В автобиографической книге актриса писала: «Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля».

Константин Купервейс

Если Иосиф Кобзон был младше своей первой жены на два года, то разница в возрасте Людмилы Марковны со своим следующим, гражданским, мужем - пианистом Константином Купервейсом - была более существенной и составляла 14 лет. Что не стало препятствием ни для их 18-летней совместной жизни (с 1973 по 1991 годы), ни для того, чтобы 14-летняя дочка актрисы стала называть Константина Тобяшевича «папой», хотя он был взрослее ее всего лишь на десять лет.


Встреча будущих супругов произошла на концерте, проходившем в рамках Московском кинофестивале. Дальше актриса позвала пианиста на озвучание своего фильма, а он ее - на свой день рождения. Потом были романтические прогулки по Москве, затем совместная поездка в Севастополь. Гурченко признавалась, что ощущала себя абсолютно счастливой, чувствовала, что наконец-то дождалась - встретила мужчину своей мечты, с которым сможет начать жизнь с чистого листа.

Своего избранника она обожала и властвовала над ним. А он, талантливый музыкант, ради супруги пожертвовал всем, и в первую очередь собственной карьерой. Прежде всего Константин стал постоянным аккомпаниатором Гурченко, и с этой поры все программы актрисы, включая широко известные циклы «Любимые песни» и «Песни войны», они готовили сообща. Но не только. Купервейс являлся также директором Людмилы Марковны, администратором и секретарем. В анкетах, в графе «специальность», писал: «Муж Гурченко».

Лелея жену, неустанно о ней заботясь, потакая ее прихотям и капризам, способствуя приумножению славы, сам он всегда оставался в тени. Впоследствии сожалел об этом. Однажды признался, что у него стали сдавать нервы, потому что был вымотан и психологически истощен бесконечными придирками супруги. Вспоминал и такой эпизод: как-то, разгневавшись на незаслуженно обидевшую его жену, он в ярости кинул телефон в стену. После чего из уст Людмилы Марковны, сохранявшей в этот момент подчеркнуто железобетонное спокойствие, прозвучала реплика: «Взбунтовался?! Восстание рабов».


Константин Купервейс. Фото: facebook.com

То «восстание» произошло импульсивно, но оно предшествовало бунту осознанному - Константин Купервейс сам покинул свою возлюбленную. Признание в том, что у него появилась другая женщина, стало для Людмилы Марковны внезапным и жестоким ударом. Такого она не ожидала. Описывала в мемуарах эту ситуацию приблизительно так: «Всегда я уходила из браков. И поэтому перед Костей особенно снимаю шляпу. Вот это артист-тонкач! Так великолепно играть!» Она не подозревала ничего.

Сергей Сенин

Вскоре после расставания, Гурченко встретилась с Сергеем Сениным. Младше своей избранницы на 26 лет, он - продюсер и бизнесмен, оставался мужем актрисы до последнего ее дня. Сергей Михайлович - одессит, окончив Инженерно-строительный институт, поработал лаборантом, после чего устроился на Одесскую киностудию. В 1993-м году он продюсировал фильм «Секссказка», на съемках которого повстречался с Людмилой Марковной. Актрисе тогда было 58 лет. Сенину - 32 года, и он был примерным семьянином, отцом малолетней дочери.

Отношения с Гурченко раскручивались стремительно, словно в вихре, свидетелем чему являлись все члены съемочной группы. Жена продюсера, узнавшая про измену супруга, подала на развод, что дало ему возможность, избежав юридической волокиты, оформить расторжение брака и немедля заключить новый - с Гурченко. Их союз продлился 18 лет. Правда, отношения с Марией - дочерью Людмилы Марковны, у Сергея Михайловича так и не «слепились».


Людмила Гурченко и Сергей Сенин. Фото: East News

Все эти годы продюсер посвятил служению своей «звездной» супруге. Продюсировал картины, где она играла себя («Пестрые сумерки» и «Перезагрузка»), «заваливал» новыми проектами, например, благодаря ему воплотилась мечта всей жизни актрисы - она сыграла в фильме-мюзикле, короткометражке «Люблю».

По рассказам знакомых, их брак держался на любви, взаимопонимании и уважении. Муж как характером, так и внешностью, напоминал актрисе отца - баяниста-самоучку, которого она обожала, боготворила, который был ее идеалом. Сергей, воспринимая жену, как маленькую девочку, звал ее «дочкой», а она называла супруга «папой».

Людмила Марковна умерла дома, рядом находился муж. Позже из его рассказа станет известно, что «Люся лишь успела вскрикнуть, после чего упала замертво».

Аслан Ахмадов

Когда легендарную Людмилу Гурченко провожали в последний путь, у гроба с телом актрису рядом с ее супругом присутствовал Аслан Ахмадов, также принимая соболезнования. Стилист и фотограф, дизайнер и режиссер, с которым Людмила Марковна поддерживала загадочные отношения в последний период жизни, вызывал горячий интерес СМИ.


Аслан А хмадов и Людмила Гурченко. Фото: East News

Молодой человек неотрывно находился рядом с Людмилой Марковной, гулял с ней под ручку по Крещатику в Киеве и по центральным улицам столицы, снялся в ее последнем фильме «Пестрые сумерки». Будучи гостьей программы «Пусть говорят», Гурченко неожиданно задала Малахову вопрос: «А почему, Андрей, ты не спросил у меня, влюблена ли я?» Ведущий тут же адресовал ей этот вопрос и получил исчерпывающий ответ: «Да, представь, я влюблена! В Аслана. Он, знаешь, меня как обнимает? Крепко-крепко!»

Аслан родом из Азербайджана, появился на свет в 1973 году. По образованию - театральный режиссер, выпускник Бакинского института культуры. Воплощал множество разнообразных креативных проектов. Переехав в Москву, занялся фотографией, стал сотрудничать с популярными глянцевыми журналами, благодаря чему приобрел известность среди знаменитостей. И они давали согласие на персональные фотосессии Ахмадова, зачастую откровенно эпатажные, эротические. Познакомившись с Людмилой Марковной, Аслан стал ее личным стилистом и фотографом. Организовывал успешные фотовыставки, посвященные актрисе.

Был ли Ахмадов последней любовью легендарной артистки, как считают многие, или нет, остается загадкой. Ее признание: «Я влюблена в Аслана и в то, что он делает», - трактовалось по-разному. Но то, что фотограф стал близким другом Людмилы Марковны и, кстати, ее законного мужа - это факт неопровержимый.

Сергей Сенин и Людмила Грученко прожили вместе 20 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте (артистка была страше своего супруга на 25 лет), все решения в доме принимал именно Сергей. О том, как развивались отношения Гурченко и ее последнего супруга - в нашем материале

Сергей Сенин и Людмила Грученко прожили вместе 20 лет. Несмотря на большую разницу в возрасте (артистка была страше своего супруга на 25 лет), все решения в доме принимал именно Сергей. О том, как развивались отношения Гурченко и ее последнего супруга — в нашем материале.


До встречи друг с другом Сергей Сенин и Людмила Гурченко прожили целые жизни. Он успел жениться, воспитать дочь, развестись, пожить в Одессе, Израиле, вернуться. Она была замужем пять раз. Встретились они в Вильнюсе в 1990 году на съемочной площадке фильма «СекСказка» по Набокову. Маргарита Терехова, которая должна была играть главную роль в картине, неожиданно отказалась. Заменила ее Людмила Гурченко, которая на тот момент разводилась с очереденым мужем и, чтобы отвлечься, соглашалась на любую работу. На съемочной площадке Сенин белел при видел актрисы, но близкого знакомства тогда не состоялось. Уже позже, когда картина вышла на экраны, ему позвонила бывшая жена Галина (на тот момент документы о разводе до конца не были оформлены, но по факту супруги давно вместе не жили) и попросила его организовать гастроли Гурченко в Израиль (ей это принесло бы неплохие дивиденды). Сергей сначала отказался — он не так близко был знаком с артисткой, чтобы просить ее о такой услуге. Но позже все-таки решил помочь бывшей супруге — и позвонил Людмиле Марковне Гурченко. А она, находясь в депрессии, искала любую возможность, чтобы уехать из дома. И согласилась на гастроли в Израиле.
Отношения складывались исключительно по-деловому: он оформил все документы, отвез артистку в аэропорт, а после — встретил ее. Так и начались их отношения: сначала — рабочие, потом — дружеские, и, наконец, любовные.

Людмилу Марковну смущал возраст Сергея. На тот момент ему было тридцать два, ей — пятьдесят семь. Но он так сильно напоминал ей отца, которого она всю жизнь превозносила, что отказаться от Сенина не могла.
«Хотите - верьте, хотите - нет, мы не уставали друг от друга. Конечно же, ругались, могли повздорить до битья тарелок, но ровно через три минуты все заканчивалось», — рассказывал Сергей Сенин корреспонденту «Каравана историй».
Ссоры, конечно, случались, но по пустякам. Первым мирился Сергей, так как артистка, отмечает он, не умела признавать свои ошибки. Правда, поясняет он, недостатком он это не считает. Сенин всегда отмечает, что Людмила Марковна многому его научила. «Главное, чему научила меня Люся, - это внимательно относиться к людям. Быть терпимее. Сама Люся была человеком крайне доверчивым. Но с годами воспитала в себе определенную осторожность. Думаю, что во мне ценила более всего отходчивость», —
Расписались Сенин и Гурченко только спустя шесть лет совместного проживания. Сергей был гражданином Украины и в связи с этим возникало много сложностей.
Сергей Сенин был с Людмилой Марковной до последней минуты ее жизни. Первый год после ее ухода он помнит плохо. Говорит, помогали друзья. Несмотря на все, что он сделал для нее и ради нее, Сенин винит, что многое не успел дать. «Я все-таки был часто очень сух с Люсей, уставал от ее подозрительности по отношению к людям, иногда из упрямства спорил, понимая, что она почти всегда оказывается права. И меня это бесило. Я жалею о многом. Но смерть такая штука, она произошла, и ты понимаешь: «О-па, парень, ты опоздал, недодал любви, внимания, лишний раз не погладил ножку сломанную…»,- все в том же интервью «Каравану историй» рассказывал Сенин.

Глава 20. Александр Фадеев. Роковой выстрел на почве ревности

Подруга по студенческому житью-бытью, народная артистка РСФСР Татьяна Бестаева признавала «дар влюбчивости», характерный Люсе:

– Стоило мне услышать от Люси о ком-то: «О, это такой талант!» – как я понимала: она опять влюбилась. И опять идеализирует своего возлюбленного. Вот потому-то, наверное, у нее и было так много мужей. А я ей говорила всякий раз: «Люся, ну какая ты быстрая! Нужно же время, чтобы проверить человека. А у тебя слово «навсегда» звучит порой уже на третий день знакомства… Влюбленность Люся принимала за что-то долговечное, серьезное… Но главная странность: вроде бы в мужчине она всегда искала талант, но замечала почему-то в первую очередь красоту! Помню, сидим с ней в ресторане, заходит актер Театра имени Моссовета – Гена Бортников. И Люся меня за локоть тронула: «О, это мой размер! Познакомь!» А ведь она еще ничего о нем не знает, но – красивый, и она уже готова влюбиться…

Расставшись с Квашой, Людмила Марковна уже очарована новым героем-любовником. Избранником матери-одиночки стал приемный сын знаменитого советского писателя А. Фадеева и актрисы А. Степановой. Молодой повеса Александр Фадеев тоже был актером, он окончил Школу-студию при МХАТе, однако с ролями и актерской карьерой ему не везло. И не удивительно. Из Театра Советской армии его изгнали после того, как он… отказался задержаться на несколько минут для репетиции. Подобное наплевательское отношение и завышенное самомнение были его характерными чертами.

Чета Фадеевых. Ангелина Степанова и писатель Александр Фадеев с приёмными сыновьями – Михаилом и Александром.

Вот как характеризовал этого человека близко знавший его Александр Нилин: «Фадеев ни в малой степени не интересовался ни литературой, ни искусством. Достоинства, несомненно ему присущие, лежали совершенно в иной области. Однако самое удивительное, что проявил он себя в полном блеске именно в кругу артистов и прочих деятелей художественного мира».

Известный биограф отечественных звезд Федор Раззаков сообщает:

«Ареной ничего не стоящего ему самоутверждения оказался ресторан ВТО, и в 60-е годы, когда автора «Молодой гвардии» уже не было на свете, фамилия Фадеев практически ежедневно звучала, не перекрываемая громкостью других фамилий, находившихся в то время у всех на слуху…

Пока другие дети знаменитостей доказывали, он – заказывал. И не одной выпивкой и закуской ограничивался его заказ – он заказывал как бы музыку жизни, взвихренной вокруг занимаемого им ресторанного столика… Я обожал вместе с ним бывать в ВТО… Для официанток он безоговорочно был клиентом номер один. Ни один человек в мире искусства не умел с такой широтой тратить деньги в ресторане, как Шура. Это вполне искупало его абсолютную неспособность их зарабатывать. Годам к тридцати он остался вовсе без средств к существованию. И больше в ВТО не ходил: на халяву он не пил никогда…»

О популярности ВТО могут рассказать многие творческие особы. Вот, к примеру, воспоминания подруги Гурченко, актрисы Татьяны Бестаевой:

– У Люси с детства, еще когда в харьковских кинотеатрах крутили трофейные фильмы, была кумиром Марлен Дитрих. Гурченко отрепетировала перед зеркалом такой же взгляд, поворот головы… Все эти перья, кружева, это люсино «ха!» – родом оттуда! Я и сама была модница и многому у Люси училась. Она прекрасно шила и умело маскировала отечественные наряды под заграничные. Как никто умела, выражаясь языком Ильфа и Петрова, красить мексиканского тушкана! Бывало, Люся покупала в магазине два одинаковых платья – и переделывала их в одно, роскошное. Была в ней какая-то тяга к роскоши – эти наряды, шубы (тоже, правда, сшитые самостоятельно – из какой-то рухляди, купленной в комиссионке), рестораны… Чаще всего мы ходили в ресторан ВТО. Там собиралась театральная, интеллигентная публика, там обсуждались все новости, зарождались романы…

Вот в таком месте и влюбилась Гурченко (любопытно, что и своего последующего за Фадеевым мужа она также встретит в этом ресторане!). Но ее брак с Фадеевым-младшим продлился недолго. Мужчина оказался мотом, кутилой и к тому же патологическим ревнивцем. Их семейная жизнь могла окончилась трагедией, когда Фадеев в пьяном угаре выстрелил в Гурченко из охотничьего ружья. Это была точка во всех смыслах, и в первую очередь, в их совместной жизни.

Подруга Людмилы Гурченко актриса Инна Выходцева (в одном из интервью она как-то призналась, что Люся пыталась увести у нее мужа Льва Полякова) рассказывала о сцене ссоры с Фадеевым следующее:

– Саша Люсю страшно ревновал. Стоило Гурченко на кого-то ласково посмотреть – как муж принимался метать в нее стулья. А однажды он в нее даже выстрелил! Хорошо, что Саша был слишком пьян и промахнулся, не задев Люсю. Помню, как она показывала мне дырку в стене: «Смотри, что творит, сволочь!»

Однако журналисты придумывают новые версии этой злополучной истории развода. К примеру, журналист желтой газеты Артем Стоцкий всерьез уверял читателей, что Александр Фадеев развелся с Людмилой Гурченко после того, как… не узнал жену без макияжа. И при этом автор ссылается на весьма известных особ, якобы рассказавших ему эту «забавную» историю.

«Для начала расскажу вам одну поучительную историю. Я сам услышал ее в глубокой юности, на даче Надежды Васильевны Сталиной, внучки сами понимаете кого.

Она не то чтобы дружила, но как-то очень тепло общалась с моей бабушкой, особенно после того, как в середине 90-х умер ее муж, актер Александр Фадеев-младший. Иногда и меня приглашали на эти старушечьи посиделки в скрипучий домик в Жуковке.

Надежда Васильевна очень переживала смерть супруга и постоянно вспоминала разные связанные с ним истории. До нее Александр Александрович был женат на Людмиле Гурченко. Тогда, да и сейчас говорят, что брак двух актеров распался из-за пьянства Фадеева. Мол, завсегдатай ресторана ВТО, он достал ее своими загулами, а один раз так напился, что выстрелил в красавицу Людмилу из охотничьего ружья. Надежда Васильевна со смехом уверяла, что точку в том краткосрочном браке поставил вовсе не выстрел, а совсем другое.

Однажды Александр Александрович вернулся домой действительно навеселе. Нажав кнопку звонка, он увидел, что дверь ему открыла совершенно незнакомая женщина.

– Простите, не туда попал, – подумав, что ошибся этажом, актер извинился и повернулся назад к лифту.

– Саша, ты что?! – ураганом пронесся по подъезду голос Людмилы Марковны.

– Люська?! Это ты?!

Удивлению Фадеева не было предела. Он, надо полагать, впервые увидел свою жену ненакрашенной.

Заканчивая рассказ, Надежда Васильевна назвала Гурченко настоящей женщиной и героиней, которая лучше умрет, чем выйдет из дома без макияжа и прически, на которые ежедневно тратит по полтора часа.

«Это со стороны я смотрюсь эдакой весёлой, вечной счастливицей и всегда в хорошем настроении. Я понимаю, что люди именно этого от меня и ждут. Но я не помню даже трёх недель в своей жизни, когда могла расслабиться». (Людмила Гурченко)

Так вот к чему я веду. Женщина без макияжа – это конфетка без фантика. У нее меньше шансов. Потому что сначала конкурируют обертки, а уже потом начинки».

Глупая сказка о том, что естественная красота мужчинам не нужна; придумана скорее всего женой этого самого А. Фадеева в отмщение его отношениям с другой – знаменитой, более красивой, более успешной… обычная женская месть. И совершенно глупый вывод делает сам журналист, навязывающий фальшивое мнение об «обертках», которые важнее «начинки». Такое может быть приоритетом только у недалеких, пустых и эгоистичных мужчин.

Опровергая эти домыслы, последний супруг великой Гурченко С. Сенин признавал непреложное – вот слова, которые может сказать только человек, познавший настоящую Любовь к своей женщине:

– …по утрам я любил ее еще больше. У Люси было удивительное актерское лицо, в том смысле, что на нем, по ее же словам, можно было «писать» что угодно. Но я любил ее без грима, утром. Я же не дурак, поэтому все понимал про возраст, но никогда об этом не думал. Потому что видел на этом лице только все детское, в лучшем смысле этого слова. Когда она такая свежая, уютная, такая своя, ну, та, которую никто, кроме меня, не знает… Халатик простенький, тапочки… И спали мы всегда, до последнего дня, только вместе. Ну не могли мы спать в разных комнатах, это просто исключалось.

Краткая биография этого посредственного актера, якобы не узнавшего свою супругу без макияжа, такова.

Александр Александрович Фадеев (1936-1993) – советский актёр, приёмный сын писателя А.А. Фадеева и его полный тёзка. Родился 25 июля 1936 года, мать – актриса Ангелина Степанова. Родился незадолго до свадьбы матери с писателем А.А. Фадеевым, который усыновил его и дал свою фамилию. Работал первоначально в Театре Советской Армии, затем во МХАТе (1983-1987) и МХАТе им. Горького (1987-1989). Также снимался в кино, чаще в эпизодах.

Был женат на народной артистке СССР Людмиле Гурченко, вторым браком – на артистке Большого театра Натэлле Канделаки, третьим – на Надежде Сталиной, дочери Василия Иосифовича Сталина и Галины Александровны Бурдонской. Дочка актера и его жены Надежды – Анастасия Александровна Сталина родилась в 1974 году (по другим данным – в 1977 году). Умер А.А. Фадеев в 1993 году, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище вместе с последней женой.

И, прикасаясь к святая святых советской истории и советской культуры, стоит добавить о судьбе его знаменитого на весь громадный СССР отца.

А. Фадеев, которого многие считали причастным к репрессиям в среде советских писателей, добровольно ушел из жизни 13 мая 1956 года, выстрелив в себя из револьвера на даче в Переделкино. Обнаружил тело отца его 11-летний сын Миша.

В некрологе официальной причиной самоубийства Александра Фадеева назвали алкоголизм. И только в 1990 году было опубликовано предсмертное письмо писателя, адресованное ЦК КПСС, где он писал: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии… Лучшие кадры литературы физически истреблены… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять».

«Писательский министр» Фадеев вел далеко не аскетическую жизнь, биографы рассказывают о его гулянках и пьянках, о его любовных историях и внебрачных детях. Также необузданно вел себя и его приемный сын. Так что, как говорят: яблоко от яблони… и значение здесь имеет, возможно, не только генетика, но и среда обитания и воспитание…

Дочь поэта-песенника Роберта Рождественского Екатерина, хорошо знакомая с актрисой, рассуждала:

– Поломала, видимо, ее жизнь. Ждала подвоха от всех и каждого. Встречалась, наверное, с таким не раз. Была очень подозрительной. Точнее – все время на стреме. Ловила нюансы в общении, изменения тональности в голосе, настроении, чтобы если что – первой разорвать связь, не ждать, когда предадут. Было, было в ее жизни что-то очень больное… Но и не терпела, когда ее жалели. Была выше этого, сильнее.

«Поломала» ее жизнь после развода с А. Фадеевым и в недолгом браке со звездой советской эстрады И. Кобзоном.

Впрочем, развод с писательским сынком оказался весьма полезным в материальном отношении – его мать Ангелина Иосифовна купила бывшей невестке двухкомнатную квартиру, в которую та сразу переехала.

Из книги Сталин и Хрущев автора Балаян Лев Ашотович

Не принявший «оттепели» Александр Фадеев Единственный из писателей, который не принял нового «вождя», был Александр Александрович Фадеев, покончивший жизнь самоубийством через два с половиной месяца после пресловутого ХХ съезда. Конечно, и покойного А. А. Фадеева

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ АЛЕКСАНДР (писатель: «Разгром», «Молодая гвардия» и др.; покончил жизнь самоубийством 13 мая 1956 года).На Фадеева сильное впечатление произвела критика культа личности Сталина, которая состоялась на 20-м съезде КПСС. Долгие годы Фадеев был апологетом

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Гибель красного литератора Александр ФАДЕЕВ Если не брать сталинские годы, когда в энкавэдешной мясорубке погибло несколько сотен советских литераторов самых разных национальностей, то следует признать, что самая громкая трагедия в советской литературе случилась в

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят автора Раззаков Федор

Александр ФАДЕЕВ А. Фадеев родился 24 декабря 1901 года в небольшом уездном городке Кимры Тверской губернии. Его отец - Александр Иванович, - в молодости увлекшийся революционными идеями, был родом из бедной крестьянской семьи. С 1885 года он попадает на заметку властям и

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Александр ФАДЕЕВ Первая любовь пришла к будущему писателю в 17 лет. Девушку звали Ася Колесникова, она была ровесницей Фадеева и жила недалеко от него. Однако о чувствах, которые испытывал к ней Фадеев, она тогда не только не знала, но и не догадывалась о них. А сам он

Из книги Знаменитые Козероги автора Раззаков Федор

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФАДЕЕВ Александр ФАДЕЕВ Александр (писатель: «Разгром», «Молодая гвардия» и др.; покончил жизнь самоубийством 13 мая 1956 года). На Фадеева сильное впечатление произвела критика культа личности Сталина, которая состоялась на XX съезде КПСС. Долгие годы Фадеев был апологетом

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

13 мая – Александр ФАДЕЕВ Этот человек стоял у истоков советской литературы, а затем в течение долгих лет был в числе ее руководителей. И хотя он создал не так много произведений, однако и тех нескольких книг, что вышли из-под его пера, было достаточно, чтобы этот человек

Из книги Лев Рохлин: Сменить хозяина Кремля автора Волков Александр Анатольевич

РОКОВОЙ ВЫСТРЕЛ Из воспоминаний Виктора Ивановича Илюхина:- Накануне, 2 июля, вечером, у меня в кабинете мы обсуждали тактику действий по блокированию Москвы силами оппозиции. Разложили карту, перебирали магистрали, которые надо перекрыть, чтобы в город не пропустить

Из книги Неподдающиеся автора Прут Иосиф Леонидович

Александр Фадеев Не помню точно года… Звонит Фадеев:- Оня! Приехала хозяйка нашего Дома литераторов графиня Олсуфьева!- Это ей принадлежал особняк, где теперь клуб? Ну и что? Она требует его обратно?- Нет. Хочет посмотреть.- А я при чем?- Мне сказали, что она по-русски

Из книги Начало гражданской войны автора Коллектив авторов

II. Последние дни атамана Каледина. Роковой выстрел Уже к 26 января политическая и военная обстановка ясно указывала и войсковому атаману и руководителям добровольческой армии, что наступают дни, когда надо подумать о новых планах и немедленно их приводить в

Из книги СССР. Зловещие тайны великой эпохи автора Непомнящий Николай Николаевич

Роковой выстрел И он их выбрал. Объявление в «Ленинградской правде» от 29 ноября извещало: 1 декабря во дворце Урицкого, так тогда назывался Таврический дворец, в 18.00 состоится собрание партийного актива Ленинградской организации ВКП(б). На повестке дня: итоги ноябрьского

Из книги Генерал Слащев-Крымский автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава десятая Роковой выстрел 1 Стрелково-тактические Курсы усовершенствования командного состава РККА «Выстрел», где преподавал Яков Александрович Слащёв, ранее назывались Высшей стрелково-тактической школой командного состава РККА. Для того чтобы понимать, о чём

Из книги Перелом. От Брежнева к Горбачеву автора Гриневский Олег Алексеевич

РОКОВОЙ ВЫСТРЕЛ В СТОКГОЛЬМЕ Всю весну между Кремлем и Белым Домом шла словесная дуэль по поводу встречи в верхах. В её разгар случилась беда - в Стокгольме был убит премьер - министр Швеции Улоф Пальме. Весть об этом, как гром, потрясла весь мир. Джон Кеннеди, Мартин -

Из книги По тонкому льду. О нравах в хоккее автора Кожевников Александр Викторович

Чуть не убили на почве ревности В те два дня общения с Кулагиным о чем только не говорили. О хоккее, личной жизни, об отношениях с женщинами, о чувстве ответственности. И многом другом. Борис Павлович – тонкий, глубокий психолог. Люди подобного уровня и склада говорят с вами

Из книги Георгий Юматов автора Тендора Наталья Ярославовна

Роковой выстрел Мы подошли к самой трагической странице жизни выдающегося актера…Сегодня уже трудно разобраться, что здесь правда, а что вымысел, поскольку многих свидетелей события нет в живых, а воспоминания тех, кто помнит эту историю, разнятся, а порой и противоречат

Людмилой Марковной одни восхищались, другие ненавидели, а третьи влюблялись в нее без памяти. По случаю дня рождения актрисы АиФ.ru вспомнил только тех ее мужчин, с которыми она состояла в узаконенных отношениях.

Муж № 1. Режиссер

Первый раз Гурченко вышла замуж, когда ей было 18 лет. Ее избранником стал известный в то время режиссер Василий Ордынский . Он влюбился в юную Люсю с первого взгляда. Была ли эта любовь взаимной — большой вопрос. Этот брак вообще до сих пор остается тайной, покрытой мраком. Долгое время о нем не знали ни в окружении Гурченко, ни в окружении Ордынского. Говорят, что Люся вышла замуж за режиссера исключительно по расчету. Надеялась, что он станет ее личным режиссером. Ордынский пытался оправдать ее ожидания. Пригласил ее на пробы в свою картину. Однако художественный совет кандидатуру Гурченко отклонил. Тогда актриса решила расторгнуть брак. Ордынский был против, но удержать ее не смог. Их отношения продолжались чуть больше года.

Муж № 2. Сценарист

Спустя недолгое время после развода Люся по-настоящему влюбилась. Свою любовь — студента сценарного факультета Бориса Андроникашвили — она встретила в столовой. Как признавалась актриса впоследствии, увидев впервые своего второго мужа, она чуть поднос из рук не выронила. Симпатия оказалась взаимной, вспыхнул бурный роман, который закончился свадьбой. Поначалу семейная жизнь складывалась счастливо. Люся и Борис практически не расставались. Все изменилось с рождением дочери Марии . Вынужденная заниматься ребенком, Гурченко стала замечать, что супруг все чаще отсутствует дома. А после ей стали доносить, что Борис ей изменяет. Убедившись в достоверности слухов, она без сцен и скандалов подала на развод.

Не принесло счастья Гурченко и материнство. Во-первых, мечтала о сыне. А родилась дочь. Во-вторых, мечтала, что дочь унаследует ее таланты: голос, пластику, актёрский дар, фигуру, в конце концов. Но Маша по всем этим позициям разочаровала Людмилу Марковну. Итогом стала ссора и разрыв отношений длиной в 19 лет. О смерти матери Мария узнала из СМИ. А теперь и сама ушла в мир иной .

Муж № 3. Актёр

Расставшись с Андроникашвили, Люся два года была одна. Однажды в одном из ресторанов ее познакомили с актером Александром Фадеевым приемным сыном известного писателя. И хотя знакомство было шапочным, Фадеев поставил себе целью добиться руки актрисы. Ему это очень скоро удалось. Не узнав толком друг друга, Люся и Саша отправились в ЗАГС. Этот брак продлился недолго. Актриса довольно быстро осознала свою ошибку и предложила развестись.

Муж № 4. Певец

О своих отношениях с Иосифом Кобзоном Гурченко вспоминать не любила. Однако этот брак событием всесоюзного значения. Кобзон долго ухаживал за Гурченко, и в итоге актриса сдалась. Звездная пара вызывала восхищение. Казалось, Люся, наконец, обрела свое счастье. Однако, ужиться под одной крышей двум сложным личностям оказалось очень непросто. Конфликты и разногласия начались едва ли не с первых дней совместной жизни. Все попытки найти компромисс ни к чему не приводили. Люся поняла, что жить с Кобзоном у нее не получится. Как и во все предыдущие разы, инициатором развода стала Гурченко.

Муж № 5. Музыкант

После развода с четвертым супругом актриса решила, что больше никаких мужей в ее жизни не будет. Ей было уже под сорок, когда она встретила молодого пианиста Константина Купервейса . На этот раз в ЗАГС Гурченко не спешила — хотела получше узнать своего нового возлюбленного. Константин как никто чувствовал характер актрисы, умел «под нее подстроиться». Конечно, в итоге Гурченко сдалась и вновь вышла замуж. Их отношения продолжались почти 25 лет. Актриса была уверена, что уж этот-то брак — последний в ее жизни. Константин был для нее опорой. Все рухнуло, когда Гурченко узнала: все эти годы муж фактически живет на две семьи. Последовавший за этим известием развод стал для Люси самым болезненным.

Муж № 6. Продюсер

В 1991 году на съемках картины «Секс-сказка» Гурченко познакомилась с продюсером Сергеем Сениным , который был младше ее на 20 лет. Конечно, ни о каких отношениях с ним Люся не помышляла. Но спустя короткое время судьба снова свела их вместе. Гурченко встретила Сенина на съемочной площадке фильма «Любовь». После этой встречи Люся поняла, что не хочет расставаться с этим человеком. Она считала его чем-то похожим по характеру на отца, а он шутливо называл ее дочкой. Проблема была в том, что Сенин был женат, у него подрастал ребенок. Подавать на развод он не спешил. Но скрыть отношения с известной актрисой оказалось непросто. Жена Сенина узнала, что ее супруга с Гурченко связывают не только творческие отношения, и подала на развод сама. Люся же вышла замуж в шестой раз. Этот брак стал самым счастливым в ее биографии. Как она сама призвалась, Сенин единственным из всех ее мужей стал для нее по-настоящему близким человеком.

Еженедельник АиФ/Персона/12.11.2017