Нильфгаардский агент разузнал, что Цири гостила у некоего барона - самозваного владетеля Велена. Этот человек был известен своей вспыльчивостью и жестокостью, потому его и называли Кровавым. Но ведьмак был не из пугливых и уж тем более не боялся прозвищ, обязанных своим происхождением телесным сокам организма. Потому он направился во Вроницы, резиденцию Кровавого Барона, чтобы расспросить его о Цирилле.

Шаг 1: Отправиться в замок Кровавого Барона

Покидаем Вересковку и направляемся во Вроницы, расположенные в центральной части Велена. Встреча с Кровавым Бароном может пройти сразу после приезда в замок либо после нахождения обходного пути. Вариант развития событий зависит от того, как Геральт поступил с солдатами барона при встрече в корчме «На распутье».

  • Если не грубить солдатам при первой встрече в таверне «На распутье», не реагировать на провокации и разойтись миром, то путешествие до Врониц пройдет без проблем. Стражники у внутренних ворот замка после нескольких вопросов поднимут ворота, а сержант проводит ведьмака к барону.
  • Если убить всех солдат Кровавого Барона в корчме «На распутье», то молва о случившемся быстро разнесется по округе. Напуганные солдаты запрут внутренние ворота замка и откажутся пропускать ведьмака к барону. Единственным человеком, кто согласится помочь, окажется 70-летний старик из местной деревушки, который расскажет, что попасть в замок можно через подземный ручей, питающий старый колодец во внутреннем дворе. Вход в пещеру находится в затопленном оборонительном рве, напротив полуразрушенной часовенки, установленной в память об утонувшем ребенке, с северо-западной стороны поселения. Деньги в случае упорства помогут развязать старику язык, иначе дорогу придется искать самостоятельно. В сундуках в пещере под Вроницами можно найти изумруд, безупречный аметист, ремесленнические ингредиенты и грибы-шибальцы (вход в колодец открыт всегда). Отголоски содеянного еще долго будут давать о себе знать, например, если предложить солдатам барона, угрожающим Ворожею расправой, вылечить их друга Эдрика, то они узнают в лице Геральта того самого ведьмака, убившего их друзей в корчме «На распутье», и все закончится дракой.

Шаг 2: Разыскать барона

Вне зависимости от избранного пути, Кровавый Барон примет Геральта сразу после окончания аудиенции с нильфгаардским офицером, приехавшим договариваться о поставках продовольствия для армии. Развеселить угрюмого гостя не поможет даже зажигательный танец с прислугой.

Шаг 3: Поговорить с бароном

Со двора встреча переместится в рабочий кабинет. Все попытки ведьмака узнать о местоположении Цири окончатся ничем. Кровавый Барон для затравки расскажет только о встрече с ней. Оставшейся информацию он поделится только после того, как будут найдены его пропавшие дочь и жена. Отказаться от поисков Анны и Тамары в «Ведьмаке 3: Дикая Охота» нельзя.

Проходя игру Ведьмак 3 игроку приходится очень часто делать судьбоносные решения. Не всегда бывает просто сделать правильный выбор, поэтому частенько игроки пытаются найти информацию по квестам и по тому, как сделать правильный выбор. Так вот, сегодняшняя статья по квесту Шепчущий Холм в игре Ведьмак 3 . Здесь мы встречаемся с лесным духом - Чёрной Марой, который заявляет нам, что он на самом деле добрый, а в корни его заточили злые ведьмы. Он просит его освободить, ссылаясь на то, что он, в своё время, освободит детишек, что находятся в заточении у трёх ведьм. Осторожно, в статье спойлеры!

Как сделать так, чтобы выжили и дети, и барон можете почитать в этом гайде . Возможно, в более свежих версиях игры эта информация не актуальна.

Шепчущий Холм последствия

Давайте разберёмся, что зависит от нашего выбора, какие последствия у квеста Шепчущий Холм . Вроде бы говорит дух неплохо и, кажется, ему можно верить. Да, это на самом деле так. Духу можно верить, он освободит детишек из заточения. Но... Отсюда вытекают не очень хорошие вещи. Как вы скорее всего поняли, у ведьм в заточении не только дети, но и Анна - жена Кровавого барона . Ведьмы её заколдовали, нанеся на руки странные руны и заставили подчиняться им. Дух леса спасёт детей, но за это ведьмы сильно разозлятся и, за то что Анна не уследила за детьми, наложат на неё ещё одно сильное проклятие. Результат - при спасении Анны, даже если вы выбрали куклу правильно , она умрёт. Но и на этом наши несчастья не кончаются. После смерти жены барон совсем отчаялся. Вернувшись в замок, вы найдете барона повешенным на дереве. Грустный конец, если честно.


Картинка: Дух Леса в корнях

Ведьмак 3 как спасти барона?

Но всё таки спасти Кровавого Барона в Ведьмак 3 можно. Что для этого нужно? Как говорится, иногда для малого добра нужно совершить большее зло. При встрече с духом леса просто убивайте его. Тогда он не переселится в лошадь, не спасёт детей, а ведьмы в свою очередь не разозлятся и не проклянут Анну. Тогда в итоге, расколдованная, но не совсем в здравом уме Анна и барон останутся живы и пойдут своей дорогой искать пути излечения Анны. Вот так можно в Ведьмак 3 спасти барона.

Примечание : прохождение задание с одноименным названием: Кровавый Барон

При первой встрече с Филипом Стенгером, прозванным Кровавым Бароном, Геральт не знал, что и думать об этом противоречивом человеке. Этот бывший темерский солдат был, очевидно, умелым приспособленцем: после сокрушительного поражения своей армии он стал служить захватчикам – Нильфгаардской империи. Местные крестьяне прозвали его Кровавым бароном, что явно свидетельствовало о том, что он не склонен церемониться с вассалами. В то же время он оказался неожиданно любезен с нежданным гостем – чужеземцем и наемным убийцей чудовищ.

Его искреннее, отеческое отношение к детом и юным девицам также противоречило его разбойничьему виду и устрашающему прозвищу. Цири узнала его с этой, лучшей, стороны, когда нашла приют и укрытие под его крышей.

В обмен на сведения о Цирилле барон попросил Геральта помочь в поисках его пропавшей жены Анны и дочери Тамары. Обе довольно давно исчезли без следа, и Филип почти потерял надежду увидеть их вновь. Внезапно объявившийся ведьмак стал для барона подарком богов. Барон скрыл от Герапьта некоторые детали: беременность жены, случившийся у нее выкидыш и собственную склонность и крепким напиткам и рукоприкладству.

Оказалось, что барон регулярно напивается до жуткого состояния. Геральт лично убедился, сколь опасен он может быть для окружающих в такие моменты, придя с рассказом о том, что узнал от ворожея. Фипип с самого начала понимал, что его жена и дочь не исчезли, а сбежали, но стыдился признать это перед ведьмаком, а потому изо всех сил пытался сохранить лицо. Однако он действительно делал все возможное, дабы найти беглянок.

Ничто не могло его остановить. Презрев смертельную опасность встречи с ведьмами, он решил отправиться на болота и освободить Анну.

Дальнейшая история зависит от вашего выбора

1) Если вы помогаете духу в задании Шепчущий холм :

Несмотря на объединенные усилия барона, его ладей, Герапьта и Тамары, которая тоже приехала на поиски матери с группой Охотников за колдуньями, Анну спасти не удалось. Ведьмы все предусмотрели: они наложили проклятие, снятие которого убивало Анну. Барон был совершенно сокрушен таким оборотом событий. В печальном одиночестве возвращался он во Вроницы…

Вскоре Геральт узнал, что Филип Стенгер, некогда нагонявший ужас на весь Велен, повесился от безысходного горя, потеряв все, что любил в этой жизни.

2) Если вы убиваете дух в задании Шепчущий холм :

Барон и его жена выживают, но умирают сироты. Точный вариант биоргафии при таком выборе будет добавлен позже.

Всем привет! :) Мы продолжаем рассказывать об интересных особенностях и деталях Ведьмака 3, которые вы могли упустить.
Сценарий Ведьмака 3 прописан так, чтобы у вас никогда не возникало ощущение, что вы делаете что-то неправильно - разработчики подстраивают сюжетную логику под ваше прохождение и принятые вами решения.
В современных играх такой подход чаще всего встречается в дополнительных квестах и касается максимально простых вопросов - если у вас уже есть какой-то нужный предмет, герой это упомянет. В сюжетных же моментах чаще всего случаются несостыковки и большинство игроков уже смирилось с подобной игровой условностью. CD projekt Red не смирились. Они пошли дальше и подготовили какое-то безумное количество дополнительных диалогов и небольших сцен, чтобы побудить играющего импровизировать и прокладывать собственный путь, а не просто следовать списку задач. К сожалению, сей труд разработчиков остался почти незамеченным игроками и прессой. Мы исправляем это недоразумение.
Сегодня поговорим о дочери Кровавого Барона Тамаре, которая нашла утешение в церкви вечного огня и о том, что будет если найти ее уже после того, как Геральт побывает в Новиграде и вплотную познакомится с обществом охотников за колдуньями и зверствами, которые они творят в городе.


Текстовая версия

Всем привет, дорогие зрители и подписчики, вы на канале Киноигры и мы продолжаем рассказывать вам об интересных деталях и особенностях Ведьмака 3, которые вы могли упустить. При поддержке крупнейшего фан-сообщества Вселенная Ведьмака вконтакте.

Сегодня мы поговорим о том, что будет если найти дочь Кровавого Барона - Тамару после прохождения сюжетной линии Новиграда.

Сценарий Ведьмака 3 прописан так, чтобы у вас никогда не возникало ощущение, что вы делаете что-то неправильно или не в том порядке - разработчики озаботились множеством дополнительных диалогов, которые подстраивают сюжетную логику под ваше прохождение и принятые вами решения. Все, что узнаете вы, узнает и Геральт, а впоследствии использует полученную информацию в диалогах. То есть сведены к минимуму ситуации, когда главного героя настигает внезапный склероз, потому что в конкретный сюжетный отрезок он еще не должен знать определенной информации, хотя вы ее уже узнали.

Самый очевидный путь прохождения основной сюжетной линии - начать приключение в Велене, познакомиться с Кровавым Бароном, помочь ему отыскать семью, а уже после по наводке двигаться в Новиград и на Скеллиге.
В процессе расследования Геральт узнАет, что дочь Барона сдружилась с охотниками за колдуньями и обратилась в веру Церкви Вечного Огня.
При таком прохождении Геральт отнесется к новым друзьям Тамары с простой настороженностью, ведь к этому моменту в игре мы еще не принимали активного участия в их делах и ведьмак еще не так хорошо знаком с этим обществом.

[Нейтральный разговор Геральта с Тамарой о церкви вечного огня]

Однако, если перед встречей с Тамарой вы сначала пройдете сюжетную линию Новиграда, где Геральт поближе познакомится с обществом охотников за колдуньями и церковью Вечного огня, своими глазами увидит, как они пытают, а потом сжигают чародеев на кострах прямо на главной площади, диалог с Тамарой изменится.
К этому моменту Ведьмак уже сформирует собственное мнение об этих личностях, в частности о Калебе Менге - коммандире охотников за колдуньями в Новиграде, который практически сразу проявляет себя, как религиозный фанатик и садист.
[Геральт сформировал мнение об охотниках на примере поведения Калеба Менге и делает соответствующие выводы в диалоге с Тамарой]

Вот такая небольшая, но интересная деталь, которая в очередной раз показывает степень проработки игры разработчиками. Данный диалог служит лишь ярким примером, им все не ограничивается - подобным образом разработчики прописали большинство квестов в игре - и главные, и дополнительные, хотя основная масса игроков это даже не увидит. Сделано все, чтобы вы ощущали себя хозяином этой истории и могли импровизировать при прохождении, не выпадая из атмосферы мира игры.

А что по поводу этой детали думаете вы?
Нужна ли по вашему мнению такая проработка или вы спокойно принимаете игровые условности, диктуемые сюжетом?
Пробовали ли сами встречаться с дочерью Кровавого Барона после прохождения Новиграда? Ну и как у вас сложилась судьба этой сложной семьи? Обязательно напишите в комментарии, будет интеренсо почитать и вместе обсудить. Если понравилось видео, не забывайте, пожалуйста, ставить лайк, делиться роликом с друзьями и в социальных сетях и подписываться на канал, если вы еще этого не сделали. Это очень помогает нам в развитии, а впереди еще много всего интересного - нам еще есть о чем рассказать, в будущем поговорим и о более крупных деталях Ведьмака 3, которые пропускает большинство игроков.

Ну а сейчас благодарим вас за просмотр и поддержку, обязательно увидимся в новых видео! Всем пока!