Народническая организация "Земля и воля".«Земля и воля», тайное революционное общество народников в 70-х гг. 19 в. Основано в Петербурге в 1876. Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноимённого печатного органа; прежние название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников». Видными деятелями «Земли и воли» со времени её основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (все - бывшие чайковцы). Платформу «Земли и воли» разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). «Земля и воля» имела тесную связь с революционерами, действовавшими в Киеве, Харькове, Одессе.
Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России, основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».
«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В. И. Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 135). Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.
Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале. «Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы (выпуск «Земли и воли», «Листка „Земли и воли“» и др.), вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.
Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству. Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации. В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок „Земли и воли"». Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и «политиками» - защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.), потребовали созыва в июне 1879 Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками. В августе 1879 «Земля и воля» окончательно раскололась на 2 самостоятельные организации: «Народная воля» и«Чёрный передел».

В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля и воля» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев начались разногла­сия по вопросу о методах борьбы. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля» . Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды, было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плехановым, отказалась от тактики индивидуального террора, ставя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости пропаганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и перестала существовать.

Социально-демократическое движение. Основатель русской социал-демократии – Плеханов. В 1883 г. в Женеве создаётся «Группа освобождения труда». Основные сферы её деятельности:

· перевод на русский и распространение в России работ Маркса и Энгельса;

· идейная борьба с народничеством;

· анализ развития России с точки зрения марксизма.

Распространение марксизма началось в России в 80-е годы. Существовало множество кружков, среди них: кружок Благоева, Бруснёва, Федосеева и т.д. В 90-е годы появляется идейная борьба между народничеством и марксизмом. В марксизме возникает «легальный марксизм» (под пред. Струве). В 1895 г. в Питере создаётся общегородская организация во главе с Лениным под названием «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1898 г. в Минске – первый съезд РСДРП. Окончательное оформление этого движения происходит на II съезде, на нём же происходит и разделение РСДРП на два течения: большевики и меньшевики. В 1901 г. на основе революционных народников формируется партия эссеров (Чернов).

Особенности политических движений в России:

· они возникают гораздо позже, нежели на Западе. Это связано с отсталостью России в социально-экономическом плане;

· в России партии находились на нелегальном или на полулегальном положении (это вело к радикализму действий);

· формирование партий шло от периферии к центру (сначала возникали региональные партии, а потом – общероссийские);

· образование партий шло слева направо (социалисты либерал демократы консерваторы). Это привело к господству в обществе социалистических партий и радикальных методов борьбы;

· ни одна из партий не имела опыта управления государством.

ВЫВОД: к концу XIX - началу XX столетия общественно-политические движения в России достигли такой степени зрелости, которая позволила на рубеже веков создать политические партии всех направлений.

Земля и Воля - тайное революционное общество, возникшее в России в 1861 году и просуществовавшее до 1864 года, с 1876 года по 1879 годы восстановившееся какнародническая организация.

Второй состав 1876-1879 гг.

второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей какА. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

§ передача всей земли крестьянам

§ введение полного общинного самоуправления

§ введение свободы вероисповеданий

§ предоставление нациям права на самоопределение

Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки). Организация имела собственный устав.

Организация состояла из основного кружка (подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности) и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. Агент «Земли и воли» Н. В. Клеточников был внедрён в Третье отделение. Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «оседлой» пропаганде. Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого все силы народники сосредоточили на политическом терроре.

Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля». впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация 1876, первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге. Организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 чел. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Г. В. Плеханов. Молодой рабочий Я. Потапов развернул красный флаг. Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, к заточению на 5 лет в монастырь. Казанская демонстрация 1876 знаменовала начало сознательного участия рус. рабочего класса в общественном движении.

Липецкий съезд членов народнической организации «Земля и воля». Состоялся в июне 1879 в Липецке. Созван в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. На Липецкий съезд, тайно от «Земли и воли», собрались А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, А. И. Баранников, М. Н. Ошанина, А. И. Желябов, Н. И. Колодкевич, Г. Д. Гольденберг, С. Г. Ширяев, М. Ф. Фроленко. Съезд решил внести в программу «Земли и воли» признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет в случае согласия общего съезда «землевольцев» в Воронеже с новой программой должен был взять на себя осуществление террора.

Воронежский съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, О. В. Аптекман. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде (июнь 1879). Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд.

Постановления съезда носили компромиссный характер: наряду с деятельностью в народе признавалась и необходимость политического террора.

Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась. Террористическое крыло образовало новую организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям - общество «Чёрный Передел». После раскола «Земли и воли» на Воронежском съезде Исполнительный комитет Липецкого съезда положил начало новой организации «Народная воля».

народническая организация 1870-х гг., основана в С.-Петербурге в 1876 (название с 1878). Руководители: М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Филиалы в Киеве, Одессе, Харькове и др. Программа предусматривала национализацию земли, замену государства федерацией общин посредством крестьянской революции. Члены "З. и в." создавали поселения в "народе", вели пропаганду среди рабочих и интеллигенции, издавали газету "Земля и воля" (1878-79). Разногласия между сторонниками и противниками политической борьбы привели к расколу (1879) "З. и в." на "Народную волю" и "Черный передел".

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ"

1 . тайное революц. об-во в России в нач. 60-х гг. 19 в. Появление и деятельность "З. и в." связаны с обстановкой первой революц. ситуации, с подъемом массового движения и борьбы демократич. интеллигенции, с ожиданием повсеместного крест. восстания, к-рое предсказывалось революционерами на 1863 (с окончанием срока, установленного для введения в действие Положений 19 февр. 1861). Образование и первые практич. шаги "З. и в." относятся приблизительно к кон. 1861, но замысел орг-ции возник несколько ранее. "З. и в." имела в виду объединение на федеративных началах уже существовавших и вновь возникавших при ее участии кружков в обеих столицах и на местах, создание общей руководящей орг-ции. Важная роль в основании "З. и в." принадлежала братьям Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичам, А. А. Слепцову, Н. Н. Обручеву, С. С. Рымаренко, В. С. Курочкину и др. Учителем и вдохновителем группы организаторов "З. и в." был Н. Г. Чернышевский. Руководители орг-ции одновременно были связаны и с редакцией "Колокола" в Лондоне, причем особенно активное участие в определении и осуществлении задач тайного об-ва принимал Н. П. Огарев. Впоследствии гл. заграничным представителем "З. и в." официально считался А. И. Герцен. С "З. и в." был тесно связан также М. А. Бакунин. В сер. 1862 были арестованы Чернышевский, Н. А. Серно-Соловьевич, Рымаренко, был вынужден эмигрировать А. А. Серно-Соловьевич. В дальнейшем в числе руководителей "З. и в." находились Н. И. Утин, П. В. Пушторский и др. В конце лета - начале осени 1862 центр "З. и в." окончательно оформился под назв. "Русский центральный народный комитет" и тогда же, видимо, утвердилось за об-вом назв. "Земля и воля" (акад. М. В. Нечкина считает, что это назв. принято об-вом уже с кон. 1861). В Петербурге - местопребывании центр. к-та - действовал также местный к-т "З. и в.". Комитеты и группы "З. и в." существовали, кроме того, в Москве, Казани, Н. Новгороде, Перми, на Украине и в нек-рых др. местах. В кон. 1862 к "З. и в." присоединилась рус. воен.-революц. орг-ция, возникшая в Царстве Польском под рук. А. А. Потебни (см. Комитет русских офицеров в Польше). Землевольцы развернули довольно значит. нелегальную издательскую деятельность, обращенную к народу, войску, к "образованным классам": выпустили ряд прокламаций (печатанных частью в России в подпольных типографиях, частью за границей), два номера листка "Свобода", начали печатать журн. "Земля и воля". Землевольцы вели и устную пропаганду в разнообразных обществ. слоях, используя, между прочим, воскресные школы, открытые обществ. учреждения. В начале деятельности землевольцы в качестве общей платформы признавали опубликованную еще до основания об-ва (в сер. 1861) в "Колоколе" статью-воззвание Огарева "Что нужно народу?". В статье выдвигались требования закрепления за крестьянами всей бывшей в их пользовании земли (с прирезкой при недостаточности наделов) без обременения их к.-л. спец. платежами, сокращения наполовину армии (позже в землевольч. док-тах выдвинуто требование замены "рекрутчины" нар. ополчением), освобождения народа от чиновничества и установления подлинного крест. самоуправления, введения уездного и губ. самоуправления и наделенного широкими правами общегос. нар. представительства. Статья "Что нужно народу?" призывала собираться с силами, чтобы дружно и твердо "отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную да правду человеческую". Потом в центре агитац.-пропагандистской деятельности "З. и в." был поставлен лозунг бессословного "Земского собора" или "Народного собрания", созываемого после революц. ниспровержения самодержавия. "Право каждого на землю и выборное и федеральное правительство" - так разъяснялось осн. содержание землевольч. программы Герценом и Огаревым в нач. 1863 (в это время при редакции "Колокола" создан Совет "З. и в."). Имеются основания предполагать, что "З. и в." в 1862-63 склонялась к необходимости объявить после переворота все земли гос. собственностью с отдачей их в пользование на срок сел. общинам. В 1863 в деятельности "З. и в." важное место заняли вопросы, связанные с восстанием в Польше, Литве и Белоруссии. Незадолго до январского восстания 1863 в Польше центр "З. и в." в Петербурге, а ранее Герцен, Бакунин, Огарев, Потебня за границей, провели переговоры с представителями польск. нац.-освободит. движения, установив с ними дружеств. и союзные отношения. Во время восстания "З. и в." не раз заявляла, что передовые рус. люди "не имеют ничего общего с царем и его кровожадным правительством" и желают освобождения Польши от того ига, к-рое гнетет и рус. народ. Связанные идейно с "З. и в." и "Колоколом" революц. элементы среди рус. военных в Польше выступили на стороне повстанцев. В течение 1863 революц. ситуация в России фактически исчерпала себя. Общего крестьянского (или воен.-крестьянского) восстания, на к-рое ориентировались революционеры, не произошло. Польск. восстание было подавлено. В привилегированном об-ве резко усилились реакц. и шовинистич. настроения. Революц.-демократич. интелли- генция несла тяжелые потери в неравной борьбе с пр-вом; мн. землевольцы были арестованы, нек-рые бежали за границу. В этих условиях революц. работа "З. и в." стала замирать. К весне 1864 "З. и в." самоликвидировалась. "З. и в." вошла в историю как крупнейшее революц. объединение в России в 60-х гг., вокруг к-рого постепенно сплачивались наиболее активные демократич. элементы для подготовки революц. натиска против самодержавия. Деятельность "З. и в." способствовала оформлению социально-политич. позиций передовой части интеллигенции, выражавшей насущные интересы крест. массы России. "З. и в." укрепила дружбу и сотрудничество демократич. сил России и Польши. Пример "З. и в." 60-х гг. оказал существенное влияние на последующее освободит. движение в России. Историография "З. и в." состоит из отд. статей и обзоров в общих очерках рус. революц. движения (см. ниже лит.). Спец. монографии, освещающей историю орг-ции в целом, не существует. Комментарии М. К. Лемке к "Полному собранию сочинений" А. И. Герцена (1919-25), в к-рых в сущности содержится подробный и ценный очерк истории "З. и в.", широко использовались в дальнейшем историками. За последние годы изучение "З. и в." заметно продвинулось вперед (хотя в истории ее еще остается немало неясного и дискуссионного). Гл. заслуга в этом принадлежит Группе по изучению революц. ситуации в России в конце 1850 - нач. 1860-х гг Ин-та истории АН СССР, руководимой акад. М. В. Нечкиной (См. сб.: "Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг.", т. 1-3, М., 1960-63, ст. Нечкиной, Я. И. Линкова, В. И. Неупокоева и др.). Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 10, 15-17, 22, П.-Л.-М., 1919-25; его же. Былое и думы. ч. 6-8, Собр. соч. в 30 тт., т. 11, М., 1957; Огарев Н. П., Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1-2, M., 1952-56; Мат-лы для истории революц. движения в России в 60-х гг. Первое приложение к сб. "Гос. преступления в России", под ред. Б. Базилевского, СПБ, (б. г.); (Утин Н. И.), Пропаганда и организация, "Нар. дело", 1868, No 2-3; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, М., 1958; Слепцова М., Штурманы грядущей бури (Из воспоминаний), "Звенья", т. 2, М.-Л., 1933; Рейсер С. A., Воспоминания А. А. Слепцова, в кн.: Н. Г. Чернышевский, т. 3, Саратов, 1962; Герцен, Огарев и "молодая эмиграция", вступит. ст. Б. П. Козьмина, публ. Е. Н. Кушевой, И. Зверева, в кн.: Лит. наследство, т. 41-42, М., 1941; "Исповедь" В. И. Кельсиева, там же; Новые мат-лы о революц. ситуации в России (1859-61 гг.). Ст. и публ. М. Нечкиной, там же, т. 61, М., 1953; Письма Герцена представителям "молодой эмиграции", публ. Б. Козьмина, там же; Неизд. и несобр. произв. Огарева, вступ. ст., публ. и комментарии Я. Черняка, там же; Письма И. И. Кельсиева Герцену и Огареву, публ. П. Г. Рындзюнского, там же, т. 62, М., 1955; Был ли Н. Н. Обручев адресатом письма, взятого при аресте Чернышевского?, сообщ. Я. З. Черняка, там же; Н. А. Серно-Соловьевич - Герцену и Огареву, там же; Письма Н. И. Утина Герцену и Огареву, публ. Б. П. Козьмина, там же; Письма Герцена и Огарева к разным лицам, там же, т. 63, M., 1956; О мемуарах А. А. Слепцова, сообщение В. Э. Бограда, там же, т. 67, M., 1959; Александр Серно-Соловьевич. Мат-лы для биографии. Ст. и публ. Б. П. Козьмина, там же; Нечкина М. В., Н. П. Огарев в годы революц. ситуации, "ИАН СССР, Серия истории и философии", 1947, No 2; ее же, "Земля и воля" 1860-хгг. (По следств. мат-лам), "ИСССР", 1957, No 1; Революц. ситуация в России в 1859-61 гг., т. 1-3, М., 1960-63; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", 2 изд., СПБ, 1908; его же, Политич. процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Козьмин Б. П., Из истории революц. мысли в России, Избр. труды, M., 1961, Левин Ш. M., Обществ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Линков Я. И., Роль А. И. Герцена и Н. П. Огарева в создании и деятельности об-ва" Земля и воля", "ВИ", 1954, No 3; его же, Осн. этапы истории революц. об-ва "Земля и воля" 1860-х гг., "ВИ", 1958, No 9; его же, А. И. Герцен и революц. организации - предшественники первой "Земли и воли", "ВИ", 1962, No 4; Белявская И. M., А. И. Герцен и польское нац.-освободит. движение 60-х гг. XIX в., M., 1954; Ковальский Ю., Русская революц. демократия и январское восстание 1863 г.в Польше, пер. с польск., М., 1953; Восстание 1863 г. и рус.-польские революц. связи 60-х гг. Сб. ст. и мат-лов, M., 1960; Смирнов А. P., Революц. связи народов России и Польши 30-60-х гг. XIX в., М., 1962; Рус. подпольная и зарубежная печать. Библиографич. указатель, т. 1, Донародовольч. период. 1831-1879, в. 1. Книги, брошюры, листовки, M., 1935. Ш. М. Левин. Ленинград. 2 . тайное революц. об-во народников в 70-х гг. 19 в. Осн. в Петербурге в 1876. Была для своего времени наиболее важной и крупной революц. орг-цией. Назв. "З. и в.", связанное отчасти с традицией 60-х гг., по свидетельству большинства мемуаристов, дано об-ву в кон. 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние назв. (по мемуарным источникам): "Северная революц.-народнич. группа", "Об-во народников". В состав "З. и в." вошел ряд уцелевших от арестов участников "хождения в народ", а также более молодые революционеры. Видными деятелями "З. и в." с ее основания были М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов, А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, В. А. Осинский, О. В. Аптекман и др. Позже в нее вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, M. P. Фроленко, Л. А. Тихомиров (все - б. "чайковцы"). Платформу "З. и в." разделял и с ней сотрудничал кружок В. Н. Фигнер (А. И. Иванчин-Писарев, Ю. Н. Богданович, А. К. Соловьев и др.). "З. и в." имела тесную связь с революционерами, действовавшими на Украине - в Киеве, Одессе, Харькове, где протекала непосредственно работа отдельных ее членов (Осинский, Лизогуб). Образованию "З. и в." предшествовало обсуждение опыта "хождения в народ" 1873-75. В результате известного пересмотра программно-тактич. и организац. взглядов были определены основы обновленной платформы, к-рой тогда же сами участники дали название "народнической". Подобно остальным представителям народнич. мировоззрения (в широком смысле этого понятия), землевольцы признавали возможность особого пути (некапиталистического) социально-экономич. развития России, основой для к-рого должна была послужить крест. община. Находя слишком оторванной от реальных условий России деятельность своих предшественников, землевольцы считали необходимым приноровить цели и лозунги движения к самостоят. революц. стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. "Мы суживаем, - говорилось в программе "З. и в.", - наши требования до реально осуществимых в ближайшем будущем, т. е. до народных требований, каковы они есть в данную минуту". Эти требования, обобщенные в лозунге "Земля и воля!", сводились программой об-ва к переходу всей земли "в руки сельского рабочего сословия" с "равномерным" ее распределением, к "полному мирскому самоуправлению" при той или иной форме "междуобщинных и внешних отношений" (допускалась передача возможно более ограниченной доли обществ. функций пр-вам союзов общин), к разделению империи на части "соответственно местным желаниям". Землевольцы верили в социалистичность "коренных черт характера" крестьянства, благодаря чему осуществление ближайших требований явится фундаментом "дальнейшего успешного хода социального дела в России". "З. и в." защищала необходимость создания постоянных "поселений" революционеров в деревне для установления прочных связей в крестьянстве с целью подготовки в конечном счете нар. революции. Программа "З. и в." предлагала также "заведение сношений и связей в центрах скопления промышленных рабочих"; но землевольцы отводили рабочему движению подчиненную роль, осн. революц. силу видели в крестьянстве. Работе среди интеллигенции придавалось серьезное значение, прежде всего с точки зрения пополнения рядов революц. орг-ции. Исходя из неизбежности "насильственного переворота", землевольцы среди средств его подготовки выдвигали на особо важное место "агитацию" как словесную, так и гл. образом "путем дела" - бунтов, демонстраций, стачек; они, поддерживая в общем бакунистскую традицию, представляли "бунтарскую" струю в революц. движении 70-х гг. Существенной заслугой землевольцев явилось стремление к созданию крепкой и дисциплинированной, по-настоящему боеспособной революц. орг-ции, отмеченное с большим одобрением В. И. Лениным. Для устройства "поселений" землевольцами были избраны в первую очередь нек-рые приволжские губ. (Саратовская - в качестве гл. центра, Нижегородская, Самарская, Астраханская), а также Тамбовская, Воронежская, Псковская губ. Велась работа в Донской обл., предпринимались попытки революц. деятельности на Сев. Кавказе, Урале. "З. и в." в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революц. лит-ры (выпуск "Земли и воли", "Листка "Земли и воли"", многих нелегальных воззваний и брошюр). В Петербурге и нек-рых др. городах "З. и в." вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении неск. стачек в Петербурге в 1878-79. "З. и в." имела большие связи в студенчестве (прежде всего в Петербурге, Москве) и оказала влияние на развитие студенч. движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в т. ч. так наз. Казанская демонстрация 1876, к-рой "З. и в." впервые открыто заявила о своем существовании. Активная деятельность землевольцев по изданию и распространению революц. лит-ры, устройству различного рода протестов, развертыванию агитации имела крупное политич. значение. Но теоретически "З. и в." придерживалась еще анархистских или полуанархистских взглядов на политич. борьбу; последняя лишь стихийно врывалась в ее деятельность. Программа "З. и в." предусматривала и действия, направленные на "дезорганизацию государства", в частности уничтожение "наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства". Самым громким террористич. актом "З. и в." было убийство шефа жандармов Мезенцова (1878). Однако "З. и в." все же не рассматривала еще террор как средство политич. борьбы против существующего строя, расценивая его под углом зрения самозащиты революционеров и мести пр-ву. Трудности и разочарования в революц. деятельности в деревне, не приносившей землевольцам быстрых и достаточно осязательных результатов, усиление правительств. репрессий, а с др. стороны - резкое обострение политич. недовольства в различных обществ. кругах в период рус.-тур. войны и назревания революц. ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри "З. и в." и в близкой к ней среде. В "З. и в." постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, получившая даже фактически с марта 1879 свой орган - "Листок "З. и в."". Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии об-ва (Плеханов, М. Р. Попов, Аптекман и др.) и защитниками перехода к политич. борьбе путем систематич. применения террористич. методов (А. Д. Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский и др.) вызвали созыв в июне 1879 Воронежского съезда "З. и в.", приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя группировками. В авг. 1879 "З. и в." окончательно раскололась; вместо нее возникли "Народная воля" и "Черный передел". Как и др. представители революц. народничества, землевольцы 70-х гг. были выразителями - в определенной, им свойственной форме - идей утопич. "крестьянского социализма" и по существу отражали в своей деятельности чаяния крест. массы России, борьбу крестьянства за землю, его стремление к свободной и равноправной жизни. Материал по истории "З. и в." содержится в ее изданиях, в программно-уставных док-тах (опубл. в сб.: Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", 1932), в мемуарах, письмах, показаниях ее участников и близких к ней деятелей, а также в нек-рых офиц. источниках (обвинит. акты и т. д.). Первый предназначенный для оглашения ист. очерк "З. и в." был дан еще в нач. 80-х гг. в ссылке О. В. Аптекманом; в печатном виде он, однако, появился - в дополненной и измененной редакции - только в период первой русской революции (новое расширенное издание - после Октября). В 90-х гг. очерк истории "З. и в." опубл. Э. А. Серебряков. Написанный с народовольч. позиций, этот очерк впоследствии был подвергнут критике Плехановым. Плеханов многократно касался деятельности и роли "З. и в." в своих произв. как 80-90-х, так и более поздних годов (напр., "Рус. рабочий в революц. движении", предисловие к рус. изданию книги А. Туна, критич. статья о Богучарском "Неудачная история партии Нар. воли" и др.). Об ист. значении "З. и в." в деле создания орг-ции революционеров писал В. И. Ленин в нач. 20 в. Новейшая сов. работа, специально посвященная "З. и в.", принадлежит П. С. Ткаченко. Лит.: Ленин В. И., Что делать?, Соч., 4 изд., т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; Плеханов Г. В., Соч., т. 1-3, 9, 12, 24, М.- П.-Л., 1923-27; Архив "Земли и воли" и "Нар. воли", М., 1932; Революц. журналистика 70-х гг., 2 прилож. к сб. "Гос. преступления в России", Ростов/Д., (б. г.); Ткаченко П. С., Рев. народнич. орг-ция "Земля и воля" (1876-1879 гг.), М., 1961; Серебряков Е. A., Очерк по истории "Земли и воли", СПБ, 1906; Богучарский В. Я., Активное народничество семидесятых годов, М., 1912; Левин Ш. М., Общ. движение в России в 60-70-е гг. XIX в., M., 1958; Аптекман О. В., Об-во "Земля и воля" 70-х гг., 2 изд., П., 1924; Попов М. Р., Записки землевольца, M., 1933; Фроленко М. P., Собр. соч., т. 1-2, 2 изд., M., 1932; Фигнер В., Полн. собр. соч., т. 1, 5, 2 изд., M., 1932; Морозов Н. A., Повести моей жизни, т. 2, М., 1962; Тихомиров Л. А., Воспоминания, М.-Л., 1927; Степняк-Кравчинский С., Соч., т. 1, M., 1958; Иванчин-Писарев А. И., Хождение в народ, М.-Л., 1929; Бух Н. К., Воспоминания, M., 1928; Русанов Н. С., На родине. 1859-1882, M., 1931; Любатович О., Далекое и недавнее, M., 1930; Тютчев Н. С., Революц. движение 1870-80-х гг. Ст. по арх. мат-лам, M., 1925; Прибылева-Корба А. П. и Фигнер В. Н., Народоволец А. Д. Михайлов, Л., 1925; Козьмин Б., К истории "Земли и воли" 70-х гг. (Программа Тамбовского поселения землевольцев), "КА", 1926, т. 6(19); Историко-революц. сб., т. 2, Л., 1924; Твардовская В. A., Кризис "Земли и воли" в конце 70-х гг., "ИСССР", 1959, No 4; ее же, Воронежский съезд землевольцев (июнь 1879 г.), "НДВШ, Ист. науки", 1959, No 2, см. также лит. при ст. Народничество и при статьях об отдельных землевольцах. Ш. М. Левин. Ленинград. 3 . печатный орган тайного об-ва "Земля и воля" в России, "социально-революц. обозрение". No 1 помечен 25 окт. - 1 нояб. 1878, No 5 (последний) вышел 16 апр. 1879. Печатался в подпольной "Петерб. вольной типографии" землевольцев тиражом в неск. тыс. экземпляров. В редакцию в разное время входили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, Г. В. Плеханов, Л. А. Тихомиров, к-рым принадлежала и б. ч. лит. мат-лов. Наряду с программными статьями "З. и в." давала политич. фельетон, корреспонденции о волнениях, стачках, студенч. движении, оглашала секретные правительств. док-ты и т. д. Текст "З. и в." перепечатан В. Я. Богучарским в кн. "Революц. журналистика 70-х гг." (1905, Париж, 1906 - в России). Лит.: Кузьмин Д., Народовольч. журналистика, М., 1930; Веревкин Б. П., Рус. нелегальная революц. печать 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1960.

Народническая организация «Земля и воля»

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической». Землевольцы признавали возможность особого (некапиталистический путь развития России), основой для которого должна была послужить крестьянская община. Они считали необходимым приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существующим, по их убеждению, в крестьянстве. Эти требования, обобщённые в лозунге «Земля и воля!», сводились программой общества к переходу всей земли «в руки сельского рабочего сословия» с «равномерным» её распределением, к «полному мирскому самоуправлению», к разделению империи на части «соответственно местным желаниям».

«Земля и воля» защищала необходимость создания постоянных «поселений» революционеров в деревне с целью подготовки народной революции. Основную революционную силу землевольцы видели в крестьянстве, рабочему движению отводили подчинённую роль. Исходя из неизбежности «насильственного переворота», землевольцы выдвигали на особо важное место «агитацию» главным образом «путём дела» - бунтов, демонстраций, стачек. Они представляли «бунтарскую» струю в революционном движении 70-х гг.

Существенной заслугой землевольцев, отмеченной В.И.Лениным, было стремление «... привлечь к своей организации всех недовольных и направить эту организацию на решительную борьбу с самодержавием». Принципами организации стали дисциплина, взаимный товарищеский контроль, централизм и конспирация.

Для устройства своих «поселений» землевольцы избрали Саратовскую, Нижегородскую, Самарскую, Астраханскую, а также Тамбовскую, Воронежскую, Псковскую губернии, Донскую область и др. Предпринимались попытки революционной деятельности на Северном Кавказе, Урале.

«Земля и воля» в широком для подпольных условий масштабе поставила издание и распространение революционной литературы, вела пропаганду и агитацию среди рабочих; землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79 гг.

«Земля и воля» оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе так называемая Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля» впервые открыто заявила о своём существовании.

Программа «Земли и воли» предусматривала и действия, направленные, по мнению её членов, на «дезорганизацию государства», в частности уничтожение «наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства». Самым значительным террористическим актом «Земли и воли» было убийство шефа жандармов Н.В.Мезенцова (1878). Однако «Земля и воля» не рассматривала ещё террор как средство политической борьбы против существующего строя, расценивая его как самозащиту революционеров и месть их правительству.

Разочарования в революционной деятельности в деревне, усиление правительственных репрессий, резкое обострение политического недовольства в период русско-турецкой войны 1877-78 гг. и назревания революционной ситуации способствовали зарождению и развитию новых настроений внутри организации.

В «Земле и воле» постепенно сформировалась фракция террористов-политиков, основавшая в марте 1879 свой орган «Листок «Земли и воли»».

Разногласия между сторонниками продолжения прежней линии общества - «деревенщиками» и «политиками» - с защитниками перехода к политической борьбе путём систематического применения террористических методов, потребовали созыва в июне 1879 году Воронежского съезда, приведшего лишь к формальному и кратковременному компромиссу между двумя этими группировками.

Таким образом, основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. М.А.Бакуниным, ПЛ.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. ПЛ.Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. «Разбудить» крестьян должны были «критически мыслящие личности» - передовая часть интеллигенции. П.Н.Ткачев, так же не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

В 1874 г., опираясь на идеи М.А.Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое «хождение в народ», надеясь поднять крестьян на восстание. Однако «хождение в народ» провалилось, народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы. Еще раз подтвердилась неэффективность террористических методов борьбы, приведших к усилению реакции и полицейского произвола в стране.

В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

С середины 1880-х гг., по мере развития капитализма, роста рабочего движения в России, распространения марксистских идей, народничество постепенно начинает уступать первенство в освободительном движении революционной социал-демократии.

  • Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5 изд. - т.12. - С.135.