Умру я скоро анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . В 1866 г. Некрасов получил анонимное письмо, в котором неизвестный обвинял поэта в неискренности и отказе от демократических идеалов.

Поводом для анонимки, скорее всего, стало произведение "Бокал заздравный поднимая..." (1866 г.), которое Некрасов посвятил усмирителю восстания в Польше - генералу М. Н. Муравьеву.

Поэт написал хвалебную оду с целью спасти журнал "Современник", но издание все равно закрыли, а демократические круги расценили поступок Некрасова как подлость и предательство. Ответом поэта на все обвинения стало стихотворение "Умру я скоро..." (1867 г.).

2. Жанр произведения - элегия.

3. Основная тема стихотворения - покаяние автора перед Родиной. признается, что оставляет России "жалкое наследство". Он перечисляет причины этого. Детство поэта было очень тяжелым, омраченным беспощадной тиранией отца. Молодость прошла "в мучительной борьбе". Некрасов голодал, был вынужден за копейки давать уроки и писать стихотворения на заказ. Все это оставило "неизгладимый след" в душе поэта и заставило его обратиться к страданиям простого народа.

Некрасов с гневом отвергает обвинения о продажности ("не торговал я лирой"). Однако в случае опасности его лира могла издавать "звук неверный" (вероятно, намек на оду Муравьеву). Начало серьезной литературной карьеры было для Некрасова счастливым временем. У него появилось множество единомышленников ("дружная семья"), разделяющих демократические взгляды. Постепенно "семья" распадалась: друзья изменяли взгляды, подвергались наказанию со стороны власти, умирали.

К настоящему времени Некрасов осознал, что остался совершенно один в окружении многочисленных врагов. Суровая жизнь не позволила поэту сделать многое из задуманного. Он мечтал пробудить в народе осознание собственного несправедливого положения, но признается, что слишком любил самого себя. Некрасов строго оценивает свою деятельность. Он заявляет, что "к цели шел колеблющимся шагом" и "не жертвовал собой".

Творчество никак не повлияло на ситуацию в стране. Единственное, что смог сделать поэт - выразить свою безграничную любовь к России. За сохранение этой великой любви Некрасов просит Родину простить все его невольные прегрешения.

4. Композиция . Произведение состоит из трех частей. В первой автор рассказывает о своем тяжелом детстве и юности. Вторая часть - сожаление об утраченных друзьях. Заключительная часть - горькое покаяние Некрасова. Все три части связаны рефреном: "За каплю крови, общую с народом".

5. Размер стихотворения - пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В произведении широко представлены эпитеты ("роковым", "неумолимый", "изумляющий") и метафоры ("жалкое наследство", "земной предел", "луч сознанья"). На высокую степень переживаний поэта указывает большое количество восклицаний. Ядром стихотворения является уже упоминающийся рефрен с центральным символом - "каплей крови", связывающей поэта с простым русским народом.

7. Главная мысль произведения заключается в оправдании Некрасова перед страной. Поэт излишне строг к себе. Его творчество оказало огромное влияние на русскую общественную мысль и побудило многих людей к деятельности по улучшению положения крестьянства.

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

В 1867 году Николай Алексеевич пишет очередное стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство …». Оно входит в сборник работ–исповедей, в которых поэт пытается выяснить свое предназначение, свое соответствие истинному и настоящему поэту.

Толчком для написания этого стихотворение стало письмо от неизвестного автора, в котором был сложен стих в поддержку Некрасова, развеивая порочные слухи против поэта.

После прочтения анонимного письма, Некрасов в который раз задумался над своей прожитой жизнью. В его душе торжествовал разлад. Он считал, что не выполнил свой поэтический долг в полной мере, разочаровываясь и раскаиваясь перед окружающими.

В первой части читатель знакомится с размышлениями лирического героя о годах детства и юности, которые прошли в революционно разгорающемся обществе. Однако протест затянулся. Люди практически смирились со своим угнетенным положением, поэтому все больше и больше стали молчать. Такая ситуация оставила в памяти героя самые негативные воспоминания.

Во второй части лирический герой кается за то, что не всегда стихотворные работы соответствовали истинной действительности. Ведь Николай Алексеевич неоднократно слагать творческие рифмы не под влияние своей музы, а для поддержания журнала «Современник».

Во второй части отчетливо прослеживается то одиночество, в котором пребывает поэт. Он потерял множество друзей, а взамен приобрел десятки врагов. Некрасов приходит к выводу, что недостаточно сделал для поддержания простого народа. Обращаясь к Родине, поэт просит прощение и глубоко раскаивается.

содержимое:

Творчество Некрасова относится в основном к 50-70 годам 19 века. Главным вопросом в жизни общества того времени был вопрос о положении народа, его судьбе. Этот вопрос занимает центральное место в поэтическом мире Некрасова. Стихи Некрасова посвящены раздумьям, переживаниям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родине. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря его умению относиться к страданиям людей, как к своим собственным, переживать несчастье человека, как свое. Восприимчивость к чужому горю, чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ — все это предопределило особенности лирики Некрасова. Наглядный пример тому — стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. «.

Стихотворение написано в 1867 году, оно получило характер итогового творения. В сущности, это образец некрасовской исповеди. Чувства и переживания поэта за народ, за людей стали причиной его чувства вины. Мнимые заблуждения и ошибки вызывали в Некрасове желание исповедаться, покаяться. Стихотворение содержит в себе основные мотивы творчества поэта — боль, горечь, спасительную иронию. Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего с помощью словесного материала: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой» и другие строки стихотворения характеризуют мрачный и грустный настрой поэта. В общую атмосферу уныния вливается появляющийся в стихотворении мотив одиночества: «Давно я одинок. «, — говорит лирический герой.

Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое. Герой вместе с поэтом окидывает мысленным взором всю свою прошедшую жизнь. Мало что в этой жизни согревало его страдающее сердце:

Вначале шел я с дружною семъею, По еде они, друзья мои, теперь. —

Говорит лирический герой, и в образе его мы видим потерянность, неприкаянность страдающей личности. Создается ощущение, что лирический герой страдает от непонимания и стремится... бы

Печально звучат строки:

И песнь моя бесследно пролетела,

И до народа не дошла она.

В этих строках — трагический надрыв поэта, его тоска о несовершенном. «За каплю крови, общую с народом. » — эти строки показывают, насколько требователен был к себе Некрасов, они же отрицают предыдущую печаль. Не могут слова истинно народного поэта не дойти до народа, никогда не будет он забыт.

Именно любовь к родной стороне в некрасовских стихах можно назвать светлой нотой.

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. » пронизано грустью и тоской о судьбе родной стороны. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте стихотворения четыре раза. Поэт молит о прощении у страны, для которой, по его мнению, сделано не все возможное:

Прости меня, о родина! прости.

В этой поэтической строчке звучит небывалый накал чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом автора. Поэт открыто признается, в чем видел свою вину:

Я к цели шел колеблющимся шагом Я для нее не жертвовал собой.

Итак, стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство. » — это исповедь поэта. Некрасов считает, что не все успел, что мог, и это его печалит, заставляет его душу наполниться страданием. Стихотворение трагично, это печальное признание своей вины за несделанное. Некрасов очень глубоко воспринимал вопрос о значении поэта и его поэзии, и он считал, что не все сделал, как нужно. Он «не жертвовал собой» и это его — ошибка. Но с таким утверждением нельзя согласиться. Некрасов — народный поэт — своей лирикой вызвал сочувствие к людям, он показал народную жизнь без прикрас и идеализации, в чем его несомненная заслуга перед современниками и потомками. В его лирике мы видим цельный образ страдающей России, в каждом из героев его стихотворения встают перед нами несчастные, страдающие люди.

Время Н. Некрасова – это 50-70-е годы XIX века. Главным в жизни русского общества тех лет был вопрос о народе. Потому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с печалью поэта о народной судьбе, с его любовью к родной стороне. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта – его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю отсутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут «совестливостью». Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям. А потому в его более поздней лирике все явственнее начинают звучать «покаянные» молитвы. Так, наглядным тому примером стало стихотворение Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…».
Стихотворение написано в 1867 году поэтом, преждевременно почувствовавшим приближение своего конца, потому оно получило характер итогового творения. По сути, это образец некрасовской обжигающей исповедальности. Стихотворение заключает в себя боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства и состояния, которые сопровождали поэта на протяжении почти всей его творческой жизни. Было много причин для сердечных страданий Некрасова, а в итоге на нем «года гнетущих впечатлений // оставили неизгладимый след».
Давящее настроение беспросветной печали создается прежде всего на лексическом уровне. Едва ли не в каждой строчке мы находим слова и сочетания, поддерживающие это настроение: «под гнетом роковым», «в мучительной борьбе», «печальный твой поэт», «с своей угрюмой музой», «неумолимый рок» и многие другие. А появляющийся в художественном мире стихотворения мотив одиночества вливается в эту общую атмосферу уныния. «Давно я одинок…» – признается лирический герой.
Его взгляд обращен в прошлое. Мысленным взором он окидывает всю свою прошедшую жизнь. Прискорбно, что в этой жизни мало, что согревало его страдающее сердце. «Вначале шел я с дружною семьею…» – скажет лирический герой. И тут же мы видим его совершенную потерянность, когда он вопрошает: «Но где они, друзья мои теперь?». Мы чувствуем, что более всего лирический герой страдает от непонимания и, оправдывая себя, стремится быть понятым.
«За каплю крови, общую с народом…» – эти рефреном звучащие строчки показывают, насколько был требователен к себе поэт. Кого как не Некрасова мы прежде всего назовем народным поэтом?! А потому нам трудно согласиться с его строками:
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она…
Мучения Некрасова были связаны и с тем, что он чувствовал непохожесть своих стихов на легкую благозвучную классическую лирику на стихи Пушкина, которого при каждом удобном случаи критики противопоставляли Некрасову.
И все-таки есть в беспросветном, казалось бы, мире поэтической исповеди светлая нота, связанная с любовью поэта к его «родной стороне», любовью, единственно успевшей «сказаться» в творческом наследии Некрасова.
Однако так считал беспощадный к себе поэт, а потому и признавал себя в праве обращаться с мольбами именно к родине. Обращение–восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды. Отсюда понятно, насколько изболелось раненое сердце поэта, молящего о прощении:
Прости меня, о родина! прости!...
Двойное восклицание и повтор слова «прости» говорят о небывалом накале чувств лирического героя, голос которого сливается с голосом самого поэта–автора.
Поэт открыто признается в том, в чем видит свою вину:
Я к цели шел колеблющимся шагом
Я для нее не жертвовал собой…
Анофорически звучащее «Я» подчеркивает степень раскаяния – «воспеть» страдания «терпением?поэта, вполне осознававшего свое призвание изумляющего народа». Как часто в поэтическом признании мы слышим паузы, прерывающие исповедальную речь. Эти паузы, отмеченные прежде всего многоточиями, необходимы лирическому герою, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими чувствами.
Думается, неслучайно в качестве стихотворного размера для своей истины Некрасов предпочитает ямб. Это самый популярный размер в русском классическом стихосложении, это любимый размер Пушкина. А встречающиеся в каждой строке пропуски ударения придают поэтической речи элегическое звучание.
Таким образом, мы понимаем, что вопреки столь беспощадной самооценки поэта, для нас Некрасов прежде всего истинно народный поэт, народный не только по теме, а по духу, по своему мироощущению. Очень жаль, что полное читательское признание пришло к Некрасову гораздо позднее; жаль, что «уходил» поэт безутешно страдающим, считающим свое бесценное творческое наследие лишь «жалким».

Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен.

Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком, имя которого до сих пор осталось втайне для остальных людей. Кто-то, кто очень верен и предан был поэту, написал специально для него произведение под таким отрицательным названием. В этом стихе, за Некрасова постояли, и выражали самый, что ни есть строгий протест против слухов, которые распространяют завистники против русского поэта.

Стихотворение «Умру я скоро» - на самом деле как бы подводит итог жизни. Произведение Некрасова следует относить к жанру – лирики покаянной. Тематика стихотворения весьма психологична – автор пытается и все делает для того, что бы победить разлад своей души. Внутренние сомнения, страхи и сожаления – все это можно прочитать между строчками в стихотворении Некрасова.

Первая часть стиха повествует читателям о юности и детстве автора. Вторая часть произведения очень необычна. Она содержит в себе размышления, которые сводятся к мыслям, что лира – инструмент, который использую совсем не по назначению. Многие считают, что в это утверждение он вложил много своих тайных суждений и мыслей. Также, чувствуется одиночество в последней части произведения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Куст сирени Куприна сочинение

    Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна.

  • Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

    Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.

  • Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила Пушкина сочинение

    Образ доблестного витязя, состоявшего на службе у Великого князя Владимира, хорошо описан самим автором. А.С. Пушкин постоянно даёт Руслану собственные характеристики.

  • Анализ рассказа Бунина Муза

    Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного

  • Сочинение Как я однажды опоздала в школу 5 класс

    Я хорошо учусь в школе, я отличница. У меня нет ни одной тройки, только пятерки и четверки. Еще, я никогда не опаздывала в школу, и вообще у меня примерное поведение. Учителя, даже ставят меня в пример, другим ученикам.