Здесь мало всмотреться,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно…

Н. Рыленков

Цели урока:

1. Обучающие:

расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете, закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

развивать интерес к поэзии;

помочь понять настроение, чувства поэтов;

помочь создать зрительные образы при чтении стихов;

3. Воспитательные:

воспитывать любовь к родному краю, окружающей природе, Родине.

Оформление урока

На доске тема урока, эпиграф; портреты поэтов;

словарная работа

Ход урока:

Слово учителя

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Послушаем стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…».

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Словарная работа:

Чу – призыв обратить внимание на какие-то звуки.

Нива – засеянное поле.

Смятенный – находящийся в волнении.

В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.

Не менее интересным является и другое стихотворение поэта.

Листья.

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, -
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе -
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Словарная работа:

Зефиры – южные тёплые ветры.

Докучный – наводящий скуку.

Это стихотворение написано от лица осенних листьев, которым не терпится улететь вместе с ветром. Себя они противопоставляют хвое: «Их тощая зелень, / Как иглы ежа, /
Хоть ввек не желтеет, / Но ввек не свежа».

Листья называют себя «лёгким племенем», которое «краткое время гостит на сучьях». Они радуются, что «всё красное лето были в красе, играли с лучами, купались в росе». Но осенью им стало скучно, поэтому осенние листья обращаются за помощью к буйным ветрам и готовы улететь.
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Выступление II группы.

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах.

Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудёт и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.

Словарная работа:

Гудёт (устар.) – гудит.

Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.

В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.

Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали». «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»












Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе. Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится. Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним. Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!


Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!..














Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету


Творческое задание Весна начинается с неба. Сначала оно светлеет И чистой голубизною Стекает к земле седой. Весна начинается с криков Веселых стай воробьиных, Которые неумолчно, Взахлеб о весне твердят. Весна начинается с взглядов, Оттаявших после стужи. Весна начинается в сердце, Где ясная тишина. А может, ее начало В той первой огромной луже? Не знаю, но всем понятно: Она началась, весна. О. Лебедушкина С чего же, по вашему мнению, начинается весна? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений, и личных наблюдений.








Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







П. И. Чайковский «Времена года» Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»



По литературе VI класса есть лирические произведения, которые можно объединить разделом «Родная природа в изображении русских поэтов». Изучение этих произведений вызывает немалые трудности у учителей-словесников. Поэтому часто это изучение сводится лишь к выразительному чтению и заучиванию наизусть.

Главная задача учителя - организовать работу со стихотворениями о природе так, чтобы пробудить интерес и любовь к поэзии. Поэтому первое, что необходимо учителю, - это освоить образное содержание стихотворения , добиться того, чтобы ученик отчетливо представлял, видел предмет изображения. Как писал В. Набоков: «Главная задача писателя - превратить читателя в зрителя». Затем - выявление основных чувств, которые вызывает та или иная картина, тот или иной предмет, которые помогут школьникам понять основной тон стихотворения и проникнуться чувствами, которые стремился пробудить поэт, и, наконец, личное отношение к нарисованному, которое отразится в выразительном чтении того или иного стихотворения.

В хрестоматии VI класса поэзия о природе представлена двумя разделами: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX в.» и «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX в.». Пожалуй, не следует изучать их в одно время. Это может снизить интерес шестиклассников и вызовет большие трудности у учителя. Поэтому лучше стихотворения русских поэтов XX в. отнести на конец изучения темы «Произведения русских писателей XX в.».

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века», 5 класс

Тема урока :

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

.
Тип урока : интегрированный урок- изучение нового материала.
Цели урока :
1) обучающая : познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения из их биографий;
2) развивающая : развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная : воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Оборудование урока :
компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов "Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация", литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» , учебник, тетрадь.
Время урока : 45 мин.

План урока:

1.Организационный момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу .
б. Постановка цели учащимися .
3. Изучение нового материала (25 мин)
а) прослушивание стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии ;

- работа со словарями;

- просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка ;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
- прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников о весне;
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
г) .
- загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
- просмотр репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
- работа с текстом стихотворения «Утро» (поиск средств художественной выразительности в стихотворении);
д) Образ осени в русской литературе 19 века
- чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И. Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина, "Осень" А.Н. Майкова.
- прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г.)
- выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
-работа в группах(найти в стих-ии признаки осени);
4. Рефлексия (7 мин)
5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)
6. Домашнее задание (2мин)

Ход урока

1.Организационный момент
2.Слово учителя
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а) Обращение к эпиграфу .
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

3. Изучение нового материала.
А)Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? (зимняя ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? (изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
- работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях (работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
В)Образ весны в русской поэзии 19 века .
«Весенние воды» Тютчев.
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. » под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
Учитель: -Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них (кто первый).
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
- Загадка о лете. чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …
(Лето)
Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником.
Учитель: - Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века .
Учитель:- Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.
1 группа: стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, прослушаем стихотворении в исполнении ученика (фамилия называется).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.
2группа: Пушкин А.С. "Осень"
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков "Осень".
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
6. Рефлексия .
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок. .
Учитель: - Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты - при помощи изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном), музыканты - с помощью нот.
8. Домашнее задание . 1 мин.
1 уровень: выразительное чтение стих. А.М.Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение (5 пр-ий) «Я в осеннем(зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.
Резервные методические материалы.
Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражения
Родная природа для русских поэтов – это…
Поэты воспевали красоту…(чего?)
Русская природа… (какая?)
Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что…
Библиография.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
3. «Художественная галерея» №60,2005
4. «Художественная галерея» №65,2005
5. «Художественная галерея» №56,2005
6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
7. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов.1963
10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008

Русская поэзия немыслима без одной из главных ее тем - темы природы. Литература 19-го века оставила нам живописные, лиричные, трогательные, проникновенные зарисовки прелестных уголков природы, исполненных очарования и душевности. Прикоснемся к ним сердцем и мы, путешествуя по временам года и страницам любимых томиков стихов.

Ах, ты, зимушка-зима!

Один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова - Алексей Жемчужников - в коротенькой строчке выразил общее восхищение сказочной красотой русской зимы: «Так первый снег мне этот мил…». Поэзия родной природы, ее великолепие и блеск рисует нам и Пушкин в 5-ой главе «Евгения Онегина». Помните сцену «Утро Татьяны», когда она, проснувшись, глядит в окно и с радостью видит побелевший двор, крыши, морозные и меховые шубки деревьев, «блистательные ковры» на полях?

Вместе со своей героиней радуется поэт и веселым душевному подъему, творческому вдохновению. Русскому сердцу дорого это время года, заставляющее бурлить кровь, пробуждающее жизненные силы. Созвучна пушкинским строкам и поэзия родной природы, представленная в творчестве Некрасова, Полонского, Майкова, Фета, Бунина и многих других мастеров художественного слова. Они оставили нам свои удивительные стихи, от которых так и веет морозной свежестью, бодростью, явственно ощущается жизнерадостное, жизнеутверждающее начало. Более того, поэзия родной природы - это поэзия одухотворенной красоты и силы, величия и глубокого философского содержания. Такою предстает зима в известном нам фрагменте поэмы Некрасова «Мороз-Красный нос» - «Не ветер бушует над бором…». Пушистые вершины сосен, сияние льда на реках, россыпи цветных огоньков-снежинок в блеске холодного зимнего солнца - вот она, ослепительная краса, которую воспевает поэзия родной природы.

Зеленый шум

Радостны русскому человеку забавы зимы-матушки. Но вместе с нею открывается и новая страница нашей жизни. И родная природа в русской поэзии весенней поры предстает перед нами в своем ином, первозданном очаровании. Ф. И. Тютчев изображает весну в виде юной прелестницы, озорной насмешницы, которая не боится злобной ведьмы-зимы и покоряет всех своим совершенством. А вместе с ее приходом начинают трезвонить в поднебесье жаворонки, идет-гудет по земле «зеленый шум», цветут сады, цветет земля, цветет и душа людская. Об этом пишет Н. А. Некрасов в своем одноименном стихотворении. Прощаются обиды, забываются невзгоды, душа жаждет обновления, радости, любви. Недаром в нашем сознании весна ассоциируется с молодостью, дерзкими планами, яркими надеждами. Потому один из самых часто используемых авторами художественных приемов - олицетворение, подчеркивающее единение живой природы и человека.

Ах, лето красное!

Ликованием радости, благодарностью щедрости земли проникнута поэзия родной природы в стихах русских поэтов 19 века, посвященная лету. Здесь и тютчевский восторг перед неукротимыми грозами, и лермонтовское пышное цветение полей, когда «волнуется желтеющая нива», а малиновые сливы наполняют воздух сладким пьянящим ароматом. Поэзия лета одухотворенная, наполненная жизнью, движением, красками, звуками, запахами.

У А. И. Бунина это время года ассоциируется с детством, пропитанным солнцем, счастьем бытия, беззаботностью, когда лес кажется бесконечным дворцом, песок, словно горячий шелк, ласкает ноги, а кора сосен согревает теплом, как ласковая, натруженная, мозолистая отцовская ладонь. Поэты подчеркивают, что именно у природы должны мы, ее дети, учиться доброте и гармонии.

Очей очарование…

И, наконец, осень. Это любимое время года у большинства наших лириков, что совсем неудивительно! Пушкин, например, признавался, что «рад лишь ей одной». Осеннее разноцветие, хрупкая, яркая красота, последний всплеск жизненных сил природы перед долгим зимним сном - все это Тютчев очень тонко и точно назвал кроткой улыбкой увяданья. И летящие паутинки, и ясная улыбка солнечного луча сквозь тяжелые тучи, и светлость прозрачных вечеров, и грустно-сиротеющая земля - все прекрасно, трогательно, бесконечно дорого нам.

Для русских поэтов характерно народное представление об осени - времени сбора урожая, подведения итогов, неторопливое любование окружающим миром, понимание бренности всего земного, мудрое, смиренное принятие законов природы.