14 января в блоге Пси-крю появился пост об интервью со Станиславом Грофом http://toxica666.livejournal.com/111171.html В своём интервью Гроф упомянул множество тем, которые оставались до недавних пор за пределами обозрения науки. В этой связи он так же упомянул достаточно интересные научные изыскания Яна Стивенсона, который более 40 лет собирал информацию о различных случаях, в которых люди утверждали, что они помнили свои прошлые жизни. Особое внимание в его исследованиях уделено детским случаям и случаям, когда дети вспоминали насильственную смерть в прошлой жизни.



Ян Стивенсон канадско-американский биохимик и психолог. Родился и вырос в Оттаве. Его отец был корреспондентом лондонской газеты The Times. Мать интересовалась теософией. До своей отставки в 2002 г. он возглавлял Отдел перцептивных исследований в Виргинском Университете. Стивенсон путешествовал в течение 40 лет и исследовал 3000 случаев воспоминаний прошлых жизней детьми и ещё большее количество других необычных случаев связанных со стигматиками, экстрасенсами, а так же изучал феномен психического воздействия матери на плодообразование во время беременности.

Основные труды Стивенсона:

  • « Двадцать случаев реинкарнаций » (Twenty Cases Suggestive of Reincarnation ) (1974 )
  • «Дети, которые помнят предыдущие жизни: поиск реинкарнаций» ("Children Who Remember Previous Lives: A Quest of Reincarnation") (1987)
  • «Реинкарнация и биология» ("Reincarnation and Biology") (1997)
  • «Европейские случаи реинкарнации» ("European Cases of the Reincarnation Type") (2003)
В 1962 году один молодой ливанец рассказал профессору Стивенсону странную историю. Оказывается, в родной деревне этого юноши живут дети, помнящие подробности своих предыдущих жизней. Рассказ был так жив и убедителен, что профессор решил посетить эту загадочную деревушку. Но прошло полтора года, пока он сумел приехать в Ливан. По приезде Стивенсон тут же отправился в Корнайел и познакомился там с мальчиком, Имадом Аль-Аваром, которому шел шестой год.
Имад родился здесь, в Корнайеле, в 1958 году, и первыми словами, которые он выговорил, были "Джамили" и "Махмуд". Домочадцы удивились, никого из их родственников так не звали. Позднее мальчик начал часто упоминать какую-то Кхирби. Однажды двухлетний Имад увидел на дороге незнакомого мужчину и, кинувшись к путнику, начал его обнимать. Мужчина поинтересовался, знакомы ли они. Имад ответил, что да, они были соседями. Оказалось, мужчина пришел из Кхирби, деревушки, расположенной в 30 километрах от Корнайеля, по ту сторону горного хребта.
Подросший Имад часто рассказывал матери и сестрам о своей прошлой жизни в Кхирби, делился воспоминаниями о красоте Джамили. Однажды вспомнил о несчастном случае, когда близкому его родственнику, попавшему под колеса грузовика, раздробило ноги, и он скончался. Имад постоянно, просил родителей показать ему Кхирби.
Стивенсон подолгу беседовал с малышом, опросил, чтобы собрать как можно больше информации, его родственников, и затем отправился через горный хребет в далекую деревню. Здесь он узнал, что в 1943 году грузовик сбил молодого человека из семьи Бугамзи, раздробил ему обе ноги, отчего тот и скончался. У этого юноши, Сайда, был двоюродный брат по имени Ибрагим, который примерно тогда же стал причиной шумного скандала - он открыто жил с любовницей, красивой девушкой по имени Джамили.
Но в 1949 году в возрасте 25 лет Ибрагим скончался от туберкулеза. Последние шесть месяцев он был прикован к постели. Единственный, кто помогал ему, был его дядя Махмуд, отец Сайда. Дом, в котором умер Ибрагим, был в точности такой, каким его описал Имад. А человек, живший по соседству, оказался именно тем незнакомцем, которого обнял на улице двухлетний Имад. Стивенсон установил, что из 47 фактов, которые сообщил Имад о своей предыдущей жизни, 44 в точности соответствовали фактам из жизни Ибрагима Бугамзи.

Наиболее заслуживают внимания его работы о соответствии родимых пятен и врождённых дефектов ранениям у умерших людей: http://outofbody.ru/node/58 , http://www.scorcher.ru/mist/reilife/stivenson.htm хотя в коллекции Яна Стивенсона гораздо больше интересных случаев, которые можно было бы рассмотреть.
Под риенкарнацией обычно подразумевается перенесение ума из одного тела в другое, однако, в случае с ранениями возможен тот случай, когда тяжёлые впечатления из прошлой жизни переносятся в жизнь новую. В качестве примера могут служить огнестрельные и колотые раны нанесённые телу в "прошлом рождении" и соответствие им отметин на телах в "новом перевоплощении".

В качестве примера приведу одну историю:

Данные, собранные Стивенсоном, говорят, что большей частью жизнь людей, о которых вспоминали дети, оборвалась преждевременно или насильственно. Конечно, это не означает, что перерождаются лишь погибшие насильственной смертью, однако люди, умершие естественной смертью в преклонном возрасте, не переносят ярких живых воспоминаний из одной жизни в другую.

Исследовано 210 случаев у детей. Родимые пятна обычно локализуются в области волосистой части головы и имеют гладкую или морщинистую поверхность; некоторые из них депигментированы или слабо пигментированы (гипопигментированные пятна; другие могут быть гиперпигментированы (гиперпигментированные невусы). Врожденные дефекты имели почти всегда редкие типы.

В ряде случаев, где умерший человек, личность которого была идентифицирована по соответствующим детальным описаниям ребенка, почти всегда наблюдалось близкое соответствие между родимыми пятнами и/или врожденными дефектами у данного ребенка и ранами на трупе умершего человека. В 43 из 49 случаев, подтвержденных медицинскими документами (обычно посмертное заключение), такое соответствие было подтверждено. Детали и факты, сообщаемые детьми в рассмотренных случаях, наряду с материальными знаками на теле закономерно коррелируют. Необходимо признать, что в основе этого лежит какое-то мало поддающийся объяснению явление.

Похоже, что довольно часто при этом насильственная смерть оставляет глубокие следы не только в душе, но и на теле реинкарнированного - обычно именно там, куда пришлись смертельные раны, оборвавшие его предыдущую жизнь. Вот какой случай был описан учеными бразильского Института психических и биофизических исследований.
Тина родилась неподалеку от Сан-Паулу и работает сейчас там же в одной из адвокатских контор. С самого раннего детства она знала, что в прошлой жизни жила во Франции и ее звали Алекс Барралу. Маму же, высокую, светловолосую, хорошо одетую женщину, звали Анжелой. Так что Тина еще совсем маленькой удивительно быстро научилась говорить по-французски. Она обожает все, что связано с Францией, и... яростно ненавидит немцев, потому что, как она утверждает, во время оккупации Франции ее застрелил из винтовки нацистский солдат. На груди и на спине у Тины имеются странные родовые отметины, напоминающие затянувшуюся рану от пули. Врачи считают, что точно такие следы могут остаться, если пуля войдет в грудь, пробьет навылет сердце и выйдет со спины.

Эти истории весьма красноречиво указывают на некоторую связь между двумя событиями, двумя объектами. Однако, стоит заметить, что так как ум не имеет формы и научно не доказано его существования, то и перерождение - это некий психический феномен, который можно рассматривать с разных сторон. К примеру в ряде работ Стивенсон пишет о связи переживаний матери и врождённых дефектах плода. Подобные параллели могут быть результатом и такого воздействия. Или же мы действительно имеем дело с реинкарнацией. В общем с точки зрения нашей обычной науки, которая оперирует весьма скудными инструментами вроде эмпирического познания, тактильных слуховых и прочих ощущений возведённых до абстрактных величин, сделать какое-то точное заключение относительно реальности или не реальности реинкарнации невозможно. Инструмент - не так уж точен. Однако можно с уверенностью заключить, что несомненно имеет место быть какой-то психический феномен, который может быть объяснён экстрасенсорной способностью исследуемого объекта, который мог пережить во время формирования вовсе не свою смерть, а смерть другого человека. Ведь нет никакой связи между телами объектов кроме схожих отметин, а вопрос об истинном Я человека ещё не достаточно изучен и собственно не понятно что-же реинкарнируется. И хотя в различных эзотерических учениях этот вопрос всесторонне изучен для науки он остаётся пока под запретом.
В общем Стивенсон немного прояснил ситуацию с паранормальными явлениями и просто ещё раз нам показал научно, что несомненно есть область ещё неизведанная нами но от того не менее реальная, область в которой больше сведуща теология нежели наука в строгом понимании.

Исследования Яна Стивенсона

Обратимся подробнее к исследованиям американского врача, профессора психиатрии Университета штата Виргиния, доктора медицины Яна Стивенсона, о которых мы уже мельком упоминали в этой книге. Он очень внимательно работал с детьми, заявлявшими, что прежде их родителями и близкими родственниками были совсем другие люди. В ряде случаев удалось установить личности этих людей, а также подтвердить упоминавшиеся детьми подробности их собственной предыдущей жизни.

В процессе изучения реинкарнации профессор Стивенсон не раз сталкивался с тем, что на теле новорожденных детей обнаруживались родимые пятна и даже шрамы на месте ран, полученных ими в прошлой жизни. В ряде случаев профессору удалось проследить историю последовательных воплощений одной и той же личности, вернее, ее души, и убедиться в закономерности появления на теле младенцев упомянутых отметин - физических подтверждений существования феномена реинкарнации.

По результатам своих многолетних исследований Стивенсон написал книгу «Where Reincarnation and Biology Intersect» («На перекрестке реинкарнации и биологии»). Вот всего несколько примеров из этой книги.

«Кемаль понял, что на этот раз он попался. Со всех сторон его окружили вооруженные турецкие полицейские. Последней надеждой было слуховое окно, выходящее на крышу, но, осторожно выглянув в него, он увидел совсем рядом голенища форменных сапог. Это был конец. Тогда он медленно приставил к подбородку дуло пистолета и, прочитав последнюю в своей жизни молитву, нажал на курок… Если бы знаменитый бандит Кемаль Хайик прожил немного подольше, он смог бы принять участие в празднестве по случаю рождения сына в семье своих родственников, Фахрициев. Тем более что младенца назвали в честь него - Кемалем. И не случайно: новоиспеченный отец в ночь накануне рождения ребенка увидел во сне Хайика, который пришел к ним в гости. Родители младенца сочли этот сон знамением - он, по их мнению, означал, что Хайик возродится в их первенце.

Подтверждение своего предположения родители, к своему удивлению, обнаружили сразу же после появления младенца на свет. На его тельце четко выделялись две отметины: одна - на шее под подбородком, очень похожая на шрам от входного отверстая пули, а другая - на темечке, в том самом месте, где пуля из пистолета Хайика, пробив насквозь его череп, вылетела наружу.

Но еще больше поразились родители юного Кемаля, когда он начал говорить: малыш в подробностях описывал жизнь и обстоятельства смерти Хайика. А еще он сразу невзлюбил всех „силовиков” и часто бросал камешки в сторону полицейских и солдат. Все эти странности становятся совершенно понятными, если допустить, что в тело ребенка действительно вселилась душа Хайика…»

«Рави Шанкар родился в индийском городе Кан-Наудж (штат Уттар-Прадеш) в 1951 году. С раннего возраста он заявлял, что на самом деле его отец - это человек по имени Джагешвар, парикмахер, живший в соседнем квартале. А еще он утверждал, что был убит. Его настоящий отец не воспринимал всерьез этот „детский лепет”, обижался, слыша такие заявления родного сына, и даже стал наказывать мальчика, чтобы отбить у него охоту к подобным фантазиям. Однако это не помогало, и, по мере того как Рави рос, его уверенность в своем предыдущем воплощении возрастала. Тем более что существовали неоспоримые, как он считал, доказательства его правоты. На шее под подбородком у Рави было странное родимое пятно извилистой формы длиной около 5 сантиметров, напоминающее след от ножевой раны.

В конце концов удалось установить, что 19 июля 1951 года, за шесть месяцев до рождения Рави, юный сын Джагешвара Прасада, местного парикмахера, был убит и обезглавлен.

Убийство совершили двое родственников Прасада. Они решили завладеть его собственностью и таким способом избавились от конкурента в лице его сына.

Когда Джагешвар Прасад узнал о странных утверждениях Рави, он решил посетить семью Шанкаров, чтобы услышать обо всем от него самого. Между ними состоялся длительный разговор, в ходе которого Рави признал Джагешвара своим прежним отцом. Он также сообщил ему такие подробности своего убийства, которые были известны только Джагешвару и полиции.

Потрясенный Джагешвар вынужден был признать, что у него нет причин не верить рассказу Рави и что, по-видимому, в этого юношу действительно вселилась душа его покойного сына…»

«Случается, что человек способен предвидеть, в ком из родственников он возродится вновь после своей смерти. Это подтверждает, например, история с Уильямом Джорджем-младшим, родившимся на Аляске в 1950 году. Мать рожала его под наркозом и во время родов видела сон, который исследователи реинкарнации отнесли бы к категории вещих: ей явился покойный тесть, Уильям Джордж-старший, недавно погибший при аварии катера. Однажды он сказал своему сыну и невестке, что если все эти рассуждения про реинкарнацию имеют под собой хоть какую-либо почву, то после смерти он обязательно возродится в каком-нибудь из своих потомков. И при этом предсказал, что имеющиеся у него две отметины - на левом плече и на руке - обязательно окажутся на тех же самых местах на теле потомка.

Уильям Джордж-старший погиб спустя несколько недель после того разговора. А когда еще через девять месяцев родился Уильям Джордж-младший, то все увидели на его теле два пятнышка. Причем на тех же самых местах, где они были у его деда».

Иногда предыдущего обладателя души новорожденного его будущая мать видит во сне. И опознавательным знаком, подтверждающим такую преемственность, нередко является форма и расположение родимого пятна на теле младенца.

«Ханумант Саксена родился в индийской деревне в 1955 году. Незадолго перед его зачатием мать увидела во сне человека по имени Маха Рам, жителя той же самой деревни, которого застрелили несколько недель тому назад. Ханумант появился на свет с большим пятном на груди, в том же самом месте, где была огнестрельная рана на теле Махи Рама. Едва научившись говорить, Ханумант сообщил, что он - Маха Рам, а впоследствии удивительно точно описывал людей и места, которые были известны покойному».

«Алан Гэмбл появился на свет в 1945 году в канадской провинции Британская Колумбия. На основе „вещего сна” матери, предшествовавшего родам, и двух родимых пятен было установлено, что в него вселилась душа Уолтера Уилсона, близкого родственника, умершего от гангрены, возникшей после огнестрельного ранения левой руки. Знаки на теле младенца находились как раз там, где вошла и вышла пуля, прострелившая руку Уилсона».

Первое исследование реинкарнации Ян Стивенсон провел с шестилетним Имадом Аль-Аваром. Этот мальчик первыми произнес слова «Джамили» и «Махмуд», чем очень удивил родителей и всех родственников. Позже он часто повторял слово «Кхибри». Когда Имаду было два года, он увидел на дороге незнакомца, побежал ему навстречу и обнял. Мужчина удивился и спросил: «Разве мы с тобой знакомы?» Имад в ответ сказал, что знает его как хорошего соседа. Затем выяснилось, что мужчина проживает в деревушке Кхибри, которая находится за горами, на расстоянии 30 км. Через несколько лет мальчик продолжил рассказывать различные истории, однако уже более связно. Он поведал о том, как жил в Кхибри и что ему все время хочется туда вернуться. Он говорил о красивой Джамили. Вспомнил также о близком родственнике, который попал под грузовик и ему раздробило ноги, что привело к смерти. Родственники с интересом слушали эти рассказы, за исключением отца. Тот запрещал сыну говорить о своих воспоминаниях, ему была неприятна мысль о том, что с его ребенком произошла реинкарнация.

Стивенсона очень заинтересовала эта история. Он долго и неоднократно разговаривал с Имадом, его родными, а потом сам отправился в Кхибри. Там он нашел подтверждение рассказу о погибшем под колесами грузовика родственнике Сайде. Выяснил также, что у Сайды был двоюродный брат Ибрагим, который был осужден односельчанами за то, что имел любовницу Джамили. Оба брата принадлежали к семейству Бумгази. Ибрагим умер в возрасте 25 лет от туберкулеза. В течение последних шести месяцев жизни он не вставал с постели, а ухаживал за ним его дядя Махмуд. Дом Ибрагима по описанию точно соответствовал рассказам мальчика. А сосед Ибрагима оказался тем самым незнакомцем, которого Имад обнимал на дороге.

По исследованию Я. Стивенсона, в рассказах Имада было 44 факта, которые совпадали с фактами из жизни Ибрагима Бумгази.

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

2. ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться и забыть?В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора. Первый - самое обычное любопытство. Второй - как можно забыть или не замечать слона в гостиной?Или еще точнее -

Из книги Диагностика кармы. Книга 2 автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Новая Физика Веры автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Психофизические исследования В проведении и изучении психофизических исследований во второй половине ХХ века следует выделить две важные особенности. Во-первых, выполненные исследования отличаются не только тщательной подготовкой в проведении самих опытов, но и

Из книги Солнечный ветер автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Исследования А. Н. Дмитриева В связи с возрастающим плазмонасыщением биосферы Земли возникла насущная необходимость в исследовании этого необычного явления. Наблюдая и исследуя аномальные явления в многочисленных комплексных научных экспедициях в район Теректинского

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ Разумеется, научные достижения сотрудников Шамбалы представлены не только естествознанием, в том числе астрономией. Не претендуя на какую-либо полноту в освещении научной деятельности членов гималайского Братства, упомянем хотя бы

Из книги Путешествия вне тела автора Монро Роберт Аллан

2. Поиски и исследования Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться и забыть?В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора. Первый – самое обычное любопытство. Второй – как можно забыть или не замечать слона в гостиной?Или еще

Из книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Притчи Роберта Стивенсона Две спичкиНекий путешественник оказался в лесах Калифорнии, когда настал сезон засухи и подул сильный ветер. Он проделал долгий путь, он устал и проголодался; он спустился с коня, чтобы раскурить трубку. Но когда он сунул руку в карман, то

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Человечество стоит на краю бездны, которая, по мере того как цикл близится к концу, все шире разверзается, желая его поглотить. Формы, которые привели человечество к его теперешнему опасному положению, сливаются и объединяются, чтобы окончательно

Из книги Тайны человеческого мозга автора Попов Александр

Исследования Ломброзо Давайте все-таки уйдем от крайностей и поговорим о тех, кто, являясь вполне ориентирующимися в нашем мире людьми, все-таки считаются гениями, умело совмещая уникальные способности с нормальным развитием мозга. (Впрочем, известный итальянский

Из книги Числовой код рождения и его влияние на судьбу. Как просчитать удачу автора Михеева Ирина Фирсовна

Новые исследования Впервые резус-фактор обнаружили у обезьян макак, которых впоследствии стали именовать макаки-резус. Памятник им стоит в Сухумском обезьяньем питомнике. Там же в довоенные времена проводились эксперименты с обезьянами, имевшими разные группы

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Из книги Мировая астрология автора Бэйджент Майкл

Эмпирические исследования Хотя карта формального признания статуса города должна, конечно, иметь важное значение, обычно эту дату отделяет много столетий от времени, когда впервые установилось данное сообщество. Когда неизвестна дата основания, единственный способ

Из книги Внутренние пути во Вселенную. Путешествия в другие миры с помощью психоделических препаратов и духов. автора Страссман Рик

БУДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Нескольких довольно простых научных проектов могли бы инициировать дальнейшее изучение воздействия ДМТ на человеческое сознание. В рамках одного проекта можно было бы измерять уровни эндогенного ДМТ у людей, которые естественным образом

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Лабораторные исследования Полное лишение сна Истории известны случаи казни посредством лишения сна. Человеку не давали спать, в результате чего примерно через две недели или даже раньше он умирал. После первых бессонных суток у человека отмечаются повышение

Из книги Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД [с рисунками пациентов!] автора Гроф Станислав

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

17.3.6. Метод исследования в каббале Постижение Высшего мира происходит в созданном каббалистом дополнительном органе чувств, который называется душа. То, что воспринимается в нем, называется духовным постижением. Духовное постижение происходит только в той мере, в

Научные факты о реинкарнации

Проблема научного подтверждения существования реинкарнации имеет большое значение. Обычно религиозные идеи и концепции невозможно определить или изучить с помощью научной базы, так как религия и наука – это несоизмеримо. Однако идея реинкарнации интересует разных ученых и исследователей. Сообщения о реинкарнация часто подвергаются различным проверкам и подтверждаются фактами. Если переселение души происходит, то оно должно иметь какие-либо подтверждения. Человек, живший в другую эпоху, может что-либо рассказать о своем опыте и привести доказательства его наличия.

На протяжении длительного времени канадскоамериканский психиатр Ян Стивенсон активно занимался изучением случаев реинкарнации. Он тщательно изучал воспоминания людей о своих предыдущих жизнях. Его работа продолжалась несколько десятилетий и он собрал данные о более 2000 людей. Эти люди прямо говорили, что помнят свою предыдущую жизнь или проявляли способности, имели признаки, объяснить которые можно только с помощью реинкарнации. Все известные случаи реинкарнации Стивенсон тщательно изучал.

Стивенсон обнаружил три объективных признака, подтверждающих возрождение души в новом теле и не связанных с воспоминаниями человека. Первый признак – это способность человека говорить на чужом языке (иностранном, древнем). Причем в силу жизненных обстоятельств этот человек не мог знать или изучать данный язык. Второй признак – наличие на теле человека врожденных меток (родимые пятна, дефекты конечностей, родинки и др.). В некоторых случаях исследуемые люди говорили о наличии связи между этими метками и прошлой жизнью. К примеру, человек вспоминал, что погиб от удара ножом в область сердца, а в настоящем на этом месте у него имеется родимое пятно, напоминающее шрам. Третьим признаком переселения души является наличие исторических подтверждений. Однако всем известные исторические события при этом не учитываются. Достоверным подтверждением считается только то историческое событие, о котором стало известно в ходе длительного профессионального исследования, когда были использованы малодоступные исторические документы.

Третья часть людей, которых исследовал Я. Стивенсон, имела различные врожденные метки и дефекты. К примеру, мальчик с рубцеобразным наростом в области затылка вспомнил, что в одной из прошлых жизней погиб от удара топором по голове. Стивенсон отыскал семью, в которой когда-то один из членов был убит топором. Особенности раны убитого соотносились с дефектом на затылке у мальчика. Другой мальчик имел дефекты конечностей – его пальцы на руке были как будто обрублены. Он в своих воспоминаниях говорил о том, что получил травму во время сельскохозяйственных работ. Стивенсону удалось разыскать людей, которые рассказали о человеке, умершем от потери крови после травмы – его рука попала в молотилку. В третьем случае о реинкарнации рассказывала девочка, которая родилась без стопы. Она вспоминала себя молодой женщиной, попавшей под поезд и впоследствии перенесшей ампутацию правой стопы. Однако выжить ей не удалось. Среди исследований Я. Стивенсона было множество случаев, когда воспоминания о прошлых жизнях подтверждались документально, а протоколы судебно-медицинских вскрытий совпадали с метками на теле людей, чьи души перенесли реинкарнацию.

Стивенсон придавал большое значение рассказам детей 2–5 лет о своей прошлой жизни. Часто эти истории детально совпадали с действительными событиями. При этом дети не могли откуда-то узнать о жизни человека, о котором рассказывали. Обычно к 6-8-и годам память детей о прошлом уже исчезает. Восточные мудрецы говорят, что прошлое скрыто от людей из милосердия, ведь редко кто способен перенести множество смертей или смириться с неизбежностью бесконечного пути.

Ян Стивенсон, занимаясь изучением реинкарнации, написал труды: «20 случаев реинкарнации», «Дети, которые помнят предыдущие жизни: поиск реинкарнаций», «Реинкарнация и биология», «Европейские случаи реинкарнации».

Подтверждает существование реинкарнации наша память. Ученые признают наличие трех видов памяти о прошлом: дежа вю, генетическая память и непосредственно воспоминания о прошлых жизнях. Дежа вю (фр. – «уже виденное») – это психический феномен. Он заключается в узнавании нового. Например, человек впервые оказался в каком-либо месте, но ему кажется, что он здесь уже бывал и все кажется знакомым. Однако в психиатрии частое повторение этого явления относится к патологии и сопутствует некоторым психическим болезням. Генетическая память выдает человеку более глубокие воспоминания. Она проявляется неожиданно. Человек вдруг вспоминает какую-либо информацию о своих далеких предках. Изучением генетической памяти занимался известный психолог и психиатр Карл Юнг (Швейцария). По его мнению, опыт каждого человека не теряется, он переходит по наследству из поколения в поколение и таится в глубинах мозга. Что такое дежа вю, он испытал на себе. Однажды на него произвела сильное впечатление картина одного французского художника. На ней был изображен врач в одежде давних времен. К. Юнг узнал туфли этого врача и назвал их своими. У него появилось ощущение, что он их когда-то носил. В дополнение к этому, он был убежден, что жил в XVIII в. Часто его рука неправильно писала год рождения – 1775 вместо 1875. Автоматическое письмо можно объяснить генетической памятью. Юнг изучил архивы и выяснил, что один из его прародителей как раз жил в то время в провинции и был лекарем.

Многие наши известные современники рассказывают о генетической памяти. К примеру, Сильвестр Сталлоне уверен, что один из его далеких предков был кочевником и выполнял функцию дозорного. Киану Ривз рассказывает, что его прапрапрадед был танцором в одном из храмов Бангкока. При проведении гипнотических сеансов этих людей отправляли в прошлое и они подтвердили свои воспоминания.

Наше сознание подавляет генетическую память, так как воспоминания прошлого и знания о том, кем были наши предки, могут привести к раздвоению личности. Часто генетическая память проявляется во сне, когда человеком владеет подсознание

Воспоминания о предыдущих жизнях связаны с реинкарнацией. Они отличаются от генетической памяти, так как человек вспоминает жизни разных людей, но населенных одной душой – его душой. В соответствии с восточными учениями, каждый человек проживает 5-50 перевоплощений. Воспоминания о прошлой жизни возникают у людей случайно. Это может быть связано с травмами головы, психическими заболеваниями или погружением в транс. Ученые, изучающие вопросы реинкарнации, подтверждают, что все произошедшее в прошлых жизнях отражается на здоровье и поведении человека в настоящем. Например, многие люди испытывают страхи. При этом человек может бояться того, от чего он пострадал в предыдущей жизни.

Случаи реинкарнации

Существование реинкарнации подтверждают многочисленные случаи, происходящие в разных местах на Земном шаре. Многие люди считают подобные истории выдумками, галлюцинациями, которые зародились в головах уставших от однообразной жизни или психически нездоровых людей. Но удивительно, что галлюцинирующие люди так точно описывают реальные события и места. Можно предположить, что воспоминания о прошлой жизни являются на самом деле информацией, которая получена от других людей экстрасенсорно. Однако никто из участников этих историй не обладал паранормальными способностями. К тому же экстрасенсы обычно получают отрывочные сведения, не связанные между собой. У людей же, подвергшихся реинкарнации, обширные воспоминания.

Из них можно выстроить судьбу человека, существование которого подтверждается различными источниками.

История 1

Первое исследование реинкарнации Я. Стивенсон провел с шестилетним Имадом Аль-Аваром. Этот мальчик самыми первыми произнес слова «Джамили» и «Махмуд», чем очень удивил родителей и всех родственников. Позже он часто повторял слово «Кхибри». Когда Имаду было 2 года, он увидел на дороге незнакомца, побежал ему навстречу и обнял.

Мужчина удивился и спросил: «Разве мы с тобой знакомы?» Имад в ответ сказал, что знает его как хорошего соседа. Затем выяснилось, что мужчина проживает в деревушке Кхибри, которая находится за горами, на расстоянии 30 км. Через несколько лет мальчик продолжил рассказывать различные истории, однако уже более связно. Он поведал о том, как жил в Кхибри и что ему все время хочется туда вернуться. Он говорил о красивой Джамили. Вспомнил также о близком родственнике, который попал под грузовик и ему раздробило ноги, что привело к смерти. Родственники с удовольствием слушали эти рассказы, за исключением отца. Тот запрещал сыну говорить о своих воспоминаниях, ему была неприятна мысль о том, что с его ребенком произошла реинкарнация.

Стивенсона очень заинтересовала эта история. Он долго и неоднократно разговаривал с Имадом, его родными, и потом сам отправился в Кхибри. Там он нашел подтверждение рассказу о погибшем под колесами грузовика родственнике Сайде. Выяснил также, что у Сайды был двоюродный брат Ибрагим, который был осужден односельчанами за то, что имел любовницу Джамили. Оба брата принадлежали к семейству Бумгази. Ибрагим умер в возрасте 25 лет от туберкулеза. В течение последних 6 месяцев жизни он не вставал с постели, а ухаживал за ним Махмуд – его дядя. Дом Ибрагима по описанию точно соответствовал рассказам мальчика. А сосед Ибрагима оказался тем самым незнакомцем, которого Имад обнимал на дороге.

По исследованию Я. Стивенсона, в рассказах Имада было 44 факта, которые совпадали с фактами из жизни Ибрагима Бумгази.

История 2

В одну из мексиканских психиатрических больниц поступил пациент Хуан. Он жаловался на то, что его мучают загадочные видения. Хуан видел себя в качестве жреца большого храма, расположенного на огромном острове. В своих видениях ежедневно он занимался одним и тем же – раскладывал мумии по большим глиняным кувшинам-саркофагам и разносил их к алтарям, которые находились в многочисленных комнатах храма. Хаун очень подробно описывал происходящее. Он видел даже то, что прислуживающие ему жрицы были одеты в платья голубого цвета с вышивкой в виде синих роз. Стены комнат с алтарями были расписаны птицами, рыбами и дельфинами, которые опять же были синего цвета. Однажды в одном из научных журналов Стивенсону попалась статья об известном по мифам лабиринте на острове Крит. Выяснилось, что этот лабиринт представляет собой не дворец, а некрополь – огромный город мертвых. Обряд погребения мертвых там полностью соответствовал тому, что рассказывал Хуан, никогда не знавший об острове Крит. Также пациент не знал, что древние греки считали синий и голубой цвета символами скорби, а птиц, рыб и дельфинов – сопровождающими души умерших в загробный мир.

История 3

В Шри-Ланке жил мальчик по имени Сьюджит. Когда ему исполнилось 2 года, он заявил матери, что на самом деле он является Сэмми Фернандо. Рассказывая о себе как о другом человеке, мальчик говорил, что его настоящий дом расположен на восемь миль южнее, что он трудится на железной дороге. Далее он говорил, что в прошлой жизни был алкоголиком и погиб под колесами грузовика. Я. Стивенсон провел расследование и выяснил, что в указанном месте действительно жил человек по имени Сэмми Фернандо и умер он как в рассказе мальчика. При сопоставлении воспоминаний мальчика и родственников покойного нашлось 59 совпадений. Своими воспоминаниями мальчик поражал родителей до 6 лет. Затем его память о прошлой жизни успокоилась.

История 4

Многие специалисты по гипнозу считают, что изучать реинкарнацию можно с помощью гипноза и погружения людей в глубокий транс. В Мюнхенском университете был проведен эксперимент, в ходе которого несколько сотен человек отвечали на вопросы относительно первых трех лет своей жизни, находясь под гипнозом. Результаты эксперимента удивили ученых. Около 35 % участников эксперимента вспомнили события, которые никогда с ними не происходили в этой жизни. Многие из них неожиданно начинали говорить на неизвестном языке. В книге «Никто не умирает навсегда» психолога Яна Курье рассказывается об американском враче из Филадельфии, который занимался гипнозом с женой. В состоянии транса она ушла в прошлое и неожиданно начала говорить низким мужским голосом, причем со скандинавским акцентом. Присутствовавшие на сеансе гипноза специалисты пришли к выводу, что женщина заговорила на устаревшем шведском языке. Однако все-таки не все гипнологи объясняют странности, происходящие с людьми в состоянии транса, реинкарнацией.

История 5

В Сан-Паулу жила девушка Тина. Она работала в адвокатской конторе и с раннего возраста помнила подробности своей прошлой жизни. Тогда у нее было другое имя – Алекс. Ее мать звали Анжела. Жили они вместе во Франции. Тина и сейчас предпочитает все французское и с ненавистью относится к немцам. Это связано с тем, что в прошлой жизни она была убита нацистским солдатом. В подтверждение этого на ее теле имеются метки. На груди и спине у нее странные родимые пятна, напоминающие застаревшие раны от пуль.

История 6

В 1907 году в одной английской семье родилась Джоан Грант. В детстве она часто вспоминала о своей прошлой жизни в какой-то далекой стране. Она поделилась своими воспоминаниями с родителями, но они запретили ей говорить на эту тему. Став взрослой, Джоан отправилась путешествовать. Ее целью был Египет. Оказавшись на древней земле, она получила яркие воспоминания о тех далеких временах, когда еще жили фараоны. Джоан решила записать все, что подсказывала ей память. Воспоминаний было много, но все истории были незавершенными. Однако с помощью своего мужа, врача-психиатра, Джоан написала по ним книгу «Крылатый фараон», которая в 1937 году была опубликована. В ней описывалась жизнь Секеты, дочери фараона. События в книге происходили 3000 лет назад. Работа Джоан Грант была высоко оценена литературными критиками, учеными, в том числе египтологами. Они отметили глубокие познания писательницы в области культуры и истории Древнего Египта. Большому сомнению они подвергли только заявление Джоан, что Секета – это она сама. По материалам воспоминаний прошлой жизни было написано еще шесть романов. Сама Джоан называла их хрониками прошлых жизней.

История 7

Индийский криминалист Викрам Рада Синг Чаохан из Пятиялы изучал историю одного ребенка, который подвергся реинкарнации. В прошлом он проживал в Джаландхаре и был иным человеком. Через какое-то время он возродился в другом месте. Был проведен сравнительный анализ почерка двух людей и таким образом подтверждено существование реинкарнации.

Мальчику из бедной крестьянской семьи по имени Таранджит Сингх было 6 лет. Он постоянно рассказывал свои родным о прошлой жизни. Начиная с 2-х лет, мальчик повторял родителям, что он им не сын и неоднократно пытался сбежать из дома. Он повторял, что его зовут Сантам Сингх и ранее он жил в деревне Чакхела, что его настоящего отца зовут Джит Сингх. В прошлой жизни он посещал школу в деревне Нихалвал. 10 сентября 1992 года он вместе с товарищем Сакхвиндером Сингхом на велосипеде ехал из школы домой и попал в аварию. Его сбил земляк Йога Сингх на мотороллере. В результате полученных травм Сантам умер.

Поскольку Таранджит постоянно повторял свои воспоминания, описывал события, упоминал имена, его родители отправились в Чакчелу, чтобы все прояснить. Они не смогли найти там настоящих родителей мальчика, но получили сведения, что деревня с названием Чакчела есть еще в Джаландхаре. Они снова отправились в путь. Там родители нашли старого учителя, который вспомнил ученика по имени Сантам Сингх и причину его гибели, а также имя его отца – Джита Сингха.

После того как были найдены родители Сантама, подтвердились и другие рассказы Таранджита. В то время, когда Сантам попал в аварию, у него было при себе две книги и 30 рупий. Книги пропитались кровью мальчика. Выяснилось, что мать погибшего до сих пор хранит эти деньги и книги как память о сыне.

Вскоре к Таранджиту приехали родители Сантама. Они привезли с собой свадебную фотографию, которую мальчик сразу узнал – он много раз видел ее в прежней жизни.

В газетах была напечатана статья об этой истории. Прочитал ее и Викрам Чаохан, но не поверил в реинкарнацию. Однако любопытство заставило его провести расследование. Он расспросил многих людей в обоих населенных пунктах и нашел множество совпадений в их рассказах. Кримналист также узнал, что за несколько дней до смерти Сантам купил в лавке в долг блокнот за 3 рупии. Когда лавочник встретился с Таранджитом, то мальчик сразу вспомнил о долге, однако назвал другую сумму – 2 рупии.

Для окончательного выяснения истины криминалист нашел образцы почерка Сантама Сингха и сравнил их с почерком Таранджита Сингха. Почерк у каждого человека уникален, он связан с характером человека, его психическими особенностями. После исследования Викрам Чаохан обнаружил, что почерки двух мальчиков почти идентичны. Небольшое различие можно было объяснить разницей в возрасте – Таранджиту только 6 лет и он еще не очень хорошо пишет.

Между двумя мальчиками оказалось слишком много совпадений, чтобы отвергнуть произошедшую реинкарнацию. В дальнейшим почерки мальчиков сравнивали и другие специалисты и также находили их почти одинаковыми.

Криминалист решил продолжить наблюдение за Таранджитом, поскольку тот не переставал всех удивлять. Мальчик проживает в бедной семье и не посещает школу. Однако он смог выполнить задание и написать английский алфавит, а также все буквы на языке пенджаби.

Таким образом, существование реинкарнации можно считать научно подтвержденной.

История 8

В индийском городке Чхата в 1951 году родился Пракаш Варшни. Однажды, когда ему было уже 4,5 года, он ночью проснулся и закричал, делал попытки сбежать из дома. Своим поведением он перепугал родителей, которые пытались успокоить его. Мальчик начал говорить странные вещи.

В перевоплощение души верили кельтские священники (друиды). Они считали души бессмертными. После смерти человека душа, по их мнению, переселяется в иное тело.

Пракаш неожиданно стал говорить, что его зовут Нирмал. Мальчик звал к себе отца, но при этом называл его незнакомым для всех именем Бхолант. Он сбивчиво рассказывал о городе Коси-Калан, расположенном неподалеку, и повторял, что он там родился. Вскоре мальчик успокоился и даже заснул, но следующей ночью повторилось то же самое. Ночные кошмары продолжались целый месяц. В дневное время Пракаш тоже вспоминал о своей семье из Коси-Калана. Он поведал о сестре Таре, описал дом, в котором жила его якобы настоящая семья. Пракаш рассказал об отце – успешном торговце, владеющем несколькими магазинами. По словам мальчика, Бхоланат имел в доме стальной сейф для хранения денег. У самого мальчика (Нирмала) был ящичек, запирающийся на ключ, куда он складывал свои богатства и сбережения.

Пракаш настойчиво рассказывал о своих воспоминаниях и в конце концов его дядя решил все выяснить. Они сели в автобус, который шел в противоположную Коси-Калану сторону. Пракаш, который никогда никуда не ездил, сразу заплакал и стал просить отвести его домой, в Коси-Калан, находящийся совсем в другой стороне.

Пришлось дяде вместе с Пракашем пересаживаться в другой автобус. Прибыв в нужный населенный пункт, они быстро нашли магазин Бхоланта, но он оказался закрытым. Вернувшись в Чхату, мальчик очень часто плакал. Он перестал признавать мать и отзываться на свое имя. Мальчик требовал, чтобы его все звали Нирмалом. Однажды он сбежал из дома и его нашли на дороге в Коси-Калан. При этом у Пракаша был в руках большой гвоздь. Мальчик сказал, что им можно открыть сейф его настоящего отца.

Варшни решили наказать мальчика. Его посадили на гончарный круг, избили, однако он не перестал вспоминать прошлую жизнь. Бхолант узнал, что его разыскивали мужчина и мальчик, называющий себя Нирмалом. У Бхоланта был сын с таким именем, но он умер несколько лет назад от оспы. Остались другие дети, среди которых есть дочь Тара.

Прошло несколько лет и в 1961 году Бхолант Джейн поехал в Чхату, чтобы встретиться с мальчиком, в котором жила душа его сына. Пракаш сразу узнал Бхоланта и обрадовался ему. Он задавал вопросы о Таре, о старшем брате.

Через некоторое время семейство Джейнов приехало в Чхату в полном составе. Пракаш был очень рад своей настоящей матери, Таре, узнал он и брата Девендру. Джейны пригласили Пракаша в гости. Когда Пракаш Варшни оказался в Коси-Калане, он сразу смог найти дом Джейнов. Это произошло даже несмотря на то, что Тара пыталась запутать Пракаша и подсказывала ему путь неправильно. Мальчик не смог найти вход в дом, так как его после смерти Нирмала сделали в другом месте. Однако в доме он сразу указал комнату Нирмала и ту, в которой лежал перед смертью. Он узнал некоторые сохранившиеся игрушки, принадлежавшие Нирмалу, показал место, где находится сейф отца.

Пракаш многих родственников и соседей узнавал и называл по имени. К одному из соседей он обратился просто с приветствием, как к старому знакомому. Это оказался Чиранджи, который был владельцем бакалейной лавки в то время, когда был жив Нирмал. На момент знакомства с Пракашем он уже продал свою лавку. Самым удивительным оказалось то, что Пракаш узнал двух своих теток, которые жили на своей половине дома и редко ее покидали. Даже соседи не знали их в лицо.

В результате встречи Джейны убедились, что в Пракаше возродилась душа их умершего сына Нирмала. Варшни очень переживали, что Джейны смогут забрать у них сына. Однако те были рады, что душа Нирмала возродилась и изредка встречались с Пракашем. Постепенно сам Пракаш успокоился и его тяга к прошлой жизни ослабла.

История 9

Эта история произошла в 1977 году в городке Дес-Моинс в штате Айова. В семье Барри и Бонни Крис родилась дочь. Девочку назвали Роми. Они была подвижная и любознательная. Когда Роми научилась говорить, то ее родители, католики, были поражены. Она болтала как все маленькие дети, а однажды заговорила о своей прошлой жизни. Она поведала, что была Джо Уильямсом. Роми уверяла, что жила в красном кирпичном доме в Чарльз-Сити. Этот городок находится в 40 милях от Дес-Моинс. Девочка говорила, что у нее были жена Шейла и трое детей. По словам Роми, Джо и Шейла ехали на мотоцикле и погибли в аварии. Девочка во всех подробностях описывала эти события. При этом она говорила, что эти воспоминания ее пугают. В рассказах Роми было и о детстве Джо. В доме случился пожар и его мама, борясь с пламенем, получила сильный ожог руки. Также она говорила, что у мамы Джо болит правая нога, и показывала больное место. Роми очень хотела увидеть свою маму Луизу и просила отвезти ее к ней.

Родители Роми не знали, как им реагировать на слова дочери, они считали все выдумкой и пытались убедить в этом девочку. Однако Роми рассказывала все новые и новые подробности о жизни Джо и обстоятельствах его смерти. В результате родители Роми решили обратиться к специалистам, после чего был проведен эксперимент.

В 1981 году расследователь Хенендер Бенерджи вместе с женой и двумя журналистами из шведского журнала «Аллерс» прибыли в Дес-Моинс. Они встретились с Роми и ее родителями. Затем все вместе они поехали в Чарльз-Сити, чтобы проверить рассказы девочки.

Девочка всю дорогу была очень взволнована. Она предложила купить маме Луизе цветы и добавила, что та любит голубые. Подъезжая к городу, она сказала, что через парадную дверь они не смогут войти, что нужно за углом поискать другую дверь. На окраине города, около белого бунгало, они остановились. Это был совсем не дом из красного кирпича, однако они увидели указатель, предлагающий воспользоваться черным ходом.

Дверь открыла старая женщина с костылями, на правой ноге у нее была повязка. Это оказалась Луиза Уильямс. Выяснилось, что у нее действительно был сын по имени Джо. Однако Луиза спешила к врачу и не хотела продолжать беседу. Роми огорчил этот отказ. Спустя час Луиза вернулась и пригласила гостей в дом. Она удивилась голубым цветам и вспомнила, что последний раз сын дарил ей именно такой букет. Отец Роми поделился с миссис Уильямс рассказами Роми о Джо. В ответ женщина выразила большое удивление, откуда известны такие подробности об их с сыном жизни. Она подтвердила, что жила с сыном в доме из красного кирпича, но он был разрушен торнадо 10 лет назад, в то время в Чарльз-Сити пострадало много домов. После этого Джо помог ей построить вот этот дом, а парадную дверь они на зиму запирали.

Девочка и миссис Уильямс очень понравились друг другу. Роми пыталась во всем помочь старой женщине. Вместе они отправились за фотографиями и вернулись, держась за руки. На фотографиях Роми узнала Джо и Шейлу. Многие рассказы Роми подтвердились фактами – существование троих детей Джо и Шейлы, пожар, имена родственников и многое другое. Миссис Уильямс также подтвердила описание аварии, в которой погиб Джо. Это произошло за 2 года до рождения Роми. Однако, не смотря на все факты, родителям Роми и матери Джо, которые убедились в том, что девочка не лжет, было сложно поверить в то, что произошла реинкарнация.

В конце 1950-х годов ХХ века психиатр Ян Стивенсон (1918-2007) из медицинского колледжа в Шарлотсвилле, Виргиния, занялся поиском ответов на вопрос о памяти прошлых существований.

Он начал изучать отчеты о реинкарнации с использованием систематической научной процедуры.

Даже его критики не могли не признать тщательность, с которой контролировались им использовавшиеся методы, и сознавали, что любая критика его небесспорных открытий должна была бы следовать не менее строгому методу.

Результаты первоначальных исследований д-ра Стивенсона были опубликованы в 1960 году в Соединенных Штатах, а год спустя в Англии. Он внимательно изучил сотни случаев, где утверждалось о наличии воспоминаний о предыдущих рождениях. Протестировав эти примеры по своим научным критериям, он сократил число пригодных случаев всего до двадцати восьми.

Но у этих случаев имелся ряд общих сильных черт: все субъекты помнили, что были определенными людьми и проживали в определенных местах задолго до своего рождения. К тому же факты, которые они предъявляли, могли быть непосредственно подтверждены или опровергнуты путем независимой экспертизы.

Один из сообщаемых им случаев касался юного японского мальчика, который с очень раннего возраста настойчиво утверждал, что прежде он был мальчиком по имени Тодзо, чей отец, фермер, жил в деревушке Ходокубо.

Мальчик объяснял, что в предыдущей жизни, когда он — в качестве Тодзо — был еще маленьким, его отец умер; вскоре после этого его мать снова вышла замуж. Однако всего через год после этой свадьбы Тодзо тоже умер — от оспы. Ему было всего шесть лет.

Вдобавок к этой информации мальчик дал подробное описание дома, в котором жил Тодзо, внешности его родителей и даже его похорон. Создавалось впечатление, что речь шла о подлинных воспоминаниях из прошлой жизни.

Чтобы проверить его утверждения, мальчика привезли в деревню Ходокубо. Обнаружилось, что его прежние родители и другие упомянутые люди, несомненно, жили здесь в прошлом. К тому же деревня, в которой он никогда раньше не был, ему была явно знакома.

Без какой-либо помощи он привел своих спутников в свой бывший дом. Оказавшись на месте, он обратил их внимание на магазин, которого, по его словам, не существовало в его предыдущей жизни. Подобным же образом он указал на дерево, которое было ему незнакомо и которое, очевидно, выросло с тех пор.

Проведенное расследование быстро подтвердило, что оба эти утверждения соответствовали действительности. Его свидетельства до посещения Ходокубо составили общим счетом шестнадцать четких и конкретных заявлений, которые можно было проверить. Когда их проверили, все они оказались правильными.

В своей работе д-р Стивенсон особенно подчеркивал свое высокое доверие к свидетельствам детей. Он считал, что они не только гораздо менее подвержены сознательным или неосознанным иллюзиям, но и вряд ли могли прочитать или услышать о событиях в прошлом, которые они описывают.

Стивенсон продолжил свои исследования и в 1966 году опубликовал первое издание своей авторитетной книги «Двадцать случаев, которые свидетельствуют о реинкарнации». К этому времени он лично уже изучил почти 600 случаев, которые лучше всего, казалось, объяснялись реинкарнацией.

Восемь лет спустя он выпустил второе издание этой книги; к тому времени общее число изученных случаев выросло вдвое и составило примерно 1200. Среди них он нашел такие, которые, по его мнению, «не просто внушают мысль о реинкарнации; они, похоже, дают весомые свидетельства в ее пользу».

Случай Имада Элавара

Д-р Стивенсон услышал о случае воспоминаний о прошлых жизнях у одного мальчика, Имада Элавара, проживавшего в небольшой ливанской деревушке в районе поселений друзов (религиозная секта в горных районах Ливана и Сирии).

Хотя и считается, что друзы находятся в рамках исламского влияния, они на самом деле имеют большое число очень разных верований, одним из которых является вера в реинкарнацию. Возможно, как результат этого в общине друзов отмечаются многочисленные случаи воспоминаний о прошлых существованиях.

До того как Имад достиг двухлетнего возраста, он уже начал говорить о предыдущей жизни, которую он провел в другой деревушке, под названием Хриби, также поселении друзов, где, по его утверждению, был членом семьи Бухамзи. Он часто упрашивал родителей свозить его туда. Но его отец отказывался и считал, что он фантазирует. Мальчик скоро научился избегать говорить на эту тему в присутствии отца.

Имад сделал целый ряд заявлений о своей прошлой жизни. Он упоминал красивую женщину по имени Джамиле, которую он очень любил. Говорил о своей жизни в Хриби, о том удовольствии, которое испытывал, охотясь со своей собакой, о своей двустволке и своей винтовке, которые, поскольку он не имел права их хранить, ему приходилось прятать.

Он описал, что у него была маленькая желтая машина и что он пользовался и другими машинами, которые были у семьи. Он также упомянул о том, что был очевидцем дорожного происшествия, во время которого на его двоюродного брата наехал грузовик, нанеся ему такие увечья, что тот вскоре умер.

Когда в конце концов было проведено расследование, оказалось, что все эти утверждения были достоверны.

Весной 1964 года д-р Стивенсон совершил первую из нескольких поездок в этот горный регион, чтобы поговорить с юным Имадом, которому в ту пору было пять лет.

Прежде чем посетить «родную» деревню, Имад высказал в общем итоге сорок семь четких и определенных утверждений относительно своей предыдущей жизни. Д-р Стивенсон желал самолично проверить достоверность каждого, а потому решил как можно скорее свозить Имада в селение Хриби.

Уже через несколько дней это оказалось возможно; они вместе отправились за двадцать миль в деревню по дороге, по которой редко кто ездил и которая то и дело петляла в горах. Как и на большей части территории Ливана, оба селения имели хорошее сообщение со столицей, Бейрутом, находящимся на побережье, но между самими селениями, из-за плохой дороги, проходившей по пересеченной местности, не было никакого регулярного движения транспорта.

Приехав в селение, Имад сделал еще шестнадцать заявлений на месте: он высказался неопределенно в одном, ошибся в другом, но оказался прав в остальных четырнадцати. А из этих четырнадцати заявлений двенадцать касались очень личных происшествий или комментариев по поводу его предыдущей жизни. Весьма маловероятно, чтобы эти сведения могли быть получены не от семьи, а из какого-то другого источника.

Несмотря на то что Имад так и не назвал имя, которое он носил в своей предыдущей жизни, единственной фигурой в семействе Бухамзи, которой соответствовали — и соответствовали весьма точно — эти сведения, был один из сыновей, Ибрагим, умерший от туберкулеза в сентябре 1949 года. Он был близким другом двоюродного брата, который погиб при наезде на него грузовика в 1943 году. Он также любил красивую женщину Джамиле, которая уехала из селения после его смерти.

Находясь в деревне, Имад припомнил еще некоторые подробности своей прежней жизни в качестве члена семьи Бухамзи, впечатляющие как своим характером, так и своей достоверностью. Так, он правильно указал, где он, в бытность Ибрагимом Бухамзи, держал свою собаку и как она была привязана. И то, и другое не являлось очевидным ответом.

Он также правильно идентифицировал «свою» постель и описал, как она выглядела в прошлом. Также он показал, где Ибрагим хранил свое оружие. Кроме того, он сам узнал и правильно назвал по имени сестру Ибрагима, Худу. Он также без подсказок узнал и назвал брата, когда ему была показана фотографическая карточка.

Убедителен был диалог, который произошел у него с «его» сестрой Худой. Она спросила Имада: «Ты что-то сказал, перед тем как умереть. Что это было?» Имад ответил: «Худа, позови Фуада». Это было действительно так: Фуад незадолго до этого вышел, а Ибрагим захотел снова его увидеть, но почти сразу же умер.

Если между юным Имадом и пожилой Худой Бухамзи не было тайного сговора — а это казалось почти невозможным, если учесть внимательное наблюдение со стороны д-ра Стивенсона, — то трудно представить себе какой-либо иной способ, как Имад мог узнать об этих последних словах умирающего, кроме одного: что Имад и в самом деле был реинкарнацией покойного Ибрагима Бухамзи.

В действительности этот случай даже более весом: из сорока семи утверждений, высказанных Имадом о своей прошлой жизни, только три оказались ошибочными. От такого рода свидетельств трудно отмахнуться.

Можно было бы возразить, что этот случай имел место в обществе, в котором культивируется вера в реинкарнацию, а потому, как можно было бы ожидать, поощряются фантазии незрелых умов в этом направлении.

Понимая это, д-р Стивенсон сообщает об отмеченном им любопытном моменте: реминисценции о прошлых жизнях встречаются не только в тех культурах, в которых реинкарнация признается, но и в тех, где она не признается — или, во всяком случае, не признается официально.

Он, к примеру, расследовал около тридцати пяти случаев в Соединенных Штатах; такие же случаи имеются в Канаде и Великобритании. К тому же, как он указывает, такие случаи встречаются и в Индии в среде мусульманских семей, которые никогда не признавали реинкарнацию.

Едва ли нужно подчеркивать, что это исследование имеет довольно важные последствия для научных и медицинских знаний о жизни. Тем не менее, каким бы очевидным ни казалось это утверждение, его будут категорически отрицать во многих кругах.

Реинкарнация составляет прямой вызов современным положениям о том, что являет собой человек, — положениям, исключающим все, что нельзя взвесить, измерить, разъять или выделить в чашке Петри или на предметном стекле микроскопа.

Д-р Стивенсон как-то сказал телевизионному продюсеру Джефри Иверсону:

«Науке следует уделять гораздо больше внимания имеющимся у нас данным, указывающим на жизнь после смерти. Свидетельства эти впечатляющи и происходят из разных источников, если посмотреть честно и беспристрастно.

Господствующая теория утверждает, что когда умирает ваш мозг, то погибает и ваше сознание, ваша душа. В это так свято верят, что ученые перестают видеть, что это всего лишь гипотетическое предположение и нет никакой причины, почему бы сознание не должно было пережить смерть мозга».