/ / / Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Пришвин в своей сказке посвятил большую часть своего произведения именно описании природы. Автор в подробностях рассказывает о том, как птицы встречают рассвет, как защищают свое потомство и отвоевывают территорию. Все эти подробности можно узнать лишь в том случае, если долго наблюдать за лесом.

Помимо птиц в произведении задействована сюжетная линия жизни и смерти волка «серого помещика». В сказке показано, насколько сильно был развит его инстинкт самосохранения. Ведь, на него не раз были «облавы» - охотники ставили красные флажки и устраивали ему настоящую травлю собаками. Однако волку всегда удавалось уйти от преследователей. Он прятался в месте, которое люди обходились стороной, а потом, как бы в отместку, устраивал «вылазки» и губил стада животных. В зимнее время он начинал охотиться даже на деревенских собак, тем самым показывая, кто здесь истинный хозяин.

И все же в сказке человек и природа не борются, а стараются жить в гармонии друг с другом. Да, в то время было много охотников, но они не приносили лесу большого урона, в отличие от браконьеров. Именно из-за них, многие животные теперь занесены в красную книгу, а некоторые виды исчезли без следа.

Положение человека в сказке Пришвина не очень значительное. Он может лишь любоваться тем миром, где еще задолго до появления людей, уже было все прекрасно. Автор показывает, что люди не являются хозяевами положения – а просто незваные гости. Окружающая среда диктует человеку и нормы и правила, с которыми придется смириться.

В этом «сказочном» мире, каждый занимает свое место, будь то простая болотная гадюка или ворона стерегущая яйца. Все оживает с появлением первых лучей солнца. Все радуются новому дню, моменту, когда закончилась зима и весна начинает вступать в свои права.

Леснику ближе всех была гармония с природой. Он жил на лесной опушке и наблюдал, за всеми чудесами, происходящими вокруг себя. Казалось, он знает нечто большее, чем другие и этот секрет он никогда не выдаст. Природа подарила ему долгую жизнь. Однако, она же, как бы в предчувствии чего-то страшного и непоправимого, забрала его у людей перед самым началом Великой Отечественной войны.

Сказка-быль Пришвина показывает, как все в этой жизни относительно, и в то же время – справедливо. За все рано или поздно приходит расплата. Все живое, будь то животное, человек или деревце, находится на своем месте и в свое время.

В «Кладовой солнца» видно многое. Это и леса, и травы, и звери, и птицы. И все же есть вещи, которые не всегда выставлены на показ окружающим. Это, то, чем богата земля «изнутри». То, что поможет в дальнейшем развитии целой страны. Вот насколько уникальна и бесценна наша планета.

Автор показывает, как важно жить именно в гармонию с другими людьми и с окружающим миром, как природа щедро может отблагодарить или наказать человека, в случае излишней самоуверенности. Поэтому человек должен не только брать все блага из внешнего мира, но и нести в него добро.

Еще с первого дня существования человечества на Земле, человек тесно взаимодействовал с природой. Именно природа давала ему пищу, предоставляла способы помыться и обогреться, позднее - открывала все свои всевозможные ресурсы, создавая благоприятные условия для жизни каждого человека. Безусловно, природа - это неотъемлемая часть жизни любого живого существа, в том числе и разумного.

В сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» достаточно ярко и аргументировано раскрывается тема взаимодействия человека и природы. В начале сказки читатель узнает о том, что на судьбу двоих детей (мальчика Митраша и девочки Насти) выпала нелегкая ноша - расти сиротами и во всем помогать друг другу. Благо, родители оставили им небольшой домик и неплохое хозяйство, за которым нужно ухаживать, с чем дети отлично справлялись. Брат с сестрой не только занимались домашними делами, но и помогали другим людям и казались взрослыми не по годам.

Центральным происшествием сказки становиться поход Митраша и Насти в лес за клюквой. С особым трепетом автор описывает читателям природу села, леса и даже два одиноких дерева у болота восстают перед читателем как два живых существа, которые навеки сплетены друг с другом. С рассказа мы узнаем подробности сбора детей в лес: как Настя заботливо берет с собой продукты, а мальчишка - отцовское ружье. Вместе с детьми читатель наблюдает всю роскошь лесной природы, представляет звуки, которые издают лесные жители, и переживает, дабы герои не угодили в страшное болото, где пропало немало животных и людей.

В данном эпизоде раскрывается взаимоотношения человека и лесной природы. Дальше из-за принципиального спора сестры с братом, их тропинки расходятся, и девочка идет известным протоптанным путем, а мальчик, следуя указаниям компаса, попадает в болото, откуда теряет надежды выбраться. Именно в этот момент раскрывается еще одна связь человека и природы - в сказку вводится еще один важный персонаж - собака Травка. Собачка помогает Митрашу выбраться с тянущего болота и даже ловит для него зайца в качестве поживы, за что мальчик спасает собаку (да и себя тоже) от хитрого волка «Серого помещика», который после недавней облавы обозлился на всех жителей села и их животных. В этом случае раскрывается противостояние человека природе, когда представители диких животных угрожают жизни и благополучию людей.

Тем временем Настя или Золотая Курочка, как нежно ее прозвали в сказке, собирает много вкусных, сладких, красных ягод, но вспомнив о брате, спешит ему на помощь. Ту ночь дети провели в лесу, где им больше не грозила опасность - еще один пример взаимодействия человека и природы. После герои вернулись домой, и пожертвовали все собранные целебные ягоды больным деткам-сиротам.

Стоит упомянуть, что всю эту историю поведал рассказчик, что разведывал болотные богатства, а конкретнее - добывал торф, которого там было в излишке. Этим автор еще раз подчеркивает, как природа заботится о человеке, предоставляя ему все необходимое. И осталось только одно очень важное пожизненное дело - взаимно заботится о природе.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Сочинение

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев - не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора - поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как повествователь и певец радостной жизни природы.

Пришвин любил не абстрактные представления о природе, а ее саму: каждое дерево, каждое животное и каждую птицу - активно и деятельно. Любое произведение природы неповторимо, по словам писателя, как неповторимо великое произведение искусства. Потеря любой, даже маленькой, частички природы невосполнима и горестна. Людей, которые поверхностно любуются природой, писатель называл «дачниками». Красивы, ярки и чудесны описания картин природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», в этих картинах интересна и важна любая деталь. Мы читаем о событиях на Блудовом болоте. Вот мы узнаем, насколько полезна, где растет вкусная ягода клюква и когда ее собирают: «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью».

Но самой сладкой эта ягода бывает тогда, «когда она перележит зиму под снегом». Вот отец рассказывает сыну Митраше, как ориентироваться в лесу по компасу и без него.

Вот интересное описание Блудова болота: «И как там, в настоящем море, бывают острова, как в пустынях - оазисы, так и в болотах бывают холмы. У нас в Блудовом болоте эти холмы песчаные, покрытые высоким бором, называются боринами». Потом мы читаем необычную историю Блудова болота: о том, как появились в нем деревья, как они росли, переплетясь корнями и судьбами. Писатель рассказывает о них как о живых людях, о том, как близки друг другу растительный и животный миры. Звонкая борина у Пришвина - словно живое существо: она «наполнялась птичьими песнями, воем, стоном и криком зверьков. Не все они были тут, на борине, но с болота, сырого, глухого, все звуки собирались сюда. Борина с лесом, сосновым и звонким на суходоле отзывалась всему». Чудесен и удивителен рассвет: «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей». Не оторваться от описания пения птиц: тетеревов, петухов, даже ворон. В карканье ворон автор слышит просьбу птиц о помощи перед начинающейся дракой. Мгновенную смену погоды автор передает немногими точными фразами: «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали», заставляя стонать и рычать слышащих.их животных.

Вот история о нелегкой жизни грозы леса - волка по прозванию Серый, вот - хитрая лисица, вот - трусливый русак, вот - старушки елки, не пропускающие Митрашу сквозь свои ветви-руки, вот опять птицы, своим пением подбадривающие и подсказывающие мальчику дорогу. А вот еще ягоды - тоненькая, стройная кровяно-красная брусника, черника, красно-рубиновая костяника, которые умело собирает Настя. А. вот добрый лось, который привык к людям: у людей «все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно… .

* «Мы - разведчики болотных богатств, - говорит Пришвин. - И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Эти богатства автор и называет кладовой солнца. Пришвин понимал, что бурное развитие промышленности может нанести природе непоправимый вред, и поэтому встал на защиту всего живого. В его произведениях - мысль о необходимости бережного отношения к природе, о вреда ее бездумной эксплуатации, о ее нравственной ценности, облагораживающей способности действовать на душу человека и формировать его внутренний мир.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”

Единство природы и человека в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цели урока:

Показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

Сделать мудрые выводы о высоком назначении человека - быть ответственным за всё живое на земле;

Раскрыть иносказательность и символику языка произведения;

Пробудить в учащихся чувство переживания;

Воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

Раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Каково настроение?

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - лирике природы, художнике-мыслителе.

Какое произведение дома прочитали?

2. Кроссворд

Разгадать кроссворд и составить слова, которые получились.

Так о чем мы сегодня будем говорить? (О единстве человека и природы, попробуем понять, кто остаётся человеком и в трудной жизненной ситуации)

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграфом, спутником нашего урока явл.: «Охранять природу - значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц - опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

В каком году написана сказка - быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

Что случилось с родителями Насти и Митраши?

О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

А что значит Отечественная?

Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

3.Д\з

д\б найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения.

( О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением. Говорит об авторской любви к своим героя).

Примеры сравнений и олицетворений: как Золотая Курочка, как золотые монетки…; деревья стонали, выли…

- Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа)

Еще какие из-выраз. Ср-ва встретили?

Перифраза, гипербола

4. Беседа о жанре

- Ребята, скажите, что такое жанр? (форма произведения)

Перечислите эти 3 рода. (эпос, лирика, драма)

Какому из 3 родов принадлежит это произведение? (Эпос)

Что такое быль?

А что мы называем сказкой?

5. Работа со словарем.

А где можно посмотреть толкование слова?

Быль - то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Задание: подберите синонимы: действительный - реальный,существующий, невоображаемый.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Что переплетается в этом произведении? (сказочное и реальное)

6. Работа в группах

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок», — говорит народная мудрость.

1 группа находит сказочные моменты в произведении.

2 группа - реальные моменты.

3 группа определяет функцию слияния реального и сказочного. Задание закончить предложение: «Сказка и реальность переплетаются в произведении. Автор хотел сказать, что ……..» где бы не находился человек, кем бы он ни был (большим или маленьким), с какой бы целью он не обратился к природе (добыть полезные ископаемых или набрать ягод) природа всегда будет ему помогать, кормить, а человек должен нести ответственность перед всем живым на земле. Эта мысль воплощается в главных героях произведения - Насте и Митраше.

4 группа - работает у карты

К какому выводу пришла 3 группа?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Отправимся и мы вслед за нашими героями

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (гл4.)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака - друг человека, и волк - враг человека.

Какие образные определния, изобра-выраз средства дают понять нам, что лес сказочен, заколдован? (Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну)

Здесь же противопоставлены собака и волк - друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда -то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

- Как природа помогает понять настроение спорящих детей?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой -облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”. Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

А что происходит в природе после ссоры детей? (Тогда серая хмарь плотно надвинулась…)

- Как, по-вашему, автор относится к происходящему? ( с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними. Но это не остановило наших героев, каждый из них пошёл своей тропой)

А где еще природа приходит на помощь ребятам? (Елочки-старушки волновались и не хотели пропускать его, трава-белоус-неизменный спутник тропы)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах? (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу)

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

Фрагмент

А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова?

(Автор хочет нам сказать, природа - это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь)

Как связаны природа и человек в произведении? Каким жизненным навыкам учит нас сказка-быль?

- В завершение разговора вдумайтесь в слова М. М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:
Пришвин восклицает: «Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

О чём же говорит писатель? О торфе?

Конечно же, нет. О людях, их душевном богатстве. «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство. Обладая этой кладовой, сохраняя её в душе, человек становится счастливым и несёт это счастье другим. Человек должен научиться пользовать природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь».

Рефлексия

Домашнее задание.

Написать сочинение -размышление на тему «Охранять природу - значит охранять родину».

Закончить предложение. « Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть …..

Выписать эпитеты к слову солнце.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

«Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

Зачем отправились ребята к лес?