Лекция 16. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь.

1. Сущность и функции налогов. Налоги обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей образует налоговую систему . Ее основными элементами являются:субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога;объект налогообложения – доход, имущество или цена товара, облагаемые налогом;носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог;налоговая ставка – величина налога на единицу обложения;налоговая льгота – полное (частичное) освобождение от уплаты налога.

Основные функции налогов :

фискальная – пополнение доходов государственного бюджета;

регулирующая – стимулирование экономической деятельности;

распределительная – перераспределение полученных субъектами хозяйствования доходов.

Важнейшие принципы налогообложения : всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы; стабильность – устойчивость видов и ставок налогов во времени; обязательность – принудительность уплаты налогов; социальная справедливость – равные условия налоговой нагрузки для разных субъектов хозяйствования и слоев населения.

Графическая зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок – кривая Лаффера (рис. 21.1).

Рис. 21.1. Кривая Лаффера

При высоких налоговых ставках отсутствуют стимулы к увеличению дохода, следовательно, поступление налогов в бюджет снижается.

2. Виды налогов. Налогообложение в Республике Беларусь. Налоги классифицируются по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц); по уровням управления (республиканские и местные); по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные).

Прямые налоги – взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – взимаются посредством включения в цену товара или услуги и уплачиваются покупателем.

В Республике Беларусь существуют следующие основные виды налогов:

– налог на прибыль и доходы предприятий – прямой налог, ставка 24%;

– налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог, ставка 18%, для отдельных товаров и услуг – 10%;

– налог на экспорт и импорт (таможенные пошлины) – косвенный налог;

– подоходный налог с граждан – прямой налог, ставка 12%;


– акцизный налог – косвенный налог, взимается по разным ставкам для различных товаров, облагающихся этим налогом.

Перечисленные выше налоги дают более 80% поступлений в государственный бюджет Республики Беларусь. Кроме них взимаются также: экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, местные налоги, взносы во внебюджетные фонды социальной защиты и занятости, государственная пошлина и т.д. В перспективе предполагается усовершенствовать налоговую систему, проведя следующие мероприятия: уменьшение суммарной налоговой нагрузки; сокращение налоговых льгот; упрощение процедуры уплаты налогов.

3. Фискальная политика, ее виды и инструменты. Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики с помощью изменения величины государственных расходов и налогов.

Выделяют следующие цели фискальной политики: сглаживание колебаний экономического цикла; обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Выделяют два вида фискальной политики : дискреционная и недискреционная (автоматическая). Дискреционная финансовая политика – сознательные решения правительства по изменению величины налогов и государственных расходов. Она может быть стимулирующей (увеличение государственных расходов, снижение налогов с целью стимулирования роста производства) или рестринционной (увеличение налогов и снижение государственных расходов, чтобы сдерживать темпы инфляции).

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика – не требует специальных решений правительства, т.к. основана на действии встроенных стабилизаторов, приводящих к автоматическому изменению налоговых поступлений и государственных расходов. Встроенные стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве стабилизаторов выступают: пособия по безработице, по бедности, прогрессивные подоходные налоги. В период спада стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений и росту расходов бюджета, в период подъема происходит обратный процесс.

Фискальная политика может сопровождаться мультипликационным эффектом в виде роста ВВП, значительно превышающего прирост государственных расходов, вызвавших его. Выделяют: мультипликатор государственных расходов – отношение изменения реального ВВП к изменению расходов государственного бюджета; налоговый мультипликатор – отношение изменения реального ВВП к вызвавшему его изменению налогов; мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.

Поиск

"
Всего: 16 1-16

Выберите вер­ные суж­де­ния об эко­но­ми­че­ских функ­ци­ях го­су­дар­ства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны – из­ме­не­ние став­ки рефинансирования.

Пояснение.

1) Фис­каль­ная по­ли­ти­ка го­су­дар­ства не может быть ис­поль­зо­ва­на для сти­му­ли­ро­ва­ния раз­ви­тия экономики. Нет, неверно, фискальная политика может стимулировать экономику. Например, снижения налоговых ставок ведет к ускорению темпов экономического роста.

2) В рамках монетарной политики Центральный банк может изменять норму обязательных резервов коммерческих банков. Да, верно, это один из инструментов монетарной политики.

3) Кос­вен­ное го­су­дар­ствен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­ки пре­иму­ще­ствен­но пред­по­ла­га­ет ис­поль­зо­ва­ние ад­ми­ни­стра­тив­ных методов. Нет, неверно, косвенное регулирование предполагает использование монетарной и фискальной политики.

4) Про­бле­ма внеш­них эф­фек­тов спо­соб­ству­ет вме­ша­тель­ству го­су­дар­ства в сферы де­я­тель­но­сти част­ных предприятий. Да, государство вмешивается в экономику для их корректировки.

5) Один из спо­со­бов вли­я­ния го­су­дар­ства на эко­но­ми­ку стра­ны - из­ме­не­ние став­ки рефинансирования. Да, верно, этот инструмент используется в рамках монетарной политики.

Ответ: 245.

Ответ: 245

А. Прямое регулирование рынка государством предполагает использование преимущественно административных методов.

Б. Косвенное воздействие государства на рыночный механизм осуществляется через монетарную и фискальную политику государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Прямое регулирование рынка государством предполагает использование преимущественно административный методов:

Законодательная деятельность,

Государственные заказы,

Развитие государственного сектора (государственной собственности),

Лицензирование отдельных видов деятельности

Косвенное регулирование предполагает использование экономических методов:

Денежно-кредитная политика государства (монетарная), т.е регулирование денежной массы в стране

Бюджетно-налоговой политики (фискальная) политика, т.е. регулирование налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

а) защита конкурентной среды;

а) изменение ставок налогов;

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Пояснение.

Государство осуществляет регулирование рынка прямыми и косвенными путями. К косвенным методам относят: денежно-кредитную (монетарную) политику (контроль за денежной массой) и бюджетно-налоговую (фискальную) политику.

Ответ: монетарная.

Ответ: монетарная|денежно-кредитная

Предметная область: Экономика. Роль государства в экономике

Валентин Иванович Кириченко

Экономическая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюджета. По каким при­зна­кам можно установить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюджетно-налоговая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) рас­ши­ря­ет­ся компетенция Центробанка

Пояснение.

Ответ: 1, 4, 6.

Ответ: 146

Валентин Иванович Кириченко

Фискальная - это бюджетно-налоговая, так импорт - это ввоз продукции, на которую может накладываться таможенная пошлина (косвенный налог), то входит.

Антон Арнольд 21.05.2016 02:38

Разве запрет на импорт это не административная политика?

Валентин Иванович Кириченко

Фис­каль­ная - это бюд­жет­но-на­ло­го­вая, так им­порт - это ввоз про­дук­ции, на ко­то­рую может на­кла­ды­вать­ся та­мо­жен­ная по­шли­на (кос­вен­ный налог), то вхо­дит.

Михаил Квашнин 05.06.2016 17:49

Мое мнение: правильный ответ - 16. Введение запретов на импорт никак не относится к фискальной политике, оно не связано ни с бюджетом, ни с налогами. Фискальная и монетарная политики относятся к стабилизационному направлению государственной экономической политики, 4 пункт скорее подходит к структурному направлению, в которое входит государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей. Есть мнение, что "запрет на ввоз - скорее, политика протекционизма, чем фискальная".

Экономическая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии го­су­дар­ствен­ных рас­хо­дов и го­су­дар­ствен­но­го бюджета. По каким при­зна­кам можно установить, что эта по­ли­ти­ка фис­каль­ная (бюджетно-

налоговая)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные пошлины

2) рас­ши­ря­ет­ся го­су­дар­ствен­ная за­куп­ка то­ва­ров и услуг

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку процента

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт продукции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных резервов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер налогов

Пояснение.

Фискальная по­ли­ти­ка - ре­гу­ли­ро­ва­ние пра­ви­тель­ством де­ло­вой ак­тив­но­сти с по­мо­щью ме­ро­при­я­тий в об­ла­сти управ­ле­ния бюджетом, на­ло­га­ми и дру­ги­ми фи­нан­со­вы­ми возможностями.

Ответ: 146.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1. Основные функции государства в любом типе экономики

а) производство общественных благ

б) создание правовой базы

в) ослабление внешних эффектов

2. Поддержание рыночной экономики

а) борьба с монополиями

б) стабилизация экономики в случае кризиса

3. Методы стабилизации экономики

а) кредитно-денежная политика

б) бюджетно-налоговая политика

4. Рыночная экономика в РФ и ее становление

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Функции государства в смешанной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие экономической политики государства.

2. Экономические функции государства:

а) защита конкурентной среды;

б) правовое регулирование рынка;

в) производство общественных благ и т.д.

3. Методы государственного регулирования рыночной экономики:

а) косвенные (фискальная и монетарная политика);

б) прямые (правовое регулирование).

4. Инструменты монетарной политики:

а) изменение ключевой (учетной) ставки;

б) изменение норм обязательных резервов;

в) операции на открытом рынке.

5. Инструменты фискальной политики:

а) изменение ставок налогов;

б) изменение бюджетных расходов.

6. Приоритет косвенных методов регулирования экономики.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4/5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государственное регулирование экономики в условиях рынка». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Экономические функции государства:

а) правовое регулирование рынка;

б) защита конкурентной среды;

в) производство общественных благ;

г) стабилизация и обеспечение экономического роста и т. п.

2. Методы государственного регулирования:

а) прямые (правовое регулирование);

б) косвенные (монетарная политика, фискальная политика).

3. Инструменты бюджетно-налоговой политики:

а) изменение ставок налогообложения;

б) изменение государственных расходов и др.

4. Инструменты денежно-кредитной политики:

а) изменение нормы обязательных банковских резервов;

б) изменение ключевой (учётной) ставки;

в) операции на открытом рынке.

5. Приоритет косвенных методов регулирования.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ - 2019. До­сроч­ная волна

Пояснение.

Уплата налогов - конституционная обязанность каждого гражданина, налоги безвозмездны, это нужно запомнить, и все налоги - это фискальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в соответствии с бюджетом государства, который является законом.

Ответ: 1, 2, 5.

Ответ: 125

Предметная область: Экономика. Налоги

Валентин Иванович Кириченко

Существуют различные системы сбора налогов, кроме пропорциональной системы, существуют еще прогрессивная при которой чем выше доход, тем выше ставка налога. а также регрессивная при которой наоборот.

Валентин Иванович Кириченко

Большинство налогов безвозмездны

Владислав Васильев 22.05.2016 17:13

А почему налоги безвозмездны.Ведь множество из них возвращается нам в виде общественных благ:образование,медицина и т.д.

Валентин Иванович Кириченко

Но далеко не все пользуются этими общественными благами.

Что отличает государство от других институтов политической системы?

1) разработка политических программ

2) право сбора общеобязательных платежей (налогов)

3) представление интересов определённых групп

4) объединение людей для совместной деятельности

Пояснение.

Только государство вправе собирать налоги, это его фискальная политика.

1, 3, 4 может так же относится к другим политическим институтам (например, партиям, общественным организациям.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политическая система

А. Современной рыночной экономике присуща тенденция ослабления государственного регулирования проблем занятости населения.

Б. На современном рынке господствуют, благодаря своей гибкости, мелкие фирмы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

В современной рыночной экономике государство поддерживает малый и средний бизнес, поэтому господствуют мелкие фирмы. Государства вмешиваются в экономику, чтобы избежать проблем путём её регулирования фискальной и монетарной политикой.

Правильный ответ указан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Экономика. Экономические системы


Изучение взаимодействия спроса и предложения, конкуренции как основных инструментов ценообразования позволяет вести результативный поиск элементов эффективного механизма рыночной саморегуляции…

В условиях рыночной экономики цена выполняет ряд важных функций.

Цены передают информацию… Система цен автоматически распространяет информацию для всех участников рынка об устойчивом росте или снижении спроса на тот или иной вид товара. Это побуждает их наращивать или, наоборот, сокращать объём производства до тех пор, пока вновь рост или падение цен не пошлют сигналы о дефиците или перепроизводстве товарной продукции.

В современных условиях в развитых странах Запада действие ценовой системы значительно упрощено благодаря функционированию высокоорганизованных рынков, обладающих развитой инфраструктурой. Вместе с тем, ценовая система усложнена благодаря искажениям ценовой информации, что объясняется рядом причин. Прежде всего, стоит отметить вмешательство государства в экономические процессы. Негативную роль играет деятельность монополий, стремящихся к извлечению максимально высокой прибыли, в том числе путём взвинчивания цен. Искажающим фактором является также инфляция, особенно если она имеет высокий уровень и неустойчивый характер.

Цены выполняют важную стимулирующую функцию. Каждое предприятие стремится снизить издержки производства, справедливо усматривая в этом один из проверенных временем рычагов роста прибыли. В этих целях используются достижения научно-технического прогресса, инновационные и конкурентоспособные технологии, ноу-хау, всевозможные виды менеджмента и др. Себестоимость продукции, трудоёмкость её выпуска являются основой формирования рыночных цен. Каждое предприятие располагает на этом пути своими возможностями и резервами, используя их для достижения поставленной цели. Тем самым цена стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса, способствует снижению издержек производства и повышению качества продукции.

Цены участвуют в регулировании производства товаров и услуг, а также влияют на распределение доходов, на изменение структуры их использования. Эта функция вне государственного воздействия носит стихийный характер. Рост цен, например, способствует увеличению производства товаров, но до известных пределов, так как высокие цены ограничивают спрос.

(В. И. Кушлин)

Пояснение.

Могут быть высказаны следующие предположения:

1) контроль над уровнем инфляции, посредством проведения фискальной и монетарной политики;

2) дотирование производства социально значимых благ и услуг с целью недопущения значительного повышения цен на них;

3) изменение ставок акцизов, что приводит к росту или снижению цен на отдельные товары или услуги;

4) контроль над ценообразованием естественных монополий, которые не могут менять стоимость товаров и услуг без одобрения соответствующих органов государственной власти (метро, РЖД и др).

Могут быть высказаны другие предположения.

О каких двух спо­со­бах воз­дей­ствия го­су­дар­ства на ры­ноч­ный ме­ха­низм рас­ска­зы­ва­ет автор текста? При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и ис­поль­зуя со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те два при­ме­ра спо­со­бов воз­дей­ствия го­су­дар­ства на ры­ноч­ный механизм.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

Пороховской А.Н. «Российская рыночная модель: путь реализации»

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

1) два спо­со­ба го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния рынка:

Пря­мое ре­гу­ли­ро­ва­ние с ис­поль­зо­ва­ни­ем пре­иму­ще­ствен­но ад­ми­ни­стра­тив­ных методов;

Кос­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние с по­мо­щью фис­каль­ной и мо­не­тар­ной политики.

2) пря­мое ре­гу­ли­ро­ва­ние (например, при­ня­тие ан­ти­мо­но­поль­но­го за­ко­но­да­тель­ства в стра­не А.);

3) кос­вен­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние (например, Цен­траль­ный банк го­су­дар­ства Б. уве­ли­чил учётную став­ку предо­став­ле­ния кре­ди­тов ком­мер­че­ским банкам).

Могут быть при­ве­де­ны любые дру­гие при­ме­ры го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния рынка.

Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.

Истина

Что такое истина?

Виды истины

— абсолютная;
— относительная.

Критерии истины

— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.

Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.

Многообразие путей познания мира

1) Определение познания;

2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.

3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.

4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.

Банк как финансовый институт

1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.

2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.

3) Функции ЦБ

— Стабилизационное;

— Структурное.

4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование

5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.

6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.

Инфляция

1) Определение;

2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.

3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.

Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:

1. Социальный институт

2. Социально-демографические проблемы.

3. Конформизм и девиантное поведение

До встречи в следующих постах!

1. Дискреционная фискальная политика

2. Недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы

3. Проблемы, возникающие в процессе осуществления фискальной по­литики

4. Государственный долг

6.1 Дискреционная фискальная политика

Фискальная политика – это политика правительственных расходов и налогообложения. Под дискреционной фискальной политикой понимают созна­тельное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, кон­троля над инфляцией и ускорением экономического роста.

Как влияют правительственные расходы на экономику?

Предположим, что правительство приняло решение осуществлять за­купки товаров и услуг на 20 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. Очевидно, что учет правительственных расходов вызовет перемещение графика совокупных расходов относительно биссектрисы и приведет к мультиплицированному росту ЧНП. Это ясно видно на графике «совокупные расходы – выпуск» (рис. 6.1).

То же самое можно проследить по таблице, приведенной в предыдущей лекции. Увеличение государственных расходов на 20 млрд. долл., приведет к увеличению совокупных расходов при всех уровнях ЧНП. Исходя из того, что условием равновесия ЧНП является С + I n + X n + G = ЧНП, можно определить, что равновесный ЧНП возрастет с 470 млрд. долл. до 550 млрд. долл. т. е. уве­личится на 80 млрд. долл. = 20 млрд. долл.  МULТ.

Рис. 6.1 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

Влияние роста государственных расходов на равновесный ЧНП можно проследить и на модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.2).

Рис. 6.2 - Влияние государственных расходов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Таким образом, условия равновесия ЧНП в модели «изъятия – инъекции» будет:

Теперь рассмотрим, как влияет на экономику то, что правительство соби­рает налоги. Для простоты предположим, что при любом уровне ЧНП прави­тельство собирает одинаковую сумму налогов, допустим 20 млрд. долл. Как введение налогов повлияет на экономику? Т. к. введение налогов сократит до­ход после уплаты налогов (на 20 млрд. долл.), это снизит потребление и сбере­жения при каждом уровне ЧНП. На какую величину? Это определяется вели­чиной МРС, МРS. Если МРС = ¾, а МР5 = ¼, то потребление сократится на 15 млрд. долл., а сбережение – на 5 млрд. долл.

Проиллюстрируем влияние введения налогов в размере 20 млрд. долл. на графике (рис. 6.3).

Рис. 6.3 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «совокупные расходы – выпуск»

С а – потребление после введения налогов. Рост налогов вызывает смеще­ние графика совокупных расходов относительно биссектрисы (в нашем случае при Т = 20 млрд. долл., МРС = ¾ на 15 млрд. долл.) и сокращение величины равновесного ЧНП. (По таблице, приведенной в предыдущей лекции можно рассчитать, что равновесный ЧНП сократится с 550 млрд. долл. до 490 млрд. долл.).

Теперь проиллюстрируем воздействие введения налогов на гра­фике модели «изъятия – инъекции» (рис. 6.4).

Рис. 6.4 - Влияние налогов на равновесный ЧНП

в модели «изъятия – инъекции»

Анализ здесь несколько более сложный, т. к. введение налога в 20 млрд. долл., имеет двухсторонний эффект: во-первых, налоги ведут к сокращению DI и при МРS = 1/4 к снижению сбережений на 5 млрд. долл. при любом уровне ЧНП. На графике это показано смещением кривой S + М на 5 млрд. долл. вниз до кривой S а + М (сбережения после введения налогов + импорт). Во-вторых, 20 млрд. долл. налогов является дополнительным изъятием из потока доходы-расходы и поэтому должны быть добавлены к сумме изъятий. То есть, общая величина изъятий будет S а + М + Т, что сдвигает кривую S а + М на 20млрд. долл. вверх, что приведет к сокращению ЧНП.

Теперь равновесие в модели «изъятия – инъекции» определяется усло­вием:

S a + M + T = I n + X + G

Снижение налогов вызовет перемещение вверх графика совокупных рас­ходов в модели «расходы – выпуск» и снижение графика S а + М + Т в модели «изъятия – инъекции» и вызовет рост равновесного ЧНП.

Обратите внимание: мы увеличили государственные закупки товаров и услуг на 20 млрд. долл. и увеличили налоги на 20 млрд. долл. В результате рав­новесный ЧНП вырос тоже на 20 млрд. долл. То есть, равное увеличение прави­тельственных расходов и налогов ведет к приросту ЧНП на величину, равную приросту G и Т. Это значит, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Это объясняется следующим: изменение правительственных расходов оказывает более сильное воздействие на совокупные расходы, т. к. является компонентом совокупных расходов. Поэтому, если правительственные расходы выросли на 20 млрд. долл., то и совокупные расходы вырастут на 20 млрд. долл., ЧНП в результате действия мультипликатора увеличится на 80 млрд. долл. А изменение налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, че­рез изменение потребления. При этом изменение в потреблении будет меньше, чем изменение в налогах, т. к. оно определяется МРС, которая всегда меньше 1. В итоге рост ЧНП в результате увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем уменьшение ЧНП в результате введения на такую же сумму налогов. При этом чистый прирост ЧНП будет равен первоначальному при­росту G и Т.

Итак, мы убедились, что фискальная политика может быть исполь­зована для стабилизации экономики. В наиболее упрощенной форме фискаль­ная политика в разных фазах цикла может быть сведена к следующему. В фазе спада с целью увеличения производства и ликвидации безработицы правитель­ство должно проводить стимулирующую фискальную политику. Для этого сле­дует:

а) увеличить государственные расходы;

б) уменьшить налоги;

в) сочетать а) и б).

Очевидно, что эти меры ведут к росту дефицита государствен­ного бюджета.

В фазе подъема, для ликвидации инфляции, вызванной избыточным спросом, правительство должно проводить сдерживающую фискальную поли­тику. Для этого следует:

а) уменьшить правительственные расходы;

б) увеличить налоги;

в) сочетать а) и б).

Такая политика приводит к появлению бюджетных излишков (положительного сальдо правительственного бюджета).

Действенность стимулирующей фискальной политики зависит не только от величины дефицита государственного бюджета, но и от методов его финан­сирования, которое можно проводить за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг); или за счет выпуска новых денег. Эти методы фи­нансирования дефицита государственного бюджета оказывают различное влия­ние на совокупные расходы.

Когда государство заимствует средства у населения, оно вступает в кон­курентную борьбу с частными лицами за финансовые средства. Это ведет к росту процентной ставки, что, в свою очередь, снижает инвестиции и потребле­ние. Если государство финансирует дефицит бюджета, выпуская новые деньги, этого удается избежать. Таким образом, создание новых денег является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравне­нию с займами.

Дефляционное влияние бюджетных излишков зависит от того, как прави­тельство будет их использовать. Если правительство использует бюджетный излишек для погашения своего внутреннего долга, оно тем самым вернет свои избыточные налоговые поступления на денежный рынок, чем снизит процент­ную ставку и увеличит инвестиции и потребление. Если правительство просто изымет избыточные суммы из обращения, оно добьется большего антиинфля­ционного эффекта.

Какое конкретное сочетание мер должно выбрать правительство в каждой фазе цикла? Это зависит от политической ориентации. Экономисты, высту­пающие за активное вмешательство государства в экономику, рекомендуют рост государственных закупок в фазе спада и увеличения налогов в период ин­фляции. Экономисты, выступающие за уменьшение государственного вмеша­тельства в экономику, рекомендуют рост совокупных расходов за счет сниже­ния налогов в фазе спада и сокращения совокупных расходов за счет снижения правительственных закупок в период инфляции.

Фискальная политика- правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровня валового внутреннего продукта и, соответственно, совокупного спроса. Затем, государству необходимо поддерживать макроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического бума. Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для нее автоматически снизились.

Недостатки фискальной политики

Эффект «Crowding-out». Данный эффект, также известный как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов. Другие недостатки:

Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так, например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства.

Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьезно сказаться на экономике.