Иван Александрович Родионов


ДЕТИ ДЬЯВОЛА

«Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять

похоти отца вашего. Он был человекоубийца

от начала и не устоял в истине; ибо нет в нем

истины. Когда говорит он ложь, говорит свое;

ибо он лжец и отец лжи».



ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ

Раздел I – С дьяволом против Бога.

Раздел II – Вся Земля принадлежит Израилю. Талмуд.

Раздел III – Бог не всемогущ. Всесилен – дьявол.


ВЕЧЕР ВТОРОЙ

Раздел IV – Израиль против остального мира. Гонения христиан.

Раздел V – Овладение прессой – контроль всего.


ВЕЧЕР ТРЕТИЙ

Раздел VI – Мы сокрушили троны царей, королей и императоров.

Раздел VII – Необходимо обезглавить этот подлый русский народ.

Раздел VIII – Должно совершиться возмездие.

Раздел IX – Все грамотные гои будут подлежать немедленной смерти.

Раздел X – Теперь нам уже никто на свете не страшен.


ПОСЛЕДНЯЯ НОЧЬ

Раздел XI – Чёрная месса.


ПОСЛЕСЛОВИЕ – К произведению Родионова И.А. "Дети дьявола".

ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ


Париж, 1923 г.

Было ровно 8 часов вечера. В мировой столице закончился деловой день, и начиналась пора отдыха и развлечений. По улицам, залитым разноцветными огнями электричества, во всех направлениях двигались сплошные волны автомобилей, наполняя воздух гудением, треском, шумом, свистками и завываниями сирен. Толпы людей сновали по тротуарам, вылезали из станций метро и ныряли в них, сидели в многочисленных кофейнях, ресторанах и бистро.

На парадной лестнице одного нового, большого дома в улице, недалеко от Champs-Elysees, мягко зашумела подъемная машина и с легким стуком остановилась на площадке третьего этажа.

В одной из квартир давно уже взволнованно прохаживавшийся по просторной передней небольшого роста кругленький человек остановился у самой двери и почти вплотную приложившись к ней ухом, настолько напряженно прислушался, что и без того выпуклые, на выкате, глаза, его тут чуть не выскочили из орбит. Открываясь и закрываясь, два раза у отверстия для лифта щелкнула железная решётчатая дверка, донеслись приближающиеся тяжелые, шмыгающие шаги и в передней мягко задребезжал электрический звонок.

Подслушивавший человек, вздрогнув всем телом, сперва, точно ошпаренный, с испуганными глазами, отскочил от двери, потом, опомнившись, с отчаянной поспешностью бросился отпирать ее.

В распахнутую широкую дверную половинку едва пролез пыхтящий, чрезвычайно толстый, низенький, на коротких, кривых ногах субъект и, задержавшись на пороге, осведомился по-английски:

– Имею честь видеть мистера Липман?

– Yes, – чуть слышно, с крайним подобострастием, ответил хозяин квартиры.

Гость, шумно сопя, протискался в освещенную переднюю, снял котелок, подозрительно огляделся по сторонам и, протягивая правую руку, сделал пальцами какие-то неуловимые для профана каббалистические знаки, на которые несколько пришедший в себя хозяин, ответил столь же неуловимыми движениями и только после этого они пожали друг другу руки.

Липман быстро запер на ключ дверь и погасил в передней электричество.

Они прошли в большой кабинет с мягкой, в стиле nouveau мебелью и пушистыми коврами на полу, на оттоманке и диване. Окна были завешаны плотными шторами. На большом письменном столе, заставленном множеством дорогих безделушек, ярко светила вычурная, на высоком постаменте, под широким, плоским шелковым абажуром, лампа.

Гость, не дожидаясь приглашения, сел в кресло перед столом. Он был в новом, черном пиджаке, видимо, только что вышедшем из мастерской лучшего портного; из темно-синего с белыми крапинками галстука торчала булавка: то был крупный, многоцветный александрит, чудно искрившийся переливчатыми огнями от темно-зеленого до кроваво-красного. Грузное тело пришельца не могло поместиться в широком кресле и потому он вынужден был сидеть боком, причем огромный живот его совсем закрывал собою верхние части ног и почти свисал с колен.

Хозяин в почтительной позе стоял против гостя по другую сторону стола, видимо, не смея занять свое место.

Несколько отдышавшись, пришелец прищуренными глазами из-за красных, без ресниц, опухнувших век подозрительно огляделся вокруг и вполголоса осведомился:

– Приняты ли все меры предосторожности?

– Как же, как же… – всем корпусом наклонившись через стол, успокоил хозяин. – Смею уверить вас, мэтр, что до половины первого tete-a-tete нам совершенно обеспечен…

Гость сделал нетерпеливое движение. Хозяин понял его.

– Что касается наших соседей по квартире, – зашептал он, – то, во-первых, они ничего не подозревают и, во-вторых, абсолютно лишены всякой возможности подслушать, потому что у меня комната эта серединная…

Он быстрыми, мелкими шажками пробежал к правой двери, распахнул ее и осветил комнату. Это была гостиная, за которой находилась столовая и дальше кухня, которые он тоже осветил, потом, погасив в них электричество, проскочил через кабинет влево и отрыл дверь в будуар жены, а затем в спальню.

Гость следовал за ним сзади, зорко оглядывая комнаты и, наконец, в знак удовлетворенности кивнул своей огромной, лысой головой. Остатки седовато-рыжих волос узкой бахромкой курчавились у него только вокруг шеи, весь же голый череп был усеян безобразными наростами и шишками, что сразу назойливо бросалось в глаза.

Они вернулись в кабинет.

Гость тотчас же сел на прежнее место, повелительным тоном буркнув хозяину:

– Садитесь, пожалуйста и приступим к нашему делу.

Липман, не оборачиваясь назад, осторожно пододвинул ногой почти вплотную к столу кресло и скромно сел, сложив перед собой руки ладонями одна к другой. Он весь был внимание и слух.

Только первыми вступительными фразами они обменялись по-английски, потом перешли на русский язык, на котором оба и особенно Липман, говорили совершенно свободно и даже литературно, почти без акцента, только изредка вместо "мы", "вы" у них вылетало "ми", "ви" и иногда вырывались такие обороты речи и словечки, которых от чистокровных русских не услышишь.

Гость сильно пришепетывал и внятности его речи очень мешал большой, мясистый язык, с трудом помещавшийся во рту и во время разговора постоянно показывавшийся из-за необычайно толстых губ.

Липман вынужден был почти лечь на стол, чтобы не пропустить ни одного слова своего собеседника и, хотя боялся его, но по необходимости ему не раз приходилось переспрашивать у него не только отдельные слова, но и целые фразы, что тот и повторял, но с нескрываемым раздражением.

Дети Бога и сыны диавола. Толкование Библии

    ВОПРОС ОТ АЛИНЫ
    Как правильно понять стих 1 Ин. 5.18. Муж говорит, что мы не совершенные поэтому грешим, но считает себя рождённым от Бога, а сам иногда пьет, а я курю ещё пока что.

Давайте посмотрим на этот текст из первого послания Иоанна.

«Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога ХРАНИТ себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:18).

Если внимательно прочитать эти слова апостола, учитывая контекст главы, всего данного послания и в целом Библии, то станет понятным, что здесь Иоанн говорил о жизненных приоритетах (ХРАНИТ себя). Хотя некоторые христиане делают вывод, что если человек грешит, то он не от Бога. И подтверждают такое мнение эти комментаторы обычно другими словами Иоанна из того же послания:

«Кто делает грех, ТОТ ОТ ДИАВОЛА , потому что сначала диавол согрешил» (1 Иоан. 3:8)

В данном первом послании Иоанна есть еще много таких категоричных текстов. Например:

«Всякий , рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Иоан. 3:9).

Если понимать эти слова буквально, получается, что все мы НЕ ОТ Бога, так как мы все грешим – кто в мыслях, а кто и в делах… Получается, даже все христиане от диавла, так как Библия говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23, см. также Рим 3:9, 3 Цар. 8:46, 2 Пар. 6:36).

А как же другие слова того же апостола Иоанна в том же первом послании?:

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Иоан. 5:1).

Наверное много найдется на земле людей, которые верят, что Иисус рожден от Бога, но между тем они грешат, вплоть до грубых слов, вранья, блуда, прелюбодеяний, пьянства и других бесчинств… Получается, что, хоть они верят, что Иисус является Христом и рожден от Бога, то согласно 1 Иоан. 3:8,9 они все равно от диавола…? Разве Иоанн мог себе противоречить?

Конечно нет. Просто нужно не смотреть на отдельные слова и фразы Библии как на законченные тезисы и правила, а воспринимать послание Иоанна (впрочем, как и иные послания и книги Библии) как проповеди, речи, воззвания. В этих воззваниях часто акцентируется на чем-то внимание, встречаются преувеличения для повышения в глазах слушателей важности поднимаемого вопроса. Между тем, проповедь всегда цельна и направлена на конкретную аудиторию, поэтому всегда нужно учитывать контекст.

Например, Иисус называл отцом иудеев диавола:

«Ваш отец диавол» (Иоан. 8:44).

Иудеи говорили, про свой народ, что они дети Авраама, но Иисус сказал обратное – они дети диавола. Разве можно заявить определенно, что все иудеи, которые были в тот момент оппонентами Иисуса, были детьми лукавого? Разве все иудеи потомки сатаны? Ведь все 12 апостолов были иудеями и большинство первых христиан изначально были иудеями... Разве их отец лукавый?

Такого мнения не возникнет, если понять о чем произносилась речь или говорилась проповедь. Например, Иисус, имел в виду, что Он заявлял, что пришел от Бога, но раз, иудеи Его не принимают, то они верят не истине, а лжи. А значит, делают дела, угодные сатане, как бы послушные дети того, который есть отец лжи:

«Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то ДЕЛА Авраамовы ДЕЛАЛИ БЫ. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам ИСТИНУ … Ваш отец диавол; и вы хотите ИСПОЛНЯТЬ похоти отца вашего … Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи … А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Иоан. 8:39-44).

Видите о чем здесь речь? Иудеи верили лжи, и хотели сделать злое, поэтому Иисус им и сказалал, что их действия не от Бога, а значит имеет корни стананы.

А апостол Иоанн в том первом послании постоянно призывал христиан к любви, поясняя, что она от Бога, и акцентировал внимание, что для верующего чрезвычайно важно понять, что Иисус – это долгожданный Христос (Мессия, которого давно уже ждали все верующие в Бога Авраама и Исаака). Ведь в то время далеко не все в этом были убеждены. Поэтому Иоанн так был категоричен, указывая на важность этого вероучительного момента.

Что касается сынов Бога и детей сатаны, в послании ап. Иоанна тоже все просто. Как было отмечено в начале, Иоанн говорил о жизненных приоритетах. Он хотел донести до верующих мысль, что все добро – от Бога, а зло имеет корни в сатане. Поэтому по нашим поступкам, а точнее по нашим жизненным приоритетам мы можем увидеть – кто наш духовный отец…

Об этом же писал ап. Иаков:

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17).

Таким образом, согласно учению Библии, если мы ищем добра и стараемся не грешить – наш Отец Бог. А если мы лелеем свои грехи и не хотим их замечать и тем более расставаться с ними – то мы в духовном плане далеки от Божьего учения, а значит делаем угодное сатане, являясь скорее его духовными наследниками… Вот о чем здесь говорил Иоанн. Кстати, сам апостол это объясняет в следующем стихе за рассматриваемыми нами:

«Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога» (1 Иоан. 3:10)

То есть, тот человек, который не делает правды в своей жизни (то есть у него нет потребности делать добро), не может утверждать, что он от Бога.

Вся Библия учит тому, что христианин - это тот, кто старается не грешить. А если согрешит, то кается. И впредь старается с Божьей помощью исправиться. В вышеприведенных словах апостола есть на это прямое указание, посмотрите внимательно, Иаонн говорил, что Божий человек - христианин: «хранит себя» от лукавого (см. 1 Ин. 5:18), «не может грешить» (1 Иоан. 3:9). Это значит, что грех стал ему чужд, и он как раньше не может уже лелеять его, даже смиряться с ним, но старается очиститься от грехов и впредь хранить себя от искушения диавола.

В этом же 1 послании Иоанн пишет о верующих христианах:

«ЕСЛИ ГОВОРИМ, ЧТО НЕ ИМЕЕМ ГРЕХА, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Иоан. 1:8-10)

Как видите, здесь Иоанн утверждает, что все христиане имеют грехи. Естественно ни Бог, ни его апостол Иоанн не могут противоречить сами себе. А значит текст 1 Ин. 5:18 как и аналогичные нужно понимать не буквально, а как цель, принцип и приоритет жизни христианина - стараться жить без греха.

Давайте поделимся друг с другом кто, как и во что верит.

omel

Дети дьявола

В Библии в Евангелии от Иоанна можно прочитать, что Иисус сказал иудеям (Иоанн 8:22, 8:31), потомкам Авраама (Иоанн 8:33, 8:56), что их отец – диавол: (Иоанн 8:42) "Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ".

Т.е. богоизбранный народ произошел от диавола, который есть отец лжи! И имя его Я́хве (Я́гве, Иего́ва, ивр. יהוה‎). Он появляется с Бытия 2:4 под именем: "ЯхГве Элохим". Нам с первоисточника перевели как "Господь Бог", в английской Библии "Lord God".
Слово Элохим (ивр. אֱלֹהִים) на русский переведено как Бог в единственном числе, в Еврейских толкованиях переведено как "ВсеСильный" в единственном числе, но это не соответствует переводам как тех, так и других. Т.к. "Элохим" – это слово множественного числа и переводится "Боги". Не написано ведь, что Бог сотворил по "Своему" образу и подобию, а написано по "Нашему", а если "Нашему", то почему Бог, а не Боги. Т.е. в Бытие 1 должно быть написано, что Боги (в первоисточнике Элохим) творили всё, и человека, мужчину и женщину по образу и подобию Нашему. Эти дети (мы) Богов были благословлены и на радость Богам должны были плодиться и размножатся на земле и обладать ей (Бытие 1:28).

В Бытие 2 уже не Боги (Элохим) творят, а один из них - Господь Бог (ЯхГве Элохим). И творит он Адама («глина» с древнееврейского) из праха земного. Вдохнул в него дыхание жизни, и стал он душою живою (Бытие 2:7). Потом отделил мужское начало от женского, и появилась Ева, (из ребра) (Бытие 2:22). И одел эти души в кожу (дал тела) (Бытие 3:21) Т.е. Господь дал душу △ и тело ▽ = ✡. И сказал: "от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие 2:17). Обманул Господь Бог, Адам не умер, а был изгнал из рая. Если бы Господь Бог желал Адаму и Еве добра, то должен был бы делать прямо противоположное, не скрывать знания от них. Ну а скрывать, что есть добро и что есть зло, - это просто нелепо. Как же Адам и Ева могли себя "хорошо вести", если они не знали, что есть добро, а что зло?
Значит, Господь Бог имел какие-то недобрые намерения. А точнее повод, чтобы выгнать прародителей евреев из рая, унизив их, внушив им мысль о их якобы греховности, сделать их своим рабами и дальше издеваться над ним. Подлость и садизм. Может ли добрый Бог это делать? Нет, конечно, т.к. Господь Бог - это дьявол, который всего лишь называет себя Богом (читайте внимательно и вы это заметите в тексте!). В неканоническом Евангелии гностиков о злом умысле этого "бога" написано черным по белому.

Господь Бог всё время уходит от своей личной ответственности за свою работу и хочет эту ответственность несправедливо переложить на кого-нибудь другого, найдя козла (змея) отпущения. А что плохого сделал змей? Всего лишь сказал правду, что от этого плода не умрешь, и разоблачил ложь этого бога.

Не любит этот "бог" правды и наказывает того, кто её говорит и проклял змея за правду, проклял землю, а она причем? Адама и Еву выгнал. А за что? А за то, что "Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно” (Бытие 3:22). Вот чего Господь Бог боялся - как бы Адам не стал бессмертным как он!
Даже если предположить, что Адам сделал что-то не так. Так прости его, еще раз научи, помоги исправить его ошибку. Нет, сразу жестоко карать. Т.к. это не милостивый и милосердный Бог, а его противоположность.

В данном эпизоде Бытия Господь Бог предстает лгуном, жестоким, несправедливым, не умеющим прощать, боящимся потерять доминирование над своим отпрыском, уходящим от личной ответственности и перекладывающим ответственность за свои действия на других. Ищущим лишь повода унизить свое творение, сделать его своим рабом и далее издеваться над ним. Иудохристианский Господь - это никакой не Бог, а настоящий дьявол, называющий себя Богом.
"И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их" (Бытие 6:7). Т.е. Господь решил истребить всякую плоть с помощью потопа. Зачем так сложно? Ведь, Бог создал весь мир из ничего, одним усилием воли. Вот взял бы и уничтожил всех также легко усилием воли. Зачем же использовать такой сложный и длительный физический процесс, как потоп? И уж если захотел уничтожить всякую плоть, то зачем поручил Ною взять на плот всякой твари по паре? Чтоб снова размножились? Абсурд, бессмыслица. И если преподносится, что этот бог уничтожал людей за грехи, то зверей-то за что утопил? За какие грехи? Нет логики.
Потоп - деяние совершенно для бога противоестественное. Бог - это сущность с уникальной силой и мощью. Бог одним усилием воли может сделать все, что хочешь. Бог не может заниматься такой ерундой, как устраивать потопы для реализации своих желаний. Это деяние не его уровня, это не божественная технология. Божественный промысел - это мысль и слово. А то, что делает библейский Господь Бог, - это технология дьявола или просто дешевая ложь наложенная на исторические события.

И этому Господу нужны только кровавые дары. Он не принимает дары земледельца Каина, а принимает кровавые дары скотовода Авеля (Бытие 4:4-15). И когда Ной только сошел с ковчега после потопа, как сразу устроил жертвоприношения из оставшихся видов (Бытие 8:20). Господу это понравилось! "И обонял Господь приятное благоухание…" (Бытие 8:21-22). В чем же приятное благоухание? В смраде от сожженных трупов живых существ? Странные вкусы у Господа. Выражение садизма и некрофилии. Чистый дьяволизм.

Позже Ной вина "в стельку" напился и голый уснул. А, проснувшись проклял своего внука Ханаана, который вообще ни какого отношения не имеет к событиям о которых умалчивается. Это его отец Хам... Ной сказал, что Ханаан будет раб рабов у братьев своих и Господь благословил это дело (Бытие 9:20-27, Навин 16:10, Судей 1:28). Вот откуда пошло рабство, которое благословлено было Господом.

Аналогично, с приходом христианства, появилось крепостное право на Руси, которое христианская церковь благословила!

Т.к. Господь не всёзнающий и не всевидящий, то чтоб узнать о силе веры в него его народа, он искушал, проверял и пользовался помощниками. "...возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе" (Бытие 22:2). "…не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня" (Бытие 22:12).

И т.д. Почти весь Ветхий завет описывает это Господа и его деяния...

Читайте внимательно и поймете где наш Творец, а где диавол! И не слушайте всякие версии понимания и толкования. Вы дети Бога, он Вас сотворил по своему образу и подобию. Пользуйтесь тем, что Он в вас заложил - мозгами!

Суть Дьявола (Господа) - захват земли под свой контроль. Инструменты: христианство с идеологией раба и подчинения и иудаизм с идеологией мирового господства:

Идеи мирового господства евреев над другими народами через деньги и финансовый кредит: «…и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Второзаконие 15:6).

Умные люди должны видеть, что творится в мире... какие народы вымирают и против которых ведётся информационная (тв, сми...), биологическая (прививки, еда, гмо...) война...

P.S. Зовутся евреи "богоизбранными", т.к. Бог их избрал, чтоб спасти от дьявола, которых он с помощью Мойши (Моисея) водил 40 лет по пустыне, когда её можно пройти за 3 недели. Смена поколений. Дети подвергаются информационной обработкой, плюс психологическая травма на 8 день от рождения (обрезание) и на выходе озлобленые биороботы (http://hp2171.narod.ru/LIB/HODOS/hodos.htm)

Для спасения Бог послал Иисуса, который "Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите , и в город Самарянский (сам-Арий) не входите ; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева". (Мат 10:5-6); "Он (Иисус) же сказал в ответ: Я послан ТОЛЬКО к погибшим овцам дома Израилева" (Матф., 15:24)... А в конце от Мафея уже поздняя допись "Идите и научите вск народы". Ученные это доказали иследовав древний пергамент с евангелием (другой состав чернил). И не логично, что в середине евангелия Он говорит одно, а потом в конце (его дух) говорит другое.


Танцюра Владимир

Как выход из сложившейся ситуации Вы предлагаете погромы?
Нет плохих народов, сословий, полов или рас. Есть плохие представители этих групп землян. Да и "плохость" - понятие индивидуальное и зависящее от владения полной и объективной картиной происходящего. Кто таковой обладает?
Не сеять вражду необходимо, а примирять людей и народы. А идеология - вещь упругая. Даже фашистские идеологи пытались представить Иисуса Христа в качестве антисемита и издали с такими правками "свою" Библию, где Иисус был истинным арийцем!
И немцы - культурнейший народ! - пошли на поводу у параноика...
Не ищите различий, где они не так существенны. У зла нет национальности, пола, расы. У зла есть оружие - ненависть, страх, паника. Поддаваясь им, Вы сами становитесь их носителями.
Впустите в сердце Любовь - станьте ее носителями!


Малыш

Re: Дети дьявола

Иногда мне кажется, что Церковь в былые времена правильно делала, не позволяя мирянам читать и толковать Библию. Ибо Библия - это Книга Церкви, написанная Церковью и для Церкви. Соответственно, для того, чтобы правильно понимать то, что там написано, необходимо учиться. Это же элементарно! Ну, не поймет высшую математиматику человек, не знакомый с арифметикой даже. Особенно это касается Ветхого Завета. И, может быть, еще более особенно - касательно первых двух глав Библии. Да и к Новому Завету это относится, ибо часто, не понимая Ветхого, невозможно что-то правильно понять и в Новом.
Это было краткое предисловие.

omel писал(а): Т.е. богоизбранный народ произошел от диавола, который есть отец лжи!


Чуть ли не с первого предложения Вы все запутываете. Вопрос: намеренно или от незнания? Остановимся пока на второй версии.
Иисус не называет богоизбранный народ произошедшим от диавола. Это относится лишь к небольшой группе фарисеев, подошедших к Нему с провокационными вопросами. И это только одна сторона вопроса, которую Вы попытались осветить неверно.
Но здесь надо различать дитя от изделия, ИМХО. То что человек сотворен (сделан) Богом - это очевидно, ибо сатана не является творцом. Но для того, чтобы из изделия стать дитем Божиим необходимо кое-что еще, ведь никто не называет своим сыном собранный своими руками конструктор.
И здесь может помочь другой стих из того же Евангелия от Иоанна:
12 А тем, которые приняли Его (Иисуса), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Иоан.1:12)
То есть привелегия (власть) быть дитем Божиим дается верующим, а не просто всем сделанным (сотворенным) Богом.
И, кстати, весь Ветхий Завет - это история того, как поступать нельзя. Это история того, как избранный Богом народ постоянно отказывается от своего избрания, поступая не по заповедям Божиим, а по собственному хотению. Или, если угодно, по советам диавола, поскольку он является князем мира сего. Это история избиения, изгнания и просто физического уничтожения пророков, посылаемых Богом. Это история того, почему, собственно, и понадобился Иисус.

Верно, "эль" - это Бог, а - "хим" - окончание множественно числа. Но скажите, К примеру, прочитав начало любого указа императоратора Николая II: "Мы, Николай II...", Вы, конечно, тут же решили бы, что писал их не один человек и императоров на самом деле несколько. Просто проклятые царедворцы скрывают это!
Это первое. Во-вторых, богословы усматривают в таком обращении указание на то, что Единый Бог есть Троица, то есть Единая Сущность в трех ипостясях.
Но, Вы, конечно, не обязаны этому верить, поскольку, видимо, учение гностиков отчего-то более приятно Вашему разумению.

В Бытие 2 уже не Боги (Элохим) творят, а один из них - Господь Бог (ЯхГве Элохим).


И здесь не стоит искать какой-то подвох. Ибо для современного богословия совершенно очевидно, что 1 и 2 главы Бытия относятся к разным пероидам и, соответсвенно, разным богословским школам иудаизма. Для простоты их обычно называют - яхвисты и элохисты. И, конечно, первая глава была написана намного позже, нежели вторая. И вообще, следует помнить, что Книга Бытия была составлена, скорее всего, в ранний персидский период (ок. 500 до Р.Х.). Бытие представляет нам политическую и религиозную основу Израиля, а не научную картину происхождения земли и человечества .

Вообще, чтобы было понятно, скажу сразу: я терпеть не могу споры по Библии, особенно с непрофессионалами в этом вопросе. Ибо они путают все на свете. Церковь - это не учебник по естествознанию и Церковь никогда так ее не воспринимала. Библия, повторю, - это Книга Церкви и ДЛЯ Церкви. Она иносказательна, метафорична, отчасти мифологизирована. Другими словами - она духовна, а не научна. И для того, чтобы правильно понимать те или иные моменты в этой Книге необходимо специальное образование. Этому, omel, учат долгие годы. Впрочем, здесь нет ничего исключительного. Все, как везде. Как в любой сфере деятельности человека. К примеру, для того, чтобы стать физиком и понимать проблемы физики, надо долго учиться.

И творит он Адама («глина» с древнееврейского) из праха земного. Вдохнул в него дыхание жизни, и стал он душою живою (Бытие 2:7). Потом отделил мужское начало от женского, и появилась Ева, (из ребра) (Бытие 2:22). И одел эти души в кожу (дал тела) (Бытие 3:21) Т.е. Господь дал душу △ и тело ▽ = ✡. И сказал: "от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие 2:17).


И здесь у меня закономерно возникает вопрос: Вы намеренно все валлите в одну кучу?
По Вашему получается, что Бог сначала создал человека из глины м вдохнул в него Душу. Потом из ребра Адама сделал Еву. И заповедал им плодиться и размножаться, а также есть ото всех деревьев в Эдеме, коме некоторого исключения.
Давайте разберемся. Итак, надо понимать, что у этого глиняного человека, сотворенного Богом, были ребра? И потом эти два глиняных человека, имеющих душу, гуляли по саду и кушали плоды с разных деревьев сада?
Получается так. Ибо по Вашей версии тела им были даны только после того, как они, нарушив запрет, вкусили от дерева добра и зла. Ведь именно так Вы интерпретируете стих:
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Быт.3:21)
Но как же быть с тем, что было гораздо раньше:
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт.2:23)
Если взять Вашу версию, то кости и плоть эти были глиняные.
Далее. Вы на самом деле еще более непоследовательны. Сначала Вы утверждаете, что Бог создал человека из глины, а потом вдруг тут же заявляете, что Он

одел эти души в кожу (дал тела)

. Так глиняные они были до грехопадения или просто духовные (духи, души)? И как может дух или даже глина питаться от деревьев сада?
Богословие рассматривает все это не так. Прах (глина) - это то, из чего состоит (условно) весь мир. Ибо как глина, так и дерево, камень, человек состоят из одних и тех же элементов (молекул, атомов), сложенных определенным образом. Сложили так - получилась глина, сложили по-другому - человек. Другими словами "создал из праха земного" означает, что создал из тех же самых элементов (компонентов) из которых был создан и весь остальной мир.

Обманул Господь Бог, Адам не умер, а был изгнал из рая.


И это есть следствие грехопадения. А что умер не сразу, то ведь никто этого и не говоорил. Было сказано "умрешь", но не сказано: "сразу после вкушения".

Если бы Господь Бог желал Адаму и Еве добра, то должен был бы делать прямо противоположное, не скрывать знания от них.


Не всякое знание на пользу человеку. И уж тем более не всякое знание на пользу в малом возрасте. Вы ведь не подарите пятилетнему ребенку настоящий пистолет и не будете учить стрелять из него?
Танцюра Владимир


Именно поэтому я тоже не стал подробно комментировать данное послание
Танцюра Владимир

Практически со всеми Вашими тезисами я согласен, за исключением, может быть, одного уточнения и одного замечания.
Уточнение:

Малыш писал(а): Книга Бытия была составлена, скорее всего, в ранний персидский период (ок. 500 до Р.Х.).

«1 Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме,

8 В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего.

14 Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея.
15 И начал Хелкия, и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Господнем. И подал Хелкия ту книгу Шафану.
16 И понес Шафан книгу к царю, и принес при этом царю известие: все, что поручено рабам твоим, они делают;

18 И также донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан перед царем.

20 И дал царь повеление Хелкии и Ахикаму, сыну Шафанову, и Авдону, сыну Михея, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:
21 пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей» - 2 Пар. 34:1-21

По-моему, есть небеспочвенные основания утверждать, что книга закона – Тора – была не найдена во время раскопок Храма, а написана группой писцов, а потом лишь было все представлено так, что она якобы была найдена. А происходило это в 622 году до новой эры. Ситуация действительно была сложнейшая – евреи в который раз потеряли веру, Храм разрушен… Но то, что книга закона была написана, причем наспех и группой писцов, а не найдена, объясняет многие нестыковки в тексте Писания, о которых уже неоднократно писалось на форуме.

Замечание-возражение:

Малыш писал(а): я терпеть не могу споры по Библии, особенно с непрофессионалами в этом вопросе. Ибо они путают все на свете. Церковь - это не учебник по естествознанию и Церковь никогда так ее не воспринимала. Библия, повторю, - это Книга Церкви и ДЛЯ Церкви. Она иносказательна, метафорична, отчасти мифологизирована. Другими словами - она духовна, а не научна. И для того, чтобы правильно понимать те или иные моменты в этой Книге необходимо специальное образование.


Вспоминается афоризм: Любитель Ной сделал ковчег, профессионалы – «Титаник».
Каждая церковь (признанная или нет, каноническая или иная) считает, что именно она готовит специалистов-профессионалов, но правомочность и истинность любой из них – субъективны в большей или меньшей степени.
Известно, что многие научные открытия делали не профессионалы, а любители. Кроме, разумеется, тех случаев, когда необходимо сложное и дорогостоящее оборудование, обладание которым не под силу любителю.
Мое уточнение состоит в том, что для разумных суждений нужна не профессиональная подготовка, а умение мыслить, делать выводы, и, разумеется, соответствующие знания.
Вавилов и Лысенко были профессионалами, но насколько отличались их воззрения!
Профессионал – это тот, кого специально для чего-то готовили. Специалист – тот, кто разбирается с сутью вещей. Специалистом может быть и не профессионал.
Даже более того – у специалиста-непрофессионала может быть одна маленькая, но важная «фора» - отсутствие довлеющих над ним догматов-запретов и «общеизвестных бесспорных фактов».
Согласен, что для того, чтобы быть специалистом, мало быть непрофессионалом!
То, что Библия «иносказательна, метафорична, отчасти мифологизирована» разделяю целиком и полностью.

Малыш

Танцюра Владимир писал(а): По-моему, есть небеспочвенные основания утверждать, что книга закона – Тора – была не найдена во время раскопок Храма, а написана группой писцов, а потом лишь было все представлено так, что она якобы была найдена. А происходило это в 622 году до новой эры.


Есть много предположений и все они имеют под собой какие-то основания. Но в данном случае, мне кажется, что речь идет все же именно о Законе Моисеевом. В Бытии Закон не изложен, это уже Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Я же говорил только о Книге Бытия.
И, кстати, кто сказал, что вся Тора была написана одновременно? Ну, если, конечно, не придерживаться версии, что она и правда была написана именно Моисеем, все пять Книг. Но даже в православных семинариях сейчас изучают такую дисциплину, как библейский критицизм. По крайней мере, в Питерской.
И, конечно, есть категории христиан (в любой конфессии), для которых то, что я пишу, есть чистейшая ересь. Но здесь я, понятно, бессилен.

Но повторюсь – Писание содержит как божественную мудрость, данную через человека, так и человеческие заблуждения.
Все отвергать или все принимать – вряд ли разумно и обоснованно.


Я таки придерживаюсь ортодоксальной весии о том, что все Писание богодухновенно (2Тим. 3:16). Что не означает для меня, что оно было продиктовано Богом, а священнописатели были простыми стенографистами. Это были люди, сподобленные Духом Святым на написание этих текстов. Что, кстати, не исключает их личного понимания и толкования событий. Просто некоторые христиане часто склонны к необоснованным обобщениям. А ведь, к примеру, то, что Бог говорил Давиду, совсем необязательно должно относиться и ко мне тоже. Об этом, кстати, очень хорошо писал в свое время Мартин Лютер: "... С Писанием нужно обходиться и обращаться тщательно. С начала времен Слово исходило различными образами. Нужно смотреть не только на то, является ли оно Словом Божьим, произносил ли его Бог, но и, прежде всего, на то, для кого оно было произнесено, касается ли оно тебя или кого-то другого.
Здесь столь же большое различие как между летом и зимой. Бог многое говорил Давиду, повелевал ему сделать то или другое. Но меня это не касается, это сказано не мне... Проповедники, которые намереваются учить других людей, да и все христиане, должны обращать большое внимание на это различие, понять его и принять к сердцу. Ибо от этого зависит буквально все... А если мы понимаем все иначе, если мы перед сбродом и перед бешенным и невежественным народом брызжем слюной: "Слово Божие!", - то мы производим секты и банды нечестивцев. Постой-ка, приятель, так не пойдет. Вопрос в том, сказано оно тебе или нет...".
(Из сочинения Мартина Лютера "Eine Unterrichtung, wie sich die Christen in Mose sollen schicken" / "Наставление о том, как христианам относиться к Моисею". 1525).

Если взять, к примеру, Послания Павла, то в одном месте он пишет:
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь ... (1Кор.7:10)
А буквально двумя стихами ниже:
12 Прочим же я говорю, а не Господь ... (1Кор.7:12)

Другими словами ап. Павел сам разделяет в своих посланиях то, что от Бога и то, что он лично считает правильным. Хотя для христианина мнение апостола, безусловно в высшей степени авторитетно. Но, тем не менее...

Каждая церковь (признанная или нет, каноническая или иная) считает, что именно она готовит специалистов-профессионалов, но правомочность и истинность любой из них – субъективны в большей или меньшей степени.


Да, конечно. Но межконфессиональные споры ведутся, по крайней мере, специалистами. Я не имею в виду сейчас по большей части бессмысленные и бесплодные споры на большинстве христианских форумов. Ибо там говорят, в большинстве своем, неофиты, а не специалисты.
Споры же о Библии бесплодны в первую очередь потому, что во многих случаях написанное в Библии нельзя понимать буквально, но иносказательно. Все же споршики всегда основываются на буквальном прочтении. Отсюда все кажущиеся (видимые) разногласия. Все спорщики всегда, по меткому выражению Лютера "брызжут слюной" и я бы еще добавил, тычут пальцем: смотри здесь так написано, а здесь - так, противоречие!
И такие "противоречия" всегда будут находиться, если читать и понимать все написанное в Библии буквалистски.

omel

Иисус не называет богоизбранный народ произошедшим от диавола. Это относится лишь к небольшой группе фарисеев, подошедших к Нему с провокационными вопросами

Читаем Библию:
От Иоанаа 8:22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"? 23 Он сказал им : вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. 24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. 25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. 26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. 27 Не поняли, что Он говорил им об Отце. 28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. 29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. 30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям : если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. 35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. 37 Знаю, что вы семя Авраамово ; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. 38 Я говорю то, что видел у Отца Моего ; а вы делаете то, что видели у отца вашего . 39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. 40 А теперь ищете
убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. 41 Вы делаете дела отца вашего . На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня , потому что Я от Бога исшел и пришел ; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего . Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи . 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога . 48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? 49 Иисус отвечал: во Мне беса
нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. 50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. 51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. 52 Иудеи сказали Ему : теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не
вкусит смерти вовек. 53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? 54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш . 55 И вы не познали Его , а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. 56 Авраам, отец ваш , рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. 57 На это сказали Ему Иудеи : Тебе нет еще пятидесяти лет, -- и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 59
Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее....

Семя Авраама - дети дьявола, которые думают, что они дети Бога. Авраам потомок Адама (Бытие 2). Мы из Бытия 1, т.е. не дети дьявола, а дети Божьи. Мы его дети и не должны ему служить, т.к. кто служит, тот раб божий, (раб дьявола). Иисус говорил: ""Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца" Иоанна 15:15.

Неужели вы не верите Иисусу? А верите тем, кого научили это понимать в угоду церкви:

И для того, чтобы правильно понимать те или иные моменты в этой Книге необходимо специальное образование. Этому, omel, учат долгие годы.


А вы что пишете:

Нет, не обманул, ибо Адам действительно умер в конце-концов, как умираем и мы, его потомки. Будете отрицать это?


Да, буду отрицать то, что он не умер в тот день смертью, как сказал дьявол-господь-обманщик.
Если учесть, что все люди – дети Божии, даже те, кто это отрицает, то через всех без исключения действует и Дух Святой.
Просто через чистого духом человека Он проходит с небольшим искажением, а через человека, исполненного недостатками-грехами – с большим. Это как свет через окно.
Чем чище человек, тем меньше он привносит в свое мышление и действия того, что не от Бога – не от Любви. Из грязного сосуда не напиться чистейшей ключевой воды…

Малыш писал(а): Споры же о Библии бесплодны в первую очередь потому, что во многих случаях написанное в Библии нельзя понимать буквально, но иносказательно. Все же споршики всегда основываются на буквальном прочтении. Отсюда все кажущиеся (видимые) разногласия. Все спорщики всегда, по меткому выражению Лютера "брызжут слюной" и я бы еще добавил, тычут пальцем: смотри здесь так написано, а здесь - так, противоречие! И такие "противоречия" всегда будут находиться, если читать и понимать все написанное в Библии буквалистски.


Да буквально все понимать – я вообще не знаю, как это назвать! «Солнце встает», «Время идет», «Корабль ходит»…. Да, при желании можно любого здравомыслящего завалить кучей пустопорожних вопросов и обвинений в глупости!
Но и отрицать, что для понимания человека нет противоречий Писания, было бы неправильным. Просто одни из них объясняются довольно просто – при ином угле зрения, другие – чуть труднее, а есть такие, которые просто не в состоянии объяснить, поскольку неясно кто, когда, зачем мог однажды привести к этому. Возможно, дописка, описка, умышленная вставка и пр.

Явные противоречия:

2 Пар. 33:1 «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят пять лет царствовал в Иерусалиме»,
4 Цар. 21:1 «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба».
=> Так сколько же лет правил Манассия?

2 Цар. 21:2: «Гаваонитяне были не из сынов Израилевых, но из остатков Аморреев»

Семя Авраама - дети дьявола, которые думают, что они дети Бога.


Повторю еще раз:
1. Обращение идет к некой совершенно конкретной группе людей, а не ко всему израильскому народу.
2. Весь Новый Завет переориентирует понятие народа Божьего, народа избранного. Уже не тот иудей, кто по рождению и внешне таков, а тот, кто внутренне является иудеем:
28 Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим.2:28,29)

Также и в приведенном Вами отрывке Иисус утверждает:
39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. (Иоан.8:39)

То есть фактически Иисус отрицает духовное родство с Авраамом этой конкретной группы людей.
Но никак не всех евреев. Это становится совершенно ясно хотя бы потому, что все апостолы и вообще вся первая христианская Церковь была за редким исключением еврейской.

Авраам потомок Адама (Бытие 2). Мы из Бытия 1, т.е. не дети дьявола, а дети Божьи. Мы его дети и не должны ему служить, т.к. кто служит, тот раб божий, (раб дьявола). Иисус говорил: ""Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца" Иоанна 15:15.


Я не очень понимаю смысл этого Вашего заявления. По поводу детей и изделий я уже писал выше. Дети - это верующие. Это же подтверждает Иисус в приведенном Вами отрывке:
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. (Иоан.8:24)
И тут же он обращается совсем к другой группе иудеев, но говорит им совсем другое и не называет их детьми диавола:
31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям : если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Иоан.8:31,32)

Неужели вы не верите Иисусу? А верите тем, кого научили это понимать в угоду церкви


Для меня не интересны подобные заявления: Иисус - хорошо, Церковь - плохо. Они попросту некорректны. Церковь - это люди, а люди бывают разные. В том числе и в Церкви. Есть истинные верующие, есть ошибающиеся и заблуждающиеся, есть карьеристы и ищущие выгоду. Тем не менее, это никак не отменяет слова Христа о том, что он создаст Церковь Свою и врата ада не одолеют ее. (Мф. 16:18)
К тому же мне интересен один вопрос: что Вы подразумеваете под понятием "Церковь"?

Да, надо долго учиться, чтоб на каждый вопрос ответить так, чтоб запудрить мозги и скрыть правду, чтоб не потерять ручаги управления и прихожан, которые приносят доход в виде пожертвований (или 10-тины)


Да-да, именно этому и учат в семинариях и академиях: скрывать ото всех правду и выкачивать деньги из населения.

Написано "от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Бытие 2:17).
А вы что пишете:

Нет, не обманул, ибо Адам действительно умер в конце-концов, как умираем и мы, его потомки. Будете отрицать это?


Да, буду отрицать то, что он не умер в тот день смертью, как сказал дьявол-господь-обманщик.

Ну, это совсем не серьезно:
8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
(2Пет.3:8)

Учитывая, что Авраам жил 930 лет и вышеприведенных стих, можно сказать, что он умер в тот же день.
А вообще, я уже писал, что я думаю о буквалистах.

Есть один текст в евангелии от Иоанна, который многими понимается превратно.
Более того, это неверное понимание, вылилось в представление обо всех иудеях времени Иисуса, как служителях дьявола.
Впоследствии, в этом обвинили и Тору и всех представителей иудаизма.

Вот этот текст:
Ев Иоанна 8:30

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Тогда сказал Иисус к уверовав­шим в Него Иудеям: если пре­будете в слове Моем, то вы истин­но Мои уче­ники,

и по­знáете истину, и истина сделает вас свободными.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истин­но, истин­но говорю вам: всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха.
8:37
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, по­тому что слово Мое не вмещает­ся в вас.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ска­за­ли Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

А теперь ищете убить Меня, Человека, ска­за­в­шего вам истину, которую слы­шал от Бога: Авраам этого не делал.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любо­деяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, по­тому что Я от Бога исшел и при­шел; ибо Я не Сам от Себя при­шел, но Он по­слал Меня.

Почему вы не по­нимаете речи Моей? Потому что не можете слы­шать слóва Моего.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять по­хоти отца вашего .

Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины.

Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

В чём же суть в конфликта Иисуса с "уверовавшими в Него" иудеями?

Что же имел ввиду Иисус?

Почему они "уверовав" тут же восстали на Него?

Термин «иудей» в Евангелии от Иоанна употребляется в разных значениях.

1. Он обозначает религию и этнос, с которыми отождествляет себя сам Иисус .

На вопрос самарянки:

Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня... (Иоан. 4, 9)

Иисус отвечает:

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем… ибо спасение от Иудеев . (Иоан. 4, 22)

В этом «мы» — бесспорное свидетельство Иисуса о его принадлежности к иудеям, причём иудейское «знание, чему кланяться

(т. е. поклоняться)» - он признаёт спасительным.

2. Это термин указывает на отличие жителей Иудеи от жителей Галилеи — по обычаям и диалекту:

…Одна служанка… сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
…И ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (Матф. 26, 69–73)

…Ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. (Марк. 14, 70)

Сказано, что

…Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи [т. е. жители Иудеи] искали убить Его. (Иоан. 7, 1)

3. Он обозначает тех или иных отдельных представителей иудейского народа — людей, относящихся к религиозной элите :

…Никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. (Иоан. 7, 13),

— обратите внимание, что «иудеев» здесь боятся именно сами иудеи — ср. ст. 11, 12, 15.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто призна́ет Его за Христа, того отлучать от синагоги. (Иоан. 9, 22),

— но родители слепорождённого и сами были иудеями (в ст. 18–19 говорится о подотчётности их фарисейским властям).
Ср. также ст. 13: «Повели сего бывшего слепца к фарисеям», из чего следует, что боялись именно власть имущих фарисеев, которые и могли отлучать от синагоги (налагать «херем»).

…Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов... (Иоан. 1, 19)

Посылать священников имел право Синедрион или иные властные структуры иудейского общества.

Они и названы здесь «иудеями».
В 8-й главе Иоанна в дискуссию с Иисусом вступают фарисеи:

Тогда фарисеи сказали Ему... (Иоан. 8, 13),

В чём же заключалась их «вера»?

Они поверили, что он — тот Мессия, который освободит страну от римлян :

Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали:

это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят придти… взять его и сделать царем … удалился... (Иоан. 6, 14–15)

Итак, «уверовавшие» в пророческое посланничество Иисуса намеревались объявить его царём (Мессианским) — и поднять восстание под его руководством.

Миссия же Иисуса была чисто духовной, а не политической , и он сам не раз предупреждал о катастрофических последствиях восстания против Рима (см. Лук. 21, 20–24; 23, 27–31).

Поэтому он и обращался к таким «уверовавшим» с призывом:

…Если пребудете в слове Моем , то вы истинно Мои ученики,
И познаете истину, и истина сделает вас свободными . (Иоан. 8, 31–32)

Здесь он призывает вникать в его учение , познавать истину, им возвещаемую .

Следовательно, воззрения этих людей были далеки от истины .

Здесь слышна и скрытая полемика с призывами зелотов обрести свободу путём восстания , в то время как Иисус предлагает стать свободными через познание истины.

Именно зелотам — сторонникам крайнего, воинственного крыла фарисейства , которые обрекли, в конечном счёте, Иерусалим на разрушение, Иудею на опустошение, её народ — на смерть и рабство, Иисус сказал:

Ваш отец диавол... он был человекоубийца от начала...

(Иоан. 8, 44)

Конечно, злой дух (диавол) воздействовал на этих людей, склоняя их к ужасному по своим последствиям восстанию

(Мф. 23, 37–39; Лук. 21, 20–24).

Дети дьявола

42 Иисус сказал им:

«Если бы и вправду вашим Отцом был Бог,

вы бы любили Меня,

Я ведь от Бога пришел и теперь Я здесь,

не от Себя Самого Я пришел Он послал Меня.

43 Но вы не понимаете того, что Я говорю. Почему?

Да потому, что не хотите внять словам Моим!

44 От дьявола вы, и он ваш отец:

его желания исполняете вы охотно.

Убийца он от начала жизни на земле .

С истиной нет у него ничего общего - чужда она ему.

Говоря ложь, он делает то, что ему свойственно,

потому что по сути своей он лжец и отец лжи.

45 Я же истину говорю, потому и не верите Мне.

46 Но обвинит ли кто из вас Меня в грехе?

Если же истину говорю, почему не верите Мне?

47 Кто от Бога, тот каждому слову Божию внимает.

А вы не от Бога, потому и не внемлете».

Из книги Бракосочетание Рая и Ада автора Блейк Уильям

Голос Дьявола В Священных Писаниях, этих сводах Заветов Божиих, кроются причины множества заблуждений, в том числе и таких:1. Будто бы Человек состоит из двух главных первооснов, а именно – из Души и Плоти.2. Будто бы источником Страстей, то бишь Зла, является одна только

Из книги Между Христом и сатаной автора Кох Курт Е

3. Дела дьявола. Одна женщина, вполне здоровая умственно и физически, начала испытывать по ночам странные переживания, число которых постоянно увеличивалось. Не смотря на то, что в комнате никого не было, она чувствовала себя так, будто ее избивали. Наутро все ее тело было

Из книги Житие Андрея Юродивого автора Автор неизвестен

3. О НАПАДЕНИИ ДЬЯВОЛА. Просидев весь тот день в оковах, он ничего не ел. А с наступлением ночи, когда он возносил молитвы в сердце своем к Богу и к святой мученице, в полночь предстал пред ним воочию дьявол в облике эфиопа со множеством демонов, державших в своих руках

Из книги Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних автора Матюхина Юлия Алексеевна

22. ОБ УГРОЗЕ ДЬЯВОЛА. А проклятый демон, заметив дружбу праведника и мальчика, а также потому, что тот явил ему чудеса, предсказанные ранее, охваченный ненавистью, взял с собой также отпетого грешника сатану; вместе они встретили праведника, когда он шел с мальчиком вдоль

Из книги Три друга автора Рой Кристина

Глаз дьявола Глазом дьявола издавна во многих странах называли сглаз, порчу. Вера в сглаз впервые появилась на Ближнем Востоке несколько столетий назад, с тех пор она распространилась по всему миру, хотя и имеет различное воплощение. Люди уверены, что сглаз может навести

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

2. Совет дьявола Было одно из воскресных дней после полудня. Праздничная тишина царила в лесу, через который, жась за руки, пробирались маленькие друзья. Одеты они были по-праздничному, так как дядя Филина не любил, если кто-нибудь нарушал святость воскресенья. Каждый, кто в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

43. И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери - мои дочери; дети - мои дети; скот - мой скот, и все, что ты видишь, это мое могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими? 44. Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

5. И взглянул (Исав) и увидел жен и детей и сказал: кто это у тебя? Иаков сказал: дети, которых Бог даровал рабу твоему. 6. И подошли служанки и дети их и поклонились; 7. подошла и Лия и дети ее и поклонились; наконец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились. 8. И сказал Исав: для чего у

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

9. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, 10. которые провидящим говорят: "перестаньте провидеть", и пророкам: "не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; 11. сойдите с дороги, уклонитесь от пути;

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

3. Царство дьявола «Отрицать ведьмовство - это, в сущности, отрицать Библию» Джон Уэсли До тех пор, пока демоны оставались второстепенными духами, какими их рисовали неоплатоники, для Церкви они были неопасны. Но с пришествием средневекового Сатаны ситуация коренным

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Дети дьявола 42 Иисус сказал им:«Если бы и вправду вашим Отцом был Бог,вы бы любили Меня,Я ведь от Бога пришел и теперь Я здесь,не от Себя Самого Я пришел Он послал Меня.43 Но вы не понимаете того, что Я говорю. Почему?Да потому, что не хотите внять словам Моим!44 От дьявола вы, и

Из книги 300 слов мудрости автора Максимов Георгий

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не понимаете, что говорит Закон? 22 Ведь написано, что у Ибрахима было двое сыновей, один родился от рабыни, а другой - от свободной женщины. c 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе, а

Из книги Princeps Omnium автора Борцов Андрей Геннадьевич

Дети рабыни и дети свободной 21 Скажите мне, вы, желающие быть под Законом, разве вы не слушаете Закона? 22 Ведь написано, что у Авраама было двое сыновей - один родился от рабыни, а другой - от свободной женщины b. 23 Сын рабыни родился по человеческой инициативе c, а сын

Из книги Рассказы автора Бунин Иван Алексеевич

Уловки дьявола 249. «Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в

Из книги автора

Из книги автора

Пустыня дьявола I «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему…»Глядя с крыш Иерусалима на каменистые окрестности – чаще всего на восток, на пустыню Иудейскую, – каждый раз вспоминаю я эти слова, – пролог величайшей из земных