Рассмотрим практическую ситуацию.

Организация заключила договор подряда на (капремонт общего имущества многоквартирных жилых домов). Была составлена смета. В договоре есть пункт, в котором определено, что если в процессе выполнения работ выявятся работы, не указанные в смете, то между подрядчиком и заказчиком заключается дополнительное соглашение. В настоящий момент часть этих работ (которых нет в смете) уже выполнена, а часть предстоит выполнить. Какими документами оформить уже осуществленные дополнительные работы и как отразить работы, к которым только планируется приступить?

Юридические нормы

Для полного понимания сложившейся ситуации нужно обратиться к Гражданскому кодексу РФ в части определения прав и обязанностей заказчика и подрядчика.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, тогда подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре цены работы, вправе отказаться от договора. При этом подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

Следовательно, первый и фактически единственный шаг, который подрядчик должен предпринять, - это получение согласия от заказчика на дополнительные работы. Такое согласие следует оформить дополнительным соглашением к договору подряда, в котором требуется указать объем допработ и установить их стоимость (составить дополнительную смету либо определить твердую фиксированную цену).

Возможные варианты

Если допработы были выполнены до подписания с заказчиком дополнительного соглашения на их проведение, то возможны следующие варианты.

Отдельный этап

Выполненные дополнительные работы являются отдельным этапом по договору подряда, и их результат передается заказчику отдельно от остальных работ. В этом случае возникает некая правовая коллизия: сделаны работы, которые заказчик еще не заказал и по которым не оговорены существенные условия (цена, сроки и т. д.). Однако, если договоренность с заказчиком о проведении этих работ будет достигнута (подписано дополнительное соглашение) и работы будут ему сданы, то проблем у подрядчика быть не должно. Расходы на данные работы учитываются в себестоимости строительства, а согласованная с заказчиком цена сданных работ отражается как . Если договоренность с заказчиком о выполнении дополнительных работ достигнута не будет, то понесенные расходы подрядчик списывает в прочие расходы (счет 91) без учета их для целей налогообложения. Поскольку они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (экономически не обоснованы и не связаны с получением дохода).

Допработы не выделены

Поэтапная сдача договором подряда не предусмотрена, а дополнительные работы входят в общий объем работ по договору, результат которых подрядчик передает заказчику после окончания всех работ по договору. В такой ситуации затраты на выполненные допработы, не согласованные с заказчиком, можно отнести в расходы на строительство до момента, когда у подрядчика возникнет уверенность, что данные работы заказчик не согласует. Тогда затраты на несогласованные работы, как и в первом варианте, относятся в прочие расходы без учета для целей налогообложения. Если же заказчик согласует выполненные допработы, то затраты на них, учтенные в общих расходах на строительство, признаются в бухгалтерском и налоговом учете как обоснованные расходы, связанные с возведением объекта.

Отражение расходов

Документальное отражение дополнительных расходов, произведенных как до подписания соглашения с заказчиком, так и после, ничем не отличается от обычного оформления расходов, связанных с выполнением работ по договору. Для этого применяются регистры бухгалтерского и налогового учета, утвержденные организацией в учетной политике, и соответствующие первичные документы по движению материалов, оплате труда и т. д.

Что касается оформления дополнительных работ между заказчиком и подрядчиком, то это определяется условиями договора строительного подряда.

Так, например, если стороны подписывают ежемесячно форму № КС-2 (справку № КС-3), то допработы могут быть оформлены этими документами. Причем, когда речь идет о дополнительных работах как об отдельном этапе, сдача которого оформляется актом № КС-2, эту форму следует составить отдельно на данные работы по согласованной с заказчиком цене.

Если же выполнение дополнительных работ - часть работ по договору подряда, то допускается включать их в общий акт выполненных работ по договору (например, № КС-2) со ссылкой на соответствующие позиции согласованной с заказчиком дополнительной сметы. Если указанная смета не согласовывалась, а была определена твердая цена, то дополнительные работы можно оформить отдельным актом № КС-2.

Важно понимать, что порядок такого оформления является предметом договоренности сторон. А то, о чем договорятся стороны договора, не может считаться неправильным, если это не противоречит нормам законодательства.

Обратите внирмание ! При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Октябрь 2013 г.

Здравствуйте.

в порядке ч. 3 ст. 743 ГК РФ .

пунктом 3

Здравствуйте.

Предположу, что речь в Вашем вопросе идёт о строительном подряде. В таком случае:

в порядке ч. 3 ст. 743 ГК РФ , подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтённые в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику .

При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

4. Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.

Короче, если не выполнили указанные требования закона и продолжаете настаивать на оплате заказчиком работ, не предусмотренных сметой, а заказчик отказывается, готовьтесь к длительному противостоянию в арбитражном суде с назначением судебной строительной экспертизы о наличии у вас необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства. Если судебная строительная экспертиза подтвердит наличие этих немедленных действий, то это и будет основанием для оплаты заказчиком работ, выполненных вами сверх сметы.

"Главбух". Приложение "Учет в строительстве", N 1, 2005

Прежде чем начать выполнять строительные или ремонтные работы, на них обязательно составляют смету. Но бывает, что уже после этого заказчик решает расширить перечень работ, предусмотренных в ней. Либо подрядчик может обнаружить, что в смете не учли какие-то важные расходы. Как же быть в таком случае? Можно ли пересмотреть расходы по смете? Что делать, если заказчик отказывается включить в нее дополнительные расходы? Об этом мы поговорим в нашей статье.

Можно ли вносить изменения в смету в ходе выполнения работ

Заказчик может вносить изменения в техническую документацию, только если стоимость новых работ не превышает 10 процентов от общей стоимости строительства, указанной в смете (п.1 ст.744 Гражданского кодекса РФ). В противном случае придется согласовать дополнительную смету (п.2 ст.744 Гражданского кодекса РФ).

Но бывает, что инициатором изменения сметы выступает подрядчик. Например , тогда, когда уже в ходе строительства выясняется, что необходимо провести какие-то работы, которые не были первоначально предусмотрены. Об этом подрядчик обязан сообщить заказчику. Если же тот в течение 10 дней (если договором подряда не установлен другой срок) не ответит на сообщение подрядчика, то он обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Правда, заказчик может быть освобожден от возмещения этих убытков, если он докажет, что проводить дополнительные работы было вовсе не обязательно (п.3 ст.743 Гражданского кодекса РФ).

Если же подрядчик заранее не уведомит заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ, то он не сможет требовать от него оплату за эти работы. Так установлено в п.4 ст.743 Гражданского кодекса РФ. Причем это распространяется и на те случаи, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика (п.10 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").

Более того, в подобных случаях подрядчику иногда приходится возмещать заказчику еще и понесенные в связи с этим убытки. Причем по правилам п.2 ст.15 Гражданского кодекса РФ возмещать приходится не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Правда, здесь есть одно исключение: заказчик обязан будет оплатить такие работы, если подрядчик докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика. Например , в связи с тем что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению всего объекта (п.4 ст.743 Гражданского кодекса РФ).

Подрядчик также имеет право требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов.

Учет затрат, не предусмотренных в смете

Если инициатором пересмотра сметы выступает подрядчик, то в данном случае возможно два варианта развития событий:

  1. смета будет пересмотрена и увеличена на стоимость дополнительных работ;
  2. смета не будет пересмотрена, и стоимость дополнительных работ (если они выполнялись) не будет оплачена заказчиком.

Рассмотрим каждый из этих вариантов.

Если заказчик согласился пересмотреть смету

Тогда учет расходов на дополнительные работы, которые изначально не были предусмотрены в смете, но были включены в нее по согласованию с заказчиком, осуществляется в обычном порядке.

Пример 1 . ООО "Строитель" (подрядчик) выполняет работы по строительству офисного здания для ЗАО "Рубикон" (заказчик). В соответствии с условиями договора стоимость этих работ составляет 4 720 000 руб. (в том числе НДС - 720 000 руб.). Однако в ходе строительства пришлось выполнять дополнительные работы с привлечением субподрядчика, стоимость услуг которого составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). ООО "Строитель" уведомило об этом ЗАО "Рубикон" и в течение 10 дней получило согласие на проведение дополнительных работ. Фактические расходы ООО "Строитель" на работы, предусмотренные первоначальной сметой (стоимость стройматериалов, амортизация оборудования, зарплата строителей с отчислениями и пр.), составили 3 600 000 руб. (с учетом НДС - 400 000 руб.).

В учете ООО "Строитель" бухгалтер отразит данную операцию следующими проводками (выручку в целях исчисления НДС данная организация определяет "по отгрузке"):

Дебет 19 Кредит 60

Дебет 20 Кредит 60

  • 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражены расходы на выполнение дополнительных работ, согласованных с заказчиком;

Дебет 19 Кредит 60

  • 5400 руб. - отражен НДС со стоимости дополнительных работ;

Дебет 60 Кредит 51

  • 405 400 руб. (400 000 + 5400) - предъявлен к вычету из бюджета НДС (при условии оплаты работ);
  • 4 755 400 руб. (4 720 000 + 35 400) - отражена выручка от выполнения строительных работ (с учетом пересмотра сметной стоимости работ);
  • 725 400 руб. (720 000 + 5400) - начислен НДС со стоимости выполненных работ;
  • 3 230 000 руб. (3 200 000 + 30 000) - списаны расходы по выполнению работ;
  • 800 000 руб. (4 755 400 - 725 400 - 3 230 000) - отражена прибыль от выполнения работ;

Дебет 51 Кредит 62

  • 4 755 400 руб. - получена оплата от заказчика.

Если заказчик отказался пересмотреть смету

В данном случае расходы, связанные с выполнением дополнительных работ, не будут компенсированы подрядчику. Поэтому мы рекомендуем отразить их по счету 91 "Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы") либо на отдельном субсчете к счету 20 "Основное производство", например на субсчете "Расходы, не предусмотренные в смете". Бухгалтеру так будет удобнее, ведь данные расходы не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Это следует из требований п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ, согласно которому одним из условий признания расходов в целях налогообложения является то, что они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

"Входной" НДС по таким работам нельзя принять к вычету из бюджета. Это следует из пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ, ведь если данные работы не включены в смету (или не оплачены заказчиком как отдельная услуга), они не участвуют в формировании стоимости работ и услуг, облагаемых НДС.

Пример 2 . Воспользуемся условиями примера 1, предположив, что ООО "Строитель" выполнило дополнительные работы, не предупредив об этом заказчика, который, конечно же, отказался их оплатить.

В этой ситуации бухгалтеру ООО "Строитель" нужно сделать в учете следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 02 (10, 26, 60, 69, 70...)

  • 3 200 000 руб. (3 600 000 - 400 000) - отражены расходы ООО "Строитель" на выполнение работ в соответствии с первоначальной сметой;

Дебет 19 Кредит 60

  • 400 000 руб. - отражен НДС со стоимости материалов и работ, использованных в строительстве в соответствии со сметой;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

  • 400 000 руб. - предъявлен к вычету из бюджета НДС (при условии оплаты полученных ценностей, работ, услуг);

Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60

  • 35 400 руб. - отражены расходы на выполнение дополнительных работ, не согласованных с заказчиком (с учетом НДС);

Дебет 60 Кредит 51

  • 35 400 руб. - оплачены дополнительные работы, выполненные субподрядчиком;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

  • 4 720 000 руб. - отражена выручка от выполнения строительных работ (исходя из утвержденной сметы);

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

  • 720 000 руб. - начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

  • 3 200 000 руб. - списаны расходы по выполнению работ (согласно смете);

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

  • 800 000 руб. (4 720 000 - 720 000 - 3 200 000) - отражена прибыль от выполнения работ;

Дебет 99 Кредит 91 субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов"

  • 35 400 руб. - списаны фактические расходы по выполнению дополнительных работ, не согласованных с заказчиком.

Итак, бухгалтерская прибыль в этом случае составит 764 600 руб. (800 000 - 35 400). Однако для целей налогообложения прибыли учитываются все 800 000 руб. (при условии, что величина расходов в бухгалтерском и налоговом учете совпадает). Поэтому если ООО "Строитель" применяет Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н, бухгалтеру необходимо начислить налог на прибыль следующим образом:

Дебет 99 субсчет "Условный расход по налогу на прибыль" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 183 504 руб. (764 600 руб. х 24%) - начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

  • 8496 руб. (35 400 руб. х 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство с суммы расходов на выполнение дополнительных работ, не включенных в смету.

22 Ноября 2017, 09:31 , вопрос №1820725 Наталья Николаевна

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

1.Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара,объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

Иных вариантов пока не усматривается, поэтому представляйте обоснованный расчет на 10% и изменяйте условия контракта.

Лимит на заключение контрактов с единственным поставщиком действительно существует и его как правило не хватает, по этому этот вариант может не устроить заказчика.

увеличение контракта на самом деле будет не совсем законно поскольку в контракт включатся новые виды работ которых ранее в контракте не было, а 44 -ФЗ допускает только изменение объема работ на 10 % с перерасчетом по расценкам за данные виды работ которые уже указаны в контракте.

Выход вижу в проведении дополнительной закупке. Или расторжение данного контракта и заключение нового с полным перечнем работ.

получен
гонорар 33%

Добрый день, как ранее Вам уже предложил заказчик - Вы можете увеличить цену контракта в пределах 10% на основании пункта «б» части 1 статьи 95 Закона о Закона о контрактной системе. Вам необходимо просмотреть если в Вашей смете виды работ, которые необходимо выполнить дополнительно. Если у Вас появляются новые виды работ, тогда есть риск, что заказчик их не оплатит. Если хотя бы частично указанные виды работ есть в смете, то увеличивайте их объем и сумму контракта в пределах 10%, остальное добивайте по пункту 4 статьи 93 44-ФЗ, может кто-то из структурных или подведомственных подразделений заказчика сможет оплатить данные работы (не до конца израсходован лимит договоров с единственным поставщиком). Разыграть в этом году новую закупку заказчик уже не успеет. При общении с заказчиком можете сослаться на Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3632:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.
Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.
Учитывая, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о закупке, документации о закупке, заявке и контракте, заменять одни виды работ на другие недопустимо.
При этом частью 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Таким образом, положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность при условии согласия заказчика изменить условия контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте. При этом цена контракта не может быть изменена.
Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, изменение контракта по соглашению сторон допустимо в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика объема работ, предусмотренных контрактом, но не более чем на 10% цены контракта.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

К неучтенным затратам, оцениваемым с помощью коэффициента α, относятся расходы по временным зданиям и сооружениям, зимние удорожания, содержание дирекции строящегося предприятия, подготовка эксплуатационных кадров, проектные и изыскательские работы, а так же непредвиденные работы и затраты.

Так же к неучтенным затрат могут относиться расходы на жилищное и культурно-бытовое строительство при существенных различиях их по сравниваемым вариантам.

Коэффициент неучтенных затрат, определяемый в зависимости от доли основных затрат в сметной стоимости , имеет следующие значения, представленные в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Значение коэффициента α для новых однопутных железных дорог

1.7. Результаты подсчета строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии

Результаты подсчета строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии следует оформить в таблицу 1.5.

После этого необходимо сопоставить слагаемые строительных затрат по проектируемым вариантам. Следует иметь в виду, что более крутой руководящий уклон варианта должен приводить к сокращению длины линии и уменьшению объемов земляных работ и, следовательно, иметь меньшую стоимость.

Если более короткий вариант оказался дороже, следует тщательно проанализировать слагаемые строительной стоимости и установить, что привело к такому результату (резко увеличены объемы земляных работ по сравнению с другим вариантом, большее количество искусственных сооружений). Данные причины следует внимательно оценить и отразить в пояснительной записке. Так же необходимо обеспечить тщательную проверку всех вычислений и полученные результаты.

Таблица 1.5.

Результаты определения строительной стоимости проектируемых вариантов новой железнодорожной линии, тыс. руб.

№ п/п Слагаемые строительной стоимости Вариант …. Вариант …. Примечание
i р = i р =
L = L =
Стоимость земляных работ
Стоимость искусственных сооружений
Стоимость верхнего строения главных и станционных путей
Стоимость сооружений и устройств, пропорциональная длине линии
в том числе:
подготовка территории строительства
устройства связи и СЦБ
устройства энергетического хозяйства
Стоимость раздельных пунктов
Неучтенные работы и затраты и расходы на жилищное и культурно-бытовое строительство
Суммарная строительная стоимость в ценах на 1 января 2000 г. для 1 территориального района (Московская область)
Коэффициенты пересчета в текущий уровень цен (Приложение 1)
Строительная стоимость проектируемой новой железнодорожной линии в текущем уровне цен

Все стоимостные показатели приведены в ценах на 1 января 2000 года для первого территориального района (Московская область). Если проектируемая линия расположена в другом районе, то стоимость корректируется с помощью индекса пересчета в текущий уровень цен для района проектирования (таблица 1 приложения 1).

Индексы пересчета в текущий уровень цен отражают уровень заработной платы, стоимость материалов и стоимость эксплуатации машин сложившуюся на момент составления сметной документации для проектируемого района.

Стоимость строительства является составной частью затрат по инвести­ционным проектам и представляет единовременные затраты на их создание. Показатели стоимости строительства служат основой для расчета эффективности строительного производства и инвестиционных проектов.