Людмила Марковна Гурченко. Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове - умерла 30 марта 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Народная артистка СССР (1983).

Людмила Гурченко родилась в Харькове.

Отец - Марк Гаврилович Гурченко (1898-1973), родом батраков.

Мать - Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917-1999), из семьи репрессированных дворян.

Дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов - из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские. В продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве. Однако с новым режимом после 1917 не сотрудничал, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г. по п.10 ст. 58 к 3 годам высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г.

Бабушка Людмилы Марковны также была столбовой дворянкой. Оона была матерью восьми детей, домохозяйкой и управляла отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Советской властью дедушка ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков. Там её дочь и встретила Марка Гавриловича - потомственного русского крестьянина со Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и той же деревне.

Двоюродный брат - Анатолий Егорович Гурченков (р. 1941), проживает в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области.

Двоюродная сестра - Валентина, живёт в Эстонии.

Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке.

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну.

Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной Гурченко был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова девочка Люся Гурченко исполняла репертуар Марики Рёкк. После этого связалась со шпаной на рынке в оккупированном немцами во второй раз Харькове. Только чудом она не погибла в результате облав, когда в ответ на действия Красной армии и партизан гитлеровцы в душегубках убивали случайных людей - обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова.

После окончательного освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

В кино дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» - это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», - говорила впоследствии артистка в одном из своих интервью.

В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра «Карнавальная ночь» , в которой Гурченко сыграла главную роль.

Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила.

Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии "Мосфильм". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».

После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная статья» «Чечётка налево». В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы Гурченко.

По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась.

В период с 1958 по 1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да», «Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти киноленты не имели большого успеха.

Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) - фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

В 1960-е и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены» , в котором актриса сыграла главную роль - директора ткацкой фабрики.

Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Маме» (1976).

Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания.

14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью - ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы.

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего.

В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны» , в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был , к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра . В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1979 на экраны выходит картина «Пять вечеров» . В роли Тамары Васильевны - одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война - в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.

Одной из лучших работ актрисы стал фильм «Вокзал для двоих» , в котором она исполнила роль вокзальной официантки Веры Нефёдовой. За этот фильм она была признана лучшей актрисой 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих"

Также среди ролей 80-х годов полюбились зрителям ее роли в таких фильмах как Любимая женщина механика Гаврилова (Маргарита Сергеевна Соловьёва), Отпуск за свой счёт (Ада Петровна), Полёты во сне и наяву (Лариса Юрьевна Кузьмина), Любовь и голуби (Раиса Захаровна).

Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.

Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ , спела песню «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

Людмила Гурченко - День рождения

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», - говорила Гурченко.

Смерть Людмилы Гурченко

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция. Выписана 6 марта.

30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада «Скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей Сенин.

Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище.

Людмила Гурченко похоронена рядом с другими актёрами - и .

Похороны Людмилы Гурченко

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.

4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко был торжественно открыт памятник из чёрного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников).

В Харькове на школе, где училась Людмила Гурченко, установлена мемориальная доска в память о ней.

11 ноября 2015 года, за день до 80-летнего юбилея актрисы, в Москве на доме, где с 2004 по 2011 годы жила Людмила Гурченко, открыта мемориальная доска работы скульптора Юрия Хоровского (Трёхпрудный пер., 11-13, установлена со стороны Большого Козихинского пер., 28-30).

С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 в Галерее классической фотографии в Москве прошла , посвящённая 80-летию Людмилы Гурченко. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий - Аслан Ахмадов, фотограф и друг артистки.

Осенью 2015 на экраны вышел многосерийный фильм , выход которого был приурочен к 80-летию великой актрисы. Главную роль исполнила .

Рост Людмилы Гурченко: 173 сантиметра.

Личная жизнь Людмилы Гурченко:

Шесть раз была замужем.

Первый муж - (1923-1985), кинорежиссёр. Она вышла за него замуж в 18 лет. Брак продолжался чуть больше года.

Василий Сергеевич Ордынский - первый муж Людмилы Гурченко

Третий муж - Александр Александрович Фадеев (1936-1993), актёр. Сын народной артистки СССР Ангелины Степановой и приёмный сын писателя Александра Александровича Фадеева. Брак длился в течение 1962-1964 годов.

Четвёртый муж - известный певец . Брак длился в течение 1967-1970 годов. Гурченко подала на развод после .

Пятый муж - (р. 1949), музыкант и аккомпаниатор актрисы. Жили в фактическом (незарегистрированном) браке на протяжении 18 лет - с 1973-го по 1991-й годы.

Шестой муж - продюсер Сергей Михайлович Сенин (р. 1961), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка». В браке прожили в течение 1993-2011 годов.

Фильмография Людмилы Гурченко:

1956 - Дорога правды - Люся
1956 - Карнавальная ночь - Лена Крылова
1956 - Сердце бьётся вновь... - Таня Балашова
1956 - Человек родился - Надя Смирнова (озвучивание)
1958 - Девушка с гитарой - Таня Федосова
1959 - Звёзды встречаются в Москве - исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом
1960 - Пойманный монах - Изабелла
1960 - Роман и Франческа - Франческа Карродини
1961 - Балтийское небо - Соня Быстрова
1961 - Гулящая - Христина Притыка
1961 - Человек ниоткуда - Лена
1963 - Укротители велосипедов - Рита Лаур
1964 - Женитьба Бальзаминова - Устенька
1965 - Рабочий посёлок - Мария Плещеева
1966 - Строится мост - Женя
1966 - Нет и да - Люся Кораблёва
1967 - Взорванный ад - Грета
1968 - Живой труп - Маша (озвучивание)
1969 - Белый взрыв - Вера Арсёнова
1969 - Москва в нотах
1970 - Мой добрый папа - Валентина Николаевна Иванова
1970 - Один из нас - Клавдия Овчарова
1970 - Эксперимент - майор милиции
1971 - Дорога на Рюбецаль - Шура Соловьёва
1971 - Корона Российской империи, или Снова неуловимые - Аграфена Заволжская
1971 - Тень Юлия - Джули
1971 - Что делать? - женщина в чёрном
1972 - Карпухин - Овсянникова
1972 - Летние сны - Галина Сахно
1972 - Табачный капитан - Ниниш
1972 - Цирк зажигает огни - Лолита
1973 - Дача - Лера («Степаныч»)
1973 - Дверь без замка - Анна Ивановна
1973 - Дети Ванюшина - Клавдия Щёткина
1973 - Старые стены - Анна Георгиевна Смирнова
1973 - Открытая книга - Глафира Сергеевна Рыбакова
1974 - Бенефис Савелия Крамарова - камео
1974 - Бенефис Сергея Мартинсона - камео
1974 - Соломенная шляпка - Клара Бокардон
1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - миссис Пирс
1975 - Дневник директора школы - Инна Сергеевна
1975 - Шаг навстречу - Валентина Степановна
1976 - Волшебный фонарь - соседка / мать / девушка с Дикого Запада
1976 - Двадцать дней без войны - Нина Николаевна
1976 - Мама - Мама-коза / тётя Маша
1976 - Небесные ласточки - Корина
1976 - Преступление - Люба, артистка
1976 - Семейная мелодрама - Валентина Барабанова
1976 - Сентиментальный роман - Мария Петриченко
1976 - Строговы - Капитолина
1977 - Вторая попытка Виктора Крохина - Люба Крохина
1977 - Обратная связь - Маргарита Илларионовна Вязникова
1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь
1978 - Красавец-мужчина - Сусанна
1978 - Острова в океане - жена Хадсона
1978 - Познавая белый свет - незнакомка
1978 - Пять вечеров - Тамара Васильевна
1978 - Сибириада - Тая Соломина
1978 - Уходя - уходи - Алиса Сулина
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - няня Ильи Обломова
1980 - Идеальный муж - Лора Чивли
1980 - мф Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) - Опечатка (озвучивание)
1980 - Особо важное задание - Эльвира Павловна Лунина
1980 - Песни войны - камео
1981 - Любимая женщина механика Гаврилова - Маргарита Сергеевна Соловьёва
1981 - Отпуск за свой счёт - Ада Петровна
1982 - Вокзал для двоих - Вера Николаевна Нефёдова
1982 - Любимые песни - камео
1983 - Магистраль - Капитолина Николаевна Гвоздёва
1982 - Полёты во сне и наяву - Лариса Юрьевна Кузьмина
1983 - Шурочка - Раиса Петерсон
1983 - Рецепт её молодости - Эмилия Марти
1985 - Аплодисменты, аплодисменты... - актриса Гончарова
1984 - Любовь и голуби - Раиса Захаровна
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте - Екатерина Ивановна Любомудрова
1987 - Мечтатели - Аполлинария Спенсер
1987 - Претендент - Кэрол
1988 - Дорога в ад - Марта Хольман
1988 - Ожог - Анна Тимофеевна Румянцева
1989 - А был ли Каротин? - Курнатова-Борджиа
1989 - Молодой человек из хорошей семьи - мать Арины
1989 - Премьера года
1990 - Моя морячка - Людмила Пашкова
1990 - Наша дача - Людмила Козлова
1990 - Нелюдь, или В раю запрещена охота - Зоя Михайловна Шерстобитова
1991 - Виват, гардемарины! - Иоганна
1990 - Имитатор - певица
1991 - Прости нас, мачеха Россия! - Наталья Фёдоровна Зимина
1991 - Сексказка - Диана
1992 - Белые одежды - Антонина Прокофьевна Туманова
1992 - Гардемарины 3 - Иоганна, мать принцессы Фике
1992 - Прощальные гастроли - Нина Владимировна
1993 - Люблю
1993 - Послушай, Феллини! - Вера
1994 - Прохиндиада 2 - Екатерина Ивановна Любомудрова
1997 - Старые песни о главном 2 - звезда / жительница двора
2000 - Старые клячи - Елизавета
2001 - Женское счастье - Маргарита
2001 - Старые песни о главном (постскриптум) - таинственная постоялица
2002 - Шукшинские рассказы (новелла «Бессовестные») - Малышева
2005 - Двенадцать стульев - Елена Боур
2004 - Если завтра в поход... - тётя Гала
2004-2005 - Осторожно, Задов! - Антонина Максимовна
2005 - УВД-2. Во власти - босс крымской мафии
2005 - Высшая мера - босс крымской мафии
2005 - Взять Тарантину - Анна Васильевна
2005 - Горыныч и Виктория - Элеонора
2006 - 1-й Скорый - Раиса Захаровна
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2007 - Первый дома - камео
2009 - Пёстрые сумерки - Анна Дмитриевна Семёнова
2010 - Марковна. Перезагрузка - камео
2011 - Легенда. Людмила Гурченко - камео

Выступала в качестве режиссёра фильма "Пёстрые сумерки" (2009, совместно с Дмитрием Коробкиным) и композитора к картинами "Моя морячка" (1990), "Люблю" (1993), "Пёстрые сумерки" (2009).

Дискография Людмилы Гурченко:

1979 - Бенефис
1980 - Музыка Советского кино
1982 - Песни войны
1984 - Любимые песни
1985 - Рецепт её молодости
1992 - Да не верится!

1994 - Люблю
1995 - Хорошее настроение
1996 - Грустная пластинка (Что знает о любви любовь...)
1997 - Песни войны
1998 - Бюро счастья (мюзикл)
2001 - Прощай, Двадцатый...
2001 - Актёр и песня. Людмила Гурченко
2002 - Мадлен, спокойно!
2004 - Жизнь как дым...
2006 - Не грусти!
2011 - Белый снег

Видеоклипы Людмилы Гурченко:

1956 - Пять минут
1969 - Мария
1997 - «Примадонна» дуэт с Аллой Пугачёвой
2001 - «Хочешь?»
2002 - Харьков
2004 - Петербург-Ленинград (дуэт с Борисом Моисеевым)
2005 - Ненавижу (дуэт с Б. Моисеевым)
2006 - Молитва (режиссёр Фёдор Бондарчук)
2008 - Маяк (дуэт с Михаилом Боярским)
2010 - Московские окна
2011 - Жду
2011 - Живем мы что-то без азарта
2011 - «Хочешь?»
2012 - Я отпускаю тебя - Филипп Киркоров (архивные кадры с Людмилой Гурченко)

Библиография Людмилы Гурченко:

1982 - Моё взрослое детство
1987 - Аплодисменты
2002 - Люся, стоп!

Театральные работы Людмилы Гурченко:

Московский театр «Современник» :

1963 - «Без креста» В. Ф. Тендряков; постановка Олега Ефремова - доярка
1963 - «В день свадьбы» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Майка
1964 - «Старшая сестра» А. М. Володин; постановка Олега Ефремова
1964 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана; постановка Олега Ефремова и Игоря Кваши - Роксана
1964 - «Всегда в продаже» В. Аксёнова; постановка Олега Ефремова - жена трубача
1965 - «Голый король» Е. Л. Шварца; постановка Олега Ефремова и М. Микаэлян - гувернантка
1966 - «Вечно живые» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Танечка

Театр-студия киноактёра :

1964 - «Красное и чёрное» В. Стендаля; постановка Сергея Герасимова - Матильда де ля Моль
1965 - «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера; постановка Давида Ливнева - Бьянка
1966 - «Дурочка» Лопе де Вега; постановка Евгения Радомысленского

Школа современной пьесы :

1991 - «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева (по «Предложению» А. П. Чехова); постановка Иосифа Райхельгауза - невеста

Театр Антона Чехова :

1993 - «Чествование» Б. Слейда; постановка Леонида Трушкина
1997 - «Недосягаемая» С. Моэма; постановка Леонида Трушкина - Каролина Эшли
1997 - «Поза эмигранта» Г. Слуцкого; постановка Леонида Трушкина - банкирша

Московский академический театр сатиры :

1995 - «После битвы поле победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского; постановка Андрея Житинкина - Инга Михалёва

ТО «ДУЭТ» :

1998 - «Бюро счастья»; постановка Андрея Житинкина - Маргарита
2001 - «Мадлен, спокойно!» В. Асланова; постановка Романа Козака - Мадлен Вердюрен
2004 - «Случайное счастье милиционера Пешкина»; постановка Андрея Житинкина - Валентина Пешкина
2007 - «Похищение Сабянинова» П. Гладилина; постановка Валерия Саркисова - Ангелина
2008 - «ПАБ» братья Пресняковы; постановка Братьев Пресняковых - Эль Джи


Гурченко ушла, будучи непревзойдённой звездой. Но при этом она осталась просто Люсей. Именно так её звали близкие и фанаты. И Гурченко это нравилось. Роли, слава, аплодисменты... Всё, о чём мечтала, она получила сполна. Но была и ещё одна, не менее значимая роль в её жизни — роль жены и матери, в которой она так и не сумела полностью раскрыть весь свой талант.

«АиФ» как-то спросил Людмилу Марковну: «Почему, в отличие от многих голливудских и отечественных актрис, вы никогда даже не пытались скрывать свой возраст?». Гурченко ответила: «Что скрывать, когда на первой же странице моей книги написано: „Я родилась 12 ноября 1935 года“. Скрывать? Глупо. Вообще мне за границей хорошо, там никто не знает, когда вышла „Карнавальная ночь“. А здесь...»

Людмила Гурченко в роли Веры Нефёдовой в фильме «Вокзал для двоих». Фото: РИА Новости

Она строила свою жизнь по кирпичикам. Карьера в кино, муж, ребёнок. Всё продумано и рассчитано заранее. Озорной профиль, бездна обаяния... Такой дебютантку из Харькова полюбили зрители. Тогда никто и не догадывался: юная Леночка Крылова из «Карнавальной ночи» — на самом деле девушка с прошлым...

1953 год. Первокурсники мастерской Сергея Герасимова показывают актёрские этюды. Среди приглашённых — Василий Ордынский . Серьёзный, подающий надежды режиссёр. Увидев 18-летнюю Люсю, он сразу потерял голову. Люся ответила согласием. Молодую жену Ордынский забрал из подмосковного общежития, и она заняла законное место рядом с мужем в его столичной квартире. Разумеется, и главные роли в его фильмах должны теперь предназначаться ей!

И в первой своей картине «Человек родился» Ордынский в первую очередь, естественно, пробовал свою жену. Но худсовет забраковал Гурченко. Это стало ужасной трагедией для неё. В результате в этом фильме Гурченко достался только голос главной героини, а на экране блистала другая актриса — Ольга Бган . А Люся поняла: Василий не в силах стать её личным режиссёром. И... подала на развод! Уходя, она сделала всё, чтобы не испортить себе биографию. Даже самые близкие друзья не догадывались о её разводе. Это было не так сложно — они и о замужестве тоже не знали.

Гурченко ещё не раз воспользуется этим приёмом, удаляя из своего прошлого некоторые факты. И неугодных людей, будь то очередной муж, мать или даже... дочь. О том, что она есть, многие вообще не подозревали. Да и сама актриса в многочисленных интервью редко упоминала о Маше. А если и говорила, то с неловкостью.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. Фото: РИА Новости

О её личной жизни ходили легенды. Одни имена мужей говорят сами за себя: Иосиф Кобзон — звезда номер один советской эстрады. Александр Фадеев — сын знаменитого писателя. Известные актёры, музыканты, художники — все побывали у её ног. Но каждый раз повторялась «история с Ордынским». Стоило Гурченко понять, что очередной избранник не оправдывает её ожиданий, она рвала с ним без сомнений.

Гурченко верила: у неё всё будет как в кино. Тогда она ещё не догадывалась, что именно страсть к кинематографу со временем вытеснит из её сердца всех героев-любовников. С Борисом Андроникашвили они столкнулись случайно, у стойки самообслуживания ВГИКовской столовой. Увидев его, она выронила поднос. Породистый брюнет. Настоящий Лоуренс Оливье — мужчина её мечты! Красавец, о котором тайно вздыхала добрая половина студенток. Интеллектуал. Сын известного писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны. Своего романа с Андроникашвили Гурченко не скрывала — она им гордилась. На самую блестящую пару ВГИКа окружающие смотрели с восхищением, к которому часто примешивалась зависть. В новый брак Гурченко ринулась как в омут — с головой. Сразу решила родить, хотя понимала, что может потерять всё: талию, карьеру, новые роли. И всё же — рискнула. В Борисе она рассчитывала обрести идеал мужчины. А идеал у неё был один — папа. Марк Гурченко , деревенский баянист-самоучка. Он так и не расстался с провинциальным говорком, хотя большую часть жизни прожил в Харькове. Зато усвоил главное: его дочурка, его «клюковка» — лучшая. И заставил поверить в это её саму.

Выйдя замуж, Люся получила совсем не то, чего ожидала. Мечтала о сыне, а на свет появилась дочь. Она родилась в Харькове. Слабая, болезненная, да ещё с врождённым дефектом. Девочку сразу передали на руки Люсиным родителям, а сама молодая мать вернулась в Москву. Здесь начались испытания суровой прозой жизни. 3-4 концерта в день, в разных концах Москвы. Фабрика, завод, профком, милиция. После выступления — домой на метро. Новых ролей в кино не было. Семья нуждалась в деньгах. А что же Борис Андроникашвили, её муж? Помогал, поддерживал в трудную минуту? Увы, нет. Об изменах мужа ей стало известно от подруг. Гурченко не стала унижаться до расспросов и выяснений. Сразу подала на развод. О личной драме Люси знали только близкие. На людях она всегда держала лицо. Это было частью профессии. Бориса Андроникашвили она вычеркнула не только из своей жизни, но и из жизни Маши. Тема горе-отца и его родственников была закрыта навсегда. О грузинских корнях дочери Гурченко вспоминала лишь в минуты раздражения. Обжёгшись один раз, Гурченко решила: жертвенная любовь — не для неё. Больше никакой веры мужчинам. И главное — никаких детей.

Людмила Гурченко во время выступления в Государственном центральном концертном зале «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

Дочь кинозвезды — это тоже роль, которую надо талантливо исполнить. Но Маша не хотела становиться «второй Гурченко». Она мечтала быть просто любимой дочкой. А ей уже с шести лет самой приходилось ходить за продуктами и оставаться дома одной дотемна. Постепенно в доме начали появляться мужчины. Первым отчимом Маши стал Александр Фадеев-младший. Приёмный сын писателя Фадеева, актёр. Завсегдатай ресторана ВТО — самого модного заведения в актёрской среде; там они с Гурченко и познакомились. Квартиру на Маяковке молодожёнам купила свекровь — известная актриса МХАТа Ангелина Степанова . Та привечала невестку и жалела её дочь. Но с очередным мужем у Гурченко не складывалось — Фадеев оказался мотом, кутилой и ревнивцем. Семейная жизнь едва не окончилась трагедией: Фадеев в пьяном угаре выстрелил в Гурченко из охотничьего ружья. Это была точка. В первый класс Машу отводил уже новый мамин муж, Иосиф Кобзон. Гурченко снова расправила крылья — возможно, союз с известным певцом — тот самый шанс снова стать примой? Но пестовать талант Гурченко Кобзон, при всём своём авторитете, не мог. До поры до времени разногласия мамы с новым мужем для Маши оставались за кадром. С девочкой Кобзон был на дружеской ноге. Дочка радовалась, а мама — становилась всё более раздражённой. И — отчаянно ревновала мужа к его многочисленным поклонницам...

Но самый долгий брак у Гурченко был с Константином Купервейсом . С ним она прожила 19 лет. Именно его, единственного из всех маминых мужей, Маша в свои 14 назвала папой. Хотя самому «папе» на тот момент было 24...

Купервейс — талантливый молодой пианист. С Гурченко они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. Она пригласила его на озвучку своего фильма. Он её — на день рождения. Потом были прогулки по ночной Москве. Медовый месяц в Севастополе. Большая разница в возрасте — 14 лет — не стала для них помехой. Купервейс стал постоянным аккомпаниатором Гурченко. Все программы готовили дома вместе. Так появились знаменитые циклы «Песни войны» и «Любимые песни».

Соперничать с мамой Маша никогда не хотела. Она, не делая карьеры, поспешила выйти замуж. Вскоре её молодая мама стала молодой бабушкой. И, как ни странно, поначалу была довольна новой ролью, ведь у Маши родился долгожданный мальчик. Назвали Марком . Когда-то Людмила Гурченко сама мечтала о сыне. Хотела назвать его в честь отца. Вопрос, какое имя дать внуку, не стоял.

Людмила Гурченко. 2008 год. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Марк — трагическая страница в жизни семьи. Немногие знают: единственный внук Людмилы Гурченко в 17 лет скончался от передозировки. Всё началось с обычных сигарет. Потом кто-то предложил парню попробовать травку. К 14 годам он уже плотно сидел на героине. Позже Гурченко не раз говорила, что дочь скрыла от неё беду. Так это или нет, но Марка определили на учёбу в дорогой английский пансион. Траты, которые скромной семье Королёвых вряд ли были под силу. Тогда, в декабре 98-го, он был как никогда весел и полон планов. И всё же от случайной дозы отказаться не смог... В последний путь Марка провожали сотни людей! Приехала и Людмила Гурченко. Молчаливая, потрясённая горем.

Гурченко недолго разбиралась, кто виноват в её личной трагедии: Маша оказалась в опале. Масла в огонь подлило и новое замужество актрисы. С её очередным избранником, продюсером Сергеем Сениным , отношения у Маши не заладились с самого начала. Зато сам Сенин благодаря удачной женитьбе взобрался на артистический Олимп и стал нагружать свою немолодую супругу всё новыми и новыми проектами. Гурченко работала во весь свой темперамент! Ни дня без съёмки. Ни года без новой картины. Эротическая сцена в 65 лет — кто ещё, кроме Гурченко, мог себе позволить такое?

У Гурченко не нашлось времени побывать даже на похоронах матери в 99-м. А когда пришла пора делить имущество, на свет всплыла нелицеприятная история. Народная артистка судится из-за квартиры с собственной дочерью! В схватке за квартиру Мария Королёва проиграла. Она и сейчас, спустя годы, чувствует себя раздавленной. Маша ведёт рутинную жизнь домохозяйки: магазины— кухня — телевизор. Разве так должна была сложиться судьба дочери самой Гурченко? Сейчас Маша понимает, что не сумела воспользоваться и сотой долей своего природного наследства. А ведь могла бы, стоило захотеть! Но в какой-то момент мать и дочь вычеркнули друг друга из жизни. Не разговаривали 19 лет! Ссора оказалась смертельной... О том, что Люси больше нет, Маша узнала из новостей. Они так и не успели сказать друг другу самые важные слова.

Говоря о Людмиле Гурченко, женщине с яркой биографией, многие вспоминают не сыгранные ею роли, а подробности личной жизни, многочисленных мужей, «семейные войны» с дочкой. С момента смерти звезды прошло уже 7 лет, а судьба ее наследства до сих пор привлекает внимание.

Биография и карьера

Будущая звезда родилась в Харькове 12 ноября 1935 года, пережила 2 года оккупации. Окончив общеобразовательную и музыкальную школу, с первой попытки поступила во ВГИК. Популярностью у противоположного пола Людмила Гурченко пользовалась с юности, и на заре своей актерской биографии уже начала собирать коллекцию мужей.

К моменту получения первой роли она успела побывать замужем и развестись.

После успеха «Карнавальной ночи» в 1956 Гурченко нескоро удалось выйти за рамки амплуа водевильной актрисы. Приглашения на драматические роли она начала получать только после 40-летия.

Актриса в фильме «Карнавальная ночь»

На счету Людмилы Марковны:

  • полторы сотни образов, воплощенных в кино;
  • два десятка ролей, сыгранных в 6 театрах;
  • 17 музыкальных альбомов и 16 клипов, в том числе снятых с участием других звезд;
  • участие в многочисленных телепрограммах и неигровых проектах.

Также актриса и певица пробовала силы в качестве режиссера, композитора, написала 3 автобиографических книги.

Личная жизнь

У Людмилы Гурченко насыщенной была не только творческая биография, но и личная жизнь, «роковая женщина» сменила 6 мужей, но родила только одну дочь. Первым мужем 18-летней студентки стал 30-летний режиссер Василий Ордынский. Поговаривают, что Люся выходила за режиссера, рассчитывая на роли в его фильмах, но расчет не оправдался, и через год с небольшим супруги развелись.


Людмила Гурченко и ее первый муж Василий Ордынский

В Бориса Андроникашвили, учившегося во ВГИКе на сценариста, Гурченко влюбилась с первого взгляда. В 1958 начинающая актриса получила диплом, второй раз вышла замуж, а через год стала мамой. Брак по любви оказался не намного крепче и продолжительней первого, заключенного по расчету. Вскоре после рождения дочки Борис охладел к супруге, пошли слухи о его изменах, и просуществовавшая 2 года семья распалась.

Гурченко, сосредоточившись на карьере, переложила воспитание дочки на свою маму.

Через 2 года после развода она познакомилась с приемным сыном писателя Александра Фадеева. Александр Александрович на момент их встречи играл в театре, в кино еще не снимался. По его меркам, Людмила Гурченко была знаменитостью, да и просто очень привлекательной женщиной, и Фадеев постарался ее завоевать. Скоропалительный третий брак продлился всего 2 года, актеры не успели толком узнать друг друга до свадьбы, и семейная жизнь обернулась чередой разочарований.


Иосиф Кобзон стал третьим законным мужем Людмилы

Тут же начался роман с очередным поклонником, тогда еще восходящей звездой эстрады Иосифом Кобзоном. Гурченко познакомилась с будущим четвертым мужем на нелегком этапе своей биографии. Актриса жаловалась, что все режиссеры, к которым она обращалась в поисках работы, воспринимали ее как легкодоступную женщину и отвечали недвусмысленными предложениями. Кобзон в те годы был не настолько знаменит, чтоб поспособствовать карьере любимой, но его моральная поддержка оказалась очень ценной.

Интересно, что «две звезды» оформили брак через 3 года после начала романа, и лишь из-за того, что во время новогодних гастролей Кобзона, их с Гурченко отказались поселить в один гостиничный номер (советский «облико морале!»).

К счастью, начальница Самарского ЗАГСа оказалась поклонницей таланта обоих, и в срочном порядке расписала их, несмотря на выходной. Новоиспеченные супруги смогли занять один номер на законных основаниях.

Законный брак продлился примерно столько же, сколько добрачный роман. Две ярких творческих личности со сложными характерами не смогли создать семью и расстались в 1970. По слухам, Кобзон официально не развелся с Людмилой Гурченко на момент заключения брака с Нинель Дризиной, родившей певцу двоих детей. После разрыва очередных отношений 35-летняя актриса зареклась вновь выходить замуж. Но вскоре в ее жизни появился пианист Константин Купервейс. У певицы завязался роман с молодым аккомпаниатором, 14-летняя разница в возрасте их не смутила.


Людмила Гурченко и Константин Купервейс

«Попытка номер 5» оказалась более удачной. Регистрировать отношения Гурченко и Купервейс не стали, но в гражданском браке прожили 18 лет. Константин угадывал желания и выполнял капризы звездной супруги, и она была уверена, что наконец-то обрела свое женское счастье. Известие о наличии у гражданского мужа второй семьи оказалось для Людмилы Марковны ударом, в 1991 они расстались.

Тогда же Гурченко, исполнительница главной роли в фильме «Секссказка», познакомилась со 30-летним продюсером Сергеем Сениным. Поначалу актриса и не помышляла о серьезных отношениях с мужчиной, который был на 2 года младше ее дочки. Ситуация осложнялась наличием у Сенина жены и ребенка. Но в 93 он стал шестым мужем Гурченко, и этот брак продлился до самой смерти звезды в 2011. По некоторым данным, в 2010 она променяла мужа на молодого сожителя, красавца-фотохудожника Аслана Ахмадова. Слухи подогрела тематическая фотосессия Аслана и Людмилы, построенная на мифе об Эдипе.


Людмила Гурченко и Аслан Ахмадов

Осенью 2010 75-летняя Гурченко объявила о своей любви в шоу «Пусть говорят». Примерно в это же время ей приписывали роман с партнером по съемкам Максимом Авериным («Глухарем»).

Конфликт с дочкой

Рассказ о Людмиле Гурченко, ее биографии, личной жизни, мужьях можно проиллюстрировать многочисленными фото, где звезда запечатлена в разных сценических образах, в компании коллег по творческому цеху и любимых мужчин. А вот ее совместные фото с дочкой – редкость, Мария с рождения была обделена вниманием мамы-актрисы.

Девочка не пошла в мать ни красотой, ни талантом, да еще ей наперекор старалась безвкусно одеваться, всячески подчеркивала собственную непривлекательность. Из-за звездной тещи распался брак Марии Борисовны с Александром Королевым, хотя со временем они сошлись вновь.


Дочь актрисы

Разочарованная в дочке актриса, в 46 лет ставшая бабушкой, большие надежды возлагала на внука и внучку. Но внук в 16 лет умер от передозировки наркотиков, и Людмила Марковна обвинила в этом дочку, усугубив имевшийся конфликт.

Мать и дочь прекратили общение еще за 5 лет до трагической смерти Марка Королева. После очередного замужества звездной дочки ее мама отписала единственной внучке квартиру в столице. Елена Александровна прожила еще 6 лет, но завещание огласила при жизни, вбив очередной клин между Людмилой и Марией. Людмила Гурченко возмутилась, заявив, что квартира была куплена на ее деньги, и попыталась оспорить завещание в суде.


Внучка актрисы очень похожа на звездную бабушку

Из-за этого конфликта Мария появилась в доме матери только после ее смерти, претендуя на свою долю наследства.

Смерть и наследство

После перенесенного в феврале 2011 перелома бедра и тяжелой операции Людмила Марковна так и не успела оправиться. 30 марта она скончалась от сердечной недостаточности вследствие тромбоэмболии.

По словам Александра Ширвиндта, вечно молодая звезда просто не смогла смириться с наступлением старости и предпочла ей смерть. Посмертный грим создал Аслан Ахмадов, при жизни бывший личным гримером актрисы.


Людмила Марковна любила эффектные и женственные образы

2 апреля ее проводили в последний путь. Вопреки собственному желанию, актриса была похоронена не на Ваганьковском, рядом с родителями и внуком, а на Новодевичьем, по соседству с другими звездами.

Наследники, вдовец и дочка, делили имущество долгих 4 года. Сергей хотел сохранить их с Гурченко общую квартиру на Патриарших, планируя создать там музей. Мария не пришла в восторг от такого решения и потребовала причитающиеся ей по закону 25%. В результате достигнутого соглашения она получила взамен дачу в Новоглаголеве и солидную денежную компенсацию, а также ценные вещи матери.


Сергей Сенин и Гурченко

К слову, единственной настоящей драгоценностью в наследстве Гурченко оказались бриллиантовые серьги, подарок Баскова на 70-летие. Прочие украшения – качественная бижутерия.

Богатство не принесло Марии Борисовне счастья, в ноябре 2017 она скончалась от острой сердечной недостаточности в подъезде собственного дома, не успев дойти до больницы. В 2018 доля наследства Людмилы Гурченко, отвоеванная ее дочкой (около 20 млн. рублей), отошла к внучке и правнучке актрисы. А о творческом наследии Народной артистки лучше всего расскажет Музей-мастерская, все-таки открытый вдовцом к 80-летней годовщине со дня ее рождения.

Великая актриса Людмила Гурченко, личная жизнь, мужья которой будут представлены вашему вниманию в статье, неоднократно признавалась, что с юношеских лет была очень влюбчивой. Для нее любовь - это основной Сейчас имена любимых мужчин, которых актриса в свое время впустила в свое сердце, уже вошли в историю. Им было суждено не только сыграть в ее судьбе совершенно разные роли, но и определить в некоторой степени ход жизни великолепной актрисы.

Фронтовик

Когда восемнадцатилетняя Людмила уже была студенткой ВГИКа, она познакомилась с Василием Ордынским. Ему было тогда тридцать. И несмотря на возраст, они учились вместе, в той же мастерской, у тех же преподавателей. Правда, Василий уже заканчивал обучение. До этого он принимал участие в Великой Отечественной. Он прошел всю эту страшную войну. Весть о победе пришла к нему, когда он находился в Германии. Демобилизовали его только в 1948-м. После чего он решил стать режиссером, где встретил и будущую супругу. Заметим, еще в институте Ордынский начал снимать свои первые картины.

«Тайный» брак

Начинающий режиссер не на шутку заинтересовался будущей актрисой. С его стороны это была настоящая любовь с первого взгляда. Разница в возрасте ничуть не смущала его. Знакомые стали замечать, что с Людмилой он как будто переживал вторую молодость. Но, по большому счету, испытывала ли такие чувства Людмила, неизвестно. Дело в том, что этот союз и поныне остается тайной. Ведь на протяжении длительного времени их знакомые совершенно не знали о браке.

Многие считали, что актриса расписалась с ним в загсе из-за его имени. И соответственно, она, по их мнению, полагала, что супруг станет снимать ее в своих будущих фильмах. Честно говоря, сам режиссер всячески помогал ей. Он искренне хотел оправдать ее ожидания.

Так, для своего фильма, который назывался «Человек родился», он пригласил Людмилу. Она должна была исполнить главную роль в этом проекте. Но худсовет эту кандидатуру категорически отклонил.

Людмила была сильно разочарована. В итоге, прожив с Ордынским практически год, она написала заявление о расторжении брака. Режиссер пытался удержать ее, но эти попытки оказались тщетными. Он, говорят, очень сильно любил ее всю дальнейшую жизнь.

Кстати, лента «Человек родился» все-таки вышла на экраны. И несмотря на то что Гурченко не участвовала в съемках, она все-таки озвучила главного персонажа фильма.

Ну а самой актрисе спустя некоторое время предложили сняться в легендарной «Карнавальной ночи».

Второй брак и рождение дочери

После развода Людмила испытала настоящее сильное чувство. Она серьезно влюбилась. Ее избранником был учащийся сценарного отделения Борис Андроникашвили. Его отец был известным писателем. Кроме того, молодой сценарист был двоюродным братом режиссеров Г. И Э. Шенгелая.

Первая встреча между Людмилой и Борисом произошла в студенческой столовой. Симпатия была обоюдной, начался бурный роман. Вскоре эти отношения были официально зарегистрированы.

Сперва семейной идиллии, казалось, ничего не угрожало. Молодожены почти не расставались. И ждали своего первенца.

Актриса мечтала, что вскоре любимому супругу она подарит наследника, но появилась дочь - Маша. Она надеялась, что ребенок сможет унаследовать ее способности: актерский талант, пластику, голос и, в конце концов, ее элегантную фигуру. Но гены матери не перешли к ней, и, соответственно, актриса была сильно разочарована. В результате спустя годы они вообще перестали общаться. О смерти своей матери Мария узнала из сообщений СМИ. К сожалению, в 2017-м ее тоже не стало...

Когда родилась дочка, актриса была вынуждена заниматься новорожденной. А вот любимый муж почему-то все чаще и чаще отсутствовал.

Через некоторое время ей стало известно, что муж изменяет ей. Узнав об этом, без скандалов она сама решила подать на развод.

Бракоразводный процесс оказался очень тяжелым и дался ей нелегко. Теперь она поняла, что жертвенная любовь, как правило, несет лишь страдания и несчастья.

После развода

Когда актриса рассталась с супругом, на протяжении двух лет она жила одна. Но это были еще не все мужья Гурченко (фото Людмилы с ее вторыми половинками - в статье). Спустя некоторое время за ней начал ухаживать коллега по театру. При этом актер был женат. Говорят, он, несмотря на это, даже объявил своим друзьям, что женится на этой великолепной партнерше. Но Людмила приняла решение прекратить эти отношения. Но зато вышла замуж за другого мужчину. Ее супругом стал приемный сын именитого прозаика Александра Фадеева.

Александр Фадеев - младший также служил театру. Но, в отличие от супруги, он совершенно не блистал на сцене. Зато, благодаря отцовской славе, он жил более чем безбедно и вольно.

Их первая встреча была очень короткой. Они случайно встретились в одном из столичных ресторанов. После этого младший Фадеев принял решение добиться взаимности у актрисы. Он начал красиво ухаживать за ней, и в результате его план был полностью реализован. Людмила и Александр расписались в загсе. Но со временем актриса поняла, что ей очень тяжело ужиться с ним. Кроме того, сын советского классика считался завсегдатаем московских ресторанов, и его «гулянки» могли продолжаться беспрерывно.

Одним словом, Людмила признала свою ошибку и решила развестись.

Их брак длился два года. В дальнейшем актриса вспоминала, что этот союз был несколько обидным прочерком в ее судьбе…

В поисках счастья

Опыт семейной жизни с Фадеевым буквально потряс Гурченко. На протяжении нескольких лет Людмила вообще абстрагировалась от любых отношений. Она решила не подпускать к себе никого. И это, по большому счету, ей было, мягко говоря, совершенно несвойственно.

Через некоторое время она начала встречаться с артистом А. Веденкиным. Немногим позже она сблизилась с Борисом Диодоровым, который трудился художником. Он был спокойным и тихим человеком. Он с головой уходил в свое творчество, создавая знаменитые иллюстрации. А таковыми, к примеру, были рисунки к сказкам великого Андерсена. По слухам, Гурченко сильно давила на него. И если бы они не развелись, его жизнь, по словам супруга, была бы абсолютно разрушена.

Иллюстратор ушел от Гурченко, а той удалось найти нового спутника жизни.

Талантливый певец

Им был Иосиф Кобзон. Их первая мимолетная встреча в стенах театрального общества превратилась в серьезный роман. Певец долго ухаживал за любимой женщиной, и та в результате сдалась. Они поженились. Этот союз стал поистине событием всесоюзного значения. Людмила, казалось, смогла обрести свое женское счастье. Но вот ужиться творческим и сложным личностям было очень трудно.

Конфликтные ситуации начались, по сути, с первых дней ее замужества. Молодожены всегда пытались найти компромисс. Но эти попытки оказывались на поверку тщетными.

На протяжении трех лет они боролись друг с другом, чтобы стать победителем. В итоге Гурченко приняла принципиальное решение подать на развод.

Заметим, и актриса, и певец никогда не любили рассказывать об их совместных годах жизни.

Пианист

Расставшись с Кобзоном, Гурченко считала, что в ее жизни больше никаких мужей вообще не будет. И когда ей уже было почти сорок, она познакомилась с талантливым музыкантом. Он играл на пианино. А звали его Константин Купервейс. Муж Гурченко, биография которого стала интересовать всех поклонников таланта актрисы, был моложе Людмилы на четырнадцать лет.

Их первая встреча состоялась на Московском кинофестивале. Несмотря на разницу в возрасте и разность характеров, они довольно быстро сошлись.

Но в ЗАГС теперь актриса совсем не спешила. Ей хотелось узнать получше своего избранника.

Как бы то ни было, музыкант очень чувствовал характер возлюбленной. Он умел, как никто, «подстроиться под нее». В итоге официальный брак был зарегистрирован. Заметим, на тот момент дочери Людмилы было четырнадцать. И она стала именовать Купервейса исключительно папой.

Этот брак продлился почти двадцать лет. Константин был не только аккомпаниатором Людмилы и мужем, но и надежной опорой для нее. А она считала, что этот союз будет точно последним в ее жизни.

Супруг продолжал чутко чувствовать все настроения любимой жены. Он потакал ее слабостям и знал привычки. А она, в свою очередь, буквально его обожала и верила, что всегда может положиться на него.

Все рухнуло, когда Константин признался, что уже давно у него есть совершенно другая женщина. Кроме того, он был намерен уйти к ней. Это печальное известие, а потом и развод, стали самыми болезненными для Людмилы.

Последний роман

В 1991-м Гурченко познакомилась с продюсером и бизнесменом Сергеем Сениным. Он появился на свет в 1961-м в Одессе. После школы он стал студентом одного из технических вузов. Получив диплом, он трудился лаборантом в том же институте. Через некоторое время он решил кардинально изменить свою жизнь и устроился работать на Одесскую киностудию.

Именно тогда он встретил и будущую супругу. Их знакомство произошло на съемочной площадке. Шла работа над фильмом под названием «Секс-сказка». Картина снята по произведению Владимира Набокова.

Разумеется, изначально Людмила ни о каких отношениях с Сениным даже не помышляла. Ей уже было почти шестьдесят, а Сергею в два раза меньше. Но как бы то ни было, через некоторое время вся съемочная бригада с интересом начала наблюдать, как стремительно развился их любовный роман.

Актриса осознала, что с этим человеком не хочет расставаться ни на минуту. Кроме того, характеры отца Людмилы и Сенина очень похожи. Поэтому возлюбленный в шутку именовал ее «дочкой».

Однако продюсер был женат. Кроме того, у него был ребенок. Поэтому Сенин на тот момент не спешил подавать на развод. Но и скрывать эти отношения было довольно трудно. Ситуация сама по себе разрешилась, когда супруга Сергея узнала, что в его жизни появилась другая женщина. После этого она сама написала заявление о расторжении брака. А Гурченко и Сенин расписались в загсе.

Счастливый брак

Этот союз стал поистине самым счастливым в жизни великой актрисы. По ее признаниям, Сергей оказался по-настоящему очень близким человеком. Он искренне любил ее и был рядом до последних дней.

Этот брак продлился восемнадцать лет. По большому счету совместную жизнь муж Гурченко Сенин посвятил своей любимой женщине. И никогда не жалел об этом. Так, в творческом плане он сделал то, чего не смогли остальные. Специально для возлюбленной он подарил ей фильм-мюзикл. Речь идет о короткометражной ленте под названием «Люблю», которая состояла из музыкальных композиций и монологов. Дело в том, что этот жанр был мечтой великой актрисы. И благодаря Сенину это мечтание стало реальностью.

Кроме того, муж Гурченко Сергей Сенин продюсировал такие известные ныне проекты, как «Перезагрузка» и «Пестрые сумерки». В них Гурченко играла саму себя.

Одним словом, все мужья Людмилы Гурченко не дали ей того, что последний брак. По сути, он принес актрисе то, что она так долго искала. Это любовь, уважение, забота и, конечно же, понимание…

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Ранее считалось, что 12 октября 1492 года Америку открыл Христофор Колумб. Мореплаватель принял её за Индию, на поиски «западного пути» в которую и отправлялась его экспедиция.

История мореплавания насчитывает несколько тысячелетий. И с незапамятных времён в море ежегодно гибнет более двух тысяч судов. Почти каждый день ко дну идёт большой корабль водоизмещением 100 и более тонн. Конечно, плавсредств в прежние времена строили значительно меньше. Но ведь и техника тогда была самой примитивной, на борту не имелось даже рации, чтобы послать сигнал SOS. Так что погибало не каждое сотое, а каждое десятое судно. И теперь дно морей и океанов - это настоящее кладбище кораблей.

Среди выдающихся отечественных полководцев имя генерала от инфантерии, героя Отечественной войны 1812 года Петра Ивановича Багратиона занимает одно из первых мест. В честь него названы города, улицы и станции метро, однако детали непростой жизни этого выдающегося военачальника знают лишь профессиональные историки. Давайте же исправим эту ошибку…

Дмитрий Ильич Козлов (1919-2009) - дважды Герой Социалистического Труда, ведущий конструктор легендарной советской ракеты Р-7, заместитель начальника ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва. Во время Великой Отечественной войны Козлов служил на Волховском, а затем на Ленинградском фронтах, где в 1944 году получил тяжёлое ранение.

30 июня 2009 года у Коморских островов в море затонул аэробус А310-300, на борту которого находилось 153 человека. Единственной, кому посчастливилось выжить, стала 13-летняя француженка Байя Бакари. Воистину девочка родилась в рубашке, ведь шанс спастись в такой страшной катастрофе ничтожно мал. И всё-таки он есть! Доказательство тому - несколько случаев спасения, которые иначе как чудом не назовёшь.

«Это было потрясающе! У него очень сладкий вкус, вы можете ощутить аромат дуба и почему-то сильный запах табака. И там очень маленькие пузырьки» (Кристиан Экстром, ныряльщик).

Что вы, уважаемый читатель, знаете о Чукотке и чукчах? Над чукчами обычно посмеиваются - мол, недалёкие они. А между тем зря смеются. В царской России чукчи были практически независимыми - союзными, но неподвластными империи. Этот воинственный народ владел боевыми (и очень серьёзными) искусствами, а потому держал всех соседей в страхе.

В своё время, не такое уж и далёкое, эта диковинная летающая машина была совершенно секретной, знали о ней лишь немногие. Создал её авиаконструктор тоже во всех отношениях необычный, начиная с его биографии и заканчивая сконструированными им самолётами. Речь идёт о Роберте Людвиговиче Бартини и «Змее Горыныче», как прозвали одну из его удивительных машин. Примечательно то, что Бартини был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл его своим учителем.